СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации для подготовки урока по ФГОС

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В таблице рассматриваются типы и виды уроков, структура и особенности.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для подготовки урока по ФГОС»

Уроки по ФГОС

Типы уроков

Виды уроков

Структура

Особенности

Урок открытия нового знания

Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок,

экскурсия,

экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок,

игра


нетрадиционный вид урока

Цели:

Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.

Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.

Структура урока обретения новых знаний

  • Мотивационный этап.

  • Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия

  • Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия

  • Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.

  • Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания.

  • Первичное закрепление нового знания.

  • Самостоятельная работа и проверка по эталону.

  • Включение в систему знаний и умений.

  • Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

Это урок, на котором учитель объясняет новый материал. Он строится в соответствии с требованиями ФГОС несколько иначе, нежели прежде.

В начале следует провести этап мотивации, который, впрочем, немногим отличается от прежнего оргмомента.

Затем следует этап актуализации изученного (повторения) с попыткой решить проблемную задачу, опираясь лишь на уже известную информацию.

Вывод о необходимости еще какого-то знания и получение его тем или иным способом (например, в процессе наблюдения или эксперимента). Это так называемое первичное усвоение материала.

Этап самостоятельного осмысления; в его ходе школьники выполняют работу самостоятельно.

Проверка. Обсуждение вопроса, какое место занимает новое знание в общей системе знаний, каковы возможности его практического применения.

Инструктаж по домашнему заданию; рефлексия.

Разумеется, это приблизительный план хода урока. При этом решаются различные задачи: образовательные (научить, познакомить, проанализировать и т.д.), воспитательные (формировать познавательную и творческую активность, любовь к Родине, к природе, к литературе, воспитывать упорство, любознательность и проч.) и развивающие (формировать умение анализировать, сопоставлять, читать схемы, пользоваться справочной литературой и т.п.).

Урок комплексного применения знаний

Путешествие, урок-суд, экскурсия, конференция, деловая игра

Структура этого урока аналогична предыдущему и отличается тем, что после актуализации знаний на стандартном материале предлагается нестандартное задание, которое, однако, можно выполнить на основе имеющихся у учащихся знаний.

На уроке этого типа особенно наиболее уместны нетрадиционные виды уроков - все, что поможет создать нестандартную ситуацию.

Он применяется тогда, когда на какую-либо тему отводится несколько учебных часов. Это нередко бывает на уроках русского языка и математики, а также в начальной школе.


Урок рефлексии по ФГОС


Сочинение, практикум, диалог, диспут, ролевая игра, деловая игра,

викторина, научная конференция,

защита проектов


комбинированный урок (чаще всего)



Цели:

Деятельностная: формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта.

Содержательная: закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости.

Структура урока-рефлексии по ФГОС

  • Мотивационный этап.

  • Актуализация знаний и осуществление первичного действия.

  • Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.

  • Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии).

  • Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы.

  • Обобщение выявленных затруднений.

  • Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.

  • Включение в систему знаний и умений.

  • Осуществление рефлексии.

В структуре урока рефлексии четвертый и пятый этап может повторяться в зависимости от сложности выявленных затруднений и их обилия.

Такому уроку в свете нового ФГОС придается особое значение, поскольку он помогает учащимся «разложить все по полочкам».

На первом этапе (мотивационном) стоит обсудить, зачем необходима систематизация знаний. Уместны будут такие образы, как кладовая, книгохранилище и т.п. По какому принципу мы разложим там наши знания? На какую полочку попадет то, что мы изучили? Какая часть информации будет востребована особенно часто?

Затем проводится повторение на другом качественном уровне: обучающимся предлагаются вопросы в нестандартной формулировке или с необычным условием.

Контроль (в соответствии с ФГОС — лучше самоконтроль) проводится тоже с акцентом на обобщение (если ты неправильно решишь эту часть задачи, это отразится — на чем?). Цель работы — не только обобщить, но вписать полученную информацию в контекст общих знаний ученика о мире.

Особенно важно на таком уроке тщательно проработать этап рефлексии и проговорить на нем как принципы классификации, так и значение материала, его место в системе знаний.


Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)


Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование

Цели:

Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.

Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.

Структура урока систематизации знаний

  • Самоопределение.

  • Актуализация знаний и фиксирование затруднений.

  • Постановка учебной задачи, целей урока.

  • Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.

  • Реализация выбранного проекта.

  • Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.

  • Этап рефлексии деятельности.


Урок развивающего контроля

Письменные работы,

устный опрос,

викторина, смотр знаний, творческий отчет,

защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы и т.п.

Цели:

Деятельностная: научить детей способам самоконтроля и взаимоконтроля, формировать способности, позволяющие осуществлять контроль.

Содержательная: проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка учеников.

Структура урока развивающего контроля

  • Мотивационный этап.

  • Актуализация знаний и осуществление пробного действия.

  • Фиксирование локальных затруднений.

  • Создание плана по решению проблемы.

  • Реализация на практике выбранного плана.

  • Обобщение видов затруднений.

  • Осуществление самостоятельной работы и самопроверки с использованием эталонного образца.

  • Решение задач творческого уровня.

  • Рефлексия деятельности.

Желательно обеспечить наличие разноуровневых заданий, а также возможность выбора задания для ученика (например, тест с заданиями разной балльности; оценка выставляется в зависимости от количества полученных баллов). На таком уроке, кроме образовательных задач (контроль знаний по теме или разделу), решаются также воспитательные (создание условий для формирования правильной самооценки; упорство в достижении цели) и развивающие (умение анализировать, сравнивать, классифицировать; если работа групповая, то и коммуникативные навыки).


Урок коррекции знаний (работа над ошибками)


Обсуждение, консультация, конференция и т.п.

Структура урока коррекции знаний, умений и навыков довольно типична.

  1. Мотивационная часть.

  2. Собственно процесс опроса (в широком смысле).

  3. Проверка работ.

  4. Оценки, домашнее задание, рефлексия.

План урока коррекции знаний умений и навыков может включать в себя следующие компоненты:

  1. Организационный момент, мотивация.

  2. Актуализация знаний (повторение общих вопросов).

  3. Контроль глубины знаний.

  4. Физкультминутка.

  5. Контроль способности ученика применять полученные знания и умения в стандартной ситуации.

  6. Проверка умения учеников применять полученные знания и умения в измененных условиях.

  7. Анализ и оценка результатов работы.

  8. Рефлексия, выдача домашнего задания.

Впрочем, план конкретного урока может и не включать в себя все эти компоненты.


Начало формы

Конец формы


Он по-прежнему важен, потому что помогает школьнику осознать причину ошибок, скорректировать знания, наметить план работы на будущее. Более низкая, чем хотелось бы, оценка должна стать стимулом для дальнейшей работы, указателем, в каком направлении следует двигаться. Если урок коррекции не выполнит эту задачу, оценка так и останется обидной цифрой в журнале, что нежелательно во всех отношениях.

Поэтому к планированию урока коррекции надо подготовиться особенно тщательно и особенное внимание уделить мотивационной части.

В начале урока проводится работа над наиболее часто встречающимися ошибками, но учитель не комментирует суть ошибки, а предлагает школьникам определить, в чем ее причина и как ее можно было избежать. Обычно это коллективный этап работы.

Если позволяет время, затем можно провести групповой этап, разделив школьников на набольшие группы в соответствии с их ошибками. Тем, кто выполнил работу безошибочно, на данном этапе можно предложить задания повышенной сложности.

Следует провести этап индивидуальной работы, в ходе которого предложить каждому школьнику наметить для себя план коррекции (повторить какую-либо тему) и определиться, что он может сделать сам, а в чем ему нужна помощь.

Рефлексия на таком уроке особенно важна (собственно, предыдущий этап как раз и есть подготовка к качественной рефлексии).

Комбинированный урок


Комбинированный урок — это такое занятие, на котором ставится несколько педагогических задач: обычно это повторение изученного, освоение и закрепление нового материала. Поэтому структура комбинированного урока чаще всего предполагает использование четырех логических частей:

  • проверка домашнего задания или актуализация знаний в какой-либо другой форме;

  • изучение нового материала;

  • закрепление и систематизация;

  • объяснение домашнего задания.

Пример плана комбинированного урока можно представить себе так:

  1. Загадка, намекающая на тему урока.

  2. Постановка проблемы, формулировка темы и задачи урока.

  3. Проверка домашнего задания.

  4. Повторение изученного на прошлых уроках.

  5. Усвоение нового материала.

  6. Отработка.

  7. Контроль.

  8. Объяснение домашнего задания.

  9. Рефлексия.

Разумеется, возможны различные варианты, план комбинированного урока позволяет части его переставлять в соответствии с дидактической задачей, вместо загадки, можно предложить детям задачу или проблему, какую-нибудь игру и т.п.

Комбинированный тип урока — хорошо зарекомендовавшая себя на протяжении долгого времени форма урока, поистине бессмертная, благодаря своей универсальности и удобству для любого класса и предмета. Не стоит отказываться от него, несмотря на обилие новых форм и технологий — гибкость и поливариантность такого урока предлагает широкие возможности для использования новых приемов в его структуре.





Требования к уроку


Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся


Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания


Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели


Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)




Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)


Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)


Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!