СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по подготовке и проведению детских праздников и утренников для детей дошкольного возраста с нарушениями слуха

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные материалы из педагогического опыта могут быть полезны учителям, воспитателям детских домов и реабилитационных центров, педагогам дополнительного образования, классным руководителям, заинтересованным и внимательным родителям.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по подготовке и проведению детских праздников и утренников для детей дошкольного возраста с нарушениями слуха»















МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ


ДЕТСКИХ ПРАЗДНИКОВ И УТРЕННИКОВ


ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА





























Праздник - это вид совместной деятельности детей и взрослых, обладающий большим образовательно-развивающим потенциалом, решающий сразу целый комплекс образовательных задач. Одним из важнейших направлений этой работы является социальная адаптация слабослышащих дошкольников, на формирование которой огромное влияние оказывают праздники и утренники для слабослышащих дошкольников. Эти мероприятия помогают вырабатывать умение согласованно действовать в коллективе, общаться с детьми и взрослыми, раскрепощаться в играх и танцах. Но кроме одинаковых видов и форм деятельности, используемых в общеразвивающих дошкольных учреждениях, существуют отличительные признаки, методы и приёмы, применяемые в работе со слабослышами детьми.

Важен особый подход в организации и проведении  развлечений и праздничных утренников. Важно слаженное взаимодействие взрослых (воспитателей, педагогов специалистов, родителей). Нарушения речи в разной степени порой затрагивают те или иные компоненты речи и психику в целом. Необходима готовность к решению нестандартных ситуаций на мероприятии и многое другое, входящее в проведение праздничного утренника. Нарушения слуха у детей могут приводить к нарушениям их эмоционально-волевой сферы, что может стать причиной возникновения патологических форм поведения. Это следует учитывать при подготовке праздников и утренников, чтобы каждый ребёнок продолжает оставаться полноценным участником мероприятия. Речевой материал к празднику нужно подбирать в соответствии с программными требованиями, ориентируясь на активный словарь детей. При этом важно учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка, состояние его устной речи. При организации и проведении праздничных утренников необходимо продумывание всех мельчайших нюансов в реализации сценария.

- При разучивании стихов необходимо обращать внимание не только на заучивание текста и его звуковое оформление, но и на внутреннее содержание.

- При постановке танцев целесообразно использовать движения, уже разученные детьми (на занятиях по физкультуре, ритмопластике), т.к. использование хорошо знакомых движений расширяет рамки работы над выразительностью, содержанием танца.

- Необходимо тщательно подбирать музыкальные произведения, музыкальное сопровождение. Обязательно нужно принимать во внимание музыкальное восприятие ребят, их музыкальную устойчивость.

- При постановке игровых песен необходимо тщательно продумывать используемые во время пения движения для того, чтобы они способствовали полноценному речевому дыханию, несли эмоциональную окраску, соответствующую смысловому содержанию песни.

- Звукозаписи нужно уделить особое внимание. Если записи низкого качества, это отрицательно влияет на формирование музыкального слуха.

- Необходимо тщательно продумать оснащение праздника, оформление зала. Дети, готовясь к празднику, должны участвовать в процессе оформления зала (снежинки, украшения для елки к Новому Году, листья к празднику осени и т.п.), используя для этого аппликацию, оригами и рисование. Очень важно, чтобы ребенок понимал, что своим трудом он участвует в общем деле. Детям интересно наблюдать, как их стараниями привычный зал превращается то в сказочный заснеженный лес, то в весеннюю полянку, то в осенний парк.

-При оформлении помещения следует помнить об основных правилах: оформление должно отвечать содержанию праздника,
быть художественным, т.е. развивать у детей художественно-эстетический вкус, понятным для ребенка, создавать у всех радостное настроение, 
предвосхищать события, т.е. вызывать интерес к ним.
- Длительность праздника регламентируется. Для малышей праздники лучше проводить в утреннее время, длительностью в 25-30 минут; для детей средней группы – 30-40 минут, для старших дошкольников – до 50 минут. Для детей 5-6 лет можно проводить праздники и в первую половину дня, и во вторую.  Рекомендуется проводить праздник один раз в квартал, а развлечения – один раз в неделю в каждой группе (физкультурный досуг, музыкально-литературные зрелища, театрализованные игры).

-  Темы праздников и их содержание определяются местными традициями и традициями учреждения, условиями и возможностями, педагогическими направлениями, основанными на программах, которые использует коллектив учреждения.

-  Формы проведения праздников могут быть разнообразны. Это музыкально-литературные концерты, комплексное, тематическое занятие, театрализованное действие.

- В структуру праздника необходимо включать различные сюрпризные моменты, игры. Для того чтобы поддерживать внимание детей, важно дать им возможность в нужный момент расслабиться, поиграть, отдохнуть. Постоянная смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес ребенка.

- В ходе праздника или развлечения взрослые должны помогать детям ориентироваться в происходящем действии, если возникает необходимость, разъяснить то, что непонятно кому-то из детей.

- В процессе подготовки и проведения праздника необходима четкая, взаимосвязанная работа ведущего, музыкального руководителя, взрослых, по возможности, родителей и, конечно, детей. Только при этом условии праздник пройдет успешно и оставит яркие воспоминания у всех его участников.

- Никто из детей не должен остаться вне праздника. А чтобы все ребята чувствовали себя комфортно, обязательно нужно учесть возможности данной группы и задействовать в мероприятии.

-  Программу праздника составляют так, чтобы в нее можно было вносить изменения. Она обсуждается и утверждается на педсовете, где уточняются обязанности членов коллектива, выбирается ведущий, который посещает занятия, разучивает песни и танцы. Ведущий, музыкальный руководитель и воспитатели вместе обдумывают размещение детей на празднике, последовательность их выступлений и сюрпризных моментов.

 - В сценарии лучше включать не только новый материал, но и уже известный, накопленный в игровых импровизациях музыкальный опыт. Это создаст непринуждённую атмосферу праздника.

-  При составлении сценария праздника необходимо соблюдать основные правила: начало – яркое и торжественное; сюжет, должен развиваться так, чтобы эмоциональный подъем шел по возрастающей; запланировать вручение подарков, что поддерживает эмоциональное состояние ребенка; заранее обдумать, где дети будут сидеть, где переодеваться, где будут располагаться праздничные атрибуты. Всё должно быть рассчитано так, чтобы праздник не задерживался по «техническим причинам».

-  Необходимо продумать темп, динамику развлечения. Поэтому не обойтись без воображаемого проигрывания сценария. Такое проигрывание позволит избежать неприятных сюрпризов, всякого рода неожиданностей. 

- Окончательно сценарий дорабатывается после обсуждения его с воспитателями, работающими с данной возрастной группой, с завучем по воспитательной работе. Совместное обсуждение с коллегами общей направленности и деталей праздника позволит улучшить качество сценария, обогатить материал новыми идеями.

- Когда сценарий написан и откорректирован, начинается этап подготовительной работы. Здесь не обойтись без ежедневной фиксации проделанного, планирования на ближайшее время (на следующий день, будущую неделю).

- Роль ведущего в процессе праздника велика. Именно он должен объединить детей и взрослых, создать хорошее настроение, а для этого он должен быстро реагировать на всё происходящее. Для этого очень важно, чтобы у ведущего была хорошая литературная речь, чтобы он был эмоциональным и находчивым, умел шутить, был искренним, веселым, естественным и жизнерадостным. Можно использовать старших детей в роли помощников ведущего.

-  Чтобы излишне не утомлять детей и не понижать интереса к празднику, не стоит проводить генеральные репетиции и общие прогоны представления. Можно выделить отдельные фрагменты, а затем вовлечь детей в репетицию. В это время нужно чаще работать с подгруппами детей и с каждым ребёнком индивидуально, нежели со всей группой одновременно. Такая работа позволит избежать однообразия репетиций.

- После проведения праздника важно закрепить полученные детьми впечатления и знания. Для этого проводятся беседы с детьми. Целесообразно использовать изобразительную деятельность в подведении итогов праздника, т.к. это способствует закреплению полученных впечатлений, развивает образную память.

-  Хорошо, если после праздника или развлечения ещё некоторое время в зале остаётся оформление. Дети с удовольствием могут повторить полюбившиеся им песни, танцы, хороводы, игры, тем самым ещё раз получить удовольствие от выступления, почувствовать уверенность в своих силах. 

- После проведения детского праздника взрослым необходимо проанализировать его, выяснить причины негативных моментов и отметить удачные педагогические находки.

 - Важно, чтобы праздники приносили детям только радость, чтобы не было напряжения в ходе их подготовки. Праздник должен стать для ребенка счастливым событием и остаться в памяти надолго!

Таким образом, продумывая и организуя детские праздники и утренники с учетом всех требований и особенностей, мы решаем одну из главных задач - социальную адаптацию слабослышащего ребенка.

Литература:

1.Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. —М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. (Коррекционная педагогика).

2. Яхнина Е. 3. Музыкально-ритмические занятия с глухими учащимися. — М„ 1997. Зонтова, О.В. Коррекционно-педагогическая помощь детям после кохлеарной имплантации / О.В. Зонтова. – СПб: СПб НИИ уха, горла, носа и речи, 2008.Королева, И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых / И.В. Королева. – СПб: Каро, 2008.

3. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, Л. Н. Комиссарова, Г. Р. Шашкина, О. Л. Сергеева; Под ред. Е. А. Медведевой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.

4. Т.Э. Тютюнникова «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение» Программа. – Москва 2008. А. И. Буренина «Ритмическая мозаика» Программа по ритмической пластике для детей 3-7 лет. – Санкт-Петербург .:«Музыкальная палитра», 2012.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!