СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся в начальной школе»



Министерство образования Красноярского края

краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»







Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в начальной школе

























г. Красноярск 2024

Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего образования.

Составители: Хейкури Нина Ивановна. – студентка 21П-6 группы отделения «Преподавание в начальных классах».

«Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького», 2024.



Аннотации

В данной работе представлены рекомендации по организации проблемно-поисковой деятельности на уроке в начальной школе, с целью развития учебной мотивации младших школьников. Данные методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, а также студентов, обучающихся по специальности «Преподавание в начальных классах».







ОГЛАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 5

1.1. Исследовательская работа учащихся в современном
начальном образовании: назначение, специфика, структура 5

1.2. Типичные ошибки при проведении исследования 8

1.3. Критерии оценивания детских исследовательских работ 16

1.4. Паспорт исследования №l «Пропорции человека» 18

1.5. Паспорт исследования №2 «Состав почвы» 22

РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 15

2.1 Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 25

2.2 Проектная задача по математике «План домохозяйства» 31

2.3 Проектная задача «Лунтик заболел» 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 46

ПРИЛОЖЕНИЯ 47




РАЗДЕЛ 1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура.

    1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура.

Исследовательская деятельность – особый вид интеллектуально-творческой деятельности человека, направленной на поиск и приобретение новой информации [1].

Исследовательская деятельность включает:

  • поисковую активность;

  • анализ получаемых результатов;

  • оценку результатов;

  • прогнозирование развития ситуации;

Исследовательская деятельность обучающихся – это разновидность учебной работы, связанная с решением учащимися творческих, исследовательских задач, осуществляемая в соответствии с требованиями к основным этапам исследования и сопровождающаяся овладением необходимыми для их разрешения знаниями универсальными учебными действиями по добыванию, переработке и применению информации [1].

Целью исследовательской деятельности в начальной школе является формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху.

Задачи исследовательской деятельности:

  • знакомство с проведением учебных исследований;

  • развитие творческой исследовательской активности;

  • стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

  • ознакомление с научной картиной мира;

  • вовлечение родителей в учебно–воспитательный процесс.

К исследовательской деятельность новый ФГОС НОО предъявляет требования, которые отражены в разделе «Метапредметные результаты» под пунктом «базовые исследовательские действия» и «работа с информацией»:

  1. базовые исследовательские действия:

  • определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;

  • с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;

  • сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

  • проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);

  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);

  • прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

  1. работа с информацией:

  • выбирать источник получения информации;

  • согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;

  • соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;

  • анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;

  • самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

Роль учителя:

  • организатор деятельности;

  • консультант;

  • коллега по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников;

Исследовательские умения обучающихся:

  • определять актуальность исследования;

  • выделять проблему исследования;

  • выдвигать гипотезу;

  • находить информацию;

  • делать выводы;

  • представлять результаты исследования;

Выделяют основные этапы исследовательской работы:

1 этап: найти проблему – что надо изучать;

2 этап: тема – как это назвать;

3 этап: актуальность – почему эту проблему нужно изучать;

4 этап: цель исследования – какой результат предполагается получить;

5 этап: гипотеза – что не очевидно в объекте;

6 этап: новизна – что нового обнаружено в ходе исследования;

7 этап: задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально;

8 этап: литературный обзор – что уже известно по этой проблеме;

9 этап: методика исследования – как и что исследовали;

10 этап: результаты исследования – собственные данные;

11 этап: выводы – краткие ответы на поставленные задачи;

12 этап: значимость – как влияют результаты на практику.











1.2 Типичные ошибки при проведении исследования

Организуя исследовательскую деятельность в младшей школе, мы можем столкнуться с рядом ошибок при ее проведении. Важно выбрать нужную тему, подобрать методы исследования, правильно выделить проблему исследования, гипотезу и т.д [2].

Выбор темы исследования

Существует несколько способов выбора темы:

- из жизненно-важных ситуаций, в которые попадает ребенок, вопросов

-из предложенных конкурсов различного уровня: школьных, городских, и т.д.:

- из предложений учителя (наименьшая степень самостоятельности)

Вопросы в помощь при выборе темы:

Выбрать тему оказывается несложно, если точно знаешь, что интересует ребенка в данный момент, какая проблема волнует больше других. Для уточнения можно провести анкету:

  • Что мне интересно больше всего?

  • Чем я хочу заниматься в первую очередь (например, математикой или

  • поэзией, астрономией или историей)?

  • Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

  • Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе?

  • Что из изученного в школе хотелось бы узнать глубже?

  • Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

Возможными являются и результаты исследования школьным психологом

интересов и склонностей детей.

Все темы можно условно объединить в три группы:

  • Фантастические - темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;

  • Экспериментальные, эмпирические - темы, предлагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;

  • Теоретические - темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках: книгах, кинофильмах и др.

Определение цели и задач исследования

Определить цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы это исследование проводим. Цель указывает общее направление деятельности. Например, вы сформулировали тему «История чисел», а целью исследования будет изучение истории происхождения счёта, цифр [1].

В литературе выделяют следующие недостатки формулировки целей:

1. Цели исследования завышены.

2. Несоответствие цели теме и проблеме исследования.

3. Неясность, неточность формулировки целей.

Поэтому к постановке цели предъявляют следующие требования.

Цель должна быть:

1. Конкретна, определяет результат деятельности.

2. Формулировка цели должна начинаться с глагола в неопределённой форме (например, создать, сформулировать..)

3. Достижима.

4. Измерима, контролируема, в отдельных случаях диагностируема.

5. Определена во времени, так как определены сроки проведения исследования.

Рекомендации по постановке целей:

1. Краткосрочные цели – самые важные, при их постановке нужно быть более чем реалистичным.

2. Убедитесь, что сформулированная цель определяет именно ту деятельность, которую вы задумали.

3. Прислушайтесь к чувствам, возникающим в момент определения целей – любые сомнения или ощущения дискомфорта свидетельствуют о неправильно выбранной или сформулированной цели.

4. Периодическая коррекция или кардинальная смена целей естественны – мир меняется, и мы меняемся вместе с ним.

5. Время, потраченное на целеполагание, с лихвой окупается благодаря минимальным потерям от бессмысленных метаний.

Определить цель исследования – это замечательно. Её ещё надо реализовать. Поэтому после того, как определили ЗАЧЕМ, надо решить – КАК ДЕЛАТЬ.

Задача (Ожегов) – сложный вопрос, проблема, требующие исследования и разрешения.

Задача – это условие достижения цели, последовательность действий, шагов. Задачи описывают основные шаги исследователя.

Задачи – это, как правило, конкретизированные или более частные цели (цель, подобно вееру, развёртывается в комплекс взаимосвязанных задач). Задачи по отношению к цели выступают как самостоятельные «цели».

Деление цели на задачи происходит для того, чтобы:

1. выделить более простые и доступные для выполнения операции;

2. создать последовательность выполнения операций с учётом их связи, сложности, времени выполнения, то есть выработать тактику достижения целей;

3. смоделировать весь объём работы и рассчитать свои силы.

Технология формирования задач состоит в «расщеплении» цели на составляющие, одновременно в своей совокупности они дают представления о том, каким путём будет достигнута цель. Именно поэтому, задачи формулируются в виде перечисления (изучить, описать, сформулировать, установить) и, как правило, их не бывает более 4-5.

Возвращаясь к теме «История цифр», исследователем выделены следующие цели:

1. выяснить, как люди считали в древности;

2. рассмотреть, какие бывают цифры;

3. выяснить, что интересное связано с цифрами.

Задачи могут решаться в различной последовательности, иногда можно работать над решением нескольких задач. Каждая задача может дробиться на шаги (отдельные действия, которые ученик выполняет полностью за ограниченный промежуток времени). Затем ученик составляет план работы, расставляя шаги в определённой последовательности, учитывая то, что некоторые действия он не сможет выполнить без предварительного завершения других шагов. На основании полученного списка шагов ученик может спланировать необходимые для их реализации ресурсы (например, информационные). В начальной школе предложения по шагам, которые следует выполнить в ходе работы, могут исходить от учителя [2].

Формулирование гипотезы исследования

Часто именно этап выдвижения гипотез исследования вызывает у учителей трудности. Избежать их возможно, если применять специальные методы:

1. Метод подбрасывания идей. Суть его в том, что чужая идея не так вдохновляет на деятельность, как своя. Поэтому необходимо в процессе обсуждения подбрасывать разные темы, идеи, решать вместе задачи, и не выяснять далее чьи были предположения.

2. Метод личного примера. Если учитель излагает материал увлечённо и заинтересованно, то проблем не бывает. Материал должен нравиться ученику и учителю.

3. Мозговой штурм. Это метод свободного генерирования идей.

4. Дискуссия. Рассматривая дискуссию, как коллективное обсуждение какого-либо спорного или важного вопроса с целью нахождения истины, необходимо помнить, что многое здесь зависит от ведущего. В этой роли лучше всего выступить учителю.

5. Деловая игра.


Умение выдвигать гипотезы, строить предположения – одно из главных, базовых умений исследователя. В этом процессе обязательно требуются оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества как решительность и смелость. Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге интуитивного мышления.

Слово гипотеза происходит от древнегреческого – hypothesis – основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Дети часто высказывают самые разные гипотезы по поводу того, что видят, слышат, чувствуют. Множество интересных гипотез рождается в результате попыток поиска ответов на собственные вопросы.

Выдвинуть гипотезу значит высказать догадку, предположение, ложность или истинность которого должна установить проверка. Та гипотеза, которая выдержит проверку и станет решением проблемы, называется решающей, остальные – ошибочными.

Требования к гипотезе:

Она должна:

- содержать предположение

- быть проверяема, подтверждена

- быть логически непротиворечивой

- быть реально опровергаемая или доказуемая

В умении вырабатывать гипотезы можно специально потренироваться. Вот простое упражнение: давайте вместе подумаем: как птицы узнают дорогу на юг? Почему весной появляются почки на деревьях? Почему течёт вода? Почему дует ветер? Почему металлические самолёты летают? Почему бывают день и ночь?… Какими, например, могут быть гипотезы в данном случае: «птицы определяют дорогу по солнцу и звёздам», «птицы сверху видят растения (деревья, траву и др.): они указывают им направление полёта», «птиц ведут те, кто уже летал на юг и знает дорогу», «птицы находят тёплые воздушные потоки и летят по ним». «А может быть, у них есть внутренний природный компас, почти такой, как в самолёте или на корабле?». Бывают и совершенно иные, особенные, неправдоподобные гипотезы, их обычно называют провокационными идеями. В нашем случае это может быть, например, такая идея: «Птицы точно находят дорогу на юг потому, что они ловят специальные сигналы из космоса». Гипотезы, предположения, а также различные, провокационные идеи позволяют ставить реальные и мысленные эксперименты. Для того чтобы научится вырабатывать гипотезы, надо научиться задавать вопросы. При каких условиях это применимо? [2]

Приведём несколько упражнений, позволяющих вырабатывать гипотезы и провокационные идеи. Прежде отметим, что, делая предположения, мы обычно используем следующие слова:

• может быть;

• предположим;

• допустим;

• возможно;

• что, если…

Упражнения на обстоятельства:

1. при каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? Можете ли вы придумать условия, при которых будут полезными два или более из этих предметов?

• ветка дерева;

• телефон;

• кукла;

• фрукты;

• гоночный автомобиль;

Очень эффективно в плане тренировки умения выдвигать гипотезы упражнение, предполагающее обратное действие. Например: при каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?

Приведём ещё несколько упражнений:

1. Как вы думаете, почему детёныши животных (медвежата, тигрята, волчата, лисята и др.) любят играть?

• Почему весной тает снег?

• Почему одни хищные животные охотятся ночью, а другие – днём?

• Почему цветы имеют такую яркую окраску?

• Почему летом снег в горах не тает?

• Почему бывают наводнения?

• Почему зимой идёт снег, а летом только дождь?

• Почему Луна не падает на Землю?

• Почему в космос летают ракеты?

• Почему самолёт оставляет след в небе?

• Почему многие дети любят компьютерные игры?

• Почему бывают землетрясения?

Предложите несколько разных гипотез по этим поводам. Придумайте также и несколько провокационных идей.

2. Задания типа «Найдите возможную причину события» также могут помочь научиться выдвигать гипотезы:

• Дети стали больше играть во дворах;

• Миша весь вечер играл со строительным конструктором;

• Пожарный вертолёт весь день кружил над лесом;

• Полицейский автомобиль одиноко стоял у дороги;

• Медведь зимой не заснул, а бродил по лесу;

• Друзья поссорились.

3. Интересное задание для тренировки умений по выработке гипотез и провокационных идей используют в ряде школ для одарённых людей за рубежом. Например: «Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?» (Дж. Фримен – Англия). Надо придумать как можно больше гипотез и провокационных идей, объясняющих, что бы произошло в результате.

4. Птицы низко летают над землёй («На столе лежит открытая книга»; «На улице начал таять снег»; «Троллейбус сигналит под окном»; «Мама сердится» и др.). Необходимо сделать по данному поводу два самых логичных предположения и придумать два самых логичных объяснения. Задание станет интереснее, если ещё попытаться придумать два-три самых фантастических и неправдоподобных объяснения.

5. Представьте, что воробьи стали размером с больших орлов («Слоны стали меньше кошек», «Люди стали в несколько раз меньше (или больше), чем сейчас» и др.). Что произойдёт? Придумайте несколько гипотез и провокационных идей по этому поводу [2].




1.3 Критерии оценивания детских исследовательских работ

Критерии оценки детских исследовательских работ

Количество баллов

Актуальность темы соответствует возрастным особенностям

(указаны причины изучения данной проблемы)



Цель соответствует результатам исследования


Задачи соответствуют цели


Гипотеза соответствует теме


Сформулирован предмет и объект исследования


Правильно выбран метод исследования


Представлен обзор литературы по теме


Описано исследование


Представлен результат исследования


Список литературы соответствует теме


Работа соответствует техническим требованиям

(шрифт 12-14, интервал 1.5, выравнивание по ширине, поля стандартные)


Сформулирована теоретическая значимость / практическая значимость




Баллы: 0,1,2.

0 баллов - если критерий не наблюдается

1 балл - если критерий выражен слабо

2 балла - если критерий наблюдается



Проведя оценивание и анализ детских исследований, было выявлено следующее:

  1. Не выражена актуальность исследований;

Пример: в работе «Выращивание кристалла в домашних условиях» актуальность не была раскрыта.

Все мы видели блестящие камушки в украшениях у мамы. Они

приковывают взгляд, завораживают, играют на солнце. Мама сказала, что это драгоценные камни – кристаллы, и их существует на свете огромное количество. Есть дорогие, а есть нет, есть прочные и не очень. Самый простой кристалл — это лед. После этих слов мне захотелось узнать, какие бывают кристаллы и смогу ли я сам создать для себя кристалл, способный радовать меня долгое время.

  1. Проблемы с определением объекта и предмета исследования;

Пример: в работе «Как влияют внешние факторы на поведение улитки Ахатина?» Не сформулирован предмет исследования. Присутствует только объект исследования: африканская улитка Ахатина.

  1. Не во всех работах представлен обзор используемой литературы;

Пример: в работе «Зачем нужны дождевые черви в природе?» представлен ряд экспериментов, но отсутствует обзор на литературу (теоретическая часть)

  1. Не во всех работах сформулирована теоретическая значимость / практическая значимость.

Пример: в работе «Как влияют внешние факторы на поведение улитки Ахатина?» не сформулирована теоретическая значимость. Присутствует только практическая: «Практическая значимость состоит в возможности применения наших наблюдений и исследований на уроках окружающего мира, внеклассных мероприятиях, а также для тех, у кого возникнет желание завести это домашнее животное».










1.4. Паспорт исследования №l «Пропорции человека»

Паспорт разработала: Хейкури Нины



Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

Пропорции человека


2

Актуальность исследования

В художественной школе мне сказали, что при рисовании тела, головы, конечностей человека важно учитывать равные пропорции. Через исследование я решила проверить, правда ли все пропорции человека идеальны?

3

Проблема исследования

Все ли пропорции человеческого тела равны?

4

Объект исследования

Человек

5

Цель исследования

Для учителя: организация деятельности для формирования исследовательских умений у учащихся 4 класса по теме «Пропорции человека»

Для детей: изучить пропорции человеческого тела.

6

Задачи исследования

  1. изучить литературу по теме исследовательской работы;

  2. сформулировать гипотезу исследования;

  3. провести исследование по пропорциям строения человеческого тела;

  4. сделать вывод по исследованию;

  5. заполнить таблицу;

7

Гипотеза исследования

Предположим, что все пропорции взрослого человека идеальны?

8

Методы исследования

  1. анализ литературы;

  2. проведение исследования;

  3. моделирование пропорций человека;

  4. анализ результатов;

  5. сделать вывод;

9

Тип исследования

По продолжительности: краткосрочный.

По организационной форме: индивидуальный.

По содержанию: монопредметный.

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

1. Подготовительный: подготовка материалов для исследования, совместная постановка цели, задач, выведение гипотезы

2. Теоретический: изучение информации про пропорции человека

3. Практический: измерение пропорций человека, внесение результатов пропорций в таблицу

4. Аналитический: анализ результатов пропорций, сделать вывод по таблице

5. Презентационный: представление результатов исследования аудитории

6. Рефлексивный: подведение итогов, самоанализ (выделение трудностей)

11

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования: изучение пропорций человека

Ход исследования:

Исследование 1:

Измеряем рост учащегося

Измеряем длину размаха рук

Соотносим рост учащегося с длиной размаха рук

Записываем результаты в таблицу и сравниваем показания

Вывод: если длина размаха рук совпадает с ростом учащегося, то пропорция идеальна



Исследование 2:

Измеряем длину от макушки головы до подбородка

Измеряем рост учащегося

Соотносим расстояние от макушки до подбородка к 1/8 его роста

Записываем результаты в таблицу и сравниваем показания

Вывод: если расстояние от макушки до подбородка равна 1\8 роста учащегося, то пропорция идеальна



Исследование 3:

Измеряем расстояние от линии волос до подбородка

Измеряем рост учащегося

Соотносим расстояние от линии волос до подбородка

к 1/10 его роста

Записываем результаты в таблицу и сравниваем показания

Вывод: если расстояние от линии волос до подбородка равна 1/10 роста учащегося, то пропорция идеальна.



Исследование 4:

Измеряем ширину плеч учащегося

Измеряем рост учащегося

Соотносим расстояние ширины плеч к 1/4 его роста

Записываем результаты в таблицу и сравниваем показания

Вывод: если расстояние ширины плеч составляет 1/4 его роста, то пропорция идеальна



Исследование 5:

Измеряем расстояние от подбородка до носа учащегося

Измеряем длину его лица

Соотносим расстояние от подбородка до носа к длине его лица

Записываем результаты в таблицу и сравниваем показания

Вывод: если расстояние от подбородка до носа составляет длину его лица, то пропорция идеальна



Исследование 6:

Измеряем длину ушей учащегося

Измеряем длину его лица

Соотносим расстояние длину ушей к длине его лица

Записываем результаты в таблицу и сравниваем показания

Вывод: если длина ушей учащегося составляет длину его лица, то пропорция идеальна

11

Оборудование для проведения исследования

Рулетка, карандаш, мел, лист А4

12

Продукт исследования

Таблица с результатами пропорций человека

13

Перспектива исследования

Выступление перед учащимися других классов для изучения своих пропорций тела

14

Используемые источники

  1. Ю. И. Пилясов, Антропометричность пропорций «Золотого сечения», 2012

  2. Интернет-ресурс: https://www.ask4style.ru/shape/body-harmony.html

  3. Интернет-ресурс: https://www.ask4style.ru/shape/body-harmony.html 







1.5. Паспорт исследования №2 «Состав почвы»

Паспорт разработала: Семёнова Ксения

Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

«Состав почвы»

2

Актуальность исследования

На уроках окружающего мира мы изучили, что почва – это верхний плодородный слой Земли. По статистическим данным она занимает всего 1/10 от всей суши, остальное занимают ледники, озера, горы. И у меня появился вопрос, что особенного в такой маленькой частички суши. На уроке я ответ на свой вопрос не получил, поэтому решил провести на эту тему своё исследование. Мне кажется эта тема будет интересна не только учащимся, но и взрослым людям.

3

Проблема исследования

Из чего состоит почва.

4

Объект исследования

Почва

5

Цель исследования

Для учителя:

Организация исследовательской деятельности обучающихся 4 класса для формирования базовых исследовательских действий по теме «Состав почвы».

Для ученика:

Узнать из чего состоит почва.

6

Задачи исследования

Для ученика:

1.Проанализировать информацию в литературе по теме «Почва»

2.Определить особенности состава почвы, какова ее роль в природе

3. Составить памятку о составе почвы.

7

Гипотеза исследования

Предположим, что в почве есть перегной, вода, воздух.

8

Методы исследования

Теоретические методы: анализ, сравнение, обобщение;

Эмпирические методы: наблюдение, эксперимент.

9

Тип исследования

По продолжительности: краткосрочный,

По организационной форме: групповой,

По содержанию: моно (окружающий мир).

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

1. Подготовительный:

- Постановка учебной проблемы

- Подбор необходимой научной литературы.

2. Теоретический:

– найти в подобранной литературе ответы по проблеме исследования (какое строение имеет почва)

–подготовка необходимого оборудования для проведения опыта.

3. Практический:

Формулируют гипотезу

Проведение опыта (учащиеся совместно с учителем пользуются необходимым оборудованием)

4. Аналитический:

разработка памятки «Состав почвы»

- вывод



5. Презентационный:

Подготовка материалов для выступления перед одноклассниками.

6. Рефлексивный:

Саморефлексия, оценка результатов и процесса в целом.

11

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования: узнать особенности строения почвы

Ход исследования:

Опыт №1 Взять стакан с водой, бросить туда комочек почвы и начать наблюдать. Из почвы появятся пузырьки, значит, земля содержит воздух.

Вывод: в почве есть кислород.

Опыт №2 Возьмём фильтрованную бумагу, положим немного земли и придавим её к бумаге. Потом оставшуюся почву высыпаем в стакан, заметим, что бумага стала чуть-чуть влажной.

Вывод: Мы видим, что в почве есть вода.

Опыт №3 в стакан с водой добавляем почву и размешиваем палочкой. Вода становится мутной. Через некоторое время на поверхности воды всплывает мелкий мусор: остатки листьев, иголок и т.д. На дно оседает песок и постепенно поверх песка оседает глина.

Вывод: в почве содержится песок, глина, различный природный мусор.

11

Оборудование для проведения исследования

Кусочек почвы, 2 стакана, скатерть, фильтр и спиртовка, вода, прибор для нагревания (свечи в стаканах)

12

Продукт исследования

памятка «Строение почвы»

13

Перспектива исследования

Выступить перед другими классами, изучить состав воды, проведение опыта в домашних условиях.

14

Используемые источники

https://infourok.ru/prakticheskaya-rabota-opiti-pochva-sostav-pochvi-2236008.html







РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

2.1 Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура

Проектная деятельность – это способ организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата и ориентирован на интерес, творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы. (Г.К. Селевко) [3].

Виды проектов:

1.Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства.

2.Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

3.Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете.

4.Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

5.Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п [5].

По предметно-содержательной области можно выделить два типа проектов.

1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть:

- внутриклассными;

- внутришкольными;

- региональными;

- межрегиональными;

- международными.

Основные требования к проекту


1. Необходимо наличие социально значимой задачи (пробле­мы) - исследовательской, информационной, практической.

Дальнейшая работа над проектом — это разрешение данной про­блемы. Поиск социально значимой проблемы - одна из наиболее труд­ных организационных задач, которую приходится решать учителю-ру­ководителю проекта вместе с учащимися - проектантами.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования са­мого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации.

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской рабо­ты учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельнос­ти - поиск информации, которая затем будет обработана, осмыс­лена и представлена участниками проектной группы.

4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое раз­работали участники проектной группы для разрешения поставлен­ной проблемы.

5.Подготовленный продукт должен быть представлен заказ­чику и (или) представителям общественности, и представлен до­статочно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы [6].

Таким образом, проект — это "пять П": проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация. Шестое "П" проекта — это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

Готовность младших школьников к проектной деятельности.

Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:

  • умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);

  • умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);

  • умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано, его доказывать);

  • умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Во-вторых, вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная “интеллектуальная зрелость”. Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:

  • развитие аналитико-синтетических действий;

  • сформированность алгоритма сравнительного анализа;

  • умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;

  • возможность выделять общий способ действий;

  • перенос общего способа действий на другие учебные задачи.

В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности рассмотрим опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:

  • адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;

  • обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;

  • выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

Требуется особо подчеркнуть, что формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения [4].

Отличие проекта от исследования

Проект - слово иноязычное, происходит оно от латинского рго-jectus. Уже его прямой перевод объясняет многое - «брошенный впе­ред». В современном русском языке слово «проект» имеет несколько весьма близких по смыслу значений. Так называют, во-первых, сово­купность документов (расчетов, чертежей и др.), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия; во-вторых, это может быть предварительный текст какого-либо документа и, наконец, третье значение - какой-либо замысел или план. В свою очередь проектирование, в наиболее упрощенном виде, можно рассматривать как процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния).

Исследование - процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Принципиальное отличие ис­следования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, процесс по­иска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной де­ятельности человека.

Таким образом, проектирование и исследование - изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование - бескорыстный поиск истины, а проектирование - решение определенной, ясно осознаваемой за­дачи.

В отличие от проектирования исследование всегда творчество, и в идеале оно представляет собой вариант бескорыстного поиска ис­тины. Если в итоге исследования и удается решить какую-либо прак­тическую проблему, то это не более чем побочный эффект. При этом само новое знание, добытое в итоге исследования, может быть не только малополезно, с точки зрения общества и самого исследовате­ля, но даже вредно и опасно. Всем известно, что научные открытия несут не только радость и свет знаний. Реальный исследователь стре­мится к новому знанию инстинктивно, зачастую не зная, что прине­сет ему сделанное в ходе исследований открытие, и, как следствие, ему нередко бывает вовсе неизвестно, как можно на практике ис­пользовать добытые им сведения [6].



Сравнительная таблица




Основание для сравнения

Проект

Проектная задача

1

Педагогическая цель

формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.

Подготовить младших школьников к проектной деятельности

1-3 класс: Формирование навыков учебного сотрудничества

4 класс: Формирование способности к переносу известных способов действий в новую для учеников модельную ситуации

Цель детская

решение конкретной проблемы, достижение оптимальным способом заранее запланированного результата

Разрешить поставленную задачу на основе известных способов действий, т.е. сконструировать новый способ действий

2

Продолжительность

от урочных до годичных

1-2 урока

3

Форма организации

индивидуальные или групповые

Групповая

4

Структура

1.Проблема (целеполагание) 2.Проектирование (планирование)

3.Поиск информации

4.Продукт

5.Презентация.

5

Деятельность учащихся

Разрабатывают замысел, ищут пути реализации,

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное — почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки).

  • Ставить и удерживать цели.

  • Планировать свою деятельность.

  • Моделировать (представлять способ действия в виде схемы - модели, выделяя все существенное и главное).

  • Проявлять инициативу при поиске способов решения задачи.

  • Взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других.

воплощают его в продукте, демонстрируют готовый продукт

6

Результат

Должно происходить качественное изменение учащегося

Овладение культурными способами действий, но и возможность опробовать их в квазиреальных (модельных) ситуациях. Осваивается реальная практика произвольного поведения: самоорганизация группы и каждого внутри нее, управление собственным поведением в групповой работе.


не предсказуем

Предсказуем

реальный продукт, который можно представить другим

Реальный продукт

7

Формируемые универсальные умения

1. Рефлексивные

2. Поисковые (исследовательские)

3. Навыки оценочной самостоятельности.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве

5. Менеджерские умения и навыки

6. Коммуникативные

7. Презентационные умения и навыки

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное — почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки).

  • Ставить и удерживать цели.

  • Планировать свою деятельность.

  • Моделировать (представлять способ действия в виде схемы - модели, выделяя все существенное и главное).

  • Проявлять инициативу при поиске способов решения задачи.

  • Взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других.

8

Средства

Проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств

Выдает учитель

9

Возраст участников

Старшеклассники (подростковая школа)

1-4 класс





Проектная задача по математике «План домохозяйства»



Разработала: Хейкури Нина



Миша Иванов с родителями купили участок, но пока само домохозяйство не видели, рабочие дали им план участка. Помоги Мише и его родителям узнать, где какая постройка размещена на плане и рассчитать площадь каждой постройки.

На плане изображено домохозяйство по адресу с. Иволгино, 5-й Заречный пер, д. 3 (сторона каждой клетки на плане равна 1 м). участок имеет прямоугольную форму. Выезд и въезд осуществляются через единственные ворота.

При входе на участок слева от ворот находится сарай, а справа – гараж. Площадь, занятая гаражом, равна 48 кв. м. жилой дом находится в глубине территории. Помимо гаража, жилого дома и сарая, на участке имеется теплица, расположенная на территории огорода (огород отмечен на плане цифрой 5). Перед гаражом имеется площадка, вымощенная тротуарной плиткой, отмеченная на плане цифрой 6.



1. Найдите наименование каждой застройки на участке.

2. Найдите площадь каждой застройки на участке.

3. Найдите застройку, которая по площади самая площади.


1

2

3

4

5

6

Наименование







Площадь (S)









ОТВЕТ:

S =

S =

S =

S =

S =

S =

  1. Постройте макет плана домохозяйства в группе из 4-5 человек, учитывая размер плана 1 клетка = 1 см.



Проектная задача «Лунтик заболел»

Разработала: Ласман Наталья

Название проектной задачи

Лунтик заболел

Предметы

Окружающий мир, русский язык, математика

Класс

2

Тип задачи

межпредметная

Задачи

  1. Составлять текст и записывать слова с проверяемыми гласными.

  2. Решать задачи изученных видов.

  3. Составлять меню.

  4. Определять планеты солнечной системы

  5. Работать в группе

  6. Осуществлять взаимоконтроль и взаимооценку в процессе работы над задачей



https://www.youtube.com/watch?v=ij8s4s_ti30 – просмотр фрагмента мультфильма, определение темы.

Задание 1. Грамотеи. Составление связного текста из данных предложений

Расположите предложения так, чтобы получился связный рассказ, из которого мы узнаем почему Лунтик простудился. Вставьте пропущенные буквы.

 

В воздухе пахло цв.тами и медом.

От з.мли после д.ждя шел пар.

Наб.жала темная туч..

Ст.ял жаркий день.

Хлынул ливень.


Задание 2. На лечение от простуды ему нужны лекарства. В день необходима 1 литровая банка малинового варенья, 3 шоколадки и 4 яблока. Сколько необходимо лекарств на 7 дней лечения?



Чтобы Лунтик больше не болел, баба Капа решил приготовить на зиму варенье из ягод. Раскрась рисунок бабы Капы. Вырежи и наклей ягоды на кастрюлю.


























Задание 3.   

Дорогие, друзья. Доктор говорит, что мне нужно правильно питаться. Я составил себе меню на обед.

Меню: торт с лимонадом, чипсы, варенье, Пепси кола, и чупо- чупс . Это моя любимая еда, наверное, я скоро поправлюсь и буду здоров! Ваш Карлсон.

Верно составил Лунтик меню? Чтобы быть здоровым, нужно соблюдать здоровый образ жизни, в него входит правильное питание. Составьте дневное меню Лунтика с опорой на таблицы.







Дневное меню

Завтрак__________________



Обед___________________





Полдник__________________





Ужин_______________





Задание 4. Лунтик поправился и отправился смотреть на небо. Подпишите какие планеты наблюдал Лунтик со своего крылечка отгадав загадки.


Вот планетам младший брат,
По размеру маловат.
К солнышку всех ближе он,
Потому и раскален.
Ответ: (меркурий)

В небе я свечусь нередко,
Ваша ближняя соседка.
Я Меркурию сестра,
И на мне всегда жара
Ответ: (венера)

Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется...
Ответ: (земля)


Это красная планета
По соседству с нами.
И зимой и даже летом
Мерзнет надо льдами.
Странно, что ни говори, -
Лед не сверху, а внутри.
Ответ: (марс)



В телескоп скорей взгляните
Он гуляет по орбите.
Там начальник он над всеми,
Больше всех других планет.
В нашей солнечной системе
Никого крупнее нет.
Ответ: (юпитер)



Все планеты с полюсами,
Есть экватор у любой.
Но планеты с поясами
Не найдете вы другой.
В этих кольцах он один,
Очень важный господин.
Ответ: (сатурн)

Пышный газовый гигант
Брат Юпитера и франт
Любит он, чтоб рядом были
Кольца изо льда и пыли.
Ответ: (Уран)








Дети представляют результата работы группы (защита проектной задачи).

Рефлексивная анкета (заполняется каждым участником по окончании работы в группе).

Поставь галочку на оценочной шкале:

1. Оцени, насколько интересной показалась тебе проектная задача «Карлсон, который живёт на крыше». Поставь галочку на оценочной шкале:

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2. Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

3.Оцени свой вклад в решение проектной задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении заданий).

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

4. Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проектно-исследовательская деятельность в дополнительном образовании становится всё более популярной. Изначально внедрение данной деятельности происходило только в основном процессе обучения, но позже стало ясно, что она может быть полезна и применима на различных кружках, факультативах и курсах. Эта сфера образования только начинает развиваться, поэтому печатных трудов, посвященных данной теме, практически нет.

Дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, представление своих проектов. В результате у детей развиваются речевые умения, формируется монологическая речь. Родители положительно оценивают занятия проектно-исследовательской деятельностью как возможность развития творческих способностей детей. Они консультируют своих детей в процессе поиска информации, оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности, наблюдают, контролируют соблюдение правил техники безопасности, следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности, оказывают помощь в сборе информации, оформлении материалов.

Таким образом, использование проектно-исследовательского метода учителем позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, оживляет традиционный учебный процесс, способствует прогрессу в развитии индивидуальных качеств каждого ученика.



Список используемой литературы

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.-М. «Просвещение»-2011 г. https://fgos.ru/

2. Гузеев, В. В. Исследовательская работа школьников: суть, типы и методы / В. В. Гузеев, И. Б. Курчаткина // Школьные технологии. – 2010. – № 5. – С.49 https://cyberleninka.ru/article/n/issledovatelskaya-rabota-shkolnikov-sut-tipy-i-metody

3. Дроговоз, И.Г. Как организовать исследование и получить результат / И. Г. Дроговоз // Столичное образование. – 2011. – № 5.– С.49 – 51. https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-napisaniyu-i-oformleniyu-uchebno-issledovatelskih-rabot-5377478.html

4. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К. Н. Поливанова. — 2-е изд.— М.: Просвещение, 2011. — 192 с.

https://olymp.hse.ru/data

5. Проектные задачи в начальной школе./под редакцией А.Б.Воронцова.-М. «Просвещение»-2011 г. https://gymn52.ru/files/Documents/Proektno-issl-rabota-v-nachalnoy-shkole.pdf

6. Проектная и исследовательская деятельность: различия и точки соприкосновения. https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/proektnaya_i_issledovatelskaya_deyatelnost__razlich_052621.html






1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!