СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации к практическому занятию по теме "Определение числовых характеристик ДСВ"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал предназначен для студентов второго курса при выполнении практической работы по теме "Определение числовых характеристик ДСВ".

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации к практическому занятию по теме "Определение числовых характеристик ДСВ"»

Тема занятия: «Определение числовых характеристик случайной величины»

Цель: формирование и развитие практических навыков вычисления основных характеристик ДСВ.

Ход работы:

  1. Внимательно изучите методические рекомендации к выполнению работы.

  2. Выполните индивидуальное задание.

  3. Письменно ответьте на контрольные вопросы.

Теоретическая справка

Определение. Закон распределения дискретной случайной величины – это связь между возможными значениями случайной величины и их вероятностями.

Для ДСВ закон распределения записывают в виде таблицы.

Так, например, закон распределения вероятностей выпавших на кубике очков имеет следующий вид:

При этом, сумма вероятностей их наступления равна единице:

Не редкость, когда закон распределения требуется составить самостоятельно. Для этого используют классическое определение вероятности, теоремы умножения / сложения вероятностей событий  и др.

Пример

В коробке находятся 50 лотерейных билетов, среди которых 12 выигрышных, причём 2 из них выигрывают по 1000 рублей, а остальные – по 100 рублей. Составить закон распределения случайной величины   – размера выигрыша, если из коробки наугад извлекается один билет.

Решение: как вы заметили, значения случайной величины принято располагать в порядке их возрастания. Поэтому мы начинаем с самого маленького выигрыша, и именно   рублей.

Всего таковых билетов 50 – 12 = 38, и по классическому определению:
 – вероятность того, что наудачу извлечённый билет окажется безвыигрышным.

С остальными случаями всё просто. Вероятность выигрыша   рублей составляет:

И для  :

Проверка:   

Ответ: искомый закон распределения выигрыша:



Математическое ожидание дискретной случайной величины

Говоря простым языком, это среднеожидаемое значение при многократном повторении испытаний. Пусть случайная величина   принимает значения   с вероятностями   соответственно.

Определение. Математическим ожиданием M(X) (средним значением) ДСВ X, заданной законом распределения, называется число, равное сумме произведений её значений на соответствующие им вероятности: M(X)= .



Определение .Дисперсией D(X) случайной величины X называется математическое ожидание квадрата отклонения её возможных значений от её среднего значения.

Дисперсия находится по формуле: D(X)=

Методические рекомендации

Решение типового примера

Пример. Случайная величина Х задана законом распределения. Найти математическое ожидание, дисперсию и среде квадратическое отклонение:

X

3

5

7

11

p

0,14

0,20

0,49

0,17



Математическое ожидание M(X) вычисляем по формуле: M(X)= .

Получаем: M(X)=3 .

Для нахождения дисперсии воспользуемся формулами: D(X)=

и

Получаем: .

.

Среднеквадратическое отклонение находим по формуле: .

Получаем: .

Ответ: M(X)=6,72 D(X)=5,6816 .



Индивидуальное задание.(вариант соответствует номеру студента в журнале группы)

Случайная величина задана законом распределения:

X

x1

x2

x3

x4

p

Вычислить для X математическое ожидание M(X), дисперсию D(X), среднеквадратическое отклонение

варианта

1

4

6

6

12

0,143

0,2

0,49

0,167

2

5

7

7

13

0,143

0,2

0,49

0,167

3

6

8

8

14

0,143

0,2

0,49

0,167

4

7

9

9

15

0,143

0,2

0,49

0,167

5

8

11

11

20

0,125

0,167

0,508

0,2

6

9

13

13

25

0,111

0,143

0,496

0,25

7

10

15

15

30

0,1

0,125

0,442

0,333

8

11

13

13

19

0,143

0,2

0,49

0,167

9

12

15

15

24

0,125

0,167

0,508

0,2

10

13

17

17

29

0,111

0,143

0,496

0,25

11

14

19

19

34

0,1

0,125

0,442

0,333

12

15

17

17

23

0,143

0,2

0,49

0,167

13

16

19

19

28

0,125

0,167

0,508

0,2

14

17

21

21

33

0,111

0,143

0,496

0,25

15

18

23

23

38

0,1

0,125

0,442

0,333

16

19

21

21

27

0,143

0,2

0,49

0,167

17

20

23

23

32

0,125

0,167

0,508

0,2

18

21

25

25

37

0,111

0,143

0,496

0,25

19

22

27

27

42

0,1

0,125

0,442

0,333

20

23

25

25

31

0,143

0,2

0,49

0,167

21

24

27

27

46

0,125

0,167

0,508

0,2

22

25

29

29

41

0,111

0,143

0,496

0,25

23

26

31

31

46

0,1

0,125

0,442

0,333

24

27

29

29

35

0,143

0,2

0,49

0,167

25

28

31

31

40

0,125

0,167

0,508

0,2

26

29

33

33

45

0,111

0,143

0,496

0,25

27

30

35

35

50

0,1

0,125

0,442

0,333

28

31

33

33

39

0,143

0,2

0,49

0,167

29

32

35

35

44

0,125

0,167

0,508

0,2

30

33

37

37

49

0,111

0,143

0,496

0,25

31

34

39

39

54

0,1

0,125

0,442

0,333

32

35

37

37

43

0,143

0,2

0,49

0,167



Контрольные вопросы

  1. Какой смысл имеет математическое ожидание?

  2. В чём разница между дисперсией и средним квадратическим отклонением?



Для отчёта представить:

  1. Решение индивидуального задания.

  2. Письменные ответы на контрольные вопросы.



Критерии оценки:

  1. «5» - выполнено 90-100% всех заданий;

  2. «4» - выполнено 70-90% всех заданий;

  3. «3» - выполнено 50-70% всех заданий;

  4. «2» - выполнено менее 50% всех заданий.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!