СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории, обществознания для достижения планируемых результатов среднего общего образования»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории, обществознания для достижения планируемых результатов среднего общего образования»

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории, обществознания для достижения планируемых результатов среднего общего образования»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №2 р.п. Мулловка МО «Мелекесский район» Ульяновской области»


Симунина Татьяна Ивановна,

учитель


Методические рекомендации «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории, обществознания для достижения планируемых результатов среднего общего образования»


Современное общество вступило в новую историческую фазу развития цивилизации – информационное общество, в которой главными продуктами производства являются информация и знания. Отличительной чертой является создание глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах. В ФЗ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. в главе 1. ст. 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» сказано: При реализации образовательных программ независимо от форм получения образования могут применяться электронное обучение, дистанционные образовательные технологии в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. В соответствии с требованиями ФГОС учебно-практические и учебно- познавательные задачи, направлены на формирование и оценку ИКТ- компетентности обучающихся, требующие педагогически целесообразного использования ИКТ в целях повышения эффективности процесса формирования всех ключевых навыков (самостоятельного приобретения и переноса знаний, сотрудничества и коммуникации, решения проблем и самоорганизации, рефлексии и ценностно-смысловых ориентаций), а также собственно навыков использования ИКТ. Для использования ИКТ на уроке требуется высокая квалификация преподавателей, их непрерывная переподготовка и профессиональный рост.

В нашей школе есть возможность педагогам применять ИКТ технологии. Попробуем более детально систематизировать активно используемые компьютерные технологии обучения по дидактическим функциям:

 повышают и стимулируют интерес обучающихся к истории. Обществознанию, благодаря мультимедийным технологиям, активизируют мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала благодаря интерактивности,

 позволяют индивидуализировать обучение не только по темпу изучения материала, но и по логике и типу восприятия обучающихся;

 позволяют организовывать дистанционное обучение, не только в целях заочного или экстернатного обучения, но и для учеников, пропускающих занятия по болезни;

 предоставляют ученикам через информационную деятельность возможность самостоятельного исследовательского поиска материалов, опубликованных в Internet для подготовки проектов, докладов, рефератов;

 предоставляют помощь в поисках ответов на проблемные вопросы, многократно повышают скорость и точность сбора и обработки информации.

В отличие от таких привычных форм как лекция, просмотр видео и кино- фильмов предполагают постоянное участие ученика-пользователя компьютера в происходящем, приобщают и приучают к поисковой творческой деятельности, развивают воображение и модельное видение. Любая учебная компьютерная программа является моделью в гносеологическом смысле слова. Ученик познает реальность с помощью компьютера через условные понятия и изображения, их нельзя потрогать, они всегда фактически двумерны, несмотря на то, что используется зачастую так называемая 3D графика.

Программы общего назначения: MicrosoftWord, MicrosoftExcel, MicrosoftPowerPoint, MicrosoftPublisher, AdobePhotoshopактивно использую в своей работе. Эти программы использую для создания наглядности, контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов обучающимися и пр. Программа PowerPoint обладает большим потенциалом создания наглядно - образного представления исторического прошлого. Для этого я создаю сама и также использую материалы коллег. В Интернете можно найти коллекции готовых учебных презентаций по предмету история и обществознание (например, на сайте сетевого объединения методистов Федерации Интернет-образования: http://center.fio.ru/som/, Инфоурок: https://infourok.ru/). Кроме того, широко использую создание презентаций для творческого представления обучающимися своего интеллектуального продукта.

Текстовый редактор MicrosoftWord также может служить примером простейшего использования офисных приложений. С помощью текстового редактора Word можно создать простые дидактические материалы и предъявить их обучающимся для самостоятельной работы на уроке в компьютерном классе. Такой материал может быть подготовлен в виде текста с пояснениями, иллюстрациями, гиперссылками и контрольными вопросами. Обучающиеся могут создать с помощью редактора Word собственный интеллектуальный продукт, например, реферат, доклад, сообщения и т.п.). Табличные процессоры или электронные таблицы предназначены в основном для обработки числовых данных. Тем не менее, возможности табличного процессора Excel в процессе обучения истории также весьма разнообразны. С помощью этого офисного приложения можно создавать графики и диаграммы в ходе изучении тем социально - экономической истории, экономики в обществознании, в которых фигурируют количественные показатели (объем производства, уровень безработицы, процесс ценообразования и др.). Excel позволяет обрабатывать статистические данные экономического и социологического характера, проводить сравнительный анализ таких данных В деятельности педагога важным звеном является диагностика знаний обучающихся. Используя табличный процессор MicrosoftExcel, можно создать контролирующие тесты по различным разделам исторического и обществоведческого курса. На сегодняшний день существуют десятки разнообразных программ учебного назначения, размещенные на ПК, CD или в Интернете.

В своей работе со старшеклассниками для достижения планируемых результатов использую следующие программно-педагогические средства (ППС), предназначенные для изучения истории и обществознания.

Энциклопедии. ППС этого вида предназначены для осуществления вспомогательной, дополняющей, иллюстрирующей функции по отношению к основному процессу обучения. Исторические энциклопедии: CD «Энциклопедия истории России 862-1917 гг.» , CD «Династия Романовых. Три века российской истории».

К энциклопедиям-путеводителям, позволяющим совершать мультимедийное путешествие, можно отнести: «Святая Русь», «Храмы Санкт-Петербурга», «Золотое кольцо России», CD «Россия», CD «Московский Кремль». А также энциклопедии персоналии: CD «Эрмитаж», CD «Битва за Москву» и CD «От Кремля до Рейхстага»,CD «Генералиссимус Суворов», CD «Наполеон и Александр». Энциклопедические словари, и справочники являются электронной версией «бумажных» изданий: CD «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» - «Биографии: Россия». Электронные библиотеки (сборники различных текстов) представляют собой в большинстве случаев электронные версии полиграфических изданий. Они снабжены удобными поисковыми системами. В серии CD «Классика. История России» помещены собрания сочинений Н.М. Карамзина, И. Н. Костомарова, С.С. Платонова, В.О. Ключевского.

Программы-репетиторы. Эти обучающие программы ориентированы на заключительный этап обучения (в частности, на подготовку к экзамену). Примером в этом ряду является тестирующая программа для школьников и абитуриентов на CD «Репетитор по истории, обществознанию» (использую в 10-11-м классах).

Задачники. ППС это вида позволяют организовать процесс приобретения новых знаний в увлекательной форме. Обучающие программы этого типа напоминают игры, но, по сути, содержат в себе серьезные учебные задачи. Электронные учебники совмещают в себе свойства вышеперечисленных программ и могут быть основным инструментом для систематических занятий по предмету. В 1997/98 учебном году был издан первый в отечественной педа-гогической практике компьютерный (мультимедиа) учебник по предмету история: CD «История России: XX век». Этот учебник является комплексной обучающей программой, в которой реализован замкнутый алгоритм обучения. На сайте издательства по адресу http://www.history.ru/ можно скачать обновление к данной программе и методические рекомендации по ее использованию (в том числе подробное описание вариантов использования учебника на уроках). Позже появились виртуальные учебники CD «История Отечества IX-XVIII вв.», CD «История Отечества. 882-1917».

Интернет можно рассматривать как часть информационно - коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. Использую образовательные ресурсы Интернета для поиска исторических источников, текстов монографий и курсов лекций, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, рефератов и др. В Интернете можно найти сайты различных образовательных учреждений и органов управления образованием. Телекоммуникационные возможности Интернета можно использовать для организации дистанционного обучения и для организации общения с помощью форумов, чатов и видеоконференций. Образовательные ресурсы Интернета могут успешно использоваться учителем на уроках истории и обществознания в режимах on-line, например сайт http://interneturok.ru/ru/school/ , а также в 2016-2017 году организовывала участие в онлайн уроках по финансовой грамотности (март-апрель). За участие был получен сертификат.

Электронные библиотекиважнейший информационный ресурс. Все чаще на сайтах этих библиотек размещаются отсканированные книжные тексты. Значительную информацию можно получить на сайте Государственной публичной исторической библиотеки. Огромный каталог информационных ресурсов по истории расположен на сайте исторического факультета МГУ (http://www.hist.msu.ru/). На сайте имеется библиотека электронных ресурсов, содержащая электронные тексты исторических источников на русском языке, базу статистических данных по экономической истории России конца XIX – начала XX в., аннотации книг, подготовленных преподавателями исторического факультета МГУ. Кроме того, на этом сайте можно найти коллекцию ссылок на исторические ресурсы, возможно, самую большую в русскоязычной части Интернет. Для подготовки к урокам часто даю задания старшеклассникам о поиске ресурсов именно в электронных библиотеках.

Профессионалы и любители создают в Интернете сайты, посвященные отдельным историческим периодам и разделам исторической науки. Большую библиотеку античной литературы можно найти по адресу: http://cyrill.newmail.ru/index2.html. В глобальной сети имеются уникальные ресурсы по истории древних цивилизаций: сайт по истории Древней Месопотамии (http://members.tripod.com/~sesna/oldeast/), сайт о Древнеримской цивилизации (http://rome.webzone.ru/) и Древнеегипетской цивилизации (http://www.kemet.ru/ ). На этих сайтах можно найти не только учебные тексты, но и различные объекты мультимедиа (видео и звуковые файлы, фотографии, карты, схемы и др.), которые предоставляют большие возможности по их использованию в педагогическом процессе. При изучении материалов по всеобщей истории данные материалы являются незаменимым подспорьем в подготовке к уроку, развивая интерес старшеклассников.

При изучении истории XX века использую материалы сайта «Из архивов русской революции», на котором открыты для доступа произведения руководителей революционного и «белого» движения. Другим важным образовательным ресурсом являются методические сайты: сайт издательства «1 сентября» (http://www.1september.ru/ru/) и его раздел «История», который содержит электронную версию газеты «История» с архивом за 1999 – 2003 гг. (http://his.1september.ru/index.php), и сайт «Я иду на урок истории» (http://his.1september.ru/urok/). На этих сайтах содержится большое количество сценариев уроков, олимпиад, исторических вечеров, разработок тестов и контрольных работ и др.

Являясь уже в течение 4–х лет участником «Школы цифрового века», организованной ИД «Первое сентября» пользуюсь электронными газетами и журналами по истории, обществознанию», ежегодно получая диплом «Учитель цифрового века».

Для методической поддержки процесса обучения захожу на сайт Российской Федерации интернет-образования, а точнее, в его разделе СОМ (Сетевое объединение методистов), который расположен по адресу http://center.fio.ru. Интересный проект, получивший название «Хронос – всемирная история в Интернете», был осуществлен в Интернете по руководством Б.В. Румянцева (http://www.hronos.km.ru/). Этот сайт содержит многоуровневую систему хронологических таблиц, описывающих события всемирной истории в различных странах мира. На ряде серверов ведется регистрация и учет материалов по исторической тематике. Владельцы этих сайтов создают коллекции ссылок на ресурсы сети Интернет, связанные с исторической информацией. Наиболее полно такие коллекции представлены на сервере фирмы «Клио - софт» (http://www.history.ru) и на сайте исторического факультета МГУ.

Кроме этого, компьютерные технологии дают возможность на качественно новом уровне изучать разные курсы истории и обществознания. Они предоставляют информацию в удобной для учеников форме - в виде графиков, таблиц, диаграмм, экранных картинок, а также для статической оценки исторических и обществоведческих фактов и проведения сравнения разных объектов по какому-то параметру. Выполняя функцию информативного сопровождения предмета, компьютер способен существенным образом облегчить процесс овладения учениками, как репродуктивными умениями, так и общелогическими (систематизацией, классификацией, анализом и синтезом), а также рефлексивными (умением обрабатывать статистические данные, осуществлять сбор, упорядочение и анализ информации).

Информационные технологии на уроках истории, обществознания использую в следующих вариантах:

1.Мультимедийные презентации.

За время преподавания курсов мною разработаны уроки с применением ИКТ по темам, а также отдельные мультимедийные презентации. Применяются презентации, созданные обучающимися, что позволяет развивать их информационные и коммуникационные компетенции. Примером могут служить уроки по теме «Иван Грозный: правда и вымысел», «Западники и славянофилы: пути выхода из кризиса», «Глобальные проблемы человечества: угроза или реальность» и т.д.

2. Флеш-фильмы. Я считаю этот ресурс незаменимым на уроках (использую ЭОР). Никакой, даже самый красноречивый рассказ учителя, не заменит фильм. Например, очень нравится ученикам 9-11 классов д/ф из серии «История России XX век» (81 серия). При изучении темы «ВОВ» использую д/ф «Неизвестная война. 1941-1942гг», флеш – фильмы ТВЦ «История государства Российского по Н.М.Карамзину» (500 серий)

3. Тесты. Этот ресурс позволяет организовать фронтальную, групповую и индивидуальную работу обучающихся на уроке, а так же проверить свои знания и степень усвоения материала дома. Для этого использую СД «Уроки отечественной истории Кирилла и Мифодия».

4. Кроссворды. Используем для закрепления материала и в процессе отработки терминов. К тому же они позволяют сэкономить время на данном этапе обработки материала и контроля знаний. 5.Тренажеры. Одной из основных задач в старших классах является качественная подготовка обучающихся к ЕГЭ. Для достижения этой цели мною используются задания, приближенные к реальным вариантам заданий ГИА и ЕГЭ. Использую сайт ФИПИ, «Одинадцатиклассник» и СД «ЕГЭ «Обществознание. Подготовка к экзамену».

6. Мониторинг. Для проведения мониторинга (если необходимо охватить большое количество обучающихся) использую сайт нашей школы, где на главной странице размещаю вопросы анкеты. Анкета анонимная, только указаны ответы на вопросы.

Показателями результативности моей работы с использованием ИКТ на уроках истории, обществознании можно считать результаты мониторинга.

  • у 100% имеются дома компьютеры, планшеты, смартфоны, подключенные к Интернету;

  • чаще всего обучающиеся ищут через поисковую систему информацию, необходимую на уроках – 95%;

  • общение в социальных сетях 90%;

  • необходимость проведения уроков с использованием ИКТ признают 100% опрошенных обучающихся;

  • 90% опрошенных считают, что уроки с использованием ИКТ интереснее, тема урока усваивается прочнее;

  • 90 % участвовавших в опросе считают, что подобные уроки привлекают сменой видов деятельности и наглядностью;

  • 70% опрошенных признали, что именно уроки с использованием ИКТ подтолкнули их к началу творческой деятельности, разработке презентаций и проектов;

  • 85% опрошенных обучающихся считают, что при подготовке к урокам, на которых используются ИКТ, они овладели навыками грамотного поиска информации, ее переработки, отбора, анализа и представления готового образовательного продукта, созданного в результате (презентация, проект, доклад и т.д.).

Результаты опроса показывают, что использование компьютерных технологий на уроках помогает формировать информационно-коммуникативные компетенции обучающихся, делает для них урок более привлекательным и , что немаловажно, учит их ориентироваться в огромном количестве информации, перерабатывать ее, анализировать, что и является основой формирования ИКТ- компетентности. Немаловажным результатом можно считать тот факт, что обучающиеся свои проекты, подготовленные к урокам и внеклассным мероприятиям, стали представлять на школьной Декаде науки и творчества, предметной недели Истории, обществознания.

В заключении хотелось бы отметить, что целесообразность использования информационных и информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе вообще и на уроках истории, обществознания в частности не вызывает сомнения. Внедрение информационных технологий в учебный процесс позволило мне изменить форму традиционных уроков, что способствовало развитию информационно-коммуникативной компетентности обучающихся и, в итоге, повышению качества знаний.

В рамках реализации ФГОС среднего (полного) общего образования выпускник получит возможность научиться (на базовом уровне) по истории, используя ИКТ:

– рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;

– знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории из раздела дидактических единиц;

– определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов;

– характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

– представлять культурное наследие России и других стран;

– работать с историческими документами;

– сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику;

– критически анализировать информацию из различных источников;

– соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями;

– использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации;

– использовать аудиовизуальный ряд как источник информации; – составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов; – работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;

– читать легенду исторической карты;

– владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой;

– демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике;

– оценивать роль личности в отечественной истории ХХ века;

– ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории ХХ века и существующих в науке их современных версиях и трактовках.

- представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры деятельности

Использование информационных технологий на уроках истории и обществознания, решает позитивную роль в активизации познавательной деятельности и учебного процесса, позитивное влияние их на развитие креативного мышления, формирование всесторонне развитой творческой личности.

Литература

  1. Извозчиков В.В., Соколова Г.Ю., Тумалева Е.А. Интернет как компонент информационной картины мира и глобального информационно- образовательного пространства // Наука и школа. - 2000. - №4.

  2. Киреева Е.Д. Анализ перспективного развития существующих форм образовательных Интернет-проектов. «Инновации в образовании». 2012.    № 4

  3. Румянцев В.Б. Всемирная история в Интернете / В.Б. Румянцев // Преподавание истории в школе. - 2002. - № 8.

  4. Чернов А.В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания / Чернов А.В. // Преподавание истории в школе. - 2011. - № 8.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!