СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по подготовке к итоговому устному собеседованию по русскому языку в 9 классе.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по подготовке к итоговому устному собеседованию по русскому языку в 9 классе.»

Методические рекомендации по подготовке к итоговому устному собеседованию по русскому языку в 9 классе.

Итоговое собеседование по русскому языку вводится в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников. Прохождение итогового собеседования в дальнейшем станет для выпускников 9-х классов допуском к ГИА.

При этом необходимо отметить и то, что введение устной части в содержание государственной итоговой аттестации обусловлено логикой тех задач, которые стоят перед образованием.

Целью введения устной части государственной итоговой аттестации по русскому языку является усиление стратегического направления развития современной школы – коммуникативной направленности в обучении.

Важно отметить, что федеральные государственные образовательные стандарты предполагают среди планируемых результатов овладения основной образовательной программой основного общего образования владение навыками устной речи. Между тем, большинство учебно-методических комплектов по русскому языку практически полностью ориентированы на развитие навыков письменной речи и не содержат упражнений на отработку навыков грамотно вести диалог, выстраивать монологическое высказывание, а упражнений, обучающих правильно пересказывать текст, нет вообще.

Введение подобного рода экзамена подчеркивает, понимание того, что современное общество является информационным обществом и очень важно научить школьников критически воспринимать поступающую к ним информацию. Единицей информации является текст – по сути, законченное, устное, письменное, мысленное высказывание. Умение грамотно работать с текстом является одним из основополагающих умений для человека.

В ФГОС подчеркивается важность обучения смысловому чтению, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер.
Трудности, возникающие в процессе чтения, связаны не только с нарушениями технической стороны чтения, т.е. процессов восприятия, но и с трудностями осмысления (смысловой стороны чтения).
При обучении чтению важно учитывать, что современные дети значительно изменились за последние годы: они обладают системно-смысловым типом сознания, у них преобладает смысловая сфера как ориентация на смысл деятельности, что вызывает необходимость формирования смыслового восприятия и переработки текстовой информации, критическое отношение к информации.

При обучении детей осмысленному чтению нужно применять приёмы и методы работы с текстом на всех ступенях обучения. Здесь собраны задания, тексты которых можно использовать не только на уроках русского языка и литературы, но и других гуманитарных дисциплин.

Например, используя технологию РКМЧП рекомендую использовать

такие приёмы:

1.Досье на слово.

Класс делится на несколько групп, каждая из которых получает карточки со словами. Задание: собрать за определенное время и представить как можно больше информации о слове, рассмотрев его с различных точек зрения (в доступе словари и гаджеты). Регламентируем время на представление слова.

Например:1. Поставив проблемный вопрос : «Можно ли эти слова объединить в одну группу и почему?»

2. Выделите из этой группы лишнее слово.

3. Рассмотрите выделенное слово с т.з. словообразования.

4. Рассмотрите слово с т.з. его творческого потенциала.

Задания учителя могут носить развивающий характер, находиться в статусе олимпиадных, иметь диагностический характер, (онлайн-тесты).

В старших классах выход на лингвокультурологический анализ слова. Тогда словарная работа – это уже работа с научным словом.

а) Кластеры – структурирование материала при работе над лингвистической темой.

Пазлы – поиск ключевых слов при работе с текстом, темой.

Итог деятельности учителя – успешная сдача экзаменов его учениками, поэтому важна работа с текстами, работа с творческим словом. С помощью комментированного чтения акцентируется внимание учеников на изобразительно-выразительные средства художественного языка.

Показателем качественной работы со словом на уроках русского языка является желание учеников создавать свои тексты.

2. Таблица-синтез.

Для работы с текстом. До прочтения:

1.

2.

3…

После прочтения:

1.

2.

3…

На стадии вызова учитель предлагает тему или вопросы, отражающие тему.

Учащимся предлагается подобрать ключевые слова или фразы из текста.

Верхнюю часть первой графы ребята заполняют до чтения текста, а дальше все заполняется после прочтения.

3. Телеграмма.

Чтобы научить определять основную мысль текста, использую данный приём. Передать основную информацию текста самым коротким способом.

4. Мозговой штурм. Прием помогает мотивировать учащихся и находить много альтернатив для решения заданий.

5. Тезисный план.

Определяем цель составления тезисов. Чтение текста и отбор материала, передающего главную информацию микротем. Можно делать краткие формулировки или записывать цитаты, точно отражающие текст.

Данные методические рекомендации не претендуют на полноту освещения подготовки проведения итогового собеседования по русскому языку, однако ориентированы на помощь выпускникам и педагогам в подготовке к указанному виду государственной итоговой аттестации выпускников.

Процесс собеседования четко регламентирован и ограничен по времени. На ответ одного ученика дается не более пятнадцати минут, за час пройти собеседование должны четыре выпускника. Желательно, чтобы ученик, который идет после экзаменуемого, уже ждал свой очереди на стуле рядом с дверью в кабинет.

Структура итогового собеседования по русскому языку за курс основной школы включает 4 задания открытого типа с развѐрнутым ответом: Задание 1 – чтение вслух текста научно-публицистического стиля. Задание 2 – пересказ текста с привлечением дополнительной информации. Задание 3 – тематическое монологическое высказывание. Задание 4 – участие в диалоге.

Для чтения учащимся предложены тексты научно-популярного стиля о выдающихся людях Владимирского края, что преследует важные воспитательные и познавательные цели. Текст сопровождается иллюстрациями, которые помогут учащемуся наиболее полно сформировать представление о человеке – герое текста.

Задание 1 направлено на контроль навыков техники осмысленного чтения и проверяет понимание экзаменуемым содержания читаемого, которое проявляется в правильном оформлении фонетической стороны устной речи: темпе чтения, соответствии интонации знакам препинания текста (паузация, фразовое ударение, словесное ударение, повышение – понижение громкости голоса), соблюдении орфоэпических норм, отсутствии искажений слов.

Одним из условий предъявляемого текста для чтения является наличие имени числительного, представленного в цифровой форме записи. К тому же числительное использовано в одном из косвенных падежей, поэтому учащимся при чтении необходимо правильно его просклонять

Во втором задании учащимся предложен пересказ текста подробно, а также нужно включить в него предложенное высказывание. При подготовке к заданию экзаменуемый должен определить, в какой части текста использование высказывания логично и уместно. Важно, чтобы пересказ и включѐнное в него высказывание составляли цельный текст, высказывание должно быть введено любым из способов цитирования. Экзаменуемый во время пересказа имеет право зачитать высказывание. Время на подготовку составляет 2 минуты. Обратим внимание, что учащийся, выполняя задание 1, уже обращался к данному тексту, работал с его содержанием, поэтому при подготовке к пересказу должен сосредоточиться на анализе высказывания и включении его в свой текст.

Во время беседы с экзаменатором, учащемуся предлагалось три темы, из которых он мог выбрать один вариант и построит свое высказывание, опираясь на предложенные вопросы. Три варианта соответствуют трем главным типам текста: описание, повествование и рассуждение. Конечно, учащийся не обязан в своем ответе использовать элементы только выбранного типа речи, тем не менее, содержание наводящих вопросов предписывают строить текст по определенной типологической модели.

Можно сказать, что все три варианта монолога имеют примерно одинаковую сложность, но они отличаются целями, которые реализуются набором специфических средств.

На подготовку учащимся даѐтся 1 минута, в течение которой они могут собраться с мыслями, продумать содержание своего монолога.

По окончании монологического высказывания учащегося экзаменатор-собеседник задаѐт вопросы по теме, которые сформулированы заранее и зафиксированы в карточке собеседника. Вопросы подобраны таким образом, что помогают расширить и разнообразить содержательный и языковой аспект речи экзаменуемого, стимулировать его к использованию новых типов речи и расширению языкового материала.

Методика подготовки к итоговому собеседованию предполагает следование определенным принципам:

1. Системность

2. Алгоритмизация

3. Обучение правилам устной речи

4. Обучение контролю времени

5. Отслеживание собственных результатов

6. Регулярное проведение устных ответов, соответствующих основным элементам итогового собеседования.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!