О ТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 386 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации интерактивного обучения
с педагогами в условиях ДОУ
Подготовила:
Гончарова Т.С.,
старший воспитатель
МДОУ № 386
г. Донецк – 2021
Методические рекомендации по организации интерактивного обучения с педагогами в условиях ДОУ
Качество образования – одна из самых актуальных проблем педагогики. Важнейшую роль в обеспечении эффективности образовательного процесса играет воспитатель и его профессионализм. Сегодня педагог должен идти в ногу со временем и использовать новейшие технологии. Традиционные методы заменяются активными и интерактивными методами обучения, которые направлены на разностороннее развитие личности.
Использование интерактивных технологий в дошкольных образовательных учреждениях является одним из наиболее эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации подготовки воспитателей, развития их творческих способностей и создания благоприятного эмоционально фона. Проблема интерактивного обучения педагогов очень актуальна как в теории, так и на практике. Это важное звено в комплексной системе повышения квалификации педагогических кадров. Интерактивное обучение в первую очередь содействует повышению профессиональной компетентности педагога, совершенствованию его творческой деятельности.
Интерактивные формы и методы обучения завоевывают сегодня всё большее признание и используются не только в процессе обучения и воспитания детей, но и в процессе обучения взрослых, в частности, в системе методической работы с педагогами дошкольных образовательных учреждений.
Любая традиционная форма методической работы может быть активной, если построена грамотно по содержанию и методам и реализует такие важные функции, как информационная, ориентирующая и развивающая.
Интерактивные формы повышения мастерства педагогов имеют свои специфические особенности. Поэтому старшему воспитателю необходимо уметь правильно организовать обучение с педагогами.
На первом этапе необходимо провести мониторинг качества профессионально-личностных способностей педагогов. После чего, дифференцируя педагогов по степени мастерства, необходимо подобрать для каждого педагога соответствующие формы методической работы: индивидуальное шефство, наставничество, самообразование, выступления перед аудиторией, обобщение опыта работы, проблемные консультации, творческие группы, «Школа молодого педагога», взаимопосещения организованной образовательной деятельности (ООД), методические объединения специалистов, открытые показы ООД, смотры-конкурсы, конкурсы методических разработок, педагогическое проектирование воспитательно-образовательной работы.
Исходя из уровня профессионализма педагогов, готовности их к саморазвитию и других показателей, существует три уровня педагогического мастерства:
низкий (интуитивный);
средний (поисковый);
высокий (мастерский).
В соответствии с конкретным уровнем педагогического мастерства для каждого педагога старший воспитатель разрабатывает индивидуальные варианты методической работы.
Так, в методической работе с воспитателями низкого уровня целесообразно ориентироваться на выработку у них положительного отношения к педагогической деятельности, на овладение теоретическими знаниями и практическими навыками через такие формы работы как: педагогическое проектирование, педагогический ринг, обучающие семинары, дискуссионные методы, круглые столы, посещение открытых занятий, проводимых коллегами, презентации, изучение опыта работы педагогов ДОУ.
В первую очередь, с такими воспитателями можно провести смотры-конкурсы на тему: «Лучшее педагогическое портфолио», «Лучшая презентация образовательной деятельности», «Лучшая организация развивающей предметно-пространственной среды в группе» и т.п. В результате у педагогов будет развиваться потребность в самообразовании, повышаться уровень теоретической подготовки.
Методическая работа с воспитателями среднего уровня профессионального мастерства должна быть направлена, прежде всего, на: формирование ориентации на общение, диалог, овладение педагогической техникой (системой умений), осознание собственной индивидуальности. Здесь старшему воспитателю необходимо привлекать педагогов к участию в работе творческих и проблемных групп, в процесс решения поисковых задач, педагогических тренингов, деловых игр. Включение воспитателей в поисковую деятельность будет способствовать повышению их профессионально-деловой активности.
Методическую работу с воспитателями высокого уровня профессионализма следует строить на принципах стимулирования их творчества, интеграции деятельности с воспитателями-новичками через практику работы творческих групп:
рабочая группа по разработке образовательных проектов, презентаций, методических мероприятий;
«Школа молодого педагога»;
педагоги – наставники;
молодые педагоги – новаторы.
Вместе с тем, интерактивные формы работы с педагогами можно внедрять в практику повседневной работы ДОУ через активное участие воспитателей в работе клуба творчества молодых педагогов, в конкурсах педагогического мастерства, в педагогических чтениях, викторинах. В результате образуется определенная модель деятельности педагогов-новаторов, совершенствуется их мастерство.
Нужно отметить, что групповая деятельность создаёт благоприятные условия для обучения и сотрудничества педагогов. Сотрудничая с более квалифицированными коллегами, успешнее начинают работать педагоги-новички.
Таким образом, организация интерактивного обучения педагогов ДОУ, прежде всего, должна включать:
нахождение проблемной формулировки темы, целей и вопросов любого методического мероприятия;
подготовку образовательного пространства к диалогу, к активной работе. Помещение должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах;
формирование мотивационной готовности педагогов и старшего воспитателя к совместным действиям в процессе обучения;
создание специальных ситуаций, побуждающих к интеграции усилий для решения поставленной задачи;
выработку и принятие правил равноправного сотрудничества для педагога и старшего воспитателя;
использование «поддерживающих» приемов общения: доброжелательные интонации, умение задавать конструктивные вопросы и т.д.;
оптимизацию системы оценки процесса познания и результатов совместной деятельности;
развитие общегрупповых и межличностных умений и навыков анализа и самоанализа.
Нужно помнить, что только правильно организованное обучение стимулирует поиск, творческую и исследовательскую деятельность педагогов и ориентировано на зону ближайшего развития педагогов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Белая, К. Ю. Методическая деятельность в дошкольной организации / К. Ю. Белая. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 128 с.
Белая, К. Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы / К. Ю. Белая. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.
Давыдова, О. И. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ / О. И. Давыдова, А. А. Майер, Л. Г. Богославец. – СПб: Детство-пресс, 2008. – 170 с.
Интерактивные формы работы с кадрами в ДОУ (методические материалы) / авт.-сост. Н. Б. Ромаева и др. – Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2012. – 93 с.
Поташник, М. М. Управление качеством образования: Практико-ориентированная монография и методическое пособие / под ред. М. М. Поташника. – М.: Педагогическое общество России, 2015. – 452 с.
Сластенин, В. А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов / Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.