СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации и приемы работы по формированию правовых знаний на уроках обществознания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по формированию правовых знаний, разработанные с учетом мнения респондентов социологического исследования, включают в себя организацию учебного процесса на уроках обществознания в средних общеобразовательных школах Тальменского района. 

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации и приемы работы по формированию правовых знаний на уроках обществознания»


Статья

учителя истории и обществознания

МКОУ «Озерская СОШ»

Тальменского района ,Алтайского края

Чупрыной Светланы Сергеевны


Методические рекомендации и приемы работы по формированию правовых знаний на уроках обществознания


При рассмотрении вопроса формирования правовых знаний в школе следует уделить внимание профессиональной подготовке учителей, которые должны уметь широко использовать наряду с традиционными методами и приемами активные формы проведения занятий, владеть современными методиками и технологиями обучения. Кроме того, невозможно представить основу правового образования и воспитания без соответствующей среды в образовательном учреждении.

Несомненно, решающая роль в формировании устойчивых правовых ценностей у учащихся принадлежит правовому образованию и воспитанию. Под правовым образованием учащихся понимается процесс овладения системой правовых знаний, практических умений и навыков, повышения уровня правовой компетентности и соответственно уровня правовой культуры личности, которые в совокупности определяют ее социально-правовой облик1. Правовая образованность является необходимой составной частью культурного облика человека и предпосылкой успешной жизнедеятельности в обществе. Ряд современных ученых подчеркивает важную ценность именно воспитательного аспекта в правовых знаний. Традиционалисты придерживаются концепции ведущей роли воспитывающего преимущества права перед образовательной.

При отборе наиболее эффективных приемов обучения праву необходимо руководствоваться оценкой имеющегося в наличии методического обеспечения учебного процесса. При анализе учебно-методического комплекта по обществознанию в 9 классе, было выявлено, что методическое обеспечение УМК под редакцией Л.Н. Боголюбова наиболее полно направлено на получение базы общих знаний и способствует воспитанию гражданина и формированию у учащихся навыков правомерного поведения в обществе. Учителю часто приходится сталкиваться с проблемой недостатка актуальных на сегодняшний день методических рекомендаций по изучению права в средней школе, отсутствием структурированного сборника практических задач, направленных на формирование правовой культуры поведения подростков в обществе. Часто школы не обеспечены дополнительной правовой литературой, нет свободного доступа к Интернет-ресурсам для всего класса. Все эти недостатки приводят к тому, что единственным источником правовых знаний становится учебник, который не решает проблем правового образования и воспитания учеников. Поэтому, учителю очень важно знать, как создать на уроке обучения праву условия, которые будут способствовать формированию правовых знаний и устойчивой ориентации на законопослушное поведение учащихся.

Методические рекомендации по формированию правовых знаний включают в себя три важных и взаимосвязанных раздела:

- организация условий для качественного формирования правовых знаний на уроках обществознания по изучению права в 9 классе;

- реализация воспитательного аспекта при обучении праву через урочную и внеурочную деятельность;

- применение правовых знаний при решении задач, основанных на реальных жизненных ситуациях региона, района и села.

Методические рекомендации по формированию правовых знаний, разработанные с учетом мнения респондентов социологического исследования, включают в себя организацию учебного процесса на уроках обществознания в средних общеобразовательных школах Тальменского района. Большое значение для идейного и правового формирования школьников имеет не только содержание, но и организация учебного процесса. Построение познавательной деятельности учащихся, организация коллективной и групповой форм учебной деятельности возможна на уроках обществознания и факультативных занятиях.

Организация учебного процесса на уроках обществознания по изучению права в 9 классе должна основываться не на механическом запоминании юридических норм и статей законов, а на глубоком проникновении в сущность самого права, рассмотрении закономерностей его становления и развития. Анализ учебно-методического комплекта и дополнительных источников литературы, в том числе обращение к материалам для подготовки к основному государственному экзамену в 9 классе, позволил отобрать некоторые эффективные приемы обучения праву:

1. Планировать урок, ориентируясь на методическое обеспечение: учебник, рабочую тетрадь, кодексы и другие нормативно-правовые акты, чтобы в полной мере обеспечить содержание урока научными, достоверными фактами. Например, урок в 9 классе по теме: «Конституция — основной закон РФ» целесообразно провести так, чтобы текст Конституции был у каждого ученика на парте. При рассмотрении гражданских, административных, семейных, жилищных правоотношений так же следует обеспечить учеников соответствующими кодексами.

2. Необходимо использовать разнообразные источники знаний во время урока: учебник, документы, статьи в журналах и газетах по правовой тематике, рассказ учителя и примеры из его жизненных ситуаций. Например, при изучении тем: «Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей», необходимо рассмотреть документы, которые направлены на защиту прав потребителей, узнать из кодекса о правах собственности несовершеннолетнего и другое.

3. Следует разрабатывать уроки по обучению праву с поддержкой средств ИКТ. Большую роль в правовом обучении могут сыграть литературные произведения, художественные и документальные фильмы, где героями являются подростки, которые попадают в сложные ситуации. Просмотр должен быть целенаправленным и иметь практический результат в форме высказываний, составлению памятки или положений кодекса.

4. Разработка урока по закреплению знаний должна включать типовые задания из основного государственного экзамена. Например, задания с выбором ответа на различение отраслей права, на запоминание конституционных прав и обязанностей граждан, прав трудового и семейного законодательства и ответственности за нарушение статей указанных кодексов. Задания для анализа правовых суждений позволяет провести закрепление не одной, а сразу нескольких тем по правовой тематике.

5. Составление программы элективного курса по праву позволяет углубленно изучать особенности и закономерности правовых отношений в обществе. Особенно актуальна будет эта программа для учеников, которые будут сдавать экзамен по обществознанию.

Организация правового воспитания через урочную и внеурочную деятельность имеет большое значение для учеников. Правовое образование и воспитание является неотъемлемой частью правового обучения и играет очень важную роль в формировании правовых знаний. Сами по себе знания станут формальными и очень скоро позабудутся, если не применять их в практических ситуациях.

Добиваясь получения качественного уровня правосознания учеников средней общеобразовательной школы, предполагается формирование у субъектов правового образования и воспитания системы убеждений, характеризующейся признанием права и пониманием необходимости следовать его предписаниям, владение умениями и навыками реализации права в жизни, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности. Отсюда необходимость в осознанном усвоении основных положений законодательства, выработке чувства глубокого уважения к праву2. Знания учащихся должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем – во внутреннюю потребность и привычку соблюдать правовой закон, проявлять правовую и профессионально-юридическую активность.

Формирование правового опыта школьников не может быть ограничено только их учебной деятельностью. Воспитательный процесс должен строиться таким образом, что в нем предусматриваются ситуации, в которых школьник ставится перед необходимостью самостоятельного правового выбора3. Моральные ситуации для школьников всех возрастов ни в коем случае не должны быть представлены или выглядеть как обучающие, или контролирующие, иначе их воспитательное значение может быть сведено на нет. Исследование показало, что, несмотря на высокую оценку работы учителей обществознания, на низком уровне проходит формирование правовых знаний во внеурочной деятельности и в практических занятиях. Учащиеся отмечают необходимость чаще проводить правовые мероприятия в школе, играть в ситуативные игры и активно участвовать во внеклассных мероприятиях. Активные формы взаимодействия на уроках обществознания привлекают учеников и являются условием успешного формирования правовых знаний.

Воспитание уважительного отношения к законам невозможно проводить, если подростки не знают о содержании этих законов. Поэтому следует применять в процессе правового образования и воспитания в школе следующие приемы:

1. Проведение правовой пропаганды в школе. Этические беседы с учениками на правовые темы могут быть эффективны только при условии строгой целенаправленности и обсуждения действительной реальной ситуацией, которая произошла (или происходит в данный момент). Живой наглядный пример всегда эффективнее пространных рассказов, имеющих назидательный тон. Организовать такую форму работы можно как во время урока, так и в ходе классного часа, внеклассного мероприятия, даже экстренного сбора класса во время перемены для обсуждения происшествия по правовой тематике. Выпуск собственных средств массовой информации (школьная газета) повысит качество правовых знаний, придаст невидимым знаниям реальную визуальную форму. Листовки, буклеты в технике инфографики и подготовленные презентации, видеоролики станут живым выражением правосознания и стремления учеников к осознанному правомерному поведению.

2. Проведение внеклассных мероприятий по правовой тематике совместно с социальным педагогом школы. Разрабатывать и реализовывать такие мероприятия должны сами подростки. Процесс включения в коллективно – творческую работу будет способствовать формированию положительного социального опыта, позитивного отношения к праву, уважения и принятия его норм. Возможно проведение правовой викторины среди 9-х классов, постановке спектаклей социальной тематики о случаях в семье, магазине, школе и других общественных местах. Проведение флэш-моба как активной формы самовыражения подростков в обществе, усилит эффект сознательного принятия правомерных норм поведения учеников.

3. Оформление правового уголка в кабинетах истории и обществознания, в фойе школы, сменную информацию в которые будут готовить сами ученики. Наглядная актуальная информация будет способствовать формированию правовых знаний, умению выбирать правильные направления поведения в различных жизненных ситуациях.

4. Приглашение на уроки и внеклассные мероприятия специалистов, которые смогут ответить на вопросы по правовой тематике. Если предварительно узнать мнение подростков, можно подготовить для выступления перед ними того специалиста, который будет компетентен в необходимом и важном для учеников вопросе. Подобные приемы также отвечают задачам профориентации в школе, что играет важную роль в современном образовании.

5. Оформление в школе внеурочной деятельности или студии по правовому воспитанию. Эта деятельность может выражаться в создании агит-бригады, которая будет углубленно изучать отдельные правовые вопросы учебной программы и проводить каждую четверть плановое мероприятие с приглашение учеников среднего и старшего звена школы. В основных разделах курса Обществознание с 5-9 классы рассматриваются темы, которые нужно интегрировать с правовым образованием и воспитанием: социальная сфера, человек, экономика, политика и другие. На уроках истории и обществознания необходимо уделять внимание правовой терминологии, содержанию текстов воспитательного характера и формированию правомерного поведения в обществе, уважительного отношения учащихся к праву. Агитационные бригады будут в доступной форме призывать к исполнению обязанностей правомерного поведения граждан России, показывать в форме творческих выступлений жизненные ситуации, которые могут плачевно окончиться, если не следовать нормам правопорядка. Такие творческие объединения могут создавать гимн, знаки отличия, символику как своего объединения, так и школы – тем самым будет создаваться правовое пространство в школе.

Право относится к тем учебным дисциплинам, практическая значимость которых должна занимать большую часть содержательного аспекта его изучения.

Учителя средних общеобразовательных школ отмечают, что возможности непосредственного применения правовых знаний на занятиях очень ограничены. Поэтому, когда речь идет о практическом применении правовых знаний в школе, зачастую имеется в моделирование и обыгрывание жизненных ситуаций в процессе обучения. Для этого методисты предлагают использовать на уроках обществознания активные приемы взаимодействия:

- решение познавательных и практических задач;

- организация практических и лабораторных занятий;

- обсуждение типичных ситуаций;

- применение игровых средств;

- самостоятельный анализ разнообразных текстов журналов и газет по правовой тематике.

Практико-ориентированный подход, когда право рассматривается в интеграции с экономическими, политическими и другими общественными проблемами, формирует устойчивые навыки в области правовой действительности4. Форма организации школьной жизни играет роль правового пространства, в котором у школьников формируется умение договариваться, мирно решать проблемы. В каждой теме при изучении права в 9 классе предлагается творческое задание-эссе или практикум, в которых обучающие должны не только вспомнить изученный материал, но и проанализировать предложенные варианты ситуаций и предложить свои решения выхода из проблемы. Здесь каждому ученику предоставляется возможность проявить себя, свои творческие способности, оптимизировать воспитательные моменты, правовую ответственность и активную жизненную позицию. Каждый раздел заканчивается уроком-практикумом, где работа может быть организована в разных формах:

1. Деловые игры. Можно проводить подобные игры профориентационной направленности, где ученики или группа учеников будут играть роль представителей профессий адвоката, судьи, прокурора и других. Подобную игру можно провести после изучения тем «Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат». При этом обязательно построить занятие на основе регионального аспекта: пояснить, где в нашем крае или районе находятся соответствующие здания, как осуществляется работа правоохранительных органов края и района. Основу для деловых игр необходимо брать из практики правоприменения в пределах края и проводить сравнение с подобными случаями в других регионах страны.

2. Социально-значимый проект. Ученики, задействованные в социальном проектировании, получат прекрасный уникальный опыт проведения исследований, планирования своих действий и практической реализации проекта. Такие масштабные мероприятия можно предложить классу, подгруппе, группе учеников с целью воспитания интереса к праву, активизации высокой степени самостоятельной мыслительной деятельности. Тематика социального проекта должна исходить от самих учеников, согласно той проблеме, которую они заметили в своем ближайшем окружении: в семье, школе или селе. Учителю целесообразно стать руководителем проекта и выставлять отметки при условии успешной его разработки и реализации.

3. Составление договоров. В 9-м классе при изучении тем «Трудовое право», «Гражданское право», «Административное право» обучающиеся учатся составлять и анализировать договоры в различных областях деятельности: трудовой договор, договор аренды жилья, договор на оказание услуг, брачный договор. Такие формы обучения позволяют школьникам включиться в обсуждение и решение проблемы, выслушать разнообразные точки зрения.

4. Экскурсии на предприятия, в магазины, на предприятия сферы услуг. При изучении тем: «Права потребителей», «Право на труд» необходимо провести целенаправленные тематические экскурсии и осмотреть содержание уголка потребителя, опросить работников сферы услуг об их правах и обязанностях.

5. Исследовательская работа. Исследовательские задания лучше ориентировать на опрос или анализ данных в рамках семьи, школьного коллектива, группы ровесников. Желательны задания, в ходе решения которых вместе с учащимися принимают участие родители и родственники, например обсуждение семейного бюджета. Подготовка исследования также должна основываться на изучении правовых ситуаций в пределах своего села, района или края. При этом, целесообразно представлять результаты исследовательской деятельности в сравнении с аналогичными или похожими исследованиями в других регионах России.

Таким образом, во второй главе были рассмотрены и описаны проблемы организации формирования правовых знаний в средней общеобразовательной школе. Разработанные методические рекомендации позволят создать условия для успешного формирования воспитания подростков в правовой сфере, будут способствовать формированию активной гражданской позиции, навыков правомерного поведения в обществе, нетерпимости к преступлениям и высокому уровню сознательной правовой активности. Очень многое зависит от способности учителя правильно организовать учебное занятие, целью которого станет правовое образование и воспитание, формирование правовой культуры учеников средней школы.





1 Алексеев, С.С. Государство и право: учебное пособие. – Москва : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – С. 98.

2 Огоновская, И.С. «Основные подходы к методике преподавания и обучения праву в современной общеобразовательной школе» // Юридическое образование - 2008. - № 4. - С. 30.

3 Бахмутова, Л. С. Методика преподавания обществознания : учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. С. Бахмутова, Е. К. Калуцкая. — Москва : Издательство Юрайт, 2016. — С.174.

4 Васильев, А.А., Актуальность и социальная ценность консервативной правовой идеологии России // Российский юридический журнал. – 2016. № 2. – С. 79.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!