СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по организации лабораторных работ по дисциплине "Основы программирования"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические указания по организации и проведению лабораторных работ по учебной дисциплине "Основы программирования" предназначены для студентов специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах и разработаны в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах, положением по планированию, организации и проведению лабораторных работ и практических занятий в ГБПОУ «НАМТ». 

Методические указания содержат общую информацию об организации и проведении лабораторных работ, инструкции по выполнению обучающимися каждой работы (цель работы, перечень оборудования, порядок выполнения задания).

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации лабораторных работ по дисциплине "Основы программирования"»

Министерство образования, науки и молодежной политики
Нижегородской области

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Нижегородский автомеханический техникум»





МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ

ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ


Дисциплина «Основы программирования»

Специальность 09.02.03 Программирование
в компьютерных системах



Разработал преподаватель

____________________Г.Н. Атмайкина

Рассмотрено и утверждено на заседании ПЦК учетных и экономических дисциплин и программирования

Протокол №_____от ___________2018г.

Председатель комиссии

______________________А.А. Мазунина



Нижний Новгород

2018Содержание


Аннотация 3

Введение 4

Перечень лабораторных работ и практических занятий 6

Основная часть 8

Заключение 68

Список используемых источников 69




Аннотация


Методические указания по организации и проведению лабораторных работ и практических занятий по дисциплине ОП.05. Основы программирования предназначены для студентов специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах и разработаны в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах, положением по планированию, организации и проведению лабораторных работ и практических занятий в ГБПОУ «НАМТ».

Методические указания содержат общую информацию об организации и проведении лабораторных работ и практических занятий, инструкции по выполнению обучающимися каждой работы (цель работы, перечень оборудования, содержание отчета, методические указания), перечень заданий.

Темы лабораторных работ и практических занятий соответствуют рабочей программе учебной дисциплины «Основы программирования», реализация которой требует наличия лаборатории системного и прикладного программирования. Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: компьютеры, проектор, комплект учебно-методической документации. Технические средства обучения: программное обеспечение общего и профессионального назначения: PascalABC.Net, Visual Studio.

Введение


Лабораторные работы и практические занятия являются основными видами учебных занятий, направленными на практическое подтверждение теоретических знаний и формирование общих и профессиональных компетенций. Они составляют важную часть профессиональной, теоретической и практической подготовки будущего специалиста.

Выполнение студентами лабораторных работ и практических заданий проводится с целью:

  • формирования умений, практического опыта в соответствии с требованиями к результатам освоения учебной дисциплины на основании перечня формируемых компетенций:

ПК 1.1 Выполнять разработку спецификаций отдельных компонент;

ПК 1.2 Осуществлять разработку кода программного продукта на основе готовых спецификаций на уровне модуля;

ПК 1.3 Выполнять отладку программных модулей с использованием специализированных программных средств;

ПК 1.4 Выполнять тестирование программных модулей;

ПК 1.5 Осуществлять оптимизацию программного кода модуля;

ПК 3.1 Анализировать проектную и техническую документацию на уровне взаимодействия компонент программного обеспечения;

  • обобщения, систематизации, углубления, закрепления полученных теоретических знаний;

  • совершенствования умений применять полученные знания на практике;

  • развития интеллектуальных умений у будущих специалистов: аналитических, проектировочных и других;

  • выработки при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива, умение работать в группе.

Результатам выполнения практического задания студентами являются записи в тетрадях, на бланках, листах формата А4 (А5) или в рабочей тетради для выполнения практических заданий.

При проведении лабораторных работ учебная группа может делиться на подгруппы.

При проведении лабораторных работ используются следующие формы организации работы студентов: фронтальная, групповая, индивидуальная.

При фронтальной форме организации занятий все студенты выполняют одну и ту же работу. При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется бригадами по 2-5 человек. При индивидуальной форме организации занятий каждый студент выполняет индивидуальное задание.

По результатам выполнения лабораторной работы студентом оформляется индивидуальный отчет – в рабочей тетради, на бланках или в отдельной тетради для выполнения лабораторных работ.

Защита отчетов по лабораторным работам является одной из форм текущего контроля успеваемости студентов. По результатам защиты лабораторных работ преподавателем ставится оценка «зачтено» или «не зачтено».

Процедура проведения защиты отчетов выполненных лабораторных работ включает проверку:

  • наличия отчета по лабораторным работам;

  • соответствия оформления предъявляемым требованиям;

  • умений студентом объяснить полученные результаты;

  • степени самостоятельности выполнения лабораторной работы.

Перечень лабораторных работ и практических занятий


№ п/п

Наименование

Количество часов

Практическое занятие №1. Запись выражений на языке Паскаль.

2

Практическое занятие №2. Составление программ с использованием простых операторов языка.

2

Лабораторная работа №1. Разработка и отладка программ с использованием операторов присваивания, ввода и вывода.

2

Лабораторная работа №2. Разработка и отладка программ с использованием условного оператора.

2

Лабораторная работа №3. Разработка и отладка программ с использованием оператора варианта.

2

Практические занятия №3,4. Составление программ с использованием строк.

4

Лабораторные работы №4,5. Разработка и отладка программ с использованием одномерных массивов.

4

Лабораторные работы №6,7. Разработка и отладка программ с использованием двумерных массивов.

4

Лабораторная работа №8. Разработка и отладка программ с использованием записей.

2

Практическое занятие №5. Составление программ с использованием подпрограмм.

2

Лабораторная работа №9. Разработка и отладка программ с использованием подпрограмм.

2

Практическое занятие №6. Запись выражений на языке Си.

2

Лабораторная работа №10. Разработка и отладка программ с использованием оператора выбора варианта.

2

Лабораторная работа №11. Разработка и отладка программ с использованием одномерных массивов.

2

Лабораторная работа №12. Разработка и отладка программ с использованием двумерных массивов.

2

Практические занятия №3, 4. Составление программ с использованием функций для работы со строками.

4

Лабораторная работа №13. Разработка и отладка программ с использованием функций обработки строк.

2

Лабораторная работа №14. Разработка и отладка программ с использованием структур.

2

Практическое занятие №7. Составление программ с использованием функций и одномерных массивов.

2

Практическое занятие №8. Составление программ с использованием функций и двумерных массивов.

2

Лабораторная работа №15. Разработка и отладка программ с использованием функций.

2

Лабораторная работа №16. Разработка и отладка программ с использованием файлов.

2

Практическое занятие №9. Составление программ с использованием массивов и указателей.

2

Основная часть


Практическая работа №1

Запись выражений на языке Паскаль


Цель работы:

закрепить навыки записи выражений и использовании стандартных функций языка Паскаль.


Оборудование: бумага, шариковая ручка.


Содержание отчёта:

  1. Постановка задачи.

  2. Выражение, записанное на языке Паскаль.


Методические указания:

Следует помнить, что:

  1. Знаменатель не должен быть равным нулю.

  2. Выражение под знаком чётной степени корня не должно быть отрицательным.

  3. Функции, отсутствующие в списке стандартных функций, следует выражать через имеющиеся функции.

Задание:


Лабораторная работа №1

Разработка и отладка программ с использованием
операторов присваивания, ввода-вывода


Цель работы:

закрепить навыки использования операторов присваивания, ввода-вывода.


Оборудование: персональный компьютер.


Содержание отчёта:

  1. Постановка задачи.

  2. Формализация задачи.

  3. Текст отлаженной программы.

  4. Протокол выполнения.

Задание:


При обработке детали, проходящей три операции, потери материала составляют на 1 операции x %, на 2 операции - y%, на 3 операции - z%. Вычислить вес готовой детали, если в производство отпущено N кг материала.

Лабораторная работа №2

Разработка и отладка программ
с использованием условного оператора


Цель работы:

закрепить навыки составления и записи выражений на языке программирования, описывающих графики функций и области на координатной плоскости; использования условного оператора.


Оборудование: персональный компьютер.


Содержание отчёта:

  1. Постановка задачи.

  2. Формализация задачи.

  3. Текст отлаженной программы.

  4. Протокол выполнения.


Методические указания:

Следует помнить, что в условном операторе вычисление происходит по одному из всех возможных направлений.


Задание:


1. Выяснить, принадлежит ли точка М (х, у) заштрихованной области.


2. Выяснить, принадлежит ли точка М (х, у) заштрихованной области.



3. Выяснить, принадлежит ли точка М (х, у) заштрихованной области.


4. Выяснить, принадлежит ли точка М (х, у) заштрихованной области.



5. Выяснить, принадлежит ли точка М(х,у) заштрихованной области.






6. Выяснить, принадлежит ли точка М(х,у) заштрихованной области.


7. Выяснить, принадлежит ли точка М(х,у) заштрихованной области.



8. Выяснить, принадлежит ли точка М(х,у) заштрихованной области.






9. Выяснить, принадлежит ли точка М(х,у) заштрихованной области.





10. Выяснить, принадлежит ли точка М(х,у) заштрихованной области.


11. Выяснить, принадлежит ли точка М(х,у) -заштрихованной области.



12. Выяснить, принадлежит ли точка М(х,у) заштрихованной области.




13. Выяснить, принадлежит ли точка М(х,у) заштрихованной области.



14. Выяснить, принадлежит ли точка М(х,у) заштрихованной области.



15. Выяснить, принадлежит ли точка М(х,у) заштрихованной области.



16. Выяснить, принадлежит ли точка М(х,у) заштрихованной области.





17. Выяснить, принадлежит ли точка М(х,у) заштрихованной области.




18. Выяснить, принадлежит ли точка М(х,у) заштрихованной области.



19. Выяснить, принадлежит ли точка М(х,у) заштрихованной области.




20. Выяснить, принадлежит ли точка М(х,у) заштрихованной области.



21. Выяснить, принадлежит ли точка М(х,у) заштрихованной области.





23. Выяснить, принадлежит ли точка М(х,у) заштрихованной области.



24. Выяснить, принадлежит ли точка М(х,у) заштрихованной области.



25. Выяснить, принадлежит ли точка М(х,у) заштрихованной области.





Лабораторная работа №3

Разработка и отладка программ
с использованием оператора варианта


Цель работы:

закрепить навыки использования оператора варианта.


Оборудование: персональный компьютер.


Содержание отчёта:

  1. Постановка задачи.

  2. Формализация задачи.

  3. Текст отлаженной программы.

  4. Протокол выполнения.



Методические указания:


Следует помнить, что выражение, проверяемое оператором варианта, может быть целого, символьного или логического типа. Список констант должен иметь тот же тип, что и выражение, и мо­жет состоять из одной константы, списка констант, разделенных за­пятыми или списка констант, заданных диапазоном.


Задание:

  1. Написать программу, которая по номеру дня недели (целому числу от 1 до 7) выдает в качестве результата количество уроков в вашем классе в этот день.

  2. Написать программу, позволяющую по последней цифре числа определить последнюю цифру его квадрата.

  3. Создать программу, которая по заданным году и номеру месяца m определяет количество дней в этом месяце.

  4. Для каждой введенной цифре (0- 9) вывести соответствующее ей название на английском языке (0 – zero, 1 – one, 2 – two, …).

  5. Составить программу, которая по данному числу (1-12) выводит название соответствующего ему месяца.

  6. Составить программу, позволяющую получить словесное описание школьных отметок (1 – «плохо», 2 – «неудовлетворительно», 3 – «удовлетворительно», 4 – «хорошо», 5 – «отлично»).

  7. Пусть элементами круга являются радиус (первый элемент), диаметр (второй элемент) и длина окружности (третий элемент). Составить программу, которая по номеру элемента запрашивала бы его соответствующие значения и вычисляла бы площадь круга.

  8. Пусть элементами прямоугольника равнобедренного треугольника являются:

  1. катет a;

  2. гипотенуза b;

  3. высота h, опущенная из вершины прямого угла на гипотенузу;

  4. площадь S.

Составить программу, которая по заданному номеру и значению соответствующего элемента вычисляла бы значение всех остальных элементов треугольника.

  1. Написать программу, которая по номеру месяца выдает название следующего за ним месяца (при m = 1 получаем февраль, 4 – май и т.д.).

  2. Написать программу, которая бы по введенному номеру времени года (1 – зима, 2 – весна, 3 – лето, 4 - осень) выдавала соответствующие этому времени года месяцы, количество дней в каждом из месяцев.

  3. В старояпонском календаре был принят 12-летний цикл. Годы внутри цикла носили названия животных: крысы, коровы, тигра, зайца, дракона, змеи, лошади, овцы, обезьяны, курицы, собаки и свиньи. Написать программу, которая вводит номер некоторого года и печатает его название по старояпонскому календарю.

(Справка: 1996 г. – год Крысы – начало очередного цикла.)

  1. Для целого числа k от 1 до 99 напечатать фразу «Мне k лет», учитывая при этом, что при некоторых значениях k слово «лет» надо заменить на слово «год» или «года». Например, 11 лет, 22 года, 51 год.

  2. Написать программу, которая бы по введенному номеру единицы измерения (1 – дециметр, 2 – километр, 3 – метр, 4 – миллиметр, 5 - сантиметр) и длине отрезка L выдавала бы соответствующие значение длины отрезка в метрах.

  3. Написать программу, которая по вводимому числу от 1 до 11 (номеру класса) выдаёт соответствующее сообщение «Привет k-классик». Например, если k = 1, «Привет, первоклассник»; если k = 4, «Привет, четвероклассник».

  4. Написать программу, которая по введенному числу от 1 до 12 (номеру месяца) выдает все приходящиеся на этот месяц праздничные дни (например, если введено число 1, то должно получиться 1 января – Новый год, 7 января – Рождество).

  5. Дано натуральное число N. Если оно делиться на 4, вывести на экран ответ N = 4k (где k – соответствующее частное); если остаток от деления на 4 равен 1 – N = 4k+1; если остаток от деления на 4 равен 2 – N = 4k + 2; если остаток от деления на 4 равен 3 – N = 4k+3. Например, 12 = 4∙3, 22 = 4∙5 + 2.

  6. Имеется пронумерованный список деталей: 1) шуруп, 2) гайка, 3) винт, 4) гвоздь, 5) болт. Составить программу, которая по номеру детали выводит на экран ее название.

  7. Составить программу, позволяющую по последней цифре данного числа определить последнюю цифру куба этого числа.

  8. Составить программу, которая для любого натурального числа печатает количество цифр в записи этого числа.

  9. Даны два действительных положительных числа x и y. Арифметические действия над числами пронумерованы (1 – сложение, 2 – вычитание, 3 – умножение, 4 - деление). Составить программу, которая по введенному номеру выполняет то или иное действие над числами.

  10. Написать программу, которая бы по введенному номеру единицы измерения (1 – килограмм, 2 – миллиграмм, 3 – грамм, 4 – тонна, 5 – центнер) и массе M выдавала бы соответствующее значение массы в килограммах.

  11. Пусть элементами равностороннего треугольника являются:

  1. Сторона a;

  2. Площадь S;

  3. Высота h;

  4. Радиус вписанной окружности r;

  5. Радиус описанной окружности R;

Составить программу, которая по заданному номеру и значению соответствующего элемента вычисляла бы значения всех остальных элементов треугольника.

  1. Составить программу для определения подходящего возраста кандидатуры для вступления в брак, используя следующее соображение: возраст девушки равен половине возраста мужчины плюс 7, возраст мужчины определяется соответственно, как удвоенный возраст девушки минус 14.

  2. Найти произведение цифр заданного k-значного числа.

  3. Вычислить номер дня в невисокосном году по заданным числу и месяцу.

Лабораторные работы №4, 5

Разработка и отладка программ
с использованием одномерных массивов


Цель работы:

закрепить навыки использования операторов цикла; навыки в работе с одномерными массивами.


Оборудование: персональный компьютер.


Содержание отчёта:

  1. Постановка задачи.

  2. Формализация задачи.

  3. Текст отлаженной программы.

  4. Протокол выполнения.



Методические указания:


Следует помнить, что:

  1. Исходные данные должны включать и положительные числа, и отрицательные числа, и нули.

  2. Число компонент массива определяется при его описании и в дальнейшем не меняется.

  3. Тип индекса должен быть целым.



Задание:


  1. В векторе X(N) отрицательные элементы увеличить на 0.5, а положительные заменить на 0.1.

  2. В векторе A (N) подсчитать число нулевых, число и сумму отрицательных элементов.

  3. В векторе B(N) найти минимальный элемент и поменять его местами с последним элементом.

  4. Дан вектор C(N). Найти сумму элементов, каждый из которых больше 10 и меньше 15. Подсчитать их количество.

  5. В векторе A(N) найти максимальный элемент и поменять его местами с первым элементом.

  6. Составить программу умножения векторов A (N) и B(N) по формуле:
    ci =ai*bi

  7. В векторе Y(N) подсчитать количество отрицательных элементов и количество элементов, принадлежащих отрезку [0.5; 2].

  8. Дан вектор B(N). Определить сумму и количество всех положительных и отрицательных элементов.

  9. Дан вектор X(N). Определить каким числом (четным или нечетным) является номер максимального элемента вектора.

  10. Дан вектор C(N). Подсчитать число и сумму элементов, принадлежащих отрезку
    [-1; 5].

  11. Дан вектор X(N). Подсчитать количество и сумму элементов, принадлежащих отрезку [1; 5], а элементы, меньшие 20, заменить на 0.

  12. Составить программу сложения векторов A(N) и B(N) по формуле:
    ci =ai + bi

  13. Дан вектор X(N). Получить удвоенную сумму всех положительных элементов.

  14. Дан вектор B (N). Подсчитать число и произведение элементов вектора, которые меньше 10.

  15. В векторе Y(N) определить каких элементов больше – положительных или отрицательных.

  16. Дан вектор B (N). Все элементы с нечетными номерами увеличить в 2 раза.

  17. Дан вектор A(N). Найти минимальный и максимальный элементы. Выяснить, какой из этих элементов встретится раньше.

  18. Дан вектор A (N). Заменить числом 7 все элементы, большие 7. Подсчитать количество таких элементов.

  19. Дан вектор C (N). Все элементы с четными номерами уменьшить на 3.

  20. В векторе A (N) подсчитать число нулевых, число и произведение положительных элементов.

  21. Дан вектор Y(N). Подсчитать число и сумму элементов, принадлежащих отрезку
    [-20; 1].

  22. Дан вектор X(N). Определить каким числом (четным или нечетным) является номер минимального элемента вектора.

  23. Дан вектор B (N). Подсчитать сумму положительных элементов вектора, отрицательные элементы увеличить на 10.

  24. Дан вектор X(N). Получить произведение отрицательных элементов вектора и возвести его в квадрат.

  25. Дан вектор A (N). Заменить числом 5 все нулевые элементы вектора. Подсчитать количество таких замен.

Лабораторные работы №6, 7

Разработка и отладка программ
с использованием двумерных массивов


Цель работы:

закрепить навыки использования операторов цикла; навыки в работе с двумерными массивами.


Оборудование: персональный компьютер.


Содержание отчёта:

  1. Постановка задачи.

  2. Формализация задачи.

  3. Текст отлаженной программы.

  4. Протокол выполнения.


Методические указания:

Следует помнить, что:

  1. Исходные данные должны включать и положительные числа, и отрицательные числа, и нули.

  2. Число компонент массива определяется при его описании и в дальнейшем не меняется.

  3. Тип индекса должен быть целым.



Задание:

  1. Дана матрица A(N, N). Определить сумму и число отрицательных элементов, находящихся на главной диагонали.

  2. Дана матрица X(N,M). Подсчитать число отрицательных и сумму положительных элементов матрицы.

  3. В матрице C(N, N) найти максимум среди элементов, расположенных выше главной диагонали.

  4. Найти сумму элементов матрицы C(N, N), расположенных выше главной диагонали.

  5. Дана матрица A(N, M). Возвести в квадрат все отрицательные элементы матрицы.

  6. Найти сумму элементов матрицы Y(N, N), расположенных ниже главной диагонали.

  7. Дана матрица B(N, N). Определить произведение и число положительных элементов, находящихся на главной диагонали.

  8. Дана матрица Y(N,M). Подсчитать число положительных и произведение отрицательных элементов матрицы.

  9. В матрице X(N, N) найти минимум среди элементов, расположенных ниже главной диагонали.

  10. В матрице C(N, N) найти максимум среди элементов, расположенных выше главной диагонали.

  11. Дана матрица A(N, N). Определить сумму и число отрицательных элементов, находящихся на главной диагонали.

  12. Дана матрица X(N,M). Подсчитать число отрицательных и сумму положительных элементов матрицы.

  13. В матрице C(N, N) найти максимум среди элементов, расположенных выше главной диагонали.

  14. Найти сумму элементов матрицы C(N, N), расположенных выше главной диагонали.

  15. Дана матрица A(N, M). Возвести в квадрат все отрицательные элементы матрицы.

  16. Найти сумму элементов матрицы Y(N, N), расположенных ниже главной диагонали.

  17. Дана матрица B(N, N). Определить произведение и число положительных элементов, находящихся на главной диагонали.

  18. Дана матрица Y(N,M). Подсчитать число положительных и произведение отрицательных элементов матрицы.

  19. В матрице X(N, N) найти минимум среди элементов, расположенных ниже главной диагонали.

  20. В матрице C(N, N) найти максимум среди элементов, расположенных выше главной диагонали.

  21. Дана матрица A(N, N). Определить сумму и число отрицательных элементов, находящихся на главной диагонали.

  22. Дана матрица X(N,M). Подсчитать число отрицательных и сумму положительных элементов матрицы.

  23. В матрице C(N, N) найти максимум среди элементов, расположенных выше главной диагонали.

  24. Найти сумму элементов матрицы C(N, N), расположенных выше главной диагонали.

  25. Дана матрица A(N, M). Возвести в квадрат все отрицательные элементы матрицы.



Лабораторная работа №8

Разработка и отладка программ
с использованием записей


Цель работы:

закрепить навыки использования оператора присоединения; навыки в работе с записями.


Оборудование: персональный компьютер.


Содержание отчёта:

  1. Постановка задачи.

  2. Формализация задачи.

  3. Текст отлаженной программы.

  4. Протокол выполнения.


Методические указания:


Следует помнить, что программа должна работать с любым допустимым набором данных.


Задание:

    1. Дана ведомость учащихся, занимающихся в кружке по информатике, и их оценка по информатике. Определить количество учащихся, занимающихся на «5», и количество учащихся с фамилией, начинающееся на букву «А».

    2. Дана ведомость учащихся, и количество их пропусков за семестр (в часах). Определить количество учащихся, не имеющих пропусков, и количество учащихся, имеющих пропусков более 20 часов.


Лабораторная работа №9

Разработка и отладка программ
с использованием подпрограмм



Цель работы:

закрепить навыки использования операторов цикла, подпрограмм; навыки в работе с одномерными и двумерными массивами.


Оборудование: персональный компьютер.


Содержание отчёта:

  1. Постановка задачи.

  2. Формализация задачи.

  3. Текст отлаженной программы.

  4. Протокол выполнения.


Методические указания:


Следует помнить, что:

  1. Исходные данные должны включать и положительные числа, и отрицательные числа, и нули.

  2. Число компонент массива определяется при его описании и в дальнейшем не меняется.

  3. Тип индекса должен быть целым.

  4. Подпрограмма-функция вычисляет одно значение, подпрограмма-процедура – несколько.

  5. Между формальными и фактическими параметрами должно быть установлено строгое соответствие.




Задание:


Даны два вещественных вектора А и В. Логической переменной С присвоить значение TRUE, если у вектора А количество положительных элементов больше, чем у вектора В, и значение FALSE в противном случае.



Практическая работа №2

Запись выражений на языке Си


Цель работы:

закрепить навыки записи выражений и использовании стандартных функций языка Си.


Оборудование: бумага, шариковая ручка.


Содержание отчёта:

  1. Постановка задачи.

  2. Выражение, записанное на языке Си.


Методические указания:

Следует помнить, что:

  1. Знаменатель не должен быть равным нулю.

  2. Выражение под знаком чётной степени корня не должно быть отрицательным.

  3. Функции, отсутствующие в списке стандартных функций, следует выражать через имеющиеся функции.

Задание:






Лабораторная работа №10

Разработка и отладка программ
с использованием условного оператора, оператора переключателя


Цель работы:

закрепить навыки использования условного оператора, оператора переключателя.


Оборудование: персональный компьютер.


Содержание отчёта:

  1. Постановка задачи.

  2. Формализация задачи.

  3. Текст отлаженной программы.

  4. Протокол выполнения.



Методические указания:


Следует помнить, что выражение, проверяемое оператором переключателя, может быть целого или символьного типа. Список констант должен иметь тот же тип, что и выражение, и мо­жет состоять из одной константы или списка констант, разделенных за­пятыми.


Задание:

  1. Написать программу, которая по номеру дня недели (целому числу от 1 до 7) выдает в качестве результата количество уроков в вашем классе в этот день.

  2. Написать программу, позволяющую по последней цифре числа определить последнюю цифру его квадрата.

  3. Создать программу, которая по заданным году и номеру месяца m определяет количество дней в этом месяце.

  4. Для каждой введенной цифре (0- 9) вывести соответствующее ей название на английском языке (0 – zero, 1 – one, 2 – two, …).

  5. Составить программу, которая по данному числу (1-12) выводит название соответствующего ему месяца.

  6. Составить программу, позволяющую получить словесное описание школьных отметок (1 – «плохо», 2 – «неудовлетворительно», 3 – «удовлетворительно», 4 – «хорошо», 5 – «отлично»).

  7. Пусть элементами круга являются радиус (первый элемент), диаметр (второй элемент) и длина окружности (третий элемент). Составить программу, которая по номеру элемента запрашивала бы его соответствующие значения и вычисляла бы площадь круга.

  8. Пусть элементами прямоугольника равнобедренного треугольника являются: катет a; гипотенуза b; высота h, опущенная из вершины прямого угла на гипотенузу; площадь S. Составить программу, которая по заданному номеру и значению соответствующего элемента вычисляла бы значение всех остальных элементов треугольника.

  9. Написать программу, которая по номеру месяца выдает название следующего за ним месяца (при m = 1 получаем февраль, 4 – май и т.д.).

  10. Написать программу, которая бы по введенному номеру времени года (1 – зима, 2 – весна, 3 – лето, 4 - осень) выдавала соответствующие этому времени года месяцы, количество дней в каждом из месяцев.

  11. В старояпонском календаре был принят 12-летний цикл. Годы внутри цикла носили названия животных: крысы, коровы, тигра, зайца, дракона, змеи, лошади, овцы, обезьяны, курицы, собаки и свиньи. Написать программу, которая вводит номер некоторого года и печатает его название по старояпонскому календарю.

(Справка: 1996 г. – год Крысы – начало очередного цикла.)

  1. Для целого числа k от 1 до 99 напечатать фразу «Мне k лет», учитывая при этом, что при некоторых значениях k слово «лет» надо заменить на слово «год» или «года». Например, 11 лет, 22 года, 51 год.

  2. Написать программу, которая бы по введенному номеру единицы измерения (1 – дециметр, 2 – километр, 3 – метр, 4 – миллиметр, 5 - сантиметр) и длине отрезка L выдавала бы соответствующие значение длины отрезка в метрах.

  3. Написать программу, которая по вводимому числу от 1 до 11 (номеру класса) выдаёт соответствующее сообщение «Привет k-классик». Например, если k = 1, «Привет, первоклассник»; если k = 4, «Привет, четвероклассник».

  4. Написать программу, которая по введенному числу от 1 до 12 (номеру месяца) выдает все приходящиеся на этот месяц праздничные дни (например, если введено число 1, то должно получиться 1 января – Новый год, 7 января – Рождество).

  5. Дано натуральное число N. Если оно делиться на 4, вывести на экран ответ N = 4k (где k – соответствующее частное); если остаток от деления на 4 равен 1 – N = 4k+1; если остаток от деления на 4 равен 2 – N = 4k + 2; если остаток от деления на 4 равен 3 – N = 4k+3. Например, 12 = 4∙3, 22 = 4∙5 + 2.

  6. Имеется пронумерованный список деталей: 1) шуруп, 2) гайка, 3) винт, 4) гвоздь, 5) болт. Составить программу, которая по номеру детали выводит на экран ее название.

  7. Составить программу, позволяющую по последней цифре данного числа определить последнюю цифру куба этого числа.

  8. Составить программу, которая для любого натурального числа печатает количество цифр в записи этого числа.

  9. Даны два действительных положительных числа x и y. Арифметические действия над числами пронумерованы (1 – сложение, 2 – вычитание, 3 – умножение, 4 - деление). Составить программу, которая по введенному номеру выполняет то или иное действие над числами.

  10. Написать программу, которая бы по введенному номеру единицы измерения (1 – килограмм, 2 – миллиграмм, 3 – грамм, 4 – тонна, 5 – центнер) и массе M выдавала бы соответствующее значение массы в килограммах.

  11. Пусть элементами равностороннего треугольника являются: сторона a; площадь S; высота h; радиус вписанной окружности r; радиус описанной окружности R. Составить программу, которая по заданному номеру и значению соответствующего элемента вычисляла бы значения всех остальных элементов треугольника.

  12. Составить программу для определения подходящего возраста кандидатуры для вступления в брак, используя следующее соображение: возраст девушки равен половине возраста мужчины плюс 7, возраст мужчины определяется соответственно, как удвоенный возраст девушки минус 14.

  13. Найти произведение цифр заданного k-значного числа.

  14. Вычислить номер дня в невисокосном году по заданным числу и месяцу.


Лабораторная работа №11

Разработка и отладка программ
с использованием одномерных массивов



Цель работы:

закрепить навыки использования операторов цикла; навыки в работе с одномерными массивами.


Оборудование: персональный компьютер.


Содержание отчёта:

  1. Постановка задачи.

  2. Формализация задачи.

  3. Текст отлаженной программы.

  4. Протокол выполнения.


Методические указания:

Следует помнить, что:

  1. Исходные данные должны включать и положительные числа, и отрицательные числа, и нули.

  2. Число компонент массива определяется при его описании и в дальнейшем не меняется.

  3. Тип индекса должен быть целым.

Задание:

  1. В векторе X(N) отрицательные элементы увеличить на 0.5, а положительные заменить на 0.1.

  2. В векторе A (N) подсчитать число нулевых, число и сумму отрицательных элементов.

  3. В векторе B(N) найти минимальный элемент и поменять его местами с последним элементом.

  4. Дан вектор C(N). Найти сумму элементов, каждый из которых больше 10 и меньше 15. Подсчитать их количество.

  5. В векторе A(N) найти максимальный элемент и поменять его местами с первым элементом.

  6. Составить программу умножения векторов A (N) и B(N) по формуле: ci =ai*bi

  7. В векторе Y(N) подсчитать количество отрицательных элементов и количество элементов, принадлежащих отрезку [0.5; 2].

  8. Дан вектор B(N). Определить сумму и количество всех положительных и отрицательных элементов.

  9. Дан вектор X(N). Определить каким числом (четным или нечетным) является номер максимального элемента вектора.

  10. Дан вектор C(N). Подсчитать число и сумму элементов, принадлежащих отрезку [-1; 5].

  11. Дан вектор X(N). Подсчитать количество и сумму элементов, принадлежащих отрезку [1; 5], а элементы, меньшие 20, заменить на 0.

  12. Составить программу сложения векторов A(N) и B(N) по формуле:
    ci =ai + bi

  13. Дан вектор X(N). Получить удвоенную сумму всех положительных элементов.

  14. Дан вектор B (N). Подсчитать число и произведение элементов вектора, которые меньше 10.

  15. В векторе Y(N) определить каких элементов больше – положительных или отрицательных.

  16. Дан вектор B (N). Все элементы с нечетными номерами увеличить в 2 раза.

  17. Дан вектор A(N). Найти минимальный и максимальный элементы. Выяснить, какой из этих элементов встретится раньше.

  18. Дан вектор A (N). Заменить числом 7 все элементы, большие 7. Подсчитать количество таких элементов.

  19. Дан вектор C (N). Все элементы с четными номерами уменьшить на 3.

  20. В векторе A (N) подсчитать число нулевых, число и произведение положительных элементов.

  21. Дан вектор Y(N). Подсчитать число и сумму элементов, принадлежащих отрезку [-20; 1].

  22. Дан вектор X(N). Определить каким числом (четным или нечетным) является номер минимального элемента вектора.

  23. Дан вектор B (N). Подсчитать сумму положительных элементов вектора, отрицательные элементы увеличить на 10.

  24. Дан вектор X(N). Получить произведение отрицательных элементов вектора и возвести его в квадрат.

  25. Дан вектор A (N). Заменить числом 5 все нулевые элементы вектора. Подсчитать количество таких замен.

Лабораторная работа №12

Разработка и отладка программ
с использованием двумерных массивов


Цель работы:

закрепить навыки использования операторов цикла; навыки в работе с двумерными массивами.


Оборудование: персональный компьютер.


Содержание отчёта:

  1. Постановка задачи.

  2. Формализация задачи.

  3. Текст отлаженной программы.

  4. Протокол выполнения.


Методические указания:

Следует помнить, что:

  1. Исходные данные должны включать и положительные числа, и отрицательные числа, и нули.

  2. Число компонент массива определяется при его описании и в дальнейшем не меняется.

  3. Тип индекса должен быть целым.



Задание:

  1. Дана матрица A(N, N). Определить сумму и число отрицательных элементов, находящихся на главной диагонали.

  2. Дана матрица X(N,M). Подсчитать число отрицательных и сумму положительных элементов матрицы.

  3. В матрице C(N, N) найти максимум среди элементов, расположенных выше главной диагонали.

  4. Найти сумму элементов матрицы C(N, N), расположенных выше главной диагонали.

  5. Дана матрица A(N, M). Возвести в квадрат все отрицательные элементы матрицы.

  6. Найти сумму элементов матрицы Y(N, N), расположенных ниже главной диагонали.

  7. Дана матрица B(N, N). Определить произведение и число положительных элементов, находящихся на главной диагонали.

  8. Дана матрица Y(N,M). Подсчитать число положительных и произведение отрицательных элементов матрицы.

  9. В матрице X(N, N) найти минимум среди элементов, расположенных ниже главной диагонали.

  10. В матрице C(N, N) найти максимум среди элементов, расположенных выше главной диагонали.

  11. Дана матрица A(N, N). Определить сумму и число отрицательных элементов, находящихся на главной диагонали.

  12. Дана матрица X(N,M). Подсчитать число отрицательных и сумму положительных элементов матрицы.

  13. В матрице C(N, N) найти максимум среди элементов, расположенных выше главной диагонали.

  14. Найти сумму элементов матрицы C(N, N), расположенных выше главной диагонали.

  15. Дана матрица A(N, M). Возвести в квадрат все отрицательные элементы матрицы.

  16. Найти сумму элементов матрицы Y(N, N), расположенных ниже главной диагонали.

  17. Дана матрица B(N, N). Определить произведение и число положительных элементов, находящихся на главной диагонали.

  18. Дана матрица Y(N,M). Подсчитать число положительных и произведение отрицательных элементов матрицы.

  19. В матрице X(N, N) найти минимум среди элементов, расположенных ниже главной диагонали.

  20. В матрице C(N, N) найти максимум среди элементов, расположенных выше главной диагонали.

  21. Дана матрица A(N, N). Определить сумму и число отрицательных элементов, находящихся на главной диагонали.

  22. Дана матрица X(N,M). Подсчитать число отрицательных и сумму положительных элементов матрицы.

  23. В матрице C(N, N) найти максимум среди элементов, расположенных выше главной диагонали.

  24. Найти сумму элементов матрицы C(N, N), расположенных выше главной диагонали.

  25. Дана матрица A(N, M). Возвести в квадрат все отрицательные элементы матрицы.

Практические работы №3,4.

Составление программ с использованием функций для работы со строками


Цель:

закрепить умения применять знания по работе с символьной информацией на языке программирования Си, навыки использования в программе функций обработки строк.


Оборудование: персональный компьютер.


Содержание отчёта:

  1. Постановка задачи.

  2. Формализация задачи.

  3. Текст отлаженной программы.

  4. Протокол выполнения.


Методические указания:

Следует помнить, что для использования функций обработки строк необходимо подключить в программе библиотеку string.h.

Функция

Назначение

Тип возвращ.
результата

strlen(str);

Определение длины строки str (завершающий символ \0 не учитывается).

int

strrev(str);

Инвертирование (реверс, переворот) строки str.

сhar

strlwr(str);

Преобразование букв верхнего регистра в строке в соответствующие буквы нижнего регистра (строчные). Только латинские буквы.

char

strupr(str);

Преобразование букв нижнего регистра в строке в соответствующие буквы верхнего регистра (прописные). Только латинские буквы.

char

strcat(str1, str2);

Присоединение строки str2 к строке str1 (объединение, конкатенация). Результат - сцепленная строка str1.

сhar

strncat(str, str2, k);

Добавление к строке str1 k начальных символов из строки str2.

char

strcmp(str1, str2);

Сравнение строк str1 и str2.

Возвращаемое значение

меньше нуля, если str1str2;

больше нуля, если str1str2;

равно нулю, если строки равны, т.е. совпадают по текущей, а не по объявленной длине и содержат одни и те же символы.

Если длины строк равны, то происходит поэлементное сравнение символов до первого несовпадающего символа, и, та строка считается большей, в которой первый несовпадающий символ имеет наибольший код.

int

strncmp(str1, str2, k);

Сравнение первых k символов строк str1 и str2.

int

strcpy(str1,str2);

Копирование строки str2 (включая \0 символ) в строку str1. Результатом является строка str1.

char

strncpy(str1, str2, k);

Копирование в начало строки str1 k первых символов из строки str2.

char


Задание. Составить программу на языке Си.

  1. Ввести первую строку (s1), определить ее длину.

  2. Преобразовать символы первой строки в символы верхнего регистра и наоборот.

  3. Ввести вторую строку (s2), определить ее длину.

  4. Сравнить строки и выдать соответствующее сообщение (равны они или нет).

  5. Скопировать 5 символов второй строки в первую строку.

  6. Объединить две строки, инвертировать полученную строку.

  7. В первой строке найти количество сочетаний букв ‘pk’, если таких сочетаний нет, выдать соответствующее сообщение.

  8. Во второй строке символ ‘%’ заменить на цифру 3, подсчитать количество таких замен. Если символа ‘%’ в строке нет, выдать соответствующее сообщение.

Лабораторная работа №13

Разработка и отладка программ
с использованием структур


Цель работы:

закрепить навыки использования оператора присоединения; навыки в работе со структурами.


Оборудование: персональный компьютер.


Содержание отчёта:

  1. Постановка задачи.

  2. Формализация задачи.

  3. Текст отлаженной программы.

  4. Протокол выполнения.


Методические указания:


Следует помнить, что программа должна работать с любым допустимым набором данных.


Задание:

Ввести сведения об N студентах (фамилия, курс, группа, стипендия). Вывести структуру на экран в виде таблицы. Определить фамилии студентов с наибольшей стипендией.


Лабораторная работа №14

Разработка и отладка программ
с использованием функций



Цель работы:

закрепить навыки использования операторов цикла, функций; навыки в работе с одномерными и двумерными массивами.


Оборудование: персональный компьютер.


Содержание отчёта:

  1. Постановка задачи.

  2. Формализация задачи.

  3. Текст отлаженной программы.

  4. Протокол выполнения.


Методические указания:


Следует помнить, что:

  1. Исходные данные должны включать и положительные числа, и отрицательные числа, и нули.

  2. Число компонент массива определяется при его описании и в дальнейшем не меняется.

  3. Тип индекса должен быть целым.

  4. Между формальными и фактическими параметрами должно быть установлено строгое соответствие.




Задание:

Вариант 1.

Написать функцию, которая меняет местами первую строку и последний столбец квадратной матрицы.

Написать программу, которая описывает два двухмерных массива: А размерностью 5*5 и В размерностью 3*3, инициализировав последний массив значениями 5, 3, 7, -1, -3, -5, 4, 7, 9, а первый ввести с клавиатуры.

Применить к обоим массивам указанную функцию и вывести результат на экран.


Вариант 2.

Написать функцию, которая складывает первую и последнюю строки квадратного массива и записывает результат в первый столбец.

Написать программу, которая описывает два двухмерных массива: А размерностью 7*7 и В размерностью 3*3, инициализировав последний массив значениями 5, 3, 7, 0, 0, 0, 5, 7, 3, а первый ввести с клавиатуры.

Применить к обоим массивам указанную функцию и вывести результат на экран.


Вариант 3

Написать функцию, которая меняет значения диагональных элементов квадратной матрицы на значения соответствующих элементов заданного одномерного массива.

Написать программу, которая описывает двухмерный массив А размерностью 3*3 и одномерный В размерностью 3, инициализировав последний массив значениями 5, 3, 7, а первый ввести клавиатуры.

Применить к массиву А указанную функцию и вывести массивы А и В на экран.


Вариант 4.

Написать функцию, которая складывает соответствующие элементы двух заданных массивов и заносит результаты в третий массив. Все три массива имеют одинаковые размерности.

Написать программу, которая описывает три двухмерных массива: А, В и С размерностью 4*2, инициализировав массив А значениями 5, 3, 7, 1, 3, -5, 4, 7, а значения элементов массива В ввести с клавиатуры.

Результаты сложения массивов А и В занести в массив С. Вывести все три массива на экран.



Вариант 5.

Написать функцию, которая меняет местами первую строку и последний столбец квадратной матрицы.

Написать программу, которая описывает два двухмерных массива: А размерность 5*5 и В размерность 3*3, инициализировав последний массив значениями 5, 3, 7, -1, -3, -5, 4, 7, 9, а первый ввести с клавиатуры.

Применить к обоим массивам указанную функцию и вывести результат на экран.


Вариант 6.

Написать функцию, которая меняет местами диагонали квадратной матрицы.

Написать программу, которая описывает два двухмерных массива: А размерностью 5*5 и В размерностью 3*3, инициализировав последний массив значениями 5, 3, 7, -1, -3, -5, 4, 7, 9, а первый ввести с клавиатуры.

Применить к обоим массивам указанную функцию и вывести результат на экран.


Вариант 7.

Написать функцию, которая суммирует элементы строк двухмерного массива и заносит результаты в одномерный массив, размерность которого равна числу строк двухмерного массива.

Написать программу, которая описывает двухмерный массив А размерностью 4*2, вводит этот массив с клавиатуры, помещает суммы элементов строк этого массива в одномерный массив В и выводит массивы А и В на экран.


Вариант 8.

Написать функцию, которая находит и возвращает в вызывающую программу максимальный по модулю элемент заданного двухмерного массива.

Написать программу, которая описывает двухмерный массив А размерностью 4*2. Значения элементов массива А ввести с клавиатуры.

Вывести на экран массив А по столбцам, а также результаты применения к этому массиву созданной функции.


Вариант 9.

Написать функцию, которая меняет местами последнюю строку и первый столбец квадратной матрицы.

Написать программу, которая описывает два двухмерных массива: А размерностью 4*4 и В размерностью 3*3, инициализировав последний массив значениями 4, 2, 7, -1, -5, -7, 9, 4, 1, а первый ввести с клавиатуры.

Применить к обоим массивам указанную функцию и вывести результат на экран.



Вариант 10.

Написать функцию, которая складывает первый и последний столбцы квадратного массива и записывает результат на место первой строки.

Написать программу, которая описывает два двухмерных массива: А размерностью 7*7 и В размерностью 3*3, инициализировав последний массив значениями 7, 4, 7, 0, 0, 0, 1, 7, 3, а первый ввести с клавиатуры.

Применить к обоим массивам указанную функцию и вывести результат на экран.


Вариант 11.

Написать функцию, которая меняет значения элементов заданного столбца квадратной матрицы на значения соответствующих элементов одномерного массива.

Написать программу, которая описывает двухмерный массив А размерностью 3*3 и одномерный В размерностью 3, инициализировав последний массив значениями 5, 3, 7, а первый ввести с клавиатуры.

Применить к массиву А указанную функцию и вывести массивы А и В на экран.


Вариант 12.

Написать функцию, которая перемножает соответствующие элементы двух заданных массивов и заносит результаты в третий массив.

Размерности всех трёх массивов одинаковы.

Написать программу, которая описывает три двухмерных массива: А, В и С размерностью 4*2, инициализировав массив А значениями 1, 3, 7, 1, 3, 5, 4, 2, а значения элементов массива В ввести с клавиатуры. Результаты перемножения массивов А и В занести в массив С.

Вывести все три массива на экран.


Вариант 13.

Написать функцию, которая меняет местами последнюю строку и первый столбец квадратной матрицы.

Написать программу, которая описывает два двухмерных массива: А размерностью 3*3 и В размерностью 4*4, инициализировав последний массив значениями 5, 3, 7, -1, -3, -5, 4, 7, 9, 0, 1, 2, 1, 5, 3, 2, а первый ввести с клавиатуры.

Применить к обоим массивам указанную функцию и вывести результат на экран.



Вариант 14.

Написать функцию, которая суммирует элементы столбцов двухмерного массива и заносит результаты в одномерный массив, размерность которого равна числу столбцов двухмерного массива.

Написать программу, которая описывает двухмерный массив А размерностью 4*2, вводит этот массив с клавиатуры, помещает суммы столбцов этого массива в одномерный массив В и выводит массива А и В на экран.



Вариант 15.

Написать функцию, которая находит и возвращает в вызывающую программу номер строки заданного двухмерного массива, имеющего максимальную по модулю сумму элементов.

Написать программу, которая описывает двухмерный массив А размерностью 4*2. Значения элементов массива А ввести с клавиатуры.

Вывести на экран массив А по столбцам, номер строки этого массива, найденный с помощью разработанной функции, а также саму строку.



Вариант 16.

Написать функцию, которая для заданных двухмерных массивов А, В и С типа double одинаковой размерности вычисляет массив D по формуле

Di,j = Ai,j + Bi,j * Ci,j

Написать программу, которая вводит с клавиатуры три массива типа double M1, M2 и М3 размерностью 2*3, вычисляет по указанной формуле массив Х и выводит его по строкам на экран.


Вариант 17.

Написать функцию, которая для заданного двухмерного массива типа int вычисляет и возвращает значение среднего арифметического элементов k-го столбца и n-й строки.

Написать программу, которая описывает и задает значения элементов массива А размерностью 3*4, описывает и вводит с клавиатуры массив В размерностью 2*3, вычисляет и выводит на экран сумму средних арифметических первого столбца и второй строки обоих массивов.


Вариант 18.

Написать функцию, которая располагает столбцы заданного в качестве параметра двухмерного массива целого типа в порядке убывания сумм их элементов.

В главной программе описать два массива целого типа размерностью 2*4 и 3*5. Первый массив ввести с клавиатуры, второй инициализировать при описании.

С помощью разработанной функции упорядочить столбцы обоих массивов и вывести массивы на экран монитора.



Вариант 19.

Написать функцию, которая вычисляет сумму квадратов элементов заданной строки. номер строк передается в функцию в качестве параметра.

Написать программу, которая описывает два квадратных массива действительного типа размерностью 2*3 и 3*2. Элементы первого массива вводятся с клавиатуры, второго – задаются при описании. Требуется вычислить суммы квадратов элементов второй строки первого массива и первой строки второго массива.

результаты вывести на экран.



Вариант 20.

Написать функцию, которая для заданных двухмерных массивов А, В, С целого типа одинаковой размерности вычисляет массив вещественного типа D по формуле

Di,j = Ai,j / (Bi,j + Ci,j) + Ci,j / Ai,j

Написать программу, которая вводит с клавиатуры три массива целого типа: М1, М2 и М3 размерностью 3*2, вычисляет по указанной формуле массив Rezult и выводит его по строка на экран.



Вариант 21.

Написать функцию, которая поэлементно сравнивает два заданных в качестве параметров двухмерных массива литерного типа одинаковой размерности и формирует массив целого типа такой же размерности. Элементы последнего массива приравнять 1, если соответствующая пара элементов сравниваемых массивов совпадает между собой, и 0 в противном случае. Функция должна возвратить в вызывающую программу количество строк сравниваемых массивов, которые полностью совпадают между собой.

В главной программе задать два массива А и В литерного типа размерностью 5*5, и ввести их с клавиатуры. Сравнивать указанные массивы, результаты сравнения занести в массив целого типа Result.

Все результаты вывести на экран.


Вариант 22.

Написать функцию, получающую в качестве параметров два массива целого типа произвольного размера и возвращающую порядковый номер массива, среднее арифметическое значение элементов которого максимально.

В главной программе описать три массива целого типа: А размерностью 5*6, В размерностью 4*4 и С размерностью 3*4.

Массивы А и В инициализировать при описании, а массив С ввести с клавиатуры. С помощью разработанной функции определить и вывести на экран имя массива, имеющего наибольшее среднее арифметическое значение элементов.


Вариант 23.

Написать функцию, которая располагает строки заданного в качестве параметра двухмерного массива целого типа в порядке возрастания сумм их элементов.

В главной программе описать два массива целого типа размерностью 4*4 и 3*5. Первый массив ввести с клавиатуры, второй инициализировать при описании.

С помощью разработанной функции упорядочить строки массивов и вывести массивы на экран монитора.



Вариант 24.

Написать функцию, которая вычисляет сумму элементов, лежащих на обеих диагоналях квадратной матрицы.

Написать программу, которая описывает два квадратных массива размерностью 2*2 и 3*3. Элементы первого массива вводятся с клавиатуры, второго – задаются при описании.

Требуется вычислить сумму диагональных элементов обоих массивов и напечатать её на экране.



Вариант 25.

Написать функцию, которая находит и возвращает в вызывающую программу максимальный по модулю элемент заданного двухмерного массива.

Написать программу, которая описывает двухмерный массив B размерностью 4*2. Значения элементов массива B ввести с клавиатуры.

Вывести на экран массив B по столбцам, а также результаты применения к этому массиву созданной функции.









Лабораторная работа №15

Разработка и отладка программ
с использованием файлов



Цель работы:

закрепить навыки использования файлов.


Оборудование: персональный компьютер.


Содержание отчёта:

  1. Постановка задачи.

  2. Формализация задачи.

  3. Текст отлаженной программы.

  4. Протокол выполнения.


Задание:

Вариант 1

Ввести с клавиатуры целые i1, i2, i3 и действительные d1, d2, d3 величины. Вычислить

Введённые величины и результаты расчетов вывести в файл f1.txt и на экран синим цветом повышенной яркости на желтом фоне с 12-й позиции четвертой строки экрана.


Вариант 2.

Ввести с клавиатуры целые i, j, k и действительные x, y величины. Вычислить

Введённые величины и результаты расчётов добавить в конец файла f2.txt и вывести на экран желтым цветом повышенной яркости на синем фоне. Весь экран предварительно окрасить, синим цветом.


Вариант 3.

Ввести с клавиатуры целые a1, a2, a3 и действительные m, n, величины. Вычислить

Введённые величины и результаты расчётов вывести в файл f3.txt и на экран. Целые числа выводить, синим цветом повышенной яркости, а действительные – зелёным цветом пониженной яркости. Вывод выполнить на желтом фоне с 10-й позиции пятой строки экрана.


Вариант 4.

Ввести с клавиатуры целые i, j, k и действительные a, b, c величины. Вычислить


Введённые величины и результаты расчетов вывести в файл f4.txt и на экран синим цветом повышенной яркости на желтом фоне. Вывод организовать в столбик начиная 10-й позиции третьей строки.




Вариант 5.

Ввести с клавиатуры целые α, β, μ и действительные d1, d2 величины. Вычислить

Введённые величины и результаты расчетов добавить в конец файла f5.txt и вывести на экран на желтом фоне синим цветом повышенной яркости для действительных чисел и красным цветом повышенной яркости для целых чисел. Предварительно весь экран закрасить белым цветом.


Вариант 6.

Ввести с клавиатуры целые a, b, c и действительные d, e, величины. Вычислить

Введённые величины и результаты расчетов вывести в файл f6.txt и на экран синим цветом повышенной яркости на желтом фоне. Целые величины вывести с 10-й позиции пятой строки экрана, а действительные - с 10-й позиции седьмой строки. Экран предварительно окрасить зелёным цветом.


Вариант 7.

Ввести с клавиатуры целые p, r, q и действительные a, b, c величины. Вычислить

Введенные величины и результаты расчётов добавить в файл f7.txt и вывести на экран синим цветом повышенной яркости на желтом фоне с 12-й позиции четвертой строки экрана.


Вариант 8.

Ввести с клавиатуры целые g, f, h и действительные d1, d2, величины. Вычислить

Введенные величины и результаты расчетов вывести в файл f8.txt и на экран черным цветом пониженной яркости на белом фоне с седьмой позиции 14-й строки экрана. Экран предварительно окрасить голубым цветом.


Вариант 9.

Ввести с клавиатуры целые i1, i2, i3 и действительные a, b, величины. Вычислить

Введённые величины и результаты расчетов добавить в конец файла f9.txt и вывести на экран желтым цветом повышенной яркости на синем фоне в столбик с 12-й позиции четвертой строки экрана.


Вариант 10.

Ввести с клавиатуры целые a, b, c и действительные g1, g2, величины. Вычислить

Введённые величины и результаты расчетов вывести в файл f10.txt и на экран белым цветом повышенной яркости на синем фоне. Данные целого типа вывести с 12-й позиции четвертой строки экрана, а данные действительного типа – с 12-й позиции седьмой строки.



Вариант 11.

Ввести с клавиатуры целые i, j, k и действительные m, n, величины. Вычислить

Введенные величины и результаты расчетов вывести в файл f11.txt и на экран, который предварительно окрасить синим цветом. Действительные числа вывести с 12-й позиции четвертой строки экрана желтым цветом, целые – 15-й позиции восьмой строки белым цветом.


Вариант 12.

Ввести с клавиатуры целые с1, с2, с3 и действительные s1, s2, величины. Вычислить

Введенные величины и результаты расчетов вывести в файл f12.txt и на экран белым цветом повышенной яркости на желтом фоне с пятой позиции четвертой строки экрана. Экран предварительно окрасить синим цветом.


Вариант 13.

Ввести с клавиатуры целые x, y, z и действительные v, w, величины. Вычислить


Введённые величины и результаты расчетов добавить в конец файла f13.txt и на экран синим цветом повышенной яркости на желтом фоне с 12-й позиции четвертой строки экрана. Экран предварительно окрасить зелёным цветом.


Вариант 14

Ввести с клавиатуры целые t, u, z и действительные z1, z2, величины. Вычислить

Введённые величины и результаты расчетов вывести в файл f14.txt и на экран синим цветом повышенной яркости в столбик с 12-й позиции четвертой строки экрана. Экран предварительно окрасить белым цветом.


Вариант 15.

Ввести с клавиатуры целые a, b, c и действительные e, f, величины. Вычислить

Введённые величины и результаты расчетов вывести в файл f15.txt и на экран желтым цветом повышенной яркости на синем фоне с шестой позиции седьмой строки экрана


Вариант 16.

Ввести с клавиатуры целые a1, a2, a3 и действительные b1, b2, величины. Вычислить


Введённые величины и результаты расчетов вывести в файл f16.txt и на экран. Целые значения выводить синим цветом повышенной яркости на желтом фоне с 12-й позиции четвёртой строки экрана, действительные – зеленым цветом повышенной яркости на красном фоне с 12-й позиции седьмой строки. Экран предварительно окрасить белым цветом.


Вариант 17.

Ввести с клавиатуры целые ρ, π, μ и действительные x, y, величины. Вычислить

Введённые величины и результаты расчетов вывести в файл f17.txt и на экран зелёным цветом повышенной яркости на голубом фоне с третьей позиции пятой строки экрана.


Вариант 18.

Ввести с клавиатуры целые m, n, p и действительные d1, d2, величины. Вычислить

Введенные величины и результаты расчетов вывести в файл f18.txt и на экран синим цветом повышенной яркости на желтом фоне в столбик с 12-й позиции четвёртой строки экрана.


Вариант 19.

Ввести с клавиатуры целые k, kk, kkk и действительные m, n, величины. Вычислить

Введённые величины и результаты расчетов вывести в конец файла f19.txt и на экран белым цветом повышенной яркости на коричневом фоне с третьей позиции шестой строки экрана. Экран предварительно окрасить голубым цветом.


Вариант 20.

Ввести с клавиатуры целые a, b, c и действительные alpha, beta величины. Вычислить

Введённые величины и результаты расчетов вывести в файл f20.txt и на экран синим цветом повышенной яркости на желтом фоне. Целые числа вывести желтым цветом с четвертой позиции восьмой строки, а действительные – синим цветом со второй позиции пятой строки. Экран предварительно окрасить белым цветом.


Вариант 21

Ввести с клавиатуры целые t1, t2, t3 и действительные d, e величины. Вычислить

Введённые величины и результаты расчетов вывести в файл f21.txt и на экран синим цветом повышенной яркости на желтом фоне с 12-й позиции четвертой строки экрана. Экран предварительно окрасить коричневым цветом.


Вариант 22

Ввести с клавиатуры целые m1, m2, m3 и действительные a, b величины. Вычислить

Введённые величины и результаты расчетов вывести в файл f22.txt и на экран. Целые значения выводить, синим цветом повышенной яркости на желтом фоне с 12-й позиции четвертой строки экрана, действительные – синим цветом пониженной яркости на красном фоне с 12-й позиции седьмой строки. Экран предварительно окрасить белым цветом.


Вариант 23.

Ввести с клавиатуры целые i, j, k, n и действительные v, w величины. Вычислить

Введённые величины и результаты расчетов вывести в конец файла f23.txt и на экран желтым цветом пониженной яркости на синем фоне с третьей позиции седьмой сроки экрана. Экран предварительно окрасить голубым цветом.


Вариант 24.

Ввести с клавиатуры целые a, b, c и действительные d, e величины. Вычислить

Введенные величины и результаты расчётов вывести в файл f24.txt и на экран желтым цветом повышенной яркости в столбик с 12-й позиции четвертой строки экрана. Экран предварительно окрасить белым цветом.


Вариант 25.

Ввести с клавиатуры целые a, b, c и действительные g1, g2, величины. Вычислить

Введённые величины и результаты расчетов вывести в файл f10.txt и на экран белым цветом повышенной яркости на синем фоне. Данные целого типа вывести с 12-й позиции четвертой строки экрана, а данные действительного типа – с 12-й позиции седьмой строки.

Лабораторная работа №16

Разработка и отладка программ
с использованием массивов и указателей



Цель работы:

закрепить навыки использования операторов цикла, функций; навыки в работе с одномерными и двумерными массивами, с указателями.


Оборудование: персональный компьютер.


Содержание отчёта:

  1. Постановка задачи.

  2. Формализация задачи.

  3. Текст отлаженной программы.

  4. Протокол выполнения.


Методические указания:


Следует помнить, что:

  1. Исходные данные должны включать и положительные числа, и отрицательные числа, и нули.

  2. Число компонент массива определяется при его описании и в дальнейшем не меняется.

  3. Тип индекса должен быть целым.

  4. Подпрограмма-функция вычисляет одно значение, подпрограмма-процедура – несколько.

  5. Между формальными и фактическими параметрами должно быть установлено строгое соответствие.

Задание:

1. Даны два одномерных массива (вектора). Найти минимальный элемент в каждом векторе и сравнить их. Выдать соответствующее сообщение. Написать программу с использованием динамических массивов, функций и указателей.

2. Даны два двумерных массива (матрицы). Найти сумму элементов выше и ниже главной диагонали. Сравнить полученные суммы. Написать программу с использованием динамических массивов, функций и указателей.

Заключение

                

Лабораторные работы и практические занятия отнесены к основным видам учебных занятий. Они составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки обучающихся.

Выполнение лабораторных и практических работ направлено на:

обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам изучаемой дисциплины;

формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;

развитие интеллектуальных умений: аналитических, проектировочных; конструктивных и др.;

выработку при решении поставленных задач таких качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.

Список используемых источников


Основные источники:

1. Семакин И.Г. Основы алгоритмизации и программирования: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / И.Г. Семакин, А.П. Шестаков. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 304с.


Дополнительные источники:

  1. Долинер Л.И. Основы программирования в среде PascalABC.NET: учебное пособие/Л.И.Долинер. [Электронный ресурс]. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. - 128 с. (Федеральная государственная информационная система «Национальная электронная библиотека» htpp://нэб.рф/)

  2. Колдаев Виктор Дмитриевич. Основы алгоритмизации и программирования: Учебное пособие / Колдаев В.Д; Под ред. проф.Л.Г. Гагариной. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 416с. (Электронная библиотека «Знаниум» htpp://znanium.com/)





Скачать

© 2018 771 10

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!