СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучив эту разработку, вы можете ознакомиться с рекомендациями по организации проектно-исследовательской работы учащихся в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы»

Министерство образования Красноярского края

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького»









Методические рекомендации

по организации

проектно-исследовательской

работы учащихся

начальной школы























Красноярск, 2023

Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Составители: Яковлева А.О, студентка группы 20П-6, отделения «Преподавание в начальных классах».

Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы / Яковлева А.О, Министерство образования Красноярского края КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького», с. 71.

Красноярск, 2023 год.



Аннотация

В работе представлены рекомендации по организации проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы с целью развития учебной мотивации младших школьников. Данные методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, а также для студентов, обучающихся по специальности «Преподавание в начальных классах».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4

Глава 1. Исследовательская деятельность и её характеристика 5

1. 2 Список возможных типичных ошибок. Типичные ошибки при выборе и формулировке темы исследования 7

1. 3 Типичные ошибки при определении цели, задач и гипотезы исследования 9

1. 4 Типичные ошибки при выборе методов исследования 11

1. 5 Требования к структуре и оформлению исследовательской работы учащихся 12

1. 6 Критерии оценки детских исследовательских работ 17

1. 7 Анализ детских исследований 18

1. 8 Паспорта детских исследований 20

Глава 2. Проектная деятельность в начальной школе 26

2. 1 Виды проектов 27

2. 3 Основные требования к содержанию и структуре учебных проектов 29

2. 4 Формы продуктов проектной деятельности 30

2. 5 Презентация проектов 31

Глава 3. Отличие исследовательской деятельность от проектной деятельности 33

Глава 4. Проектная задача в начальной школе 35

4. 1 Основные этапы проектной задачи 36

4. 2 Алгоритм разработки проектной задачи для учителя 38

4. 3 Алгоритм решения проектной задачи для ученика 39

4. 4 Отличие проектной задачи от других типов задач 40

4. 5 Образец проектной задачи 41

4. 6 Анализ проектной задачи 52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53

Список используемой литературы 54

Приложение 1. 56

Приложение 2. 63





ВВЕДЕНИЕ



В связи с последними изменениями от 23 мая 2021 ФГОС НОО предъявляет требования к метапредметным результатам, которые включают в себя универсальные познавательные учебные действия (базовые и логические и начальные исследовательские действия, а также работа с информацией); универсальные коммуникативные действия (общение, совместная деятельность, презентация); универсальные регулятивные действия (самоконтроль).

На сегодняшний день одна из главных задач, стоящих перед учителями в условиях модернизации образования - вооружить учащихся методами, необходимыми для решения нестандартных задач, развить способности творчески мыслить. Поэтому в практике работы современной школы все большее распространение приобретает проектно-исследовательская деятельность учащихся, как образовательная технология, направленная на приобщение учащихся к активным формам получения знаний. Проектно-исследовательская деятельность – мощное средство, позволяющее увлечь новое поколение по самому продуктивному пути развития и совершенствования [1,2].



Глава 1. Исследовательская деятельность и её характеристика



Исследовательская деятельность – специально организованная познавательная творческая деятельность учащихся, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности [4].

Цель исследовательского обучения: формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху [2].

Задачи исследовательского обучения: обучать проведению учебных исследований младших школьников; развивать у учащихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал; познакомить обучающихся с методами исследования, их применением в собственном исследовании; обучить основам оформления работ; формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи; стимулировать у детей интерес к фундаментальным и прикладным наукам; ознакомить обучающихся с научной картиной мира, научить проводить учебные исследования, развивать творческую исследовательскую активность [2].

Исследовательская деятельность даёт обучающимся возможность осознать свою значимость, развивает познавательный интерес, любознательность, учит работать с информационными источниками, общаться со сверстниками и единомышленниками, грамотно составлять речь и презентацию, принимать участие в научных конференциях по исследовательской и проектной работе [2].

Главная задача учителя заключается в том, чтобы помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Благодаря учителю, ученик должен понимать, что исследовательская деятельность – это его работа и реализация его собственных идей. В ходе исследовательской деятельности учитель выполняет три функции: направляющую, стимулирующую и корректирующую, а также две роли: наставник и консультант в области способов организации работы с научным материалом. Педагог направляет ребёнка на верный путь решения проблемы, помогает в случае затруднений и предоставляет ему максимальную самостоятельность [2].

Исследовательская работа включает в себя ряд взаимосвязанных этапов:

1) выявление проблемы, которая должна быть выполнима и полезна участникам исследования; 2) формулировка оригинальной темы, включающую элемент неожиданности и необычности; 3) написание актуальности, как ответа на вопрос: «Почему эту проблему необходимо изучать в настоящее время?»; 4) указание цели исследования, то есть определение конечного результат, который предполагается получить в конце исследования; 5) формулировка обоснованной гипотезы, которая в конечном итоге будет либо доказано, либо опровергнута; 6) формулировка задач исследования, которые пошагово помогут достигнуть цели. Задачи могут быть поставлены для теоретической части и для экспериментальной; 7) описание теоретической литературы об изучаемой проблеме; 8) описание методики исследования, как того, что делала автор для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы; 9) формулировка результатов (собственные данные, полученные в результате исследовательской деятельности); 10) характеристика новизны результатов (указание того, что не было замечено другими); 11) оформление выводов и значимости исследования (описание того, как результаты влияют на практику и в чём их польза на сегодняшний день) [5].

1. 2 Список возможных типичных ошибок. Типичные ошибки при выборе и формулировке темы исследования



Любая исследовательская работа начинается с выбора темы исследования. Выбор темы школьной исследовательской работы — важный и очень ответственный момент. Тема исследования - ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект исследования в определенном аспекте, характерном для данной работы [7].

Существует некоторые требования к теме исследования:

1. Тема должна быть интересна ученику.

2. Тема должна быть оригинальной, доступной, выполнимой и, по возможности, нестандартной.

3. Тема должна отражать характерные черты проблемы.

4. Тема должна быть достаточно актуальной

5. Тема и уровень работы должны соответствовать возрасту ученика.

6. Если работа выполняется на базе научного учреждения, необходимо четко очертить рамки самостоятельного исследования школьника.

7. Тема не должна быть сложной. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, т. е. долговременно, целенаправленно работать в одном направлении, у младших школьника ограничена. Часто дети не доводят дело до конца. Выполнить задание «на одном дыхании» практически очень сложно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени [7, 8].

Начинающие исследователи довольно часто подвергаются типичным ошибкам при выборе и формулировке темы исследования.

1. Тема представляет из себя вопрос. («Забыто ли имя Н.И. Пирогова?», «Что скрывается в тюбике зубной пасты?»)

2. В теме написаны лишние слова. (К вопросу о …», «Анализ некоторых вопросов…», «Изучение…», «Исследование…»)

3. Тема не отображает явную проблему. («Творчество Майкла Джексона», «Атмосферное электричество», «Графические редакторы», «Аукционы мира», «Геометрия Н. И. Лобачевского»»

4. Тема слишком широкая. («Благоустройство города»). Юные исследователи часто избегают брать узкие темы. Это в корне неверно. Работы, посвященные широким темам, часто бывают поверхностными и мало самостоятельными. Узкая же тема прорабатывается более глубоко и детально, исследователю открываются такие стороны проблемы, о которых он раньше и не подозревал [7, 6].

1. 3 Типичные ошибки при определении цели, задач и гипотезы исследования



Определить цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы это исследование проводим. Цель указывает общее направление деятельности.

Выделяют следующие ошибки при формулировке цели исследования:

1. Цели исследования завышены.

2. Несоответствие цели теме и проблеме исследования.

3. Неясность, неточность формулировки целей.

4. Цель не определяет результат деятельности.

5. Формулировка цели не начинается с глагола в неопределённой форме

(например, создать, сформулировать…)

6. Цель не достижима, не измерима, в отдельных случаях не

диагностируема.

7. Цель определяет содержание деятельности, а не получаемое знание.

8. Цель предполагает получить уже известные знания, то есть она банальна [8].

Определив цель исследования, необходимо её реализовать, а это значит, что следует приступить к формулировке задач, но не всегда младшие школьники придерживаются к требованиям и совершают ошибки, а именно:

1. Задачи не отображают «путь», который приведёт к достижению цели.

2. Задачи не сформулированы в виде перечисления (изучить, описать, сформулировать, установить и т.д.)

3. Ученик формулирует задачи, которые ему непосильны.

4. Задачи крупнее цели или повторяют ее [8, 9].

Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения, то есть развёртывается следующая фаза мыслительного процесса – фаза решения проблемы. Ответ на поставленную проблему достигается посредством умственной деятельности, протекающей в форме выдвижения догадок или гипотез. Новое знание впервые осознаётся исследователем в форме гипотезы, последняя выступает необходимым и кульминационным моментом мыслительного процесса.

Часто именно этап выдвижения гипотез исследования вызывает у младших школьников трудности и приводит к ошибкам. Чтобы их не совершать, необходимо учитывать требования к гипотезе, которая должна:

1. Содержать предположение.

2. Быть проверяемой, подтвержденной.

3. Быть логически непротиворечивой.

4. Быть реально опровергаемой или доказуемой.

5. При формулировке гипотезы должны использоваться словесные конструкции типа: «если…, то…», «так...как…», «при условии, что…» и прочее [8].


1. 4 Типичные ошибки при выборе методов исследования

Наблюдение – древнейший общенаучный метод познания. Оно включается во все виды деятельности и позволяет получить некоторую первичную информацию об объектах окружающего мира. Для того, чтобы проводить наблюдение, необходимо развивать такое качество, как наблюдательность, которую можно охарактеризовать как деятельность, направленную на анализ изучаемого, факта, события с целью выявления определённой закономерности.

При выборе, формулировке и написании методов исследования в индивидуальном проекте обучающиеся часто допускают типичные ошибки:

1. Методы исследования не должны быть указаны перед целью и задачами исследования.

2. Недостаточность методов. В любой работе должны указываться как общенаучные методы, так и специальные.

3. Учащиеся выбирают приёмы и способы введения исследования, в которых они не уверены. Так делать не рекомендуется. Лучше обратиться к научному руководителю и попросить у него помощи [10].

4. Обучающиеся подбирают методы, которые не позволяют проверить гипотезы.

5. Следует проводить этапы работы исследования краткосрочно, поскольку таким образом дети младшего школьного возраста могут быстро потерять интерес к проделанной работе [8].



1. 5 Требования к структуре и оформлению исследовательской работы учащихся


Одним из элементов научного исследования является также его результат. Результат исследования – это приращенное знание, представляющее собой решение проблемы, обеспечивающее достижение поставленной цели и задач исследования, а также знание, доказывающее невозможность решения проблемы при данном способе ее постановки. Необходимо подчеркнуть самоценность достижения истины в исследовании как его главного продукта.

Результат исследования должен показать умение обучающихся самостоятельно проводить исследования с применением современных методик, анализировать полученные результаты, сравнивать их с литературными данными, делать правильные и обоснованные выводы, а также уметь правильно оформлять свою работу. Исследовательская работа обучающегося придерживается научному стилю изложения, который имеет ряд особенностей:

1. Строгая логичность. Все предложения должны располагаться в последовательности, соответствующей причинно-следственным связям явлений, а выводы вытекают из фактов, изложенных в тексте

2. Точность, которая достигается тщательным подбором слов, употреблением их в прямом значении, широким использованием терминов и специальной лексики

3. Объективность изложения фактов, недопустимость субъективизма и эмоциональности.

4. Ясность – умение писать доступно и доходчиво

5. Краткость – умение избежать ненужных повторов и «словесного мусора».

6. Работа должна быть построена не произвольно, а по определённой структуре, которая является общепринятой: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, список литературы, приложения.

Титульный лист. Он является первой страницей и заполняется по образцу:

1. Наименование образовательного учреждения (верхнее поле).

2. Название работы (среднее поле без слова «тема»). Название пишется

без кавычек и должно отражать проблему, заявленную в нём, и соответствовать основному содержанию работы.

3.Ниже, по центру заголовка, указывается вид работы и учебный предмет.

4. Ещё ниже, ближе к правому краю, указываются фамилия, имя

обучающегося в именительном падеже, номер ОУ, класс, Ф.И.О. научного руководителя и его должность.

5. В нижнем поле по центру указывается город и год выполнения работы

(без слова «год»). Выбор размера и вида шрифта для титульного листа не имеет значения.

Оглавление. Оно следует за титульным листом. Оно включает в себя указание на основные элементы работы: оглавление, введение, основная часть, заключение, литература, приложения.

В оглавлении приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки и оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Нельзя сокращать их или давать в другой формулировке. Все заголовки начинаются с прописной буквы, точку в конце заголовка не ставят. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером в правом столбце оглавления.

Введение. Это важная составная часть каждой работы, и следует тщательно проработать в нём каждую строку. Именно во введении отражается роль научного руководителя. Во введении представляется обоснование работы. Введение обычно отражает следующую логику рассмотрения текста:

1. Актуальность темы работы. Указать почему важно исследовать эту тему; чем она значима для текущего момента, для современной ситуации.

2. Постановка проблемы. Обосновать в чем выражается какое-либо противоречие, обозначается отсутствие какой-либо информации и одновременно потребность в ней.

3. Разработанность исследуемой проблемы, то есть перечислить обзор литературы по данному вопросу.

4. Цель – то, что предполагается получить по окончании работы, итоговый результат исследовательской деятельности.

Целей не может быть много – классическим считается наличие одной или двух целей. К каждой цели должно быть представлено не менее трех задач.

5. Основные задачи отражают последовательность достижения цели, то есть это то, что необходимо сделать, чтобы получить намеченный результат (проанализировать литературу, сопоставить, измерить, сравнить, оценить, …).

6. Методы решения основных задач – те способы деятельности, которыми будет пользоваться учащийся, чтобы разрешить поставленные задачи и получить намеченный результат. Количество используемых методов в ученических работах обычно также невелико – от одного до трех.

Основная часть. Она может содержать 2-3 главы, в которых рассматриваются ведущие вопросы темы.

Глава 1 обычно содержит итоги анализа литературы по теме исследования, её теоретическое обоснование.

Главы 2-3 описывают практические этапы работы, анализ полученных данных, выявление определённых закономерностей в изучаемых явлениях в ходе эксперимента или исследования.

В конце каждой главы пишутся выводы.

Принципиальным требованием к основной части является доказательность, последовательность, отсутствие лишнего, необязательного и загромождающего текст материала.

Основная часть может сопровождаться иллюстративным материалом: рисунками, фотографиями, диаграммами, схемами, таблицами. Все материалы, не являющиеся важными для понимания решения научной задачи, выносятся в приложения.

Если в основной части содержатся цитаты или ссылки на высказывания деятелей науки и культуры, необходимо указать номер источника по списку и страницу в квадратных скобках в конце цитаты или ссылки.

Заключение. Основная цель – показать, что поставленная перед работой цель достигнута, то есть основной результат действительно получен. Основной результат должен быть соотнесён с заявленной во введении целью работы. Этот основной результат должен быть чётко сформулирован. В заключении приводятся также интересные следствия из результатов работы, указываются области их применения и другие важные выводы.

Литература. Список литературы завершает работу. Он отражает только ту литературу, которую изучил и использовал автор непосредственно в процессе исследовательской работы (не менее 3-5 источников). Наиболее удобен в исследовательской работе алфавитный способ группировки литературных источников.

Сведения о книгах должны включать следующие необходимые элементы: фамилию, инициалы автора; заглавие; город, в котором издана книга; издательство; год издания; объём страниц. Каждая книга, статья записываются с красной строки.

Приложение. Это часть текста научного исследования, имеющая дополнительное (обычно справочное) значение, необходимое для полного освещения темы. Оно размещается после списка литературы.

К приложениям относят: копии документов, инструкции, схемы, графики, диаграммы, таблицы. бланки опросов, тестов и систематизированный материал по ним, иллюстративный материал.

Каждое приложение нумеруется (без знака №) в правом верхнем углу и должно иметь тематический заголовок по середине строки, оформляется на отдельном листе. В тексте должна быть ссылка на каждое приложение [8].

1. 6 Критерии оценки детских исследовательских работ



Оценка учебно-исследовательской работы представляет из себя вознаграждение за проделанный труд. Следовательно, к содержанию детской работы необходимо отнестись с должным вниманием. Совместно с моими коллегами были разработаны критерии, которые подойдут для оценки исследовательских работ младших школьников.

Таблица № 1. Критерии оценки детских исследовательских работ.



Критерии оценки детских исследовательских работ

Количество баллов

1. Цель соответствует заданной теме

1

2. Задачи соответствуют цели

2

3. Объект и предмет выделены в соответствии с темой исследования

2

4. Исследование содержит: цель, задачи, гипотезы, предмет, объект

1

5. Методы соответствуют сформулированным задачам

1

6. Результаты соответствуют заявленной цели

1

7. Исследователь ссылается на научные источники

1

8. Текст работы представлен в научном стиле

1

9. В тексте исследования присутствует иллюстративный материал высокого качества и разборчивый текст

1

10. Вывод соответствует результатам исследования

1

11. Гипотеза подтверждена аргументами

1

12. В работе присутствуют литературные источники

1

Количество баллов:

14

Отметка:

5

[8]

Перевод баллов в отметку:

11 – 14 баллов – отметка «5»

9 – 10 баллов – отметка «4»

7 - 8 баллов – отметка «3»

6 и менее баллов – отметка «2»

1. 7 Анализ детских исследований



Для анализа я выбрала учебно-исследовательскую работу по теме «Как приготовить Иван-чай в домашних условиях?». Текст работы представлен в приложении 1. Согласно разработанным критериям, были выставлены следующие баллы и сформулированы комментарии к работе обучающегося.

Критерии оценки детских исследовательских работ

Количество баллов

Комментарии

1. Цель соответствует заданной теме

1

Тема связана с приготовлением Иван-чая в домашних условиях и цель направлена на изучение способов приготовления русского чая (приготовление Копорского чая из заготовки иван-чая)

2. Задачи соответствуют цели

1

Не все задачи способствуют достижению цели.

Задачи: узнать, что такое Иван-чай и почему он получил такое название и выяснить полезные свойства Копорского чая не «бьют» в цель.

3. Объект и предмет выделены в соответствии с темой исследования

2

-


4. Исследование содержит: цель, задачи, гипотезы, предмет, объект

1

-

5. Методы соответствуют сформулированным задачам

1

-

6. Результаты соответствуют заявленной цели

1

-

7. Исследователь ссылается на научные источники

0

Обучающийся использует в своём исследовании обычные ссылки на сайты из интернета. В исследовательской работе не указаны авторы, авторитетные люди.

8. Текст работы представлен в научном стиле

0

В тексте присутствуют такие предложения, как: «способны творить чудеса!», «Наслаждаясь Иван-чаем с лимоном, вы можете забыть о чувстве усталости, повысите работоспособность»

9. В тексте исследования присутствует иллюстративный материал высокого качества и разборчивый текст

1

-

10. Вывод соответствует результатам исследования

1

-

11. Гипотеза подтверждена аргументами

0

В конце затрагивается речь о гипотезе, но она не подтверждается аргументами.

12. В работе присутствуют литературные источники

1

-

Количество баллов:


10

Отметка:


4



1. 8 Паспорта детских исследований



В этом разделе вы может ознакомиться с двумя образцами детских исследований для начальной школы.

Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

Чипсы: любимое лакомство и вредный продукт.

2

Актуальность исследования

Большинство детей и взрослых любят и предпочитают есть чипсы нежели, например, фрукты. В настоящее время в магазинах можно купить разные виды чипсов, которые привлекают внимание покупателей своей яркой красочной упаковкой.

Исходя из данных опроса, проведённом среди студентов 3-го курса, было выявлено, что 50%, что составляет 10 младших школьников, в своём рационе питания очень часто употребляют чипсы, а 20%, что составляет 4 ученика, каждую неделю или даже месяц покупают себе чипсы.

Единственный аргумент, который можно привести в пользу картофельных снеков, – их замечательный вкус. В остальном на вопрос, полезны ли чипсы, можно дать только один ответ – нет, ни о каких полезных свойствах не может быть речи, что собственно и подтверждается в круговой диаграмме.

3

Проблема исследования

Проблема в том, что чипсы входят в топ самых вредных продуктов, согласно статистики 2022 года.

Употребляя вредные продукты, в том числе и чипсы, мы практически гарантированно наживаем себе неприятности

Основываясь на результатах исследования потребительских предпочтений на рынке снеков в России, россияне не беспокоятся за своё здоровье и большое количество людей приобретает чипсы «Lаy`s».

Таким образом, следуя вышеуказанному, проводится исследование, которое поможет выявить наличие у чипсов Лэйс вредных веществ.

4

Объект исследования

Чипсы «Lаy`s»

5

Цель исследования

Выявление наличия у чипсов «Lаy`s» калорий (масло, крахмал) и соли, опасных веществ.

6

Задачи исследования

1. Проанализировать теоретическую литературу по теме исследования.

2. Провести экспериментальное исследование с целью опровержения или подтверждения гипотезы.

3. Сформулировать выводы.

7

Гипотеза исследования

Мы предполагаем, что состав чипсов ««Lаy`s» содержит наибольшее количество вредных веществ.

8

Методы исследования


Теоретические (анализ литературы) и эмпирические (опрос, эксперимент)

9

Тип исследования (по продолжительности)

Кратковременный (35-45 минут)

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

1. Распределение обучающихся на две группы. Ознакомление с листом исследования.

2. Проведение опыта №1 «Определение жиров». Оборудование: чипсы, бумага А4. Суть опыта: большой чипс положить на бумагу и согнули ее пополам, раздавив испытуемый образец. На листе бумаги видны жирные пятна. Чем больше жира содержит продукт, тем больше и ярче жирное пятно.

3. Опыт №2 «определение крахмала». Оборудование: чипсы, бумага а4, спиртовой раствор йода.

Суть опыта: При добавлении 3%-ного спиртового раствора йода на ломтик чипса, через несколько секунд появляется темно-синее пятно; что говорит о присутствии крахмала. Крахмал, оставшийся во рту, в течение 2-3 часов преобразуется в глюкозу (проходит гидролиз крахмала), а это идеальная питательная среда для кариесных бактерий.

4. Опыт №3 «Определение количества соли». Оборудование: чипсы, ложка, вода, глубокая чашка.

Суть опыта: Раскрошили чипсы и залили их водой. Через несколько минут попробовали воду, она была соленой. Это говорит о том, что в чипсах содержится большое количество соли.

5. Опыт №4 «Горение чипсов». (под руководством учителя). Оборудование: спички, пинцет, глубокая чашка, чипсы.

Суть опыта: При поджигании ломтика чипсов появляется едкий запах пластмассы. Это говорит о присутствии опасного канцерогена – акриламида, поражающий, главным образом, нервную систему, печень и почки. В чипсах он завуалирован с помощью ароматизаторов.

Вывод: в чипсах содержится опасный канцероген (опасное вещество, способствующее образованию рака) – акриламид (яд)

6. Формулировка выводов. Возвращение к гипотезе (она подтвердилась).

11

Оборудование для проведения исследования

Чипсы «Lаy`s»,

12

Продукт исследования

Таблица исследования.

Общий вывод исследования: наша гипотеза подтвердилась. Состав чипсов ««Lаy`s» содержит наибольшее количество вредных веществ: масла и крахмала, соли, а также опасного вещества, являющегося ядом для нашего организма. Исходя из полученных данных, мы исключили чипсы из нашего рациона питания, потому что не хотим погубить своё здоровье.

13

Перспектива исследования

Таблица исследования может быть использована в

а) проведении акции (деление опытом исследования, раздача ярких листовок с таблицей, демонстрирующей влияние чипсов на организм человека)

б) помощи организации мероприятия «Здоровый образ жизни» (создание плаката, содержащего информацию из таблицы и представленную в виде рисунков)

в) личной жизни обучающихся

14

Используемые источники

1.Топ 10 самых вредных продуктов питания https://dzen.ru/a/YHVXrcLgMDWtc00R

2. Смертельная опасность чипсов

https://lenta.ru/news/2021/07/05/lifeshortensnacks/?ysclid=ldxdx6n3o7911602727

3. Народный рейтинг торговых марок чипсов

https://iom.anketolog.ru/2019/10/18/narodnyj-rejting-torgovyh-marok-chipsov?ysclid=ldxg298sow821370431

4. Вредные продукты питания: врага надо знать в лицо

https://aif.ru/boostbook/vrednye-produkty-pitanija.html?ysclid=ldxfh238ni164781560



[13]

Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

«Стресс и способы преодоления стрессовых ситуаций»

2

Актуальность исследования

В современной жизни у каждого человека очень часто возникают стрессовые ситуации. Многие явления школьной жизни: контрольные работы и экзамены, большое количество домашних заданий, сложный учебный материал, конфликтные ситуации со сверстниками, переход учащихся из начальной школы в среднее звено -  являются причинами возникновения стресса, другими словами называются стрессорами.

Нами было проведено анкетирование среди обучающихся 4 класса. Результаты анкетирования показали, что 52% обучающихся очень часто (1 – 2 раза в неделю) испытывают стресс.

Таким образом, наше исследование актуально.

3

Проблема исследования

Обучающиеся очень часто испытывают стресс


4

Объект исследования

Стресс

5

Цель исследования

Изучение различных способов устранения стресса.


6

Задачи исследования

1. изучить литературу;

2.проанализировать результаты опроса по теме "стресс";

3.провести исследование на популярное средство борьбы со стрессом;

4.составить характеристику данных по результатам анкетирования;

5.подтвердить или опровергнуть поставленную гипотезу.

7

Гипотеза исследования

Способы борьбы со стрессом индивидуальны.


8

Методы исследования

- анализ литературы;

- анкетирование;

- эксперимент.

9

Тип исследования (по продолжительности)

Краткосрочный

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

Этапы работы исследования

1 этап – изучить понятие стресса и влияние стресса на организм человека. Изучить способы устранения стресса.

2 этап – провести анкетирование среди четвероклассников. Провести эксперимент, в ходе которого участники выявляют способы, которые могут помочь им справиться со стрессом.

3 этап - подвести итоги исследования, а также выявить: подтвердилась ли гипотеза.

11

Оборудование для проведения исследования

Антистресс «Pop it», ручка с кнопкой, звуки природы с музыкальным сопровождением, пластилин, раскраски.

12

Продукт исследования

Эффективный способ устранения стресса

13

Перспектива исследования

Данное исследование может помочь справиться со стрессом, так как мы отобрали различные способы, которые не только могут устранить стресс, но и успокоить, потому что их сознание будет направлено на какую-то другую деятельность. Также, данная исследовательская работа показывает какие способы наиболее эффективны для борьбы со стрессом.

14

Используемые источники

1. Китаев-Смык Л.А. «Психология стресса», М.: «Наука», 1983.
Тригранян Р.А. Стресс и его значение для организма (отв. ред. навст. предисл. О.Г. Газенко. – М.: Наука, 1988.
2. Сайт: Академия Медицинского Образования
https://medobr.com/news/vliyanie-stressa-na-sostoyanie-zdorovya-cheloveka/
3. Гугл форма – тестирование
https://docs.google.com/forms/d/1glD4rlXfjKUvc22KVlx2HQ5G886bj3W6WY1SChXUlQw/edit
4. Сайт: Международный институт интегративной нутрициологии
https://miin.ru/blog/psikhologiya-stressa/
5. Сайт: mcunic.ru
https://mcunic.ru/2021/05/31/ot-kapitoshki-do-pop-it-evoljuciya-igrushek-antistressov/
6. Сайт: woman.advice.ru
https://womanadvice.ru/igrushka-antistress-chto-eto-takoe-chem-polezna-varianty-napolniteley-reyting-luchshih-kak-sdelat-sv
7. Сайт: 103.by https://mag.103.by/topic/88073-stress-i-bolezni-kak-volnenije-i-trevoga-vlijajut-na-nash-organizm/

8. Сайт: обученок

https://obuchonok.ru/node/7976



[13]

Глава 2. Проектная деятельность в начальной школе



Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских видов работ, выполненных учащимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.

В современном образовании отмечается необходимость системности в использовании активных методов, постепенного увеличения степени детской самостоятельности в учебно-познавательной деятельности и уменьшении различных видов учительской помощи.

Один из таких методов – проект в начальной школе, однако для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима особая готовность, а именно:

1. Сформированность коммуникативных умений: выяснять точку зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации «дефицита» информации или способов действий, управлять голосом, выражать свою точку зрения, договариваться.

2. Сформированность умственных действий (интеллектуальная зрелость): осуществлять аналитико-синтетические действий, использовать алгоритм сравнительного анализа, вычленять существенные признаки, выделять общий способ действий и направлять его на учебные задачи, проявлять такие качества мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.

3. Сформированность самоценочной и оценочной деятельности: адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников, обоснованно оценивать и результат, и процесс решения учебной задачи, выделять недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

Формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения [8].

2. 1 Виды проектов



1. Практико-ориентированный проект.

Нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт такого проекта должен быть способным решить поставленную проблему и использованным как в жизни класса, так и школы, микрорайона, города и государства.

2. Исследовательский проект.

По структуре напоминает научное исследование, потому что включает в себя обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. Во время реализации проекта обязательно используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

3. Информационный проект.

Направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Продуктом этого проекта может быть публикация в интернете или информационная среда в классе, школе.

4. Творческий проект.

Проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

5. Ролевой проект.

Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. [8].



2. 2 Типы проектов


1. По предметно-содержательной области: монопроекты (проводятся в рамках одного предмета или одной области знания) и межпредметные проекты (выполняются под руководством нескольких специалистов в различных областях знания)

2. По характеру контактов между участниками: внутриклассные, внутришкольные, региональные, межрегиональные и международные.

3. По продолжительности: мини-проекты (один урок или менее), краткосрочные (4-6 уроков), недельные проекты (30-40 часов) и годичные проекты [8].



2. 3 Основные требования к содержанию и структуре учебных проектов



Учебный проект можно охарактеризовать как «Пять П»: проблема, проектирование (планирование), поиск информации, продукт, презентация и портфолио проекта - папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

К проектной деятельности прилагаются основные требования:

1. Необходимо наличие социально значимой задачи (пробле­мы) - исследовательской, информационной, практической.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования са­мого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации.

Наиболее важной частью плана является пооперационная раз­работка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных, но некоторые проек­ты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до самого конца.

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской рабо­ты учащихся.

4. Результатом работы над проектом является продукт - средство, которое раз­работали участники проектной группы для разрешения поставлен­ной проблемы.

5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказ­чику и (или) представителям общественности, и представлен до­статочно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы [8].







2. 4 Формы продуктов проектной деятельности



Выбор формы продукта проектной деятельности - важная организационная задача участников проекта. 

От ее решения зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта - презентабельной и убедительной, а предложенные решения - полезными для решения выбран​ной социально значимой проблемы [8].

Таблица №2. Возможные формы проектной деятельности.

Web-сайт

Анализ данных социологического опроса

Атлас

Атрибуты несуществующего государства

Бизнес-план

Видеофильм

Видеоклип

Выставка

Газета

Действующая фирма

Журнал

Законопроект

Игра

Карта

Коллекция

Макет

Костюм

Модель

Музыкальное произведение

Мультимедийный продукт

Оформление кабинета

Пакет рекомендаций

Социальная акция

Праздник

Прогноз

Публикация

Путеводитель,

экскурсия

Серия иллюстрации

Система школьного самоуправления

Сказка

Справочник

Сравнительно-сопоставительный анализ

Статья

Сценарий

Учебное пособие

Чертеж


2. 5 Презентация проектов



Один из важных этапов осуществления учебного проекта - презентация. Выбор формы презентации проекта является наиболее сложной задачей по сравнению с выбором формы продукта, ибо предполагает особый полёт фантазии для младших школьников.

Во время презентации проекта очень важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом, демонстрировали наглядный материал и показывали результат практической реализации, аргументированно излагая свои высказывания.

Педагогической целью проведения презентации является развитие презентативных умений и навыков:

1. Кратко, достаточно полно и лаконично рассказывать о постановке и решении задачи проекта.

2. Демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения.

3. Анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения.

4. Демонстрировать найденное решение.

5. Анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом.

6. Проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы [8].

2. 6 Виды презентационных проектов


Виды презентационных проектов могут быть различными:

1. Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).

3. Деловая игра или ролевая игра.

4. Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий.

5. Диалог исторических или литературных персонажей.

6. Игра с залом.

7. Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций.

8. Инсценировка реального или вымышленного исторического события.

9. Научная конференция.

10. Отчет исследовательской экспедиции.

11. Путешествие.

12. Реклама.

13. Соревнования.

14. Спектакль.

15. Спортивная игра.

16. Телепередача.

17. Экскурсия [8].

Глава 3. Отличие исследовательской деятельность от проектной деятельности



Многие учителя утверждают, что проектная и исследовательская деятельность – это одно и то же. Несмотря на некоторые общие моменты, всё же это разные виды деятельности.

1. Проектная деятельность подразумевает под собой ряд задач, которые необходимо выполнить для достижения конкретного результата, а исследовательская деятельность - организация эксперимента или опыта, в результате которого ученики получают новое знание.

2. Проектирование – это не творчество в полной мере, а творчество по плану в определённых контролируемых рамках, в то время, как исследование – творчество в чистом виде.

3. Проектирование изначально задаёт предел, глубину решения проблемы, а исследование строится принципиально иначе: оно допускает бесконечное движение вглубь.

4. Метод проектов предполагает составление чёткого плана проводимых изысканий, с неизбежностью требует ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез, их проверку в соответствии с чётким планом, а исследовательская деятельность изначально более свободна, практически не регламентирована каким-либо внешними установками.

5. Проект направлен на практическое применение. В научном исследовании практическая значимость часто весьма опосредована, она не главное – важнее сам процесс исследования.

6. В процессе исследовательской работы обучающемуся необходимы исследовательские, оценочные, аналитические и информационные умения, а в проектной деятельности, наряду с названными, добавляются в качестве обязательных рефлексивные и презентационные умения.

7. Значимой особенностью исследовательской деятельности, существенно отличающей ее от проектной, является то, что научное исследование может привести к самым разным, иногда и неожиданным результатам – в научной среде говорят: «отрицательный результат, тоже результат» [8].

Глава 4. Проектная задача в начальной школе



Проектная задача - система или набор заданий, целенаправленно стимулирующая детские действия на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата (продукта), в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей.

Проектная задача есть целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени. При его реализации не задается порядок действий, проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств, материалов и действий, с помощью которых будет достигнут результат.

Проектные задачи различаются по содержанию, составу участников, по стадиям обучения и по характеру.

1. По содержанию: предметные, межпредметные, монопредметные.

2. По составу участников: одновозрастная, разновозрастная.

3. По стадиям обучения: запускные (стартовые), решаемые в течение учебного года (текущие), итоговые.

4. По характеру: информационная, социальная, творческая, ролевая, практическая и д.р. [8].

4. 1 Основные этапы проектной задачи



Для реализации проектной задачи необходимо осуществить ряд этапов:

1. Проанализировать конкретную квазижизненную ситуацию и переформулировать её в проблему.

Квазижизненная ситуация – ситуация, которая с одной стороны отражает жизненную ситуацию – проблему, адаптированную к возможностям её разрешения учащимися определённой возрастной группы, а с другой носит обучающий характер.

2. Определить актуальность проблемы.

3. Сформулировать цель проектной задачи.

4. Сформулировать задачи.

5. Определить средства, необходимые для решения проблемы.

6. Решить проблему (реальное продуктивное действие, а не предложение выхода из сложившейся ситуации)

7. Проанализировать полученный результат и соотнести его с целью проектной задачи.

8. Представить окружающим полученный результат (продукт)

Продукт может быть представлен в двух аспектах:

1. Реальный «продукт»: текст, схема или макет, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков, спектаклей и п.р.

В этом случае важен самостоятельный выбор учащимися наиболее подходящего, с их точки зрения, способа (способов) описания и представления результата работы.

2. Нематериальный «продукт» - качественное изменение самого ребенка (группы детей).

Проектная задача позволяет воспитать у школьников чувство ответственности при решении задач, формировать умение общаться (коллективная деятельность), договариваться, чутко и уважительно относиться к сверстникам, рефлексировать, ставить и удерживать цели, планировать деятельность, моделировать и проявлять инициативу при поиске способов решения проблемы.

Чтобы включение системы проектных задач в образовательный процесс давало эффект, необходимы серьезные изменения в содержании и организации всего образовательного процесса (динамическое расписание, появление линии самостоятельной работы учащихся, другая система оценивания, разновозрастное сотрудничество, и др.) [8].

4. 2 Алгоритм разработки проектной задачи для учителя



1. Определить вид и место проектной задачи.

2. Сформулировать (для себя) диагностическую цель проектной задачи.

3. Сформулировать проблему (условие задачи):

1) Наличие квазижизненной ситуации.

2) Наличие отвлекающих «шумов» (возможно отсутствие).

3) Наличие сформулированного вопроса (возможно отсутствие).

4. Составить систему взаимосвязанных сюжетом заданий (инструкцию).

1) Учесть, что двигаться от задания к заданию можно как последовательно, так и выборочно (в зависимости от подготовленности группы).

2) Запланировать отвлекающие маневры, создающие разные препятствия для решения поставленной задачи (возможно отсутствие).

3) Составить заключительное «ключевое» задание так, чтобы оно являлось

общей «сборкой», позволяющей собрать вместе все то, что выполнила группа в отдельных заданиях (готовый к презентации продукт).

5. Продумать форму рефлексии (устно, письменно, в группе, перед классом…).

6. Продумать форму представления готового продукта (решения задачи).

7. Продумать форму оценки (кто, когда и как (по какой форме) оценивает) [8].





4. 3 Алгоритм решения проектной задачи для ученика



1. Определить роль каждого участника групповой работы.

2. Ознакомиться с условием задачи.

3. Обсудить организацию работы в группе по решению проектной задачи.

4. Ознакомиться с инструкцией (содержанием заданий).

5. Выполнить задания, сформулированные в инструкции. В 1 классах (возможно) учитель читает задания совместно с детьми.

6. Подготовиться к презентации решения проектной задачи.

7. Предъявление готового продукта.

8. Рефлексия своей деятельности (с выходом на причины).

9. Оценивание своего продукта по форме (каждого, группы в целом, взаимооценка между группами) [8].



4. 4 Отличие проектной задачи от других типов задач



Проектная задача включает в себя ряд отличительных особенностей:

1. Наличие квазижизненной (модельной) ситуации, сочетающее в себе множество отдельных предметных заданий, которая побуждает учащегося на основе известных ему способов действия по существу конструировать собственный новый способ действия.

2. Имеет общий сюжет, задаются реальные ситуации, в которых детям необходимо воспользоваться набором известных или не известных им способов действий.

3. Состоит из нескольких взаимосвязанных сюжетом заданий, которые помогают учащимся разрешить поставленную задачу.

4. Позволяет двигаться от задания к заданию можно как последовательно, так и выборочно.

6. Имеет неопределенность относительно способа решения и конкретного результата.

7. Задания могут иметь определенные «шумы» (отвлекающие маневры), создающие разные препятствия для решения поставленной задач.

8. Отсутствует жесткий определенный «ответ», который вызывает необходимость использования и особых форм представления результатов решения задачи в виде различных текстовых, знаковых и графических средств, причем важно не просто владение перечисленными средствами, но и умение выбирать из них наиболее подходящий для описания результатов работы.

9. Заключительное задание проектной задачи может быть общей «сборкой», позволяющей собрать вместе все то, что выполняла группа в отдельных заданиях [8].

4. 5 Образец проектной задачи



Таблица №3. Паспорт проектной задачи

Тип проектной задачи

Межпредметная (литература, математика, изобразительное искусство).

Место проектной задачи в образовательном процессе

Проводится в конце учебного года во 2 классе.

Дидактические цели

1. Выявление возможностей обучающихся комплексно использовать освоенные математические и логические умения в нестандартных условиях квазижизненной ситуации.

2. Выявление умения учащихся продуктивно взаимодействовать в ходе коллективно-распределительной деятельности в группе.

Предметные знания и умения и

метапредметные действия, на которые опирается задача

Предметные знания и умения:

1. Выполняют математические вычисления с числами.

2. Решают загадки и ребусы.

Метапредметные результаты:

Познавательные:

Анализируют предложенную информацию с точки зрения заданного условия конкретного задания.

Регулятивные:

1. Планируют свою деятельность с целью решения поставленных задач.

2. Осуществляют действие самооценки и взаимооценки.

Коммуникативные:

1. Обобщают полученную информацию (промежуточные и итоговые продукты).

2. Договариваются для выполнения коллективно-распределительной работы при решении ряда задач.

Планируемые педагогические результаты

1. Обучающиеся применяют освоенные математические и логические умения в нестандартных условиях квазижизненной ситуации.

2. Учащиеся используют способы сотрудничества в группах при решении ряда практических задач: распределяют обязанности, выполняют задания, обсуждают результаты, осуществляют самооценку деятельности. взаимоконтроль

Критерии оценивания

1. Верно выполнены все задания.

2. Представлен продукт проектной задачи.













1. Вводная беседа с учителем (замысел проектной задачи):

Учитель: нам пришло письмо из Третьяковской галереи.

Как вы думаете, о чём же будет идти речь в этом письме? Давайте прочитаем. Не может быть! В содержании сказано, что из Третьяковской галереи украли 4 известных картины художника Васнецова Виктора Михайловича.

По камерам удалось зафиксировать воришку. Это оказался енот! Он действовал так быстро, что управился за пару минут!

На помощь пришёл великий сыщик Шерлок Холмс, но, подумав, он решил, что без вас он точно не справится. Находившись на месте преступления, он обнаружил следы, оставленные воришкой. Хотите ли вы сегодня стать настоящими сыщиками? Поможем ли вы вернуть картины Васнецова Виктора Михайловича обратно в Третьяковскую галерею? Какую задачу сформулируем? (по следам вора найти четыре ценных картины художника и вернуть их в галерею).

2. Содержание проектной задачи:

Формулируют две большие группы. Следы воришки – задания, которые он по своей неосторожности оставил на своём пути. Задания для обучающихся располагаются на столах. Они запечатаны в конвертах. Для каждой группы свой маршрут. Для того, чтобы вернуть одну картину, необходимо выполнить три задания, где последнее – код для шкатулки (мешочка), что находится на столе у учителя. Получив код, учащимся нужно подойти к столу и найти шкатулку с тем кодом, который у них получился. Внутри шкатулки находится распечатанная картина. Каждая группа должна найти две картины и выполнить в общей сумме 6 заданий.

Способ деления на группы:

У учителя в мешочке находятся вырезанные 2-х видов: круг и квадрат. Каждый ребёнок подходит к учителю и, не глядя в мешочек, берёт одну фигурку и присоединяется к тем учащимся, у которых точно такая же фигура.

Конечный продукт – представление картин. Обучающимся даётся время на то, чтобы они подготовили своё выступление с описанием найденных картин. В качестве описания обязательно может использоваться текст, содержащийся в заданиях и другие любые дополнительные источники.

Тексты проектной задачи для учащихся первой группы.

Задания для поиска первой картины:



1-я картина, которую должна получить первая группа:

Васнецов В. М. «Богатыри», 1898 год.

Задания для поиска второй картины:

2-я картина, которую должна получить первая группа:

Васнецов В. М. «Иван-царевич на сером волке», 1889 год.

Тексты проектной задачи для учащихся второй группы.

Задания для поиска первой картины:

1-я картина, которую должна получить вторая группа:

Васнецов В. М. «Алёнушка», 1881 год.

Задания для поиска второй картины:

2-я картина, которую должна получить вторая группа:

Васнецов В. М. «Спящая царевна», 1926 год.

3. Рефлексия

Учащиеся представляют свои найденные картины и описывают их, исходя из подготовленного ими текста для выступления. Учащиеся отвечают на вопросы публики, делятся своими впечатлениями, эмоциями, трудностями, которые возникали в процессе деятельности, а главное – знаниями, которые они приобрели. Группа, которая слушает, оценивает выступление одноклассников по критериям:

1. Группа доступно и понятно рассказала о найденных картинах.

2. Группа осуществила рефлексивный анализ.

3. Группа ответила на вопросы слушателей (если вопросы были).

В конце подводятся итоги всей работы, и детям вручаются удостоверения «Классный сыщик»

4. 6 Анализ проектной задачи



В качестве анализа проектной задачи послужила разработка моей сокурсницы по теме «Праздник мам и бабушек». Текст работы представлен в приложении 2. Согласно критериям, были выставлены следующие баллы.

Таблица №4. Критерии оценки проектной задачи.


Критерии оценки

0-2 балла

1

Проектная задача соответствует заявленному возрасту и ориентирована на интересы учащихся



2

2

Представлена система заданий, которые предполагают выполнение учащимися разных видов деятельности: интеллектуальной, продуктивной, творческой.





2

3

Представлена система заданий, соответствующая разному предметному содержанию (математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению),





2

4

Представлен продукт проектной задачи

2

5

Использованы достоверные источники информации для отбора содержания проектной задачи



2

6

Инструкции к заданиям понятные

2

7

Текст проектной задачи не содержит грамматических, орфографических ошибок



2

Количество баллов:

14

Итоговая отметка:

5



Система оценивания:

0 - 6 – отметка «2» (неудовлетворительно);

6 – 10 – отметка «3» (удовлетворительно);

11 – 13 – отметка «4» (хорошо);

12– 14 – отметка «5» (отлично).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Проектно-исследовательская деятельность занимает особое место в системе образования, позволяя учащимся приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения, тем самым повышая свой уровень компетентности. Это становится возможным, потому что дети сами делают свой выбор и проявляют инициативу.

Я учитель, а это значит, что моя главная цель – воспитать каждого ученика успешным, готовым к дальнейшей жизни в социуме, научить его планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты.

Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности учащихся – процесс поступательный и непрерывный. Главное, чтобы, уходя в среднюю школу, ребенок уносил с собой желание «творить, выдумывать, пробовать». Наша задача – ему в этом помочь. Ведь как приятно слышать от ребенка: «Я это делать умею! Мне это интересно!», а когда детские глаза светятся от успеха - это высшее счастье для учителя!

Список используемой литературы



1. ФГОС НОО. Требования к результатам освоения программы начального общего образования, 2021. – с.17

2. Михайлова О.А., Роль учителя в развитии исследовательской деятельности учащихся, 2023. [Электронный ресурс] https://www.freepapers.ru/16/rol-uchitelya-v-razvitii-issledovatelskoj/278461.1810754.list1.html , свободный

3. Зубова Ольга Анатольевна. Исследовательская работа в начальной школе по ФГОС НОО. Статья «Исследовательская работа в начальной школе», 2022.

4. Осипова О. Н. Исследовательская деятельность в начальной школе как одно из условий внедрения ФГОС, 2019. [Электронный ресурс] https://www.art-talant.org/publikacii/498-issledovatelyskaya-deyatelynosty-v-nachalynoy-shkole-kak-odno-iz-usloviy-vnedreniya-fgos , свободный.

5. Малиновская Е. А. Структура, логика и оформление исследовательских работ учащихся, 2019. [Электронный ресурс] https://www.art-talant.org/publikacii/498-issledovatelyskaya-deyatelynosty-v-nachalynoy-shkole-kak-odno-iz-usloviy-vnedreniya-fgos , свободный.

6. Неудачные формулировки темы при написании исследовательской работы, 2021. [Электронный ресурс] https://poisk-ru.ru/s12589t10.html , свободный.

7. Водневская П. С. Методические рекомендации «Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы», 2022. [Электронный ресурс] https://multiurok.ru/files/metodicheskie-rekomendatsii-organizatsiia-proekt-2.html , свободный.

8. Методические рекомендации для практических и самостоятельных работ МДК.04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов по специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах.

9. Яшкевич Ф. Анализ типичных ошибок в исследовательских работах учащихся, 2020. [Электронный ресурс] http://www.myshared.ru/slide/947631/ , свободный.

10. Г.Г.Атабекова. Методы исследования в индивидуальном проекте обучающегося колледжа и типичные ошибки при формулировке методов исследования, 2020. [Электронный ресурс] http://inka66.ru/rabota/individ_proekt/07_metod_issledovaniya_tekst.pdf

11. Стрекаловская В. П. Критерии оценивания проектных работ в начальных классах, 2022. https://multiurok.ru/files/kriterii-otsenivaniia-proektnykh-rabot-v-nachalnyk.html

12. Яковлева А. О. Исследовательская работа по теме «Чипсы» для младших школьников, 2023. https://multiurok.ru/files/issledovatelskaia-rabota-po-teme-chipsy-dlia-mla-1.html

13. Михайлова Д. С. Исследовательская работа на тему «Стресс и способы преодоления стрессовых ситуаций», 2023. https://multiurok.ru/files/issledovatelskaia-rabota-na-temu-stress-i-sposoby.html





Приложение 1.

Исследовательская работа. Тема: «Как приготовить Иван-чай в домашних условиях?».

Введение

Иван-чай – кипрей узколистный известен на Руси с давних времен. Наши предки собирали и готовили лечебный напиток, спасающий от многих болезней. Польза этого чая очевидна, ведь в нем содержится огромное количество витаминов, минералов и микроэлементов.

Однажды моя бабушка заметила, что на огороде растет кипрей узколистный. Она предложила собрать и приготовить настоящий русский чай.

Эта идея показалась мне очень увлекательной, и я с радостью согласилась поучаствовать в процессе заготовки иван-чая, а затем приготовления из него Копорского чая.

Цель: изучение способа приготовления традиционного русского чая.

Задачи:

1. Узнать, что такое Иван-чай и почему он получил такое название.

2. Выяснить полезные свойства Копорского чая.

3. Собрать и приготовить Иван-чай в домашних условиях.

Объект исследования: Иван-чай

Предмет исследования: способ заготовки Иван-чая

Методы исследования: анализ научной литературы, опыт, наблюдение, обобщения.

Гипотеза: мы предполагаем, что в домашних условиях можно приготовить вкусный чай

1. Основное содержание

2.1.Теоретическая часть

Что такое Иван-чай?

И ван-чай – это растение семейства Кипрейные. Самый известный вид — Иван-чай узколистный (лат. Chamérion angustifólium), иногда называемый в народе «кипрей», из которого приготавливается традиционный русский травяной напиток, используя высушенную верхушку стебля с молодыми листьями. [1]

Рисунок 1.Иван-чай

 Многолетнее растение высотой 50-150 см и множеством листьев. Сверху листья темно-зеленые, а снизу сизоватого, но могут быть красно-розовыми. У растения крупные розово-лиловые цветки, но бывают и белые. Цветет такой Иван-чай в летнее время.

Название «Иван-чай» связывают с одной копорской легендой (Копорьем называется село недалеко от Петербурга). Она рассказывает о парне Иване, который любил гулять по опушке леса и надевал красную рубаху. Местные жители, увидев что-то красное среди кустарников и цветов, говорили «это Иван, чай, там ходит». Как-то они не заметили, что это был не Иван, а появившиеся на опушке красные цветы. А позже стали называть растение с красными цветами иван-чаем. К тому же, однажды листья этого растения попали в котел с кипящей водой, и напиток понравился людям своим приятным освежающим вкусом. Так из этого растения стали делать чай. [2]

Именно в Копорье основали производство ферментированного Иван-чая, поэтому другим названием напитка является «копорский чай».

Полезные свойства Иван-чая

Иван чай – лекарственное растение. Он содержит в большом количестве железо, медь, марганец, кальций, магний, фосфор, никель, молибден, титан, и др. Таким набором микроэлементов не может похвастаться ни одно растение! [3]

При регулярном употреблении Иван-чай обладает такими полезными свойствами:

Улучшает состав крови

Укрепляет иммунитет

Обладает жаропонижающим и противовоспалительным эффектом

Повышает умственную и физическую способность (сохраняет трезвый ум и снимает нервное и мышечное напряжение)

Устраняет головную боль и нормализует артериальное давление

Способствуют усилению лактации и улучшению качества материнского молока

Способствуют улучшению состояния кожи, препятствуют преждевременному старению кожи

2.2. Практическая часть

Проведение эксперимента.

С бор растений для приготовления Иван-чая нужно производить вдали от дороги. Мы собрали листья на собственном огороде в середине лета. (рис.2) Собирать лучшее с утра, после того как сошла роса. Не рекомендуется собирать лист во время и после дождя. Идеальный сбор – в период долго стоящей сухой погоды. [4]







Рисунок 2. Собранные листья Иван-чая

Рвать надо листья, которые находятся в верхней трети растения. 

Технология изготовления иван-чая в домашних условиях начинается с завяливания листа Иван-чая. Завяливание необходимо, чтоб лист потерял часть своей влаги и стал при этом мягким, потеряв хрупкость свежего листа.

Когда листья завялились, можно начать процесс подготовки его к ферментации. Нужно разрушить структуру листочка и выделить из него сок, который и содержит ферменты, отвечающие за сам процесс. Это позволит максимально полностью высвободить из растения полезные вещества. Если сока окажется недостаточно, ферментация пройдет плохо, а чай потеряет вкусовые качества и много полезного.

М ы скручивали листья и делали из них «колбаски», катали между ладонями до получения сока. (рис.3)

Закрученные листочки складывали в банку на сутки. Банку закрывали крышкой. Когда процесс ферментации подошел к концу, при открытии банки чувствовался вкусный фруктовый аромат.



Рисунок 3. Подготовка листьев к ферментации

Ч тобы получить гранулированный чай, мы использовали мясорубку. (рис.4)









Рисунок 4. Приготовление гранулированного чая

Конечным этапом ферментирования Иван-чая в домашних условиях является правильная сушка листа или перекрученной массы. (рис.5) Если скрученные «колбаски» или смятые листы перед сушкой порезать, выйдет мелколистовой зеленый чай.













Рисунок 5. Высушиваем в духовке

Можно высушить целые листы – эта смесь станет крупнолистовым чаем. (рис 5) Из смеси после переработки на мясорубке получится гранулированный черный чай. (рис 6)













Рисунок 5. Листовой зеленый чай

На противень обязательно кладется бумагана нее выкладываются листочки и разравниваются, слой их должен быть до сантиметра. Сушить нужно в духовке, постоянно помешивая при температуре около 100°С от полутора до двух часов. Далее температура снижается. Духовка остается приоткрытой. При сушке чувствуется приятный аромат карамели.











Рисунок 6. Гранулированный черный чай

Способы заваривания Иван-чая.

Настой:

10 г (1 ст. ложка) сухих измельченных листьев Иван-чая помещают в эмалированную посуду, заливают 1 стаканом горячей воды, закрывают крышкой и нагревают на водяной бане 15 минут при частом помешивании.

Охлаждают 45 минут при комнатной температуре, процеживают. Оставшееся сырье отжимают.

Объем полученного настоя доводят кипяченой водой до 200 мл.

Принимают по ⅓ стакана 3 раза в день за 15 минут до еды.

Отвар:

10 г (1 ст. ложка) сухих измельченных листьев Иван-чая помещают в эмалированную посуду, заливают 1 стаканом горячей воды, закрывают крышкой и нагревают на водяной бане 30 минут при частом помешивании.

Охлаждают 10 минут при комнатной температуре, процеживают.

Оставшееся сырье отжимают.

Объем полученного отвара доводят кипяченой водой до 200 мл.

Мы завариваем 1 ст. ложку иван-чая на 500мл кипящей воды. Отвар закрывается крышкой и в течение 15-20 минут настаивается. Через 20 минут можно наслаждаться чаем, приготовленным собственными руками! [3]

Способы заваривания чая с добавками.

В нашей семье у каждого свои вкусы. Кто-то любит мед, кто-то лимон. При добавлении в Иван-чай меда, чай имеет чуть сладковатый оттенок вкуса.

О пользе меда спорить не приходится – он обладает противовирусным, антибактериальным и противогрибковым эффектом, улучшает пищеварение, укрепляет иммунитет. Сам же кипрей не только вкусен, но и невероятно полезен – тот самый случай, когда еда является лекарством. А в дуэте мед и Иван - чай способны творить чудеса! Однако стоит помнить, что мед достаточно аллергенный продукт, и добавлять в чай его стоит с осторожностью.

Наслаждаясь Иван-чаем с лимоном, вы можете забыть о чувстве усталости, повысите работоспособность.

3. Выводы:

1. Собрали сведения о Иван-чае и выяснили, почему он имеет несколько названий;

2. Провели анализ научной литературы и изучили полезные свойства Копорского чая и выяснили, что обладающий приятным вкусом и ароматом напиток на основе заваренного иван-чая не только прекрасно утоляет жажду (как в горячем, так и в холодном виде), но также обладает оздоровительным действием, тонизирует, снимает усталость, придает силы и бодрости;

3. Провели эксперименты по способам заваривания чая и сделали вывод, что в Иван-чай можно добавлять лимон, мед и другие добавки, которые придают чаю изысканные оттенки.

Стоит отметить, что напиток на основе Иван-чая не содержит в своем составе вредный для здоровья человека кофеин.

4. Заключение:

Наше исследование - очень интересный и познавательный процесс. Наша гипотеза подтвердилась, мы приготовили настоящий русский чай в домашних условиях.

5.Список литературы, используемой для написания работы

1. Википедия. Иван-чай - https://ru.wikipedia.org/wiki/Иван-чай

2. Василий Лычковский. «Иван-чай – чудо – растение»: Журнал, 2016. - https://vk.com/doc-127240783_443971441?hash=4d891f431685c3fc54&dl=14d530508df41bdc4a

3. Даников Н.И. Целебный Иван-чай - http://iknigi.net/avtor-nikolay-danikov/116703-celebnyy-ivan-chay-nikolay-danikov.html

4. Правила сбора Иван-чая https://grounde.ru/kogda-sobirat-ivan-chay.html

Приложение 2.

Проектная задача. Тема: «Праздник мам и бабушек».



Паспорт проектной задачи

Тип проектной задачи.

Межпредметная (русский язык, математика, технология) проектная одновозрастная задача.

Место проектной задачи в образовательном процессе.

Проводится в конце учебного года во 2 классе, рекомендуемое время проведения – до 2-х уроков.

Дидактические цели.

1. Комплексное использование освоенных математических, языковых и технологических умений в нестандартных условиях квазиреальной ситуации.

2. Проверка умений пользоваться технологической картой изготовления поделки и таблицами для поиска необходимой (недостающей) информации, заполнять таблицу заданной информацией на основе самостоятельного поиска информации.

3. Сотрудничество в микрогруппах: коллективно-распределительная деятельность при решении

ряда практических задач.

Предметные знания и умения и метапредметные действия, на которые опирается задача.

Предметные:

1. Умение применять таблицу умножения и производить действия умножения в концентре «сотня».

2. Умение осуществлять арифметические действия с единицами времени.

3. Умение переводить единицы времени из мелких в более крупные и сравнивать их.

4. Умение находить периметр прямоугольника по заданным величинам сторон.

5. Умение читать технологическую карту изготовления поделки с целью обнаружить пропуски в технологической цепочке действий.

6. Умение орфографически верно восстанавливать пропуски букв в словах.

7. Умение дополнять исходный текст в соответствии с заданным жанром.

Метапредметные:

1. Умение анализировать информацию с точки зрения заданного условия конкретного задания и выбирать существенную информацию из предложенного объема.

2. Умение критически подходить к информации, представленной в технологической карте и приглашении на праздник.

3. Умение восстанавливать причинно-следственные связи.

4. Умение переводить визуальный ряд (технологическую карту изготовления поделки) в словесную форму и лаконично формулировать этапы выполнения поделки.

5. Владение комбинаторными умениями.

6. Умение обобщать полученную информацию (для выполнения итогового задания).

7. Умение читать, дополнять и самостоятельно составлять таблицы для решения поставленных задач.

8. Умение договариваться для выполнения коллективно-распределительной работы при решении ряда задач.

9. Умение выбирать оптимальный вариант решения задачи.

10. Умение объективно оценивать себя, рефлексировать

Планируемые педагогические результаты

1. Демонстрация навыков усвоения предметного материала.

2. Умение применять предметные навыки в нестандартных условиях.

3. Умение создать конечный «продукт» — подготовить праздничное поздравление для мам и бабушек к 8 марта.

Критерии оценивания

1. Правильность выполнения предметных заданий.

2. Составлено оптимальное праздничное поздравление.

3. Продуктивность взаимодействия учащихся в микрогруппе при выполнении отдельных заданий и при «сборке» конечного продукта.



1. Замысел проектной задачи

Проектная задача состоит из шести заданий, выполнение заданий возможно в любой последовательности. в соответствии с заданиями в проектной задаче класс делится на группы, каждая из которых независимо от других участвует в разработке своего проекта праздничного поздравления для мам и бабушек.

Задание № 1. Ученикам необходимо восстановить последовательность операций при выполнении поделки к празднику. на основе восстановленной последовательности определить недостающее действие. последняя часть задания – сформулировать этапы выполнения работы в виде отдельных предложений и записать их.

Ученики на основе визуального ряда демонстрируют комплекс метапредметных умений: устанавливать причинно-следственные связи между этапами выполнения работы, определять пропущенный этап, переводить визуальный ряд в словесную форму и лаконично формулировать этапы выполнения поделки.

Результат выполнения задания — у группы должно быть записано 5 предложений примерно следующего содержания:

1. Подготовь 2 квадрата со стороной 7 см.

2. Согни квадраты пополам и нарисуй контур «сердечка».

3. Вырежи оба «сердечка» по контуру, сделай прорези, как показано на рисунке.

4. Соедини два сердечка между собой.

5. Приклей к поделке петельку.

Задание № 2. Нужно восстановить приглашение на основе знаний орфографических норм русского языка. в этом задании ученики должны будут, во- первых, демонстрировать навыки орфографически верного написания слов с изученными типами орфограмм, во-вторых, дополнить восстановленное приглашение. в этих целях необходимо будет изучить исходную часть текста с точки зрения ее назначения и дополнить необходимой контекстной информацией.

Результат выполнения задания № 2 — составлен вариант приглашения, который должен быть дополнен информацией о времени начала праздника и указанием автора приглашения.

Задание № 3. Необходимо выбрать пригласительную открытку и под- считать стоимость покупки для всех приглашенных на праздник. на основе представленного визуального ряда ученики должны выбрать образец пригласительной открытки, по своему содержанию соответствующий событию. в этой связи второклассники демонстрируют умения считывать информацию, данную в виде рисунков, и заполнять таблицу в соответствии с заданными параметрами. ответ на вопрос об общей стоимости покупки потребует от учащихся умения производить действие умножения в концентре «сотня» (на основе таблицы умножения).

Результат выполнения задания № 3 — выбран вид пригласительной открытки и определена общая стоимость покупки с учетом количества приглашенных на праздник. проблемная ситуация может возникнуть у второклассников с определением количества приглашенных. в этой связи учитель, не отвечая напрямую, должен напомнить группе, что мы готовим поздравление в нашем классе (т. е. ученики должны знать количество детей своего класса).

Задание № 4 предполагает составление концертной программы каждой группой учеников на основе информации из таблицы «продолжительность номеров концертной программы». в ходе выполнения задания второклассники должны продемонстрировать предметные навыки арифметических действий с единицами времени, а также умение переводить единицы времени из мелких в более крупные и сравнивать их.

Результатом выполнения задания станет составленная программа, соответствующая заявленным временным рамкам и удовлетворяющая поставленным условиям.

Задание № 5. Ученики должны продемонстрировать умение составлять связный текст, отвечающий поставленным задачам и несущий эмоциональную окраску.

Результат выполнения этого задания — подготовка и последующая презентация коллективного сочинения на заданную тему «поздравление маме (бабушке)».

Задание № 6 потребует от учеников умения переводить практическую задачу в учебную и на этой основе применять умения вычислять периметр прямоугольника по заданным сторонам.

Результатом выполнения задания станет расчет количества тесьмы для рамки (без учета на сгибы).

Для выполнения проектной задачи рекомендуется выделить до двух уроков учебного времени. итоговое задание — синтез результатов, полученных во всех заданиях: составлено оптимальное праздничное поздравление для мам и бабушек в канун 8 Марта. Кроме того, в итоговом задании ученики должны определиться с целью данной проектной задачи — планирование праздничного поздравления.

После выполнения всех заданий проектной задачи происходит защита разработок. продуктом данной проектной задачи может стать афиша о предстоящем праздничном поздравлении, в которой должны найти свое место текст приглашения и составленная концертная программа. Это может также быть театрализация-соревнование глашатаев, зазывающих на праздник. в этом случае каждый глашатай или пара делегатов от каждой группы представляют свое праздничное поздравление: зачитывают приглашение, аргументируют выбор пригласительной открытки, знакомят со своей концертной программой

«Цветы для любимых сердец», озвучивают поздравление.

Частично итог может быть представлен в виде электронной презентации с выделением всех слайдов-номеров заданий.

В то же время итогом может стать и обычный отчет о выполненной проектной задаче.

Дети сами должны выбрать праздничное поздравление, которое наиболее аргументированно представлено, по возможности наглядно и красочно оформлено.

2. Содержание проектной задачи

В преддверии праздника «8 Марта» мы в нашем классе сможем поздравить своих мам и бабушек.

Каждый ученик готовил сюрприз для мамы или бабушки своими руками. Для того чтобы подарок получился аккуратным, необходимо выполнять работу по инструкции.

Задание 1. Изучите этапы выполнения сюрприза, восстановите их последовательность. Какого действия, на ваш взгляд, не хватает? Составьте полную инструкцию по выполнению сюрприза, запишите ее.

Чтобы все приглашенные пришли на праздник вовремя, то есть в указанный день и час, пишут пригласительные и заблаговременно вручают их гостям.

Задание 2. Прочтите начало приглашения, устранив все пропуски букв, и закончите его, не забыв указать важную для гостей информацию.

Составленное приглашение обычно оформляется на пригласительных открытках.

Задание 3. В киоске продавец предложила имеющиеся варианты пригласительных открыток. выберите соответствующий событию вариант пригласительной открытки. подсчитайте затраты на покупку с учетом того, что каждый ученик класса вручит одну пригласительную открытку дома, заполните таблицу «Цена. Количество. Стоимость покупки».

Были подготовлены следующие номера самодеятельности: 2 песни, 3 танца, выразительное чтение стихотворений, 2 конкурса и 1 игра. разнообразие номеров необходимо для того, чтобы учесть вкусы всех приглашенных гостей. с этой же целью обычно разные по жанру номера чередуют. продолжительность номеров указана в таблице.

Задание 4. Установите очередность номеров таким образом, чтобы гости не устали от однообразия. предложите такую концертную программу, которая должна длиться не более 1 часа. Для удобства заполните таблицу ниже.

Самым волнительным моментом праздника станет вручение сделанного своими руками сюрприза для мамы или бабушки. обычно вручение подарка сопровождают теплыми словами, которые записывают или произносят устно.

Задание 5. Составьте поздравление, которое сделает вручение подарка неповторимым, будет содержать заботу и любовь к родным людям.

В завершение праздника будет сделана общая фотография на память. Для того чтобы она пополнила классный альбом, для нее нужно оформить рамку. Для этого предлагается использовать атласную ленту и выполнить рамку своими руками.

Задание 6. Рассчитайте длину атласной ленты таким образом, чтобы из нее получилась рамка для фотографии, длина которой 27 см, а ширина 22 см.

Рефлексивная анкета (заполняется каждым участником по окончании работы в микрогруппе).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!