Министерство образования Красноярского края
КГБПОУ Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького
Методические рекомендации по организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы.
г. Красноярск 2024
Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего Образования.
Составитель: Тюменцев Александр Валерьевич– студент 21П-5 группы отделения «Преподавание в начальных классах».
Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности в начальной школе / Тюменцев А.В / Министерство образования Красноярского края КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького», 2024. – 35 стр.
Аннотация
Данная методическая рекомендация предназначена для учителей и обучающихся, которые пожелают организовать исследовательскую деятельность в младших классах. В данной методической рекомендации представлены структура и особенности исследовательской и проектной деятельности, и способы их организации.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Раздел 1. Исследовательская деятельность учащихся...............................5
1.1. Исследовательская деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура......................................5
1.2. Типичные ошибки при проведении исследования.........................7
Примеры ошибок в детских исследовательских работах......................
1.3. Критерии оценивания детских исследовательских работ.............11
1.4. Паспорт исследования: «Урожайность клубники»………………13
1.5. Паспорт исследования: «Загрязнение реки Енисей
в Красноярске»…………………………………………………………..15
Раздел 2. Проектная деятельность учащихся.............................................17
2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура......................................17
2.2. Проектная задача: «Спасатели»…………………………………....20
2.3.Проектная задача: «Правильно питаться здорово!»........................23
Заключение.................................................................................................33
Список источников........................................................................................34
Раздел 1. Исследовательская деятельность учащихся
Глава 1.1. «Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура»
Проектно-исследовательская деятельность широко применяется в современной начальной школе. Начать бы хотелось с определения исследовательской деятельности взятого из энциклопедии современной философии. В ней сказано, что исследование – это процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.
Исследование характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью[6].
Исследовательская деятельность включает в себя:
поисковую активность;
анализ получаемых результатов;
оценку результатов;
прогнозирование развития ситуации (построение гипотез).
Исходя их вышесказанного хочется выделить цель исследовательской деятельности в начальной школе. Итак, главная цель исследовательской деятельности — формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Это необходимо для того, чтобы сформировать у школьника способность приспосабливаться под быстро изменяющиеся условия современного мира и находить рациональные способы решения проблем, которые могут возникнуть в процессе этого приспособления.
Задачи для достижения цели исследовательской деятельности будут следующие:
развивать у учащихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал;
познакомить обучающихся с методами исследования, их применением в собственном исследовании;
обучить основам оформления работ;
познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности;
формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.
Виды исследовательской деятельности в начальной школе подразделяются на четыре группы:
По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.
По месту проведения: урочные и внеурочные.
По времени: кратковременные и долговременные.
По теме: предметные и свободные.
Исследование состоит из следующих этапов:
постановка цели и задач;
выдвижение гипотезы исследования;
организация исследования;
подготовка к защите;
защита работы.
Исходя из того, что участие школьника в исследовании должно вызывать у него интерес и быть на добровольных началах тема должна отражать его интересы. Она может быть фантастической, экспериментальной, изобретательской, теоретической[1].
Исследовательская работа характеризуется стандартными этапами:
выбор темы;
постановка цели и задач;
выдвижение гипотезы исследования;
организация исследования;
подготовка к защите;
защита работы[3].
Также необходимо в процессе проведения исследования, чтобы обучающийся прожил это исследование сам. Представил результаты своей работы перед одноклассниками и другими школьниками. А также вовлек бы родителей, если необходимо проведение опытов, которые требуют помощи взрослого.
Глава 1.2. Типичные ошибки при проведении исследования
Определяясь с темой исследования, нужно быть очень внимательными. Ведь допустив ошибку в самом начале при формулировании темы, вся работа может быть не зачтена как исследование. Хотелось бы перечислить самые распространенные ошибки на данном этапе:
Взята слишком узкая тема исследования.
Тема исследования сформулирована слишком широко.
Тема не соответствует возрасту.
Отсутствие познавательного интереса учащихся к теме исследования или к исследовательской деятельности в целом.
Тема содержит широкую интеграцию.
Тема не является исследовательской, так как изучается школьной программой.
Некорректная формулировка темы исследования.
Примеры на все ошибки описанные в данной главе можно найти в прилагаемом источнике. Следующей ошибкой является нарушение в структуре сочинения. В этом случае видно, что те кто писал работу не знакомы с критериями научной работы, которых должны придерживаться те, кто описывает исследование. Вследствие этого возникают следующие ошибки:
Нарушение логики в подаче материала.
Слишком детальное (мелкое) дробление текста на главы, подглавы, подглавки.
Монолитность текста (без деления на смысловые блоки — главы).
Отсутствие вступления в работе (вступление — необходимая часть любой научной работы, так как именно во вступлении формулируются цели и задачи исследования, предмет и объект исследования, объясняется выбор темы).
Вступление подменяет 1-ю главу.
Отсутствие заключения (ради чего работа писалась). Заключение может быть оформлено по-разному: в виде отдельных тезисов, в виде текста с нумерацией или выделением главных моментов; может быть не одно заключение, а несколько: выводы, которые сделаны профессиональными исследователями и выводы, к которым пришёл ученик. Интерес представляет разница, так как ученическое исследование рассматривает частный случай, к которому профессиональные учёные либо не обращались вообще, либо рассмотрели его кратко, вскользь.
Непонимание цели той или иной части текста (как следствие — нарушение логики всего исследования).
Так называемый «головастик»: неравнозначные по объёму и глубине изложения части исследования.
Написать исследовательскую работу без анализа источников по теме невозможно. Современному школьнику доступны многие источники: книги, экспозиции музеев, Интернет… Это открывает широкие возможности, но одновременно таит и много опасностей. Без серьёзного обсуждения источников с научным руководителем ученик не сможет расставить приоритеты, распознать ошибки, некорректности в предоставленных данных. Могут возникнуть следующие ошибки:
В работе использовано мало источников.
В работе использовано слишком много источников (библиография иногда насчитывает до 30–40 источников, в работе же цитируется не более 5–6.
Использованы сомнительные источники.
Фактические ошибки в источниках (неправильно даны выходные данные или такой книги нет вообще).
Незнание ведущих работ по теме.
опасной в современных исследованиях является подмена серьёзных исследований интернет-сайтами, содержащими часто откровенно ложную, ошибочную информацию.
Ошибки допускаются также и в содержании работы. Законченной ее можно считать тогда, когда реализована цель работы и выполнены все поставленные задачи. Ошибки такого типа связаны с непониманием самой темы исследования, либо с нарушением логики материала.
Отсутствие чёткой концепции работы (ученик не знает, к чему в итоге он должен придти или, увлёкшись, подменяет проблему исследования похожей, близкой по смыслу).
Отсутствие обзора по изучаемой проблеме (без этой части работы трудно понять и оценить, что удалось сделать ученику в своём исследовании).
Непроработанность понятийного аппарата исследования
Следует также правильно оформить научный аппарат исследования. Чтобы работа не превратилась в реферат или доклад. Типичные ошибки школьников сводятся к следующему:
1.Отсутствие цели исследования.
Отсутствие задач исследования.
Отсутствие формулировки предмета и объекта исследования (часто путают).
Обилие научной терминологии, не всегда оправданной и «забивающей» текст исследования.
Отсутствие научной терминологии, необходимой для раскрытия мысли исследования.
Подмена научной терминологии собственными словами.
Отсутствие в работе сносок и ссылок при цитировании.
Неправильное оформление сносок в работе.
Отсутствие оригинальной концепции исследования.
Подмена исследования рефератом (докладом).
Подмена исследования компиляцией[4].
Оформление работы играет немаловажную роль при оценке работы. Важны в оформлении работы грамотность и аккуратность. Недопустимо предъявлять работу не вычитанную и с учительскими пометками. Следует обратить внимание на следующие ошибки:
1.Небрежность в оформлении титульного листа.
2. Небрежность в оформлении содержания.
3. Отсутствие нумерации страниц.
4. Наличие ошибок всех типов (невычитанные работы!).
5. Ошибки в цитировании.
6. Стилистический разнобой текста исследования (это наводит на мысль, что основой работы является отсканированный текст какого-то исследования, слегка разбавленный собственными стилистическими (и отнюдь не выигрышными) изысками).
7. Нет чёткости выводов — как в их формулировке, так и в оформлении.
Исследование должно быть обязательно снабжено библиографией. Каждый использованный источник должен быть представлен со всеми выходными данными (в том числе и номера страниц). Надо помнить, что оформление выходных данных книг, журналов и статей в сборнике происходит по-разному. Выходные данные интернет-статей также необходимо указывать. Практика оформления библиографии в научных работах показывает, что самым удобным является расположение источников следующим образом:
1. Все источники подразделяются по проблемам (от общего к частному).
2. Внутри тематической группы источники располагаются по алфавиту.
Среди типичных ошибок в исследовательских работах последних лет наиболее часто встречаются следующие:
1. Отсутствие в работе библиографии.
2. Оформление библиографии.
3. Подмена литературоведческих (научных) источников интернет-ресурсами спорного (сомнительного) качества. Ошибки в приложении.
Глава 1.3. Критерии оценивания детских исследовательских работ
Критерии оценки детских исследовательских работ | Количество баллов |
Актуальность | 1-тема актуальна 0-тема не актуальна |
Соответствие темы содержанию | 1- содержание соответствует теме 0-содержание теме не соответствует |
Соответствие возрасту | 1-соответсвует возрасту 0-возрасту не соответствует |
Проблема актуальна или не актуальна | 1-проблема актуальна 0-проблема не актуальна |
Тема соотносится с целью | 1-тема соотносится с целью 0-тема с целью не соотносится |
Цели соотносится с результатом | 1-цель с результатами соотносится 0-цель не соотносится с результатами |
Задачи соотносятся с целью | 1-задачи соотносятся с целью 0-задачи не соотносятся с целью |
Верно сформулирована гипотеза | 1-гипотеза сформулирована верно 0-гипотеза сформулирована не верно |
Наличие анализа литературы | 1-анализ литературы присутствует 0-анализ литературы отсутствует |
Соответствие литературы и темы исследования | 1-литература соответствует теме 0-литература теме не соответствует |
Верно подобраны методы наблюдения, соответственно возрасту | 1-подобранные методы исследования соответствуют возрасту 2-подобранные методы не соответствуют возрасту |
Выводы оформлены верно | 1-выводы оформлены верно 2-выводы оформлены неверно |
Логика и структура работы не нарушена | 1-работа построена логически верно 0-логика нарушена |
Уровень представления данных | 2-таблица 1-рисунок 0-текст |
Оформление работы | 1-соответствует требованиям 0-требованиям не соответсвует |
Грамотное оформление(орфография, пунктуация) | 2-ошибок нет 1-1-2 ошибки 0-более 2-х ошибок |
1.4. Паспорт исследования: Урожайность клубники
Автор: А.В.Тюменцев
№ | Компоненты паспорта | Описание исследования |
1 | Тема исследования | Урожайность клубники. |
2 | Актуальность исследования | Я проживаю в микрорайоне Базаиха. У нас есть свой огород, на котором мы выращиваем клубнику. В прошлое лето урожайность упала. Я спросил у взрослых и ответа от них не получил. Из-за этого решил выяснить по какой причине это могло произойти и требуется ли улучшение почвы. |
3 | Проблема исследования | Снижение урожайности клубники на участке. |
4 | Объект исследования | Клубника. |
5 | Цель исследования | Для учителя: организовать исследовательскую деятельность для учащихся 3 класса по формированию исследовательских умений по теме: Урожайность клубники. Для ученика: узнать, как повысить урожай клубники. |
6 | Задачи исследования | Для ученика: Анализ литературы на тему исследования. Нахождение тех приемов, которые помогут повысить урожайность клубники. Провести эксперимент по выращиванию клубники используя найденные приемы. Заполнить дневник наблюдений. |
7 | Гипотеза исследования | Предположим, что на урожай клубники может повлиять плодородность почвы. |
8 | Методы исследования | - Анализ литературы. - Эксперимент. -Обобщение. |
9 | Тип исследования | По продолжительности: долговременный. По организационной форме: индивидуальный. По содержанию: моно. |
10 | Этапы реализации исследования, краткое их описание | 1. Подготовительный: - выбор темы и описание проблемы. - составление плана исследования. 2. Теоретический: -изучение и анализ литературы. 3. Практический: - проведение эксперимента по выращиванию клубники. 4. Аналитический: заполнение дневника наблюдений. 5. Презентационный: -подготовка презентации для выступления. -выступление с результатом работы. 6. Рефлексивный: -анализ проделанной работы. -обозначение ошибок. |
11 | Исследовательский этап проекта (полное описание) | Цель исследования: узнать, как повысить урожай клубники. Ход исследования: Провели опыт с проращиванием семян клубники. В первом случае земля не удобренная, во втором с добавлением природных удобрений: Насыпали землю в два разных стаканчика и подписали. После высадили семена клубники из одной пачки. Полили. Сделали запись в дневнике исследования. Через каждые два дня проводили полив и измерение появившихся ростков. Делали запись в дневнике наблюдений. Вывод получился следующим, что на удобренной почве за определенный период времени, росток показал большие результаты в приросте, чем на неудобренной земле. |
11 | Оборудование для проведения исследования | Почва с участка, семена клубники, стаканчики для почвы. |
12 | Продукт исследования | Полученные результаты того, что на удобренной почве клубника растет лучше. Дневник наблюдений. |
13 | Перспектива исследования | Поиск приемов повышения урожайности других растений выращиваемых на приусадебном участке. |
14 | Используемые источники | -https://infourok.ru/proekt-s-elementami-issledovaniya-himicheskij-analiz-pochvy-v-usloviyah-shkolnoj-laboratorii-5146198.html |
1.5. Паспорт исследования: Загрязнение реки Енисей в Красноярске.
Автор: Д.Д.Белан
№ | Компоненты паспорта | Описание исследования |
1 | Тема исследования | Загрязнение реки Енисей в городе Красноярск |
2 | Актуальность исследования | Актуально для жителей Красноярска |
3 | Проблема исследования | Можно ли пить воду из Енисея или использовать для полива растений? |
4 | Объект исследования | Река Енисей |
5 | Цель исследования | Для учителя: Сформировать умение выявлять загрязнения и проверять чистоту воды. Для ученика: Определить уровень загрязнения реки Енисей, выявить возможную угрозу для здоровья человека или растения. |
6 | Задачи исследования | Для ученика: Изучить проблему; проанализировать информацию по проблеме; взять пробы воды; исследовать пробы воды; сравнить пробы воды с требованиями ГОСТа; подвести итог; проверить гипотезу; создать продукт (статья). |
7 | Гипотеза исследования | Уровень загрязнения реки Енисей высокий, опасно использовать эту воду в качестве питьевой или поливной. |
8 | Методы исследования | - наблюдение; - эксперимент (опыт); - анализ литературы. |
9 | Тип исследования | По продолжительности: краткосрочный По организационной форме: групповой По содержанию: моно |
10 | Этапы реализации исследования, краткое их описание | 1. Подготовительный: - Покупка необходимых реагентов - Подготовка оборудования 2. Теоретический: - Чтение литературы (наработка теории) - Поиск способов проверки уровня загрязнения воды 3. Практический: - Наблюдение (внешний вид воды) - Взятие проб воды в разных местах Красноярск (Черемушки; Академ; остров Отдыха). - Опыт с марганцовкой - Опыт мылом - Опыт с запахом и внешним видом 4. Аналитический: - Выводы об опытах, запись в таблицу - Обращение к литературе и результатам - Общий итог (подтверждение/опровержение гипотезы) 5. Презентационный: - Представление итогов на выступлении на школьно мероприятие «ЭкоКрасноярс» - Создание статьи для школьной стенгазеты и журнала 6. Рефлексивный: - Анализ опытов с литературой - Выявление ошибок - Эмоции от работы |
11 | Исследовательский этап проекта (полное описание) | Цель исследования: Определить уровень загрязнения реки Енисей, выявить возможную угрозу для здоровья человека или растения. Ход исследования: |
11 | Оборудование для проведения исследования | - Колбы - Мыло - Марганцовка - Пробы |
12 | Продукт исследования | Уровень загрязнение реки Енисей |
13 | Перспектива исследования | Енисей важнейшая водная артерия Красноярского края, воду из реки используют в всех направлениях. |
14 | Используемые источники | - Интернет |
Раздел 2. Проектная деятельность учащихся.
Глава 2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура
Под проектной деятельностью понимают учебно-познавательную активность школьников, основанную на мотивационном достижении сознательно поставленной цели по созданию творческого продукта через выполнение последовательных действий с обязательной презентацией результата. Практико-ориентированный проект. Имеет на выходе конкретный продукт и направлен на решение какой-либо проблемы, на практическое воплощение в жизнь какой-то идеи;
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.
Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задать ученикам такие вопросы: Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения?
Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск, например: «Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники, художественная литература, учебники)?» [5]
Перечислим, какие бывают виды проектов и опишем их. Первый это практико-ориентированный проект. На выходе он имеет конкретный продукт и направлен на решение какой-либо проблемы, на практическое воплощение в жизнь какой-то идеи.
Исследовательский проект, направлен на доказательство или опровержение какой-либо гипотезы, исследование какой-либо проблемы.
Информационный проект, направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Творческий проект, направлен на создание какого-то творческого продукта; проект, предполагающий свободный, нестандартный подход к оформлению результатов работы.
Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной - двумя неделями в режиме урочно - внеурочных занятий.
Выделяют следующую структуру проектной деятельности в начальной школе(1):
1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) - исследовательской, информационной, практической.
2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования самого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации.
3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.
5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
Итог решения проектной задачи должен рассматриваться в двух аспектах.
Во-первых, это реальный «продукт» (текст, схема или макет, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми. Он может быть «оторван» от самой задачи и жить своей жизнью.
Во-вторых, это нематериальный «продукт» - качественное изменение самого ребенка (группы детей).
Рассмотрим отличия проекта от исследования. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной лично значимой или социально-значимой проблемы, исследование же не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта. Исследовательская деятельность обучающихся связана с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Гипотеза не всегда сопровождает проект, если в нем нет исследования, то и гипотезы тоже не будет.
Проектная задача: Спасатели
Автор: А.В. Тюменцев
Технологическая карта
-Дорогие ребята, вы любите сказки? За что вы их любите, что делать герои этих сказок и чем там можно заниматься?
- Там можно побывать в Волшебной стране, встретиться с необычными названиями, спасти друзей от злой колдуньи и многое, многое другое. А что для этого нужно? Всего лишь ваши знания по учебному предмету, умение работать в команде и чуточку фантазии и воображения. В добрый путь!
-Послушайте отрывок из сказки: «Как медведь и бурундук дружить перестали»
-Так вот, бурундуку нужна ваша помощь, ребята!
Она прислала мне вот такое послание:
«Дорогиепомогите унесломеняураганом выполните заданияи спаситеменя.
Спаситепожалуйста.»
-Вы поняли, о чем пишет Бурундук? Значит, что нам сейчас предстоит сделать?
-Какова же тема нашей проектной задачи? (Спасение бурундука)
-Какая задача стоит перед нами?
-Можем ли мы это сделать?
-После выполнения всех заданий в группе вас будут выданы части пазла, собрав который, можно узнать о жизнедеятельности бурундука.
Сейчас мы с вами распределимся на группы по цвету кружков, которые я сейчас вам раздам. У кого одинаковые по цвету кружки, те работают совместно.
Задания
Первый зверек, который, наверняка, встретит вас на «Столбах» — это бурундук. Его отличительная черта — полосатая шкурка и высоко задранный пушистый хвост. Порой кажется, что бурундучьи семьи поделили между собой всю Лалетинскую дорогу и за позирование для фотографов-любителей берут плату орешками и семечками. Бурундуки встречают вас в самом начале пути на «Столбы». Полученные от людей орешки бурундук складирует.
№1. Выбери заголовок, подходящий к тексту, подчеркни его:
«Проворные зверьки», «Бурундук», «Бурундук и белка»,
«В таёжных лесах».
№2. Выбери и подчеркни утверждение, которое считаешь верным:
«Бурундук» – это стихотворение,
«Бурундук» – это сказка,
«Бурундук» – это научный текст.
№1. Ответь на вопросы и выполни задания:
Где живёт бурундук? _____________________________ _________________
Чем питается этот зверёк? _______________________ _______________
Перечисли врагов бурундука: ____________________________________ .
Бурундук какой? ________________________________
Запиши признаки живой и не живой природы
Живая природа Неживая природа
Первый зверек, который, наверняка, встретит вас на «Столбах» — это бурундук. Его отличительная черта — полосатая шкурка и высоко задранный пушистый хвост. Порой кажется, что бурундучьи семьи поделили между собой всю Лалетинскую дорогу и за позирование для фотографов-любителей берут плату орешками и семечками. Бурундуки встречают вас в самом начале пути на «Столбы». Полученные от людей орешки бурундук складирует.
1) Выпиши выделенное предложение, подчеркни главные члены предложения.
_______________________________________________ ____________________.
2)Выпиши выделенные слова, обозначь орфограммы:
Задания для 4 группы
Задания по математике:
№1.
Найди в таблице нужные данные(рядом поставь знак +) и вычисли, сколько дней спит бурундук.
январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь |
31 | 28 | 31 | 30 | 31 | 30 | 31 | 31 | 30 | 31 | 30 | 31 |
Длина тела белки вместе с хвостом – около 35 см, вес ее до 350 г. Длина тела бурундука без хвоста – около 15 см, длина хвоста – 12 см.
№2.
Вычисли, какова длина тела бурундука вместе с хвостом.
Ответ: _____________________
№3.
На сколько длина бурундука меньше длины белки? Вырази ответ в дециметрах и сантиметрах.
Обсуждение результатов работы группы и их взаимодействия.
-Составление схемы жизнедеятельности бурундука.
-Чему мы учились на сегодняшнем занятии?
- Что вы сегодня конструировали?
-Для чего и где это нам пригодится?
-Ну вот, вы и справились со всеми заданиями по данному маршруту.
Благодаря умелым действиям, бурундук спасён.
Спасибо вам, ребята!
Рефлексивная анкета (заполняется каждым участником по окончании работы в микрогруппе).
Поставь галочку на оценочной шкале:
1. Оцени, насколько интересной показалась тебе проектная задача «Выходной день».
2. Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.
3. Оцени свой вклад в решение проектной задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении заданий).
4. Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.
5. Хотел бы ты работать еще раз в этой же группе? (обведи.)
Да Нет
Почему? ______________________________________________________
2.3.Проектная задача: Правильно питаться здорово!
Автор: Д.Д. Белан.
Замысел проектной задачи
Проектная задача состоит из семи заданий, решения которых позволит получить проектный продукт.
Задание 1. В этом задании обучающимся необходимо разделить продукты на несколько групп, для того чтобы выделить из них те, которые относятся к рациону здорового питания.
Задание 2. В этом задании обучающимся необходимо изучить информацию о питательных веществах, распределить продукты на несколько групп (с учетом содержания в них питательных веществ).
Задание 3. В этом задании обучающимся необходимо изучить упаковки от продуктов, затем описать их пищевую ценность.
Задание 4. В данном задании обучающимся необходимо описать время приёмов пищи каждого из членов группы, а так же сравнить его с тем временем, которое указано в таблице.
Задание 5. В данном задании обучающимся необходимо определить, какие из перечисленных блюд могут относиться к завтраку, какие к обеду, какие к полднику, а какие к ужину.
Задание 6. В данном задании обучающимся необходимо, на основе ранее полученных результатов, составить меню школьника на неделю.
Задание 7 является итоговым. Оно предполагает оформление стенгазеты, на которую будут помещены все полученные результаты в ходе занятия.
Содержание проектной задачи
Запуск
Педагог: Здравствуйте дети. У нас в школе будут проводиться спортивные игры. В них будут включены так же интеллектуальные задания, связанные со здоровьем. Из каждого класса необходимо собрать команду. Но, самым главным условием будет тот факт, что все участники должны быть здоровыми и знать все правила «Здорового образа жизни». А что значит быть здоровым?
Обучающиеся предлагают свои варианты, в ходе которых происходит выход на проблему: незнание рациона здорового питания.
Педагог: Прежде чем мы начнём нашу работу, я предлагаю посмотреть небольшой видеоролик, который нам предоставили врач и медсестра нашей школы, о «Здоровом питании», а так же о том, как питание влияет на наш организм.
На экран проецируется видеоролик «Правильное питание и здоровье».
Педагог: Так что же нам нужно сегодня сделать? (узнать больше информации о здоровом питании)
Основанная часть
разделение на группы происходит с помощью жребия на 5 групп (оптимальный вариант 4 – 5 детей в группе);
обучающиеся получают пакеты с заданиями, которые им необходимо выполнить в ходе совместной групповой работе;
Задание 1. Какие продукты должны входить в рацион правильного питания?
Определите, какие продукты относятся к рациону здорового питания, а какие вредят вашему здоровью (вырежьте изображения, разделите их на две колонки на листе А4).
Задание 2. Что мы знаем о Здоровом питании?
Прочитайте текст.
Для нормального роста, развития и жизнедеятельности человеку необходимо постоянное поступление в его организм основных питательных веществ (белков, жиров, углеводов, минеральных солей, воды и витаминов), входящих в состав разнообразных продуктов питания. Белки — важная часть питания человека. Они являются основным строительным материалом клеток. В состав белков организма человека входит приблизительно 20 видов аминокислот (некоторые из них являются незаменимыми, т.е. не могут синтезироваться в организме человека). Источники белка в пище — мясо, рыба, молоко и молочные продукты, бобовые и зерновые культуры, орехи. Жиры поступают в организм человека как с животной пищей (мясо, сливочное масло), так и с растительной (жидкие масла — оливковое, подсолнечное, рапсовое и др.). Эти вещества, наряду с белками, являются строительным материалом клеток. Кроме того, жиры служат важным резервным источником энергии для основных процессов жизнедеятельности человека. Необходимо потреблять жиры как животного, так и растительного происхождения. Жидкие растительные жиры содержат незаменимые жирные кислоты, которых нет в жирах животного происхождения. Углеводы, или сахара, — основной источник энергии в организме человека. Простые сахара, такие, как глюкоза и фруктоза, а также сложные углеводы (крахмал и др.) в больших количествах содержатся в продуктах растительного происхождения: в зернах злаков, картофеле, ягодах и фруктах. |
Выпишите продукты и подпишите, какое питательное вещество в них содержится:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подпишите картинки (расположенные ниже) с учетом содержания в них питательных веществ.
Задание 3. В продуктах есть ценность!
Внимательно рассмотрите различные упаковки от еды. Ниже запишите, что на них указано.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Занесите результаты исследования в таблицу.
| Пищевая ценность (содержание в 100 граммах продукта) |
Продукт | белки | жиры | углеводы | витамины |
1. | | | | |
2. | | | | |
3. | | | | |
4. | | | | |
5. | | | | |
Как вы думаете, почему в одних продуктах больше витаминов, а в других их почти нет?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. А как же режим?
Прочитайте полезную информацию:
На режим приема пищи ребенка, посещающего школу, влияет смена обучения. Если ребенок учится в первую смену, то он: - Завтракает дома примерно в 7-8 часов. - Перекусывает в школе в 10-11 часов. - Обедает дома либо в школе в 13-14 часов. - Ужинает дома примерно в 19 часов. Ребенок, обучение которого происходит во вторую смену: - Завтракает дома в 8-9 часов. - Обедает дома перед тем, как отправиться в школу, в 12-13 часов. - Перекусывает в школе в 16-17 часов. - Ужинает дома примерно в 20 часов. |
А вы соблюдаете режим дня? Напишите в колонки время, в которое вы чаще всего завтракаете, обедаете, ужинаете.
В скобочках укажите: на сколько часов происходит разница с тем режимом, который описан выше.
Время приема пищи | Имена участников группы |
| | | | |
Завтрак | | | | | |
Обед | | | | | |
Перекус | | | | | |
Ужин | | | | | |
Задание 5. Как составлять меню?
Прочитайте текст с полезной информацией.
На завтрак советуют дать 300 г КАРТИНКИ основного блюда, например, каши, запеканки, сырников, макарон, мюсли. К нему предложите 200 мл (стакан) напитка – чая, какао, цикория. В обед советуют есть овощной салат или другую закуску в количестве до 100 г, первое блюдо в объеме до 300 мл, второе блюдо в количестве до 300 г (оно включает мясо или рыбу, а также гарнир) и напиток объемом до 200 мл. Полдник может включать запеченные либо свежие фрукты, чай, кефир, молоко или другой напиток с печеньем или домашней выпечкой. Рекомендуемый объем напитка для полдника – 200 мл, количество фруктов – 100 г, выпечки – до 100 г. Последний прием пищи включает 300 г основного блюда и 200 мл напитка. На ужин стоит приготовить ребенку легкое белковое блюдо, например, из творога. Также для ужина хорошо подходят блюда из картофеля и других овощей, каши, блюда из яиц или рыбы. К каждому приему пищи можно добавлять хлеб в дневном количестве до 150 г пшеничного хлеба и до 75 г ржаного. |
Определите, какие из нижеперечисленных блюд могут относиться к завтраку, какие к обеду, какие к полднику, а какие к ужину. Отметьте их разными цветами, для того, чтобы было удобно выполнять следующие задания.
Сырники с яблоками и сметаной (300 г) Чай (200 мл) Бутерброд (100 г) Салат из капусты и моркови (100 г) Борщ (300 мл) Котлета из кролика (100 г) Картофельное пюре (200 г) Компот из сушеных груш и чернослива (200 мл) Кефир (200 мл) Апельсин (100 г) Печенье (50 г) Омлет с зеленым горошком (200 г) Настой шиповника (200 мл) Рисовая молочная каша с изюмом (300 г) Какао (200 мл) Салат из свеклы (100 г) Бульон с яйцом (300 мл) Биточки из говядины (100 г) Тушеная капуста с кабачками (200 г) Яблочный сок (200 мл) Молоко (200 мл) Булочка с творогом (100 г) Яблоко свежее (100 г) Картофельные зразы с мясом (300 г) Чай с медом (200 мл) Омлет с сыром (200 г) Рыбная котлета (100 г) Баклажанная икра (100 г) Картофельный суп с клецками (300 мл) Тушеная печень (100 г) Кукурузная каша (200 г) Фруктовый кисель (200 мл) Запеченное яблоко (100 г) Овсяное печенье (50 г) Блины с творогом и изюмом (300 г) Молоко (200 мл) Гречневая молочная каша (300 г) Салат из редиса и яйца (100 г) Рассольник домашний (300 мл) Куриная котлета (100 г) Цветная капуста отварная (200 г) Гранатовый сок (200 мл) Пирожок с яблоками (100 г) Запеканка из вермишели и творога (300 г) Чай с вареньем (200 мл) Творожные оладьи с медом (300 г) Чай с молоком (200 мл) Салат из яблока и моркови со сметаной (100 г) Бульон с лапшой (300 мл) Компот из винограда и яблок (200 мл) Фруктовое желе (100 г) Простокваша (200 мл) Бисквит (100 г) Рисовый пудинг с изюмом и курагой (300 г) |
Задание 6. Рацион школьника, каким он должен быть?
Составьте меню школьника на неделю, используя информацию из задания 4.
День недели | Время для принятия пищи (название, часы) |
| | | | | | | |
Понедельник | | | | |
Вторник | | | | |
Среда | | | | |
Четверг | | | | |
Пятница | | | | |
Задание 7. Это интересно или всем нужно знать!
Как можно познакомить школьников с правильным рационом питания?
Что нужно сделать (изготовить), для того, чтобы все ученики нашей школы знали интересную и полезную информацию о правильном питании?
В свою работу вы можете включать интересную информацию, которая предложена на столе – помощнике.
Интересная информация
Что делать, если школьник не кушает продукты, которые ему нужны?
У ребенка старше семи лет уже сформировались вкусы, поэтому он может отказываться от определенных продуктов, и настаивать, чтобы он их ел, несмотря на отвращение и неприятие, не стоит. Так пищевое поведение может еще больше усугубиться. Родителям стоит попробовать готовить нелюбимые продукты разными способами, возможно, один из них понравится ребенку.
Советы:
Если вы берете с собой еду в школу, то лучше возьмите: бутерброды с сыром, запеченным мясом, пирожок, булочку с творогом, рогалик, запеканку, фрукты, сырники, йогурты.
Продумайте, как упаковать пищу и как вы ее будете есть. Для этого следует купить специальные контейнеры, а также заворачивать бутерброды в пленку.
Не ешьте полностью обезжиренные продукты, но отдавайте предпочтение маложирным видам молочной продукции.
Исключите по мере возможности данную категорию из рациона: сосиски, сардельки и другие продукты из соевого белка; магазинные сухарики с различными добавками; чипсы; сладкую газировку; фастфуд и различную острую пищу; колбасы; кофе и продукты, содержащие кофеин; различные соусы, майонез, кетчуп.
Заключение
Проектно-исследовательская деятельность является эффективным средством в образовательной деятельности. Преимущества применения данного метода в образовательном и воспитательном процессе: повышение активности и самостоятельности, разных по уровню развития и способностям учащихся; проявление познавательных и творческих способностей; повышение самооценки; стимулирование познавательной мотивации и повышению интереса к предметам. Исследовательская деятельность дает возможность детям работать с книгой, газетой, журналом, в сети Интернет. Ребята ведут себя по-разному: одни с азартом самостоятельно добывают информацию для своих исследований, другие втягивают в свою работу родителей, друзей. Тем не менее, ребенок, чувствуя свою значимость, вовлекается в исследовательскую работу.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у учащегося ощущение гордости за полученный результат очень важно. Чтобы дети получили положительные эмоции от проделанной работы. Для получения положительных эмоций во время детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу учащихся. Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников.
Организуя проектную деятельность младших школьников, мы воспитываем у детей интерес к познанию мира, углубленному изучению дисциплин. Наблюдения за учащимися показали, что от занятия к занятию растёт самостоятельность детей в проведении исследований, в основании проблем, в планировании своей деятельности. Кроме того, вовлечение детей в проектную деятельность способствует формированию у учащихся обще - учебных умений и навыков. Это в свою очередь способствует формированию у детей самостоятельности и самовоспитания, что соответствует современным запросам общества касательно личности ребенка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Утвержден приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от «17» февраля 2023 г. № 286. - 2023. – 40 с.
А. Б. Воронцов Проектная задача. /Журнал «Начальная школа» № 6/2007. https://nsc.1sept.ru/article.php?ID=200700608.
А.И. Савенков Методические рекомендации по подготовке к Всероссийскому конкурсу исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я — ИССЛЕДОВАТЕЛЬ». — М.: Национальный книжный центр, 2016. — 48 с. (Библиотека журнала «Исследователь/ЯезеагсЬег».) ISBN 978-5-4441-0187-2.
Е.А. Малиновская, Статья «Структура, логика и оформление исследовательских работ учащихся». [Электронный ресурс]. – режим доступа: file:///C:/Users/User/Desktop/%D1%83%D1%87%D1%91%D0%B1%D0%B0/3%20%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81/%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%20%D0%95.%D0%90.%20%D0%9C%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F.pdf .
И. С. Сергеев. Как организовать проектную деятельность учащихся / И. С. Сергеев. – 6-е изд. – М: АРКТИ, 2008. – 80 с.
И.А. Зимняя., Е.А. Шашенкова, статья «Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности». [Электронный ресурс]. – режим доступа: https://eanbur.unatlib.ru/handle/123456789/3217.