СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации для выполнения самостоятельных работ по дисциплине ОГСЭ.02 "История"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по дисциплине ОГСЭ.02 "История"

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для выполнения самостоятельных работ по дисциплине ОГСЭ.02 "История"»












МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИXСЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОГСЭ.02 «История»


для специальностей: 38.02.03 Операционная деятельность в логистике












Разработчик:


Трушина Е.Ю. преподаватель основ философии



























Методические

рекомендации по выполнению

самостоятельных работ обучающихся по дисциплине ОГСЭ 02. История.



Пояснительная записка

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине «История» (ОГСЭ) предназначены для студентов специальностей СПО

Самостоятельная внеаудиторная работа по истории в объеме 24 часaпроводится с целью содействовать оптимальному усвоению студентами учебного материала, развития познавательной активности, готовности и потребности в самообразовании.

Задачи самостоятельной работы:

- углубление и расширение теоретических знаний;

- систематизация и закрепление полученных знаний и умений;
- формирование умений использовать различные источники информации; 
- развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности; 
- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

- развитие исследовательских умений.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Формой отчета о выполненной работе могут быть выступления на семинарских занятиях, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, проверка записей в тетради, устный опрос.

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:

- уровень освоения студентом учебного материала;

- умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

- сформированностьобщеучебных умений;

- обоснованность и четкость изложения ответа;

- оформление материала в соответствии с требованиями.

Понятие, функции, задачи и виды самостоятельной работы студентов

 

Самостоятельная работа – это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Самостоятельная работа выполняет ряд функций, среди которых необходимо отметить:

  развивающая (повышение культуры умственного труда, приобще­ние к творческим видам деятельности, обогащение интеллектуаль­ных способностей студентов);

   ориентирующая и стимулирующая (процессу обучения придается ускорение и мотивация);

   воспитательная (формируются и развиваются профессиональные качества специалиста);

 исследовательская (новый уровень профессионально-творческого мышления);

     информационно-обучающая (учебная деятельность студентов на аудиторных занятиях ).

Задачами самостоятельной работы студентов являются:

    систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

 углубление и расширение теоретических знаний;

 формирование умения использовать справочную литературу;

    развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организо­ ванности;

  формирование самостоятельности мышления, способностей к са­ моразвитию, самосовершенствованию и самореализации;

     развитие исследовательских умений.

В учебном процессе высшего учебного заведения выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.

Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданиям.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по за­ данию преподавателя, но без его непосредственного участия.

               Внеаудиторная самостоятельная работа включает такие формы работы, как

  индивидуальные занятия (домашние занятия):

      изучениепрограммного материала дисциплины (работа с учебником и  конспектом лекции);

   изучение рекомендуемых литературных источников;

    конспектирование источников;

   работа со словарями и справочниками;

       работа с электронными информационными ресурсами и ресурсами Internet ;

    составление плана и тезисов ответа на семинарском занятии;

      составление схем, таблиц, для систематизации учебного материала;

  выполнение тестовых заданий;

   решение задач

 подготовка презентаций

  ответы на контрольные вопросы;

   написание эссе, тезисов, докладов, рефератов;

 составление кроссворда по темам дисциплины;

  работа с компьютерными программами;

 подготовка к экзамену.

получение консультаций для разъяснений по вопросам изучаемой дисциплины.

Организация самостоятельной работы обучающихся

Правильная организация самостоятельных учебных занятий, их сис­тематичность, целесообразное планирование рабочего времени позволяет обучающимся развивать умения и навыки в усвоении и систематизации приобретаемых знаний, обеспечивать высокий уровень успеваемости в период обучения, получить навыки повы­ шения профессионального уровня.

Задачи преподавателя по планированию и организации самостоятельной работы обучающегося:

1.               Составление плана самостоятельной работы обучающегося по междисциплинарному курсу .

2.       Разработка и выдача заданий для самостоятельной работы.

3.       Обучение обучающихся методам самостоятельной работы.

4.               Организация консультаций по выполнению заданий (устный инст­руктаж, письменная инструкция).

5.       Контроль за ходом выполнения и результатом самостоятельной работы обучающегося.

Обучающийся должен знать:

 Разделы и темы междисциплинарного курса, которые предназначены для самостоятельного изучения (полностью или частично);

   Формы самостоятельной работы, которые будут использованы в соответствии с рабочей программой междисциплинарного курса;

       какая форма контроля предусмотрена.

Материалами, направляющими самостоятельную ра­ боту обучающихся являются:

     учебно-методический комплекс по междисциплинарному курсу;

     практикумы, конспекты по междисциплинарному курсу;

   рекомендации для обучающихся по организации самостоятельной работы.

Рекомендации для обучающихся являются обязательной частью учебно-методического комплекса.

Цель рекомендаций -  обратить внимание студента на главное, существенное в изучаемой дисциплине, научить связывать теоретические положения с практи­ кой, научить конкретным методам и приемам выполнения различных учебных заданий (решение задач, написание тезисов, подготовка презентаций и т.д.).



Критериями оценки результатов самостоятельной работы обучающихся являются:

    -уровень освоения  учебного материала;

    -уровень умения  использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

    -уровень сформированностиобщеучебных умений;

-уровень умения активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;

     -обоснованность и четкость изложения материала;

    -уровень умения ориентироваться в потоке информации, выделять главное;

 -    уровень умения четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;

   -уровень умения сформулировать собственную позицию, оценку и аргументировать ее.

Требования к выполнению самостоятельной работы

  1. Студент должен выполнить работу за определенное время

  2. Работа должна иметь титульный лист и список используемой литературы.

  3. Каждый студент после выполнения работы должен представить отчет о проделанной работе либо в виде конспекта, либо в виде готовой презентации, составленной таблицы, решенных задач.

Оценку по самостоятельной работе студент получает, с учетом срока выполнения работы, если:
• расчеты выполнены правильно и в полном объеме;
• отчет выполнен в соответствии с требованиями к выполнению самостоятельной работы.

Алгоритмы выполнения самостоятельной работы

Как составить план.

План — это перечень вопросов, рассматриваемых в изучаемом произведении (статье).

Простой план

  1. Внимательно прочитай изучаемый материал.

  2. Раздели его основные смысловые части и выдели в каждой главную мысль.

  3. Озаглавь каждую часть (пункты плана).

Сложный план

  1. Внимательно прочитай изучаемый материал.

  2. Раздели его на основные смысловые части и озаглавь их (пункты плана).

  3. Раздели на смысловые части содержание каждого пункта и тоже озаглавь их (подпункты плана).

  4. Проверь, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них общее содержание изучаемого материала, не нарушена ли последовательность

  5. Как составить тезисы.

Тезисы — это сжато сформулированные основные положения источника (или части его). Тезисы включают не только перечень основных вопросов, но и краткое изложение основного содержания.

  1. Познакомься с содержанием материала, обрати внимание на шрифтовые выделения: эта «подсказка» поможет тебе в работе.

  2. Разбей текст на смысловые блоки (с помощью плана или подчеркиванием).

  3. Определи главную мысль каждой части (можно ее подчеркнуть).

  4. Осмысли суть выделенного, сформулируй своими словами или найди подходящую формулировку в тексте (цитату).

  5. Тезисы пронумеруй — это позволит сохранить логику авторских суждений.

  6. При записи отделяй строкой один тезис от другого — это облегчит последующую работу с ними.

Составление логических схем.

  1. Просмотрите материалы лекций, учебника и выпишите на отдельные листы заголовки разделов, а также подразделов.

  2. Внимательно изучите каждый раздел, выписывая основные понятия и категории, встречающиеся в тексте.

  3. Ещё раз прочитайте текст с целью нахождения связей между понятиями и категориями внутри разделов и найдите в тексте или на основе умозаключений обобщающие понятия и категории.

  4. Найдите наиболее общие категории и понятия, объединяющие всё содержание текста. Возможно, что это объединяющее понятие заключено в заголовках.

  5. Постройте логическую структуру, включающую выбранные вами понятия и категории с учётом взаимосвязи между ними.

Если удалось найти обобщающие понятия и категории, то в результате построения логической схемы может получиться иерархическая структура («дерево»).

Если понятия, категории, факты связаны хронологически, то можно построить хронологические таблицы, хронологические последовательности.

  1. Сверьте полученную логическую структуру, прочтите текст ещё раз, при необходимости уточните её.

Решение познавательных задач

  1. Внимательно прочти условие задачи и вопросы к ней.

  2. Обдумай данные в тексте условия и определи, что они дают для ответа на вопрос.

  3. Выясни, каких данных не хватает в условии,  и вспомни, что ты знаешь по теме задачи.

  4. Подумай, что из этого может помочь решению.

  5. Свое решение обязательно докажи.

  6. Проверь, является ли твое решение ответом, полон ли твой ответ, нет ли в нем лишнего.

Правила составления синквейна.

1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее  главную идею;

2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в  рамках темы;

4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;

5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).

 

Составления опорного конспекта

1. Внимательно читайте главу или раздел учебника, вычленяя основные взаимосвязи и взаимозависимости смысловых частей текста.

2. Кратко изложите главные мысли в том порядке, в каком следуют в тексте.

3. Сделайте черновой набросок сокращенных записей на листе бумаги.

4. Преобразуйте эти записи в графические, буквенные, символические сигналы.

5. Объедините сигналы в блоки.

6. Обособьте блоки в контуры и графически отобразите связи между ними.

7. Выделите значимые элементы цветом.

При разработке конспектов с опорными сигналами могут применяться знаки символическо-словесные (буквы, слоги, цифры, знаки сложения и вычитания); рисуночные (пиктограммы); условно-графические (фрагменты планов местности, карт, схем).

Алгоритм комментирования политических высказываний

  1. Изложите высказывание своими словами.

  2. Каково ваше отношение к этому высказыванию.

  3. Какой вывод из него можно сделать.

  4. Оцените его с точки зрения морали.

Как составить  план текста

  1. Прочитай текст, выясни значение непонятных слов.

  2. Определи основную мысль текста.

  3. Раздели текст на смысловые части.

  4. В каждой части выдели самое главное:

а) когда и где происходило событие;

б) его причины;

в) его значение.

     5. Озаглавь части.

6.Каждый заголовок – пункт плана.

    Пронумеруй их.

7. Напиши черновик плана. Сопоставь его с текстом. Проследи,

все ли главное нашло отражение в плане; связаны ли пункты плана по смыслу; отражают ли они тему и основную мысль текста.

8. Проверь, можно ли, руководствуясь этим планом,

     воспроизвести (пересказать или письменно изложить)

  1. Аккуратно перепиши усовершенствованный вариант плана.

Правила конспектирования

Конспект – краткое изложение содержания текста (лекции, книги). Конспект – это не набор цитат. Конспект есть самостоятельное осмысление важнейших положений, доказательств, имеющихся в тексте.

Конспектирование состоит из нескольких этапов:

  1. Ознакомительный этап. Текст внимательно прочитывается, при этом карандашом на полях отмечаются основные положения, аргументы, определения, которые потом включаются в конспект.

  2. Составление конспекта:

  • названия тем писать ручкой с цветной пастой;

  • подзаголовки обычной пастой, подчеркивать цветной;

  • оставлять свободные поля (до одной трети страницы) для последующей проработки конспекта;

  • весь текст разделять на абзацы. В каждом абзаце должна заключаться отдельная мысль;

  • в каждом абзаце выделяется главное слово, отражающее данную мысль;

  • каждый абзац пишется с красной строки;

  • между абзацами оставляется чистая строка;

  • в конце конспекта сделать вывод, начиная словами «итак» или «таким образом».

Пишется конспект кратко, своими словами. Наиболее точные и образные, яркие формулировки включаются в конспект как цитата.

  1. Завершающий этап. Текст еще раз просматривается. Конспект прочитывается и сопоставляется с текстом. Пропущенные мысли записываются кратко на полях.

           

Основные принципы разработки учебных презентаций


1
. Оптимальный объем.

 Наиболее эффективен зрительный ряд объемом не более 8 – 20 слайдов. Презентация из большего числа слайдов вызывает утомление, отвлекает от сути изучаемых явлений.
2. Доступность.

 Обязателен учет возрастных особенностей и уровня подготовки студентов. Нужно обеспечивать понимание смысла каждого слова, предложения, понятия, раскрывать их, опираясь на знания и опыт студентов, использовать образные сравнения.
3. Разнообразие форм.

 Реализация индивидуального подхода к обучаемому, учет его возможностей восприятия предложенного учебного материала по сложности, объему, содержанию.
4. Учет особенности восприятия информации с экрана

. Понятия и абстрактные положения до сознания студентов доходят легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами; поэтому необходимо использовать различные виды наглядности.
Необходимо чередовать статичные изображения, анимацию и видеофрагменты.
5. Занимательность.

 Включение (без ущерба научному содержанию) в презентации смешных сюжетов, мультипликационных героев оживляет занятие, создает положительный настрой, что способствует усвоению материала и более прочному запоминанию.
6. Красота и эстетичность.

 Немаловажную роль играют цветовые сочетания и выдержанность стиля в оформлении слайдов, музыкальное сопровождение. Наглядное обучение строится не на отвлеченных понятиях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых зрителями.
7. Динамичность.

 Необходимо подобрать оптимальный для восприятия темп смены слайдов, анимационных эффектов.

Создание презентации состоит из трех этапов:
I. Планирование презентации – это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала.
II. Разработка презентации – методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации.
III. Репетиция презентации – это проверка и отладка созданной презентации.


Требования к оформлению презентаций


1.Оформление слайдов
Соблюдайте единый стиль оформления
Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.
Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).
Для фона предпочтительны холодные тона
2.Использование цвета
На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста. Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).
3.Анимационные эффекты
Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде. Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.
5.Содержание информации
Используйте короткие слова и предложения.
Заголовки должны привлекать внимание аудитории.
Расположение информации на странице
Предпочтительно горизонтальное расположение информации.
Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
Если на слайде имеется картинка, надпись должна располагаться под ней.
Избегайте сплошной текст. Лучше использовать маркированный и нумерованный списки
6.Шрифты
Для заголовков – не менее 24. Для информации не менее 18.
Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.
Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.
Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.
Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).
7.Способы выделения информации
Следует использовать рамки; границы, заливку, штриховку, стрелки; рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.
8.Объем информации
Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений. Не полностью заполненный слайд лучше, чем переполненный.
Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.
Делайте слайд проще. У аудитории всего около минуты на его восприятие

Как составить схему.

  1. прочитай текст.

  2. выбери ключевые слова, фразы.

  3. расположи ключевые слова или фразы в хронологической, логической последовательности.

  4. представь подготовленный материал в виде одной из схем.


Как работать над проектом.

Проект – происходит от латинского слова и буквально означает «камень, брошенный в пустоту». Это определенный план действий по решению какой-либо проблемы.

  1. Актуализация проблемы.

Внимательно прочитай заданную тему работы.

Поставь несколько проблемных вопросов к данной теме или найди противоречие в рамках указанной темы. Вопросы могут начинаться со слов:

- почему

- с какой целью

- в каком случае

- вследствие чего

- как доказать, что

- чем объяснить, что

Выбери проблему, над которой ты будешь работать. Помни, она должна быть реальной, жизненной, решаемой.

Опиши подробно, в чем ты видишь проблему, в каких взаимоотношениях она проявляется.

  1. Анализ ситуации.

Вспомни несколько ситуаций из жизни, которые подтверждают, что выдвинутая тобой проблема действительно существует.

Опиши эти ситуации.

Если ты знаешь количественные данные (сколько) по своей проблеме приведи их.

Можно провести социологическое исследование по выдвинутой проблеме, опросив окружающих людей.

  1. Целеполагание.

Определи цель проекта, т.е. конечный результат, который ты получишь, решив поставленную проблему.

Определи задачи проекта, т.е. этапы по которым ты будешь достигать поставленной цели.

Определи целевую группу проекта, т.е. круг тех людей, положение которых улучшится после реализации проекта.


Оценка «5»         

Работа выполнена полностью в срок , обучающийся сумел рассчитать время, при выполнении задания  использовал объём необходимой литературы. Глубоко и полно овладел содержанием учебного материала. Отличная отметка предполагает грамотное, логическое изложение ответа, качественное оформление.

Оценка «4»

Работа выполнена полностью в срок с небольшими неточностями, обучающийся сумел рассчитать время, использовал объём необходимой литературы. Содержание, форма ответа имеют отдельные неточности, качественное оформление, соблюдены требования ФГОС.

Оценка «3»

Работа выполнена не полностью в срок, обучающийся не сумел рассчитать время. Материал изложен неполно, непоследовательно, допускает неточности в определении понятий, не умеет обосновать свои суждения.

Оценка «2»

Работа выполнена не полностью, не в срок, обучающийся не сумел рассчитать время, при выполнении работы допущено много ошибок, не понимает связь формы и содержания. Работа выполнена небрежно, худший стиль.

 

Как написать реферат

Слово «реферат» латинское по происхождению, означает краткое письменное изложение сущности какой-либо проблемы. Однако в современном понимании реферат – это не только пересказ прочитанного, но и анализ, обобщение и аргументированное изложение собственной точки зрения на рассматриваемую проблему.

Процесс написания реферата состоит из следующих этапов.

1. Выбор темы и постановка проблемы.

Тема реферата выбирается в соответствии с интересами студента и согласовывается с преподавателем. Учитываются имеющиеся источники и литература по теме работы, их доступность.

2. Сбор материала по выбранной теме.

После выбора темы и определения проблемы составляется список литературы, содержащей необходимые сведения. Для этого целесообразно ознакомиться с соответствующими разделами систематических каталогов библиотек, обзорами литературы в журналах, историческими сайтами в интернете.

     После отбора необходимых для работы материалов следует наметить последовательность их изучения, что позволит более точно определить примерное содержание и соответствующую структуру реферата. При работе с источниками и литературой целесообразно на отдельных карточках или в специальной тетради выписывать основные положения, примеры, выводы изученных произведений, точно указывая их авторов, названия, страницы. Необходимо отметить, что в случае возникновения сомнений в авторстве реферата преподаватель имеет право потребовать предъявить эти подготовительные материалы.

  3. Составление плана.

Определение содержания реферата позволяет составить черновой вариант плана. Он состоит, как правило, из введения, двух – пяти пунктов основной части (они могут иметь подпункты) и заключения. Формулировки пунктов плана должны быть ясными, четкими, по возможности краткими.

4.Работа над текстовой частью реферата.

После составления плана рекомендуется определить содержание и логику изложения отдельных вопросов. Необходимо внимательное прочтение отобранной литературы с обязательным конспективным изложением сущности почитанного, с выпиской отдельных цитат, записью собственных мыслей, возникающих во время чтения. Обдумайте порядок изложения, формулировки пунктов плана, сверьте с первоисточниками цитаты, которые будут приведены в реферате, рассчитайте объем всего реферата в целом и его отдельных частей. Рекомендуемый объем реферата – 10-15 машинописных страниц чистого текста (т.е. без учета титульного листа, плана и списка источников и литературы). При компьютерном наборе рекомендуется использовать шрифт TimesNewRoman, 14 размер, полуторный интервал.

Во введении (страницы 1-2) следует обосновать выбор темы реферата, показать ее актуальность, степень разработанности, кратко сформулировать проблему исследования.

В основной части ( 8 – 12 страниц) необходимо изложить объективные исторические сведения по теме реферата, собственные версии и оценки. Каждый пункт основной части необходимо заканчивать кратким выводом.

В заключении ( 1-2 страницы) формулируются основные выводы по теме, результаты проделанный работы.

 

5. Оформление реферата.

На титульном листе указывается название учебного заведения, тип работы ( реферат, доклад), учебный предмет («по истории»), тема работы, фамилия и инициалы исполнителя, номер учебной группы, и, наконец, внизу – место нахождения учебного заведения и год написания работы.

На втором листе дается план реферата. Введение и заключение не нумеруются.

На титульном листе и плане номера страниц не проставляются, но они учитываются, и, следовательно, введение начинается со страницы под номером 3.

Цитата, приводимая без изменения авторского текста, должна быть взята в кавычки и иметь ссылку на источник. Например:

«Цена победы для советской стороны была немалой – в боях погибли сотни солдат и офицеров» В этом случае необходимо указывать страницу, с которой взята цитата.

Также в обязательном порядке должны даваться ссылки на источники любой цифровой информации, мнения и высказывания исторических деятелей, историков. Например: «По мнению некоторых исследователей, поражения Красной Армии в начальный период Великой Отечественной войны целиком и полностью объясняются сталинскими репрессиями». В данном случае страница не указывается.

Завершается реферат списком использованных источников и литературы. Он должен состоять не менее чем из пяти наименований, не являющихся учебниками и учебными пособиями. Сначала указываются использованные источники (документы, мемуары и т.п.), затем – монографии и статьи в журналах, газетах и сборниках ( и то, и другое – в алфавитном порядке, под номерами). Ниже приводится пример списка источников и литературы с описанием различных изданий.

 

 Рекомендации для обучающихсяпри подготовке к семинарским занятиям

Семинар – форма систематических учебно-теоретических занятий, с помощью которых обучающиеся изучают тот или иной раздел определенной научной дисциплины, входящей в состав учебного плана.

При подготовке к семинарским занятиям следует использовать основную литературу из представленного списка, а также руководствоваться приведенными указаниями и рекомендациями. Для наиболее глубокого освоения дисциплины рекомендуется изучать дополнительную литературу.

На семинарских занятиях приветствуется активное участие в обсуждении конкретных ситуаций, способность на основе полученных знаний находить наиболее эффективные решения поставленных проблем, уметь находить полезный дополнительный материал по тематике семинарских занятий.

          Обучающемуся рекомендуется следующая схема подготовки к семинарскому занятию:

1.     Проработать конспект лекций;

2.     Прочитать основную и дополнительную литературу, рекомендованную по изучаемому разделу;

3.     Ответить на вопросы плана семинарского занятия;

4.     Выполнить домашнее задание;

5.     Проработать тестовые задания и задачи;

6.     При затруднениях сформулировать вопросы к преподавателю.

Семинарские занятия могут проводиться в форме беседы со всеми обучающимися группы или с отдельными студентами. Этот вид семинара называется собеседование. Семинары проводятся по конкретным вопросам дисциплины.

В ходе семинара выясняется степень усвоения обучающимися понятий и терминов по важнейшим темам, умение студентов применять полученные знания для решения конкретных практических задач.

Для подготовки к семинару обучающиеся заранее получают у преподавателя задание. В процессе подготовки изучают рекомендованные преподавателем источники литературы, а также самостоятельно осуществляют поиск информации, а также могут собрать практический материал. Семинар может проходить также в форме ответов студентов на вопросы билета, в виде тестовых заданий, обсуждения сообщений студентов, форму выбирает преподаватель.

   Рекомендации по написанию и оформлению докладов

Доклад - это сообщение по заданной теме, с целью внести знания из дополнительной литературы, систематизировать материл, проиллюстрировать примерами, развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, познавательный интерес к научному познанию.

Тема доклада должна быть согласованна с преподавателем и соответствовать теме занятия. 

Необходимо соблюдать регламент, оговоренный при получении задания. Работа обучающегося над докладом включает 

    отработку навыков ораторства и умения организовать и проводить

 диспут.

Обучающейся в ходе работы по презентации доклада, отрабатывает умение ориентироваться в материале и отвечать на дополнительные вопросы слушателей.

Обучающийся в ходе работы по презентации доклада, отрабатывает  умение самостоятельно  обобщить материал и сделать выводы в заключении.

Обучающийся обязан подготовить и выступить с докладом в строго отведенное время преподавателем, и в срок. 

         Необходимо помнить, что выступление состоит из трех частей: вступление, основная часть и заключение.

       Вступление    помогает обеспечить успех выступления по любой тематике. Вступление должно содержать:

                                  - название доклада 

                                  - сообщение основной идеи

                                  - современную оценку предмета изложения

                                  - краткое перечисление рассматриваемых вопросов  

                                  - живую интересную форму изложения

                                  - акцентирование оригинальности подхода 

       Основная часть,  в которой выступающий должен  глубоко раскрыть суть затронутой темы, обычно строится по принципу отчета. Задача основной части - представить достаточно данных для того, чтобы слушатели и заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами.

       Заключение - это ясное четкое обобщение и краткие выводы, которых всегда ждут слушатели. 

Рекомендации по составлению кроссвордов

Кроссворд должен быть составлен одним обучающимя по заданной теме. Тему кроссворда определяет преподаватель за 2 недели до его сдачи.Кроссворд должен быть составлен на листах формата А4 на компьютере, либо написан от руки. Кроссворд должен содержать титульный лист, форму заданий кроссворда, задания и ответы. Количество заданий кроссворда: от 8 до 20.

 Рекомендации по оформлению библиографического списка литературы

В библиографический список включают все документы, использованные при написании научной работы, независимо от их носителя, включая электронные издания и ресурсы Интернет.

Составляется библиографическое описание в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

К группировке материала в списке надо отнестись с большим вниманием, так как именно она отражает глубину изученности темы ее автором.

Существуют различные способы группировки документов в прилагаемом библиографическом списке:

Алфавитный

Систематический

Хронологический

По главам

Алфавитный способ . Описания книг, статей и электронных изданий располагаются в нем в общем алфавите фамилий авторов и заглавий книг и статей (если автор не указан).

Описания произведений авторов-однофамильцев располагаются обычно в алфавите их инициалов.

Работы одного и того же автора располагаются или в алфавите их названий, или в хронологии их издания.

Систематический способ группировки заключается в расположении материалов по отдельным отраслям знаний, вопросам и темам в их логическом соподчинении. Вначале указываются источники общего характера, затем по отдельным темам. Внутри разделов списка материалы располагаются по алфавиту.

Хронологический порядок расположения материала применяется в основном в работах, посвященных истории развития науки или какой-либо темы. Материалы в списке располагаются либо в хронологическом порядке публикаций книг и статей, либо в хронологии событий.

Особенности группировки записей по главам заключаются в следующем: вначале списка в алфавитном порядке указываются работы общего характера, имеющие отношение к научной работе в целом. Затем приводятся записи на документы, относящиеся к каждой главе в отдельности. Внутри материал располагают либо в алфавите авторов и заглавий, либо по хронологии.

Наиболее часто используется алфавитный принцип расположения источников. Независимо от выбранного способа группировки материала каждая запись в списке нумеруется. Нумерация документов должна быть сквозной: от начала списка до конца. Номер записывают арабскими цифрами, ставят перед записью и отделяют точкой.

 

Контроль знаний самостоятельной работы студентов:

 Критериями оценок результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося являются:

   уровень освоения студентов учебного материала;

умения обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

    умения обучающегося активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;

     обоснованность и четкость изложения ответа;

   оформление материала в соответствии с требованиями;

    умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное;

  умение четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;

умение показать, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;

     умение сформировать свою позицию, оценку и аргументировать ее.

Балл «5» ставиться в том случае, когда студент исчерпывающе знает весь программный материал, отлично понимает и прочно усвоил его. На вопросы дает правильные, сознательные и уверенные ответы.

Балл «4» ставится в том случае, когда студент знает весь требуемый материал, хорошо понимает и прочно усвоил его. На вопросы отвечает без затруднений, не делает грубых ошибок.

Балл «3» ставится в том случае, когда студент обнаруживает знание основного программного материала, делает ошибки. 

Балл «2» ставится, если студент обнаруживает незнание материала, не выполняет поставленную задачу, делает грубые ошибки, отвечает только на наводящие вопросы.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

  Тема1.1. Основные тенденции развития СССР к 1980-м гг.

Самостоятельная работа обучающихся: систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы по изучаемой теме.

Варианты заданий:

1.      Обоснованно ли, с Вашей точки зрения, утверждение о формировании в СССР «новой общности – советского народа», носителя «советской цивилизации» и «советской культуры»?

2.      Используя средства Интернет, сделайте хронологическую подборку плакатов социальной направленности за 1977-1980 гг. Прокомментируйте полученный результат.

Цель:   формирование ценностно-смысловых, учебно-познавательных, информационных компетенций; расширить представления о развитии культуры в конце ХХ века, уметь анализировать и систематизировать информацию, представлять результаты изучения в форме доклада (сообщения).

Задание:

1   Подготовка доклада: «Формирование новой общности – советского народа», «Советская цивилизация»

Подготовка презентаций на тему:

  «Плакаты социальной направленности за 1977-1980 гг.»

  Подготовить сообщение о развитии одной из сфер культуры (театр, балет, живопись, музыка, литература и пр.) по схеме: официальная культура – неофициальная культура – нелегальная культура.

Для подготовке задания №2 необходимо руководствоваться следующим планом:

1. Определите источники информации по теме, ознакомьтесь с их содержанием.

2.Составьте план изложения материала.

3. Выполните работу, пользуясь соответствующими рекомендациями

Основные знания: социальная политика, советский народ

  Памятка по написанию доклада(сообщения)

Доклад - вид самостоятельной научно - исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.

Этапы работы над докладом:

· Подбор и изучение основных источников по теме (как и при написании реферата рекомендуется использовать не менее 8 - 10 источников).

· Составление библиографии.

· Обработка и систематизация материала. Подготовка выводов и обобщений.

· Разработка плана доклада.

· Написание.

· Публичное выступление с результатами исследования.

Вопросы для самопроверки:

·        Необходимость экономических реформ 1965 г.

·        Основное содержание реформы 1965 г.

·        Научно-техническая политика государства. Достижения и негативные явления в научно-технической сфере. Чем можно объяснить значительную техническую отсталость СССР?

·        В чем вы видите главные причины улучшения уровня жизни советских людей в 70-е гг.?

·        Приведите данные, характеризующие потребление населением СССР продовольственных товаров в 60—70-е гг. Чем вы можете объяснить резкое обострение продовольственной ситуации в стране в начале 80-х гг.?

·         Почему, несмотря на значительный рост промышленного потенциала страны, прирост реальных доходов населения постоянно сокращался?

·        Используя средства Интернет ,  сделайте хронологическую подборку плакатов социальной направленности за   1970-е-начало 1980-х  гг .  Оцените объективность представленной в плакатах информации. Прокомментируйте полученный результат .

·        Итоги экономических реформ. Дайте общую оценку экономических «экспериментов» советского руководства в конце 70-х — начале 80-х гг.


Критерии оценки : полнота раскрытия темы, умение подобрать материал по теме и аргументировано изложить свою точку зрения.

Контроль выполнения :   проверка выполненной работы

Рекомендуемые источники информации :

1.      Артемов В.В., Лубченков  Ю.Н. История. Ч.2.- М.: Изд. Центр «Академия», 2017

2.      Филиппов А.В. Новейшая история России.1945 – 2006. М., «Просвещение», 2018.


 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Тема2.1. Постсоветское пространство в 90-е гг. ХХ в.

Цель:   осмысление места и роли России на постсоветском пространстве; уметь формулировать собственную позицию, используя для аргументации фактический материал.

Самостоятельная работа обучающихся: систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы по изучаемой теме; подготовка рефератов на тему «Народы и регионы России после распада СССР»

Задание:

Написать сочинение-рассуждение на тему:   «Россия   –  суверенное государство приобретения и потери »

 Содержание работы:

1)      Прочитайте § 99 учебника: Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Ч.2.- М.: Изд. Центр «Академия», 2017

2)      Определите другие источники информации по теме, ознакомьтесь с их содержанием.

3)      Составьте план изложения материала

4)       Выполните работу, пользуясь соответствующими рекомендациями


Формат выполненной работы:   сочинение-рассуждение

Критерии оценки:   логичность, последовательность изложения, наличие аргументации, выводов, аккуратность исполнения.

Контроль выполнения :   проверка тетради

Рекомендуемые источники информации :

1)      Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Ч.2.- М.: Изд. Центр «Академия», 2012

2)      Материалы периодической печати

Этапы работы над сочинением

1)     Обдумывание и уяснение темы, определение ее границ, выявление ее содержания. Определив круг проблем, мы наметили основные вехи, по которым должно пойти раскрытие темы, т. е. сделали набросок плана сочинения.

2)     Формулировка основной мысли (идеи) сочинения

Вы должны поставить перед собой вопрос: «Что я хочу сказать своей работой, к каким выводам я должен прийти, раскрывая тему?» Основная мысль (идея) сочинения формулируется в виде тезиса — четко, ясно, категорично.

3)     Подбор аргументов для доказательства основной мысли (тезиса) сочинения и расположение их в определенном порядке для обоснования тезиса

4)     От определения тезиса пишущий сочинение переходит к аргументам, обосновывающим его. Появляется рабочая запись (аргументы в определенном порядке).

5)     Подбор фактического и цитатного материала

6)     Во вступительной части сочинения необходимо охарактеризовать суть проблемы, ее значимость, актуальность. В основной части раскрывается тема сочинения.      Заключение придает сочинению законченный вид, оно может резюмировать, т. е. кратко повторить основные мысли в главной части. Вступительная и заключительная части могут быть предельно краткими.

     Эпиграф — это изречение (или краткая цитата) перед сочинением, характеризующее основную идею произведения. Эпиграф возможен, но не обязателен в сочинении.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

 Тема 2.3. Россия и мировые интеграционные процессы

Самостоятельная работа обучающихся: систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы по изучаемой теме, подготовка рефератов по теме «Геополитика: Россия и США», «Результаты внешней политики России в 90-е годы»

Цель:  

       формирование представлений о неизбежности радикального обновления советской экономической системы; об альтернативных вариантах экономических реформ в стране; о причинах тяжелейшего кризиса, в котором оказалась экономика СССР в 1991 г;

       сформировать представление о важнейших внешнеполитических задачах ,  стоящих перед Россией после распада территории СССР, уметь проводить поиск исторической информации в источниках разного типа и представлять результаты изучения исторического материала в форме конспекта, выступления, уметь аргументировать свои суждения.

 Задание:   Подготовка реферата на тему: «Социально-экономическая ситуация в СССР на рубеже 1980-1990-х гг. в оценках политиков, ученых и обывателей», составьте перечень важнейших внешнеполитических задач ,  стоящих перед Россией после распада территории СССР.

   1)      Используя материал учебника, дополнительные источники информации, выделите основные направления внешней политики России после распада СССР.

2)      Сформулируйте основные проблемы внешней политики России после распада СССР.

3)      Составьте перечень важнейших внешнеполитических задач ,  стоящих перед Россией после распада территории СССР .

Основные знания:

предпосылки и необходимость реформирования советской экономической системы; концепция «ускорения социально-экономического развития страны»; экономическая реформа 1987 г.; концепция регулируемого рынка; программа «500 дней».

  Основные понятия:

ускорение; научно-технический прогресс; рыночная экономика; арендный подряд; кооперация; теневая экономика; демонополизация; децентрализация; разгосударствление; акционирование; техногенная катастрофа.

Проблема для дискуссии.   Советская экономика в конце 80-х — начале 90-х гг.: проблема альтернатив.

Содержание подготовительной работы:

деление на группы, распределение ролей:

·         группа «политиков»: оценка социально-экономической ситуации в стране ведущими политиками; их предложения по реформированию социально-экономической системы.

·         Группа «ученых»: разработка программ экономических реформ и оценка социально-экономической ситуации в стране

·         Группа «обывателей»: отношение к проводимым реформам

Формат выполненной работы : конспект, сообщение по конспекту

Критерии оценки :  правильность составления конспекта, умение выделить главное для сообщения, аргументировать свои суждения.

Контроль выполнения :   проверка конспекта, сообщение на уроке

Норма времени: 2 часа

Рекомендуемые источники информации :

1)     Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Ч.2.- М.: Изд. Центр «Академия», 2017

2)     Филиппов А.В. Новейшая история России.1945 – 2006. М., «Просвещение», 2018    

3)     История России. ХХ век. Под ред. А.Б.Зубова. М., 2017. §6.2.5., §6.2.7., §6.2.11.

4)     Интернет

 

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Тема 2.4. Развитие культуры в России.

Самостоятельная работа обучающихся: систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы по изучаемой теме; подготовка презентаций на тему «Российская культура в 90-е годы ХХ года»

 

Цель:

       продолжить формирование представлений о национальных ,  религиозных культурных традициях и их роли в жизни народов;

       совершенствовать умения находить необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения;

       формирование представлений о путях и средствах формирования духовных ценностей общества, совершенствование умений систематизировать учебный материал, делать выводы, представлять результат изучения в форме реферата.

Задание:

Написать сочинение-рассуждение на тему:   «Человек как носитель культуры своего народа» напишите  реферат на тему: «Пути и средства формирования духовных ценностей общества в современной России», подготовка презентаций на тему «Российская культура в 90-е годы ХХ года»

Содержание работы:

1)      Прочитайте § 41 учебника: Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. М.: Изд. Центр «Академия», 2017

2)      Определите другие источники информации по теме, ознакомьтесь с их содержанием.

3)      Составьте план изложения материала

4)       Выполните работу, пользуясь соответствующими рекомендациями

11. Ознакомиться с информацией по выбранной теме в различных источниках.  Составить план реферата (обязательными пунктами являются: введение, анализ источников по теме, основная часть, выводы). Выполнить реферат, пользуясь рекомендациями по написанию рефератов 


Формат выполненной работы:   сочинение-рассуждение

Критерии оценки:   логичность, последовательность изложения, наличие аргументации, выводов, аккуратность исполнения.

Контроль выполнения :   проверка тетради

Рекомендуемые источники информации :

1)       Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. М.: Изд. Центр «Академия», 2017

2)        Материалы периодической печати

3)История России. ХХ век. Под ред. А.Б.Зубова. М., 2018 г. §6.1.18.

4)  Дайнес В.О. История России и мирового сообщества. Хроника событий. — М., 2018.

3)      Материалы сети Интернет

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

  Тема 2.5 Перспективы развития РФ в современном мире.

Самостоятельная работа обучающихся: Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы по изучаемой теме, подготовка рефератов по теме «Россия и СНГ: динамика отношений в конце ХХ начале ХХ I века»

Цель:  

       сформировать представление о важнейших мерах по решению проблемы межнационального конфликта в Чеченской республике за   1990 – 2009  гг. и их эффективности, уметь проводить поиск исторической информации в источниках разного типа и представлять результаты изучения исторического материала в форме конспекта, выступления, уметь аргументировать свои суждения;

       с формировать преставления об отношениях России со странами НАТО; уметь формулировать собственную точку зрения, используя для аргументации фактический материал.

 

Задание:

1.     Оцените эффективность мер Президента и Правительства по решению проблемы межнационального конфликта в Чеченской республике за   1990 – 2009гг .

Содержание работы.

1)      Используя материал учебника, дополнительные источники информации, перечислите основные меры Президента и Правительства по решению проблемы межнационального конфликта в Чеченской республике за   1990 – 2009гг

2)      Дайте оценку эффективности предпринятых мер по решению проблемы межнационального конфликта в Чеченской республике за   1990 – 2009  гг.

3)      Аргументируйте свои суждения .

2.     Напишите эссе на тему: «Россия - партнер НАТО?»

Содержание работы:

1)      Прочитайте §38-39 учебника.

2)      Познакомьтесь с дополнительной информацией по теме.

3)      Напишите эссе, пользуясь рекомендациями

 

14. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1.     Артемов В.В., История: учебник .-М.:Академия, 2017

2.        История России: Учебник для студ. Вузов ( Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А); МГУ им. М.В. Ломоносова, Ист. фак-т.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Проспект, 2013.- 525с.

3.     Самыгин П.С., История: учебник для СПО.- М.:Феникс,2017

Дополнительные источники: 

1.   Загладин Н.В., Симония Н.А.  Всеобщая история (базовый и  профильный уровни) 10-11 класс,

2.   Загладин Н.В., Симония Н.А.  История (базовый уровень),10-11 класс Сахаров А.Н., Буганов В.И.; Буганов В.И., Зырянов П.Н. / Под ред. Сахарова А.Н. История России (профильный уровень)

3.  Сахаров А.Н., Буганов В.И.; Буганов В.И., Зырянов П.Н. / Под ред. Сахарова А.Н. История России (профильный уровень)

4.  Интернет-ресурсы:

     ( http :// lesson - history . narod . ru )

     http :// it - n . ru )

    http :// som . fio . ru ).

   http :// www . encyclopedia . ru )

    http :// www . istrodina . com )

     http :// www . hermitaje . ru )

    http :// www . hist . msu . ru / ER )

    www.shpl.ru.

     scientist.nm.ru/midindex.html

 

 

  

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!