СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации для студентов ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данных методических рекомендациях описывается алгоритм выполнения курсовых работ на базе специализированных медицинских колледжей. 

 

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для студентов ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ»


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


для студентов


по выполнению курсовых работ













Надым 2018 г.

В данных методических рекомендациях описывается алгоритм выполнения курсовых работ на базе специализированных медицинских колледжей.





УТВЕРЖДЕНО

на заседании учебно-методического объединения

преподавателей здравоохранения и медицинских дисциплин




Составитель: Соскова Л.Б. – преподаватель медицинских дисциплин.




















Содержание



ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….…4

ВЫБОР ТЕМЫ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ……………………………………………………..5

ТРЕБОВАНИЕ К СТРУКТУРЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ……………….8

СТРУКТУРА И ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ КУРСОВЫХ РАБОТ………………………………………………………………………..13

ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВЫХ РАБОТ…………………………………..19

ПОРЯДОК СДАЧИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ……………………….……..20

РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ И ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ…………………………………………………………………......21

КРИТЕРИИ ОЦЕНОК КУРСОВОЙ РАБОТЫ…………………………22




ВВЕДЕНИЕ.


Существенную часть процесса обучения на медицинском отделении колледжа занимает самостоятельная работа. Выполнение курсовой работы является одним из основных видов самостоятельной деятельности студентов.

Курсовая работа в процессе обучения студента рассматривается как один из этапов овладения научно-реферативной и научно-исследовательской деятельностью, выполняемой при активной помощи и консультации преподавателя – руководителя курсовой работы. В процессе выполнения курсовой работы студент проводит работу с литературой, связанную с отбором материала, изучением и анализом литературы по теме курсовой, представлением и обсуждением полученных результатов, подготовкой выводов и рекомендаций.

Совместное научно-реферативное творчество преподавателей и студентов – это эффективный, проверенный путь развития, становления характера студента, воспитания инициативы, потребности и навыков постоянного самообразования. Курсовая работа дает ему возможность углубить, систематизировать и закрепить теоретические и практические знания по специальности, приобщиться к широкому кругу проблем, выходящих за рамки учебной программы, приобрести навыки исследования и обработки нужной информации. Она учит студента кратко и системно излагать материал, а также работать с литературой по теме, справочным и библиографическим указателем, формирует научное мировоззрение.






Цели курсовой работы:

  1. Научить студентов самостоятельно проводить анализ и обобщать полученные результаты, выдвигать и защищать собственные суждения.

  2. Систематизация и углубление теоретических и практических знаний по дисциплинам, их применение при решении поставленных задач.

  3. Приобретение навыков самостоятельной работы по применению теоретических знаний на практике.

  4. Владение методикой исследования в различных областях науки.

  5. Важной особенностью курсовой работы является комплексный, всесторонний подход к повышению уровня и качества подготовки специалистов-медиков, способных творчески и углубленно заниматься познавательной деятельностью, уметь обобщать, делать выводы и внедрять полученные результаты в практику здравоохранения.


ВЫБОР ТЕМЫ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ

КУРСОВОЙ РАБОТЫ


Тематика курсовых работ разрабатывается цикловыми методическими комиссиями и базируется на программах изучаемых МДК, ПМ, взаимосвязанных с ними знаниями из других областей знаний и предоставляется студентам для ознакомления и выбора не позднее, чем за 4 (четыре) месяца до защиты.

Темы курсовых работ составляются таким образом, чтобы в процессе их выполнения студент показал уровень своих знаний по профилирующим предметам, смог провести теоретические исследования по теме выбранной курсовой работы с использованием статистических, математических, графических и описательных методов.

При выборе темы следует руководствоваться ее актуальностью, новизной, своим интересом к проблеме, возможностью получения фактических данных, наличием научной и учебной литературы, близостью к будущей практической деятельности.

После выбора темы студенту назначают руководителя курсовой работы. В процессе написания курсовой работы студент должен показать умение использовать общетеоретические, методологические и специальные знания по выбранной проблематике. Успешность курсовой работы во многом зависит от правильного алгоритма выполнения всех этапов исследования.

Первый этап – подготовительный, включает в себя разработку программы реферативной деятельности:

  • выбор темы курсовой работы и утверждение ее руководителя;

  • изучение методических рекомендаций по выполнению курсовой работы;

  • составление плана курсовой работы и обсуждение его с руководителем. План составляется на основе анализа имеющихся материалов;

  • составление библиографии по теме курсовой работы;

Второй этап – включает в себя:

  • изучение методических и специальных литературных источников, составление литературного обзора (работа с каталогами библиотек, библиографическими указателями, подбор литературы)

  • изучение теории и истории вопроса, опыта решения данной проблемы на практике и анализ базовых понятий (понятия, на которых строится исследование).

  • ознакомиться с предисловием, введением, заключением книги. В оглавлении важно отметить те разделы и параграфы, которые представляют интерес для раскрытия темы. В предисловии можно найти ответы на такие вопросы, как цель написания книги, основные направления исследования, общий характер работы.

Целесообразно при ознакомлении делать выписки, обращая внимание на внешние признаки в тексте. Рекомендуется основные источники прочитать дважды. Первое чтение должно быть более глубоким, сплошным, а повторное – просмотровым, выборочным. Читая монографии, необходимо проводить анализ и синтез прочитанного, сопоставлять ранее известное с новыми данными. Затем необходимо выразить свое критическое отношение к изучаемому материалу. Важным этапом написания курсовой работы является правильное конспектирование. Существует несколько способов записи: аннотация, план, выписка цитат, тезисы, конспект. Наиболее полно изученную литературу отражает конспект. Конспектировать лучше на отдельных листах, озаглавленных для каждого вопроса курсовой работы. Запись ведется таким образом, чтобы часть правой стороны листа оставалась свободной для заметок, которые вносятся при последующей проработке источника литературы, для изложения собственных мыслей и критических замечаний.

Различают три вида конспектов: систематический, свободный и тематический, или сводный конспект.

Систематическим называется такой конспект, в котором фактический материал излагается в последовательности книги. В свободном конспекте запись делается по плану курсовой работы. В тематическом конспекте обобщается содержание нескольких источников. Самым продуктивным и сложным является тематический конспект. После того, как работа с источниками завершена, необходимо проанализировать и систематизировать весь материал.

Третий этап – основной – включает:

  • написание обзора литературы;

  • определение методов исследования;

  • проведение собственных исследований;

  • систематизация и первичная обработка материала;

  • обсуждение полученных результатов с обоснованием каждого вывода;

  • сравнение полученных результатов с поставленными целями и задачами, литературными данными;

  • подготовка общих выводов по теме курсовой работы, предложений и рекомендаций.

Четвертый этап – итоговый, предполагающий оформление результатов, включает в себя:

  • предварительное обсуждение курсовой работы;

  • окончательное оформление курсовой работы;

  • рецензирование курсовой работы с внесением поправок после рецензирования;

  • сдача курсовой работы.


ТРЕБОВАНИЕ К СТРУКТУРЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ


По содержанию курсовая работа носит реферативный характер. По объему курсовая работа (проект) (без приложений) должна быть не менее 15 страниц печатного текста. Примерное соотношение между частями работы следующее: введение - 1-2 страницы, заключение - 1-2страницы, остальное - основная часть. Следует избегать больших диспропорций между главами.

По структуре курсовая работа (проект) реферативного характера состоит из:

- введения, в котором раскрывается актуальность и значение темы, формируются цель и задачи работы;

- теоретической части, в которой даны история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике, посредством сравнительного анализа литературы;

- заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов работы;

- списка используемой литературы;

- приложения.


По содержанию курсовая работа (проект) носит технологический характер.

Курсовая работа (проект) технологического характера включает в себя:

-введение, в котором раскрывается актуальность и значение темы, формируется цель;

-описание модели, по которой разрабатывается технологический процесс;

- описание оснащения, приспособлений и т. п.;

- организационно-экономическую часть;

-заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов проекта;

-список используемой литературы;

- приложения.

Студент разрабатывает и оформляет курсовую работу (проект) в соответствии с требованиями.






СТРУКТУРА И ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ

КУРСОВОЙ РАБОТЫ


Курсовая работа включает следующие разделы:


  • титульный лист;

  • содержание;

  • введение;

  • основная часть:

литературный обзор;

материалы и методы исследования;

  • результаты и выводы;

  • рекомендации;

  • список использованной литературы и материалов интернет-сайтов,

  • приложения.



Образец оформления титульного листа:


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ямало-ненецкого автономного округа

«Надымский профессиональный колледж»

Отделение естественнонаучного профиля


УТВЕРЖДЕНО

на заседании учебно-методического объединения

преподавателей здравоохранения и медицинских дисциплин


протокол № от « ..»____201.. г


Председатель ____________________

/ /




Курсовая работа

по междисциплинарному курсу, профессиональному модулю

__________________________________________________


_________________________________________________

(тема курсовой работы (проекта)


Специальность ____________________


Студент(ка) группа № _____ ________(Ф.И.О. студента)

Преподаватель – руководитель _______(Ф.И.О. преподавателя)



Правила оформления раздела «Содержание»:


  • содержание является следующим листом после титульного листа;

  • нумерация листов начинается с титульного листа, но цифры, указывающие страницы, проставляются со «Списка сокращений»;

  • содержание печатается на отдельном листе;

  • в содержании против каждого названия раздела печатается номер страницы;

  • лист «Содержание» печатается последним, когда работа полностью напечатана.








Образец оформления содержания курсовой работы


СОДЕРЖАНИЕ


Введение 3

Глава 1 Название главы 6

    1. Название параграфа 6

    2. Название параграфа 9

Глава 2 Название главы 16

2.1. Название параграфа 16

2.2. Название параграфа 21

Заключение 22

Список использованной литературы 23

Приложения 24







Правила оформления раздела «Введение»:


  • объем этого раздела должен быть не более 1,5 страниц;

  • в введении необходимо отразить актуальность выбранной темы, проблемы;

  • в краткой форме описать состояние изученности проблемы согласно литературным данным;

  • показать пробелы в изучении данной темы;

  • обозначить цель курсовой работы (цель определяется ее названием), гипотезу исследования;

  • указать задачи, которые решались в работе для выполнения поставленной цели.


Правила оформления раздела «Основная часть : литературный обзор, материалы и методы исследования»:


  • для грамотного и качественного выполнения курсовой работы необходимо знать литературные данные о состоянии изученности проблемы как отечественных, так и зарубежных исследователями;

  • особо внимательно необходимо изучить работы по теме последних 5-ти лет;

  • в литературном обзоре необходимо отметить общие выводы и разницу взглядов авторов литературных источников, а также методы, которые были использованы в их работах;

  • обзор литературы может состоять из нескольких глав;

  • в разделе не рекомендуется пересказывать содержание учебников, специальной литературы, инструкций или использовать материалы Интернета без ссылки на автора или источник информации;

  • материал обзора литературы необходимо излагать в логической последовательности;

  • в конце цитируемого предложения или абзаца обязательно указываются фамилия автора (авторов) и года опубликования работы (Андреев В.В., 2005);

  • если авторов цитируемой работы не более трех, то указываются все фамилии авторов, а если больше трех, то указвается только фамилия первого автора (Андреев В.В. с соав., 2005);

  • каждый абзац в тексте должен начинаться с красной строки;

  • объем раздела «Литературный обзор» должен быть не более 1/3 объема всей работы;

  • при обсуждении результатов выполненных исследований необходимо также делать ссылки на литературные данные.

  • сведения о методах исследования, достаточные для их воспроизведения, но не следует подробно описывать методы, опубликованные ранее (в этом случае достаточно дать ссылку на соответствующий источник литературы);

  • при описании методов исследования указать авторов литературы, из которых были взяты методы;

  • в разделе должны быть подробно описаны объекты исследования по количеству, качеству и др.

Правила оформления раздела «Результаты и выводы»


  • в этом разделе необходимо показать полученные результаты и обсудить их с использованием данных литературы;

  • изложение материала необходимо проводить согласно поставленным задачам;

  • составленные таблицы должны быть построены наглядно, иметь заголовки (расположенные верху таблицы), содержание граф должно быть конкретным и понятным. Сокращения в таблицах не допускаются. В графах не должно быть пустот или не поясненных прочерков. Все цифры, итоги и проценты должны быть тщательно выверены авторами и соответствовать цифрам в тексте;

  • данные таблицы необходимо описать и обсудить, сделать какой-то вывод и попытаться объяснить его,

  • если таблица в работе одна, то ее не нужно нумеровать, а если – несколько, то необходимо пронумеровать;

  • графики и диаграммы должны быть четкими, иметь названия (расположенные сверху), пронумерованными, на них следует делать как можно меньше надписей. После каждого из них должен быть вывод с обоснованием.

  • раздел должен составлять 2/3 объема работы, то есть быть самым большим в работе, по нему судят о качестве выполненной работы.

  • в раздел выносятся все основные выводы, полученные в ходе выполненной курсовой работы;

  • выводы должны соответствовать поставленным задачам, допускается несколько выводов на одну задачу;

  • количество выводов не должно быть меньше поставленных задач;

  • выводы должны быть четкими, ясными, отражать полученные результаты;

  • по сделанным выводам необходимо сделать рекомендации с возможностью их применения на практике.


Правила оформления раздела «Список литературы»:


  • список литературы печатается на отдельном листе и составляется в алфавитном порядке (сначала отечественные авторы, затем зарубежные);

  • в список литературы вносятся только те источники, на которые делались ссылки по тексту курсовой работы;

  • список литературы следует составлять в следующем порядке по приведенным образцам:

    1. Ссылки на книги (Захарова И.Я., Косенко Л.В. Методы изучения микробных полисахаридов. – Киев: Наук. Думка, 1982-201 с.).

    2. Ссылки на статьи (Козлов И.А., Андренюк Е.И. Распространение тионовых бактерий в палеоген-неогенных отложениях // Микробиологический журнал-1978.-40, № 5.- С. 549-554).

    3. Ссылки на стандарты.

    4. Ссылки на нормативные издания или издания, не имеющие индивидуального автора (Гражданский кодекс РФ. М., 1995. Ч. 1; 1996. Ч. 2.)

    5. Ссылки на авторефераты диссертаций.

    6. Ссылки на интернет-сайты.

ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВЫХ РАБОТ


Курсовая работа (проект) должна быть грамотно написана печатным способом и правильно оформлена, на одной стороне листа формата А-4. Редактор: Microsoft Word. Шрифт «Times New Roman», размер – 14. Межстрочный интервал – полуторный. Размеры полей : правое – 1,5 см, левое – 3 см, верхнее и нижнее – 2 см. Текст статьи: форматирование - по ширине. Отступ абзаца: первая строка – 1,25 см. Страницы текста курсовой работы (проекта) и включенные в нее иллюстрации, таблицы должны соответствовать формату А4.

Страницы работы нумеруются арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляется в центре верхней части страницы. Отсчет страниц начинается с первого (титульного) листа, но нумерация страниц предоставляется начиная после титульного листа и содержания. Основную часть курсовой работы (проекта) следует делить на главы, параграфы. Переносы слов в заголовках не допускаются.

Иллюстрации (графики, схемы, диаграммы, рисунки) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые или могут выноситься в «Приложения» с обязательным указанием в тексте номера приложения.

Цифровой материал рекомендуется помещать в работе в виде таблиц с обязательной ссылкой в тексте. Каждая таблица должна иметь заголовок, который помещается ниже слова «Таблица».

Сдается выполненная работа в папке для курсовых работ или папках с файлами.


ПОРЯДОК СДАЧИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ


Выполненная курсовая работа (проект) подписывается студентом на титульном листе и не позднее, чем за месяц до защиты предоставляется преподавателю - руководителю. Преподаватель оценивает работу по оценочному листу, подписывает ее и представляет работу на комиссию для обсуждения.

Преподаватель – руководитель который письменно представляет рецензию (отзыв) на курсовую работу, дает критическую оценку выполненной работы, обращая внимание на ее актуальность и целесообразность, оформление, язык и стиль изложения материала, выводов и предложений. В рецензии необходимо отметить ее актуальность, научное и практическое значение, оригинальность идей и степень самостоятельности выполнения работы. В случае, если работа особой ценности не представляет, это следует также указать. Желательно отметить теоретическую и практическую подготовленность студента, знание научной литературы и статистических материалов по теме. После отзыва студент исправляет полученные замечания и окончательно оформляет выполненную работу.

На заседании комиссии принимается окончательное решение о приёме работы.


КРИТЕРИИ ОЦЕНОК КУРСОВОЙ РАБОТЫ


Курсовая работа оценивается по пятибалльной системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Общие критерии оценки курсовой работы (проекта):

  • актуальность и степень разработанности темы;

  • творческий подход и самостоятельность в анализе, обобщениях и выводах;

  • полнота охвата литературы;

  • уровень овладения методикой исследования;

  • правильность и научная обоснованность выводов, практическая направленность;

  • стиль изложения;

  • соблюдение всех требований к оформлению курсовой работы (проекта) и сроков ее выполнения.

На «отлично» может быть оценена курсовая работа (проект) при:

  • соответствии содержания заявленной теме;

  • глубоком и полном раскрытии вопросов теоретической и практической части работы;

  • отсутствии ошибок, неточностей, несоответствий в изложении теоретических и практических разделов;

  • глубоком и полном анализе результатов курсовой работы (проекта), постановке верных выводов, указании их практического применения;

  • высоком качестве оформлении;

  • представлении курсовой работы (проекта) в указанные руководителями сроки;

  • уверенной защите курсовой работы (проекта).

На «хорошо» может быть оценена курсовая работа (проект) при:

  • соответствии содержания заявленной теме;

  • наличии небольших неточностей в изложении теоретического или практического разделов, исправленных самим обучающимся в ходе защиты;

  • глубоком и полном анализе результатов, постановке верных выводов, указании их практического применения;

  • хорошем качестве оформления курсовой работы (проекта);

  • представлении курсовой работы (проекта) в указанные руководителями сроки.

На «удовлетворительно» может быть оценена курсовая работа (проект) :

  • при соответствии содержания заявленной теме;

  • при недостаточно полном раскрытии вопросов теоретической или практической части;

  • при наличии ошибок и неточностей в изложении теоретического или практического разделов курсовой работы (проекта), исправленных самим обучающимся в ходе защиты;

  • при недостаточно глубоком и полном анализе результатов;

  • при небрежном оформления курсовой работы (проекта);

  • при представлении курсовой работы (проекта) в поздние сроки;

  • при обнаружении ошибок и неточностей в ходе защиты курсовой работы (проекта).

На «неудовлетворительно» может быть оценена курсовая работа (проект):

  • при несоответствии содержания заявленной теме;

  • при нераскрытии вопросов теоретической или практической части;

  • при наличии грубых ошибок в изложении теоретического или практического разделов;

  • при отсутствии анализа результатов курсовой работы (проекта);

  • при низком качестве оформления курсовой работы (проекта);

  • при представлении курсовой работы (проекта) в поздние сроки;

  • при обнаружении грубых ошибок в ходе защиты курсовой работы (проект).


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!