СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации «Использование наглядности на уроках русского языка и литературы как средство развития интереса к предмету»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации

«Использование наглядности на уроках русского языка и литературы как средство развития интереса к предмету» на уроках 5-9 классов

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации «Использование наглядности на уроках русского языка и литературы как средство развития интереса к предмету»»

I. Пояснительная записка:

1. Ключевые положения

Предлагаемый на конкурс инновационный продукт представляет собой методические рекомендации «Использование наглядности на уроках русского языка и литературы как средство развития интереса к предмету» для общеобразовательных организаций, которые могут быть использованы при обучении русского языка и литературы, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

Глоссарий

«Фишбоун» -

один из методических приемов, который можно использовать в группах. Дословно переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме.

«Лента времени» -

это графическое описание последовательности произошедших событий в хронологическом порядке. Техника, давно известная учителям: это отличный способ наглядно представить себе историю развития личности, эпохи, какого-либо художественного стиля или культурного явления.

Межпредметные связи –

взаимодействие между содержанием отдельных учебных предметов, посредством которого достигается внутреннее единство образовательной программы, а такжепоследовательное соединение нескольких различных программ в одно целое.

Системно-деятельностный подход –

методологическая основа ФГОС. Традиционный подход к определению целей образования ориентирует на объём знаний.



Необходимость создания инновационного продукта

Предлагаемые методические рекомендации позволяют образовательному учреждению создавать условия для эффективного преподавания русского языка и литературы в школе.

«Фишбоун»- метод применяем в соответствии с ФГОС второго поколения, так как в основе этого приема лежит системно-деятельностный подход. Применять этот метод можно во время урока обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо привести все изученные понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами.

«Лента времени» позволяет получить визуальную картинку о том, как в хронологии развивалось какое-либо событие. Этот метод на уроке литературы позволяет активизировать межпредметные связи, когда, например, на представленный на ленте жизненный путь писателя добавляются значимые исторические события, повлиявшие на его творчество. Благодаря таким вариантам использования ленты времени, у учащихся будет складываться целостная картина мира, а не фрагментарные знания.

Данные методические рекомендации представляются особенно актуальными в старшей и средней школе, когда перед педагогом стоит задача не только правильно мотивировать ребенка на изучение предмета, но и привить любовь к нему. Это особенно касается русского языка, так как зачастую трудности в понимании материала ведут к запущенности изучения предмета, неуспеваемости по нему.

К сожалению, внимание школьников и волевая установка на восприятие и усвоение материала, не всегда развито на необходимом уровне. Данные методические приемы создают благоприятные психологические условия для изучения сложных тем по русскому языку и литературе с учетом возрастных особенностей учеников.

2. Обоснование инновационного характера предлагаемого продукта, включая аналоговый анализ, содержащий перечень материалов (продуктов), аналогичных представляемому инновационному продукту (например, по названию, смыслу, ключевым словам, содержанию и т.п.), сопоставление найденных аналогов с предлагаемым инновационным продуктом, выводы (с указанием отличий инновационного продукта от аналогов).

Инновационность представленного продукта определяется:

 разработкой и апробированием данных методических рекомендаций при обучении

Русского языка и литературы в среднем и старшем звене Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней школы № 17 городского округа-город Камышин Волгоградской области;

 созданием условий для учета индивидуальных особенностей обучающихся школы при изучении русского языка и литературы, повышением профессионального уровня педагогов, профилактикой учебных затруднений обучающихся;

 простотой и доступностью предлагаемых рекомендаций.

Разработанные материалы нацелены на долговременное запоминание грамматических правил русского языка и усвоение уроков литературы. Может успешно использоваться в Российской системе образования в учреждениях различного типа.

Аналоговый анализ Материалов, аналогичных представляемому инновационному продукту по названию.

Вопросу использования наглядности на уроках в обучении посвящено немало работ, как в нашей стране, так и за рубежом. Значительные успехи достигнуты в Болгарии, Германии, университетах США, Франции, Англии. В нашей стране это направление продуктивно развивается во многих школах Москвы, Санкт-Петербурга и других городах. Проектирование этой концепции, и использование наглядности на уроках представляется крайне актуальным при обучении.

Необходимое ресурсное обеспечение при применении инновационного продукта

Схема «Фишбоун» может быть составлена заранее. С применением технических средств ее можно сделать в цвете. При их отсутствии используется обычный ватман либо ежедневный инструмент преподавателя - цветной мел.

В зависимости от возрастной категории, желания и фантазии преподавателя схема может иметь горизонтальный или вертикальный вид. Суть приема «Фишбоун» форма схемы не меняет, поэтому особо не имеет значения.

Процедура составления схемы:


Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы. Голова - проблема, вопрос, тема, которые, подлежат анализу, сравнению, обсуждению.

Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) - на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.

Нижние косточки (изображаются напротив) - факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
Хвост-ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

Прием «Фишбоун» предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове. Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.

«Лента времени». Учащиеся могут выполнять задания на установление последовательности в «бумажном» варианте, а в 10-11 классах можно предлагать составление лент времени с помощью специальных онлайн-сервисов, так называемых таймлайнов (от англ. timeline – линия времени).

Сервисы по созданию лент времени отличаются особенностями графического отображения лент времени, особенностями интерфейса и возможностями редактирования событий. «Ленту времени» может составлять как один пользователь, так и несколько. Организация совместной работы в группе позволит формировать не только предметные компетенции, но и навыки коммуникации и сотрудничества или использовать мел, который всегда под рукой.







Технология внедрения инновационного продукта

Что?

Инновационный продукт представляет собой методические материалы для уроков русского языка и литературы.

Для чего и зачем?

Актуальность предлагаемого инновационного продукта можно раскрыть в следующих кратких тезисах:

Методические рекомендации ориентированы на решение задачи повышения мотивации у школьников к изучению русского языка и литературы.

Предлагаемый инновационный продукт позволяет вовлечь обучающихся в образовательный процесс и создать благоприятные психологические условия для изучения тем по русскому языку и литературе с учетом возрастных особенностей учеников.

Использование данных методических рекомендаций позволяет повысить эффективность системы работы с обучающимися.

      Для кого?

Рекомендации ориентированы на

всех обучающихся школы, включая обучающихся на дому;

 педагогов, желающих повышать познавательную активность у обучающихся;

родителей, заинтересованных в помощи и контроле своего ребенка при изучении русского языка и литературы;

администрации образовательного учреждения, обеспечивающей условия для эффективного преподавания русского языка и литературы в образовательном учреждении.

          Как?

Фрагменты уроков методических рекомендаций используются по необходимости при изучении тем по русскому языку и литературе на этапе введения и закрепления материала.

Описание эффектов, достигаемых при использовании инновационного продукта

Предлагаемый инновационный продукт представляет собой схемы для индивидуальной или групповой формы. Овладев технологией «Фишбоун» или «Лентой времени», учитель может с успехом применять их на любом уроке. Наиболее популярной они являются среди учителей – филологов или историков. Использование «Фишбоун» и «Ленты времени» органично вписываются в календарный год работы образовательного учреждения и позволяют успешно решать проблему мотивирования школьников к изучению русского языка и литературы.

Например, на уроке русского языка применение такого метода(«Фишбоун») дает возможность:

  1. Организовать работу учеников в парах или группах;

  2. Развивать критическое мышление;

  3. Визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;

  4. Ранжировать факторы по степени их значимости.

  5. С помощью схемы можно найти решение из любой рассматриваемой сложной ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи. Эффективным будет ее применение во время мозгового штурма.



Простота применения и универсальный характер продукта дает возможность его использования среди школьников любого возраста.

Представленный материал нацелен на решение задач ФГОС 2012 года.

Данные материалы могут успешно использоваться в Российской системе образования в учреждениях различного типа.

Обоснование рисков внедрения инновационного продукта в системе образования.

Увеличение времени на подготовку к уроку учителем.

II. Инновационный продукт

"Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом ".

Анатоль Франс

Доказано, что чем интереснее урок, тем выше мотивация и эффективность изучения русского языка и литературы. Чтобы учащиеся не только не потеряли интереса к предмету, но и сами бы стремились к получению новых знаний и умений нужно использовать новые методики в своих уроках. Использование при изучении наглядности на уроках русского языка и литературы способствует повышению у школьников интереса к изучаемому материалу, развивает память, внимание, наблюдательность, сообразительность, точность, координацию движений, пространственные представления и т.д.

При введении нового лексического и грамматического материала, а также при его закреплении, трудности испытывает не только ученик, но и педагог при планировании урока.

В своей практике, в целях экономии времени на уроке, некоторые правила, прописанные достаточно сложно в учебнике, перефразировались мной, распечатывались заранее и вклеивались обучающимся в тетрадь после введения их на уроке. Положительный эффект не был достигнут, так как родители не могли проконтролировать подготовку обучающихся дома, ведь не каждый взрослый имеет необходимые знания по русскому языку и литературе даже на уровне средней школы.

Мной, как педагогом, преследуется цель открыть для обучающихся новые знания, чтобы они могли воспроизвести их с легкостью дома, а потом применять на практике. Для меня важно, чтобы мои ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе.

В этом заинтересованы и родители моих учащихся. Но подчас нам педагогам, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. Но познавательный интерес у школьников необходимо формировать и развивать. Помочь в этом может систематическое использование различных методологических приёмов с применением наглядности по соответствующей теме.

Знания школьников необходимо обогащать новой и интересной информацией, которая будет вызывать у них положительные эмоции и интерес к изучаемому материалу и к предмету.

Одним из действенных приемов обучения русскому языку и литературе является использование наглядности как средство развития интереса к предмету. Принцип наглядности соотносится с возрастными особенностями детей разного школьного возраста , поскольку ученикам свойственно нерасчленённое восприятие мира. Данный метод позволяет облегчить усвоение материала по русскому языку и литературе, делает процесс обучения оптимальным.

Применение наглядности способствуют интенсификации обучения русскому языку и литературе, которая выражается в следующем:

- повышается интерес к изучению предмета (повышается коммуникативная мотивация);

- активизируется речемыслительная деятельность;

- совершенствуются речевые умения;

- формируется познавательная самостоятельность детей;

-расширяется кругозор обучаемых.



Сейчас только малая доля современных первоклассников приходит в школу с волевой установкой на получение новых знаний на достаточном уровне. Как повышать мотивацию к изучению русского языка и литературы? Важно создать такие условия на уроке, чтобы обучающиеся прочно усваивали материал.

В данной ситуации отлично работают межпредметные связи.



Использование наглядности на уроках является одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению русского языка и литературы.

Уроки с использованием наглядности делают положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации. Другой положительной стороной наглядности является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.о. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

Важно помнить, что учитель должен подготовиться к проведению урока с использованием наглядности. Это заключается в выборе темы; целей подборе заданий, формулировке контрольных вопросов.

Тема должна обязательно содержать задачу. Подготовить задания, требующие повторение пройденного материала, которые воздействуют на сообразительность и умелость.

Учащиеся должны знать, что после изучения данного раздела программы будет проведён итоговый урок, что стимулирует у учащихся собственный познавательный интерес осмысленного усвоения знаний и умений. Заключительный (подведение итогов урока).

Состоит из анализа урока и оценки учащихся. Главная цель оценки - стимулирование познания. Человеку нужен успех. Степень успешности во многом определяет наше самочувствие, отношение к миру, желание работать. Наряду с оценкой, выставляемой в журнал, для ученика не менее важна и оценка, выраженная в вербальной (словесной) форме. Выраженная в эмоциональной форме, она затрагивает чувства школьника. Может окрылить его, заставить поверить в свои силы, а может и сформировать комплекс неполноценности, привить неприязнь к учителю и отвращение к предмету.

При конструировании урока необходимо соблюдать условия и правила его организации, а также требования к нему.

 Таким образом, важное место в развитие познавательного интереса, принадлежит методам и средствам обучения, содержанию и личности учителя. Анализ проблемы развития познавательного интереса школьников показывает, что познавательный интерес является формой проявления потребности в познании и занимает особое место в современном учебном процессе.

Принципиально важным является понимание того, что развитие познавательного интереса у школьников может быть, с одной стороны, направлено на предмет познания (технология), а с другой стороны, на процесс познания через овладение самой методикой познавательного интереса. Каждый учащийся должен пройти путь в исследовании, самостоятельно прийти к истинному решению. Ребята должны владеть технологической информацией, уметь использовать свои знания при доказательстве какого-либо факта, закономерности. Ведь в целом, технология формирует у учащихся - полную технологическую картину мира, во всей ее взаимосвязи.

Таким образом, анализ полученных результатов достоверно показывает, что занятия с использованием наглядности на уроках русского языка и литературы, являются эффективным средством развития познавательных интересов школьников.

Описание опыта применения наглядности на уроках:



Русский язык:

На уроках русского языка в 5 классах мы изучили имя существительное. Финальным этапом на обобщающем уроке использовала метод «Фишбоун». Я провела урок, разделив учеников на группы.

Цель: закрепление пройденного материала, обобщения сведений об имени существительном.

Задача:

  1. Проверить уровень сформированности грамматического понятия «Имя существительное»;

  2. Закрепить навыки работы в группе под руководством лидера.

  3. Учить презентовать работу группы.

Я предлагаю вам наглядно посмотреть, как работает метод «Фишбоун» (вывешиваю рыбу на доску). Голова – имя существительное это самостоятельная часть речи.

Позвоночник – общее грамматическое значение - предмет.

Первые кости – имя существительное отвечает на вопросы Кто? Что?

Вторые кости- имя существительное бывает одушевленное и неодушевленное.

Третьи кости- имя существительное бывает собственным и нарицательным.

Первая расстроенная кость – имя существительное имеет мужской, женский и средний род.

Вторая расстроенная кость – имя существительное имеет первое, второе и третье склонение.

Число – единственное и множественное.

Далее - падежи.

Хвост – существительное в предложении является подлежащим, дополнением.

Но посмотрите, «рыбка» не совсем похожа на себя. Ее нужно одеть! А во что одета обычно рыбка? Правильно, в чешуйки. Только у нас каждая чешуйка это правило, связанное с изученной частью речи.

Далее я расклеиваю чешуйки и проговариваю, что на них написано. Когда дети самостоятельно собирают «рыбку» на уроке обобщения знаний, группа ведет оценочный лист индивидуальных достижений каждого участника группы. Оценки выставляются при обсуждении всей группой и проверяются во время презентации своей «рыбки» у доски. (Во время урока на этапе презентации своей «рыбки» лидер работает у доски, а участники группы с места называют правило).















Литература :

Тема урока 6 класс: А.С. Пушкин «Повести Белкина»

Тип урока: изучение нового материала

-Итак, ребята, сегодня у нас с вами немного необычный урок, если вы заметили сегодня, мы разделились на три группы по 6 человек.

- Нам с вами предстоит совместно поработать

-И сегодня мы познакомимся с интересным произведением А. С. Пушкина

-Но для начала мы изучим его биографию, у каждой группы, на столах лежит информация о писателях и «Лента времени» на отдельных листках.

-Вам необходимо в каждой группе найти информацию и составить правильную «Ленту Времени»., затем мы сверим ваши работы с доской (на доске я заранее оформила «Ленту времени»).

1. Ранние годы жизни

2. Первые достижения.

3. Сред­ние и поздние годы жизни, 4. Влияние на историю.

- Каждый член группы находит материал по своей части.

- Затем ребята, изучаю­щие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встре­чаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу и сверяют свои ЛВ.
-Для этого вспомним с вами, правила работы в группе.

-И помните, ребята, что ваш успех зависит от того, как вы быстро сможете выделить нужную информацию и поделиться ею.

-И сделать так, чтобы не мешать другим группам.

-Отводится на работу 15-20минут

- Сейчас я попрошу любого ученика команды ответить на любой вопрос по данной теме.

-Итак, в каком году родился А.С. Пушкин.

-Где родился?

-Кто занимался его воспитанием?

-Кто была жена А. С. Пушкина?

-Какие самые ранние его произведения?

- Какие самые поздние произведения?

- Когда умер А.С. Пушкин?



Выводы:

Знания, полученные в результате использования наглядности на уроках русского языка и литературы, носят не только более фундаментальный, но и развивающий характер, что делает такое обучение доступным для понимания, вызывает интерес у школьников любого возраста. Для более высоких результатов, их использование необходимо начинать как можно раньше. Тем самым обеспечиваются более высокие темпы развития мыслительных процессов у учащихся.

III. Литература

Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся/ Под ред. Г.И. Щукиной. - М., 1984.


Беляева Н.А. Пути повышения интереса к учению. - Новосибирск, 1968.


Водзинский Д.И. Воспитание интереса к знаниям у подростков. М., Просвещение, 1963. С. 5 - 138.


Загвязинский В.Н. Педагогическое творчество учителя. - М., 1987. с.37.


Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Анализ современного урока» Практическое пособие ТУ «Учитель», 2002.


Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., Просвещение , 1983. С. 5 - 79.

Максимова В.Н. Межпредметные связи и формирование познавательного интереса. - Л., 1981.


Максимова В.Н.» Межпредметные связи  в процессе обучения . Москва. «Просвещение» 1988


Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., Просвещение, С. 95 - 126.

https://bio.na5bal.ru/informatika/897/index.html?page=2 Использование технологии критического мышления на урок https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskiy-priem-fishboun-kak-sposob-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya-pri-obuchenii-professionalno-orientirovannomu-angliyskomu ТЕКСТ НАУЧНОЙ РАБОТЫ

Алексеева Т. Е. Методический прием фишбоун как способ развития критического мышления при обучении профессионально-ориентированному английскому языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S13. - 0,2 п. л. - URL http://e-koncept.ru/2016/76149.htm.



https://alldef.ru/ru/articles/almanah-17/nuzhna-li-lenta-vremeni-normalno (Дата обращения: 15.10.2020)Хайдарпашич М.Р. Нужна ли «Лента времени» нормально развивающемуся ребенку? // Альманах Института коррекционной педагогики. 2013. Альманах №17 URL:

https://compress.ru/article.aspx?id Timelines, которые позволяют увидеть время.



Конец формы








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!