СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по подготовке к ГИА (ОГЭ) – 2021 по географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по подготовке к ГИА (ОГЭ) – 2021 по географии

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по подготовке к ГИА (ОГЭ) – 2021 по географии»

Методические рекомендации по подготовке к ГИА (ОГЭ) – 2021 по географии

Государственная итоговая аттестация по географии проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Содержание экзаменационной работы по географии в 2020 году (ОГЭ, ГВЭ-9) определяется на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) с учётом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (программа одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15). В КИМ обеспечена преемственность проверяемого содержания с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по географии.

  1. Особенности проведения ОГЭ по географии в 2021 году

Экзамен по географии является экзаменом по выбору. Выбор экзамена осуществляется непосредственно самими обучающимся. ОГЭ-2021 по географии изменен, поскольку в 2021 году его будут сдавать выпускники, которые начали обучаться по ФГОС ООО. Образовательные результаты теперь иные, значит должны быть иные измерители этих результатов. Но все лучшие виды заданий, с точки зрения контролируемого содержания и видов деятельности в новом ОГЭ были сохранены.

Изменился порядок следования заданий, при этом её структура, содержание, число заданий, время выполнения, условия, остались прежними.

Значительная часть заданий КИМ для ОГЭ по типу аналогичны заданиям, использующимся в экзаменационной работе ЕГЭ. Большое внимание уделяется достижению обучающимися требований, направленных на практическое применение ими географических знаний и умений. Также важной для ОГЭ является проверка сформированности умения извлекать и анализировать данные из различных источников географической информации (карты атласов, статистические материалы, диаграммы, тексты СМИ). Все атласы, с которыми мы работаем, начиная с 5 класса, используем при подготовке к итоговой аттестации. Тренажеры типовых заданий экзаменационных работ, используем несколько вариантов, но предпочтительнее издания для подготовки, разработанные авторскими коллективами ФИПИ.

Работаем, как с вариантами с новым содержанием с учетом ФГОС, так и с методичками типовых заданий прошлых лет. При подготовке к экзамену используем образцы материалов ОГЭ прошлых лет в качестве ориентира при определении планируемых результатов обучения по отдельным темам, для создания проблемных ситуаций, обучение логическим приемам при решении задач.

Экзаменационная работа ОГЭ по географии состоит из 30 заданий. Задания проверяют знания, составляющие основу географической грамотности, а также способность применить знаний и умений в контекстах, соответствующих основным разделам курса школьной географии.

При составлении экзаменационной работы (КИМ) используются задания, содержание которых соответствует следующим разделам школьной программы:

1) Источники географической информации

2) Природа Земли и человек

3) Материки, океаны, народы и страны

4) Природопользование и геоэкология

5) География России.

В начале учебного года необходимо выявить уровень имеющихся у учащихся знаний и умений по предмету, с целью определения пробелов в изученном материале, предлагаю им самостоятельно решить пробный вариант ОГЭ прошлого года. Эта работа дает возможность определить уровень знаний, и понять какие имеются пробелы, на какие задания обратить особое внимание. Знакомлю кадет с инструкциями и алгоритмом выполнения заданий и заполнению бланков ответов. Объясняю, как оцениваются ответы на задания различных типов.

В рамках консультаций весь учебный материал, который кадеты обязаны знать к итоговой аттестации (уровень обязательной подготовки), разбиваю на крупные темы на основе кодификатора элементов содержания. В процессе занятий не только повторяем теоретические вопросы, но и практически отрабатываем материал.

Для успешного выполнения заданий ОГЭ нужна постоянная тренировка в решении этих заданий. Чем больше кадеты выполнят экзаменационных заданий прошлых лет, тестов из всевозможных учебных пособий, заданий, придуманных самим учителем, тем больше будет у них опыта, и тем меньше возможных неприятных неожиданностей их будет ожидать во время экзамена. Да и практика показывает, что задания, которые успешно решались в начале учебного года, требуют неоднократного повторения, особенно перед экзаменом, так как преобладает краткосрочная память.


Карта – язык географии. Поэтому необходимо чтобы учащиеся знали карту очень хорошо. 70% всех экзаменационных вопросов можно ответить с помощью карт атласа. Тем более что на ОГЭ по географии разрешено пользоваться атласами 7, 8, 9 класса. При выполнении тренировочных заданий, отрабатываем умения, пользоваться несколькими картами одновременно «способом наложения». Для закрепления знаний также использую контурные карты (например, страны – соседи 1,2 порядка) (задание № 2).

1 прием. Пошаговая инструкция

На такие темы, как «Топографическая карта» используем пошаговую инструкцию.

«Топографическая карта» (№18,19,20),

  1. Повторение географических терминов: масштаб, геолинии, бергштрихи, овраг, понятия «круто», «полого», «уклон», условные знаки

  2. Отбор аргумента на основе признака- основного или косвенного

Это задание на умение читать топографическую карту.

«Синоптическа карта» (№ 5,6)

  1. Повторение географических терминов: циклон, антициклон, атмосферный фронт: теплый, холодный

  2. Необходимо рассмотреть ситуацию в каждом городе. Определить область какого давления формируется в каждом городе.

Ключевые проблемы в умениях:

1. Не умеют построить фразу- объяснение

2. Не умеют строить фразы на аргументацию

3. Не умеют делать отбор на основе признака- основного или косвенного


2 прием. Работа с номенклатурой

Большое внимание уделяем работе с номенклатурой. Ребята любят этот вид учебной деятельности и с удовольствием выполняют задания по карте. Это развивает образное восприятие географических объектов, способствует расширению мировоззрения и кругозора учащихся. Ценно, если кадет умеет работать с несколькими картами одновременно, сопоставлять их и делать вывод.

Например, на основе анализа ряда карт сделать вывод, вывести закономерности о каком-либо географическом явлении или процессе.

Ключевые проблемы в умениях: чётко понимать значение специальных географических терминов.

3 прием. «Логическая цепочка»

Задания, где необходимо определить логику вопроса и исключить выпадающий из списка географический объект или явление. По эталону возможен самоконтроль.

Задания на математические расчеты

Ключевые проблемы в умениях: затрудняются в выделении главного, в проведении анализа статистического материала, проведении математических рассчётов.

Мини-тест – это нововведение при сдаче ОГЭ, состоит из трёх заданий (27–29), проверяющий сформированность умений работать с текстом географического содержания:

- умений проводить поиск и интерпретацию информации (локализация объекта в пространстве), анализ и обобщение имеющейся в тексте информации;

- использовать информацию из текста с привлечением ранее полученных географических знаний для решения различных учебных и практико- ориентированных задач.

  1. Использование Интернет-ресурсов

Информационно-коммуникационные технологии используются для расширения образовательного пространства урока, в частности:

-для самостоятельного освоения учащимися некоторых разделов и тем;

-для осуществления текущего контроля качества знаний, а также для мониторинга учебного процесса;

-для отработки навыков при выполнении учебных заданий определенного типа.

Кадеты получают список Интернет-ресурсов, которые они могут использовать при подготовке к ОГЭ по географии. Чаще всего обращаемся к материалам сайта «Решу ОГЭ». Преимущества данного сайта показаны на слайде: задания разбиты по разделам, возможность отработать определенную тему, прорешать наиболее сложные задания, возможность выбора варианта


Успех во многом определяется тем, насколько эффективна подготовительная работа. Принципиально важно наличие единой позиции у всех участников образовательного процесса – преподавателей, учеников, родителей – по отношению к самой итоговой аттестации и к готовности выпускников. Другое непременное условие хорошей результативности экзамена – стремление самого обучающегося к успеху. Как справедливо отметил немецкий педагог А. Дистервег: «Ум ребенка нельзя наполнить знаниями, он сам должен схватить и усвоить их». Следовательно, ученик включается в любую деятельность, когда это нужно именно ему, когда у него имеется определенный мотив для ее выполнения.

Самый первый параметр, который интересует общество – это процент «2» на экзамене. На «тройку» должны научить всех, в этом состоит первейшая обязанность учителя, а процент «хорошистов» во многом зависит от способностей ученика, его семьи, культурного уровня окружения. К сожалению, всегда есть группа «риска» – обучающиеся, которые не набрали минимальное количество баллов, и группа «слабоуспевающих» – обучающиеся, которые при добросовестном отношении могут набрать минимальное количество баллов, подтверждающее освоение основных общеобразовательных программ основного и среднего (полного) общего образования (их на предмете география большинство). К таким ребятам особое внимание, даже порой подключаю более сильных учеников на помощь в подготовке к ОГЭ.

Основные правила подготовки кадет к ОГЭ:

  1. Составлен перспективный план работы по подготовке к ОГЭ с учащимися, скорректировано тематическое поурочное планирование

  2. На каждом уроке: работа с номенклатурой, терминами, факторами.

  3. Активно развивать навыки устной и письменной географической речи;

  4. Больше времени уделять чтению карты (знанию и пониманию картографического содержания)

  5. Значительную часть учебного времени уделять работе с таблицами, схемами, работе со статистическим материалом;

  6. Обучать подходам и умениям моделирования ситуации в соответствии с заданными условиями;

  7. Обучать умению составлять и решать географические задачи, формулировать и выполнять учебные задания на основе географического содержания, в том числе и на основе собственного жизненного опыта;

  8. Подводить учащихся к пониманию основных географических следствий, определению основных и второстепенных причин, факторов. Ключевые вопросы на уроке:

1. Почему? 2. Какие? 3. Как? 4. От чего зависит? 5. В чем причина? 6. Каковы последствия? 7. Как происходит? 8. Что будет, если? 9. Что сделать, чтобы.. 10. Как получить…. 11. Какие расчёты произвести..

  1. Учить анализировать географические проблемы и ситуации, процессы и явления;

  2. Формировать и развивать у обучающихся навыки взаимоконтроля и самоконтроля.

Основа успеха на экзамене является систематическое, последовательное рассмотрение, изучение основных вопросов курса школьной географии с 5 по 9-й класс. Очень важно организовать не только повторение ранее изученного материала, сколько задействовать ранее освоенный материал при изучении нового географического содержания, новых тем. Основная идея методики обучения предмету заключается в следующем: учителю надо всегда помнить, что разделы и темы школьных географических программ имеют четкую логику в последовательности изучения с точки зрения реализации связки «причина-следствие», «частное - общее». От фундаментальных основ, от изучения терминологического языка географии к формированию глобальной картины мира, складывающейся из взаимосвязанных процессов, явлений, имеющих четкую территориальную привязку.

Огромную роль при формировании географических знаний и умений играют общегеографические и тематические карты, атласы, контурные карты, картосхемы, иллюстрации – графика, фото, видео и аудио фрагменты, наглядный раздаточный материал, школьное лабораторное оборудование, статистическая дополнительная информация, художественный и научный текст и т.д.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!