Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования и развития детей города Димитровграда Ульяновской области»
Епанешникова Влада Владимировна,
методист
Методические рекомендации «Организация методической работы с молодыми специалистами в условиях дополнительного образования, направленной на их профессиональный рост и успешное вхождение в профессию»
В работе с молодыми специалистами в Учреждении дополнительного образования детей необходимо руководствоваться нормативными документами федерального, регионального, муниципального и локального уровней. «Под молодыми специалистами понимаются лица в возрасте до 30 лет – педагогические работники, впервые после окончания образовательной организации высшего образования, профессиональной образовательной организации, приступившие соответственно к педагогической деятельности и работающие в образовательной организации до истечения трех лет со дня окончания образовательной организации.
Работу с молодыми специалистами в учреждении дополнительного образования, направленную на их профессиональный рост и успешное вхождение в профессию, надо осуществлять комплексно:
- через деятельность методического объединения молодых специалистов учреждения;
- через реализацию наставничества;
- через проведение профессиональных педагогических конкурсов;
Если в учреждении дополнительного образования достаточно большое количество (5–10 человек) молодых специалистов, то целесообразно организовать методическое объединение. Деятельность такого методического объединения должна быть нацелена на создание психологических и методических условий для адаптации начинающих педагогов, оказании им помощи в их профессиональном росте и успешном вхождении в профессию, в формировании у них потребности в непрерывном самообразовании.
Руководит подготовкой, организацией и работой методического объединения методист, утвержденный приказом директора. Его роль заключается в планировании работы методического объединения, в подготовке и организации заседаний, в анализе, корректировании и подведении итогов работы.
Перед первым заседанием методического объединения его руководитель выявляет затруднения молодых специалистов, которые они испытывают в профессиональной деятельности через собеседование, наблюдение, а также анкетирование.
Исходя из практики работы, чаще всего молодые специалисты испытывают затруднения: - в ведении документации; - в составлении дополнительной общеразвивающей программы, календарно-тематического плана; - в планировании и анализе учебного занятия; - в адаптации в новом коллективе и умении взаимодействовать, как с молодыми, так и с опытными коллегами, с администрацией, учащимися и с родителями и др. Также руководителю методического объединения важно знать не только профессиональные затруднения каждого молодого специалиста, но и его сильные стороны, уровень его педагогической квалификации, его возможности, особенности, склонности и увлечения. Это позволит определить содержание и формы психологической, методической помощи, в которой он нуждается, которые наиболее соответствую его способностям, опыту и навыкам.
Собранный в результате анкетирования, собеседований и наблюдений материал, является основой для планирования работы методического объединения. Надо отметить, что особенностью деятельности методического объединения является то, что оно объединяет молодых специалистов, закончивших учебные педагогические заведения, но и молодых специалистов, не имеющих педагогического образования, опыта работы с детьми. Более того , они все могут работать в разных направленностях, реализуемых в многопрофильном учреждении дополнительного образования (социально-педагогическая, физкультурно-спортивная, художественная, техническая, естественнонаучная, туристско-краеведческая).
Перед методическим объединением молодых специалистов ставятся задачи, например: - помочь молодым специалистам в овладении современными педагогическими технологиями образовательного процесса, повышение творческого потенциала педагогов с учетом их индивидуальных особенностей; - оказать методическую помощь в составлении дополнительной общеразвивающей программы, учебных занятий, воспитательных мероприятий; - организовать работу по адаптации молодых специалистов в новом коллективе и умении взаимодействовать, как с молодыми, так и с опытными коллегами, с администрацией, учащимися и с родителями и др.
На методическом объединении молодых специалистов целесообразно рассматривать общие вопросы: нормативной и методической документации по вопросам обучения и воспитания; ознакомление с методикой проведения различных видов занятий; внедрение в учебно-воспитательный процесс современных педагогических технологий; обмен опытом успешной педагогической деятельности среди молодых специалистов и др.
Обычно на заседания методического объединения выносятся 2–3 выступления по запланированной теме, которые обсуждаются и по которым разрабатываются определенные рекомендации, памятки.
При составлении дополнительной общеразвивающей программы целесообразно ориентировать молодых специалистов на методические рекомендации, разработанные министерством образования и науки России по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
Работу по адаптации молодых специалистов в новом коллективе и умении взаимодействовать, как с молодыми, так и с опытными коллегами, с администрацией, учащимися и с родителями и др. выстраивает психолог учреждения, который также принимает активное участие в работе методического объединения, проводит семинары тренинги, индивидуальные консультации. Обычно процесс адаптации длится около 3 месяцев, в течение которых молодой специалист начинает знакомиться с условиями труда и участниками образовательного процесса. В период профессионального становления одному педагогу не справиться, ему в этом помогает психологическая поддержка. Психологическая поддержка охватывает сферу общения педагога-педагога, педагога-учащегося; педагога-администрации, педагога-родителя. На семинарах, тренингах начинающий педагог находит ответы на интересующие его проблемные вопросы и преодолевает барьеры общения. Параллельно педагоги знакомятся друг с другом и начинают чувствовать себя командой, в которой нет места недоверию и боязни быть непонятым.
Помимо выступлений по обозначенной теме на заседаниях методического объединения могут проводиться обзоры новейшей методической литературы и достижений педагогической науки, тем самым осуществляться информационно – методическое сопровождение вхождения в профессиональную деятельность молодых специалистов. Также на заседаниях методического объединения обсуждаются результаты посещения членами методического объединения открытых учебных занятий и воспитательных мероприятий. Заседания методического объединения молодых специалистов лучше проводить 3– 4 раза в учебном году.
Темами заседаний методического объединения молодых специалистов могут быть: 1. Адаптация молодого специалиста в условиях дополнительного образования. 2. Психологический портрет педагога. Личное обаяние и общение. 3. Эмоциональная культура педагога. 4. Имидж педагога дополнительного образования. 5. Кофликтология. Занятие с элементами тренинга. Разрешение конфликтных ситуаций. 6. Круглый стол «К вершинам мастерства» (Подведение итогов учебного года). Для того чтобы заседания методического объединения проходили интересно и результативно хорошо проводить их в различных формах: методические сессии, дидактические трибуны, методические студии, тренинги, деловые игры, практикумы, семинары, педагогические конференции и др.