СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по использованию учебного курса по географии для дистанционного обучения детей-инвалидов

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации предназначены для учителей географии. 

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по использованию учебного курса по географии для дистанционного обучения детей-инвалидов»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ УЧЕБНОГО КУРСА ПО ГЕОГРАФИИ ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

Автор: Нестерова Е.А., учитель географии МБОУ «Средняя школа № 6» города Кольчугино Владимирской области

В настоящее время дистанционное обучение стало неотъемлемой частью системы образования. Российский опыт развития дистанционного  обучения детей и подростков с  ограниченными возможностями здоровья, которые в силу своих особенностей не посещают образовательные учреждения, свидетельствует о том, что данная форма обучения с использованием информационных и телекоммуникационных технологий является наиболее эффективным средством организации их образования. Обучение с помощью компьютера, самого совершенного информационного средства, дает возможность получать образование как основное, так и дополнительное, непосредственно по месту жительства, не выходя из дома; позволяет максимально индивидуализировать обучение: это и удобное для ребенка расписание, и необходимый темп работы, и создание «оптимального образовательного маршрута», который не только учитывает особые потребности каждого конкретного ребенка, но и развивает познавательный потенциал личности [1].

Более того, дистанционная форма обучения способствует созданию безбарьерной среды для детей с нарушениями развития и возможности найти новых друзей, общаться в форумах, видео и аудио чатах, а значит, формирует необходимые знания, умения, качества  личности, позволяющие адаптироваться  в жизни и быть успешным в социуме здоровых людей.

Для преподавания курса географии 10-11 класса автором был разработан курс, размещенный на сайте «РИЦО Российчкий Инновационный Центр Образования» и Мининского университета. В разработку учебного курса по географии введена модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда Moodle, это свободная система управления обучением, ориентированная, прежде всего, на организацию взаимодействия между преподавателем и учениками, которая подходит для организации традиционных дистанционных курсов с целью удовлетворения образовательных потребностей обучающихся с использованием программного обеспечения кабинета дистанционного обучения [2].

В данной методической разработке конкретизируется содержание предметных тем образовательного стандарта, дается примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуется последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, ориентации на выбор профиля и профессии, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. В основу программы заложен модульный принцип представления учебного материала.

Данная методическая разработка учебного курса по географии предполагает обучение ребенка с ОВЗ. Рабочее место обучающегося оснащено необходимым оборудованием. В перечень оборудования входит: стационарный мультимедийный компьютер, с клавиатурой, мышью, системным и прикладным ПО, наушники закрытого типа с микрофоном, web-камера, принтер лазерный, сканер А4, колонки, сетевой фильтр-удлинитель, специализированное оборудование, адаптированное под индивидуальные физические особенности ребенка. Рабочее место имеет подключение высокоскоростного интернета (2 Мб/с, открытый «видео» - порт).

Такая организация дистанционного обучения определяет значительные положительные результаты ребенка, находящегося на домашнем обучении:

− дистанционное обучение оказывает позитивное влияние на школьников, т.к. повышает творческий и интеллектуальный потенциал обучаемого за счёт самоорганизации, умения взаимодействовать с компьютерной техникой и самостоятельно выполнять задания;

− полученные навыки работы с компьютером и умение обучаться дистанционно помогут обучающимся в дальнейшей социализации.

Рабочая программа по географии среднего (полного) общего образования составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, примерной программы по географии среднего (полного) общего образования [3] и составленной на ее основе авторской программы среднего (полного) общего образования по географии 10-11 классов.

Структура целей изучения курса географии построена с учетом необходимости всестороннего развития личности обучающегося и включает освоение знаний, овладение умениями, развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, воспитание и использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни (ключевые компетенции).

Основной частью методической разработки является рабочая программа учебного курса географии для обучающихся 10-11 класса. Сроки реализации программы определены в соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и рассчитана для индивидуального дистанционного преподавания курса географии в 10-11 классе в объеме 1 часа в неделю.

Рабочая программа рассчитана на реализацию в 10-11 классе для обучающихся с ОВЗ. В связи с нарушениями здоровья обучающихся на индивидуальном обучении, требования к уровню подготовки изменились. Все требования сочетаются с индивидуальным подходом к ребёнку, учитывающим уровень его подготовленности, особенности личности, работоспособность, внимание, целенаправленность при выполнении заданий. [3]

Внешний вид курса

Внешний вид курса разбит на две части: блоки и основное содержание курса.

Блоки – это отдельные функциональные элементы системы, дающие возможность активной работы с курсом и преподавателям и ученикам. Используя набор блоков, каждый преподаватель может организовать пространство курса по своему вкусу. Поэтому количество и порядок блоков в каждом курсе может быть разным. Блоки могут располагаться справа и/или слева.

Основное содержание курса разбито на разделы (темы). Раздел курса представляет собой фрагмент учебного курса, имеющий название и состоящий из ресурсов и элементов курса. Курс состоит из нулевого раздела и из тематических разделов.

Нулевой раздел обычно содержит общие ресурсы и элементы курса, которые относятся ко всему курсу в целом: описание курса, форумы, чаты, итоговые тесты и задания, общий глоссарий и т.д. Он всегда расположен над тематическими разделами.

Тематические разделы представляют собой отдельные темы учебного курса. Последовательность изучения тем определяется преподавателем. Текущий раздел выделяется цветом.

Тематические разделы имеют заголовок (название темы) и наполнены ресурсами и элементами курса. Курс может содержать произвольное количество ресурсов (веб-страницы, ссылки на файлы, каталоги) и произвольное количество элементов курса (лекции, опросы, тесты, задания и т.д.).

Ресурсы курса

Курс может содержать несколько различных типов ресурсов. Ресурсы курса содержат ссылки на материалы, необходимые для изучения темы.

Основные ресурсы курса:

  • Текстовая страница

  • Веб-страница

  • Ссылка на файл и веб-страницу

  • Ссылка на каталог файлов

  • Пояснение

Moodle поддерживает отображение любого электронного содержания: файлы MS Office (Word, PowerPoint и др.), мультимедийные файлы (видео, flash и др.). На странице курса могут размещаться ссылки на внешние веб-приложения.

Элементы курса

Элементы курса — это интерактивные модули, с помощью которых преподаватель в своем курсе организует учебный процесс (размещает материалы курса, проводит тестирование, общается со слушателями). Система располагает большим разнообразием модулей, которые могут быть использованы для создания курсов любого типа:

  • SCORM/AICC

  • Анкета (Survey)

  • База данных (Database)

  • Глоссарий (Glossary)

  • Задания (Assignments)

  • Лекция (Lesson)

  • Опрос (Quiz)

  • Тест (Choice)

  • Форум (Forum)

  • Чат (Chat)

Анкета – этот элемент представляет собой встроенные анкеты (COLLES, ATTLS) для проведения исследований, которые могут быть полезны при оценивании и стимулировании обучения в дистанционных курсах.

База данных представляет собой банк записей по любой теме. Формат и структура записей практически безграничны; это могут быть изображения, файлы, числа, текст и т.д. Записи могут просматриваться в режиме списка, по одной записи, также предлагается форма для поиска. Преподаватель может определять различные ограничения по работе с Базой данных: временные промежутки просмотра, добавления записей, ограничения на минимальное и максимальное количество записей.

Глоссарий представляет собой электронный словарь понятий и терминов, используемых в курсе. Глоссарий может быть общим для всего курса и отдельным для каждой темы. Преподаватель может предоставить доступ к глоссарию пользователям для совместной работы над словарем. Записи учащихся перед опубликованием могут быть предварительно просмотрены преподавателем. По записям можно производить поиск. Обзор записей возможен по алфавиту, по категориям, по дате, по автору. Пользователь может оставлять свои комментарии.

Задание – ученику могут быть предложены задания 4 типов:

  • Ответ – в виде нескольких файлов

  • Ответ – в виде текста

  • Ответ – в виде файла

  • Ответ – вне сайта

Задания позволяют преподавателю ставить задачу, которая требует от студентов подготовки развёрнутого ответа. Типичными заданиями являются рефераты, проекты, доклады и т.п.

Условия выполнения задания выбирает преподаватель. Например, выполнение задания может быть ограничено по времени. Преподаватель может разрешить слушателям отвечать после окончания срока выполнения, при этом преподавателю будет отображаться информация о просроченных ответах. Преподаватель может оценивать работы и оставлять комментарии как индивидуально, так и на одной странице для нескольких слушателей.

Лекция преподносит учебный материал в интересной и гибкой форме. Она состоит из набора страниц. Каждая страница обычно заканчивается вопросом, на который ученик должен ответить. В зависимости от правильности ответа, ученик переходит на следующую страницу или возвращается на предыдущую. Навигация по лекции может быть прямой или более сложной, в зависимости от структуры предлагаемого материала.

Опрос – преподаватель задает вопрос и определяет несколько вариантов ответов. Одно из его применений - проводить голосование среди слушателей. Это может быть полезным в качестве быстрого опроса для стимулирования мышления, чтобы позволить аудитории проголосовать по какому-либо вопросу, или найти общее мнение в процессе исследования проблемы.

Прохождение опроса может быть ограничено временными рамками. Результаты опроса могут быть открыты для просмотра, закрыты, или открыты после завершения опроса.

Также форма опроса может использоваться, например, для распределения по группам с ограничением числа участников.

Пакет SCORM — это один из элементов курса, который позволяет преподавателю опубликовать любой пакет формата SCORM или AICC в своем курсе. Эти пакеты могут включать веб-страницы, графику, программы Javascript и т.д.

Тест – тесты формируются с использованием различных типов вопросов:

  • Вычисляемый

  • Эссе

  • На соответствие

  • Embedded answers (Cloze)

  • В закрытой форме (множественный выбор)

  • Короткий ответ

  • Числовой

  • Верно/Неверно

Форум – может иметь различную структуру и позволяет оценивать сообщения. Сообщения форумов могут просматриваться в четырех различных форматах и содержать вложенные файлы. Подписавшись на форум, участник будет получать копии всех новых сообщений на свой e-mail. Преподаватель, если это необходимо, может принудительно подписать всех на форум.

Чат дает возможность участникам курса проводить обсуждения в реальном времени on-line. Это удобный способ получить информацию о том, как слушатели усвоили материал. Модуль содержит несколько возможностей для управления и просмотра обсуждений.

Материалы к каждому уроку представлены в избыточном количестве, что позволяет учителю составлять план урока с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.







Список литературы

1.      Никитин А.Б., Синегал В.С., Сороцкий В.А., Цикин И.А. Интерактивные информационные технологии на основе Web-серверов и систем компьютерной видеоконференцсвязи. \\ ДО. -№1,-1998 г.

2.      Полат Е.С.: Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия, 2008 г.

3. http://window.edu.ru/resource/214/37214/files/18-1-s.pdf






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!