СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации «Инновационные методы организации групповой формы обучения на занятиях по истории в системе СПО»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации «Инновационные методы организации групповой формы обучения на занятиях по истории в системе СПО»

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации «Инновационные методы организации групповой формы обучения на занятиях по истории в системе СПО»»

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Димитровградский технический колледж»



ФРОЛОВА ИРИНА НИКОЛАЕВна,

преподаватель истории



Методические рекомендации «Инновационные методы организации групповой формы обучения на занятиях по истории в системе СПО»


Идея группового обучения не нова, но каждый учитель использует групповое обучение по-своему (В. С. Дьяченко «все обучают каждого, каждый обучает всех»).

Моя система работы в группах строится на сочетании уже разработанных методов и элементов мною дополненных.

Я применяю несколько видов групповой работы исходя из возраста, уровня подготовки учащихся, целей урока, деятельности учащихся и учителя.

Менее сложная система групповой работы, основанная на принципе
активности (учитель - ученик), более сложная интерактивная система работы субъект - субъект (ученик – ученик - учитель).

1. «Диада»

Работа в парах или микрогруппах. Эта первая ступень групповой работы, где выбираются навыки общения, познавательной деятельности, контроля.

Начинаю такую работу уже с 5-го класса. Мои ученики готовятся к работе в коллективе. Очень удобны для формирования навыков работы в паре психологические игры. Например, «Робот» (выполняются действия робота по команде оператора) «Зеркало», «Опаздывающее зеркало», «Слепой и поводырь» и т.д.

Удобна работа в парах при изучении нового материала с последующим контролем, для решения поставленной задачи по алгоритму, или для взаимного контроля домашнего задания. Это только первый шаг, но ребята, трудясь вместе, получают навыки коммуникативности, когнитивные навыки.

В.С. Дьяченко выделяет 2 типа пар: постоянного и динамического характера.

Динамические пары я использую как в психологических играх, так и при
диалоговых формах работы, постоянные при проверки домашнего задания.

2. «Соты»

2-ой вид групповой работы, я назвала «Соты». Такая работа может быть организована или в микрогруппе («триада») или в малой группе 4-б человек.

Чаще всего при работе «Сот» я всем группам даю одинаковое задание, которое затем представляют мне на проверку в оговоренной форме. Вся группа работает на общий результат. (Эта работа удобна в среднем «звене», но часто используется мной в усложненном виде и в старших классах…)

Работа в старших классах строится на более высокой познавательной
самостоятельной активности ребят. Для этого я использую следующие методы:

  1. Метод ранжирования. Например, учащимся 11 класса в теме «Индустриализация в СССР» представляется выявить 3 наиболее важные средства проведения индустриализации и объяснить, почему они наиболее важные. В процессе работы ребята вступают друг с другом в дискуссию, спорят, отстаивают свою точку зрения, т.е. процесс обучения идет в режиме интерактива.

  2. Метод заданных альтернатив, когда ребятам уже заранее дается ключ к ответу, а они должны подобрать аргументы. Например, «Право морального выбора человека». Первая группа отстаивает право человека на эвтаназию, другая говорит о
    бесчеловечности этого явления.

3. Проблемный метод, я использую в виде постановки проблемных вопросов группам или проблемных ситуаций, но сначала учу пользоваться алгоритмом при решении проблем. Введение проблемы - определение изучаемого объекта - поиск решения (именно группового) – результат - проверка правильности если возможно. С возрастом проблемность заданий усиливается.

3. «Персоналии»

3-ий вид групповой работы называется «Персоналии». Каждый из членов группы получает персональное задание, которое работает на общий результат. Такие группы я стараюсь формировать сама, включая учеников разного уровня подготовки и разного темперамента.

Организуя этот вид работы, я использую уже более сложные методы:

  • Исследовательский метод по заданному направлению с использованием дополнительных источников, когда каждый член группы, работая на общий результат, выполняет свою роль. Например, очень сложные и объемные темы, изучающие положение страны в переходную эпоху я строю в виде работы группы исследователей: историк, картограф, демограф, политолог, экономист. Эта работа позволяет материал систематизировать, выстроить логически, а также учит ребят работать на общий результат, формируя как когнитивную, так и коммуникативную компетенции.

  • Метод моделирования (игровая деятельность). Этот метод используется на уроках с 5-го класса, но при этом виде работы в коллективе он очень результативен. Ребята, примеряя на себе определенную роль, через понимание мыслей, чувств, поступков, моделируют реальность, поэтому знания, полученные на таких уроках лично-значимые, эмоциональные и формируют собственную жизненную позицию ребенка. Г.К. Селевко выделяет 5 видов игр: сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации. Я чаще всего, особенно на уроках обществознания использую деловые и имитационные игры. Например, деловая игра «Выборы» дает возможность ребенку почувствовать себя в роли субъекта политического процесса, формирует навыки сосуществования в социуме.

4. «Креатив+»

4-ый вид групповой деятельности строится на уже совершенно новой концептуальной основе субъект-субъект (ученик — ученик) где учитель исполняет роль координатора, создающего благоприятную психологическую обстановку (микроклимат), стимулирующий деятельность ученика.

Этот вид я назвала «Креатив+».

Группы, которые формируются заблаговременно, на основе общности интересов носят творческий характер и их главная задача проявить на уроке свою творческую фантазию, чтобы донести до остальных учеников свои материал.

Наиболее целесообразной для меня такая работа оказалась в старших классах при изучении тем связанных с культурой.

Уже в течение нескольких лет я работаю по особой системе изучения культуры, на уроках истории. Все темы по культуре я сгруппировала в мини модули, которые включают в себя сразу 5-6 уроков, каждый из которых посвящен определенной теме (живопись, музыка, наука и т.д.). Каждая из креативных групп получает заблаговременно свое собственное задание и представляет материал в течение всего урока. Как и в каком виде будет представлен материал, ребята решают сами, я же, выполняя роль координатора, для усиления познавательной активности всего класса предлагаю выполнить определённое задания. Это может быть и сравнительная таблица, и схема, и ответ на проблемный вопрос и т.д.

Результативность таких уроков очень высока, у ребят возникает чувство взаимной ответственности (т.к. оценка ставится всей группе), с помощью интерактивности изучение нового материала превращается в своего рода увлекательную интеллектуальную игру, где ребенок может проявить себя с совершено необычной стороны, стать творцом.

5. «Проект» Этот вид групповой деятельности основывается на методе создание проектов. Наиболее эффективен метод групповых проектов на уроках обществознания.

В 8-9 кл. я использую только элементы проектной методики в сочетании с другими методами

В 10-11 кл. многие уроки уже целиком строятся на методе создания группового проекта, где каждая групп создает элемент проекта. Например, по теме «общество и сферы общественной жизни» ребята создают модель современного общества включающего в себя 4 сферы политика, культура, социальная сфера. Эта работа реализуется и в форме рисунков, схем, таблиц, диаграмм. А по теме «Глобальные проблемы современности» учащиеся каждой группы предоставляли свои проекты решения той или иной проблемы (эколог, демограф) а затем все вместе создают на основе групповых проектов общий проект по решению глобальных проблем наиболее значимых сегодня.

В реализации проектной деятельности у учащихся формируются:

- мыслительная деятельность (каждый член группы предлагает свои мысли, идеи)

- коммуникативная деятельность (общение в процессе создания проекта, обмен информацией)

- практическая работа (рисунок, схема, таблица)

- презентационная деятельность (каждая группа свой проект представляла).

Пройдя все этапы групповой работы, у ребят сформированы навыки такой работы. Самой высшей ступенью становится формирование корпоративной группы при работе, с которой используются все предыдущие методы. А так же совершено новый кейс — метод (ситуационный метод) когда перед учащимися ставится реальная жизненная ситуация, требующая неоднозначного решения. Знания учениками не получаются, а вырабатываются.

Психологи отмечают, что работа в группе более продуктивна, что группа всегда принимает решение более рискованное, но чаще всего верное, так как ответственность лежит, не на одном человеке, а сразу на всех..

К благоприятным условиям групповой деятельности я отношу:

-продуктивность;

-сплочённость;

-создание ситуации успеха;

-право на собственное мнение;

-результативность,

-рефлексия.возможности пытаюсь использовать этот материал на своих уроках.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!