СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации для родителей детей с алалией.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для родителей детей с алалией.»

Методические рекомендации для родителей детей с алалией.

Говоря, о наличии неговорящего ребенка в семье, обычно подразумевается, либо ребенок, который не разговаривает по причине своего возраста, или же ребенок с физиологическими отклонениями, в связи с которыми возникли проблемы с развитием речевого аппарата, а конкретно об алалии – как особого типа недоразвития речи.

Алалия - отсутствие либо недоразвитие речи, как следствие органического поражения определенных речевых зон коры головного мозга. Обычно такое заболевание развивается еще во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. 

Алалия – это системное недоразвитие речи, при котором нарушаются фонетико-фонематическая сторона, а также лексико-грамматический строй. 
Обычно при возникновении такого заболевания процесс становления речи, как правило, будет происходить в условиях патологического состояния центральной нервной системы. По своим проявлениям и выраженности языкового недоразвития алалия довольно неоднородна. 

Обычно по критериям дифференциации формы заболевание делят на несколько классов. Самой распространенной является топологическая классификация алалии. Такая классификация основывается на критерии учета локализации поражения головного мозга. 

Разделяют такие классы алалии: 

Моторная алалия – (центра Брока), проявляется нарушениями центрального отдела речедвигательного анализатора; 

Сенсорная алалия – сопровождается поражением центрального отдела речеслухового анализатора, а так же проявляется поражением задней трети верхней височной извилины.
Сенсомоторная алалия – обычно сочетает в себе признаки двух приведенных выше видов алалии. 


Коррекция. 

Алалия, как и любое заболевание подлежит лечению и профилактике. Методом лечения алалии стает коррекция возникающих дефектов с помощью комплексного воздействия на причину. 

Комплексный подход при алалии направлен на становление всех функций речи, и является длительным и трудоемким процессом. Как результат коррекции просматривается воздействие к формированию речи, улучшению познавательной деятельности, развитие интеллекта, развитие моторики, формирование элементарных математических представлений, формирование эмоционально-волевой сферы и другое. Коррекционная работа направлена в первую очередь, по преодолению моторной алалии, на создание механизмов речевой деятельности. Ведется работа над речью и личностью в целом учитываются закономерности развития речевой функции и закономерности строения системы языка. Таким образом при выполнении всех необходимый действий: формируется мотив; выполняется его лексическая разверстка; происходит отбор лексико-грамматических средств; реализуется грамматическое структурирование; осуществляется внутреннее программирование высказывания; формируется коммуникативное намерение; 

Обогащение речевой практики развиваются, начиная с умения в сознательном использовании знаний, моделированием различных ситуаций, вырабатывается овладение. важным и эффективным направлением является развитие произвольных действий совмещенных с речью. Обычно такой метод применяется при первичных признаках заболевания. 

Как общаться с ребенком? 

Сложность речи, способствует более заторможенному развитию ребенка, по причине невозможности постоянной коммуникации, и всех процессов напрямую связаных с речью. Тогда же у родителей возникает вопрос, как организовать общение с неговорящим ребенком в семье? Главным правилом для родителей станут своевременные коррекционные действия, а также постоянное общение с ребенком.

Рекомендации.

1.Привлекайте ребёнка к участию в домашних делах.

Важно не ограждать ребёнка от домашних дел, считая, что если он не говорит или не понимает, то ничего не может и выполнить.

Для формирования обобщающих понятий разложите игрушки в красивые цветные коробки: в одну- животных, в другую –машинки и т.п. Приучайте ребёнка убирать игрушки в соответствующие коробки, поначалу помогайте ему. Процесс сортировки сопровождайте речевыми комментариями: «В эту коробку сложим животных, а в эту – машинки». Поощряйте ребёнка, если он смог разложить игрушки самостоятельно.

Замечательно, если ребёнок участвует в совместной бытовой деятельности вместе со взрослыми: вместе с ними покупает продукты, убирает дом, готовит пищу, шьёт и т.д. Все совместные действия необходимо сопровождать чёткими, продуманными комментариями.

По возможности старайтесь готовить пищу совместно – позвольте ребёнку бросить овощи в суп, расставить посуду и т.д. Такие совместные действия способствуют не только развитию навыков самообслуживания, но и развивают понимание речи, обогащают лексический словарь ребёнка глаголами, прилагательными, наречиями.

У безречевых детей не развита регулирующая функция речи, они не могут контролировать, планировать свою деятельность. Перед походом в магазин составьте наглядный список покупок (например, с помощью вырезок из каталогов), поручите ребёнку, руководствуясь этим списком, находить товары. Привлекайте ребёнка к разбору сумок после похода в магазин. Предложите ему сложить купленные фрукты в вазу по очереди. Проговаривайте эмоционально: «Я, ты, я, ты». Повторяя эту игру несколько дней, добивайтесь того, чтобы ребёнок начал повторять за вами простые слова.

2.Используйте игры-поручения.

Поручайте ребёнку те действия, которые значимы и которые он может выполнить сам. Следует давать ребёнку чёткие инструкции, сопровождая их видимой яркой артикуляцией. Поручение ребёнку «важных дел» способствует совершенствованию понимания речи, обучению понимания многоступенчатых инструкций.

3.В общении с ребёнком используйте побудительные предложения с эмоционально – волевыми интонациями, которые стимулируют собеседника к активному действию.

4.Речевой материал не должен содержать сложных для восприятия ребёнка слов фраз. Говорить с ребёнком необходимо привлекая внимание к зачастую утрированной артикуляции. Недопустимо в ультимативной форме общение с безречевым ребёнком, использование словесных понуканий: «Скажи», «повтори». Не требуйте от ребёнка повторения сложных слов, не заставляйте несколько раз повторять ставшее доступным для ребёнка слово, т. к. это способствует усилению речевого негативизма ребёнка.

5. Во время совместных прогулок краткими, чёткими предложениями рассказывайте ребёнку о том, что вас окружает, подчёркивая различные детали окружающей обстановки. Ребёнок постепенно должен вовлечься в диалог. Целесообразно использовать альтернативные вопросы, подсказывая тем самым ребёнку ответ.

Не следует удовлетворять все потребности ребёнка, дожидайтесь какого-либо проявления просьбы; если предвосхищать все желания ребёнка, не давая ему хотя бы одним звуком выразить их, у него так и не появится стимул заговорить.

6. Для привлечения внимания ребёнка к лицу взрослого, активизации речевого подражания надевайте дома яркую одежду, необычные шляпы, интересные маски. Мамы могут красить губы яркой помадой, надевать крупные серьги на время занятий с ребёнком, чтобы малышу хотелось смотреть на вас.

7. Для развития слухового восприятия ребёнка полезно иногда разговаривать с ним шепотом. Чередуйте «игру в поручения», давая инструкции то громко, то шепотной речью. Прислушивайтесь к звукам комнаты, звукам за окном, сопровождайте этот процесс комментарием. Обращайте внимание ребёнка на словесное обозначение характера различных звуков: шум воды, шаги, стук и т.д. звукоподражательно обозначайте их: «кап-кап, топ-топ, тук-тук».

Стимулируйте ребёнка к произнесению простых слов: «да», «нет». Для этого регулярно в течение дня задавайте ребёнку короткие вопросы, предоставляя вариант короткого ответа: «Ты попил воды? Да? Да». При этом оставьте паузу между вопросом и ответом, чтобы у ребёнка было время для ответного слова. Не задавайте эти вопросы требовательным тоном, не заостряйте на них внимание, задавайте их «невзначай».

8. Больше читайте со своим ребёнком.






















Список литературы:

1. Давидович Л. Р., Резниченко Т. С. Ребенок плохо говорит. – М.: «Гном», 2008.

2. Дунаева З. М. К вопросу об организации медико-психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с отклонениями в развитии / З. М. Дунаева, Л. И. Растягайлова // Ранняя психолого-медико-педагогическая помощь детям с особыми потребностями и их семьям: матер. конф. – М., 2003.

3. Янушко Е. Помогите малышу заговорить! – М.: «Теревинф», 2007.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!