СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы"»

Министерство образования Красноярского края

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького»




Методические рекомендации

«Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы»

Красноярск, 2024

Сборник составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Автор – составитель: Д.В. Трофимова, студентка 3 курса КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» отделения «Преподавание в начальных классах».

























Аннотация

Данные методические рекомендации посвящены организации проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы. Методические рекомендации содержат правила выбора темы, структурирования содержания исследовательского обучения, а также типичные ошибки, допускаемые руководителем учебно-исследовательской деятельности.

Пособие адресовано учителям начальных классов, родителям обучающихся и студентам педагогических колледжей и университетов.











Оглавление

Пояснительная записка 5

1 РАЗДЕЛ. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 7

1. 1 Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании 7

1. 2 Типичные ошибки при формулировании темы исследовательской работы 9

1. 3 Типичные ошибки при формулировании цели, задач, гипотезы 11

1. 4 Типичные ошибки при выборе методов исследования 14

1. 5 Паспорт исследования 16

1. 5. 1 Паспорт исследования 16

2 РАЗДЕЛ. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 22

2. 1 Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 22

2. 2 Проектная задача 26

2. 2. 1 Проектная задача «Мой город» 26

Заключение 36

Список используемой литературы 38







Пояснительная записка

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее ФГОС НОО) обеспечивает реализацию равных возможностей получения качественного начального общего образования, включая и исследовательские умения. Также можно предположить, что данный способ организации обучения и воспитания гарантирует развитие всех планируемых результатов (предметных, метапредметных и личностных), в зависимости от области исследования. В ФГОС НОО, в котором одно из центральных мест, занимает проблема развития исследовательских умений у обучающихся. В данных условиях возрастает интерес к личности, владеющей умениями и навыками исследовательского характера, способной самореализоваться, создать что-то новое.

В первую очередь, по А. О. Карпову, исследовательские умения – специально организованная познавательная творческая деятельность учащихся, которая характеризуется целенаправленностью, активностью, наглядностью, мотивированностью и сознанием, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективных новых для учащихся знаний или способов деятельности. Данным определением он констатирует тот факт, что данное умение является основой мастерства и творчества человека, а также такие умения формируются в процессе деятельности.

Также стоит добавить, что российский физиолог И. П. Павлов в связи с этим писал: «Вряд ли достаточно оценивается рефлекс, который можно было бы назвать исследовательским рефлексом, или, как я его называю, рефлекс «что такое». Этот рефлекс идет очень далеко, сказывается, на остальных, в той любознательности, которая создает науку...».

Итак, интерес, стремление к исследованию заложено природой в живом существе и развивается непрерывной изменчивостью внешних условий. Исследовательские умения формируются в процессе соответствующей деятельности, которая организуется педагогом в условиях развивающего обучения как целостной системы.



1 РАЗДЕЛ. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 1. 1 Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании

Исследовательский метод способствует эффективному обучению учащихся в коллективе, обеспечивая усвоение учебного материала на индивидуальном уровне. Совместная работа позволяет всем детям принимать активное участие в проектах, выделяться и выстраивать собственную стратегию действий. Учебная деятельность на уроке или во внеурочное время предполагает, что успех всей группы зависит от индивидуальных успехов каждого участника, мотивируя их к активному участию, углубленному пониманию материала и к поиску новых знаний из различных областей.

Этапы исследовательской работы подразумевают начало с выявления проблемы, далее определение темы исследования, акцентируя внимание на ее актуальности, ставя перед учащимися цели, задачи и формулируя гипотезу. Литературный обзор, методика исследования, полученные результаты и выводы также играют важную роль в данном процессе. После этого дети создают продукт своего исследования и представляют его на защите перед аудиторией.

Одним из этапов является обозначение проблемы, что надо изучать. Данный этап работы можно организовать через сравнительный анализ, например, сравнивать два объекта, приходить к разным результатам. Соответственно, находить проблему.

Следующий шаг в исследовательской работе – это обозначение темы исследования. Назвать проект зависит по большей части от возрастных особенностей обучающихся, в данном случая будет видна специфика работы над исследованием от класса. Если на первых ступенях обучения можно давать ключевые слова, фразу, игры со словами, а также можно использовать «мозговой штурм», то с обучающимися постарше следует использовать другой подход. Необходимо определить область исследования: фантастическая, теоретическая, эмпирическая. А также можно использовать «мозговой штурм» как способ определения темы.

Следующий шаг – актуальность, или почему эту проблему нужно изучать. Существует большое количество материала, через которое можно доказать актуальность: видеоматериалы, мультфильмы, паззлы с иллюстрациями и текстом, тексты с пропусками или с лишними словами.

Далее необходимо поставить обучающимся цель, задачи и гипотезу исследования, поскольку это три составляющие, которые не могут существовать друг без друга.

Цель исследования, или какой результат предполагается получить. Можно использовать следующие приемы: продолжить фразу, игра слов, наводящие вопросы, через которые можно установить цель исследования.

Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально. Данный этап предполагает деформированный план или дать лишнее, а также можно использовать клише, ключевые слова.

Гипотеза – что не очевидно в объекте. При данном этапе на начальной ступени обучения можно использовать персонажей сказок, игр, мультфильмов, так как такой прием подразумевает мотивацию к работе обучающихся.

После данного этапа, как и любая научная работа, данный вид деятельности предполагает литературного обзора, так как процесс исследования весь новый. Здесь можно самостоятельно учащимся с родителями создать собственный список литературы, или учитель может предложить, но, добавив лишние энциклопедии.

Следующий пункт – это методика исследования – как и что исследовали.

Необходимо описать исследование. Это можно сделать через создание таблицы с этапами/шагами исследования. А на этапе рефлексии узнать, к каким выводам ученики пришли, опровергли ли они или доказали гипотезу.

Результатами исследования может стать самый разнообразный продукт: плакаты, баннеры, таблицы, схемы, диаграммы и т.д.

Выводы могут быть в виде кратких ответов на поставленные задачи. А также данное исследование можно опубликовать на образовательном сайте школы.

После выполнения всех этих этапов предстоит защита обучающихся, например, перед классом, на конференции: муниципальной, школьной, региональной и т.д. На данном этапе важную роль играют родители обучающихся. Они эмоционально готовят своего ребенка перед важным выступлением на публику.

За выполнением всех этих этапов данный вид деятельности преследует одну из важнейших задач – это укрепление школы и семьи, так как за такой работой все субъекты: родитель, ребенок и школа непосредственно находятся в непрерывной связи.

Исследовательская деятельность способствует развитию творческих способностей и умений учеников и способна укрепить взаимосвязь между семьей и школой. Важным моментом является поддержка родителей, которая помогает учащимся уверенно выступать на публике. Таким образом, исследовательская работа становится неотъемлемой частью образовательного процесса, способствуя полноценному развитию учащихся.


1. 2 Типичные ошибки при формулировании темы исследовательской работы

В подготовке исследовательской работы важную роль играет правильно подобранная тема. Тема для исследовательской работы – это краткое выражение единой мысли всей работы, своеобразный ракурс исследования.

Выбор темы исследования – очень серьезный этап, во многом определяющий будущую исследовательскую работу, отвечающую нескольким принципам: работа несет добровольный характер, личную заинтересованность исследователя, проблемности, научности, доступности.

Соответственно, необходимо установить, какие ошибки может допустить учитель при выборе темы для исследовательской работы. Рассмотрим типичные ошибки ниже.

1. Учитель навязывает обучающемуся свое мнение и точку зрения при выборе темы.

Во избежание такой ошибки необходимо вызвать желание что-либо исследовать. Такое желание возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес. Естественно, для того чтобы выбрать тему, интересующую ученика, нужно знать его интересы и склонности. Суметь услышать, понять, почувствовать его интересы - сложная, но вполне решаемая педагогическая задача.

2. Самая идеальная работа та, на которую потратили очень много времени.

На самом деле, учитывая возрастные особенности обучающихся, концентрировать внимание на каком-то объекте достаточно сложно, поэтому часто приходится наблюдать, что увлеченно начатая и не доведенная сразу до конца работа так и остается незаконченной. Выполнить исследование «на одном дыхании» практически очень сложно, поэтому необходимо рассматривать те темы, которые не требуют на решение продолжительного времени.

3. Любая тема может стать темой исследовательской работы.

Цитируя третий пункт ошибок, можно сказать, что любая тема может стать темой исследования, однако нужно учитывать то, что познание начинается с удивления, а удивляются ученики чему-то неожиданному. Оригинальность в данном случае следует понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные, привычные предметы и явления в жизни и окружающем нас мире.

4. Тема обо всем и ни о чем.

Тема должна охватывать чёткие границы и отражать суть работы. Если тема исследовательской работы будет охватывать слишком большую область, то сама работа не раскроет всю суть заголовка.

Таким образом, исследовательская работа делается учеником совместно с педагогом, поэтому тема должна вызывать интерес не только у ученика, но и у учителя. Исследуя проблему с обучающемся, можно приобретать знания вместе с ним, помогая друг другу, мы можем открывать для себя новые горизонты. Это один из самых результативных путей обучения творчеству.

1. 3 Типичные ошибки при формулировании цели, задач, гипотезы

Успех любой работы, в первую очередь, зависит от того, насколько ясно сформулированы её цель и задачи. Цель работы вытекает из предложенной темы, а задачи соответствуют сформулированной цели. Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь.

1. Цели исследования завышены.

Необходимо, чтобы цель была на уровне реальных сил исследователя. Если цель будет глобальной, соответственно, её невозможно будет достичь. Цели должны быть реальными, в противном случае обязательно произойдет одно из двух: либо они будут отложены в долгий ящик и никогда не приведут ни к каким действиям, либо в процессе выполнения придется изменить эти цели так, чтобы они стали ближе к реальности.

2. Несоответствие цели теме и проблеме исследования.

Иногда при формулировании цели частой ошибкой является то, что цель не соответствует проблеме, которую хотим решить. Поэтому необходимо понимать, к какому конечному результату мы хотим прийти, какими должны быть конечные продукты. Время, потраченное на целеполагание, с лихвой окупается благодаря минимальным потерям от бессмысленных метаний.

3. Предполагается получить уже известные знания, то есть цель банальна.

Прежде, чем ставить цель в исследовании, необходимо рассмотреть проблему под другим углом, ракурсом. Подумать, не является ли предполагаемая цель неоригинальной, так как обычные явления в жизни уже были рассмотрены кем-то.

Если цели отвечают на вопрос: «К какому состоянию необходимо прийти?», то задачи отвечают на вопрос: «Какие шаги необходимо сделать, чтобы достичь этого состояния?»


Следует различать, что цель и задача – не одно и то же: цель – существенно шире задачи. Задач может быть много, они всегда конкретны, включают все существенные детали, требующие разрешения в процессе работы – подбор литературных источников и их проработка, освоение методик исследования, знакомство с объектом и т.п. Формулировка задач исследования тоже довольно сложное и трудоёмкое дело.

Поэтому при формулировании задач тоже выделяют типичные ошибки. Технология формирования задач состоит в «расщеплении» цели на составляющие, одновременно в своей совокупности они дают представления о том, каким путём будет достигнута цель. Именно поэтому, задачи формулируются в виде перечисления (изучить, описать, сформулировать, установить) и, как правило, их не бывает более 4-5.

1. Выделяют глобальные шаги для достижения цели.

Нужно рассматривать то, что задачи должны быть примитивными шагами, чтобы прийти к небольшому результату. Необходимо выделять более простые и доступные для выполнения операции.

2. Нелогичность определения последовательности шагов для достижения цели.

Необходимо создать последовательность выполнения операций с учётом их связи, сложности, времени выполнения, то есть выработать тактику достижения целей.

3. Деление цели на малое количество шагов, которые не приведут к результату.

Нужно смоделировать весь объём работы: расщепить цель на более конкретные шаги и рассчитать свои силы.

Гипотеза исследовательской работы неразрывно связана с целью, задачами индивидуального исследовательского проекта (проблематика).

Формулирование гипотезы индивидуальной или групповой исследовательской работы основывается на разнообразных догадках, которые давно высказывались, но не были официально оформлены. Для подготовки гипотезы ученической исследовательской работы необходимо логически обосновать и грамотно сформулировать свое предположение.

При оформлении гипотезы тоже выделяют ряд ошибок.

1. Гипотеза слишком примитивна для доказательства или опровержения.

При формулировании гипотезы исследовательской работы следует избегать отсылки к очевидным и широко известным вещам, спорных или размытых понятий, противоречий с ранее полученными выводами по данной теме и собственным умозаключением к проекту.

2. Выдвигаемая гипотеза – непроверяемая.

Необходимо, чтобы выдвигаемая гипотеза должна быть доступна для ее проверки различными эмпирическими/теоретическими методами исследования. Поэтому гипотеза должна быть реально опровергаемая или доказуемая.

Таким образом, умение выдвигать гипотезы или строить предположения, ставить цель и строить план действий – одни из главных, базовых умений исследователя. В этом процессе обязательно требуются оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества как решительность и смелость.

1. 4 Типичные ошибки при выборе методов исследования

Выбор темы, формулирование цели, задач и гипотезы – полпути для исследовательской работы. Для нас сейчас важно – это выбор методов исследования. Методы исследований – это приёмы и средства, с помощью которых получают сведения, необходимые для вынесения практических рекомендаций и построения научных теорий. Развитие любой науки зависит от того, насколько используемые ею методы совершенны, насколько они надёжны и валидны (обоснованы и пригодны).

Чаще всего обучающимся интересно не искать научную информацию в источниках, а почувствовать себя в роли «ученого» в лаборатории, поэтому для проверки гипотезы используют методы наблюдения и эксперимента. В исследовательской работе обучающиеся часто допускают ошибки при выборе методов для исследования. О каждом из них пойдет речь ниже.

Наблюдение – древнейший общенаучный метод познания. Оно включается во все виды деятельности и позволяет получить некоторую первичную информацию об объектах окружающего мира. Для того, чтобы проводить наблюдение, необходимо развивать такое качество, как наблюдательность, которую можно охарактеризовать как деятельность, направленную на анализ изучаемого, факта, события с целью выявления определённой закономерности.

Типичные ошибки при «наблюдении» как методе исследования:

1. Внимание наблюдателя распределено на не интересующих его факторах.

Наблюдатель должен обладать таким качеством, как целенаправленность, т. е. внимание должно фиксироваться только на интересующих объектах.

2. Наблюдатель неактивен при процессе наблюдения, т.е. не использует способы фиксирования результатов.

Наблюдатель должен активно искать способы фиксирования результатов (использовать протоколы или дневники), выделять нужные ему моменты в наблюдаемом явлении, привлекая для этого свои знания и опыт, используя различные технические средства наблюдения. А также информацию, полученную путём наблюдения должны поддавать контролю на обоснованность

3. Наблюдение проводится в хаотичном порядке.

Наблюдение как метод исследования отличается от других своей планомерностью, т.е. наблюдение должно проводиться строго по плану, составленному исходя из задачи исследования. Поэтому можно сказать, что качественную информацию помогает получить тщательная процедура планирования.

Таким образом, наблюдение является весьма важным методом эмпирического познания, обеспечивающим сбор обширной информации об окружающем мире. Как показывает история, при правильном использовании этого метода, он является весьма плодотворным.

Научный эксперимент является методом исследования, обеспечивающим научно-обоснованную проверку правильности сформулированной в начале исследования гипотезы. В отличие от наблюдения, эксперимент позволяет искусственно отделить изучаемое явление от других, целенаправленно изменять условия его проведения.

Также как и у наблюдения, у эксперимента тоже имеются типичные ошибки при организации метода:

1. Не описан способ проведения эксперимента.

Нужно описать план исследования с конкретными шагами , так как при таком способе обязательна нужна конкретная и строгая последовательность. Каждый этап (шаг) имеет свои задачи, которые решаются часто последовательно, а иногда и одновременно.

2. Не описаны способы фиксации результатов.

Необходимо продумать формы записи результатов эксперимента. Эксперимент требует ведения протокола, в котором с помощью текста, символов, схем заносятся факты экспериментальной деятельности.

Таким образом, типичные ошибки присущи как «наблюдению», так и «эксперименту». Поэтому во избежание данных ошибок нужно понимать, с какой целью мы проводим тот или иной метод исследования, какие результаты ожидаем, как будем фиксировать результаты и т.д. поэтому именно от методов исследования зависит успех работы, так как именно они докажут или опровергнут гипотезу.

1. 5 Паспорт исследования 1. 5. 1 Паспорт исследования



Тема исследования: «Речевая агрессия младших школьников или некоторые тайны слов»

Актуальность исследования:

Наша жизнь — это ежедневное общение с родителями, взрослыми, друзьями. Часто мы становимся свидетелями разных видов общения. Поэтому легко заметить, что в нашей среде, заметно усилилось использование слов сниженной стилистической окраски. Даже содержательный разговор многое теряет, если речь собеседника засорена грубыми, неуместными словами. Очень обидно, что многие наши ребята не могут выразить свою мысль связно, без сквернословия. Мы часто слышим дополнительные, неприятные «комплименты». Как реагировать, если тебя называют «идиотом», «лохом» или «дураком»? Подобные обращения становятся нормой. Они являются не только оскорбительными, но и вызывают вспышки агрессии. Мы задумались: почему люди используют в речи обидные слова, и можно ли исправить ситуацию?

Проблема исследования: отсутствие знаний о речевой агрессии младших школьников

Объект исследования: речевая агрессия во 2 классе

Цель исследования: доказать, что обидные слова и грубость отрицательно влияет не только на других, но и на нас самих

Задачи исследования:

  1. Изучить историю появления некоторых обидных слов.

2. Выявить факторы, влияющие на речевую культуру школьников.

3. Провести анкетирование среди детей на предмет целесообразности использования грубых, обидных слов. Выяснить причины употребления обидных слов.

4. Создать альбом класса «Добро в твоем сердце»

Гипотеза исследования: предположим, что дети знают, что оскорбление плохо и понимают влияния слов.

Методы исследования:

1. Изучение литературных источников;

2.Проведение опроса

3. Создание альбома класса

Тип исследования (по продолжительности): краткосрочный

Этапы реализации исследования, краткое их описание:

  1. Обсуждение актуальности, проблемы, цели и гипотезы исследования. Планирование исследования, используя метод «анализ, синтез, классификация». Используем метод «опрос», для выявления целесообразности использования грубых слов.

  2. Изучаем историю появления некоторых обидных слов. Обучающиеся делится на 3 групп. Каждой группе выдаётся небольшой текст, с которой они должны познакомиться. Задача группы – выделить основную информацию из предложенного фрагмента текста. Зафиксировать главную мысль на листе, который затем будет прикреплен на кластер.

А) Сколько лет «дураку»?

В документах XV-XVII вв. слово «дурак» встречается в качестве второго нецерковного имени, его использовали, чтобы обмануть злых духов - мол, что с «дурака» взять. Истории известны Князь Федор Семенович Дурак Кемский, московский дьяк Дурак Мишурин. С тех же времен начинаются и бесчисленные «дурацкие» фамилии - Дуров, Дураков, Дуринова. Согласно другой версии, первого родившегося в семье ребенка называли «Первак», следом шли «Вторак» и «Третьяк». Четвертый по счету ребенок - «Другак». Но выговаривать слово было сложно, и, «Другака» переименовали в «Дурака».

Б) Хорошо ли быть «идиотом»?

Греческое слово «идиот» не содержало даже намека на психическую болезнь. Древние греки относились к общественной жизни ответственно и называли себя «политэс». Тех, кто не ходил на голосование, граждане не уважали и называли «идиотэс». Вскоре слово обросло новыми пренебрежительными оттенками - ограниченный, неразвитый, невежественный человек. В этом значении дошло слово и до наших дней.

Г) Почему «лоха» берут голыми руками?

«Лох» - популярное сейчас словечко. У жителей Севера оно относилось к рыбе - лососю, сёмге. Каждый год, через крутые каменистые пороги, идет лосось к месту нереста. Отнерестившись, рыба теряет последние силы и израненная, сносится вниз по течению. А там ее уже ждут хитрые рыбаки и берут лоха буквально голыми руками. Лох – род деревьев и кустарников. В России 1 вид – лох узколистый, произрастающий на юго-восточной Европейской части, в Сибири. Со временем «лохом» стали называть человека, которого легко обмануть. Рассчитанные на доверчивых людей - «простофиль» образовались слова и выражения: «лохануться», «лохупса», «развести лохов», «лохотрон». Как оказалось, многие слова раньше были вполне безобидными, а в наше время приобрели дополнительные оскорбительные оттенки. Некоторые считают, что ничего страшного в этом нет, даже не замечают, когда их произносят, а другие очень остро реагируют на них.

  1. Каждая группа кратко рассказывает о том слове, с которым они познакомились. Озвучивают как возникло, и что заключается в этом слове.

  2. Проведение анкетирования у обучающихся на предмет выявления целесообразности употребления слов и причин их употребления.

Чтобы выявить причины, по которым дети используют в речи обидные слова, мы составили анкету и провели анкетирование среди учащихся 2 классов:

1. Употребляете ли вы обидные слова в адрес друг друга?

2. Что чувствует человек, когда слышит в свой адрес обидные слова?

3. Где можно услышать обидные слова?

4. Почему друг другу говорят обидные слова?

К ак показало анкетирование, 60% учащихся ответили, что не употребляют обидных слов в адрес друг друга, возможно, скрывают по какой-то причине, а вот 15% честно утвердительно ответили и 11 % учащихся «редко» и «иногда» используют обидные слова. 44% детей очень болезненно реагируют на подобные слова, обижаются, 22 % испытывают грусть и огорчение , 4% лезут в драку, 25% не смогли дать четкого ответа, засомневались.


На 3 вопрос, где вы слышите подобные слова, 34% учащихся указали, что в школе от сверстников и старшеклассников,29% - на улице, 7% - от плохих людей, 7% - в ссоре, драке, 6% - слышат их в семье. Таким образом, на формирование речевой культуры школьника большое влияние оказывают сверстники, семья, школа.

Причины использования ругательных слов (вопрос №4), следующие: а) из-за злости (22%); б) дети не знают для чего используют обидные слова (28%); в) чтобы обидеть другого и потому что поссорились (24%); г) из-за плохого настроения (8%); д) в ответ на обидные слова, удар (8%).


Таким образом, представленные в работе исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Некоторые ругательные слова были раньше довольно безобидными словами, а оскорбительный смысл приобрели в современное время.

2. Обидные слова оказывают негативное влияние на формирование словарного запаса младших школьников.

3. Источником формирования речевой культуры является семья, сверстники, старшеклассники, компьютерные игры, телевидение, социальное окружение в целом.

4. Как показало анкетирование, дети используют ругательные слова, потому что слышат их вокруг себя, хотят передать свои чувства, произносят их, часто не вникая, в смысл слова и даже не подозревают, что тем самым обижают другого человека.

Используемые источники:

  1. Большой энциклопедический словарь (Языкознание). М., 1998.

  2. Они И. Спасибо, пожалуйста, здравствуйте. JT.: Лениздат, Социальнокоммерческая фирма «Человек», 1999.

  3. Ресурсы Интернет 4. Реформатский А.А. Введение в языкознание. М., 1995.

  4. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М., 1985.

  5. Русские пословицы и поговорки: Учебный словарь / Авт. Зимин В.И. и др. М. :Школа-Пресс, 1994.

  6. Словарь афоризмов русских писателей / Королькова А.В., Ломов А.Г.; под рук. д-ра филол. наук, проф. Тихонова А.Н. - 2-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз.- Медиа, 2005


2 РАЗДЕЛ. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 2. 1 Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура

Проектная учебная деятельность является компонентом системы образования и развития учащихся, а не самой системой. В рамках организации полного дня данная форма работы особенно эффективна. Проектирование может использоваться как на уроках, так и на развивающих занятиях, факультативах, кружках. Проектное обучение личностно-ориентировано, самомотивируемо, следовательно, позволяет учиться на собственном опыте и опыте других, стимулировать познавательный интерес, получать удовлетворение от своего труда, создавать ситуацию успеха. Педагоги, в свою очередь, должны быть готовы возглавить проект, генерировать идеи проекта, быть в составе команд, работающих над другими проектами.

Проектная деятельность школьников – это учебно-познавательная деятельность, которая имеет цель, характеризуется определенным набором действий, направлена на решение конкретной задачи и подразумевает анализ и оценку полученных результатов. Легко заметить, что составляющие метода проектов полностью совпадают со структурой учебной деятельности обучающихся, так как оба вида деятельности направлены на формирование у обучающихся как предметных результатов, так и метапредметных (познавательных УУД, регулятивных УУД и коммуникатинвых УУД) и личностных результатов. Благодаря этому проектную деятельность можно использовать с целью отработки навыков учебной деятельности младших школьников, а также с целью систематизации и обобщения материала после открытия нового знания. Данная деятельность охватывает всевозможные виды деятельности учащихся, так как включает в себя познавательную, игровую и творческую деятельность, задействуя все аспекты жизни обучающихся.

Как правило, младшие школьники приходят в школу уже замотивированными на процесс обучения, на получение новых знаний. Поэтому для учителя важно поддержать этот интерес, дать школьнику возможность его проявить. Исходя из этого «задачей учителя становится организация условий для проявления детской образовательной активности и самостоятельности при освоении учебной программы. Всю проектную работу с младшими школьниками можно разделить на три больших блока.

Первый блок подготовительный. На данном этапе осуществляется пропедевтика проектной деятельности обучающихся. Начинаем работу с учениками с самых простых творческих упражнений, которые можно объединить в группу под названием «Придумай сам». Это могут быть задания вида: по математике - придумай задачу, по литературному чтению - сочини историю, придумай загадку и прочее. Данные задания помогают учителю отработать с детьми навыки проектной деятельности: формулирование цели (с помощью учителя), решение конкретной учебной задачи, определение набора действий (планирование), контроль и оценка выполненной работы (рефлексия). Даже на подготовительном этапе мы уже можем говорить о формировании у обучающихся базовых структурных компонентов учебной деятельности.

Второй блок проектной работы включает в себя творческие задания исследовательской направленности. На данном этапе тематику заданий и цель задает также учитель, а вот поисковую (исследовательскую) часть школьники выполняют совместно с родителями. Прежде всего, речь идет о поиске дополнительной информации по какому-либо вопросу. Родители должны быть рядом, поддерживать школьника, помогать и направлять его поиски, но не выполнять задания вместо него. Только при таком способе работы возможно формирования умения поиска, отбора и обработки новой информации, что также является одним из базовых компонентов учебной деятельности.

Третий блок, к которому педагог может перейти только тогда, когда отработаны основные компоненты учебной и внеурочной деятельности, когда ребенок может осуществлять проектную деятельность относительно самостоятельно. На данном этапе заданиями будут непосредственно сами проекты. Здесь младший школьник уже может самостоятельно выбрать тематику работы, поставить цель или сформулировать запрос (например, что я хочу узнать), выделить для себя конкретную задачу, проблему, предложить пути се решения (определить набор действий), осуществить самоконтроль и самооценку (рефлексия) и представить полученный результат.

Таким образом, специфика проектной деятельности очевидна, так как в рамках процесса обучения вооружает обучающихся начальной школы не только знаниями, но и жизненными компетенциями. Использование различных видов учебной деятельности служит одним из главных способов совершенствования и в то же время характеристикой качества образовательного процесса, так как она содействует появлению самостоятельности у ребенка, развивает использование творческого подхода в обучении, побуждает к самообразованию, к достижению высоких результатов в учебе.

Проектная деятельность, как и любая учебная деятельность, имеет структуру:

1. выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, то есть с проектирования самого проекта, в котором проблема должна иметь социальную значимость.

2. После определения проблемы, ученики приступают к формулировке гипотезы. Гипотеза должна быть реальной.

3. Далее происходит работы над темой, целью и задачами проекта. Они должны отражать четкую формулировку, план действий.

4. Выбор методов должен быть обоснован. Необходимо выбрать такие методы, которые позволят подтвердить или опровергнуть гипотезу.

5. Следовательно, работа над изучением материала. Поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.

6. Разработка продукта.

Результатом работы над проектом, то есть выходом проекта, является продукт.

Существует множество форм продукта: Web-сайт; Анализ данных социологического опроса; Атлас; Атрибуты несуществующего государства; Бизнес-план; Видеофильм; Видеоклип; Выставка; Газета; Действующая фирма; Журнал; Законопроект и т.д.

7. Презентация продукта.

Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Не обязательно, чтобы все действия совершались последовательно. Как правило, во время проектной деятельности параллельно идёт несколько процессов, которые необходимо координировать.

В проектной деятельности школьников возникает нематериальный продукт — изменение самого ребенка, превращение его в автора некоторого, пусть и весьма скромного «произведения».

Обсуждение предстоящей проектной деятельности (выбор темы, обоснование принятого решения) вызывает затруднения у младших школьников. Привыкшие к репродуктивной деятельности учащиеся с неуверенностью вступают в дискуссии. Но, по мнению Н. В. Матяш, этот барьер, возможно, снять с включением методов свободной дискуссии, «мозгового штурма», имитационных деятельностных игр.

Подводя итог, можно сказать, что проектная деятельность в рамках образовательного процесса способна вооружить обучающихся начальной школы не только знаниями, но и жизненными компетенциями. Использование различных видов учебной деятельности можно считать главным критерием ее качества. Она побуждает к самообразованию, к достижению высоких результатов в учебе. В педагогической науке и практике исторически, в процессе эволюционного развития разнообразных форм обучения, был выявлен богатый опыт по организации процесса проектного обучения. Его элементы можно заметить в различных педагогических концепциях.

2. 2 Проектная задача 2. 2. 1 Проектная задача «Мой город»

Паспорт проектной задачи

Тип проектной задачи

Предметная проектная одновозрастная задача

Место проектной задачи в образовательном процессе


Дидактические цели

  1. Использование освоенных естественнонаучных знаний и умений в нестандартных ситуациях.

  2. Развитие умения анализировать текстовую информацию

  3. Развитие умения выделять необходимую информацию из разных источников

  4. Развитие умения дополнять схемы и таблицы

Предметные знания и умения и

метапредметные действия, на которые опирается задача

Предметные:

Метапредметные:

Планируемый педагогический результат

Умение применять предметные навыки в нестандартных условиях.

Умение анализировать текстовую информацию.

Умение выделять необходимую информацию из разных источников.

Умение дополнять схемы и таблицы.

Критерии оценивания

Правильность выполнения предметных заданий.

Правильность выделенной информации из разных источников.

Правильность дополненных схем и таблиц.



  1. Замысел проектной задачи

Проектная задача состоит из шести заданий. Задание № 1, Задание № 2 и Задание №3 связаны между собой. В соответствии с заданиями в проектной задаче класс делится на группы, каждая из которых независимо от других участвует в разработке журнала «Юный краевед»

Задание № 1 предполагает выделение определения «родина», «край», «город».

Обучающиеся читают текст о «Мой город». Из этого текста выделяют определение понятия «родина», «край», «город». и вырезают.

Результат – выделено определение:

Задание № 2 ставит задачу дополнит таблицу по

Обучающиеся также обращаются к тексту из Задания № 1 и выделяют дату основания, площадь, населения, герб, выделяют соседние регионы. После выделения необходимой информации, обучающиеся заполняют таблицу. Результат – дополнена таблица о городе.

Задание № 3 ставит задачу дополнить схему по составу города.

Обучающимся необходимо из текста № 2 определить на какие районы делиться город. После того как обучающиеся определили состав, они дополняют схему.

Результат – дополнена схема.

Задание № 4

Обучающиеся заполняют таблицу на основе текста №3 о погодных условиях. Им необходимо найти данные о погоде в 1902 году, в 1978 году, 2000 и самостоятельно с помощью инструментов определить температуру и погодные условия.

Результат – заполненная таблица.

Задание № 5 предполагает дополнения листа «Мой город»

В данном задание обучающимся необходимо подготовить страницы для будущего научного альбома с выполненными заданиями. Завершив данный этап работы, группа готовит выступление. После выполнения всех заданий проектной задачи происходит защита разработок. Дети сами должны выбрать наиболее точный план о рассказе о своем городе, наиболее аргументированно представленный, наглядно и красочно оформленный.

Результат – подготовленные страницы для журнала «Юный краевед»

Содержание проектной задачи



Добрый день, ребята, сегодня мы с вами погрузимся в увлекательное путешествие по нашему городу, мне хочется., чтобы Вы узнали много всего интересного и познакомились. Но для начала нам надо с Вами посвятиться в краеведов. А вы знаете, кто это? Краевед — это человек, который знает все о своем городе и крае.

Клятва

Я, юный краевед, вступая в ряды любителей истории перед лицом своих единомышленников, торжественно клянусь: горячо любить и изучать свой родной край, как учат наши руководители, свято чтить историческую память своей Малой Родины. Никогда и нигде не бросать моего безнадежного дела. Привлекать в ряды краеведов, лучших из лучших. Клянусь! Клянусь! Клянусь!

Теперь мы точно можем с Вами начинать нашу работу. В наш город приезжают люди из разных городов. В связи с этим, городской отдел по культуре обращается к вам с просьбой подготовить плакат о истории нашего города.

Работать будет в группах, каждая группа отправится в образовательное путешествие по маршрутному листу. На столе у Вас лежат задания все они связанны между собой. Необходимо изучить информацию для выполнения заданий. И после оформить плакат и страничку в Вашем Журнале.



Задание 1

Прочитайте текст о своей родине. Выдели понятия: родина, край, город.

Вырежете только, что Вам необходимо.

Флаг г. Красноярска

Герб Красноярска

Р одина — место, страна, где родился человек и к судьбе которой он ощущает свою сопричастность. Именно таким местом стал город Красноярск для многих людей. Не так давно на этом месте ничего не было, а сейчас это населённый пункт, имеющий соответствующий статус с учётом численности населения, характера занятий его жителей, географического, экономического, исторического и культурного значения. Красноярск — один из крупнейших городов России, крупнейший культурный, экономический, промышленный и образовательный центр Центральной и Восточной Сибири. Город Красноярск находиться в Красноярском крае. (Край — это территория, расположенная на границах владений местности.) И был основан в 1628 году. Город расположен в середине России, на обоих берегах Енисея. Его площадь составляет 418 км^2. Населяет город различные национальности: русские, ненцы, хакасы. На территории города 1 196 913 человека.





Задание 2

Выделите информацию из текста к заданию №1. Необходимо заполнить таблицу.

Страна


Край


Город


Дата основания


Площадь


Население


Герб






Флаг










Задание 3

Прочитай небольшой отрывок из газеты. Ответь на вопросы:

  1. Сколько районов в г. Красноярск?

  2. Какой самый многочисленный район?

  3. Какой район был образован в 1977 году?

Ниже заполни схему.











Красноярск административно разделён на 7 районов:

Район

Население

Образован

Железнодорожный

100 946[104]

29 ноября 1979 года (выделен из Октябрьского района)

Кировский

125 182[104]

создан в 1934 году

Ленинский

156 777[104]

создан 28 августа 1942 года (выделен из Кировского района)

Октябрьский

186 772[104]

создан 25 июня 1938 года под названием Кагановический район. Переименован в 1957 году

Свердловский

163 470[104]

создан 23 марта 1977 года (выделен из Кировского района)

Советский

368 563[104]

создан 29 мая 1969 года (выделен из Центрального района)

Центральный

86 061[104]

создан 25 июня 1938 года под названием Сталинский район. Переименован 5 ноября 1961 года

Районы Красноярска подразделяются на исторически сложившиеся микрорайоны.

В состав городского округа город Красноярск входит деревня Песчанка (на административном уровне подчинена Советскому району)



Красноярск























Задание 4

Прочитай текст и заполни таблицу.

Климат Красноярска континентальный  Зима малоснежная. В июне 2023 был установлен максимум температуры за XXI век +37 градусов.

Первым на Енисее начал метеорологические наблюдения декабрист М. Ф. Митьков, прибывший в Красноярск в 1836 году. Он в течение десяти лет вёл ежедневные наблюдения.

В 1902 году температура достигла -8 градусов в марте, а августе +16 градусов. В 1978 году в апреле было +2 градуса, а в апреле 2000 года температура было на 2 градуса теплее (больше).



Заполни таблицу. Используй данные текста и оборудование.

Год

Месяц

Температура

1902

Август


1978

Апрель


2000

Апрель


2024

Март




Задание 5

Для представления свое работы заполните лист «Мой город»











Красноярск

РАЙОНЫ

Площадь

Регионы

Население



флаг

Герб































Заключение

Проектно-исследовательская деятельность в дополнительном образовании становится всё более популярной. Изначально внедрение данной деятельности происходило только в основном процессе обучения, но позже стало ясно, что она может быть полезна и применима на различных кружках, факультативах и курсах. Эта сфера образования только начинает развиваться, поэтому печатных трудов, посвященных данной теме, практически нет.

Под методом проектов понимают технологию организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.

В основу данных методов была положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы. Проблема обязательно должна быть взята из реальной жизни, знакомая и значимая для ученика, ее решение должно быть важно для учащегося. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат – опыт деятельности – станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.

Проекты и исследования в младших классах – это трудная задача. Дети еще слишком малы для проектирования. Речь не идёт о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Это будут лишь элементы проектной деятельности в ее классическом понимании. Но для первоклассника это будет его проект. Думаю, на сегодняшний день нельзя уверенно сказать, что технология обучения по методу проектов в начальной школе полностью разработана и апробирована.

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе позволяет не только всесторонне развивать личность ребенка, способствовать его социализации, но и также обеспечить процедуру учета внеучебных достижений обучающихся.

В начальной школе и исследовательская, и проектная деятельность является альтернативой ведущей в данном возрасте игровой деятельности. Организация такой деятельности позволяет таким образом создать ситуацию, в которой обучающиеся учатся делать выбор и нести ответственность.






Список используемой литературы
  1. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования, 2021. – 31 с.

  2. Богомолова А.А. Организация проектной исследовательской деятельности учащихся / А. А. Богомолова // Биология в школе. - 2019. - N 5. - С. 35-38.

  3. Борисенко Н.А. Как мы работали над проектом, или Технология исследовательской деятельности учащихся : метод проектов / Н. А. Борисенко // Литература в школе. – 2017. - №7. - С. 39.- N7.

  4. Громова Т.В. Организация исследовательской деятельности / Т. В. Громова // Практика административной работы в школе. - 2006. - № 7. - С. 49-53.

  5. Меняева И.Н. Организация поисковой, исследовательской, экспериментальной работы в школе / И. Н. Меняева // Педагогическая мастерская. - 2015. - № 3. - С. 12-15.

  6. Мухина В. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности / В. Мухина // Народное образование. - 2016. - № 7. - С. 123-127.

  7. Самсонова В.П. Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности младших школьников. – 2018 г. – 32 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nsportal.ru.

  8. Турчен Д.Н. Проектная деятельность как один из методических приёмов формирования универсальных учебных действий. - 2017 г - 1-10 с.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!