СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы"»

Министерство образования Красноярского края

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»





Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы


















г. Красноярск, 2024

Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего Образования.

Составители: Волкова Е.В. – студентка группы 21П-7 отделения «Преподавание в начальных классах».

«Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького», 2024.

























Аннотация

В данных методических рекомендациях представлена информация об организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся в начальной школе. В первой главе представлена информация о написании исследовательской работе с обучающимся. Как выбрать тему исследования? Как оформить исследовательскую работу? Какие требования есть к исследовательской работе? Во второй главе представлена информация об организации проектной задачи в начальной школе. Чем отличается проект от проектной задачи?

Всё это можно узнать, прочитав методические рекомендации.




















Оглавление

РАЗДЕЛ 1. Исследовательская деятельность 5

1.1. Исследовательская деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 5

1.2. Типичные ошибки при проведении исследования. Примеры ошибок в детских исследовательских работах 9

1.3. Критерии оценивания детских исследовательских работ 16

1.4. Паспорт исследования №1 «Великая Победа в нашей памяти» 18

1.5. Паспорт исследования №2 «Вода - растворитель» 19

РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 21

2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура. 21

2.2. Проектная задача «Системы органов человека» 25

2.3. Проектная задача «День космонавтики» 31

Заключение 38

Библиографический список 39

















РАЗДЕЛ 1. Исследовательская деятельность
    1. Исследовательская деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура

Исследовательская деятельность занимает одно из главнейших мест в учебной деятельности детей. В современной школе позиция ребенка рассматривается как позиция полноценного субъекта деятельности, осуществляющего самостоятельно все этапы: целеполагание, планирование, реализация цели и анализ результата. Учитель не только сообщает детям выводы науки, но и, по возможности, ведет учеников на пути открытия.

Исследование — творческая и систематическая работа, направленная на увеличение объема знаний. [4]

А.С. Обухов считает, что исследовательская деятельность – это творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (двух личностей) по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения. [3]

А.В. Леонтович говорит о том, что исследовательская деятельность учащихся ̶ деятельность обучающихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. [2]

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС НОО) задает в п. 42.1. раздела IV необходимость формирования у младших школьников базовых исследовательских действий:

  • определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;

  • с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;

  • сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

  • проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);

  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);

  • прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

Также в этом же пункте ФГОС НОО предъявлены требования к работе с информацией:

  • выбирать источник получения информации;

  • согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;

  • соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;

  • анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;

  • самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. [1]

Выбранная тема имеет значение для организации сегодняшнего образовательного процесса. Требованием ФГОС НОО обучающиеся должны творчески и самостоятельно принимать решения проблем. Для достижения этой цели может помочь исследовательская деятельность.

Целью исследовательской деятельность в начальной школе является: формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху.

Следовательно, для достижения цели ставятся следующие задачи исследовательской деятельности в начальной школе:

  • знакомство с проведением учебных исследований;

  • развитие творческой исследовательской активности;

  • стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

  • ознакомление с научной картиной мира;

  • вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс.

Зубова О.А. в своей статье выделяет два вида исследований.

Экспресс-исследование. Эта форма, организации предполагает массовое кратковременное участие детей разных по своему уровню развития. Дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной педагогом тематике.

Долговременные исследования. Это форма индивидуальной работы или небольшой группы обучающихся, которая проходит определённый путь.

В ходе проведения исследовательской деятельности обучающийся проходит через следующие этапы:

  • выбор темы;

  • постановка цели и задач;

  • гипотеза исследования;

  • организация исследования;

  • подготовка к защите и защита работы.

Для реализации первого этапа исследовательской деятельности учитель помогает выбрать обучающемуся, интересующую его тему. Сначала учитель задаёт вопросы, а затем выбирается тематика и определяется тема. Темы бывают следующие:

  • фантастическая (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);

  • экспериментальная;

  • изобретательская;

  • теоретическая.

В ходе проведения исследовательской деятельности у обучающихся формируются исследовательские умения, которые выделял Александр Ильич Савенков:

  • видеть проблемы

  • задавать вопросы

  • выдвигать гипотезы

  • давать определения понятиям

  • классифицировать

  • сравнивать

  • наблюдать

  • проводить эксперименты

  • делать выводы и умозаключения

  • устанавливать причинно-следственные связи

В проведении исследовательской деятельности также принимают участия родители и учитель.

Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников.

Помогая ребенку, родитель должен помнить: главное действующее лицо осуществляемой работы по исследованию – ребенок! Родитель выступает только как помощник, консультант, «технический секретарь».

Таким образом, принимая участия в исследовательской деятельности, обучающийся становится активным, начинает творчески мыслить. Главное помочь ребёнку и направить его на открытие нового знания для себя.

    1. Типичные ошибки при проведении исследования. Примеры ошибок в детских исследовательских работах

Исследовательская работа обучающегося начинается с выбора темы исследования. Существует несколько способов выбора темы исследования:

  • из жизненно-важных ситуаций, в которые попадает ребенок, вопросов;

  • из предложенных конкурсов различного уровня: школьных, городских, и т.д.;

  • из предложений учителя (наименьшая степень самостоятельности).

Каждая тема исследования имеет проблему. Для развития умения видеть проблему можно использовать следующий способ - учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения. Можно предложить подумать и записать проблемы, которые волнуют или интересуют ребенка.

Темы исследования условно делятся на 3 группы:

  • Фантастические - темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;

  • Экспериментальные, эмпирические - темы, предлагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;

  • Теоретические - темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках: книгах, кинофильмах и др.

При выборе темы исследования выделяются некоторые правила:

  • Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его, нести в себе познавательный заряд.

  • Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна.

  • Натолкнуть ребенка на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, - задача сложная, но без ее решения работа теряет смысл.

При выборе темы для своей исследовательской работы ребёнок может допустить ошибки.

Например, в статье Ирины Юрьевны Островской выделены следующие типичные ошибки и примеры:

  • слишком узкая тема исследования («Реалистические черты в рассказе «Бирюк», «Образ моря в элегии А.С. Пушкина «Погасло дневное светило»);

  • тема исследования сформулирована слишком широко («Культура Руси XII века», «Слово о полку Игореве» и литература», «Нравственные принципы В.А. Каверина», «Сцены дуэли в произведениях А.С. Пушкина» — темы по глубине и объёму соотносимы с научными монографиями.).

Также типичные ошибки при выборе темы исследования выделяла Н.А. Семенова:

  • неконкретные, неясные формулировки («Я и дельфин», «Кто хозяин моря?», «Карандаши»); слишком широкие («Лягушки», «Растительный мир»), глобальные («Как решить проблему ГМО»), избыточно витиеватые («Глубокоуважаемый микроб! Ты друг или враг?», «Усищи и хвостищи»);

  • тема не соответствует содержанию («Микроскоп» – тема, связанная с изучением строения насекомых, «Хлеб – всему голова» – о пословицах и поговорках).

Следующим этапом определяется цель исследования и задачи. Цель исследования – это значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы это исследование проводим.

Выделяются следующие требования к цели:

1. Конкретна, определяет результат деятельности.

2. Формулировка цели должна начинаться с глагола в неопределённой форме (например, создать, сформулировать)

3. Достижима.

4. Измерима, контролируема, в отдельных случаях диагностируема.

5. Определена во времени, так как определены сроки проведения исследования.

Для постановки цели можно выделить рекомендации, которые помогут определить цель вашего исследования:

  • Краткосрочные цели – самые важные, при их постановке нужно быть более чем реалистичным.

  • Убедитесь, что сформулированная цель определяет именно ту деятельность, которую вы задумали.

  • Прислушайтесь к чувствам, возникающим в момент определения целей – любые сомнения или ощущения дискомфорта свидетельствуют о неправильно выбранной или сформулированной цели.

  • Периодическая коррекция или кардинальная смена целей естественны – мир меняется, и мы меняемся вместе с ним.

  • Время, потраченное на целеполагание, с лихвой окупается благодаря минимальным потерям от бессмысленных метаний.

Далее выделяются конкретные операции, которые помогут достигнуть цель:

  • выделить более простые и доступные для выполнения операции;

  • создать последовательность выполнения операций с учётом их связи, сложности, времени выполнения, то есть выработать тактику достижения целей;

  • смоделировать весь объём работы и рассчитать свои силы.

При определении цели можно совершить следующие ошибки:

  • отсутствие проблемной ситуации, которую собирается решить учащийся в ходе проектной деятельности;

  • цель не конкретна, общая, имеет разные трактовки;

  • цель, содержащая внутри себя несколько целей, не достижимая цель;

  • не явная логическая цепочка «проблемная ситуация-цель-новое знание или новый продукт».

Для достижения цели выдвигаются задачи, при их формулировке также можно допустить ошибки:

  • формулировка и содержание задач не соответствует теме проекта;

  • количество задач более 5-ти;

  • нарушена логическая последовательность задач.

Для проведения исследования обучающимися выдвигается гипотеза. Выдвинуть гипотезу значит высказать догадку, предположение, ложность или истинность которого должна установить проверка. К гипотезе выдвигаются следующие требования:

  • содержать предположение;

  • быть проверяема, подтверждена;

  • быть логически непротиворечивой;

  • быть реально опровергаемая или доказуемая.

При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа: «если…, то…»; «так…, как …»; «при условии, что …»; т.е. такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установление причинно-следственных связей. Гипотеза подразумевает экспериментальную или теоретическую проверку.

При формулировке гипотезы можно допустить следующие ошибки:

  • гипотеза не удовлетворяет основному требованию - быть проверяемой и доказуемой;

  • не содержит предположение;

  • не соответствует фактам по теме исследования.

Примеры ошибок:

«Как увеличить срок хранения варенья?»

Если варить варенье дольше, то оно будет лучше храниться.

Попробую найти другой рецепт варенья, для которого требуется меньше сахара.

Следующим этапом будет оформление продукта исследовательской деятельности. Оформление результатов исследования – один из самых трудоёмких этапов работы. Выделяются следующие исследовательские умения:

  • самостоятельно проводить исследования с применением современных методик;

  • анализировать полученные результаты;

  • сравнивать их с литературными данными;

  • делать правильные и обоснованные выводы;

  • правильно оформлять свою работу.

Исследовательская работа оформляется в научном стиле, имея свои особенности:

  • Строгая логичность – все предложения располагаются в последовательности, соответствующей причинно-следственным связям явлений, а выводы вытекают из фактов, изложенных в тексте.

  • Точность – достигается тщательным подбором слов, употреблением их в прямом значении, широким использованием терминов и специальной лексики.

  • Объективность – изложения фактов, недопустимость субъективизма и эмоциональности.

  • Ясность – умение писать доступно и доходчиво.

  • Краткость – умение избежать ненужных повторов и «словесного мусора».

Работа должна быть построена не произвольно, а по определённой структуре, которая является общепринятой:

  • титульный лист;

  • оглавление;

  • введение;

  • основная часть;

  • заключение;

  • список литературы;

  • приложения.

Каждая часть исследовательской работы имеет свою структуру.

Введение:

  • актуальность темы работы – почему важно исследовать эту тему;

  • постановка проблемы – обозначается отсутствие какой-либо информации и одновременно потребность в ней;

  • разработанность исследуемой проблемы – то есть обзор литературы по данному вопросу;

  • цель – то, что предполагается получить по окончании работы, итоговый результат исследовательской деятельности.

  • основные задачи отражают последовательность достижения цели; то есть задачи – это то, что необходимо сделать, чтобы получить намеченный результат;

  • методы решения основных задач – те способы деятельности, которыми будет пользоваться учащийся, чтобы разрешить поставленные задачи и получить намеченный результат.

Основная часть:

  • Основная часть может содержать 2-3 главы.

  • Глава 1 обычно содержит итоги анализа литературы по теме исследования, её теоретическое обоснование.

  • Главы 2-3 описывают практические этапы работы, анализ полученных данных, выявление определённых закономерностей в изучаемых явлениях в ходе эксперимента или исследования.

  • В конце каждой главы пишутся выводы. Принципиальным требованием к основной части является доказательность, последовательность, отсутствие лишнего, необязательного и загромождающего текст материала.

  • Если в основной части содержатся цитаты или ссылки на высказывания деятелей науки и культуры, необходимо указать номер источника по списку и страницу в квадратных скобках в конце цитаты или ссылки.

Заключение:

  • Основная цель – показать, что поставленная перед работой цель достигнута, то есть основной результат действительно получен.

  • Основной результат должен быть соотнесён с заявленной во введении целью работы. Этот основной результат должен быть чётко сформулирован.

  • В заключении приводятся также интересные следствия из результатов работы, указываются области их применения и другие важные выводы.

Список литературы:

  • Список литературы завершает работу. Он отражает только ту литературу, которую изучил и использовал автор непосредственно в процессе исследовательской работы (не менее 3-5 источников).

  • Наиболее удобен в исследовательской работе алфавитный способ группировки литературных источников.

  • Сведения о книгах должны включать следующие необходимые элементы: фамилию, инициалы автора; заглавие; город, в котором издана книга; издательство; год издания; объём страниц.

  • Каждая книга, статья записываются с красной строки.

Приложение:

  • Это часть текста научного исследования, имеющая дополнительное (обычно справочное) значение, необходимое для полного освещения темы. Оно размещается после списка литературы.

  • К приложениям относят:

- копии документов, инструкции;

- схемы, графики, диаграммы, таблицы;

- бланки опросов, тестов и систематизированный материал по ним;

- иллюстративный материал;

  • Каждое приложение нумеруется (без знака №) в правом верхнем углу и должно иметь тематический заголовок по середине строки, оформляется на отдельном листе. В тексте должна быть ссылка на каждое приложение.

Типичные ошибки при оформлении исследовательских работ:

1. Небрежность в оформлении титульного листа.

2. Небрежность в оформлении содержания.

3. Отсутствие нумерации страниц.

4. Наличие ошибок всех типов (невычитанные работы!).

5. Ошибки в цитировании.

6. Стилистический разнобой текста исследования (это наводит на мысль, что основой работы является отсканированный текст какого-то исследования, слегка разбавленный собственными стилистическими (и отнюдь не выигрышными) изысками).

7. Нет чёткости выводов — как в их формулировке, так и в оформлении.

1.3. Критерии оценивания детских исследовательских работ

Критерии оценки детских исследовательских работ

Количество баллов

1.Тема соответствует возрастным особенностям.

1-0

1-тема соответствует возрасту

0-тема не соответствует возрасту

2.Верно сформулирована тема исследования.

1-0

1-тема сформулирована верно (не кратно, не широко)

0-тема сформулирована неверно

3.Проблема сформулирована в соответствии с темой исследования.

1-0

1-проблема соответствует теме

0-проблема не соответствует теме

4.Цель исследования соответствует теме.

1-0

1-цель соответствует теме

0-цель не соответствует теме

5.Задачи исследования соответствуют цели.

1-0

1-задачи соответствуют цели

0- задачи не соответствуют цели

6.Задачи сформулированы структурированно.

1-0

1-последовательность прописанных задач, ведёт к достижению цели

0-последовательность задач нарушена

7.Верно сформулирована гипотеза.

1-0

1-верно сформулирована гипотеза

0-неверно сформулирована гипотеза

8.Литература подобрана в соответствии с темой исследования.

1-0

1-литература подобрана в соответствии с темой работы

0-литература подобрана неверно

9.Методы в работе соответствуют возрасту.

1-0

1-используемые методы соответствуют возрасту

0- используемые методы соответствуют возрасту

10.Верно оформлен вывод исследовательской работы (подтверждена/опровергнута гипотеза, достигнута/не достигнута цель)

1-0

1-вывод оформлен верно

0-вывод оформлен неверно

11.Работа выстроена структурно и логично.

1-0

1-работа имеет структуру и логику

0-в работе нарушена структура

12.Данные работы представлены разными способами (в работе имеются рисунки, таблицы, диаграммы и т.д.).

1-0

1-в работе есть рисунки, диаграммы, таблицы и т.д.

0-в работе не используются разные способы представления информации

13.Продемонстрирована грамотность письменной речи.

1-0

1-в работе отсутствуют грамматические ошибки

0-в работе есть грамматические ошибки

14.Оформление работы в соответствии с требованиями.

1-0

1-оформление работы соответствует техническим требованиям

0-оформление работы не соответствует техническим требованиям

15.В работе использован научный стиль речи.

1-0

1-вся работа написана с использованием научного стиля речи

0-в работе используется не только научный стиль речи


1.4. Паспорт исследования №1 «Великая Победа в нашей памяти»

У каждой исследовательской работы должен быть паспорт. В нём отражается наиболее важная информация исследования. Следующий паспорт исследования был разработан самостоятельно мной:

Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

«Великая Победа в нашей памяти»

2

Актуальность исследования

Каждый год в нашей стране 9 мая празднуется День Победы. Великая Отечественная война – это одно из тех редких исторических событий, память о котором не стирается со временем. Все дальше и дальше уходят от нас эти страшные и в тоже время героические дни 1941-1945 годов; все меньше становится среди нас

победивших в той войне ветеранов. Однако память о событиях семидесятидевятилетней давности никуда не ушла; она остается с нами.

Поэтому важно помнить о героях ВОВ из наших семей.

3

Проблема исследования

9 мая в нашей стране празднуется День победы. Как можно запомнить то, что было много лет назад? Помогут ли семейные истории из архива?

4

Объект исследования

История героя-семьи Великой Отечественной Войны.

5

Цель исследования

Для учителя: Патриотическое воспитание учащихся через сбор информации, о родственниках принимавших участие в Великой Отечественной войне.

Для ученика: узнать подробную информацию о родственнике, принимавшем участие в ВОВ.

6

Задачи исследования

1.Узнать, есть ли родственник, принимающий участие в ВОВ.

2.Изучить информацию о герое-семьи ВОВ.

3.Найти фотографии в архивах.

4.Создать библиографическую справку о герое-семьи ВОВ.

5.Сделать транспарант (табличку) для Бессмертного полка.

6.Сделать вывод о том, влияет ли история семьи на память о ВОВ.

7

Гипотеза исследования

Предположим, что семейная история о героях ВОВ влияет на память о событиях страны.

8

Методы исследования

Анализ литературы, оформление выводов

9

Тип исследования

По продолжительности: краткосрочный

По организационной форме: индивидуальный

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

1.Подготовительны: узнать, есть ли родственник, принимающий участие в ВОВ.

2.Аналитический: изучить информацию о герое-семьи ВОВ, найти фотографии в архивах.

3.Практический: создать библиографическую справку о герое-семьи ВОВ. В справке написать информацию о человеке, о его наградах, за что были выданы, и прикрепить фото.

Сделать транспарант (табличку) для участия в Бессмертном полку.

4.Рефлексивный: сделать вывод о том, как семейная история влияет на память о событиях ВОВ.

11

Оборудование для проведения исследования

Компьютер, семейный архив, ватман, ручка, распечатанное фото, клей, табличка для транспаранта, распечатанное фото для транспаранта.

12

Продукт исследования

Библиографическая справка и транспарант.

13

Перспектива исследования

Принятие участия в Бессмертном полку, а также в различных акциях посвященных ВОВ.

14

Используемые источники

1) https://m.pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_nagrazhdenie1536898797


1.5. Паспорт исследования №2 «Вода - растворитель»

Далее будет представлен, как пример ещё один паспорт, разработанный Черепановой Анастасией:

Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

«Вода – растворитель»

2

Актуальность исследования

Вода и жизнь не отделимы друг от друга. Вода – это: передвижение (плоты, лодки, корабли); поддержание чистоты; движение машин, вырабатывающих электрический ток; переносит тепло по трубам; растворение красок, крашение кожи и ткани; изготовление бумаги, мыла, стекла, выпечка хлеба; полив растений и др.

Во многом человек зависит от такого свойства воды как способность растворять другие вещества. Поэтому изучить свойства воды как растворителя на опыте с другими веществами мне показалось очень интересным.

3

Проблема исследования

Низкий уровень знания о свойствах воды как растворителя.

Растворяет ли вода все вещества?

4

Объект исследования

Вода

5

Цель исследования

Для учителя: создание условий для формирования у обучающихся базовых исследовательских умений по средством проведения исследовательской работы по теме: «Вода-растворитель»

Для ученика: изучение свойства воды как растворителя на опыте с другими веществами (соль, сахар, мука, камень)

6

Задачи исследования

- изучить литературу по теме исследования

- провести опыты по изучению свойства воды как растворителя

-проанализировать и обобщить результаты исследования.

7

Гипотеза исследования

Может ли вода растворять некоторые вещества (соль, сахар, мука, камень)?

8

Методы исследования

Теоретические:

- анализ литературы по теме исследования.

Практические:

- Опыт (наблюдение)

- обобщение результатов исследования

9

Тип исследования

По продолжительности: краткосрочный

По организационной форме: индивидуальный

По содержанию: моно

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

1. Подготовительный: выбор темы, определение целей и задач исследования, выбор методов исследования.

2. Теоретический: собрать методическую литературу о свойстве воды как растворителя, собрать материалы для проведения исследования, проанализировать теоретические материалы.

3. Практический: подготовить предмет исследования, подготовить средства для проведения опыта, провести опыт (наблюдение).

4. Аналитический: анализ опыта, подведение выводов по теме исследования.

5. Презентационный: подготовка презентации для выступления, выступление с исследованием.

6. Рефлексивный: обсуждение трудностей, анализ проделанной в ходе исследования работы, самоанализ.

11

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Опыт №1 – вода + соль

Возьмем стакан с водой комнатной температуры добавим туда чайную ложку соли и перемешаем.

Соль растворяется.

Вывод: вода растворитель.

Заполняем лист наблюдения.

Опыт №2 – вода + сахар

Возьмем стакан с водой комнатной температуры добавим туда чайную ложку сахара и перемешаем.

Сахар растворяется

Вывод: вода растворитель.

Заполняем лист наблюдения.

Опыт №3 – вода + мука

Возьмем стакан с водой комнатной температуры добавим туда чайную ложку муки и перемешаем.

муки растворяется.

Вывод: вода растворитель.

Заполняем лист наблюдения.

Опыт №3 – вода + мука

Возьмем стакан с водой комнатной температуры добавим туда один камень и перемешаем.

Камень не растворяется.

Вывод: вода не растворитель.

Заполняем лист наблюдения.


Записываем вывод

Подтверждаем гипотезу

11

Оборудование для проведения исследования

Вода, 4 стакана, ложка, соль, сахар, мука, камень.

12

Продукт исследования

Лист наблюдения

13

Перспектива исследования

Знания о свойстве воды как растворителя можно использовать на уроках окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства и технологии, во внеклассной работе. Изучение данной проблемы обогащает словарный запас и способствует овладению научными знаниями.

14

Используемые источники

https://go.11klasov.net/20460-okruzhajuschij-mir-3-klass-uchebnik-v-2-h-chastjah-pleshakov-aa.html - учебник по окружающему миру















РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура.

Г.К. Селевко даёт следующее определение, проектная деятельность – это способ организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата и ориентирован на интерес, творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы. [4]

Проектная деятельность занимает важное место в современном начальном образовании. Она направлена на развитие личности ребенка, его творческих способностей, и достижения универсальных учебных действий. Но перед внедрением проектной деятельности в образовательный процесс, необходимо подготовить школьников к ней.

Должен быть сформирован следующий ряд коммуникативных умений:

  • умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);

  • умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);

  • умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано, его доказывать);

  • умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Сформированность обобщенности умственных действий как интегративная характеристика, включает в себя:

  • развитие аналитико-синтетических действий;

  • сформированность алгоритма сравнительного анализа;

  • умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;

  • возможность выделять общий способ действий;

  • перенос общего способа действий на другие учебные задачи.

В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности рассмотрим опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:

  • адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;

  • обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;

  • выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

Далее можно выделить следующие виды проектов:

  • Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

  • Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

  • Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

  • Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.

  • Ролевой проект.

Основные требования к проекту:

  • Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) - исследовательской, информационной, практической.

  • Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования самого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации.

  • Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

  • Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.

  • Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Продукты проектов могут быть в различной форме, например следующие: Web-сайт;​ Анализ данных социологического опроса; Атлас; Атрибуты несуществующего государства; Видеофильм; Видеоклип; Выставка; Газета; Действующая фирма; Журнал; Законопроект и т.д.

Исследование – деятельность, направленная на получение новых знаний о существующем в окружающем мире объекте или явлении. Результат исследования заранее неизвестен, поэтому его цель и ставится соответственно – определить, изучить, получить данные. При этом практическая применимость полученных знаний не имеет определяющего значения. [3]

Проект – направлен на со­здание того, чего еще не существует (например, создание нового здания, компьютерной программы, социального эффекта и т.д.) Пред­полагает наличие проектного замысла, который достигается в процессе его реализации. Поэтому цель проекта формулируется соответственно – создать, построить, достичь. При построении структуры работы необходимо помнить, что она должна соответ­ствовать проектной логике.

Отличия проекта от исследования:

  • Исследование не ставит целью изменение окружающего мира, сосредоточившись на его познании.

  • Проектирование – это создание новых, прежде не существовавших объектов и явлений, или изменение известных объектов с целью получить у них новые свойства.

Далее будет представлена сравнительная таблица проекта и проектной задачи:


Основание для сравнения

Проект

Проектная задача

1

Педагогическая цель

формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.

Подготовить младших школьников к проектной деятельности

Цель детская

решение конкретной проблемы, достижение оптимальным способом заранее запланированного результата

решение конкретной проблемы, достижение оптимальным способом заранее запланированного результата

2

Продолжительность

от урочных до годичных

1-2 урока

3

Форма организации

индивидуальные или групповые

только работа в группе, в паре

4

Структура

1. Проблема (целеполагание)

2. Проектирование (планирование)

3. Поиск информации

4. Продукт

5. Презентация.

1. Проблема (целеполагание)

2. Проектирование (планирование)

3. Поиск информации

4. Продукт

5. Презентация



5

Деятельность учащихся

Разрабатывают замысел, ищут пути реализации,

Замысел дает учитель, пути решения указаны

воплощают его в продукте, демонстрируют готовый продукт


6

Результат

Должно происходить качественное изменение учащегося

+

не предсказуем


реальный продукт, который можно представить другим


7

Формируемые универсальные умения

1. Рефлексивные

2. Поисковые (исследовательские)

3. Навыки оценочной самостоятельности.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве

5. Менеджерские умения и навыки

6. Коммуникативные

7. Презентационные умения и навыки

-рефлексировать

-целеполагать

-планировать

-моделировать

-проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

-вступать в коммуникацию

8

Средства

Проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств

большой объём разнородного материала предоставляет учитель

9

Возраст участников

Старшеклассники (подростковая школа)

1-4 класс

Подростковая школа


2.2. Проектная задача «Системы органов человека»

Паспорт проектной задачи:

Тип проектной задачи

Предметная (окружающий мир)

Место проектной задачи в образовательном процессе

Проводится в 3 классе. Рекомендуемое время проведения — до 2-х уроков.

Дидактические цели проектной задачи

1. Создание условий для комплексного использования освоенных читательских и естественнонаучных умений в нестандартных условиях квазиреальной ситуации (проявление читательской естественнонаучной и математической грамотности).

2. Отработка навыков сотрудничества в микрогруппах: коллективно-распределительная деятельность при решении ряда практических задач.

Предметные знания и умения и метапредметные действия, на которые опирается задача

В области читательской грамотности:

• определять место, где содержится искомая информация;

• находить и извлекать одну и несколько единиц информации;

• соотносить визуальное изображение с вербальным текстом;

• использовать информацию из текста для решения практической задачи;

• соотносить визуальное изображение с вербальным текстом;

• понимать смысловую структуру текста.

В области естественнонаучной грамотности:

• анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы;

• преобразовывать одну форму представления данных в другую;

• выдвигать объяснительные гипотезы.

В области математической грамотности:

• выполнять действия с натуральными числами.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

• умение планировать деятельность;

• умение принимать учебную задачу и сохранять её до конца учебных действий;

• умение осуществлять контроль процесса и результатов деятельности;

• умение осуществлять самооценку и оценку работы группы.

Коммуникативные УУД:

• умение договариваться для выполнения коллективно-распределительной работы при решении ряда задач;

• построение речевого высказывания в письменной и устной форме.

Планируемые результаты

-называют органы из систем органов;

-определяют название органов по изображению.

Проектный продукт

Журнал «Системы органов человека»

Критерии оценивания

1)Отражены все системы органов человека.

2)Правильность выполнения предметных заданий.

3)Взаимодействие в микрогруппах при выполнении заданий и при создании конечного продукта.


Задание 1.

Любой организм состоит из органов, которые образуют системы органов. В человеческом организме выделяют следующие основные системы: нервная, кровеносная, пищеварительная, дыхательная. Все органы и системы очень тесно связаны между собой. К примеру, если заболеет один из органов, это отразится на работе всего организма, который представляет собой единую биологическую систему. Заполните таблицу.

Система

Органы

Функция

Кровеносная система




Дыхательная

система



Пищеварительная система



Нервная система



Строение организма человека

Люди могут очень сильно отличаться между собой, однако все они, независимо от возраста, расы, пола, имеют одинаковое строение. Зная расположение органов, можно с высокой точностью определить очаг заболевания, и сразу же обратиться к соответствующему специалисту. Слаженная работа организма – это и есть здоровье.

Системы органов

Все органы, выполняющие общие функции, объединены в системы. Каждая из них имеет собственное предназначение, и вместе с тем очень тесно сотрудничает со всеми другими системами органов.

  • Нервная система. Любая деятельность тела, будь то ходьба, речь, мышление, зрение, контролируется центральной нервной системой. В свою очередь, она управляется мозгом, который «перерабатывает» полученную информацию и отдает «приказы» органам и системам через нервные окончания. Нервная система состоит из головного мозга, спинного мозга и нервов.

  • Кровеносная система. В нее входят кровеносные сосуды и сердце. Сердце без устали прокачивает литры крови, которая снабжает все органы, системы и ткани кислородом и питательными веществами, и уносит с собой продукты распада. Крупные сосуды, по которым кровь движется к органам и тканям, называются артериями. По сосудам, которые называются венами, кровь возвращается в сердце.

  • Пищеварительная система. Благодаря ее работе все, что ест человек, перерабатывается в энергию, необходимую для жизнедеятельности организма. Пищеварительная система включает в себя глотку, пищевод, желудок, кишечник и печень.

  • Дыхательная система. Человеческий организм нуждается не только в пище и воде, но и в кислороде, необходимом для дыхания. Воздух, вдыхаемый через нос, поступает далее в носоглотку, трахеи и бронхи, а потом попадает в легкие, где обогащает кислородом кровь. Одновременно происходит процесс очистки – кровь отдает углекислый газ и другие продукты распада, которые человек выделяет в окружающую среду при выдохе. Лёгкие состоят из лёгочных пузырьков — альвеол.

Задание 2.

1. Воспользуйтесь таблицей, которую вы составили. Вырежьте картинки с изображением некоторых органов, которые относятся к каждой системе и наклейте на модель человека.

2. Подпишите названия органов.

Задание 3.

1. Теперь вы знаете, как устроен наш организм. Проверьте себя, выполнив задание. Вставьте в текст название систем организма и пропущенные слова. В случае затруднений, обратитесь к таблице задания № 1.




Органы, выполняющие общую работу, образуют ______________ органов. В человеческом теле находятся различные системы. Каждая из них выполняет свою работу, но в то же время сотрудничает с другими, для того чтобы поддерживать в теле жизнь.

___________________________система

Она состоит из ___________ и кровеносных сосудов. Перекачиваемая сердцем кровь несет по телу кислород и питательные вещества.

___________________________система

Любая деятельность тела контролируется центральной нервной системой. Эта система состоит из _______________ мозга, спинного мозга и _____________________.

___________________________ система

Эта система перерабатывает всё, что ты ешь или пьёшь, в простые вещества (питательные элементы), которые доставляются кровью ко всем системам организма и используются для того, чтобы дать тебе энергию и помочь вырасти. Пищеварительная система состоит из ______________, кишечника и ________

___________________________ система

Наше тело нуждается в поступающей из пищи энергии в сочетании с кислородом, который поставляет дыхательная система. Когда мы вдыхаем через нос или через рот, содержащийся в воздухе кислород поступает по трахее и бронхам в ____________________.


  1. Придумайте заголовок к данному тексту, напишите его на свободной строке сверху. Вырежьте получившийся информационный лист и наклейте его с обратной стороны модели человека.

Задание 4.

Мы выяснили, из каких органов и систем состоит человеческий организм. А теперь давайте попробуем заглянуть в него поглубже и кое-что посчитать.

1. Вес сердца взрослого человека 300г, а ребёнка до года 30 г. Во сколько раз больше весит сердце взрослого человека?

Ответ:____________________________________________________

2. Длина пищеварительного тракта человека 10 м. Сколько это сантиметров, дециметров?

Ответ:_____________________________________________________

3. Узнайте, сколько литров кислорода перекачивают лёгкие за сутки. Для этого произведение чисел 5 и 10 умножьте на 10.

Ответ:___________________________________________________

Задание 5. При выполнении заданий вы получили информацию, которую вам нужно оформить в виде журнала под названием «Системы органов человека».


2.3. Проектная задача «День космонавтики»

Паспорт проектной задачи, разработанной Шумиловой Александрой:

Тип проектной задачи

Межпредметная (математика, окружающий мир) проектная одновозрастная задача ( 3 класс)

Место проектной задачи в образовательном процессе

Проводится в преддверии дня космонавтики, рекомендуемое время проведения — до 2-х

уроков

Дидактические цели проектной задачи


1.Комплексное использование освоенных математических и естественнонаучных умений в нестандартных условиях.

2.Проверка умений пользоваться информацией, представленной в разных видах, и на ее основе осуществлять выбор оптимального решения.

3. Сотрудничество в микрогруппах: коллективно-распределительная деятельность при решении ряда практических задач

Предметные знания и умения и метапредметные действия, на которые опирается задача


Предметные

1. Умение применять математические знания и

производить действия деления.

2. Умение работать с величинами времени.

3. Умение правильно писать ответы на задания

4. Умение работать с разными видами текстовых заданий(ребусы).

Метапредметные

1. Умение анализировать информацию с точки

зрения заданного условия конкретного задания

и выбирать существенную информацию из

предложенного объема.

2. Умение критически подходить к представленной информации.

3. Умение обобщать полученную информацию

(для выполнения итогового задания).

4. Умение работать с текстом.

5. Умение договариваться для выполнения коллективно-распределительной работы при решении ряда задач.

6. Умение выбирать оптимальный вариант решения задачи.

7. Умение объективно оценивать себя, рефлексировать

Планируемые результаты


Демонстрация навыков усвоения предметного

материала.

Умение применять предметные навыки в нестандартных условиях.

Умение создать конечный «продукт» — разработать плакат на тему: день космонавтики. Выделить основную информацию.

Проектный продукт

Плакат на тему: день космонавтики

Критерии оценивания


- правильность выполнения предметных заданий.

- составлен плакат по теме. Выделена основная информация.

- продуктивность взаимодействия учащихся в

микрогруппе при выполнении отдельных заданий и при «сборке» конечного продукта


Проектная задача

3 класс.

Тема: день космонавтики.

Ребята, скоро у нас 12 апреля- день космонавтики.

С давних времен люди мечтали узнать, что такое космос, космическое пространство. Почему звезды не падают? А если падают, то куда? Побывать в космосе – когда – то казалось несбыточной мечтой. И вот однажды прозвучала радостная весть – «Человек в космосе!» Это произошло уже много лет назад. Но история космоса на этом, конечно же, не заканчивается.

В связи с этим событием вы будете выполнять проектную задачу. Работа вам предстоит большая, будете много читать, думать.

Вы уже разделены на группы. Каждая группа работает сообща и помогает друг другу.

Уважаемые, ребята!

Желаю вам успехов и взаимного сотрудничества в решении задач.

Задание 1. Напишите название космодрома, с которого стартуют в космос ракеты

 

__________________________________________________________________           

Задание 2.  С помощью алфавита, угадайте имя первой женщины космонавта.


Имя:

 

3

1

13

6

14

19

10

14

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фамилия:

 

19

 

6

17

6

25

12

15

3

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Задание 3. Космонавты из космоса обязательно связывались с Центром управления полетов на Земле, чтобы докладывать о результатах работы. Каким позывным связывались с Валентиной Терешковой? Разгадав ребус, вы узнаете это слово.

Задание 4. Дату полета в космос Валентины Терешковой вы назовёте, решив без ошибок следующие задания:

 

Дата полёта: 192: 12   

__________________________________________________________________


Месяц полёта: первый летний месяц

_________________________________________________

Год: 

1) цифра, на месте сотен в числе 3165  

  _______________________________________________________ 

2) 810: 90

 ________________________________________________________ 

3) 5400: 900                              

__________________________________________

4) сколько суток в 72 часах? 

__________________________________________


Задание 5: Ученые хотели узнать, с чем придется столкнуться человеку в космическом полете. Поэтому сначала решили отправить в космическую неизвестность различных животных.

Перед вами текст. Прочитайте его внимательно. Подготовьте ответы на вопросы.

 

Первыми «космонавтами» - разведчиками стали собаки, кролики, насекомые и даже микробы. Первая маленькая мышка - космонавт пробыла над Землей почти целые сутки. В её черной шёрстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка вернулась живой.

Потом настала очередь собак, более умных животных, чем мыши и кролики. Но не каждая собака подходит для полета. Надо найти такую, чтобы величиной она была не больше кошки и весила 4-6 килограммов, ей должно быть не больше 2 - 3 лет и со светлой шерсткой, так ее лучше видно в кинокамеру.

Породистые собаки для трудных испытаний не годились: они слишком изнежены и капризны. Ласковые, спокойные и выносливые дворняжки лучше всего подходили для космических опытов.

В собачьем «космическом отряде» каждый день занятия и тренировки. Собак учили не бояться тряски и шума, переносить жару и холод, по сигналу лампочки начинать есть и еще многому.

Лучше других сдала «выпускные экзамены» умная и смелая собачка Лайка. Для нее построили специальную ракету, где был запас пищи, воды и воздуха. 3 ноября 1957 года на Лайку надели специальный скафандр, и ракета умчала отважную разведчицу в космос. О здоровье собаки ученые узнавали с помощью специальных приборов, которые были установлены на ракете. Лайка из космоса не вернулась.

Вслед за Лайкой в космос полетели и другие собаки: Белка и Стрелка, Чернушка и Звездочка, Пчёлка и Мушка. Все они вернулись на Землю. Так ученые убедились, что живые существа могут жить в невесомости. Путь в космос был открыт.

Работа с текстом.

1. Подчеркните желтым карандашом, какая собака подходит для полета.

2. Подчеркните зеленым карандашом, чему учили собак на тренировках.

3. Подчеркните синим карандашом, какая собака сдала «выпускные экзамены»?

4. Подчеркните красным карандашом, зачем ученые посылали в космос животных?

Задание 6. Используя все полученные знания, оформите плакат по теме проектной задачи. Выступите перед одноклассниками.

Подведение итогов. Представления продукта выполнение задания.

Рефлексия.

Ответь на вопросы.

Поставь галочку на оценочной шкале:

1. Оцени, насколько интересной показалась тебе проектная задача «День космонавтики».

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2. Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3. Оцени свой вклад в решение проектной задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении заданий).

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4. Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5. Хотел бы ты работать еще раз в этой же группе? (обведи.)

Да Нет

Почему? ______________________________________________________


Оценочный лист


Критерии

Баллы

1

2

3

4

5

6

Оценка

работы

1. Задание выполнено верно.

2







2. Письменная речь без ошибок.

2







3.Акккуратно оформлены

ответы на задания.

2







Оценка выступления

4. Коммуникативные качества

(культура речи, доброжелательность)

2







5. Ответы на вопросы (полнота, корректность, убежденность,

аргументированность).

2


















































Заключение

Для организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся начальной школы нужно множество ресурсов. Главным из которых является помощь и поддержка учителя и родителей. Поэтому для создания исследовательского проекта с обучающимся необходимо обращаться за помощью родителей. При выборе темы исследовательской работы нужно учитывать интересы ребёнка.

Для создания проектной задачи для обучающихся начальной школы учитель должен создать условия, где будет обучающимся интересно узнавать новое.





















Библиографический список
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021г. №286"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100)) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/

  2. Леонтович А.В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infrescenter.ucoz.ru/Shk_Bibliotek/proekt_deyat/2013/leontovich.pdf

  3. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011

  4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2005. – 80 с. (Метод. биб-ка)

  5. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. – М.: Сентябрь, 1998. – С. 132.

  6. Исследование. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyclowiki.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!