СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по написанию эссе

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЭССЕ (фр. "опыт" - короткое сочинение в прозе, композиционно свободное, в котором аргументированно изложены мысли и чувства автора по определенному вопросу. Написание эссе дает возможность:

- сформировать собственную позицию по значимому вопросу;

- научиться лаконично, точно и образно выражать мысли;

- выстраивать логические связи;

- грамотно аргументировать суждения, избегая ошибок и уловок;

- вызывать у аудитории читателей эмоциональный отклик, обращать внимание на значимые мировоззренческие проблемы.

Хорошее эссе может быть написано тем, кто глубоко изучил проблему, проанализировал ее с разных сторон и сформировал собственное обоснованное мнение, которое, между тем, не претендует на то, чтобы быть единственным решением проблемы. Для эссе характерны:

- свободное выражение эмоций; индивидуальное осмысление проблемы; аргументация авторской позиции, оценка темы и выбранной проблемы, стремление передать индивидуальные впечатления и соображения;

- предельная открытость автора, его позиции, его мыслей;

-непринуждённость повествования; избегание сложной узкоспециальной лексики, простота и ясность логических построений (тем не менее, без жаргонных выражений, аббревиатур, просторечий);

- эмоциональность речи, использование литературных выразительных средств: метафор, аллегорий, сравнений и символов, и т.д.;

- парадоксальность: в эссе автор преодолевает необоснованные шаблоны и стереотипы. Эссе как контрольное задание по дисциплине ОГСЭ.01 «Основы философии» - это работа с использованием философской, научной и художественной литературы. Тема эссе формулируется студентом самостоятельно или выбирается из предложенных педагогом и утверждается в начале семестра. Оформление эссе отвечает всем принятым техническим и этическим нормам цитирования. Эссе по философии может содержать размышление над философским высказыванием или афоризмом, содержащим простые, но парадоксальные идеи, или рецензию философского произведения (его смыслового фрагмента). Объем эссе - от трех до пяти страниц. Оформление: Шрифт – Times New Roman, размер – 14 пт., межстрочный интервал – полуторный.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по написанию эссе»

Министерство образования Ставропольского края

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Курсавский региональный колледж «Интеграл»






Утверждаю:

заместитель директора по ТО

колледжа «Интеграл»

____________ Уманская М.А.

«29» августа 2020 г.





Методические рекомендации по написанию эссе

по учебной дисциплине

ОГСЭ.01 «Основы философии»



по специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»

(для студентов очной формы обучения)















с. Курсавка


Методические рекомендации по написанию эссе разработаны на основе ФГОС СПО по специальности:

09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»


Организация-разработчик: ГБПОУ «Курсавский региональный колледж «Интеграл»


Разработчик:

Прозорова Н.Н., преподаватель



Рассмотрены, утверждены и рекомендованы к применению на заседании Методического совета ГБПОУ КРК «Интеграл»


протокол №1 от «29» августа2020 г.



Председатель Сологубова О.В.










357070 Ставропольский край,

Андроповский район,

с. Курсавка, ул. Титова, 15

тел.: 8(86556)6-39-82, 6-39-83

факс:6-39-79

[email protected]






СОДЕРЖАНИЕ



  1. Общие положения

  2. Алгоритм написания эссе

  3. Критерии оценивания эссе

  4. Тематика эссе

Библиография












  1. Общие положения

ЭССЕ (фр. "опыт" - короткое сочинение в прозе, композиционно свободное, в котором аргументированно изложены мысли и чувства автора по определенному вопросу. Написание эссе дает возможность:

- сформировать собственную позицию по значимому вопросу;

- научиться лаконично, точно и образно выражать мысли;

- выстраивать логические связи;

- грамотно аргументировать суждения, избегая ошибок и уловок;

- вызывать у аудитории читателей эмоциональный отклик, обращать внимание на значимые мировоззренческие проблемы.

Хорошее эссе может быть написано тем, кто глубоко изучил проблему, проанализировал ее с разных сторон и сформировал собственное обоснованное мнение, которое, между тем, не претендует на то, чтобы быть единственным решением проблемы. Для эссе характерны:

- свободное выражение эмоций; индивидуальное осмысление проблемы; аргументация авторской позиции, оценка темы и выбранной проблемы, стремление передать индивидуальные впечатления и соображения;

- предельная открытость автора, его позиции, его мыслей;

-непринуждённость повествования; избегание сложной узкоспециальной лексики, простота и ясность логических построений (тем не менее, без жаргонных выражений, аббревиатур, просторечий);

- эмоциональность речи, использование литературных выразительных средств: метафор, аллегорий, сравнений и символов, и т.д.;

- парадоксальность: в эссе автор преодолевает необоснованные шаблоны и стереотипы. Эссе как контрольное задание по дисциплине ОГСЭ.01 «Основы философии» - это работа с использованием философской, научной и художественной литературы. Тема эссе формулируется студентом самостоятельно или выбирается из предложенных педагогом и утверждается в начале семестра. Оформление эссе отвечает всем принятым техническим и этическим нормам цитирования. Эссе по философии может содержать размышление над философским высказыванием или афоризмом, содержащим простые, но парадоксальные идеи, или рецензию философского произведения (его смыслового фрагмента). Объем эссе - от трех до пяти страниц. Оформление: Шрифт – Times New Roman, размер – 14 пт., межстрочный интервал – полуторный.



  1. Алгоритм написания эссе


Традиционно говорят о свободной структуре эссе, но в рамках учебного процесса следует придерживаться схемы, в которой: введение, основное содержание и заключение.

1. Введение – в нем формулируется проблема и обоснование ее выбора. 2. Основная часть – в ней раскрываются возможные варианты решения поставленной проблемы и формулируется позиция автора.

3. Заключение – резюме основных идей и формулировка выводов, разрешающих обозначенную Вами проблему.

4. Список использованных источников – литература и ссылки на электронные ресурсы.

Введение: объясните, почему Вы выбрали эту тему, какие актуальные для общества проблемы она затрагивает? Здесь важно задать собственные вопросы, на которые Вы будете отвечать в ходе размышления. Постарайтесь привлечь внимание читателя, подвести его к проблеме, которой посвящено эссе. Сформулируйте основной вопрос, который решается путем рассуждения в эссе. Определите термины, которыми будете оперировать (их должно быть немного, и их объяснение сводится к двум – трем фразам).

Основная часть (развитие темы): в основной части надо описать, какие точки зрения на поставленную проблему существуют. Согласитесь, или оспорьте их, и подберите к каждому своему суждению взвешенные, четко сформулированные аргументы. Эту часть желательно структурировать по одному из образцов:

Образец 1.

1. Тезис, аргумент 1, аргумент 2.

Тезис, аргумент 1, аргумент 2.

Тезис, аргумент 1, аргумент 2.

Образец 2.

Для полемического эссе:

с одной стороны, … аргумент 1, аргумент 2.

с другой стороны, … аргумент 1, аргумент 2.

В рамках одного абзаца рассматривайте только одну мысль и ее доказательство. Доказательство - продуманное подтверждение тезиса с помощью логически выстроенной аргументации на основе научных данных, философских концепций и жизненных наблюдений (при необходимости может содержать оценочные суждения). Аргумент – подтверждение истинности изложенной в форме суждения идеи; в качестве аргументов рассматриваются статистические данные, научные и философские концепции, различные определения понятий, которые необходимы для раскрытия заявленного тезиса. Существует множество мнений и доказанных фактов по интересующему Вас вопросу, приведите те из них, которые считаете значимыми, а также продумайте контраргументы.

Заключительная часть: сделайте выводы, обоснуйте их, объясните читателю, где можно применить результаты ваших размышлений. Сформулируйте ответ на вопрос, заявленный в начале Ваших рассуждений. Выводы должны носить не только научный характер, но и отражать Вашу личностную позицию, они должны быть лаконичными и четкими. Обозначьте проблемы, к которым вы пришли в ходе размышления, но которые по каким-либо причинам не были освещены.

Список использованной литературы: источники оформляются по мере упоминания в тексте, в квадратных скобках (например, [1, с.5]).



  1. Критерии оценивания компетенций


Оценка «отлично» выставляется студенту, если эссе выполнено на достаточно высоком теоретическом уровне, отличается последовательностью, логикой изложения, легко воспринимается аудиторией. При ответе на вопросы выступающий (докладчик) демонстрирует глубину владения представленным материалом. Ответы формулируются аргументировано, обосновывается собственная позиция в проблемных ситуациях.

Оценка «хорошо» выставляется студенту, если эссе выполнено на хорошем теоретическом уровне, выступление отличается последовательностью, но при ответе были допущены некоторые неточности. Обоснование сделанных выводов было недостаточно аргументировано.

Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если эссе было представлено на низком теоретическом уровне, с нарушением логики изложения. Выступающий в докладе передает содержание проблемы, но не демонстрирует умение выделять главное, существенное.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если эссе выполнено несамостоятельно или с грубыми нарушениями логики изложения, выступление отличается краткостью и поверхностностью. В целом, докладчик плохо ознакомился с проблемой.

  1. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций

Процедура проведения данного оценочного мероприятия включает в себя письменное и устное изложение материала доклада, сообщения, эссе по выбранной теме.

Предлагаемые студенту задания позволяют проверить уровни сформированности компетенций ОК-1, ОК-5. Задания повышенного уровня требуют обращения к дополнительной литературе.

Для подготовки к данному оценочному мероприятию необходимо заранее освоить основные категории тем.

При подготовке к ответу студенту предоставляется право пользования основной и дополнительной литературой, Интернет-ресурсами.

При проверке задания, оцениваются:

умение находить и представлять разные варианты решения проблемы;

умение указывать сильные и слабые стороны каждого решения;

умение обосновывать собственную точку зрения на анализируемую проблему;

объем знаний, уровень конфликтологической эрудиции;

уровень общей интеллектуальной культуры;

умение строить свою работу логично;

оформление работы;

сроки сдачи.


Оценочный лист студента (ки)___________________________________Ф.И.О., № гр.

Оценка складывается как среднее арифметическое из четырех оценок: структура и оформление работы; умение находить и представлять разные варианты решения проблемы и владение навыками их анализа; аргументированное представление собственной точки зрения на анализируемую проблему; сроки сдачи.

Оценка структуры и оформления работы

Оценка умения находить и представлять разные варианты решения проблемы и владения навыками их анализа

Оценка аргументированного представления собственной точки зрения на анализируемую проблему

Оценка сроков сдачи

Итоговая оценка







  1. Темы эссе


1. Отношение к бытию современного человека

2. Роль эпистемологии в жизни современного человека

3. Вопросы этики в деятельности современного человека

4. Роль философии в современном обществе

5. Софистика в современном мире

6. Идеализм Платона в современном мировоззрении

7. Телеология Аристотеля в современной теории развития

8. Принципы стоицизма в жизни современного человека

9. Принципы эпикуреизма в жизни современного человека

10. Принципы скептицизма в жизни современного человека

11. Вера и разум в мировоззрении современного человека

12. Принцип «бритвы Оккама» в современной философии и науке

13. Гедонизм как основа современного мировоззрения

14. Конфуцианство и индивидуализм

15. Философия буддизма и общество потребления

16. Рационализм и здравый смысл в поведении современного человека

17. Идеи прагматизма и утилитаризма в современном обществе

18. Влияние русской философии на развитие российского менталитета

19. Влияние идей экзистенциализма на развитие современного человека

20. Рациональная и иррациональная составляющие поведения современного человека

21. Интуиция и здравый смысл в условиях постмодерна

22. Свобода и ответственность личности

23. Проблема человека в современном обществе

24. Проблема определения смысла жизни

25. Смысл существования человека

26. Этические проблемы развития науки и техники35

27. Проблема самоактуализации человека в обществе потребления

28. Социальные проблемы развития науки и техники

29. Проблема развития и использования технологий

30. Социальное и биологическое время жизни человека

31. Концепция успеха в современном обществе

32. Культура и цивилизация

33. Доверие и сотрудничество в современном обществе

34. Мифологичность мировоззрения современного человека

35. Роль порядка и хаоса в жизни современного человека

36. Онтология современного человека

37. Эпистемология современного человека

38. Этика современного человека

39. Аксиология современного общества

40. Проблема феномена инновации



Библиография


Основная

  1. Основы философии: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования/ А.А. Горелов – 18-ое изд. стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 320 с.

  2. Философия: учеб. пособие для вузов / отв. ред. В.П. Кохановский. - Изд. 20-е. - Ростов – на - Дону: Феникс, 2019. – 568 с.

Дополнительная

  1. Аблеев С. Р. Философия в схемах и таблицах: Учебное пособие для вузов / С. Р. Аблеев. – М.: Высшая школа, 2018. – 207с.

  2. Алексеев П. В. История философии: Учебник. – М.: ТК Велби; Издательство Проспект, 2018. – 240с.

  3. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. Учебник. 3-е изд. перераб и доп. – М.: ТК Велби; Издательство Проспект, 2019. – 608с

  4. Введение в философию: Учебное пособие для вузов. Автор. коллектив: Фролов И. Т и др.- 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2016. – 623с.

  5. Основы философской науки / Под ред. проф. С. А. Лебедева: Учеб. Пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2017. – 544с.

  6. Рачков А. К., Яшин Б. Л. Философия: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманит. издательск. центр Владос, 2018. – 384с.

  7. Словарь философских терминов / науч. редакция проф. В. Г. Кузнецова. – М.: Инфра-М, 2017. XVI, 731с.

  8. Спиркин А. Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2018. – 736с.

  9. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений. Изд.8-е. – Ростов - на/Д: Феникс, 2018. – 576с.

  10. Философия: Учебник / Под ред. Э. Ф. Караваева, Ю. М. Шилкова. – М.: Юрайт-Издат, 2017. – 520с.

  11. Философия. Учебник / Под ред. В. Д. Гобина, Т. Ю. Сидориной. – 3-е изд. перераб и дополн. – М.: Гардарики, 2017. – 828с.

  12. Философия (конспект лекций) М.: «Издательство ПРИОР», 2017. – 240с.

  13. Якушев А. В. Философия: Пособие длоя подготовки к экзаменам: В помощь студенту. – М.: Приориздат: Книга сервис: Приор, 2017. – 241с.

  14. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений. Изд. 12-е Под ред. Проф. В. П. Кохановского. - Р/д: Феникс, 2018. – 576с.

  15. Философия: Учебник/Под ред. проф. О. А. Митрошенкова. – М.: Гардарики, 2018. – 655с.

  16. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: Учебник. – 3-е перераб. доп. – М.: Изд-во Аспект Пресс, 2018. – 608 с.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!