СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по проведению занятий с детьми в начальной школе по формированию элементарных математических представлений

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по проведению занятий с детьми в начальной школе по формированию элементарных математических представлений

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по проведению занятий с детьми в начальной школе по формированию элементарных математических представлений»

Методические рекомендации по проведению занятий с детьми

в начальной школе по формированию элементарных математических представлений

  Для того что бы  достичь максимального педагогический эффекта на занятиях с детьми дошкольного возраст воспитателю следует соблюдать следующие организационно-педагогические требования:

  • любое занятие с детьми будь то фронтальное или индивидуальное должно организовываться при условии положительного эмоционального настроя ребенка к обучению

  • создавать доброжелательную атмосферу общения педагога с детьми (никаких упреков, резких высказываний в адрес ребенка за то, что он меньше других знает, хуже  что-то делать либо не успевает за другими детьми), детей между собой и с воспитателем;

  • обеспечить каждому ребенку близкую и понятную мотивацию деятельности (ради достижения желаемой цели старшие дошкольники могут выполнять работу, не вызывающую у них интереса);

  • использовать на  занятиях (особенно  на тех занятиях, где дети испытывают большие трудности) игровые приемы обучения, сюрпризные моменты, игры - соревнования, дидактические игры, с целью создания и поддержания интереса к процессу деятельности, а так же получению заданного результата.

На каждом занятии ребенок должен  пережить радость от преодоленной трудности, для этого от занятия к занятию для каждого ребенка необходимо специально планировать постепенное усложнение заданий, подбирать индивидуально ориентированную программу. Поддерживать и поощрять любое проявление детской пытливости и инициативы.

Педагог должен, научить детей удивляться, видеть необычное в ближайшем окружении, вызвать у ребенка желание понять и стремиться найти объяснение непонятному. Ни один из детских вопросов не должен оставаться без  внимания педагога.

И тогда вы обязательно достигните желаемого результата!

Методика математики в детском саду

Основная методика обучения математики в детском саду - обучение детей на занятиях. Занятия по математике в детском саду проводят с начала учебного года, т. е. с 1 сентября. В сентябре занятия целесообразно проводить с подгруппами (по 6-8 человек), но при этом охватить всех детей данной возрастной группы. С октября в определенный день недели занимаются сразу со всеми детьми.
Для того чтобы занятия дали ожидаемый эффект, их надо правильно организовать. Новые знания даются детям постепенно, с учетом того, что они уже знают и умеют делать. Определяя объем работы, важно не допустить недооценки или переоценки возможностей детей, так как и то и другое неизбежно привело бы к бездействию их на занятии.
Прочное усвоение знаний обеспечивается неоднократным повторением однотипных упражнений, при этом меняется наглядный материал, варьируются приемы работы, так как однообразные действия быстро утомляют детей.
Поддерживать активность и предупреждать утомление детей позволяет смена характера их деятельности: дети слушают педагога, следя за его действиями, сами совершают какие-либо действия, участвуют в общей игре. Им предлагают не более 2- 3 однородных заданий. На одном занятии дают от 2 до 4 разных заданий. Каждое повторяется не более 2-3 раз.
Когда дети знакомятся с новым материалом, продолжительность занятия может быть 10-12 минут, так как усвоение нового требует от малыша значительного напряжения; занятия, посвященные повторным упражнениям, можно продлить до 15 мин. Педагог следит за поведением детей на занятии и при появлении у них признаков утомления (частое отвлечение, ошибки в ответах на вопросы, повышенная возбудимость и пр.) прекращает занятие. Следить за состоянием детей во время занятий очень важно, так как утомление может привести к потере интереса детей к занятиям.

Продолжительность и интенсивность занятий на протяжении всего года увеличивается постепенно. В случаях, когда ребенок не готов к продолжительному восприятию материала, педагог может разделить содержание занятия на несколько частей. При этом необходимо соблюдать последовательность изучения материала. Новые знания даются детям постепенно, небольшими частями, с учетом того, что они уже знают и умеют делать. Определяя объем работы, важно адекватно оценивать возможности детей. Прочное усвоение математических представлений обеспечивается неоднократным повторением вариативных заданий и упражнений на занятиях, а также широким использованием практических и житейских ситуаций для применения и закрепления математических представлений. Это является полезным и важным для обогащения, накопления жизненного опыта детей, преодоления его ограниченности и несостоятельности. При этом меняется наглядный материал, варьируются приемы работы.

Содержание учебного материала должно включать в себя формирование

математических представлений и понятий; знакомство с зависимостями и отношениями, а также обучение математическим действиям в разных видах деятельности ребенка.

Объем учебного материала должен обеспечить познавательную активность детей и работу в течении времени, утвержденного СанПиН в доступном темпе.

Методы и приемы работы занятий должны иметь адекватное обоснование (отвечать возрастным особенностям детей, помогать усвоению новых знаний или закреплению поученных, применяться с учетом индивидуального и дифференцированного подхода).

Педагог должен постоянно следить за качеством усвоения знаний, формированием умений и навыков, вносить коррективы в ход организованной и неорганизованной образовательной деятельности ребенка в зависимости от выявленных особенностей формирования математических представлений (упростить или усложнить задание, вынести часть задания на прогулку, закрепить математическое представление в изобразительной деятельности и т. д.).

Подбор адекватных средств под тот или  ной вид организованной образовательной деятельности ( атрибуты для игр в «Магазин», наглядные математические пособия, дидактический материал и пр.). следует отметить, что одновременно должно демонстрироваться не более 1-2 наглядных пособий.

Организационная четкость комплексных и интегрированных занятий: ясная цель каждой структурной части занятий и подчиненность их главной дидактической цели занятия, четкое планирование занятий и правильное распределение времени между каждой структурной частью. Комплексные занятия должны реализовывать задачи из разных образовательных областей в равной степени.  Интегрированные занятия включают в себя другие виды деятельности ребенка, но не предъявляются требования к качеству их овладения, преследуя основную цель математического развития.

Структурные части занятий:

 Организация детей на занятии;

Повторение изученного, а предыдущих занятиях;

Актуализация чувственного опыта и опорных знаний с целью повторения пройденного и подведение к восприятию новых знаний;

 Сообщение нового материала воспитателем, восприятие и первичное осознание его детьми;

Повторение, обобщение и систематизация имеющихся знаний детей под руководством воспитателя и самостоятельной деятельности:

Подведение итогов занятия.

Взаимосвязь м6ежду видами образовательной деятельности в течении всего периода обучения (концентрический принцип).

Владение методикой организации математической деятельности, умение давать четкие лаконичные инструкции, сохраняя доброжелательное отношение к детям.

 Развитие культуры познания, интереса к математическим фактам и явлениям.

Переключение видов деятельности, проведение физкультминутки, динамических пауз, целесообразное распределение учебных материалов и видов работы.

Таким образом, основными требованиями к организации математического развития в ДОУ на данный момент являются:

Развивающий характер образовательной деятельности, направлен на развитие познавательной активности и раскрытие математических способностей ребенка;

Комплексно – тематическая модель организации математической деятельности;

В содержании образовательной деятельности должны быть представлены разные виды деятельности, развертывающиеся во всей своей структуре: мотив, цель, выбор средств, нахождение способов, выполнение,   контроль.

Организация методической работы с воспитателями

Эффективность методического руководства работой педагогов по формированию элементарных математических представлений зависит от реализации следующих условий.
1. Плановость. Содержание методической работы вытекает из конкретных задач дошкольного учреждения и предусматривается в годовом и месячных планах. В комплексе всех мероприятий методическое руководство работой по формированию элементарных математических представлений будет составлять какую-то определенную часть. 
Вместе с тем плановость предполагает возможность комплексного решения задач повышения методического уровня педагогов с целью улучшения качества воспитательно-образовательной работы в целом.
2. Целенаправленность. Цели и задачи методического руководства должны быть неразрывно связаны с целями и задачами воспитательно-образовательного процесса. Постановка цели — первоначальный и важнейший этап осуществления любого мероприятия. Известно, что одни и те же формы методической работы могут проводиться с разной целью. Цель определяет содержание работы, предусматривает конечный результат..
3. Систематичность. Методическое руководство будет по-настоящему эффективным, если намеченные в плане мероприятия будут составлять единую, связанную с общей целью систему воздействия на коллектив воспитателей.
4. Дифференцированный подход. Мастерство педагога, его отношение к делу, конкретные успехи или недостатки в работе составляют основные показатели, которые помогают руководителю определять конкретные цели и выбирать наиболее рациональные формы и приемы методической помощи воспитателю.
5. Проверка исполнения. Эффективность конкретных видов и форм методической работы должна проявляться в деятельности каждого педагога и как конечный результат в знаниях и умениях детей. Необходимо систематически проверять, как воспитатели реализуют в своей работе рекомендации руководителя. Контроль и проверка исполнения способствуют оперативному устранению имеющихся и возникающих недостатков и порождающих их причин.
6. Координированное. Согласованность в работе заведующего, старшего воспитателя и общественных организаций особенно необходима в организации контроля за учебно-воспитательным процессом. Обеспечение координационных действий в работе определяется правильным планированием.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!