СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации к проведению факультативного занятия А.А. Бок и М.А. Врубель.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

А.А. Блок и М.А. Врубель - два творца, чье творчество тесно связано между собой. Изучение отдельных произведений А. Блока целесообразно проводить с опорой на анализ поотен М. Врубеля.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации к проведению факультативного занятия А.А. Бок и М.А. Врубель.»

Глава II. Методические рекомендации к проведению факультативного занятия на тему «Блок и Врубель»


Проанализировав существующие в настоящее время учебно - методические комплекты по литературе, мы пришли к выводу, что они дают большой простор учителю для творческого подхода в выборе программ и учебников.

Анализ этих учебных программ показал, что творчество А.А. Блока изучается в достаточном объеме, авторы рекомендуют при изучении произведений поэта делать акценты на роли учения В.С. Соловьева в творчестве и философском мировоззрении Блока, на проблемах эволюции лирического героя у А. Блока, мире стихий в лирике поэта, величии и трагедийности выбора, совершаемого лирическим героем, трагедии поэта в «страшном мире», мотиве безысходности, утраты абсолюта, обращать внимание на перекличку тем творчества Блока и других русских поэтов (Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Некрасов).
По этим программам, в большинстве случаев, дети знакомятся с творчеством поэта в девятом и одиннадцатом классах, только программа авторского коллектива Санкт-Петербургского государственного университета педагогического мастерства и программа под редакцией Коровиной в данном случае представляют исключение: по первой программе творчество Блока изучается в 5, 6 и 11 классах, по второй - в 6, 8 , 9 и 11 классах, что способствует преемственности изучения вопроса и достижению наибольшей полноты изучения. Особенной глубиной и целостностью отличаются материалы, представленные для изучения по программам под редакцией В.Я. Коровиной, авторского коллектива санкт-петербургского университета педагогического мастерства, В.В. Агеносова и А.Н. Архангельского.
Однако, несмотря на достаточно всестороннее представление изучения творчества поэта в данных учебных программах, в разделах, посвященных А. Блоку, не выносится, в качестве отдельной темы, изучение стихотворений «Демон» (1910 г.) и «Демон» (1916 г.) и связанная с ними проблема взаимоотношений А. Блока с живописью М.А. Врубеля. Это, возможно, связано с тем, что данная проблема мало изучена в нашем литературоведении, а также с тем, что ее изучение представляется весьма затруднительным в современной школе из-за малого количества учебных часов, отводимых для преподавания литературы, и тем, что ее рассмотрение требует хотя бы небольшой предварительной подготовки по дополнительным источникам со стороны учащихся.
Имеющиеся же методические наработки посвящены либо творчеству А.А. Блока, либо М.А. Врубеля. Нам же проблема взаимоотношений А.А. Блока и М.А. Врубеля, а также отражение и развитие демонической темы в их творчестве представляется достаточно интересной, и мы предлагаем разработку урока по литературе в классах с углубленным изучением литературы или занятие элективного курса «С Врубелем я связан жизненно…», посвященное анализу стихотворения Александра Блока «Демон» (1910 г.). Оно представляет собой интерес для изучения, так, П.П. Громов в книге «А. Блок, его предшественники и современники» писал о том, что «…важную роль в выявлении, оформлении «Страшного мира» играет стихотворение «Демон» и контекст, в котором оно возникает. В фигуре Демона Блок очевидным образом хочет дать широко обобщенный трагедийный образ современного человека. В одном из первоначальных набросков стихотворения тема демона связывается прямо с эволюцией Блока, с теми фантасмагорическими образами раздвоенности, противоречивости современного городского человека... Фигура демона - не фантасмагория раздвоенности, на почве которой стоит сам автор, но персонаж трагедийного обобщения, мифа как единственно возможного сейчас ля Блока способа объективированного художественного изображения подобной душевной ситуации” [II, 12, 414 - 415].
Это стихотворение интересно и важно для изучения со школьниками не только потому, что является «этапным» в жизни поэта, кроме этого оно позволяет осуществить межпредметную связь, провести сопоставительный анализ словесного и живописного произведений, способствует выработке у учащихся представления о литературе как о процессе, то есть совокупности не разрозненных, а взаимосвязанных и взаимообусловленных явлений.
Материалы представленных выше школьных программ, позволяют говорить о возможности использования предлагаемой разработки в рамках серии уроков по поэме «Возмездие» по программе под редакцией В.Я. Коровиной и программе авторского коллектива Санкт-Петербургского государственного университета педагогического мастерства, так как в поэме «Возмездие» Блок тоже обращается к теме «демонизма» современной личности, а стихотворение «Демон» (1910 г.) является одним из начальных звеньев этой темы в творчестве поэта.
Предлагаемая разработка может быть проведена как урок в классах с углубленным изучением литературы или использована как занятие элективного курса.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!