СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по организации психолого – педагогического сопровождения лиц с ооп

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

СТАТЬЯ  -  ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИЦ С ООП В КОЛЛЕДЖЕ

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации психолого – педагогического сопровождения лиц с ооп»


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИЦ С ООП


Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных т.к. число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. Образование детей с ограниченными образовательными потребностями и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Получение детьми с ограниченными образовательными потребностями и детьми-инвалидами (далее – дети с ограниченными возможностями здоровья) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

В Законе «Об образовании» (ст.11 п.п.14) сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов.

Проблема учителя, владеющего педагогическими технологиями на сегодняшний день самая важная проблема инклюзивного образования. Из этого вытекает очень много задач. Это связано с подготовкой кадров, передачей опыта и трансляцией знаний, и это тоже далеко не простой момент. Нужно понять, как простому учителю массовой общеобразовательной школы, который не получал знаний по специальной психологии и коррекционной педагогики, который раньше никогда не видел за партой ребенка с инвалидностью и не понимает, как устроено, допустим, восприятие незрячего или глухого ребенка - как ему учить этого ребенка в группе, где сидит еще 20 - 25 учеников?


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ


Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано двумя путями:

- посредством открытия специальной группы для данной категории детей в общеобразовательном учреждении;

- путем совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений, в одной группе.

Специальные группы могут создаваться для определенной категории детей (с нарушением слуха, или зрения, или задержкой психического развития и др.) или объединять различные категории детей (с задержкой психического развития и умственной отсталостью и др.).

Более пристального рассмотрения требует вопрос совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в одной группе с детьми, не имеющими подобных нарушений.


СИСТЕМА ПОКАЗАНИЙ ДЛЯ ИНТЕГРАЦИИ


Интегрированному обучению по программе колледжа (при наличии соответствующих условий) подлежат дети:

­- имеющие снижение слуха (в речевой области) до 60 Дб без сопутствующих отклонений в развитии;

­- имеющие остроту зрения не ниже 0,1 без сопутствующих отклонений в развитии;

- имеющие нарушения опорно­-двигательного аппарата и потенциально сохранные возможности интеллектуального развития;

- имеющие задержку психического развития и потенциально сохранные возможности интеллектуального развития.

 

Дети, имеющие тяжелые сенсорные, физические и интеллектуальные нарушения развития, которые не подлежат (или ограниченно подлежат) интегрированному обучению в общеобразовательных учреждениях:

­- имеющие потерю слуха (в речевой области) ниже 75 Дб (или сочетание снижения слуха с умственной отсталостью, нарушением зрения, ДЦП);

­- имеющие потерю зрения ниже 0,1 (или сочетание снижения зрения с нарушением других зрительных функций, с умственной отсталостью, нарушением слуха, ДЦП);

- имеющие умственную отсталость в степени выраженной дебильности, имбецильности;

- с ДЦП в сочетании с нарушениями интеллекта, слуха, зрения и функционально зависимые (не передвигающиеся самостоятельно, не обслуживающие себя, требующие индивидуального ухода).

 

КРИТЕРИИ ОТБОРА СТУДЕНТОВ ДЛЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

1. Возможности ребенка: выраженность дефекта, зона ближайшего развития, индивидуальные интеллектуальные и эмоционально-­личностные особенности.

2. Готовность социальной среды (условия семейного воспитания, возможность оказания соответствующей поддержки со стороны родителей интегрируемого ребенка, педагогов, родителей сверстников, обучающихся).

3. Соответствие образовательной среды колледжа потребностям интегрируемого ребенка.


Педагоги-предметники, и кураторы групп, работающие с детьми с особыми образовательными потребностями, проводят систематическое углубленное изучение обучающихся с целью выявления их индивидуальных особенностей и определения направлений развивающей работы, фиксируют динамику развития обучающихся, ведут учет освоения ими учебных программ, совместно с педагогом-психологом заполняют на них карты сопровождения.

В связи с отсутствием специалистов сопровождения, невозможности введения в штатное расписание учреждения ставок специалистов квалифицированная психолого-педагогическая коррекционная поддержка оказывается на основе заключенного меморандума со специальной- коррекционной школой г. Кокшетау.


РАЗРАБОТКА УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ И РАБОЧИХ ПРОГРАММ


При интегрированном обучении для детей с ООП разрабатываются индивидуальные учебные планы на основе базисного учебного плана, отдельные рабочие программы по каждому учебному предмету (ст.11 п.п.14, ст.14, ст.19 п.1 – Закон РК «Об образовании»)

.

.

УЧЕТ ТЕКУЩИХ И ПРОМЕЖУТОЧНЫХ ИТОГОВ УСПЕВАЕМОСТИ


В силу особенностей психофизического развития и имеющихся нарушений качественно, в полном объеме программный материал способны усвоить лишь отдельные студенты. Остальные студенты могут знакомиться с программой в целом, а успешно усваивать только часть знаний и умений. Все виды контроля (устный, письменный, практический) оцениваются по традиционной пятибалльной шкале только как средство мотивации деятельности и стимулирования обучающихся.

В настоящее время в КГУ «Агротехнический колледж № 3, село Красный Яр, город Кокшетау» разработана и используется технология социально-педагогического сопровождения студентов с ограниченными образовательными потребностями (далее ООП) при получении среднего профессионального образования. Технология социально-педагогического сопровождения студента с ООП представляет собой целенаправленный, поэтапный процесс, обусловленный знанием индивидуальных особенностей студента и его проявлений при получении профессии в колледже. Она включает следующие этапы:


  1. Диагностико-прогностический – изучение индивидуальных возможностей и особенностей студента, прогнозирование перспектив его адаптации к учебному процессу и самопроявления в ситуациях развития, обучения (овладения профессией). Данный этап предполагает сбор информации о студенте с ООП при обучении в колледже. Собирается следующая информация:


- о патологии, существующей у студента с ООП, перспективы развития патологии, возможности преодоления, снижения уровня негативного проявления или стабилизации;

- об индивидуальном потенциале студента, на который можно опираться при организации социально-педагогического сопровождения;

- об индивидуальных особенностях в самосовершенствовании, преодолении трудностей, возникающих при адаптации к учебному процессу и дальнейшем саморазвитии; 

- об особенностях развития и воспитания студента с ООП;

- об уровне адаптивных возможностей студента к социокультурной среде образовательного учреждения, к получению информации, предоставлению усвоенного знания в процессе его получения, к взаимоотношению в группе сверстников-однокурсников.

II. Выявление возможных проблем (трудностей), существенно сказывающихся на адаптации и самопроявлении студента в ситуации развития, процессе овладения профессией.

 III. Проектирование перспектив преодоления возможных проблем (трудностей) самим студентом с ограниченными возможностями здоровья. 

IV. Определение содержания, специфики и способов сопровождения студентов в преодолении проблем (трудностей) в процессе обучения в колледже.

Цель социально-педагогической технологии заключается в том, чтобы способствовать адаптации студента с ООП к учебному процессу, обеспечить наиболее целесообразное и полное проявление его возможностей и способностей при овладении профессией, а также интеграцию в социальную среду.

Основные направления реализации:


- Предупреждение ситуаций, которые студент с ООП не может самостоятельно преодолеть.

- Работа с педагогическим коллективом и средой (социальным окружением), способствующая созданию условий для наиболее полного проявления студентов при овладении профессией.

- Побуждение студента с ООП к самостоятельному поиску путей овладения профессии, самостоятельному преодолению трудностей в обучении, в том числе, с опорой на окружающую среду.

Достижение предусмотренной цели требует четкого решения следующих задач:

- способствовать адаптации и интеграции в образовательную среду;

- способствовать преодолению проблем, возникающих у студентов с ООП при овладении профессией;

- обеспечить самостоятельное, творческое проявление студентов с ООП в самообразовании.

 V. Реализация социально-педагогического сопровождения студентов с ООП с учетом их самопроявления и возникающих у них проблем. Содержание социально-педагогического сопровождения определено этапами обучения. Анализ условий обучения в колледже позволил выделить следующие подэтапы становления студента как специалиста.

1 подэтап Адаптация и овладение основами обучения в колледже (сентябрь, октябрь).

Цель данного подэтапа заключается в создании специальной среды, в которой студенты с ООП чувствуют себя комфортно и могут реализовать имеющиеся у них возможности.
Адаптационный период связан с предоставлением первокурснику с ООП возможности познакомиться с условиями, принципами, правилами обучения в выбранном учебном заведении и практически безболезненно войти в студенческий коллектив.

2 подэтап Интеграция в коллектив, накопление опыта социально-адаптированного поведения и учебной деятельности

Фактически данный подэтап начинается вместе с предыдущим. Однако, если в начальный период больше внимание уделяется адаптации, то в дальнейшем акцент смещается на стимулирование вхождения студента в коллектив учебной группы и последующего сопоставления себя с коллективом.

Работа организуется по следующим направлениям:

- профессиональная деятельность (поэтапное формирование знаний и умений, интереса и профессиональных намерений у студентов с ООП);

- коммуникативная деятельность (выработка навыков межличностного и делового общения);

- общественная деятельность (формирование у студентов с ООП активной жизненной позиции, умения лидерствовать и подчиняться, сотрудничать с людьми).


3 подэтап Введение в профессионально-практическую деятельность и накопление практико-ориентированного опыта. 

Начинает осуществляться с октября. Система практического обучения способствует интеллектуальному развитию будущих специалистов, овладению предметными знаниями и умениями, развитию и повышению мотивации к самопроявлению в профессиональной деятельности, осознанию себя компетентным специалистом. Кроме того, она позволяет студенту с ООП попробовать свои силы в выбранной профессии, научиться применять теоретические знания, полученные в ходе лекционных и семинарских занятий. При организации практических видов деятельности используются технические средства обучения, позволяющие закрепить основные умения, навыки.


4 подэтап Овладение основами профессиональной деятельности. 

Данный подэтап осуществляется через усвоение специальных учебных дисциплин и в практико-ориентированной деятельности.

5 подэтап Результативный. 

Характеризуется высоким уровнем адаптивности к учебному процессу и интегрированности в условия студенческого коллектива, образовательного учреждения, приобретением знаний, умений и навыков профессиональной деятельности.


VI. Оценка эффективности социально-педагогического сопровождения и определение перспектив дальнейшего повышения его адаптивности. Социально-педагогическое сопровождение может быть выстроено в отношении отдельного учащегося или группы лиц, а может лежать в основе системы деятельности всего образовательного учреждения.


Наиболее приемлемые методы

работы на занятиях со студентами, имеющими ООП:

  • объяснительно –иллюстративный;

  • репродуктивный;

  • частично поисковый;

  • коммуникативный;

  • информационно – коммуникационный;

  • методы контроля;

  • самоконтроля и взаимоконтроля.


Приемы воздействия на эмоциональную и

познавательную сферу детей с ООП:


- игровые ситуации;

- дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;

- игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими.


Приемы обучения используемые на

уроках с обучающимися с ООП


Приемы обучения – это конкретные операции взаимодействия преподавателя и студентов в процессе реализации методов обучения.

Для активизации деятельности обучающихся с ООП можно использовать следующие активные приёмы обучения:

  1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий - карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого обучающегося.

  2. Использование вставок на доску - используем соревновательный момент при выполнении задания, разгадывании кроссворда и т. п. Чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.

  3. Составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить.  Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.

  4. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.

  5. Использование презентаций-офтальмотренажёров, отдельной презентации и фрагментов презентации по ходу урока. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, обучающиеся имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает процесс интересным и выразительным.

  6. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса.

Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность студентов с ООП.

Разнообразие существующих методов обучения позволяет педагогу чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.

Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность студентов, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность на уроках.

ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ


Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, поэтому необходимо:

- ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников;

- использовать специальные методы, приемы и средства обучения, в том числе специализированные компьютерные технологии;

- индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка.

 

Общие принципы и правила работы с детьми с ООП:


  1. Индивидуальный, личностно - ориентированный и дифференцированный и разноуровневый подход к каждому студенту;

  2. Использовать групповые, индивидуальные, дистанционные, на дому, заочную формы обучения лиц с ООП;

  3. Чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности с целью предотвращения наступления утомления;

  4. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность обучающихся, формирующих необходимые учебные навыки;

  5. Организация социального партнерства в области профессиональной реабилитации для адресной подготовки на рабочее место;

  6. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому студенту, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

 

ДЕТИ С НАРУШЕНИМ СЛУХА


Психологически глухие и слабослышащие дети отличаются от сверстников с нормальным слухом, они более замкнуты и обидчивы. У детей с нарушениями слуха происходит нарушение познавательных функций, т.е. внимания, восприятия, речи, памяти, мышления. У таких детей понижена инициатива общения с окружающим миром. Страдают ориентация в пространстве, координация движений (в связи с тесным взаимодействием слухового и вестибулярного аппарата). Устная и письменная речь детей с отклонениями слуха страдает пропусками букв и слов, их заменой не по смыслу, а по внешнему сходству. Нужно разбирать с ними значение каждого нового понятия, действия, навыка. Такие дети запоминают тексты дословно, употребляют в речи однотипные грамматические конструкции, однообразные слова и фразы, их язык беден. Дети, имеющие нарушение слуха, хорошо воспринимают устную речь зрительно (чтение с губ). Ученик, имеющий нарушение слуха, обязательно должен быть слухопротезирован, т.е. иметь индивидуальные слуховые аппараты.

Педагог, обучающий ребёнка с нарушением слуха в интегрированной группе, должен:


- посадить ребенка за первую парту;

- не поворачиваться спиной к обучающемуся;

- чётко задавать вопросы, обращаясь к ребёнку;

- проверять рабочее состояние слуховых аппаратов (при наличии);

- разрешать детям оборачиваться, чтобы видеть лицо говорящего человека;

- широко применять наглядность в целях более полного и глубокого осмысления учебного материала.

В адаптации в социуме незаменимую помощь оказывает педагог-психолог и социальный педагог. Работа психолога должна быть направлена на развитие коммуникативной компетентности, повышение уровня доброжелательности, снижение конфликтности, сплочение коллектива. Большое внимание психолог должен обращать на формирование межличностных отношений между интегрированными ребятами и их сверстниками, что помогает решать этические и правовые проблемы.

Для слабослышащих детей, которые по уровню психофизического и речевого развития соответствуют возрастной норме и психологически подготовлены   к совместному со слышащими сверстниками обучению, может быть эффективно интегрированное обучение.

ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Специфика обучения и воспитания слабовидящих детей проявляется в следующем: дозирование учебных нагрузок, применение специальных форм и методов обучения, использование наглядных пособий доступных для зрительного восприятия, расширяющих познавательные возможности студентов, для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство. Во время проведения занятий следует чаще переключать обучающихся с одного вида деятельности на другой, должны учитывать допустимую продолжительность непрерывной зрительной нагрузки для слабовидящих студентов. К дозированию зрительной работы надо подходить строго индивидуально, неуклонно следуя рекомендациям офтальмолога (совместная работа с медработником учебного заведения).

Положительное влияние на поддержание работоспособности обучающихся и предупреждение зрительного переутомления оказывает проведение физкультурных пауз. Слабовидящие не должны выполнять упражнения, связанные с наклоном головы вниз и с резким движением тела, т.к. эти упражнения им противопоказаны. Слабовидящие дети должны размещаться ближе к естественному источнику света. При некоторых формах нарушения зрения (катаракта, помутнение роговицы) у обучающихся наблюдается светобоязнь. Таких студентов надо размещать дальше от источника света.


ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Дети с ЗПР – это преимущественно дети с нормальным интеллектом, у которых отсутствует мотивация к учебе, либо имеется отставание в овладении навыками чтения, письма, счета. Отсутствие концентрации и быстрое рассеивание внимания излишняя подвижность и эмоциональные проблемы приводят к тому, что им трудно или невозможно функционировать в большой группе и самостоятельно выполнять задания.

При организации обучения необходимо адаптировать содержание учебного материала, выделяя в каждой теме базовый материал, подлежащий многократному закреплению, дифференцировать задания в зависимости от поставленных задач. Обучающемуся с ЗПР необходим хорошо структурированный материал.

Необходимо тщательно отбирать и комбинировать методы и приемы обучения с целью смены видов деятельности детей, изменения доминантного анализатора, включения в работу большинства анализаторов; использовать ориентировочную основу действий -опорных сигналов и конспектов, алгоритмов, образцов выполнения задания.

Для детей с ЗПР важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. Важно, чтобы они через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание овладеть профессиональными навыками и приемами.

При организации учебного процесса следует исходить из возможностей ребёнка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах обучения необходимо обеспечить студенту субъективные переживания успеха на фоне определённой затраты усилий. В дальнейшем трудность заданий следует увеличивать.


Педагогу – предметнику и куратору группы необходимо:

- следить за успеваемостью обучающихся: после каждой части нового учебного материала проверять, понял ли его обучающийся;

- посадить обучающегося на первые парты, как можно ближе к педагогу, так как контакт глаз усиливает внимание;

- поддерживать их, развивать в них положительную самооценку, корректно делая замечание, если что-то делают неправильно;

- разрешать обучающимся при выполнении упражнений записывать различные шаги. Это является для них опорой, а для учителя это вспомогательное средство, чтобы понять, где именно произошла ошибка в процессе мышления.

Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата письменные задания выполняются на компьютере или надиктовываются и записываются на диктофон.

Одним из перспективных направлений развития инклюзивного образования детей-инвалидов является применение дистанционных образовательных технологий.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!