СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по посещению уроков и внеурочных мероприятий

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Текст подготовлен с учетом нормативно-правовой документации актуальной на сегодняшний день, с использованием опыта работы образовательных учреждений (организаций), в том числе во время обучения в рамках реализации дополнительной профессиональной  программы работников образования (курсов повышения квалификации) 

 

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по посещению уроков и внеурочных мероприятий»

Министерство образования и науки Республики Татарстан

ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан»











Методические рекомендации

по посещению уроков и внеурочных мероприятий







Казань, 2013



УДК

ББК

ЗС45


Текст подготовлен с учетом нормативно-правовой документации актуальной на сегодняшний день, с использованием опыта работы образовательных учреждений (организаций), в том числе во время обучения в рамках реализации дополнительной профессиональной программы работников образования (курсов повышения квалификации)



Авторы-составители:

Федорова Т.Т., начальник Управления общего образования, к.п.н.

Салихова Л.Ф., проректор по учебно-методической работе, доцент кафедры менеджмента и экономики в образовании ГАОУ ДПО ИРО РТ, к.п.н.

Ахмерова Г.Р., начальник общего отдела Министерства образования и науки РТ

Закиева А.Ю., заведующая кафедрой современных образовательных технологий ГАОУ ДПО ИРО РТ, доцент, к.п.н.

Музаффарова М.Г., заведующая лабораторией национального образования, доцент кафедры поликультурного образования, к.п.н.















Данные материалы носят рекомендательный характер. Для гарантированной защиты образовательного процесса и его субъектов требуются правила, принятые компетентным органом (педсовет, совет директоров и т.д.). Предлагаем примерный регламент посещения и анализа уроков и внеурочных мероприятий, который может быть положен в основу локальных актов образовательных учреждений (организаций) в современной образовательной практике.







СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие………………………………………………………………...4

I. РЕГЛАМЕНТ ПОСЕЩЕНИЯ УРОКОВ…………………….……………..5

ПРАВИЛА ПОСЕЩЕНИЯ УРОКОВ …………………………………….5

1. Должностные лица и работники, обладающие правом посещать

уроки и внеурочные мероприятия……………………………...................5

2. Посещение урока или внеурочного мероприятия……….…………….6

3. Ограничения для процесса наблюдения на уроке

и внеурочном мероприятии……………………………………………....6

4. Наблюдение образовательного процесса на уроке

и внеурочной деятельности…………………………………………….....7

5. Статус информации, полученной при посещении урока…………….7

6. Анализ посещенного урока и внеурочного мероприятия…………….8

7. Документы, отражающие посещение уроков…………………………9

8. Сроки действия регламента и порядок его изменения………………..9

II. ПРОГРАММЫ НАБЛЮДЕНИЯ НА УРОКЕ………………………..….10

1) Изучение практики управления процессом разви­тия творческой и критической мыслительной деятельности обучающихся…………………10

2) Изучение учета психологических особенностей обучающихся. ……11

3) Изучение путей повышения эффективности и качества образовательного процесса…………………………………………………..12

4) Изучение самостоятельной деятельности на уроке………………….12

5) Эффективность деятельности педагогического работника по достижению образовательных результатов……………………………….. 12

6) Организация урока педагогического работника по самоуправлению учебно-познавательной деятельностью обучающихся. …………………. 13

7) Изучение вопроса организации педагогическим работником эффективного процесса обучения в условиях введения ФГОС …………13

КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ УРОКА…………………………………….…14

III. АНАЛИЗ И САМОАНАЛИЗ УРОКА ИЛИ

ПРОВЕДЕННОГО ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ. ………..………19

Самоанализ урока………………………………………………….……19

Самоанализ и самооценка урока преподавателем. …………………..20

Уровни самоанализа урока…………………………………………….20

Самоанализ урока (дидактический аспект) …………………….…….21

Самоанализ урока (традиционный самоанализ) …………………….22

Самоанализ урока (соблюдение логики урока) ………………………23

Самоанализ урока (для начинающих педагогов) ……………………24

Самоанализ проведенного урока (табличный вариант) ……………...26

IV. АНАЛИЗ УРОКА ………….…..……………………………………….28

Виды анализа и самоанализа урока………………………………………..29

V.ПРИМЕРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ АНАЛИЗА ПОСЕЩЕННЫХ УРОКОВ…………………………………………………………………….30

Анализ   урока  в соответствии с требованиями  ФГОС   НОО ……..30

Форма оценки качества урока (по рекомендациям МБУ ИМЦ)… …..34

Карта посещения урока (в соответствии с ФГОС ОО) ……………….31

Карта посещения урока в рамках тематического контроля

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся на уроках ………………………………………………………………………. 37

ПОСЛЕСЛОВИЕ……………………….……………………………………39

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О РЕГЛАМЕНТЕ ПОСЕЩЕНИЯ УРОКА…41







Предисловие


Данные материалы носят рекомендательный характер. Для гарантированной защиты образовательного процесса и его субъектов требуются правила, принятые компетентным органом (педсовет, совет директоров и т.д.). Предлагаем примерный регламент посещения и анализа уроков и внеурочных мероприятий, который может быть положен в основу локальных актов образовательных организаций в современной образовательной практике.

Отметим, что при осуществлении должностного контроля, а также при посещении уроков педагогических работников, реализующих основные образовательные программы начального, основного и среднего общего образования по предметам в образовательных учреждениях (организациях) руководитель образовательного учреждения (организации) мог воспользоваться рядом документов Минобразования Российской Федерации1.

Однако существующие нормативно-правовые документы, регламентирующие порядок посещения уровков, не раскрывают в полной мере потребность современной образовательной политики и практики в изучении состояния организации и качества образовательного процесса в условиях введения ФГОС ОО, нового Закона “Об образовании в Российской Федерации”. Так, кколичество посещений определяется только локальными актами образовательного учреждения (организации), например, Положением о внутришкольном контроле. Органы управления образования могут рекомендовать необходимое количество посещений уроков для определения качества работы образовательного учреждения (организации), но это весьма условные показатели2. 

Возникла потребность в оптимизации регламента и правил посещения уроков в соответствии с новыми реалиями

I. РЕГЛАМЕНТ ПОСЕЩЕНИЯ УРОКОВ

Исходя из целесообразности организации образовательного процесса и контроля его качества, настоящими методическими рекомендациями предлагается следующий регламент посещения уроков:

  • для заместителя директора по учебной работе обязательно посещение 2 мероприятий, 5-6 уроков;

  • для заместителей директоров по воспитательной работе 3-4 мероприятия и 4 урока;

  • директору образовательного учреждения (организации) обязателен просмотр 3 уроков, 1 мероприятие.


Правила посещения уроков


Урок учителя3это  основная форма учебного процесса в современной школе. Организационно урок характеризуется определённостью отводимого на него времени, постоянством состава учащихся, проведением по установленному расписанию, преимущественно в учебном классе (кабинете) и при коллективной форме обучения. Дидактически урок характеризуется единством дидактической цели, объединяющей содержание деятельности учителя и учащихся, определённостью структуры, диктуемой каждый раз конкретными условиями и закономерностями усвоения учебного материала.

Необходимо отметить правила посещения урока.

1. Должностные лица и работники, обладающие правом посещать уроки и внеурочные мероприятия4.

1.1. Без разрешения (согласия) педагогического работника его уроки и внеурочные мероприятия могут посещать руководители образовательного учреждения (организации), работники управления образования и информационно-методических центров.

1.2. Другие работники (ученые, журналисты, педагоги) посещают уроки и внеурочные мероприятия с разрешения директора образовательного учреждения (организации) и педагогического работника.

1.3. Родителям (законным представителям) для посещения урока в классе, где обучаются их дети, согласия и разрешения педагогического работника и руководства не требуется.

1.4. Не допускается посещение урока и внеурочного мероприятия лицами, не имеющими отношения к образовательному процессу и его субъектам.

1.5. Не допускается посещение уроков и внеурочных мероприятий обучающимися других классов.

1.6. Посещать открытые уроки и внеурочные мероприятия в рамках научно-практических конференций, методических семинаров и т.д. разрешается всем участникам.

1.7. По уважительным причинам (болезнь педагогического работника, отсутствие на уроке большого количества обучающихся из-за эпидемии и т.д.) педагогический работник имеет право просить перенести посещение урока должностными лицами на другое время.

2. Посещение урока или внеурочного мероприятия.

2.1. Посещение уроков и внеурочных мероприятий должностными лицами регулируется специальным планом, утвержденным компетентным органом (педсовет) или должностным лицом (директор или его заместитель).

2.2. График посещения уроков и внеурочных мероприятий в рамках плановых проверок доводится до сведения педагогических работников в начале учебного года (сентябрь).

2.3. Педагогические работники дополнительно информируют о посещении накануне урока и внеурочного мероприятия или в более ранние сроки (за неделю, за несколько дней).

2.4. Посещающие обязаны убедиться в отсутствии обстоятельств, препятствующих посещению (болезнь педагогического работника, низкая температура в классе и т.д.).

2.5. Педагогические работники обязательно заранее знакомят с целями посещения урока или внеурочного мероприятия.

2.6. Педагогический работник вправе знать имя и место работы посещающего, если тот является работником другой организации, и требовать от него предъявления служебного удостоверения.

2.7. Должностное лицо, обладающее правом контроля, может предварительно ознакомиться с тематическим и поурочным планами педагогического работника, с учебной программой.

2.8. Другие работники к ознакомлению с этими документами допускаются только с разрешения педагогического работника.


3. Ограничения для процесса наблюдения на уроке

и внеурочном мероприятии.

3.1. Запрещается появляться на уроке (внеурочном мероприятии) после его начала.

3.2. Запрещается покидать урок или внеурочное мероприятие до его завершения.

3.3. Руководство образовательного учреждения (организации) может прервать свое посещение только в исключительных ситуациях (несчастный случай и т.п.).

3.4. Запрещается вмешиваться в ход урока или внеурочного мероприятия.

3.5. Во время урока и внеурочного мероприятия запрещается беседовать с обучающимися, задавать им вопросы и т.д.

3.6. Запрещается выражать свое отношение к педагогическому работнику, обучающимися и к уроку выражением лица, мимикой и т.п.

3.7. Посещающий обязан выключить свой мобильный телефон.

3.8. Во время письменных работ (самостоятельных, контрольных) посещающий по предварительному соглашению с педагогическим работником может наблюдать за ходом их выполнения, прохаживаясь по классу.

3.9. В исключительных случаях – для эвакуации детей при возникновении угрозы их жизни и здоровью – должностное лицо может прервать урок.

3.10. Фотосъемки, аудио-, видеозаписи на уроке разрешаются только с согласия педагогического работника и руководства образовательного учреждения (организации).


4. Наблюдение образовательного процесса на уроке

и внеурочной деятельности.

4.1. Посещающий ведет запись своего наблюдения; должностные контролирующие лица делают записи в специальных журналах (тетрадях).

4.2. Аудио-, видеозаписи и фотосъемки не должны нарушать ход урока и создавать помехи для восприятия учебного материала обучающимися.

4.3. Обучающимся запрещается вести аудио- и видеозапись урока.

4.4. В конце урока (но не в перемену) посещающий по согласованию с педагогическим работником и руководством образовательного учреждения (организации) может задать вопросы учащимся или предложить им выполнить мини-задания.

4.5. Запрещается изменять ход и структуру урока по просьбе (требованию) посещающего.

4.6. Посещающему отводится отдельный стол позади ученических парт; сидеть за одной партой с обучающимся запрещается.

4.7. Посещающий имеет право использовать таблицы, карты для занесения результатов наблюдения5.

4.8. Посещающему запрещается задерживать обучающихся после звонка на перемену.


5. Статус информации, полученной при посещении урока.

5.1. Информация, полученная должностным лицом образовательного учреждения (организации), обладает статусом внутренней информации в рамках образовательного учреждения (организации); информация, полученная работниками управления образования — внутренняя информация этого органа.

5.2. Информация посещающего об уроке открыта для членов педагогического коллектива и управления образования.

5.3. Члены педагогического коллектива и работники управления образования вправе ознакомиться с информацией об уроке, на котором был посещающий.

5.4. Руководство образовательного учреждения (организации) и управления образования может ограничить распространение этой информации из соображений педагогической целесообразности и такта.

5.5. Информацию посещающего об уроке категорически запрещается доводить до сведения обучающихся и родителей.

5.6. Фото, аудио- и видеоматериалы с информацией об уроке могут использоваться в средствах массовой информации с разрешения педагогического работника, руководства образовательного учреждения (организации), управления образования и посещающего.

5.7. При использовании фото, аудио-, видеоматериалов в СМИ обеспечивается соблюдение авторских прав педагогического работника.


6. Анализ посещенного урока и внеурочного мероприятия.

6.1. Должностные лица, посетившие урок и внеурочное мероприятие, обязаны дать анализ.

6.2. Работники других организаций дают анализ лишь по просьбе педагогического работника.

6.3. Родители в интересах своего ребенка имеют право доводить свое мнение об уроке и внеурочном мероприятий до сведения педагогического работника и руководителей образовательного учреждения (организации) .

6.4. Педагогам образовательного учреждения(организации), посетившим урок, дается время на подготовку анализа и своего выступления по нему.

6.5. Посетившим урок запрещается давать его анализ на перемене.

6.6. Анализ дается в день урока (единственного или завершающего серию посещений) по окончании всех учебных занятий; отодвигать срок не рекомендуется.

6.7. В ходе анализа не разрешается выступать работникам, не посещавшим урок; руководители образовательного учреждения(организации) , не посещавшие урок, могут участвовать в анализе в качестве ведущих.

6.8. Педагог имеет право слушать анализ и оценку своего урока посещавшими этот урок.

6.9. Педагогический работник имеет право на самоанализ своего урока перед выступлениями посещавших его урок и на заключительное слово о своем согласии или несогласии с выступавшими.

6.10. Педагогический работник обязан реализовать рекомендации и замечания, высказанные должностными лицами.

6.11. Педагогический работник сам решает, участвовать ли ему в обсуждении его урока, проходившего в рамках научно-практической конференции, семинара, обмена опытом.

6.12. Посещающий, который изучает позитивный или инновационный опыт педагогического работника, обязан довести до сведения педагогического работника свое мнение об этих сторонах его урока.

6.13. Посетившие урок недолжностные лица могут по своему усмотрению дать рекомендации по улучшению учебно-воспитательного процесса.

6.14. Посещение уроков в период аттестации завершается составлением заключения о соответствии педагогической деятельности педагогического работника квалификационным требованиям той или иной категории.


7. Документы, отражающие посещение уроков.

7.1. Записи, сделанные должностными лицами при посещении уроков, обладают статусом документа и должны иметь признаки документа.

7.2. Сроки хранения таких документов – 5 лет, т.е. продолжительность межаттестационного периода.

7.3. Посещение уроков в рамках аттестации и других плановых проверок завершается составлением справки, имеющей статус и признаки документа.

7.4. Педагогический работник имеет право ознакомиться с содержанием записей посетивших его урок в рамках аттестации или плановых проверок.

7.5. Педагогический работник обязательно и под роспись должен быть ознакомлен со всеми документами, составленными после посещения его уроков.

7.6. Решение вопроса об ознакомлении с этими документами других членов коллектива находится в компетенции руководства образовательного учреждения (организации) .

7.7. Запрещается знакомить родителей и обучающихся с документами, характеризующими урок педагогического работника.


8. Сроки действия регламента и порядок его изменения.

8.1. Регламент утверждается педагогическим советом образовательного учреждения (организации).

8.2. Изменения (дополнения) в регламент вносятся педагогическим советом образовательного учреждения (организации).

8.3. Срок действия настоящего регламента не ограничен.



II. ПРОГРАММЫ НАБЛЮДЕНИЯ НА УРОКЕ

Посещение уроков администрацией ОУ/ОО преследует различные цели. Содержание учебного материала влияет на методы и приемы преподавания. Поэтому для посещения отбираются уроки, на которых ярче и полнее реализуются опыт и новации педагогического работника. Выбор определяется и тем, какое педагогическое явление планируется наблюдать. Так, об организации познавательной деятельности можно судить только по нескольким урокам с разным составом знаний, а о методах формирования системного знания — по урокам освоения теоретического материала. Обобщая инновационный опыт или интересуясь конкретным методом, необходимо иметь представление о сути изучаемых педагогических явлений6. Пусть даже интуитивное ощущение этого, но оно обязательно должно быть. Наблюдение без определенной цели — непродуктивный путь. Нужно знать и те новые подходы к проблеме, которые используют другие педагоги.

(Программы вручаются педагогическому работнику заранее, чтобы обес­печить профессиональное сотрудничество педагогического работника и руко­водителей ОУ, стимулировать педагогического работника к непрерывному самообразованию).

1) Изучение практики управления процессом разви­тия творческой и критической мыслительной деятельности обучающихся

Цель: изучить практику управления процессом разви­тия творческой и критической мыслительной деятельности обучающихся на уроке и вы­явить условия ее совершенствования.

1. Какие формы организации разви­тия творческой и критической мыслительной деятельности обучающихся использует на уроке педагогический работник? Способствуют ли они достижению цели урока и развитию интеллекта каждого обучающего?

2. Учит ли педагогический работник обучающихся сравнивать, анализиро­вать, прогнозировать, обобщать и систематизировать знания? Какие для этого использует методы? Как отбирает содержание? Ка­ковы результаты этой работы?

3. К каким средствам активизации внимания и мыш­ления обучающихся чаще всего обращается педагогический работник? Обеспе­чивают ли они развитие критического и творческого мышления?

4. На какой характер деятельности рассчитаны зада­ния для обучающихся? Способствуют ли они формированию универсальных учебных действий, включению каж­дого обучающегося в самостоятельный поиск знаний?

5. Как развивается речь обучающихся? Видны ли резуль­таты этой работы? В чем они проявлялись на уроке?

6. Место и роль игровых приемов при включении обучаю­щихся в различные виды разви­тия творческой и критической мыслительной деятельности.

7. Темп организации позновательного процесса на уроке и его влияние на развитие индивидуальных особенностей обучающихся.

8. Контроль и коррекция педагогическим работником уровня знаний обучающихся в процессе организации на уроке творческой и критической мыслительной деятельности обучающихся.

2) Изучение учета психологических особенностей обучающихся.

Цель: изучить учет психологических особенностей обучающихся для развития на уроке познавательной актив­ности обучающийхся.

1. Какие формы и методы использует педагогический работник для ак­тивизации учебно-познавательной деятельности обучающихся? Учитывает ли он возрастные и индивидуальные психологические особенности обучающийхся? Как это влия­ет на результаты УПД?

2. К каким средствам активизации внимания и мыш­ления прибегает педагогический работник? Эффективность их использова­ния в коррекции указанных психических процессов .

3. Каков характер общения педагогического работника с обучающимися? Влияет ли он на развитие познавательного интереса и мо­тивы учения. Особые приемы, к которым прибегает педагогический работник при общении с обучающимися разного возраста и уровня интеллектуального развития?

4. Новизна подходов педагогического работника к организации индиви­дуальной работы с обучающимися. За счет каких приемов удается реализовать ее на уроках в разных классах? Как они влияют на развитие познавательной активности обучающихся?

5. Как педагогический работник развивает речь обучающихся? К каким оригинальным приемам прибегает при этом? Есть ли про­движение в развитии различных видов речи обучающихся (письменной, устной, монологической, диалогической и др.).

3) Изучение путей повышения эффективности и качества образовательного процесса.

Цель: выявить пути повышения эффективности и ка­чества обучения.

1. Что нового появилось в практике работы педагогического работника? Как это отражается на результативности его уроков?

2. Приоритеты в целевой ориентации обучения на уроке. Роль обучающихсяв целеполагании и целеосуществлении, уровень их активности и в том, и в другом. Как это отражается на качестве знаний обучающихся и их развитии?

3. Удается ли педагогическому работнику и как именно гуманизировать процесс обучения? Какие успехи у него имеются в этом?

4. Новые подходы педагогического работника к отбору содержания, форм и методов обучения в целях гуманитаризации этого процесса и повышения его воспитательной результатив­ности. С помощью каких приемов они реализуются на уроке? Каковы результаты?

4) Изучение самостоятельной деятельности на уроке.

Цель: проверить, как педагогический работник организует самостоя­тельную работу.

1. Определить место самостоятельной работы на уроке, правильность и четкость постановки цели.

2. Изучить, какие виды самостоятельных работ прак­тикует педагогический работник, какова методика их проведения.

3. Обратить внимание, носят ли самостоятельные работы обобщающий характер, способствуют ли формированию у обучающихся общеучебных и специальных умений и навыков.

4. Установить, в какой мере осуществляется диффе­ренциация самостоятельных работ.

5. Определить качество выполнения самостоятельных работ, характер затруднений обучающихся, типичные недостатки.

5) Эффективность деятельности педагогического работника по достижению образовательных результатов.

Возможная программа наблюдения:

Цель: определить эффективность педагогического работника по формированию у обучающихся вычислительных навыков.

1. Пронаблюдать, какие меры и приемы использует педагогический работник по формированию вычислительных навыков на разных этапах урока.

2. Проследить, какое место на уроке отведено устным и письменным тренировочным упражнениям.

3. Выяснить, какова степень сложности формируемых вычислительных умений и навыков.

4. Выявить, какие виды дидактических средств использует педагогический работник для вычислительной тренировки обучающихся (учебник, раздаточные материалы, тетради с печатной основой и др.).

5. Обратить внимание, обучает ли педагогический работник приемам рационализации счета и способам самоконтроля.

6) Организация урока педагогического работника по самоуправлению учебно-познавательной деятельностью обучающихся.

Цель наблюдения: выявить и оценить пути формиро­вания умений у обучающийхся осуществлять самоуправле­ние учебно-познавательной деятельностью (УПД). Возможная программа наблюдения занятия.

1. Обучал ли педагогический работник обучающихся умению планировать предстоящую учебно-познавательную деятельность:

а) умение последовательно излагать знания (по плану в учебнике, по плану педагогического работника, по собственному плану);

б) умение выделять главное в излагаемом материале;

2. Обучал ли педагогический работник специальным приемам самоконтроля, рефлексии:

а) сличение промежуточного и конечного результатов с целью;

б) обучение специальным приемам самоконтроля (ре­шение задачи несколькими способами, прикидка резуль­тата и др.);

в) умение увидеть ошибку в работе товарища в про­цессе взаимопроверки;

г) самооценка качества выполнения работы.

3. Обучал ли педагогический работник работать обучающихся в определен­ном темпе:

а) обучение рациональным приемам деятельности;

б) самоорганизация в учебной деятельности;

в) концентрация внимания.

4. Оценить, как обучение общеучебным умениям ска­залось на результатах деятельности обучающихся (их актив­ности, внимательности и т.д.).

7) Изучение вопроса организации педагогическим работником эффективного процесса обучения в условиях введения ФГОС

Цель: изучить работу педагогического работника по организации процес­са обучения.

1. Выявить и оценить средства, которые использовал педагогический работник для организации действий обучающихся по приня­тию дидактической цели урока и задач его этапов.

2. Какие средства активизации использовал педагогический работник при подготовке обучающихся к активной деятельности по изучению нового учебного материала. Оценить.

3. Выделял ли педагогический работник базисное содержание, подле­жащее обязательному усвоению.

4. Какие средства активизации использовал педагогический работник для включения каждого обучающегося в овладение базисными знаниями.

5. Адаптировал ли педагогический работник к интересам и возможнос­тям обучающегося учебное содержание, методы и приемы обуче­ния, формы организации УПД.

6. Оценить соответствие выбора средств активизации триединой дидактической цели и задачам урока.

7. Оценить результаты обучения.


В ходе анализа вы можете задать педагогическому работнику уточняю­щие вопросы. Например:

1. Объясните, почему именно такие средства активи­зации Вы использовали на... этапе урока?

2. Какие затруднения испытывали в реализации уче­ния обучающихся?

В целях понимания, какая стратегия вырабатывается в классе по формированию учебно-познавательной дея­тельности, можете провести анкетирование обучающихся. (Дается в конце учебного дня).


Право ознакомиться с планом урока действует исключительно в день посещения. Недолжностному лицу документы (в том числе планы) педагогический работник показывает по своему усмотрению. Информацию об уроке посещающий записывает на бумаге, а на диктофон, аудио или видео — только с согласия педагогического работника. Целесообразно использовать таблицы, карты, другие трафареты: они облегчают и запись, и обобщение результатов.


КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ УРОКА дата_____________


Педагогический работник


Класс


Цель посещения



Тема урока


Целеполагание Задачи урока, пост. перед детьми


ТИП урока


ВИД урока

Традиционный, исследование, аукцион, игра, путешествие, семинар, зачет, другое _________________________________

Начало урока

Орг.момент

Мотивация

Приветствие ____, проверка готовности к уроку___

Этапы урока


Четкое соблюдение

Необходимость временного регламента

Получение продуктивной обратной связи

Связь этапов урока с типом и видом урока

Целесообразность наличия или отсутствия этапов

Готовность педагогического работника к уроку

Наличие плана ____, продуманность методов, приемов ____, теоретические знания ___, логика изложения, научность

Характер педагогического общения на уроке

1. Уважительное и внимательное выслушивание отвечающего, независимо от уровня его успеваемости. 2. Обращение к обучающимся по имени.

3. Поддержка учеников улыбкой, прикосновениями и т.д.

4. Поощрение чувства независимости, уверенности в себе при ответе.

5. Стиль общения: авторитарный; сотрудничество, ведущая деятельности педагогического работника; координация деятельности обучающихся, совместная работа.

Валеологический аспект

1. Гигиенические требования к кабинету.__ 2. Поза обучающихся, контроль осанки.__ 3. Интеллектуальная активность обучающихся __ , 4. наличие эмоциональных пауз ___, 5. Чередование позы обучающихся ___

Организация внимания

Урок начинается со стимулирующего введения __, в течении урока меняются формы учебной деятельности___ ; педагогический работник «держит» внимание детей ___

Организация повторения основного материала

А. повторение спланировано ___, Б. в работу на повторение включаются слабые обучающиеся ___, повторение проводится на уровне воспроизведения ___, повторение проводится на уровне систематизации и обобщения знаний ___, повторение проводится в измененной ситуации ___.

Повторение организовано через:

- работу в парах

- диалог

- беседу

- групповую деятельность

- коллективную деятельность

Формы контроля

Самоконтроль, взаимоконтроль, контроль педагогического работника.

Рефлексия

На каждом этапе урока

В конце урока

Целесообразность использования

Методы контроля знаний, умений, навыков, способов деятельности.

Устные (фронтальный опрос, индивидуальный опрос, игровые моменты, ___________ )

Письменные (тестирование, ответ на вопрос, решение задач, упражнений, ___________)

Культура устной речи (отвечать на вопросы, ставить вопросы, вести диалог, пересказ, рассуждение, умозаключение, умение слушать и слышать)

Уровень изложения

Проводится подготовка обучающихся к воспроизведению нового материала ___, в материале выделены наиболее трудные места ___, содержание объясняется через:

- проблемную ситуацию

- самостоятельную работу обучающихся

- домашнее задание

- антиципацию (предвосхищение)

- учебник

- другое

Новый материал дается с помощью подходящих и понятных учащимся слов ___, ключевые моменты отражены на доске ___, приводятся аналогии и примеры___

Используемые методы

Объяснительно – иллюстративные (рассказ, описание, упражнение, беседа, практическая работа, анализ таблицы, схемы)

Репродуктивные (пересказ прочитанного, списывание готового материала с доски, выполнение заданий по образцу, анализ по алгоритму, работа с книгой)

Проблемно – сообщающие (объяснение причин различия в фактах, процессах. Объяснение с опорой на наглядность, доказательства путем сравнения подобий предметов).

Частично – поисковые (эвристическая беседа с последующим выводом, комментирование практических действий с выводом, выбор предметов подтверждений с опорой на наглядность, перенос общих признаков известного на новое).

Исследовательские (работа с текстом по поиску, самоанализ нескольких таблиц по поиску общего вывода, практические действия с последующим доказательством закономерности). Другие _______________________________

Методы и приемы как инструмент развития личности

Прием актуализации субъектного опыта, проблемные (проблемное изложение, частично – поисковое, исследовательский); диалоговые; игровые; рефлексивные; практические; индуктивные; дедуктивные; создание ситуации выбора и успеха;

Реализация компетентностного подхода

1. Социальные -

2. Поликультурные –

3. Коммуникативные –

4. Информационные –

5. Саморазвитие и самообразование –

6. Продуктивной творческой деятельности.

Темп урока

Очень плотный, плотный, средний, не высокий, очень медленный

Оценка обучающихся

Система оценивания ____________________________________________________ Оценка не связана с личным отношением педагогического работника к обучающемуся ___, выставляя оценку, педагогический работник объясняет ее__, учащиеся поощряются за конкретную работу __, деятельность обучающихся не остается без внимания педагогического работника ___.

Учащиеся на уроке

Активность – высокая, средняя, низкая. Интерес обучающихся, увлеченность _____. Уровень знаний – восприятие __, осмысление ___, запоминание ___, применение в сходной ситуации ____, в новой ситуации____.

Использование средств обучения

Наглядные пособия (таблицы, карты, схемы, картины),

Дидактические материалы (карточки, ______________)

Мотивация на уроке

1. постановка цели, планирование, рефлексия. __ 2. Через осознание необходимости изучаемого ____ 3. Использование игр ___, состязательности ____. 4. Через успешность ___. 5. Через отрицательные последствия ___. 6. Через формирование ответственности («должен») ____ 7. Через одобрение деятельности ____. 8. Через интерес к новому ___. 9. Через индивидуальные, творческие задания ____. 10 Через самостоятельную работу обучающийхся ____. 11. Через анализ собственных результатов ____. 12. Другое __________________

Развитие познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД

Познавательный интерес (задания: дифференцированные, эмоционально – привлекательные, с недостающими и лишними данными, творческие задания);

Самостоятельная работа: по заданному образцу, по правилам, конструктивные, требующие творческого подхода).

Различные формы обучения: индивидуальная, парная, групповая, общеклассная).

Задания на развитие дивергентного мышления, конвергентного мышления.

Формирование личностных УУД


Достижение метапредметного результата


Межпредметные связи.


Композиция урока

Логичность в подаче материала _____, наличие выводов и обобщений ____, четкость переходов от одного этапа к другому ___, завершенность, итог урока ______.

Этапы урока

Организационный момент, мотивирующее начало, этап проверки д.з., этап актуализации с.опыта, изучение нового материала, первичная проверка знаний обучающихся и способов деятельности, закрепление знаний и способов деятельности, применение знаний и способов деятельности, обобщение и систематизация, контроль и самоконтроль, этап коррекции, этап информации о домашнем задании, этап рефлексии.

Уровень усвоения информации

Репродуктивно – ученический, репродуктивно – алгоритмический, продуктивный, продуктивно - творческий

Домашнее задание

Дается инструктаж __, даются задания на повторения __, дается индивидуальное задание __, соответствует содержанию урока __, перегрузка домашним заданием___

Урок окончен

Вовремя ___, после звонка ____.

Основные моменты хода урока

Вывод, пожелания педагогическому работнику :













III. АНАЛИЗ И САМОАНАЛИЗ УРОКА ИЛИ ПРОВЕДЕННОГ ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ.

Анализ урока, если он дается на конференции или семинаре, начинается с самоанализа педагогического работника. Потом урок оценивают посещавшие его. Должностные лица (методисты, завуч) имеют право рекомендовать, все остальные только советуют — или по своему усмотрению, или по просьбе педагогического работника. После этого педагог может высказать свое согласие или несогласие с критикой и замечаниями. Неукоснительно соблюдается и такое правило анализа: позитивные оценки — вначале, а критика — потом. Негативную информацию о своем уроке педагогический работник имеет право получать в частной беседе. Замалчивание недостатков наносит существенный урон учебно-воспитательному процессу.

САМОАНАЛИЗ УРОКА - это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным, учитывая успехи и продвижения учащихся. Без самоанализа невозможно:

•        построить целостную систему обучения;

•        повысить мастерство, развить творческие способности;

•        обобщить передовой педагогический опыт;

•        сократить затраты времени на техническую работу;

•        обеспечить психологический комфорт и самозащиту учителя.

Самоанализ урока, как один из инструментов самосовершенствования учителя, формирования и развития его профессиональных качествдает возможность:

формировать и развивать творческую сознательность, проявляющуюся в умении сформулировать и поставить цели своей деятельности и деятельности учеников;

развить умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения педагогических целей;

формировать умение четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;

формировать педагогическое самосознание учителя, когда он постепенно начинает видеть, понимать необходимую и существенную связь между способом его действий и конечным результатом урока.

От умения анализировать свой собственный урок, конкретные педагогические ситуации, возникающие на нем, результаты педагогических воздействий на ученика, результаты своего труда во многом зависит умение учителя спланировать” организовать, проконтролировать, отрегулировать свою педагогическую деятельность. От самоанализа урока во многом зависят педагогическое мастерство учителя, производительность его педагогического труда.

Основные требования к анализу урока учителем:

•        цель и задача анализа темы;

•        знание основ дидактики, психологии, методики, программ, нормативных требований и методических рекомендаций;

•        умение выделять позиции и показатели, по которым необходимо анализировать свой урок;

•        характеристика особенностей учащихся и их учет в работе на уроке;

•        обоснование образовательных, воспитательных и развивающих задач урока;

•        обоснованность намеченного плана урока, его типа, структуры, содержания, методов и средств;

•        психологическая и педагогическая оценка системы учебных задач, заданий и упражнений, выполняемых учащимися на уроке;

•        оценка развития самостоятельности мышления учащихся на различных этапах урока;

•        выполнение намеченных задач урока;

•        оценка педагогической целесообразности действий и фактов на уроке;

•        умение показать взаимосвязь этапов урока и оценить их;

•        удовлетворенность (неудовлетворенность) проведенным уроком (или его отдельными этапами);

•        намечаемые меры по устранению недостатков.

САМОАНАЛИЗ И САМООЦЕНКА УРОКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ.

При самоанализе урока преподаватель  дает:

•        краткую характеристику целям, которые ставил и анализирует их достижение;

•        информацию об объеме материала и качестве его усвоения учащимися;

•        характеристику применяемых методов работы с учащимися и оценивает их;

•        оценку активности учащихся и обосновывает использованные приемы организации их труда;

•        самооценку отдельных аспектов своей деятельности (речь, логика, характер отношений с учениками).

В заключении преподаватель высказывает свои предложения по улучшению качества урока и намечает меры по совершенствованию своего педагогического мастерства.

УРОВНИ САМОАНАЛИЗА УРОКА

1.        Эмоциональный – непроизвольный уровень, когда учитель чувствует удовлетворенность или неудовлетворенность своей педагогической деятельностью.

2.        Оценочный, когда оценивается соответствие результата урока намеченному целям и плану.

3.        Методический, когда анализируется урок с позиций существующих требований к уроку.

4.        Рефлексивный, когда определяются причины и вытекающие из них последствия. Это высший уровень анализа, для осуществления которого необходимо привлечь психолого-педагогическую теорию.

Среди основных недостатков анализа уроков педагогами являются: бессистемный характер анализа, слишком общие замечания по уроку, стремление пересказать урок, выдвижение на передний план несущественных достоинств и недостатков, нерешительный характер анализа и др.

При самоанализе многие учителя затрудняются объяснить (доказать) целесообразность выбора тех или иных методов обучения и структуры урока, их обусловленность содержанием учебного материала, целевыми установками урока, уровнем подготовки учащихся конкретного класса.

САМОАНАЛИЗ УРОКА (дидактический аспект)

1. Оценка общей структуры урока.

К какому типу урока может быть отнесен данный урок? Каково место урока в теме, разделе, курсе? Четко ли выделены элементы урока данного типа и правильно ли определена дозировка времени, отводимая на каждую часть урока?

2. Реализация основной дидактической цели урока.

Все ли требования программы по данной теме (вопросу) получили отражение в уроке? Насколько активны были учащиеся при ознакомлении с новым материалом (восприятие, понимание, пробуждение познавательного интереса)? Верно ли продумана методика решения отдельных “блоков” нового материала?

Как и что следовало изменить в изучении нового материала и почему?

Имела ли место организация первичного, сопутствующего закрепления (в процессе ознакомления с новым, на специально выделенном этапе урока)? Как осуществлялась проверка качества знаний, умений и навыков учащихся (каким был охват учащихся, принцип вызова и т.п.)?

3. Осуществление развития учащихся в процессе обучения.

Имело ли место вовлечение учащихся в основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация, систематизация)? Осуществлялись ли внутрипредметные и межпредметные связи? Были ли использованы средства развития творческого мышления? Сообщалась ли на уроке какая-либо информация для общего развития? Имело ли место эстетическое развитие учащихся?

4. Воспитание в процессе урока.

Были ли полностью использованы воспитательные возможности содержания учебного материала? Какая работа велась по формированию мировоззрения? Как была обеспечена на уроке связь обучения с жизнью? Были ли использованы воспитательные возможности оценки знаний? Каково было воспитательное воздействие личности самого учителя?

5. Соблюдение основных принципов дидактики.

Правильно ли была организована деятельность учителя и деятельность учащихся с позиции реализации принципов обучения?

6. Выбор методов обучения.

Соблюдались ли общие требования к выбору методов обучения (в зависимости от общей целевой направленности, дидактической цели, специфики учебного материала, предмета, возраста и индивидуальных особенностей учащихся и т.п.)?

7. Работа учителя на уроке.

Какие виды деятельности учителя имели место на уроке и в каком соотношении (речевая деятельность, слушание, записывание, помощь учащимся и др.)? Был ли достигнут контакт с классом.

8. Работа учащихся на уроке.

Какой была активность учащихся на разных этапах урока? Какими были виды деятельности учащихся на уроке? Обращалось ли внимание на культуру труда? Какая дисциплина была на уроке и почему?

9. Гигиенические условия урока.

Достаточна освещенность классной комнаты: Сидят ли учащиеся с учетом их здоровья, роста, успеваемости? Удачно ли составлено расписание?

10. Некоторые социальные задачи.

Задачи, связанные с решением педсовета, метод объединения или продиктованы исследованием школы.

В зависимости от момента анализ может проводиться не по всем параметрам, а по двум-трем из перечисленных.

Самоанализ – это уже начало подготовки учителя к следующему уроку. В настоящие время многие ученые и практики сходятся на том, что педагоги должны владеть различными схемами урока и анализировать урок применительно к различным целям.

САМОАНАЛИЗ УРОКА (ТРАДИЦИОННЫЙ САМОАНАЛИЗ)

Группа ______________кол-во присутствующих ________ кол-во по списку_______

Тема урока_____________________________________________________________

Тип урока и его структура__________________________________________________

1. Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим?

2. Краткая психолого-педагогическая характеристика группы (количество учащихся, присутствующих, количество «слабых» и «сильных» учащихся, активность учащихся на уроке, организованность и подготовленность к уроку)

3. Какова триединая дидактическая цель урока (обучающая, развивающая, воспитывающая). Дать оценку успешности  в достижении целей урока, обосновать показатели реальности урока.

4. Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на  результатах обучения на уроке.

5. Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап.

6. Отбор дидактических материалов, ИКТ, наглядных пособий, раздаточных материалов в соответствии с целями занятия.

7. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся?

На каких этапах занятия? В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний учащихся?

8. Психологическая атмосфера на занятии

9. Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?

10. Наметить перспективы своей деятельности.

Примерный план самоанализа урока



САМОАНАЛИЗ УРОКА (соблюдение логики урока)

Класс___________________________________________________________
Тема урока_______________________________________________________
Тип урока и его структура__________________________________________

1. Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?
2. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (количество слабоуспевающих, сильных учащихся). Какие особенности уча¬щихся были учтены при планировании урока?
3. Какова триединая дидактическая цель урока, её обучающий, развивающий, воспитательный аспекты, дать оценку успешности в достижении ТДЦ урока, обосновать показатели реальности урока.
4. Отбор содержания, форм и методов обучения в (соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на результатах обучения на уроке. 
5. Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли "связки" между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап.
6. Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целью урока. 
7. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В какой форме и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний?
8. Психологическая атмосфера на уроке и общение учащихся и учителя.
9. Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?
10. Наметить перспективы своей деятельности.


Самоанализ урока (для начинающих педагогов)

__________________________ Педагогический работник _____________________________ класс __________________ Дата_________

  1. Задачи урока: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    1. цель конкретна, но не продуктивна;

    2. цель конкретна, но сформулирована педагогическим работником,

    3. цель конкретна, сформулирована совместно с учащимися.

  2. Тип урока_________________________ вид урока _______________________________

  3. Формирование мотивации:

    1. уделяется внимание,

    2. использование внешних стимулов (отрицательных, положительных)

    3. использование методов, побуждающих внутреннюю мотивацию обучающихся (указать каких).

  4. Планирование деятельности:

    1. план деятельности не обсуждается

    2. план деятельности предлагается педагогическим работником,

    3. совместное обсуждение плана деятельности.

  5. Методы и приемы при опросе домашнего задания (контроле знаний) _______________________________________________________________________________________________________________________________

  6. Опора на субъектный опыт обучающихся (перечислить конкретно):

6.1. отсутствие

6.2. слабо выражена,

6.3. методически правильно проведена.

  1. Организация повторения основного материала (указать используемые методы и приемы)

______________________________________________________________

  1. Оцените работу детей при опросе домашнего задания ______________________________________________________

  2. Методы и приемы при изучении новой темы (указать конкретно, а не обобщенно) ____________________________________________________________________________________________________________________________________

  3. Виды познавательной деятельности:

    1. репродуктивный,

    2. частично – поисковый,

    3. поисковый с элементами микроисследования

  4. Какие методы и приемы вы использовали для развития личности обучающихся __________________________________________________________________

  5. Создание ситуации успеха, выбора (перечислить):

    1. отсутствие ситуации,

    2. частично, однообразно:

    3. создание 2-3 ситуаций:

  6. В чем выражалась, на Ваш взгляд, самостоятельная деятельность детей на уроке? _____________________________________________________________________________________________________________________________

  7. Какие формы творческой деятельности использовали?__________________________

  8. Формы организации учебно – познавательной деятельности (перечислить):

    1. однообразие форм,

    2. сочетание 2 – 3 форм:

    3. широкий арсенал, использование интерактивных форм:

  9. Как вы развивали интеллектуальную активность обучающихся ____________________________________________________________________________________________________________

  10. Создание образовательного продукта:

    1. не выражено,

    2. слабо выражено,

    3. ярко выражено.

  11. Какие валеологические приемы Вы использовали? __________________________________________________________________

  12. Как вы реализовывали компетентностный подход __________________________________________________________________

  13. Рационально ли Вы использовали время урока? _________________________________________________________________

  14. Контроль знаний:

    1. контроль педагогического работника, отсутствие комментария оценок,

    2. контроль педагогического работника с комментарием отметок.

    3. разнообразие видов и форм, само – и взаимоконтроль, сочетание качественной и количественной оценки.

  15. Формирование рефлексивных умений:

    1. отсутствие данного этапа,

    2. не продуман этап,

    3. методически грамотное использование приема (описать):

  16. Какие межпредметные связи Вы использовали?

______________________________________________________________

  1. Как Вы стимулировали обучающихся в классе на активную работу? _________________________________________________________________

  2. Домашнее задание:

    1. объявлено после звонка,

    2. записано в дневники,

    3. запись в дневник с объяснением.

  3. Использование современных образовательных технологий:

25.1 традиционная,

25.2 личностно – развивающая.

25.3 диалог, полилог.

  1. Какую технологию Вы использовали на этом уроке? __________________________________________________________________

  2. Вы выполнили поставленные перед собой и классом задачи? __________________________________________________________________

  3. Как бы Вы оценили свой урок? __________________________________________________________________

  4. Что еще хотите дополнить про свой урок? ____________________________________________________________________________________________________________________________________


Самоанализ проведенного урока (табличный вариант)

Вопросы для итогового анализа

Оценка оптимальности действия учителя

1

Как были спланированы и поставлены перед учениками задачи урока?

Оптимально, не оптимально, улучшить планирование таких-то задач

2

Как можно оценить избранную учителем структуру основных элементов урока и время, выделенное на каждый из них?

 

3

Как можно оценить избранное содержание урока?

 

4

Можно ли считать оптимальным (для данной темы, подготовленности класса и возможностей учителя) избранное сочетание методов преподавания, стимулирования и контроля

  • при опросе

  • при изучении нового материала

  • при закреплении

  • при обобщении изученного

 

5

Насколько удачным оказалось сочетание обще классных, групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса на уроке. Обеспечило ли оно дифференцированный подход к слабоуспевающим и наиболее подготовленным ученикам?

 

6

Рационально ли использовались на уроке средства наглядности, ТСО и пр.?

 

7

Творческое применение имеющихся педагогических инноваций, педагогические достижения на уроке:

  • составление опорных схем, конспектов

  • использование обучающих программ;

  • составление заданий и задач с развивающим содержанием;

 

8

Как можно оценить стиль общения учителя с учениками на уроке, соблюдение педагогического такта?

 

9

Соблюдались ли на уроке необходимые гигиенические условия, применялись ли способы поддержания работоспособности учеников?

 

10

Насколько успешно решены на уроке задачи образования, воспитания и развития школьников?

 

11

Правильно ли определен объем, сложность домашнего задания, умело ли проведен инструктаж?

 

Было бы наивно думать, что учительство в своей основной массе само овладеет методикой системного самоанализа урока. Этому надо учить, настойчиво и систематически. И первыми учителями должны стать руководители школ, овладевшие методикой системного анализа урока.

Методика системного самоанализа урока в своей основе мало чем отличается от методики системного подхода к анализу урока руководителем школы, но тем не менее имеет свою определенную специфику, связанную с субъектом анализа – учителем. Поэтому умение провести самоанализ принесёт плоды тому, кто его будет регулярно использовать в своей работе.

Не зря писал французский драматург, памфлетист и поэт Пьер Гренгор (Гренгуар)

“Кто на себя глядит, свой видит лик,

Кто видит лик свой, цену себе знает,

Кто знает цену, строг к себе бывает,

Кто строг к себе - тот истинно велик!

Анализ и самооценка урока есть необходимый элемент педагогического творчества. В ходе анализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок как бы со стороны, осознать его как явление в целом, осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками. Это-рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности. Оценка профессионального мастерства учителя – позволяет постоянно выявлять профессиональные затруднения, своевременно оказывать учителю помощь, видеть его рост, способствовать успешной аттестации.

Перед нами часто встает проблема: по каким критериям оценивать современный урок, как лучше анализировать его эффективность и качество? На уроке, как в фокусе, концентрируется вся деятельность педагога, его научная подготовка, педагогические навыки, методические умения, способность организовать самостоятельную работу всех школьников. Реальная ценность урока — его результат; степень усвоения материала учениками.

АНАЛИЗ УРОКА – это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения учащихся.

К числу основных критериев оценки урока относится в первую очередь соблюдение на нем принципов обучения, а также критериев оценки деятельности школы, утвержденных Министерством просвещения.

Опираясь на эти требования, мы можем проанализировать

  1. само построение учебного процесса на уроке,

  2. выявить оптимальность задач,

  3. рациональность избранного учителем содержания урока, форм и методов обучения.

Но эффективность обучения в конечном счете определяется не тем, что хотел дать учитель, а тем, что получили ученики во время урока. Поэтому при оценке урока надо выявлять уровень решения всех его основных задач – образовательных, воспитательных, а также задач развития школьников.

Анализ и самоанализ урока должен быть направлен на сопоставление выдвинутых общеобразовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами. Цель анализа заключается в выяв лении методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся на уроке, которые приводят или не приводят к позитивным результатам. Основной же задачей при этом является поиск резервов повышения эффективности работы учителя и учащихся.

ВИДЫ АНАЛИЗА И САМОАНАЛИЗА УРОКА

1 – краткий (оценочный) анализ – это общая оценка учебно-воспитательной функции урока,  достижение основных целей и задач;

2 – структурный (поэтапный) анализ – это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся;

3 – системный анализ – это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов обучения;

4 – полный анализ – это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока,        проводится с целью изучения и разбора всех аспектов урока;

5 – структурно-временной анализ – это оценка использования времени урока по каждому его этапу;

6 – комбинированный анализ  это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов;

7 – психологический анализ – это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа);

8 – дидактический анализ – это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся и т.п.);

9 – аспектный анализ – это рассмотрение отдельных элементов урока с точки зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся;

10-  комплексный анализ - в единстве и взаимосвязи целей, содержания, форм и методов организации урока.

Наиболее распространенными типами анализа являются полный, комплексный, краткий и аспектный. 

Таким разнообразием подходов обусловлено и наличие многочисленных схем анализа урока, в которые могут быть внесены разнообразные основные положения.

С этой целью можно предложить следующую схему анализа урока.







ПРИМЕРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ

АНАЛИЗА ПОСЕЩЕННЫХ УРОКОВ

Анализ   урока  в соответствии

с требованиями  ФГОС   НОО 

Цель посещения:

Дата:

Класс, учитель:

Количество учащихся в классе:

Присутствовали на  уроке :


Тема урока:

Тип урока:

Дидактическая задача урока:

Цели урока (образовательная, воспитательная, развивающая):


Ведущие аспекты анализа урока


Ведущие аспекты анализа урока

Содержание наблюдения

Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ)

1.Соответствие дидактической задачи урока отобранному содержанию.

2.Результативность решения дидактической задачи

Содержание урока

Соответствие основного содержания урока содержанию программы и учебника

Методы обучения

Соответствие приемов обучения и учения (методов обучения) решению триединой образовательной цели

Формы обучения

1. Соответствие форм обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная) решению основной дидактической задачи урока.

2. Целесообразность использования предложенных заданий

Результативность урока

Достижение цели и решение основной дидактической задачи урока

Практическая направленность урока

Практическая направленность вопросов, упражнений и задач, предлагаемых для выполнения школьникам

Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности

1.Уровень самостоятельности школьников при решении дидактической задачи урока

2. Характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, творческий)

3. Взаимопомощь

Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока

Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные

Формирование ИКТ-компетентности

Применение ИКТ на уроке, уровень сформированности ИКТ компетентности учащихся

Структура урока

Соответствие структуры урока основной дидактической задаче

Педагогический стиль

Соблюдение норм педагогической этики

Гигиенические требования

Температурный режим, проветривание класса, чередование видов деятельности, динамические паузы



Выводы и рекомендации:



Карта посещения урока (в соответствии с ФГОС ОО)

ФИО учителя _______________________________________________________________________________________________________________

Класс ________ Дата посещения _______________ ФИО учителя, посетившего урок _________________________________________________


Тема урока


Цели урока

Личностная

Метапредметные

Предметные










Краткий конспект урока с комментарием


Основные этапы организации учебной деятельности

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся (в виде УУД)

Личностная

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Комментарий, замечания, рекомендации
















































































































ФОРМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УРОКА (ПО РЕКОМЕНДАЦИЯМ МКУ ИМЦ)


Требования к уроку (критерии)

Что оценивается (показатели)

Балл

1

Тип, форма, содержание, структура урока

Соответствие типа урока поставленным целям для ученика.

Соответствие формы урока достижению предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.

Соответствие содержания требованиям используемой программы и обязательного минимума, целям и ведущим идеям урока.

Оптимальность структуры данного урока, логическая связь его этапов.


2

Деятельность учителя по целеполаганию (компетентность педагога в области постановки цели и задач урока)

Направленность цели на ожидаемый и диагностируемый результат обучения.

Представление задач урока как системы действий учителя по достижению цели.

Реальность выполнения поставленной цели в течение урока.

Соответствие цели урока возможностям, способностям, потребностям учащихся данного возраста.


3

Деятельность учителя по мотивации учащихся (компетентность педагога в области мотивирования обучающихся)

Учитель запланировал задание, способствующее актуализации учащимися личностного опыта и пониманию ограниченности имеющихся умений для решения поставленной задачи или учебной проблемы.

Учитель планирует постановку учащимися цели учения.

Учитель использует методические приемы вовлечения учащихся в деятельность при изучении нового материала.

Учитель планирует использовать различные задания так, чтобы ученики почувствовали свой успех.

Учитель поддерживает интерес к познанию посредством организации самооценивания учеником степени достижения цели учения.


4

Деятельность учащихся по достижению учебных целей

Особенности учебной деятельности учащихся (групповая, индивидуальная, фронтальная).

Уровень развития личностных возможностей учащихся, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения.

Уровень достижения поставленных учебных целей.


5

Инструментарий учителя (технология, методы, приемы). Компетентность педагога в методах преподавания (уровень методической грамотности)

Эффективное использование инструментария учителя для достижения результатов взаимодействия.

Адекватность выбранных форм, методов и приемов, направленных на формирование и развитие УУД в соответствии с возрастными особенностями учащихся:

  • учитель использует ИКТ;

  • методы обучения соответствуют поставленным целям и задачам, содержанию изучаемого материала, условиям обучения и времени.


6

Компетентность педагога в предмете преподавания

Учитель демонстрирует знание основ преподаваемого предмета.

Учитель раскрывает связь новой темы с предыдущими и будущими темами по предмету.

Учитель показывает связь темы урока с вопросами, изучаемыми по другим предметам школьной программы.


7

Компетентность педагога в области организации учебной деятельности

Учитель ставит задачи, структурирующие и организующие деятельность учащихся на каждом из этапов урока: вводном, основном, обобщающем и заключительном.

Учитель владеет методами организации индивидуальной и совместной деятельности учащихся, направленной на решение поставленных целей и задач.

Учитель умеет сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся.


8

Формирование и развитие УУД

Соответствие уровня сложности заданий, направленных на формирование и развитие УУД: личностных; познавательных; коммуникативных; регулятивных.


9

Организация контроля результатов обучения

Разнообразие применяемых форм контроля результатов обучения в течение урока.


10

Результативность совместной деятельности по достижению учебных целей

Результат совместной учебной деятельности на каждом этапе урока.

Разнообразие форм представления результата совместной деятельности (проект, план, тезисы, аннотация, тест, контрольное упражнение …).

Формы самооценки (рефлексия) деятельности учащихся.


11

Дидактическое оснащение урока.

Разнообразие заданий различного типа, вида и формы.

Использование учителем разных источников информации.

Оптимальность, целесообразность формы организации ТСО на уроке.


12

Стиль общения

Деятельность учителя по созданию и поддержанию психологического комфорта на уроке при общении с каждым учеником.



Сумма баллов

0 – требование не выполнено 1 – есть резервы 2 – требование выполнено



Качество урока

S*100 : 24 (в %)

менее 50 % - недопустимый уровень урока от 50 до 60% - критический уровень

60-84% - допустимый уровень 85-100% - оптимальный уровень



Выводы и предложения:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ознакомлен: (подпись учителя

Карта посещения

урока в рамках тематического контроля

«Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся на уроках».

Дата посещения __________________ Учитель _____________________________________

Предмет ______________________________ Класс__________________

Урок по расписанию 1, 2, 3, 4, 5, 6.



Параметры

Отметка

Комментарии

1

Выполнение гигиенических норм

1.1

Чистота



1.2

Искусственное освещение



1.3

Естественное освещение



1.4

Проветривание



1.5

Использование пространства класса



2

Предупреждение интеллектуальной усталости

2.1

Смена видов учебной деятельности:


Менее 4 (не рекомендуется), 4 – 7, более 7 (не рекомендуется)



2.2

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности.


Ориентировочная норма: 7–10 минут.



2.3

Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке:


интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т. п.




Большинство учащихся быстро включается в учебную деятельность.



2.4

Число использованных учителем видов преподавания: (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др.)


Норма — не менее трех за урок. Чередование видов преподавания — не позже чем через 10–15 минут.



2.5

Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся


методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т. д.); активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др.



2.6

Эмоциональный фон урока


Доброжелательный, мотивирующий на работу, ученик имеет право на ошибку, его не перебивают. Психологического давления учителя на ученика нет.




Эмоциональные паузы (игра, шутка и т.п.)




Преобладающее выражение лица учителя доброжелательное, улыбчивое.



3

Предупреждение физической усталости. Восполнение двигательной активности.


Позы учащихся и их чередование. Учитель при необходимости корректирует осанку ученика.




Физкультминутки и физкультпаузы



4

Содержание урока


Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.



5

Действия учителя

по поддержанию психофизического, психического и нравственного здоровья учащихся


Обеспечивает возможность полисенсорного восприятия объектов познания различными органами чувств




Организует необходимые условия для запоминания и припоминания учебного материала




Демонстрирует уверенность в способностях всех учеников




Способствует рациональной организации рабочего места учащегося




Организует успех в учебной деятельности




Включает в содержание обучения и воспитания нравственно-эстетические нормы




Обеспечивает формирование атмосферы взаимного уважения в классе




Отсутствие на уроке микроконфликтов между учителем и учащимися.




Умение учителя предупредить такие эмоционально-негативные «всполохи», грамотно их нейтрализовать без нарушения работы всего класса




Учет возрастных особенностей обучающихся.



6

Темп и особенности окончания урока.


Четкое, не торопливое окончание урока: закрепление, рефлексия, дом. задание




Не наблюдается признаков значительной утомленности учащихся




Оценивание деятельности обучающихся учителем.



7.

Плотность урока


Норма: 60%-80% времени урока отводится учебной деятельности.




Общий вывод:









Зам.директора по УВР_________________


С результатами оценивания урока ознакомлен ________________________________




ПОСЛЕСЛОВИЕ

Отсутствие документа, регламентирующего посещение урока, — это источник конфликтных ситуаций и субъективных оценок работы педагогического работника. Наблюдатель на уроке — ситуация стрессовая, она наносит неоспоримый вред здоровью обучающихся и педагогического работника, негативно отражается на знаниях, умениях и навыках обучающихся. Конечно, настроение, психическое состояние педагогического работника, урок которого наблюдают, зависит не только от наличия и выполнения регламента. Регламент не устранит ханжество. Нужны здоровые взаимоотношения педагогов и руководителей ОУ. Предлагаем примерный свод правил, способствующих этому и распространяющихся на посещение уроков.



• Не возлагать функции контроля на педагога, находящегося в конфликте с коллегами.

• Начинать анализ урока с позитивных оценок.

• Не сравнивать одного педагогического работника с другим.

• Не использовать суждения типа «мне этот методический прием понравился», вызывающие сомнение в объективности оценки.

• Не перечислять использованные педагогическим работником методические, технические, наглядные приемы и средства обучения, не описывать структуру урока. Вкладывать эту информацию в содержание оценочных суждений.

• Оценивать педагогические явления только с точки зрения грамотности применения.

• Строить оценочные суждения на основе научно-методической терминологии.

• Давать конкретные и вежливые оценки.

• Наблюдатель, преподающий другой предмет, не вправе анализировать урок; по просьбе педагогического работника он может только дать оценку с общепедагогических позиций.

• Директор и его заместители, преподающие другой предмет, обязаны давать квалифицированный анализ урока.

• Посещающий педагог должен знать школьные основы науки, заложенной в учебный предмет.

• Должностное лицо высказывает свое мнение последним, после других выступающих.

• Анализ проходит под руководством «ведущего» — руководителя методобъединения, кафедры или замдиректора, курирующего предмет.

• Анализ урока протоколируется; педагогический работник, урок которого анализировался, должен быть обязательно ознакомлен с протоколом.

• С протоколом обсуждения урока имеют право ознакомиться посещавшие урок педагоги.

• Выступающий не повторяет оценки других выступавших, высказывает лишь согласие или несогласие с ними. В случае несогласия с мнением других обязательно обосновывает и доказывает свою позицию.

• Каждый выступающий может высказывать свою точку зрения, принимать участие в возникающих спорах.

• Перед или в процессе анализа каждый может обратиться к педагогическому работнику с просьбой уточнить тот или иной аспект урока.












































Приложение

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О РЕГЛАМЕНТЕ ПОСЕЩЕНИЯ УРОКА



Обсуждено на

педагогическом совете.

Протокол №________от_______



Утверждаю:

приказ ___________


Директор:_________



Регламент посещения и анализа уроков и внеклассных мероприятий

МБОУ «________________ СОШ»

ОБЩИЕ   ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящее положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», «Типовым положением об ОУ», письмом МО РФ от 10.09.99г. № 22-06-874 «Об обеспечении инспекционно-контрольной деятельности».

1. Должностные лица и работники, обладающие правом посещать уроки.

1.1. Без разрешения (согласия) учителя его уроки и внеклассные мероприятия могут посещать руководители школы и управления образования, работники методических кабинетов (центров).

  1. Другие работники (ученые, жур­налисты, педагоги) посещают уроки и внеклассные мероприятия с разреше­ния директора школы и учителя.

  2. Родителям для посещения урока в классе, где обучаются их дети, согла­сия и разрешения учителя и руководст­ва не требуется.

  3. Не допускается посещение урока и внеклассного мероприятия лицами, не имеющими отношения к учебно-воспитательному процессу и его субъектам.

  4. Не допускается посещение уроков учащимися других классов.

  5. Посещать открытые уроки и вне­классные мероприятия в рамках науч­но-практических конференций, мето­дических семинаров и т.д. разрешает­ся всем участникам.

  6. По уважительным причинам (бо­лезнь учителя, отсутствие на уроке большого количества учащихся из-за эпидемии и т.д.) учитель имеет пра­во просить перенести посещение уро­ка должностными лицами на другое время.


2. Посещение урока или внеклассного мероприятия.

  1. Посещение уроков и внеклассных мероприятий должностными лицами регулируется специальным планом, утвержденным компетентным органом (педсовет) или должностным лицом (директор или его заместитель).

  2. График посещения уроков и вне­классных мероприятий в рамках пла­новых проверок доводится до сведе­ния учителей в начале учебного года (сентябрь).

  3. Учителя дополнительно информи­руют о посещении накануне урока или в более ранние сроки (за неделю, за несколько дней).

  1. Посещающие обязаны убедиться в отсутствии обстоятельств, препятст­вующих посещению (болезнь учителя, низкая температура в классе и т.д.).

  2. Учителя обязательно заранее зна­комят с целями посещения урока или внеклассного мероприятия.

  3. Учитель вправе знать имя и место работы посещающего, если тот явля­ется работником другой организации, и требовать от него предъявления слу­жебного удостоверения.

  4. Должностное лицо, обладающее правом контроля, может предваритель­но ознакомиться с тематическим и по­урочным планами учителя, с учебной программой.

  5. Другие работники к ознакомле­нию с этими документами допускаются только с разрешения учителя.


3. Ограничения для процесса наблюде­ния на уроке.

  1. Запрещается появляться на уро­ке (внеклассном мероприятии) после его начала.

  2. Запрещается покидать урок до его завершения.

  1. Руководство школы может пре­рвать свое посещение только в исклю­чительных ситуациях (несчастный слу­чай и т.п.)..

  2. Запрещается вмешиваться в ход урока или внеклассного мероприя­тия.

  3. Во время урока запрещается бесе­довать с учащимися, задавать им воп­росы и т.д.

  4. Запрещается выражать свое отно­шение к учителю, учащимся и к уроку выражением лица, мимикой и т.п.

  5. Посещающий обязан выключить свой мобильный телефон.

  6. Во время письменных работ (са­мостоятельных, контрольных) посещающий по предварительному согласию с учителем может наблюдать за ходом их выполнения, прохаживаясь по классу.

  7. Фотосъемки, аудио-, видеозаписи на уроке разрешаются только с согласия учителя и руководства школы.

  8. В конце урока (но не в переме­ну) посещающий по согласованию с учителем и руководством школы может задать вопросы учащимся или предложить им выполнить ми­ни-задания.


4. Наблюдение учебного процесса на уроке.

  1. Посещающий ведет запись своего наблюдения, должностные контролирующие лица делают записи в специальных журналах (тетрадях).

  2. Аудио-, видеозаписи и фотосъемки не должны нарушать ход урока и создавать потехи для восприятия учебного материала учащимися.

  3. Ученикам запрещается вести аудио- и видеозаписи уроков.

  4. Запрещается изменять ход и структуру урока по просьбе (тре­бованию) посещающего.

.4.5. Посещающему отводится от­дельный стол позади ученических парт; сидеть за одной партой с уче­ником запрещается.

4.7.Посещающий имеет право использовать таблицы, карты для занесения результатов наблюдения.

4.8.Посещающему запрещается задерживать учащихся после звонка на перемену.


5. Статус информации, полученной при по­сещении урока.


  1. Информация, полученная должнос­тным лицом школы, обладает статусом внутренней информации в рамках шко­лы; информация, полученная работни­ками управления образования — внут­ренняя информация этого органа.

  2. Информация посещающего об уро­ке открыта для членов педагогическо­го коллектива и управления образо­вания.

  3. Члены педагогического коллекти­ва и работники управления образова­ния вправе ознакомиться с информа­цией об уроке, на котором был посе­щающий.

  4. Руководство школы и управления образования может ограничить рас­пространение этой информации из со­ображений педагогической целесооб­разности и такта.

  1. Информацию посещающего об уроке категорически запрещается до­водить до сведения учащихся и роди­телей.

5.6. Фото, аудио- и видеоматериалы с информацией об уроке могут использо­ваться в средствах массовой информа­ции с разрешения учителя, руководст­ва школы, управления образования и посещающего.

5.7. При использовании фото, аудио-, видеоматериалов в СМИ обеспечива­ется соблюдение авторских прав учи­теля.


6. Анализ посещенного урока.

  1. Должностные лица, посетившие урок, обязаны дать анализ урока.

  2. Работники других организаций дают анализ лишь по просьбе учи­теля.

  3. Родители в интересах своего ре­бенка имеют право доводить свое мне­ние об уроке до сведения учителя и ру­ководителей школы.

  4. Педагогам школы, посетившим урок, дается время на подготовку ана­лиза и своего выступления по нему.

  5. Посетившим урок запрещается да­вать его анализ на перемене.

  6. Анализ дается в день урока (единст­венного или завершающего серию по­сещений) по окончании всех учебных занятий; отодвигать срок не рекомен­дуется.

  7. В ходе анализа не разрешается вы­ступать работникам, не посещавшим урок; руководители школы, не посе­щавшие урок, могут участвовать в ана­лизе в качестве ведущих.

  8. Педагог имеет право слушать ана­лиз и оценку своего урока посещавши­ми этот урок.

  9. Учитель имеет право на самоанализ своего урока перед выступлениями по­сещавших его урок и на заключитель­ное слово о своем согласии или несо­гласии с выступавшими.

  1. Учитель обязан реализовать ре­комендации и замечания, высказан­ные олжностными лицами.

6.11. Учитель сам решает, участвовать ли ему в обсуждении его урока, про­ходившего в рамках научно-практи­ческой конференции, семинара, обме­на опытом.

6.12.Посещающий, который изучает позитивный или инновационный опыт учителя, обязан довести до сведения учителя свое мнение об этих сторонах его урока.

  1. Посетившие урок не должностные лица могут по своему усмотрению дать рекомендации по улучшению учебно-воспитательного процесса.

  2. Посещение уроков в период ат­тестации завершается составлением заключения о соответствии педагоги­ческой деятельности учителя квалифи­кационным требованиям той или иной категории.


7. Документы, отражающие посещение уроков.

  1. Записи, сделанные должностными лицами при посещении уроков, облада­ют статусом документа и должны иметь признаки документа.

  2. Сроки хранения таких документов -5 лет, т.е. продолжительность межат­тестационного периода.

  1. Посещение уроков в рамках ат­тестации и других плановых прове­рок завершается составлением справ­ки, имеющей статус и признаки доку­мента.

  2. Учитель имеет право ознакомить­ся с содержанием записей посетивших его урок в рамках аттестации или пла­новых проверок.

  3. Учитель обязательно и под роспись должен быть ознакомлен со всеми до­кументами, составленными после посе­щения его уроков.

7.6. Решение вопроса об ознакомлении с этими документами других членов коллектива находится в компетенции руководства школы.

7.7. Запрещается знакомить родителей и учащихся с документами, характери­зующими урок учителя.


8. Сроки действия регламента и порядок его изменения.

  1. Регламент утверждается педагоги­ческим советом школы.

  2. Изменения (дополнения) в регла­мент вносятся педагогическим сове­том школы.

  3. Срок действия настоящего регла­мента не ограничен.



Свод правил, распространяющихся на посе­щение уроков.

  • Не возлагать функции контроля на пе­дагога, находящегося в конфликте с кол­легами.

  • Начинать анализ урока с позитивных оценок.

  • Не сравнивать одного учителя с дру­гим.

Не использовать суждения типа «мне этот методический прием понравился», вызывающие сомнение в объективнос­ти оценки.

  • Не перечислять использованные учите­лем методические, технические, нагляд­ные приемы и средства обучения, не опи­сывать структуру урока. Вкладывать эту информацию в содержание оценочных суждений.

  • Оценивать педагогические явления толь­ко с точки зрения грамотности примене­ния.

  • Строить оценочные суждения на основе научно-методической терминологии.

  • Давать конкретные и вежливые оценки.

• Наблюдатель, преподающий другой предмет, не вправе анализировать урок;
по просьбе учителя он может только дать оценку с общепедагогических позиций.

• Директор и его заместители, преподающие другой предмет, обязаны давать квалифицированный анализ урока.

  • Посещающий педагог должен знать школьные основы науки, заложенной в учебный предмет.

  • Должностное лицо высказывает свое мнение последним, после других высту­пающих.

  • Анализ проходит под руководством «ве­дущего» — руководителя методобъединения, кафедры или замдиректора, куриру­ющего предмет.

  • Анализ урока протоколируется; учи­тель, урок которого анализировался, дол­жен быть обязательно ознакомлен с про­токолом. С протоколом обсуждения урока име­ют право ознакомиться посещавшие урок педагоги.

  • Выступающий не повторяет оценки дру­гих выступавших, высказывает лишь со­гласие или несогласие с ними. В случае несогласия с мнением других обязатель­но обосновывает и доказывает свою по­зицию.

Каждый выступающий может высказывать свою точку зрения, принимать участие в возникающих спорах.

Перед или в процессе анализа каждый может обратиться к учителю с просьбой уточнить тот или иной аспект урока.





1 - Рекомендациями об инспектировании в системе образования Российской Федерации (приложение к инструктивному письму от 11.06.98 N 33);

- указанием от 13.07.98 N 577-30 "О введении в действие Инструкции о порядке инспектирования";

- письмом от 10.09.99 N 22-06-874 "Об обеспечении инспекционно-контрольной деятельности";

- Приказом от 05.10.99 N 473 "Об упорядочении инспекционно-контрольной деятельности в системе образования";

- письмом от 25.01.2000 N 22-06-85 "Об усилении контроля за соблюдением требований к уставам общеобразовательных учреждений, предусмотренных законодательством Российской Федерации";

- письмом от 03.08.2000 N 22-06-862 "Об усилении контроля за соблюдением прав на получение образования детей и подростков с отклонениями в развитии";

- письмом от 14.05.2001 N 22-06-648 "Об усилении контроля за исполнением законодательства об образовании Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях";

- письмом Минобразования России от 27.01.97 N 30-05-26 "О неудовлетворительном исполнении законодательства об охране здоровья обучающихся";

- Приказом от 29.10.97 N 2177 "О нарушениях законодательства об организации питания обучающихся";

- письмом от 20.04.2000 N 22-06-477 "О предупреждении (недопущении) чрезвычайных происшествий среди обучающихся";

- письмом от 16.12.98 N 01-50-205ин/32-03 "О недопустимости установления платы за образовательные услуги, оказываемые государственными и муниципальными образовательными учреждениями в рамках основных образовательных программ";

- Приказом от 29.12.97 N 2682 "О нарушениях при подготовке, проведении итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений".

- Федеральным законом «Об образовании в РФ» ;

- Письмом МОиН РФ и Управления общеобразовательных учреждений и инспектирования от 7 февраля 2001 года N 22-06-147 «О содержании и правовом обеспечении должностного контроля руководителей образовательных учреждений».


2 http://www.school.edu.ru/search_faq.asp?ob_no=83731



3 http://slovari.yandex.ru/урок%20-%20это%20/БСЭ/Урок/

4 Примерный регламент посещения и анализа уроков и внеклассных мероприятий. Журнал «Директор образовательного учреждения » № 3, 2008.



5 См. карту посещения урока

6 Проект профессионального стандарта педагогического работника

33






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!