СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по формированию коммуникативных УУД при работе над литературной сказкой в начальной школе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке предоставлены методические рекомендации по формированию коммуникативных УУД при работе над литературной сказкой в начальной школе. 

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по формированию коммуникативных УУД при работе над литературной сказкой в начальной школе»

2.3. Методические рекомендации по формированию коммуникативных УУД при работе над литературной сказкой в начальной школе

Проанализировав учебники по литературному чтению, мы выяснили, что заданий, предложенных в них для работы над литературной сказкой недостаточно для формирования значительного количества коммуникативных УУД. И сделали вывод, что для более эффективной работы над литературной сказкой, её необходимо проводить в парах и группах.
Групповая форма учебной работы предполагает включение группы учащихся в совместную деятельность, восприятие и уяснение информации, её обсуждение и взаимный контроль. У групповой работы есть ряд значительных преимуществ над фронтальной: при организации работы в парах или группах учащиеся могут сами увидеть проблему и совместными усилиями найти способы их решения, обучающиеся через общение, друг с другом овладевают коммуникативными навыками. У обучающихся развивается чувство товарищества, взаимопомощи. Групповая работа снимает внутреннее напряжение школьников, раскрепощает их. Учебное пространство для них становится местом реализации интеллектуального и творческого потенциала. Кроме того, благодаря работе в группе у обучающихся возникает интерес к обучению, приходит чувство удовлетворенности и процессом работы, и её результатом.
Традиционно выделяют три вида групповой работы: парная работа (когда двое ученика сотрудничая друг с другом выполняют задание), единая групповая (учащиеся в малых группах выполняют одинаковое для всех задание), дифференцированная групповая (у каждой группы свое задание, но цель единая для всего коллектива).
Групповая работа является эффективным фактором формирования коммуникативных УУД на уроках литературного чтения при работе с литературной сказкой. Наиболее эффективно групповая работа с литературной сказкой может быть организованна в паре или в малых группах. Приведем пару примеров.
В первой части нашего исследования мы выяснили, что работа над литературной сказкой начинается уже в первом классе на уроках литературного чтения, после обучения грамоте. На данном этапе можно предложить учащимся рассказать сказку по сюжетной картинке с товарищем. Для выполнения данного задания необходимо будет выражать свои мысли, аргументировать свою позицию, прийти к общему решению.
При работе над литературной сказкой учащимся можно предложить в парах пересказать сказку с изменением лица рассказчика. Для этого учащиеся будут договариваться и приходить к общему решению, учитывать мнение своего товарища, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Для групповой работы целесообразнее может быть использовать приём составления диафильма. Обучающиеся в малых группах рисуют серию картинок по предложенной сказке, подписывают их фразами из текста. При использовании этого приёма учащимся будет необходимо адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, уметь договариваться и приходить к общему решению в сотрудничестве, владеть диалогической формой речи.
Также для парной работы может подойти приём чтение по ролям. Для этого учащиеся разбиваются на пары, распределяют роли между собой и читают сказку за героев. Для работы над данным приёмом необходимо чтобы учащиеся учитывали разные мнения и стремились к координации различных позиций в сотрудничестве, умели договариваться и приходить к общему решению, следили за действиями друг друга.
Также для парной работы может быть использован приём нарушенные логические цепи. В качестве упражнения можно предложить учащимся либо перепутанные сюжетные иллюстрации, либо перепутанные вырезанные сцены и предложить учащимся расположить их согласно содержанию произведения. У учащихся во время работы могут сформироваться следующие коммуникативные УУД, такие как допуск возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, формулирование собственного мнения и позиции, адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач, построение монологических высказываний.
Еще одним приёмом, который можно проводить в парах – это приём сопоставления персонажа с другим действующим лицом в аналогичной ситуации. Учащиеся в парах читают сказку и сопоставляют двух героев, давая им характеристику. Для данной работы учащимся необходимо формулировать собственное мнение и позицию, допускать возможность существования у людей различных точек зрения, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Таким образом, при работе над литературной сказкой в начальной школе необходимо использовать различные формы работы. Для формирования большого количества коммуникативных УУД необходимо применять групповую или парную работу на уроке. Так как при такой работе у учащихся происходит взаимодействие с товарищами и большая коммуникация, нежели при индивидуальной и фронтальной работе, что способствует формированию большого количества коммуникативных УУД.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!