МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Дворец детского (юношеского) творчества»
Методические рекомендации
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
| Автор: Ларикова Лариса Николаевна, методист |
Новомосковск
2023
Пояснительная записка - общая характеристика дополнительной общеобразовательной программы, включающая указания на:
направленность программы (техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-гуманитарная);
актуальность программы (своевременность, современность программы);
отличительные особенности программы, новизну (характерные свойства, отличающие программу от других; основные идеи, которые придают программе своеобразие);
адресата программы (примерный портрет обучающегося, для которого будет актуальным обучение по данной программе);
объем программы, срок освоения (общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы; объем модулей);
формы обучения (очная, очно-заочная, заочная, сочетание форм);
уровень программы, если программа относится к разноуровневым дополнительным общеобразовательным программам (стартовый (ознакомительный), базовый, углубленный);
особенности организации образовательного процесса (формы реализации образовательной программы – традиционная, или с использованием сетевого взаимодействия, или построенная по модульному принципу, или с использованием дистанционных технологий, или с использованием электронного обучения);
организационные формы обучения (групповые, индивидуальные, всем составом; в группах одного возраста или разновозрастных группах);
режим занятий (периодичность и продолжительность занятий) (см. таблицу).
2. При формулировании цели и задач программы следует помнить, что цель – это предполагаемый результат образовательного процесса, к которому необходимо стремиться.
Цель и задачи программы - цель связана с названием программы, отражает ее основную направленность и желаемый конечный результат; должна быть ясна, конкретна, реальна, значима; задачи показывают, что нужно сделать, чтобы достичь цели.
Поэтому в описании цели важно избежать общих абстрактных формулировок, таких, например, как «всестороннее развитие личности», «создание возможностей для творческого развития детей, «удовлетворение образовательных потребностей» и т.п. Такие формулировки не отражают специфики конкретной программы. Кроме того, цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность.
Конкретизация цели осуществляется через определение задач, раскрывающих пути достижения цели. Задачи показывают, что нужно сделать для достижения цели. Выделяют следующие типы задач:
обучающие (развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений и навыков, развитие мотивации к определенному виду деятельности и т.п.);
воспитательные (формирование у обучающегося социальной активности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.);
развивающие (развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность и т.д.; формирование потребностей в самопознании, саморазвитии).
Формулирование задач также не должно быть абстрактным. Важно, чтобы они были соотнесены с прогнозируемыми результатами.
3. Описывая особенности программы, следует отразить:
ведущие принципы, на которых она базируется;
ключевые понятия которыми оперирует автор;
этапы ее реализации, их обоснование и взаимосвязь.
4. В пояснительной записке отмечаются:
адресат программы;
основные возрастные особенности обучающихся, которым адресована программа;
вид детской группы (профильная, экспериментальная и др.) и ее состав (постоянный, переменный и др.);
особенности набора обучающихся (свободный, конкурсный).
Характеризуя режим организации занятий, необходимо указать:
общее количество часов в год;
количество часов и занятий в неделю;
периодичность занятий
Описывая прогнозируемые результаты и способы их проверки, следует:
сформулировать требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе (т.е. важно четко описать, что он должен знать и уметь);
перечислить качества личности, которые могут развиваться у обучающихся в ходе занятий;
дать характеристику системе отслеживания и оценивания результатов обучения по программе, указав способы учета знаний и умений, возможные варианты оценки личностных качеств обучающихся. В качестве процедур оценивания могут использоваться тестирования, зачеты, экзамены, выставки, соревнования, конкурсы, учебно-исследовательские конференции и т.п.
Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени. При распределении учебного времени имеет смысл руководствоваться следующими нормами:
Таблица
Продолжительность занятия | Периодичность в неделю | Количество часов в неделю | Количество часов в год |
30 минут | 1 раз | 1 час | 36 |
45 минут | 2 раза | 2 часа | 72 |
90 минут | 2 раза | 4 часа | 144 |
135 минут | 2 раза | 6 часов | 216 |