СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации созданы для организации проектно-исследовательской работы в начальной школе. В пособии описаны методические приемы, позволяющие успешно разрабатывать содержание, использовать наиболее эффективные формы организации и методы проектно - исследовательского обучения младших школьников.

Данное методическое пособие адресовано учителям начальных классов, руководителям школьных методических объединений, заместителям директора по учебной и научной работе, исследующих проблему организации проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы"»

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького»




Методические рекомендации:

Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы
















Автор: Кошкина Ульяна Сергеевна




Красноярск, 2023

Аннотация

Методические рекомендации созданы для организации проектно-исследовательской работы в начальной школе. В пособии описаны методические приемы, позволяющие успешно разрабатывать содержание, использовать наиболее эффективные формы организации и методы проектно - исследовательского обучения младших школьников.

Данное методическое пособие адресовано учителям начальных классов, руководителям школьных методических объединений, заместителям директора по учебной и научной работе, исследующих проблему организации проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы.



















Составитель: Кошкина У.С. – студентка 20П-7 группы отделения «Преподавание в начальных классах».

Методические рекомендации «Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы» / Кошкина У.С. / Министерство образования Красноярского края КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького», 2023. – 33 с.



Оглавление

Пояснительная записка 6

Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 7

Выбор и формулировка темы исследования 9

Определение цели, задач и гипотезы исследования 10

Наблюдение, опыт, эксперимент - какой метод выбрать 10

Структура и критерии оценивания детского исследования 12

Критерии оценивания детских исследовательских работ 13

Собственный пример исследовательской работы. 17

Проектная деятельность в начальной школе 27

Проекты в начальной школе 27

Проектная задача в начальной школе 30

Список используемой литературы 35








Пояснительная записка

Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования, ведь самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно.

Главным инструментом развития исследовательского поведения в образовании выступают исследовательские методы обучения.

В настоящее время проблема исследовательской деятельности школьников является особенно актуальной для учащихся начальной школы. Именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности. Исследовательская работа - один из важнейших путей в решении данной проблемы. Поскольку именно на этом этапе жизни ребенка учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности.




Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура

Исследовательская работа имеет большое значение для обучающихся. Она даёт возможность осознать им свою значимость, развивает познавательный интерес, любознательность, умению работать с информационными источниками, учит общению со сверстниками и единомышленниками, даёт возможность принимать участие в научных конференциях по исследовательской и проектной работе.

По стандартам второго поколения в начальной школе закладываются фундаментальные основы формирования универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса. Функция универсальных учебных действий заключается в обеспечении обучающихся умением учиться. Поэтому главной целью исследовательской работы является: формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху.

Основными задачами исследовательской деятельности в начальной школе являются:

  • знакомство с проведением учебных исследований;

  • развитие творческой исследовательской активности;

  • стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

  • ознакомление с научной картиной мира;

  • вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс.

Энциклопедический словарь, объясняя содержание слова «исследование» говорит, что это процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности, когда извлекается нечто «из следа», т.е. восстанавливается некоторый порядок вещей по косвенным признакам. Слово «исследовать», трактуется как «осмотреть для выяснения, изучения чего-нибудь»

Существует два вида исследования: экспресс – исследования и долговременные исследования.

Экспресс-исследование. Такая форма организации, при которой большое количество участников – детей, разных по своему уровню развития, за краткое время оперативно проводят исследования по предложенной педагогом тематике.

Долговременные исследования. Форма индивидуальной работы или небольшой группы обучающихся, которая проходит определённый путь. Сначала ребенок выделяет и ставит проблему. Потом предлагает возможные варианты решения. Собирает материал, делает по нему обобщение. Далее готовит проект (доклад, макет и др.) и защищает проект.

Основными этапами исследовательской работы являются следующие положения:

  • Найти проблему – что надо изучать. Должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования.

  • Тема – как это назвать. Должна быть оригинальной.

  • Актуальность – почему эту проблему нужно изучать.

  • Цель исследования – какой результат предполагается получить. Обычно цель заключается в изучении определенных явлений.

  • Гипотеза – что не очевидно в объекте. Гипотеза – это предвидение событий, это вероятное знание, ещё не доказанное. Изначально гипотеза не истина и не лож – она просто не доказана.

  • Новизна – что нового обнаружено в ходе исследования.

  • Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально.

  • Литературный обзор – что уже известно по этой проблеме. Это краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов.

  • Методика исследования – как и что исследовали. Это описание того, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы.

  • Результаты исследования – собственные данные. Полученные данные необходимо сопоставить с данными научных источников из обзора литературы по проблеме и установить закономерности, обнаруженные в процессе исследования.

  • Выводы – краткие ответы на поставленные задачи.

  • Значимость – как влияют результаты на практику.

С 1 по 2 класс почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.

В 3 - 4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору.


Выбор и формулировка темы исследования

Любая исследовательская работа начинается с выбора темы исследования. Выбор темы школьной исследовательской работы — важный и очень ответственный момент. Поэтому встает ряд вопросов:

1. Где найти тему для исследования?

Для того чтобы начать исследование, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она-то и подскажет, как сформулировать тему исследования.

2. Как увидеть проблему?

Увидеть проблему подчас ценится выше, чем способность ее решить. Главная задача любого исследователя - найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым.

3. Какая тема будет интересна?

Выбрать тему оказывается несложно, если точно знаешь, что интересует ребенка в данный момент, какая проблема волнует больше других. Для уточнения можно провести анкету:

  1. Что мне интересно больше всего?

  2. Чем я хочу заниматься в первую очередь (например, математикой или поэзией, астрономией или историей)?

  3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

  4. Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе?

  5. Что из изученного в школе хотелось бы узнать глубже?

  6. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

4. Какие темы исследовать?

Все темы можно условно объединить в три группы:

Фантастические - темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;

Экспериментальные, эмпирические - темы, предлагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;

Теоретические - темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках: книгах, кинофильмах и др.

Типичные ошибки

1) Тема исследование не интересна ребёнку, навязана учителем.

2) Тема не выполнима, не несет никакой пользы для ученика.

3) Тема обычная, типичная, неоригинальная.

4) Тема большая и требует много времени для ее исследования.

5) Тема не соответствует возрастным особенностям ребенка.

6) Отсутствует «исследовательская база» для решения проблемы.


Определение цели, задач и гипотезы исследования

Определить цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы это исследование проводим. Цель указывает общее направление деятельности. Например, вы сформулировали тему «История чисел», а целью исследования будет изучение истории происхождения счёта, цифр.

Недостатки при формулировке целей:

1. Цели исследования завышены.

2. Несоответствие цели теме и проблеме исследования.

3. Неясность, неточность формулировки целей.

Ошибки при постановке цели:

1. Цель не конкретна, невозможно определить результат деятельности.

3. Цель не постижима.

4. Измерима, контролируема, в отдельных случаях диагностируема.

5. Определена во времени, так как определены сроки проведения исследования.


Наблюдение, опыт, эксперимент - какой метод выбрать

Выбор конкретных методов и методик исследования определяется, прежде всего, характером объекта изучения, предметом, целью и задачами исследования.

Метод – это способ достижения цели исследования. Необходимо учитывать, что и подбор методов исследования, и план работы зависят от того, что вы исследуете.

Для проверки гипотезы используют методы наблюдения и эксперимента.

Наблюдение – общенаучный метод познания. Оно включается во все виды деятельности и позволяет получить некоторую первичную информацию об объектах окружающего мира. Для того, чтобы проводить наблюдение, необходимо развивать такое качество, как наблюдательность, которую можно охарактеризовать как деятельность, направленную на анализ изучаемого, факта, события с целью выявления определённой закономерности. Этот метод относится в науке к числу наиболее употребимых.

Виды наблюдения:

  • Неструктурированное (отсутствует детальный план, определён только объект)

  • Структурированное (наблюдение по плану)

  • Полевое (наблюдение в естественной обстановке)

  • Лабораторное (наблюдение, при котором объект находится в искусственно созданных условиях)

  • Открытое (наблюдение протекает в условиях осознанного факта присутствия исследователя, при этом исследователь своим присутствием не должен менять привычную обстановку)

  • Скрытое (наблюдение ведётся с применением технических средств или визуально с такой позиции, когда присутствие наблюдателя не обнаруживается)

  • Непрерывное (исследование контролируемого процесса ведётся от начала до конца)

  • Непосредственное (при котором между объектом и исследователем имеются прямые отношения. Это наблюдение с помощью органов чувств).

  • Опосредованное или косвенное (дополняет непосредственное наблюдение. Оно проводится с помощью тех или иных технических средств).

Недостатки метода:

- возможность вмешательства исследователя в наблюдаемые события;

- однократность исследуемой ситуации;

- результаты наблюдения зачастую зависят от наблюдателя;

- методу доступны лишь внешние проявления процесса, ведь наблюдать можно лишь то, что поддаётся восприятию органов чувств.

Достоинство метода:

+ наблюдение является весьма важным методом эмпирического познания, обеспечивающим сбор обширной информации об окружающем мире. Как показывает история, при правильном использовании этого метода, он является весьма плодотворным.

Научный эксперимент является методом исследования, обеспечивающим научно-обоснованную проверку правильности сформулированной в начале исследования гипотезы. В отличие от наблюдения, эксперимент позволяет искусственно отделить изучаемое явление от других, целенаправленно изменять условия его проведения.

Выделяют два вида экспериментов:

1. Лабораторный. Проводится в специально подготовленных условиях – лаборатории, где объект вычленяется из сложной системы взаимосвязей. Основные достоинства метода – активная позиция исследователя.

2. Естественный. По принципу организации он похож на наблюдение, но отличается от него активной позицией исследователя. Исследователь незаметно для испытуемых организует их деятельность таким образом, чтобы проявились необходимые особенности и качества. Либо экспериментатор, находясь в естественных условиях, наблюдает исходное состояние объекта, его развитие и исчезновение. При этом объект может быть подвергнут определённому воздействию со стороны экспериментатора.

Исследовательские эксперименты дают возможность обнаружить у объекта новые, неизвестные свойства. Результатом такого эксперимента могут быть выводы, не вытекающие из имеющихся знаний об объекте исследования.

Оформление результатов исследования – один из самых трудоёмких этапов работы. Оно должно показать умение обучающихся самостоятельно проводить исследования с применением современных методик, анализировать полученные результаты, сравнивать их с литературными данными, делать правильные и обоснованные выводы, а также уметь правильно оформлять свою работу.

Исследовательская работа обучающегося имеет научный стиль изложения, который имеет свои особенности:

  • Строгая логичность – все предложения располагаются в последовательности, соответствующей причинно-следственным связям явлений, а выводы вытекают из фактов, изложенных в тексте

  • Точность – достигается тщательным подбором слов, употреблением их в прямом значении, широким использованием терминов и специальной лексики

  • Объективность изложения фактов, недопустимость субъективизма и эмоциональности

  • Ясность – умение писать доступно и доходчиво

  • Краткость – умение избежать ненужных повторов и «словесного мусора».


Структура и критерии оценивания детского исследования

Работа должна быть построена не произвольно, а по определённой структуре, к которой предъявляются обязательные требования, и которая является общепринятой:

титульный лист: первая страница, заполняемая по образцу. Указывается: Наименование образовательного учреждения; название работы; вид работы и учебный предмет; ФИО обучающегося в именительном падеже, номер ОУ, класс, Ф.И.О. научного руководителя и его должность; город и год выполнения работы.

оглавление. Следует за титульным листом. Оно включает в себя указание на основные элементы работы: все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются.

введение: отражается роль научного руководителя; представляется обоснование работы. Отражает следующую логику рассмотрения текста: актуальность темы работы; постановка проблемы; разработанность исследуемой проблемы; цель; основные задачи; методы решения основных задач.

основная часть. Может содержать 2-3 главы, в которых рассматриваются ведущие вопросы темы. В конце каждой главы пишутся выводы. Может сопровождаться иллюстративным материалом: рисунками, фотографиями, диаграммами, схемами, таблицами. Все материалы, не являющиеся важными для понимания решения научной задачи, выносятся в приложения.

заключение. Основная цель – показать, что поставленная перед работой цель достигнута, то есть основной результат действительно получен.

список литературы. Отражает только ту литературу, которую изучил и использовал автор непосредственно в процессе исследовательской работы.

приложения. К приложениям относят: копии документов, инструкции; схемы, графики, диаграммы, таблицы; бланки опросов, тестов и систематизированный материал по ним; иллюстративный материал. В тексте должна быть ссылка на каждое приложение.

Критерии оценивания детских исследовательских работ

Критерии оценки детских исследовательских работ

Кол-во баллов

1. Актуальность и новизна темы

2 - выбранная тема мало изучена, прослеживается недостаточность знаний об изученном материале;

1 - выбранная тема уже затрагивалась в каких-либо трудах;

0 - выбранная тема была заявлена во многих трудах, подробно проработана.

2. Предмет и объект исследования

2 - предмет и объект исследования сформулированы верно, в ходе исследования прослеживается работа с ними

1 - предмет и объект исследования сформулированы частично верно (объект или предмет сформулирован неверно)

0 - предмет и объект исследования сформулированы неверно, в ходе исследования рассматриваются иные предмет и объект

3. Обоснование и постановка цели и задач

3 – цель и задачи обоснованы и грамотно сформулированы, соответствуют результатам

2 – цель и задачи сформулированы, но не обоснованы или нет полного соответствия их с результатами;

1 – при сформулированной цели отсутствуют задачи либо цель сформулирована не очень ясно; соответствие задач с результатами не очевидно;

0 – цель и задачи проекта не сформулированы.

4. Соответствие выбранных методов

2 - все методы подобраны в соответствии с представленной работой и отражают пути решения проблемы;

1 - методы частично подобраны в соответствии с представленной работой и частично отражают пути решения проблемы;

0 - методы подобраны не верно, не отражают пути решения проблемы.

5. Структура работы

2 - работа структурирована в соответствии с требованиями,

1 - в работе отсутствует один важный структурный элемент (раздел);

0 - структура в работе не прослеживается.

6. Содержание работы

2- проблема исследования рассматривается очень глубоко и содержательно, были задействованы различные источники информации;

1- в содержании раскрывается проблема, делаются обобщения;

0 - присутствует лишь информация из других источников, нет обобщений, нет содержательных выводов.

7. Ход исследования

2 - Исследование описано подробно, ясно, доступным языком;

1 - В описании исследования имеются некоторые недоработки, которые затрудняют понимание содержания всего исследования

0 - Описание исследования значительно искажено, или описано очень “бедно”

8. Практическая значимость

3 - продукт может использоваться на практике без доработок;

2 - продукт может использоваться, но необходимы некоторые доработки;

1 - практическая значимость обоснована в замысле, но в продукте не явлена;

0 - работа не имеет практической значимости.

9. Креативность

2 - представлены новые оригинальные идеи и пути решения, с помощью которых автор внес нечто новое в контекст современной действительности;

1 - представленные идеи и пути решения интересны, но уже представлены во множестве других работ;

0 - идеи и пути решения не оригинальны, не приносят нового опыта в деятельность.

10. Соблюдение требований к оформлению

3 - соблюдены все общие требования к оформлению текста (поля, шрифт, заголовки, цитаты, таблицы, рисунки, формулы, сокращения), списка литературы и иных источников, приложений;

2 - общие требования, в основном, соблюдены, имеются незначительные замечания к оформлению текста, списка литературы и иных источников, приложений;

1 - имеются существенные отклонения от требований к оформлению;

0 - требования не соблюдены.

11. Наглядность представления

2 - выступление сопровождается качественной презентацией, текст выступления не совпадает с надписями на слайдах, представлены графики, схемы, таблицы, диаграммы, фотоматериалы, карты и т.д;

1 - маловыразительная, малоинформативная наглядность, выступление дублирует текст слайдов;

0 - презентация неэффективная.

+1 - присутствует наглядный материал (макет, проведен опыт)


Собственный пример исследовательской работы.

Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

«Натуральность мёда»

2

Актуальность исследования

Мед популярен во всем мире благодаря своим высоким вкусовым и питательным свойствам, а также доступностью применения его при лечении в домашних условиях. Мёд – жидкое золото природы, её бесценный дар.

Пока человек не изобрел такой аппарат, который мог бы сделать этот, ни с чем не сравнимый по целебным, питательным и вкусовым свойствам продукт, в создании которого участвуют пчелы.

В наше время повсеместная продажа мёда и разнообразие его видов круглый год дает возможность людям лечиться, употреблять его в различных целях. Но закрадывается вопрос: любой ли мёд натуральный?

3

Проблема исследования

Как самостоятельно в домашних условиях высинить натуральный ли мед?

4

Объект исследования

3 вида мёда

5

Цель исследования

Определить качество качества мёда разных производителей в домашних условиях.

6

Задачи исследования

  1. исследовать образцы мёда на содержание примесей, сахара, мела, крахмала

  2. оценить качество исследуемого мёда с точки зрения потребителя

7

Гипотеза исследования

Не весь мёд, который продаётся в магазинах качественный.

8

Методы исследования

  1. анализ литературы

  2. анкетирование

  3. эксперимент

9

Тип исследования (по продолжительности)

Краткосрочный

10

Оборудование для проведения исследования

Мед (3 вида), вода, йод, уксус, лист бумаги, ложка, свеча, 3 стакана

11

Предмет исследования

качество исследуемых сортов мёда

12

Перспектива исследования

Описанные опыты помогут каждому человеку определить качество и натуральность мёда в домашних условиях.

13

Используемые источники

Литература:

  1. Сластэнский И.В. Пчелы: мед и другие продукты. – Л: Лениздат, 1987. – 160 с.

  2. Шалаева Г.П. «Большая энциклопедия дошкольника»- М.: Эксмо, 2005. – 544 с.

  3. О меде и не только о нем // Наука и жизнь, № 11, 2008. – с. 122.



Оглавление

Введение 2

Откуда мёд на столе? 3

Каким бывает мёд? 4

Методика исследования качества меда 7

Результаты исследования 9

Заключение 11

Правила хранения меда 11

Памятка. Как купить качественный мёд? 12

Список литературы 12



Введение

Мёд популярен во всем мире благодаря своим высоким вкусовым и питательным свойствам, а также доступностью применения его при лечении в домашних условиях. Мёд – жидкое золото природы, её бесценный дар.

Пока человек не изобрел такой аппарат, который мог бы сделать этот, ни с чем не сравнимый по целебным, питательным и вкусовым свойствам продукт, в создании которого участвуют пчелы.

В наше время повсеместная продажа мёда и разнообразие его видов круглый год дает возможность людям лечиться, употреблять его в различных целях. Но закрадывается вопрос: любой ли мёд натуральный?

Гипотеза: мы предполагаем, что не весь мёд, который продаётся в магазинах, качественный.

Цель исследования: провести экспертизу качества мёда разных производителей в домашних условиях (и дать рекомендации - как выбрать качественный мёд).

Объекты исследования:

  • № 1. Мёд натуральный цветочный. Изготовитель: ООО «Медовый дом», Новгородская обл., Батецкий р-н, д. Мойка.

  • № 2. Мёд «Донниковый». Изготовитель: ООО «Деревенский мёд», с. Слободище Дятьковского р-на Брянской области.

  • № 3. Мёд гречишный, г. Мурманск.

Предмет исследования: качество исследуемых сортов мёда

Задачи исследования:

  1. исследовать образцы мёда на содержание примесей, сахара, мела, крахмала

  2. оценить качества исследуемого мёда с точки зрения потребителя

Методы исследования:

  1. анализ литературы

  2. анкетирование

  3. эксперимент.

Практическое значение исследования состоит в том, что описанные опыты помогут каждому человеку определить качество и натуральность мёда в домашних условиях. Ведь в настоящее время часты подделки продуктов питания и лекарств.

Откуда мёд на столе?

Из литературных источников мы узнали, что мёд – это сладкое вязкое и ароматическое вещество, вырабатываемое пчелами из нектара растений. Медоносные пчелы вырабатывают его, чтобы кормиться во время долгой зимы. Следовательно, процесс изготовления этого продукта — это способ заготовки пищи для колонии пчел.

Мед обладает лечебными свойствами:

  1. Обладает бактерицидным действием, усиливает обмен веществ.

  2. Оказывает противовоспалительный и рассасывающий эффект.

  3. Помогает при язвенной болезни желудка.

  4. Повышает общий жизненный тонус организма, иммунитет.

  5. Является очень ценным диетическим продуктом.

Каким бывает мёд?

По ботаническому происхождению натуральный мёд может быть: цветочный, падевый и смешанный (купажированный).

Цветочный мёд получают при переработке пчёлами нектара растений. Цветочный мёд в нашей стране насчитывает более 30 видов (табл. 1, прил.).

Падевый мёд образуется при переработке пчёлами медвяной росы и пади со стеблей и листьев растений.

Смешанный мёд состоит из естественной смеси цветочных или падевых медов.

Купажированный мёд - тоже смешанный мёд, но только искусственно, обычно при откачке, из разных сортов.


Цветочный мёд может быть монофлорный- пчела собирает нектар с одного вида растений.

Также бывает полифлорный – нектар собирается с нескольких растений.

Виды цветочного монофлорного мёда:

  • Липовый мёд – лучший из сортов.

  • Гречишный мёд.

  • Боярышниковый мёд.

  • Каштановый мёд.

  • Вересковый мёд.

  • Акациевый мёд.

Натуральный мед содержит в себе половину таблицы Менделеева

Органолептические свойства мёда


Органолептические показатели это: внешний вид, консистенция, вкус и запах, цвет определяются органами чувств (зрением, обонянием, осязанием).

При исследовании меда в первую очередь обращают внимание на внешний вид и состояние мёда:

Запах

Наименование продукта

Показатели

Консистенция

Вкус

Цвет



Мёд

Если мёд стекает редкими вытянутыми каплями, его консистенция считается нормальной.

Приятный от слабого до сильного, без постороннего запаха.

Сладкий, приятный, без постороннего привкуса. Самые вкусные – липовый, клеверный, малиновый, белоакациевый.

Мёд бывает бесцветный, светло-жёлтый, жёлтый, светло-коричневый, тёмный.

Образцы исследования:

  • № 1. Мёд натуральный цветочный. Изготовитель: ООО «Медовый дом», Новгородская обл., Батецкий р-н, д. Мойка.

  • № 2. Мёд «Донниковый». Изготовитель: ООО «Деревенский мёд», с. Слободище Дятьковского р-на Брянской области.

  • № 3. Мёд гречишный, г. Мурманск.

Если вы решили купить на зиму мёд, не спешите покупать его сразу много. Купите небольшое количество мёда. И проведите несколько несложных опытов в домашних условиях для определения его качества, как это сделала я.

Методика исследования качества меда

Мы исследовали мед по нескольким критериям:

1. Проверка по внешнему виду на:

  • цвет,

  • консистенцию,

  • запах,

  • вкус

Что вас должно насторожить:

  • мед не вызывает першения, и вы не ощущаете кислоты;

  • полное отсутствие аромата;

  • цвет, несвойственный сорту;

  • жидкое состояние продукта в осенний и зимний периоды.

Для увеличения количества продукта и вязкости используют муку, мел, крахмал и даже песок.


Опыт № 1. Обнаружение примеси муки или крахмала: в 3-5 мл. водного раствора мёда (1:2) добавить 3-5 капель настойки йода. При наличии крахмала и муки в мёде, смесь окрасится в синий (фиолетовый) цвет. При отрицательной реакции раствор не изменит цвета.


Опыт № 2. Обнаружение мела: 3-5 мл. водного раствора мёда (1:2) + 3-5 капель уксусной эссенции. Если раствор «закипит» с выделением углекислого газа, в мёде присутствует мел.


Опыт № 3.Обнаружение сахара: 1 способ- выложить мёд на салфетку, если через час мёд не засахарился, то сахара нет; 2 способ- расплавить мед в ложке на огне. Настоящий мед разжижается и прозрачен. Если в нем сахарный сироп, то при расплавлении усиливается карамельный запах, "мед" становится густой и мутный.



Опыт № 4. Обнаружение примесей: растворить ложку мёда в стакане воды. Никакого осадка быть не должно.


Результаты исследования

Анализируемое
свойство

Результат образца № 1

Результат образца № 2

Результат образца № 3

Заключение

1. Физические свойства:

А) цвет

Б) консистенция

В) запах

Г) вкус

А) желтый

Б) вязкая, без посторонних включений

В) приятного аромата, без постороннего запаха

Г) приятный, без постороннего привкуса

А)светло- янтарный

Б) вязкая , без посторонних включений

В) тонкий приятный аромат, без постороннего запаха

Г) карамельный, без постороннего привкуса

А) коричневый

Б) вязкая, без посторонних включений

В) приятного аромата, без постороннего запаха

Г) горьковатый

Образец № 1.

Мёд нектарный (цветочный), свежий, собран в сухую погоду

Образец № 2.

Мёд нектарный (разнотравье), свежий, собран в сухую погоду

Образец № 3.

Мёд гречишный, горьковатый на вкус.

2. Механические примеси

Мед прозрачен и не содержит взвешенных или осевших частиц

Мед прозрачен и не содержит взвешенных или осевших частиц

Мед не прозрачен, содержит осевшие частицы

Образец № 1.

Механические примеси отсутствуют

Образец № 2. Механические примеси отсутствуют

Образец № 3. Механические примеси присутствуют- плохая очистка

3. Крахмал или мука

Отсутствие синей окраски

Отсутствие синей окраски

Отсутствие синей окраски

Образцы № 1, 2,3

Мёд не содержит муку и крахмал

4. Мел

Реакции «закипания» не произошло

Реакции «закипания» не произошло

Реакции «закипания» не произошло

Образцы № 1, 2,3

Отсутствие мела

5.Наличие сахара

Наличие сахара не обнаружено

Наличие сахара не обнаружено

Наличие сахара не обнаружено

Образцы № 1, 2,3

Наличие сахара не обнаружено

Заключение

В результате проведённой работы было выявлено следующее:

  • существуют различные виды мёда;

  • мёд является очень ценным диетическим продуктом и поэтому широко рекомендуется больным, требующим усиленного питания;

  • мёд обладает лечебными свойствами;

  • поддельный мёд может содержать различные примеси, что плохо сказывается на его качестве.

Правила хранения меда

Для того, чтобы мёд долго был на вашем столе, необходимо его правильно хранить:

Памятка. Как купить качественный мёд?

Пчелиный мёд – это не просто лакомство, это ещё и чудесное лекарство. Врачи установили, что он убивает вредные бактерии, улучшает работу сердца, прогревает тело человека, чтобы тот не простудился, если сильно замерз, повышает аппетит и сопротивляемость организма болезням. Но если это мёд качественный!

Список литературы

  1. Сластэнский И.В. Пчелы: мед и другие продукты. – Л: Лениздат, 1987. – 160 с.

  2. Шалаева Г.П. «Большая энциклопедия дошкольника»- М.: Эксмо, 2005. – 544 с.

  3. О меде и не только о нем // Наука и жизнь, № 11, 2008. – с. 122.










Проектная деятельность в начальной школе Проекты в начальной школе

Проектная работа стала одним из ведущих методов во многих школах. Проектирование становится обязательной составной частью современного образования. Проектный метод актуален и востребован в основной школе, поскольку он отвечает многим психологическим требованием этой возрастной группы.

Существует несколько видов проектной деятельности в начальной школе.

1. Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

2. Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

3.Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

4.Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

5.Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

Так же, как и к любой другой работе, к проектной деятельности существуют определенные требования. Работа по методу проектов - предполагает высокий уро­вень сложности педагогической деятельности и серьезную квалификацию учителя.

Требо­вания к учебному проекту:

1. Необходимо наличие социально значимой задачи (пробле­мы) - исследовательской, информационной, практической.

Ведь вся дальнейшая работа над проектом - это разрешение данной про­блемы.

Поиск социально значимой проблемы - одна из наиболее труд­ных организационных задач, которую приходится решать учителю-ру­ководителю проекта вместе с учащимися - проектантами.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, с проектирования са­мого проекта, определение вида продукта и формы презентации.

Наиболее важной частью плана является пооперационная раз­работка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. (Некоторые проек­ты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до самого конца.)

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской рабо­ты учащихся.

Это отличительная черта проектной деятельнос­ти - поиск информации, которая обрабатывается, осмыс­ляется и представляется участниками проектной группы.

4. Результатом работы над проектом, или по-другому выходом проекта, является продукт. Это средство, которое раз­работали участники проектной группы для разрешения поставлен­ной проблемы.

5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказ­чику и (или) представителям общественности, и представлен убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Затем все это собирается в портфолио.

Приступая к созданию проекта, обучающийся должен владеть:

• необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовыми ЗУНами) в содержательной области проекта;

• специфическими умениями и навыками проектирования для самостоятельной работы.

В связи с этим метод проектов начинаем реализовывать с 1 класса. В 1-ом классе основное внимание уделяем развитию умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности, привитию интереса к познавательной деятельности, расширению детского кругозора. Эти умения затем совершенствуются в последующих классах.

Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готовность, “зрелость”, заключающаяся в следующем.

Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:

  • умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);

  • умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);

  • умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано, его доказывать);

  • умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Во-вторых, вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная “интеллектуальная зрелость”. Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:

  • развитие аналитико-синтетических действий;

  • сформированность алгоритма сравнительного анализа;

  • умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;

  • возможность выделять общий способ действий;

  • перенос общего способа действий на другие учебные задачи.

К “интеллектуальной зрелости” также относится наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.

Выбор формы продукта проектной деятельности - важная организационная задача участников проекта. От ее решения в зна​чительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта - презентабельной и убедительной, а предложенные решения - полезными для решения выбран​ной социально значимой проблемы.

Приведем перечень (далеко не полный!) возможных выходов проектной деятельности:

Web-сайт;​ Анализ данных социологического опроса; Атлас; Атрибуты несуществующего государства; Бизнес-план; Видеофильм; Видеоклип; Выставка; Газета; Действующая фирма; Журнал; Законопроект; Игра; Карта; Коллекция; Костюм; Макет; Модель; Музыкальное произведение; Мультимедийный продукт; Оформление кабинета; Пакет рекомендаций; Письмо в ... ; Праздник; Прогноз; Публикация; Путеводитель; Серия иллюстрации; Система школьного самоуправления; Сказка; Справочник; Сравнительно-сопоставительный анализ; Статья; Сценарий; Учебное пособие; Чертеж; Экскурсия.

Проектная задача в начальной школе

Ученые утверждают, что проведение полноценной проектная деятельность не соответствует возрастным особенностям младшего школьника, поэтому чаще всего в начальной школе реализуют не проекты, а проектные задачи. Они представляют из себя надежную методическую базу и подготовку для проведения проектов в последующих классах. Через опыт решения пробных задач на протяжении 5-6 первых лет обучение в школе, младшие школьники (без специального акцента) осваивают основы проектной деятельности в учебном сотрудничестве.

Термин «задача» имеет несколько значений, одно из которых трактуется как «сложный вопрос, проблема, требующая исследования и разрешения» (Толковый словарь С. И. Ожегова). В образовательной практике используются разные типы задач:

  • учебная; задача, которая направлена на нахождение общих способов решения большого круга частных задач, требующих детального анализа и теоретического (содержательного) обобщения (В.В. Давыдов).

  • конкретно-практическая; задача ориентирована на применение (отработку) уже освоенных способов действий (знаний, умений) в известной школьникам ситуации, как правило, внутри конкретного учебного предмета. Итогом решения такого типа задач является правильное использование знаний, умений и навыков учащихся (получение правильного ответа).

  • творческая; задача, не имеющая готового формального способа решения. Ученик за счет своих способностей, как правило, спонтанно пытается найти его сам.

  • и др.

Общая структура проектной задачи связана напрямую с общим способом разрешения проблемных ситуаций и, как правило, включает в себя в качестве основных этапов этап анализа, моделирования и синтеза.

Моделирование исходной ситуации позволяет провести анализ задачи и выделить в ней отдельные предметные составляющие задачи, что диктует выбор соответствующих средств и способов работы с этими составляющими. На этапе синтеза полученные результаты, касающиеся отдельных сторон рассматриваемой ситуации, объединяются в единый (цельный) «продукт». При этом нужно подчеркнуть, что на этапе синтеза вполне естественным является возврат к этапу анализа с целью коррекции полученных на этом этапе частных решений.

Так как проектные задачи отличаются не многим, мы представим сравнение проекта и проектной задачи в таблице.

Сравнительная таблица проекта и проектной задачи.


Основание для сравнения

Проект

Проектная задача

1

Педагогическая цель

формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.

развитие универсальных учебных действий, тренировку способов действий в неопределенных ситуациях.

Подготовка к проектной деятельности.

Цель детская

решение конкретной проблемы, достижение оптимальным способом заранее запланированного результата

решение системы или набора заданий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике результата.

2

Продолжительность

от урочных до годичных

От 15 мин до нескольких уроков

3

Форма организации

индивидуальные или групповые

Групповые

4

Структура

1.Проблема (целеполагание)

2.Проектирование (планирование)

3.Поиск информации

4.Продукт

5.Презентация.

1. Описание проблемной ситуации

2. Выделение проблемы

3. Решение системы заданий

4. Продукт

5. Презентация

6. Рефлексия

5

Деятельность учащихся

Разрабатывают замысел, ищут пути реализации,

Замысел дает учитель, пути решения указаны

Осуществляют решение проблемы через систему заданий

воплощают его в продукте, демонстрируют готовый продукт

Воплощают его в продукте, демонстрируют готовый продукт

6

Результат

Должно происходить качественное изменение учащегося

Должно происходить качественное изменение учащегося

не предсказуем

предсказуем

реальный продукт, который можно представить другим

реальный продукт, который можно представить другим

7

Формируемые универсальные умения

1. Рефлексивные

2. Поисковые (исследовательские)

3. Навыки оценочной самостоятельности.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве

5. Менеджерские умения и навыки

6. Коммуникативные

7. Презентационные умения и навыки

1. Рефлексировать

2.Ставить цели и задачи

3. Планировать

4. Моделировать

5. Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

6. Вступать в коммуникацию


8

Средства

Проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств

Задаются все необходимые средства и материалы в виде системы (или набора) заданий, требуемые для их выполнения.

9

Возраст участников

Старшеклассники (подростковая школа)

1-4 класс, средняя школа


Главные отличающиеся черты состоят в том, что проектная задача носит кратковременный характер, задания для решения проблемы заранее подготовлены учителем и представлены ученикам в виде системы, результат и продукт деятельности предсказуем, исключительно групповое взаимодействие.

В современной литературе по педагогике и педагогической психо­логии нередко приходится сталкиваться с тем, что понятия «проект­ное обучение» и «исследовательское обучение», «метод проектов» и «исследовательские методы обучения» строго не определяются, а потому не всегда четко дифференцируются, хотя даже беглый взгляд позволяет увидеть существенную разницу между ними.

Проектирование и исследование - изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование - бескорыстный поиск истины, а проектирование - решение определенной, ясно осознаваемой за­дачи.

В методическом плане важно учитывать, что метод проектов предполагает составление четкого плана проводи­мых изысканий, с неизбежностью требует ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез, их проверку в соответствии с четким планом и т.п.

В отличие от проектирования исследовательская деятельность изначально должна быть более свободной, практически не регла­ментированной какими-либо внешними установками. В идеале ее не должны ограничивать рамки самых смелых гипотез. Потому она значительно более гибкая, в ней значительно больше места для импровизации

В.В. Улитко (научный сотрудник научно-методического центра института работников образования) предлагает следующий алгоритм работы над проектной задачей.

Алгоритм разработки проектной задачи для учителя

1. Определить вид и место проектной задачи.

1) Стартовая, текущая или итоговая.

2) Монопредметная или тематическая задача - встраивается в тематическое планирование рабочей программы по выбранному предмету;

3) Межпредметная задача - найти точки пересечения областей знаний в нескольких предметах, для проведения выделяются отдельные часы учебного плана данного класса;

4) Одновозрастная или межвозрастная - найти точки пересечения областей знаний в одном (монопредметная) или нескольких (межпредметная) предметах с учетом принципа концентрического освоения предметного содержания.

2. Сформулировать (для себя) диагностическую цель проектной задачи.

3. Сформулировать проблему (условие задачи).

1) Наличие квазижизненной ситуации.

2) Наличие отвлекающих «шумов» (возможно отсутствие).

3) Наличие сформулированного вопроса (возможно отсутствие).

4. Составить систему взаимосвязанных сюжетом заданий (инструкцию).

1) Учесть, что двигаться от задания к заданию можно как последовательно, так и выборочно (в зависимости от подготовленности группы).

2) Запланировать отвлекающие маневры, создающие разные препятствия для решения поставленной задачи (возможно отсутствие).

3) Составить заключительное «ключевое» задание так, чтобы оно являлось

общей «сборкой», позволяющей собрать вместе все то, что выполнила группа в отдельных заданиях (готовый к презентации продукт).

5. Продумать форму рефлексии (устно, письменно, в группе, перед классом…).

6. Продумать форму представления готового продукта (решения задачи).

7. Продумать форму оценки (кто, когда и как (по какой форме) оценивает).

Алгоритм решения проектной задачи для ученика

1. Определить роль каждого участника групповой работы.

2. Ознакомиться с условием задачи.

3. Обсудить организацию работы в группе по решению проектной задачи.

4. Ознакомиться с инструкцией (содержанием заданий).

5. Выполнить задания, сформулированные в инструкции. В 1 классах (возможно) учитель читает задания совместно с детьми.

6. Подготовиться к презентации решения проектной задачи.

7. Предъявление готового продукта.

8. Рефлексия своей деятельности (с выходом на причины).

9. Оценивание своего продукта по форме (каждого, группы в целом, взаимооценка между группами).





Список используемой литературы


  1. Воронцов А.Б. и др. Проектные задачи в начальной школе – М.: Просвещение, 2011

  2. Козлова, М. М. Проектная деятельность младших школьников / М. М. Козлова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 18 (98). — С. 451-453. — [Электронный ресурс]. - Режим доступа:: https://moluch.ru/archive/98/21923/

  3. Проектные задачи в начальной школе: Методические материалы для учителя / Авт.-сост. В.В. Улитко. — Тирасполь: ПГИРО, 2014. — 64 с.

  4. Савенков А.И., «Методика исследовательского обучения младших школьников,» Издательство «Учебная литература», Самара, 2004. – 80 с.

  5. Самсонова В.П. Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности младших школьников. – 2018 г. – 32 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nsportal.ru.

  6. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/orghanizatsiia-proiektnoi-dieiatiel-nosti-v-nachal-noi-shkolie-iz-opyta-raboty




Скачать

© 2023 102 1

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!