СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по написанию пояснительной записки к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по написанию пояснительной записки к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Дворец детского (юношеского) творчества»









Методические рекомендации



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ













Автор:
Ларикова Лариса Николаевна, методист










Новомосковск

2023




Пояснительная записка - общая характеристика дополнительной общеобразовательной программы, включающая указания на:

направленность программы (техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-гуманитарная);

актуальность программы (своевременность, современность программы);

отличительные особенности программы, новизну (характерные свойства, отличающие программу от других; основные идеи, которые придают программе своеобразие);

адресата программы (примерный портрет обучающегося, для которого будет актуальным обучение по данной программе);

объем программы, срок освоения (общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы; объем модулей);

формы обучения (очная, очно-заочная, заочная, сочетание форм);

уровень программы, если программа относится к разноуровневым дополнительным общеобразовательным программам (стартовый (ознакомительный), базовый, углубленный);

особенности организации образовательного процесса (формы реализации образовательной программытрадиционная, или с использованием сетевого взаимодействия, или построенная по модульному принципу, или с использованием дистанционных технологий, или с использованием электронного обучения);

организационные формы обучения (групповые, индивидуальные, всем составом; в группах одного возраста или разновозрастных группах);

режим занятий (периодичность и продолжительность занятий) (см. таблицу).

2. При формулировании цели и задач программы следует помнить, что цель – это предполагаемый результат образовательного процесса, к которому необходимо стремиться.

Цель и задачи программы - цель связана с названием программы, отражает ее основную направленность и желаемый конечный результат; должна быть ясна, конкретна, реальна, значима; задачи показывают, что нужно сделать, чтобы достичь цели.

Поэтому в описании цели важно избежать общих абстрактных формулировок, таких, например, как «всестороннее развитие личности», «создание возможностей для творческого развития детей, «удовлетворение образовательных потребностей» и т.п. Такие формулировки не отражают специфики конкретной программы. Кроме того, цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность.

Конкретизация цели осуществляется через определение задач, раскрывающих пути достижения цели. Задачи показывают, что нужно сделать для достижения цели. Выделяют следующие типы задач:

  • обучающие (развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений и навыков, развитие мотивации к определенному виду деятельности и т.п.);

  • воспитательные (формирование у обучающегося социальной активности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.);

  • развивающие (развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность и т.д.; формирование потребностей в самопознании, саморазвитии).

Формулирование задач также не должно быть абстрактным. Важно, чтобы они были соотнесены с прогнозируемыми результатами.

3. Описывая особенности программы, следует отразить:

  • ведущие принципы, на которых она базируется;

  • ключевые понятия которыми оперирует автор;

  • этапы ее реализации, их обоснование и взаимосвязь.

4. В пояснительной записке отмечаются:

  • адресат программы;

  • основные возрастные особенности обучающихся, которым адресована программа;

  • вид детской группы (профильная, экспериментальная и др.) и ее состав (постоянный, переменный и др.);

  • особенности набора обучающихся (свободный, конкурсный).

  1. Характеризуя режим организации занятий, необходимо указать:

  • общее количество часов в год;

  • количество часов и занятий в неделю;

  • периодичность занятий

  1. Описывая прогнозируемые результаты и способы их проверки, следует:

  • сформулировать требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе (т.е. важно четко описать, что он должен знать и уметь);

  • перечислить качества личности, которые могут развиваться у обучающихся в ходе занятий;

  • дать характеристику системе отслеживания и оценивания результатов обучения по программе, указав способы учета знаний и умений, возможные варианты оценки личностных качеств обучающихся. В качестве процедур оценивания могут использоваться тестирования, зачеты, экзамены, выставки, соревнования, конкурсы, учебно-исследовательские конференции и т.п.

Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени. При распределении учебного времени имеет смысл руководствоваться следующими нормами:

Таблица


Продолжительность занятия

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год

30 минут

1 раз

1 час

36

45 минут

2 раза

2 часа

72

90 минут

2 раза

4 часа

144

135 минут

2 раза

6 часов

216




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!