СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации для формирования положительной мотивации к чтению и слушанию

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для формирования положительной мотивации к чтению и слушанию»

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области

«Зерноградский педагогический колледж»

























Методические рекомендации

Фрагменты уроков литературного чтения

«Формирование положительной мотивации к слушанию и чтению художественной литературы и УНТ на уроках литературного чтения в начальной школе»

























Зерноград, 2023



Составитель: Е.А. Бутова, студентка 4 «А» группы, специальности «Преподавание в начальных классах».

Руководитель: Т.С. Бабенко, преподаватель профессионального цикла ГБПОУ РО «ЗернПК».

Предлагаемый сборник составлен согласно ФГОС СПО по специальности 44.02.02. «Преподавание в начальных классах».


















Введение

Составленный сборник методических рекомендаций направлен на то, чтобы сформировать положительную мотивацию к слушанию и чтению художественной литературы и УНТ на уроках литературного чтения в начальной школе.

Материал сборника основан на положениях Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), в котором отмечено, что образование должны обеспечивать сформированность положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества. Проблема для начальной школы заключается не столько в подготовке формирования навыков чтения, сколько сосредоточиться на развитии восприятия и понимания прочитанного детьми.

Данный сборник включает в себя фрагменты уроков литературного чтения, способствующие формированию положительной мотивации к чтению у младших школьников, и будет полезен учителям начальной школы при подготовке к урокам.






Фрагменты уроков, способствующие развитию положительной мотивации к чтению и слушанию художественной литературы и УНТ у младших школьников.

Конспект урока литературного чтения Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой», 3 класс.

Цель: организация деятельности обучающихся по формированию умения выделять основную мысль рассказа.

Образовательные задачи:

- формировать умение объяснять значение незнакомых слов.

- формировать умение читать выразительно рассказ «Отметки Риммы Лебедевой».

Этап

Содержание урока

Деятельность обучающихся

1.МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

-Здравствуйте, ребята!

-Ребята, повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Я тоже желаю вам  работать дружно, открыть что-то новое.

Приветствуют учителя



2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ (УМЕНИЙ)





ПРОВЕРКА Д/З

-Начать урок мне хотелось бы с небольшого музыкального произведения. Послушайте и подумайте о чём эта песня и почему именно с неё мы начнём наш разговор. (Просмотр клипа «И всё о той весне»)

-О чём эта песня?

-Действительно, эта песня имеет отношение к Великой Отечественной войне.

-А что вы знаете о войне?

-22 июня 1941 года на нашу Родину напали немецкие фашисты. Они хотели захватить наши земли, наши города и сёла, а наших людей сделать своими слугами и рабами. Началась Великая Отечественная война. Она продолжалась четыре года.

-Великая Отечественная война – самая крупная война в истории человечества. На борьбу с врагом поднялась вся наша огромная страна! Каждый человек в мирное время имел свою профессию, но на войне была одна – «Защищать Родину».

-Миллионы людей, в том числе и дети, трудились у заводских станков и на полях страны. Русские люди делали всё, чтобы остановить фашистов.

-Война закончилась Победой 9 Мая 1945 года. И в честь этого праздника, в честь героев нашей Родины в этот день вечером всегда гремит салют. И люди никогда не забывают тех, кто отдал жизнь за нас, за наше мирное небо. И мы тоже будем о них помнить. 

РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА-СКОРОГОВОРКА

Смотрят видеоролик






-Эта песня о войне



Ответы детей



Слушают учителя


3.ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1.Целеполагание

-Ребята, откройте страницу 170. Прочитайте название раздела.

-Верно, по страницам детских журналов.

-Давайте прочитаем, что мы узнаем в этом разделе.

-Ребята, откройте учебники на стр.175, прочитайте название произведения. Как называется оно?

-Кто его автор?

-Ребята, как вы думаете, про что будет рассказ исходя из его названия?

-А куда ставятся отметки?

-Верно, в дневник или табель.

-Табель успеваемости — таблица успеваемости школьника (учащегося), в которой перечислены изучаемые предметы и выставляются итоговые оценки за определённые периоды.

-Сегодня мы создадим свой дневник, в котором мы будем отмечать названия каждой части рассказа.

-Да, ребята, тема нашего урока «Рассказ «Отметки Риммы Лебедевой»».

-Как вы думаете, какую цель мы можем поставить на уроке?

-Позвольте я дополню. Цель: познакомиться с творчество Л.Кассиля и его произведением «Отметки Риммы Лебедевой» и определить главную мысль произведения.

-Сегодня на уроке мы не только познакомимся с новым произведением, но и будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения.

-По страницам детских журналов.


Читают


-«Отметки Риммы Лебедевой»


-Лев Абрамович Кассиль

Ответы детей


-В дневник


Слушают учителя







Ставят цель


3.2.Открытие нового знания


-Откройте учебники на стр.175. Подумайте, что сейчас мы будем читать – рассказ, стихотворение или сказку?

-Как вы догадались, что это рассказ?

-Рассказ-это небольшое по объему литературное произведение, которое рассказывает о некотором событии, произошедшем с героем.

-Прочитайте кто автор.

-Кассиль Лев Абрамович (1905–1970), русский писатель.

Родился 27 июня 1905 года в Покровской слободе (ныне г. Энгельс) Саратовской губернии в семье врача и учительницы музыки. С детства был неуёмным фантазёром.

Разносторонняя одарённость Льва Кассиля проявилась уже в школе. Особенно он любил сочинять разные истории, а в 9 лет написал своё первое стихотворение. Годы его жизни совпали с событиями, которые потрясли весь мир: Великая Отечественная война. Во время войны работал корреспондентом, выступал по радио, в школах, воинских частях. Лев Кассиль многие свои рассказы посвятил Великой Отечественной войне: «Рассказ об отсутствующих», «Линия связи», «У классной доски», «Отметки Риммы Лебедевой» и др.

-Какое название дал автор этому произведению?

-Как вы думаете, кто такая Римма Лебедева?

-Предположите, какая история могла произойти с этой девочкой?

-Перед знакомством с текстом хотелось бы обратить ваше внимание на трудные для понимания слова. Я для вас сделала выписку из Толкового словаря и хочу познакомить со значением этих слов.

Фронт – обращенная к противнику сторона боевого расположения войск или отдельной войсковой единицы.

Госпиталь – лечебное учреждение, больница (обычно для военнослужащих).

Кисет – мешочек для табака, затягивающийся шнурком.

-Давайте озвучим эти слова.

-Итак, теперь приступим к чтению текста.

-Сядьте ровно, спины держим прямо.

-Поставьте пальчик в начале предложения и приготовьтесь следить за мной по тексту.

ЧТЕНИЕ ТЕКСТА УЧИТЕЛЕМ

-Итак, теперь, ответь на вопросы:

1.В какое время происходит действие в рассказе? Мирное или военное?

2. Назовите героев произведения.

3. От чьего имени ведётся рассказ?

4. Какое впечатление у вас от рассказа?

-Хорошо, ребята, я вижу, что вы были внимательны.

-Рассказ



Ответы детей



Читают

Слушают биографию



















-«Отметки Риммы Лебедевой»

-Ученица, девочка

Ответы детей


Слушают учителя



Озвучиваю слова












Следят по тексту за чтением учителя




Отвечают на вопросы

3.3.Первичное закрепление

-Теперь, мы будем читать рассказ вместе по абзацу по цепочке.

Приём «Чтение вслух с остановками».

(После прочтения  каждой части, задаю вопросы по содержанию текста)

-Я начну, а кто-то продолжит.

ЧТЕНИЕ ВСЛУХ ДЕТЬМИ

1 ЧАСТЬ:

-В какой город приехала Риммы с мамой?

-По какой причине Римма приехала с мамой в город Свердловск?

-В какой класс поступила Римма?

-У кого Римма с мамой жили?

-О чём попросила тётка Анастасии Дмитриевне?

-Как озаглавим эта часть? Запишем в дневник.

2 ЧАСТЬ:

-Выполнила просьбу тетки Анастасия Дмитриевна?

-О чём Анастасия Дмитриевна сказала ребятам?

-Как озаглавим эта часть? Запишем в дневник.

3 ЧАСТЬ:

-Римма старалась учиться?

-Как озаглавим эта часть? Запишем в дневник.

4 ЧАСТЬ:

-Соглашались ребята с Риммой или спорили? Почему?

-Как озаглавим эта часть? Запишем в дневник.

5 ЧАСТЬ:

-Почему ребята не брали Римму с собой?

-Что подарила Римма лейтенанту?

-О чем попросил лейтенант Римму?

-Как озаглавим эта часть? Запишем в дневник.

6 ЧАСТЬ:

-Почему лейтенант нахмурился и огорчённо просвистел?

-Как озаглавим эта часть? Запишем в дневник.

7 ЧАСТЬ:

-Почему Римма отвернулась?

-Что ответил лейтенант Мане Петлиной?

-Как озаглавим эта часть? Запишем в дневник.

8 ЧАСТЬ:

-Приняла предложение лейтенанта Римма?

-Как озаглавим эта часть? Запишем в дневник.

9 ЧАСТЬ:

-Какие отметки увидел лейтенант в ведомости Риммы?

-Как озаглавим эта часть? Запишем в дневник.


-Ребята, какова главная мысль произведения?

-Что вас удивило в рассказе?

-Что было самым интересным?

-Почему автор выбрал такое заглавие к своему тексту? Можно ли как-нибудь по-другому озаглавить рассказ? Предложите свои заголовки.

Читают вместе с учителем по частям и отвечают на вопросы

Физкультминутка

-Сейчас мы выполним физминутку.

-Встаньте все из-за парт, задвиньте стулья.

ВИДЕОРАЗМИНКА

-Присаживайтесь.

Выполняют движения

3.4.Самостоятельная работа


-Сейчас мы поработаем самостоятельно на карточка.

-Мы хорошо изучили текст.

-Самостоятельно нужно придумать по 2 вопроса из части рассказа, так чтобы на один вопрос нужно ответить устно, а другой прочитать.

-Часть рассказа со слов «в город Свердловск» до слов «Маня Петлина помогала ей заниматься и приходила к Римме на дом».

-Затем, будем задавать эти вопросы классу.

-Можете приступать к работе.

2-3 ЧЕЛОВЕКА ВЫХОДЯТ И ЗАДАЮТ ВОПРОСЫ КЛАССУ.

-Отлично, ребята, вы хорошо справились с этой работой.

Работают самостоятельно



Придумывают вопросы





Задают вопросы классу

3.5. Повторение и включение в систему знаний

-Итак, вспомним название рассказа?

-Кто автор?

-Назовите главных героев?

-Какова главная мысль рассказа?

-Предлагаю вам разгадать филворд по рассказу «Отметки Риммы Лебедевой»

Отвечают на вопросы





Разгадывают филворд

4.РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

-Итак, наш урок подходит к концу.

-Давайте вспомним, какой рассказ мы сегодня читали?

-Кто его автор?

-Какова главная мысль этого произведения?

-Какова была цель урока?

-Достигли мы её?

-Чему может научить нас этот рассказ?

-Оцените свою деятельность на уроке при помощи «Лесенки успеха»

-Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.

ОЦЕНИВАЮ

-Урок окончен.

Отвечают на вопросы





-Учит нас, что несмотря на трудности в жизни, нужно их преодолевать и добиваться хороших успехов



Конспект урока литературного чтения Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» (закрепление), 3 класс.

Цель: организация деятельности обучающихся по закреплению знаний о творчестве Л. Кассиля.

Образовательные задачи:

- способствовать развитию положительной мотивации к чтению художественного произведения, речи, памяти, мышления, внимания обучающихся;

- способствовать развитию осознанного и правильного чтения;

Одна из воспитательных задач - мотивация к чтению детской литературы военных лет.

Этап

Содержание урока

Деятельность обучающихся

1.МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


-Здравствуйте, ребята!

-Ребята, повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Я тоже желаю вам  работать дружно, открыть что-то новое.

Приветствуют учителя



2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ (УМЕНИЙ)

ПРОВЕРКА Д/З

-Давайте вспомним, какой рассказ мы читали на прошлом уроке?

1.В какое время происходит действие в рассказе? Мирное или военное?

2. Назовите героев произведения.

3. От чьего имени ведётся рассказ?

4. Какое впечатление у вас от рассказа?


-«Отметки Риммы Лебедевой»

-Л.А. Кассиль

Отвечают на вопросы


2.1.Целеполагание

-Ребята, мы продолжаем тему урока «Рассказ «Отметки Риммы Лебедевой»».

-Как вы думаете, какую цель мы можем поставить на уроке?

-Позвольте я дополню. Цель: закрепить знания о произведении «Отметки Риммы Лебедевой».

-Сегодня на уроке мы будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения.





Ставят цель

2.2.Обобщение затруднений во внешней речи


-Откройте учебники на стр.175.

-Давайте вспомним, как мы озаглавили все части рассказа, в этом вам помогут ваши дневники.

-Перескажем рассказ.

ПЕРЕСКАЗ

-Какая главная мысль произведения?

-Что вас удивило в рассказе?

-Что было самым интересным?

-Хорошо, ребята, я вижу, что вы были внимательны.


Ответы детей



Пересказываю рассказ



Отвечают на вопросы

Физкультминутка

-Сейчас мы выполним физминутку.

-Встаньте все из-за парт, задвиньте стулья.

ВИДЕОРАЗМИНКА

-Присаживайтесь.

Выполняют движения

2.3.Самостоятельная работа


-Сейчас мы поработаем самостоятельно на карточка.

-Мы хорошо изучили текст.

-Выполните тест по рассказу «Отметки Риммы Лебедевой»

-Можете приступать к работе.

-Отлично, ребята, вы хорошо справились с этой работой.

Работают самостоятельно





2.4. Повторение


-Я предлагаю вам побывать в роли художников-мультипликаторов и попробовать создать диафильм по рассказу, в этом вам помогут ваши дневники.

-Ребята, кто знает, что такое диафильм?

-Диафильм — это серия позитивных изображений (диапозитивов), объединённых общей тематикой.

-Предлагаю вам разбиться на группы, каждая группа нарисует по 1ой иллюстрацию к своей части текста. Затем мы работы соединим, и у вас получится диафильм.

РАЗБИВАЮ ТЕКСТ НА ЧАСТИ. У КАЖДОЙ ГРУППЫ СВОЯ ЧАСТЬ, К НЕЙ ОНИ ДЕЛАЮТ РИСУНОК.

-Какие прекрасные иллюстрации у вас получились. И у нас получился настоящий диафильм.

-Ребята, кто сможет пересказать по нашему диафильму рассказ «Отметки Риммы Лебедевой».

1-2 ЧЕЛОВЕКА ПЕРЕСКАЗЫВАЮТ

В группах рисуют рисунки к определённым частям








Составляют диафильм






Пересказывают рассказ

4.РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

-Итак, наш урок подходит к концу.

-Давайте вспомним, какой рассказ мы сегодня читали?

-Кто его автор?

-Какова главная мысль этого произведения?

-Какова была цель урока?

-Достигли мы её?

-Чему может научить нас этот рассказ?

-Оцените свою деятельность на уроке при помощи «Лесенки успеха»

-Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.

ОЦЕНИВАЮ

-Урок окончен.

Отвечают на вопросы





Ответы детей

Конспект урока литературного чтения Ю. Ермолаев «Проговорился», 3 класс.

Цель: организация деятельности обучающихся по формированию умения выделять основную мысль произведения.

Образовательные задачи:

- формировать умение объяснять значение незнакомых слов.

- способствовать развитию осознанного и правильного чтения;

- способствовать развитию положительной мотивации к чтению художественного произведения, речи, памяти, мышления, внимания обучающихся;

- формировать умения определять главную мысль рассказа «Проговорился».

Одна из воспитательных задач являлась мотивация к чтению детской художественной литературы.

Этап

Содержание урока

Деятельность обучающихся

1.МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


– Здравствуй, солнце! Здравствуй, день! Здравствуйте, все! Подарите улыбки друг другу. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир – это большое волшебное зеркало

- Одна хорошая минута

Сделала одно хорошее дело,

Десять хороших минут

Сделали десять хороших дел.

А сколько хороших дел

Можно сделать за урок?

Приветствуют учителя



2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ (УМЕНИЙ)



ПРОВЕРКА Д/З

-Давайте вспомним, какой рассказ мы читали на прошлом уроке?

-Перескажите от лица Риммы Лебедевой.




РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА-СКОРОГОВОРКА

– Прочитайте скороговорку

– Прочитайте медленно

– Прочитайте скороговорку быстрее

• Говорит попугай попугаю:

– Я тебя, попугай, попугаю!

Попугаю в ответ попугай:

– Попугай, попугай, попугай!


-«Отметки Риммы Лебедевой»

-Л.А. Кассиль

1-2 человека пересказывают произведение

Выполнют реч.разминку

3.ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1.Целеполагание

Учитель начинает урок с чтения рассказа Ю. И. Ермолаева:

- Бежала через лесную дорожку речка. А через речку был мостик. Хороший мостик с перилами. Но прошла по нему девочка Таня и чуть не упала. У мостика доска оторвалась. « Вот какая плохая доска!» - подумала Таня и пошла по другой стороне мостика.

Прошли по мостику и два дружка – Николка с Петей. Тоже чуть не упали. «Вот противный мостик!» – рассердились мальчики.

Пришли Таня, Николка и Петя к себе в поселок и всем своим друзьям сказали: «Не ходите по мостику. Там одна доска оторвалась». Хорошо сделали, что сказали. А можно было ещё лучше сделать.

-Как бы вы поступили в этой ситуации?

- Определите главную мысль этого рассказа.

- Как вы думаете, полезный совет вам дал автор?

-Знаете ли вы, ребята, кто автор этого произведения?

- Да верно, это Юрий Иванович Ермолаев.

- Какие его произведения вам уже знакомы?

-Что вы знаете об авторе?

А название произведения вы прочитаете в учебнике на странице 179: «Проговорился».

– Прочитайте тему урока.

– Определите цель урока.

-Верно, познакомиться с произведением «Проговорился» Ю. Ермолаева и определить главную мысль произведения.

-Ребята, а для чего нужно читать книги, как вы считаете?

– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией Ю. И. Ермолаева

Слушают учителя.
















Ответы детей


-Лучше не говорить, а делать.

-Да. Юрий Иванович Ермолаев.

-«Лучший друг», «Два пирожных»




Ставят цель




Ответы детей

3.2.Открытие нового знания


-Ю. И. Ермолаев - детский писатель, драматург, актер. Он родился в 1921 году в Москве, в семье рабочего. Окончив школу, Юрий Иванович поступил учиться в театральное училище им. М. Щепкина и стал актером. Играл в спектаклях московских театров, но его не покидала мечта писать для детей. Писательский труд увлек его. Все свое творчество он посвятил только детям и их наставникам.

-Юрий Иванович обладает чувством юмора, умением по-доброму посмеяться над своим героем.

- Как он это делает, узнаем, познакомившись с произведением «Проговорился».

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь в новом произведении? Когда так говорят: «проговорился»?

-Откройте учебник на странице 180

-Рассмотрите иллюстрацию.

-Как вы думаете, о ком и о чем этот рассказ?

-Ребята, а у кого из вас в живом уголке дома есть попугай? Что вы знаете о них?

Работа над содержанием текста.

1. Работа с толковым словарем.

Словарная работа. Для чего мы проводим её?

Тренировка – систематические упражнения для приобретения или совершенствования какого-либо навыка, умения.

Дрессировщик – тот, кто занимается дрессировкой животных.

Похвала – одобрение.

Смущаться – испытывать неловкость, застенчивость, замешательство; стесняться.




Слушают учителя












Ответы детей





Отвечают на вопросы










Ответы детей


Работают с толковым словарём

3.3.Первичное закрепление

Работа над содержанием текста

-Сядьте ровно, приготовьтесь слушать.

ЧТЕНИЕ ТЕКСТА УЧИТЕЛЕМ

-Кто же проговорился?

-О чем проговорился попугай?

-Сейчас будем читать по цепочке.

Приём «Чтение вслух с остановками».

(После прочтения  каждой части, задаю вопросы по содержанию текста)

-Как вы думает, почему получилась такая неприятность?

-Смогла ли Ира показать ребятам, какая она способная дрессировщица? Почему?

-А можно назвать Иру доброй?

-Какова главная мысль произведения?

Читают вместе с учителем и отвечают на вопросы







Отвечают на вопросы

Физкультминутка

-Сейчас мы выполним физминутку.

-Встаньте все из-за парт, задвиньте стулья.

ВИДЕОРАЗМИНКА

-Присаживайтесь.

Выполняют движения

3.4.Самостоятельная работа


-Сейчас мы поработаем самостоятельно.

-Итак, сейчас я каждому раздам роли, он будет читать про себя слова своего героя.

РАЗДАЮ РОЛИ

Самостоятельно читают




3.5. Повторение и включение в систему знаний


-Я предлагаю вам сейчас попробовать чтение по ролям, а на следующем уроке мы с вами создадим свой театр.

-Отлично, теперь ответе мне на вопросы.

1. Чему учила Ирочка попугая? (вычитать из учебника)

2. С каким настроением Ирочка шла в школу? Ответить устно.

3. Как ребята догадались о непослушании Иры?

4. Нравится ли вам Ирочка? Дайте характеристику девочке. Расскажите о ней. Какая она? Грубая, умная, невоспитанная, капризная, добрая, упрямая, отзывчивая, ласковая, настойчивая, беззаботная, упорная, ответственная.

-На следующем уроке мы с вами создадим свой театр и героев.

Читают по ролям




Отвечают на вопросы

4.РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

-Итак, наш урок подходит к концу.

-Давайте вспомним, какой рассказ мы сегодня читали?

-Кто его автор?

-Какова главная мысль этого произведения?

-Какова была цель урока?

-Достигли мы её?

-Чему может научить нас этот рассказ?

-Д/з выразительное чтение рассказа «Проговорился», уметь хорошо читать слова своего героя.

-Оцените свою деятельность на уроке при помощи «Лесенки успеха»

-Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.

ОЦЕНИВАЮ

-Урок окончен.

Отвечают на вопросы









Оценивают свою деятельность













Конспект урока литературного чтения Г. Остер «Вредные советы», 3 класс.

Цель: организация деятельности обучающихся по формированию определения главной мысли произведения «Вредные советы».

Образовательные задачи:

- формировать умение объяснять значение незнакомых слов.

- способствовать развитию внимательного слушания;

- способствовать развитию положительной мотивации к слушанию художественного произведения, речи, памяти, мышления, внимания обучающихся;

- формировать умения определять главную мысль произведения «Вредные советы».

Одна из воспитательных задач- мотивация к слушанию детских художественных произведений, а именно стихотворений «Вредные советы».

Этап

Содержание урока

Деятельность обучающихся

1.МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


-Доброе утро, ребята! Проверим готовность к уроку.

– Урок литературного чтения – урок общения. Приятно общаться с человеком веселым, доброжелательным. Начнем урок с игры «Привет, сосед!».

– Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь.

Организует чтение стихотворения:

Привет, сосед!

Улыбнись мне в ответ.

Я хочу, чтобы ты не грустил,

Всем улыбки сегодня дарил

Приветствуют учителя



2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ (УМЕНИЙ)





-С каким произведением мы познакомились с вами на прошлом уроке?

-Отлично, верно.

-Предлагаю вам мини-викторину.

- Как вы думаете, почему писатель дал такое название рассказу? 

- Почему хорошие начинания мальчиков не имели успеха? 


-Ю.И. Ермолаева «Проговорился».



Играют в мини-викторину


-Автор смеется, иронизирует над этими мальчиками.

-Потому что они слишком рьяно взялись за дело и в каждом ребенке видели обидчика другого; они пытались воспитывать, учить детей, не разобравшись в причине.

3.ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1.Целеполагание

- Послушайте  информацию и скажите, как это можно назвать.

(читаю рекомендации для школьников о школьной форме)

- Как можно назвать то, что я вам  прочитала?    

- Назовите антоним слову «полезные».

- «Вредные советы»  - это тема нашего урока.

-Какую цель мы можем поставить перед собой?

-Верно, познакомиться с произведением «Вредные советы» и определить главную мысль произведения.

Слушают учителя.


Ответы детей




-Познакомиться с произведением и определить главную мысль.

3.2.Открытие нового знания


- У Григория Остера много различных интересных книг. Сейчас вы узнаете немного и о жизни писателя.

Приём «Вопросная таблица».

Кто?

Что?

Что делает?

Когда?

Где?






- Ребята, у вас на партах лежат листы бумаги, на которых вы можете увидеть краткую биографию писателя.

- Возьмите в руки карандаш и отметьте те моменты, которые вам показались наиболее интересными.

2 – 3 ученика зачитывают то, что отметили.

- Ниже вы видите таблицу, которая состоит из 5 столбиков. В самом верху написаны вопросы. Ваша задача – заполнить столбцы таблицы, используя тот материал, который вы отметили.

-Григорий Бенционович Остер (р. 1947 году)

Григорий Остер – детский писатель. Он родился в 27 ноября 1947 года в Одессе.

В 1970 году приезжает в Москву и поступает в институт.

Во время учёбы писал пьесы для кукольных театров.

В 1975 году вышла первая детская книжка.

В 1990 году публикует знаменитые детские книги: «Бабушка удава», «Вредные советы». Пишет сценарии для мультсериалов «Зарядка для хвоста», «38 попугаев» и другие.

В последние годы появились книжки новой серии: «Задачник. Ненаглядное пособие по математике», «Физика. Ненаглядное пособие. Задачник».

С 2008 вместе с певицей Натальей Ионовой ведёт программу «Детские шалости» на телеканале СТС.

Проверка заполненной таблицы. 2-3 ученика зачитывают то, что получилось.

-Познакомились с интересными фактами из жизни писателя, теперь приступим к знакомству с его произведениями.



Работают с биографией писателя.




Заполняют таблицу.




Слушают учителя






















3.3.Первичное закрепление

-Сегодня мы прослушаем рассказ Г. Остера «Вредные советы».

-Но перед тем, как мы начнём я залам вопрос: «Полезен ли вам такой совет?»

-В ходе слушания подумайте над ответом.

ОРГАНИЗОВЫВАЕТ СЛУШАНИЕ РАССКАЗА.

-Ребята, какова главная мысль произведения?

-Читаем первый совет.

- Объясните смысл этого совета.

- Прочитайте второй вредный совет.

-  Понравился он вам?

Почему  нет,  ведь  автор  верно  говорит:  «настоящий  друг  не  любит  огорчать  своих друзей»?  

- Наблюдали ли вы такие случаи в жизни? Расскажите.

- Прочитайте третий вредный совет. Как вы поняли его?

- Почему автор дает такие советы?

- Какой полезный совет скрывается в этом вредном?

-Отлично!

-Молодцы, ребята, я вижу, что вы очень внимательно читали данный рассказ.

Слушают рассказ



Ответы детей


-Современная молодёжь не уступает место пожилым людям.

-Нет




Ответы детей


Физкультминутка

-Сейчас мы выполним физминутку.

-Встаньте все из-за парт, задвиньте стулья.

-Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова. (Вращение головой.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)

-Присаживайтесь.

Выполняют движения

3.4.Самостоятельная работа


-Сейчас поработаем самостоятельно, ваша задача переделать второй совет в добрый.

-На выполнение задания у вас есть 3 минуты.

Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал, 
Покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.
Пусть он видит, лёжа в луже,
Ты ничуть не огорчён,-
Настоящий друг не любит
Огорчать своих друзей.

-Время вышло, проверяем.

(прослушивание 2-3 человек).

-Отлично, ребята!


Переделывают вредный совет в полезный


-Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал, 
Протяни, ты, руку другу,
Помоги скорее встать.
Друг запомнит, твою помощь,
И поможет сотню раз!
Настоящий друг поможет!
Если, ты, ему поможешь......

3.5. Повторение и включение в систему знаний


-Ребята, а теперь вы будете работать в группах. Каждая группа получила по одному вредному совету. Ваша задача выразительно прочитать, объяснить смысл, подобрать полезный совет.  

1.Главным делом жизни вашей
Может стать любой пустяк.
Надо только твердо верить,
Что важнее дела нет.
И тогда не помешает
Вам ни холод, ни жара,
Задыхаясь от восторга,
Заниматься чепухой.

2. Если в кухне тараканы
Маршируют по столу,
И устраивают мыши
На полу учебный бой,
Значит, вам пора на время
Прекратить борьбу за мир,
И все силы ваши бросить
На борьбу за чистоту.

-А теперь проверяем и составляем сборник полезных советов.

(представление результата всех групп).

-Какова настоящая цель  автора,  чего  он  хотел  добиться?  

-Ребята, супер! Вы отлично поработали!

Готовятся выразительно их читать, объясняют смысл совета, подбирают полезный совет


4.РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

-Наш урок подходит к концу.

-Какую цель мы ставили в начале урока?

-Мы достигли цели?

-Откройте свои дневники, ваше домашнее задание: выучить наизусть 3 совет.

-Оцените свою деятельность с помощью «Лесенки успеха».

ОЦЕНИВАЮ

-Урок окончен.

Отвечают на вопросы



Записывают д/з


Оценивают свою деятельность











Конспект урока литературного чтения Г. Остер «Как получаются легенды», 3 класс.

Цель: организация деятельности обучающихся по формированию определения главной мысли произведения «Как получаются легенды».

Образовательные задачи:

- формировать умение объяснять значение незнакомых слов.

- способствовать развитию положительной мотивации к слушанию художественного произведения, речи, памяти, мышления, внимания обучающихся;

- формировать умения определять главную мысль произведения «Как получаются легенды».

Одна из воспитательных задач- мотивация к чтению детского художественного произведения «Как получаются легенды».

Этап

Содержание урока

Деятельность обучающихся

1.МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


-Доброе утро, ребята! Сегодня урок литературного чтения у вас проведу я. Проверьте готовность к уроку. У вас на партах должен быть учебник, дневник, ручка. Проверьте, чтобы ваши рюкзаки были застёгнуты и не стояли в проходе.

-Если вы согласны, что, читая, человек узнаёт много нового, то кивните головой.

-Если вы согласны, что книга – лучший друг, то похлопайте два раза.

-Если вы согласны, что сегодня хорошо подготовились к уроку помашите правой рукой.

-Если вы уже настроены на работу и готовы выполнять задания, то улыбнитесь.

-Я рада, что у вас хорошее настроение и вы готовы продуктивно работать.

Приветствуют учителя



2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ (УМЕНИЙ)





На слайде представлена выставка книг Остера Г.Б.

-Книги какого автора представлены на выставке?

-Какое произведение мы изучали на прошлом уроке?





-Почему Г.Остер писал вредные, а не полезные советы?












-Вам было задание выучить совет.

-Ребята, чему же учит читателей это произведение Г. Остера?

РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА


-На выставке представлены книги Григория Остера.

-На прошлом уроке мы изучали стихотворение Г.Остера «Вредные советы».

-Г. Остер писал вредные советы, потому что на свете бывают непослушные дети, которые делают всё наоборот. Им дают полезный совет : «Мойте руки перед едой», но  они ни за что не хотят их мыть. Учёные решили, что таким детям нужно давать не полезные, а вредные советы. Они всё сделают наоборот, и получится как раз правильно.  Когда читаешь эти советы, понимаешь, как нельзя поступать.

Рассказывают наизусть

-«Вредные советы» учат нас быть воспитанными.

Выполняют реч.разминку

3.ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1.Целеполагание

-Ребята, вы помните, что Григорий Бенционович жил в Одессе?

-Он часто прохаживался по старинным переулкам, слушал как шелестят листья лаврового дерева и вдыхал их аромат.

-Ребята, а вы встречали на улицах нашего посёлка лавровое дерево или, может быть оно растёт у кого-то в саду?

-На самом деле, каждый из вас видел и держал в руках листочки этого дерева. Ведь лавровый лист, который используют как специю при приготовлении многих блюд, как раз и принадлежит этому дереву. Перед вами листья лаврового дерева. Вдохните их аромат.

-Ребята, а почему у нас не растут такие деревья?

-Как вы думаете, что сочинял Георгий Остер после прогулок?

-Нет, ребята. Вы не угадали.  А хотите узнать?

-Григорий Бенционович написал книгу «Легенды и мифы Лаврового переулка»

-Так что же писал Г. Остер после прогулок?

-А вы знаете, как получаются легенды?

-Предположите, какая будет тема урока?

-Поставим цель урока.

-Верно, познакомиться с произведением Г. Остера  «Как получаются легенды» и определить главную мысль произведения.

Слушают учителя.


Ответы детей
















-Тема Г. Остер «Как получаются легенды»


Ставят цель

3.2.Открытие нового знания


Словарная работа. Работа над смысловым значением слов мифы и легенды с использованием толкового словаря Ожегова.

-А знаете ли вы значение слов миф и легенда?

-Итак, нам нужно узнать, что такое легенды и мифы. Где можно найти данную информацию?

-Посмотрите в толковом словаре Ожегова. Лера, прочитай, пожалуйста, значение слова легенда.

Легенды – 1. Поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии,

2.(перен.) Вымысел, нечто невероятное.

мифы – 1. Древние народные сказания о легендарных героях, богах, о происхождении природных явлений;

2. (перен.) О недостоверном рассказе, выдумке;

-Как вы думаете, что сегодня мы будем читать на уроке: предания, или неправдоподобные сообщения?


-Начинаем читать рассказ Г. Остера «Как получаются легенды».

-Сейчас мы будем читать по абзацам.

-А все остальные внимательно слушают и следят по тексту, я буду останавливать и назначать других!

Организовывает чтение.

-Первый абзац, ребята, прочитаю я, но вы внимательно слушайте и следите. (Читаю до слов: «…который никогда не умывался»).

-Как вы думаете, о чём будет рассказываться дальше?


-Да, обе версии имеют право на существование. Так кто же из вас прав? Это мы узнаем, продолжив чтение.

-Дима, прочитай до слов «Есть другая история...».

-Как вы думаете, что произойдет далее?


-Да, кажется у нас уже получаются свои легенды. Предлагаю не гадать, а продолжить знакомство с произведением.   Прочитайте последний абзац.

-Понравились ли вам легенды из Лаврового переулка? Обоснуйте своё мнение.

-Перед чтением данного произведения был задан вопрос: что мы будем читать на уроке: предания, или неправдоподобные сообщения. Вы ответили, но ваши мнения разошлись. Угадали ли вы содержание данных легенд?



Читают новое слово






Слушают учителя





Ответы детей








Читают произведение





Ответы детей


3.3.Первичное закрепление

-Ребята, какова главная мысль произведения?

-Прочитайте текст самостоятельно. Придумайте и задайте по одному вопросу, чтобы ответы на них можно было найти в тексте.













-Молодцы! Ребята, объясните, как же получаются легенды?




-Как вы считаете, для чего Г. Остер написал нам произведение «Как получаются легенды»?

-Верно, ребята, это произведение даёт нам возможность взглянуть на себя как бы со стороны.

-Отлично!

Ответы детей

Читают самостоятельно

-Про кого рассказывается в этой легенде?

-Почему мальчик пришлось уйти в лес?

-Кто и кому рассказывал эти легенды?

-Как вы считаете зачем родители своим детям рассказывали такие смешные легенды?

-В чём различие легенд и мифов, которые мальчики и девочки рассказывают друг другу?

-Могли ли в нашей жизни случиться истории, описанные в мифах и легендах Лаврового переулка?

-Легенда всегда связана с реальной историей и реальной местностью, но события, описанные в ней, обязательно переходят в фантастические.

Ответы детей

Физкультминутка

-Сейчас мы выполним физминутку.

-Встаньте все из-за парт, задвиньте стулья.

ВИДЕОРАЗМИНКА

-Присаживайтесь.

Выполняют движения

3.4.Самостоятельная работа


-Мы прочитали несколько произведений Г.Б. Остера, предлагаю вам литературную игру, за каждый правильный ответ получаете жетон. Ответы принимаю только по поднятой руке.

1. Предание о каком-нибудь историческом событии; вымысел называется...

2.Поучительная книга стихов о поведении детей Г. Остера называется …

3. Переулок, жители которого сочиняли своим детям легенды называется…

 4. Для чего родители придумывали детям легенды?

5. Основная мысль произведения «Как получаются легенды»….

-Сколько у кого жетонов?




Играют в литературную игру










Считают жетоны

3.5. Повторение и включение в систему знаний


-Предлагаю в парах составить синквейны. 1 ряд - легенды, 2 ряд - здоровье.

(Слушаем несколько синквейнов.)

-Сегодня я вам предлагаю узнать легенды о кёнигсбергском коте. Сейчас вы разделитесь на 2 группы, получите карточки с текстом:

-Подготовьтесь пересказать свои легенды, выберите того, кто это выполнит.

Карточка 1.

Одна из легенд рассказывает нам о коте, который видел, как строился город. Считается, что он принадлежал старому роду котов, служивших королям. Поговаривают, что этот кот, которого звали Вульф, следил за строительством королевского замка, был свидетелем возведения множества мостов и видел самого Иммануила Канта. Этот кот искал людей с чистой душой и делился с ними своими историями, свидетелем который он стал.

Особенно кот был близок к детям, души которых еще не испорчены, а сердца чисты. За любовь к городу и детям, люди передали Вульфу ключи от Кёнигсберга. Хранитель уважал данную ему честь и бережно охранял тайны города, передавая их проверенным людям из года в год.

Карточка 2.

Еще одна легенда говорит о коте трубочиста. Мохнатый друг помогал хозяину чистить трубы. Однажды их позвали в замок, чтобы прочистить дымоходы в летней резиденции.

В ту пору в замке развелось полчище крыс, от которых невозможно было избавится. Пока велась работа с трубами, одна из крыс напугала саму королеву, всем видом показывая, что готова напасть. Придворные в испуге разбежались и на крик примчался кот. Он схватил крысу и придушил. Остальные грызуны, увидев такого врага, ушли из замка. С тех пор кот и трубочист остались жить при дворе, в благодарность за спасение от серых вредителей.

Каждый день кот прогуливался к королевским воротам, где его можно увидеть и сейчас.


-Ребята, есть и ещё одна легенда, которая говорит, что кёнигсбергский кот – это именно учёный кот из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Существует легенда, что один из предков А. С. Пушкина прибыл именно из Восточной Пруссии. В истории есть множество подтверждений связи А.С. Пушкина с Пруссией.  Много учителей  Царскосельского лицея, в котором обучался поэт, были из Пруссии. Известно, что Александр Сергеевич интересовался учениям Иммануила Канта. Нужно всего-то вспомнить детские сказки об ученом коте. И кто знает, может именно так в его семье передавались истории о 3/9 царстве, которые так бережно хранит Ученый Кот.

-Мы прослушали четыре легенды о своем родном крае. Сравните, одинаковые ли они?

-Вы правы, ребята, но это не мешает им существовать.

-Обратимся ещё раз к толкованию слов мифы и легенды. В основе легенд, с которыми вы работали лежит …(что?)

-Как вы думаете, какую легенду сочинить легче? Обоснуйте своё мнение.

-Ребята, супер! Вы отлично поработали!

Выполняют синквейн






Читают и готовятся пересказывать


































Слушают учителя












Отвечают на вопросы

4.РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

-Наш урок подходит к концу.

-Какую цель мы ставили в начале урока?

-Мы достигли цели?

-Ребята, мы со всеми справились поставленными задачами? Для чего Г.Остер написал книгу Легенды и мифы Лаврового переулка? Где пригодятся знания?

-А теперь выберите себе по два предложения и закончите фразу:  

Сегодня на уроке я узнал(а)…

На этом уроке я похвалил(а) себя за …

После урока мне захотелось …

-Откройте свои дневники, ваше домашнее задание: читать стр.184-186, пересказывать.

ОЦЕНИВАЮ

-Урок окончен.

Отвечают на вопросы








Оценивают свою деятельность



Записывают д/з


Конспект урока литературного чтения Р. Сеф «Весёлые стихи», 3 класс.

Цель: организация деятельности обучающихся по формированию умения видеть смешное в произведении «Весёлые стихи».

Образовательные задачи:

- формировать умение объяснять значение незнакомых слов.

- способствовать развитию положительной мотивации к слушанию художественного произведения, речи, памяти, мышления, внимания обучающихся;

- формировать умение видеть смешное в произведении произведения «Весёлые стихи».

Одна из воспитательных задач- мотивация к чтению детского художественного произведения «Весёлые стихи».

Этап

Содержание урока

Деятельность обучающихся

1.МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


-Доброе утро, ребята! Сегодня урок литературного чтения у вас проведу я. Проверьте готовность к уроку. У вас на партах должен быть учебник, дневник, ручка.

-Проверьте, чтобы ваши рюкзаки были застёгнуты и не стояли в проходе.

-Ребята, какое у вас настроение?

-Я рада, что у вас хорошее настроение и вы готовы продуктивно работать.

Приветствуют учителя






Ответы детей



2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ (УМЕНИЙ)

-Ребята, вам на дом было задано прочитать произведение «Как получаются легенды» и пересказать.

-Хочу вас послушать.

(2-3 человека пересказывают)



Пересказывают

3.ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1.Целеполагание

-Ребята, вы любите читать стихи?

-А какие стихотворения вы знаете и кто их автор?

-Сегодня мы познакомимся с новым автором и его стихотворениями.

-Тема урока: «Р. Сеф «Весёлые стихи»

-Поставим цель урока.

-Верно, познакомиться с творчеством Р. Сефа « Весёлые стихи» и видеть в стихах смешное.

Слушают учителя.


Ответы детей




Ставят цель

3.2.Открытие нового знания


-Итак, послушайте немного об авторе.

-Роальд Семёнович Сеф – детский писатель, поэт, переводчик. Сеф – это псевдоним, память об отце (по первым буквам) – Семёне Ефимовиче Фаермарке. Родился 6 октября 1931 года в Москве. Когда ему было 5 лет отца и мать арестовали, отец был расстрелян, мать отправлена в тюрьму. Мальчик остался с бабушкой. После возвращения матери из заключения, они были сосланы в город Малоярославец, где прожили 3 года. После окончания школы перепробовал множество профессий, работал и водителем автобуса. В 20 лет Романа Сефа арестовали, пять лет жил на поселении в Караганде. Здесь он выучил английский и стал заниматься переводом. В 1956 году его реабилитировали, отменили обвинение. Широко известны детские стихи и пьесы. Изданы 30 поэтических книг: «Шагают великаны», «Речной трамвай», «Голубой метеорит», «Если не веришь»,»Я сам» и другие. Р.С.Сеф умер 20 февраля 2009 года.

- Теперь проверим как вы запомнили биографию Р.С. Сефа. Отвечайте верно или неверно утверждение.

1. Настоящая имя Романа Сефа – Роальд Семёнович Фаермарк.

2. Роман Сеф родился в Санкт-Петербурге.

3. В пять лет остался на попечении бабушки.

4.Когда жил на поселении в Караганде выучил английский язык и стал заниматься переводом.

5. Роман Сеф – создатель жанра «Вредные советы»

6. Изданы 30 поэтических книг Романа Сефа, среди них «Голубой метеорит», «Я сам», «Если не веришь», «Речной трамвай».

- Сегодня мы с вами прочитаем одно из стихотворений Романа Сефа.

Перед тем как читать стихи, проведём речевую разминку.

Са – са – са – в лесу бегает ___________ ;

Со – со – со – у Вовы ____________ ;

Ос – ос – ос – на поляне много ________ ;

Су – су – су – было холодно в _____ ;

Усь – усь – усь – на лугу пасётся _____ .

-Давайте объясним значение некоторых слов, которые нам встретятся в стихотворении.

-Прочитайте слово про себя. Теперь, Лера, прочти вслух.

- Что такое рояль? 

-Прочитайте слово про себя. Теперь, Миша , прочти вслух.

- Что такое полька и вальс? 

Ария - это эпизод в опере, исполняемый одним певцом в сопровождении оркестра. 

Опера - это жанр музыки, музыкальный спектакль, где артисты поют.

-Сейчас я буду читать, а вы подумайте, это одно стихотворение или здесь несколько.

- Сколько здесь стихотворений?

- О ком первое стихотворение?

- Кто играл на рояле?

- Какую музыку они играли?

- Что нравится киту?



Слушают учителя













Ответы детей















Речевая разминка











Ответы детей


3.3.Первичное закрепление

-Ещё раз прочитаем первое стихотворение.

- Что смешного в этом стихотворении?

-Прочитаем второе стихотворение.

-Про какой свист говорится в стихотворении?

-Почему так говорят?

Специалист – человек, который умеет хорошо и ловко делать что-нибудь.

Художественный свист – враньё.

-Прочитайте третье стихотворение.

-Что значит любить животных?

-Что говорится о добрых людях?

-Прочитаем четвертое стихотворение.

- Какое качество мартышки обыгрывает поэт?

- Сейчас каждая группа придумывает название для каждого стихотворения в том же настроении.

- Давайте прочитаем, какие названия вы придумали. А теперь выходим с каждого ряда по одному человеку и читаем по одному стихотворению, пытаясь передать веселое настроение.

Ответы детей











Ответы детей

Физкультминутка

-Сейчас мы выполним физминутку.

-Встаньте все из-за парт, задвиньте стулья.

ВИДЕОРАЗМИНКА

-Присаживайтесь.

Выполняют движения

3.4.Самостоятельная работа


- Сейчас поработаем самостоятельно.

-Придумайте название для каждого стихотворения в том же настроении.

-Работаем самостоятельно.

-Давайте прочитаем, какие названия вы придумали. А теперь выходим с каждого ряда по одному человеку и читаем по одному стихотворению, пытаясь передать веселое настроение.


Придумывают названия


3.5. Повторение и включение в систему знаний

-Ребята, скажите, почему автор назвал свои стихи весёлыми?

-Давайте передадим это настроение при чтении.

Читают выразительно

4.РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

-Наш урок подходит к концу.

-Какую цель мы ставили в начале урока?

-Мы достигли цели?

-А теперь выберите себе по два предложения и закончите фразу:  

Сегодня на уроке я узнал(а)…

На этом уроке я похвалил(а) себя за …

После урока мне захотелось …

-Откройте свои дневники, ваше домашнее задание: читать стр.186-188 – отрывок по выбору наизусть.

ОЦЕНИВАЮ

-Урок окончен.

Отвечают на вопросы




Оценивают свою деятельность



Записывают д/з




Конспект урока литературного чтения «Обобщение и оценка достижений по разделу «По страницам детских журналов», 3 класс.

Цель: организация деятельности обучающихся по закреплению знаний о произведениях по разделу «По страницам детских журналов».

Образовательные задачи:

- формировать умения отвечать на вопросы о произведениях по разделу «По страницам детских журналов»;

- способствовать развитию положительной мотивации к чтению художественного произведения, речи, памяти, мышления, внимания обучающихся.

Одна из воспитательных задач- положительное отношение к чтению и слушанию детских художественных произведений.

Этап

Содержание урока

Деятельность обучающихся

1.МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


-Здравствуйте!

– Проверим готовность к уроку. Упражнение «Волшебная чашка»

– Сядьте удобно, прикройте глаза, дышите спокойно, ровно и

глубоко. Расслабьтесь. Представьте себе белый экран, сосредоточьтесь на нем. Вообразите, что вы видите на нем свою любимую чашку. Раскрасьте ее так, как вам хочется. Еще раз внимательно рассмотрите чашку. Наполните ее до краев

вашим любимым напитком. Представьте и постарайтесь мысленно нарисовать рядом с вашей чашкой другую, чужую. Она пустая. Отлейте из своей чашки в пустую. Рядом еще пустая чашка, еще и еще... Отливайте из своей в пустые и не

жалейте. А сейчас посмотрите снова в свою чашку. О! Она снова полна до краев! Что же с ней случилось? Почему так произошло?.. Ваша чашка особенная – волшебная. Мы можем отливать из нее, а она всегда будет полной. Эта чашка – твоя!

Она наполнена твоей добротой! Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: «Это я! У меня есть такая чашка!»

Приветствуют учителя


Выполняют упражнение «Волшебная чашка»



2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ (УМЕНИЙ)





ПРОВЕРКА Д/З. ЧТЕНИЕ НАИЗУСТЬ

Речевая разминка

- Вспомним, какие произведения мы изучили?

- Ребята, чтобы настроится на хорошую работу, сейчас мы с

вами проведем разминку.

-Прочитайте скороговорку по слогам. Прочитайте сердито,

удивленно, скороговоркой.

-Ехал Грека через реку, видит Грека – в реке рак.

Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку – цап!

- Читаем хором.

- Читаем выразительно.

- Читаем сердито.

- Читаем удивленно.

-Читаем скороговоркой.

- А кто хочет самостоятельно?

- Молодцы!

Читают наизусть


Ответы детей




Проводят речевую

разминку


2.1.Целеполагание

- Какой раздел мы изучаем?

- Мы закончили изучать этот раздел?

- Тогда что нам нужно сделать?

- Определите тему урока.

- Какую цель ставим перед собой?

-По страницам детских

журналов.

- Да.

- Повторить и закрепить.

-Закрепить знания по разделу «По страницам детских журналов»           

2.2.Обобщение затруднений во внешней речи


-Мы заканчиваем наше небольшое путешествие по страницам

детских журналов. Понравилось ли оно вам?

-Хотя наше путешествие было недолгим, оно оказалось увлекательным.

-Вернемся назад и вспомним, о чем же мы узнали во время этого путешествия?

-Из какого произведения эти строки? Кто его автор?

Если друг твой самый лучший поскользнулся и упал,

Покажи на друга пальцем и хватайся за живот...

-Кто автор этих строк? Вспомните, на каком инструменте

играли звери из «Веселых стихов» Романа Сефа?

-Как звали девочку, которая приехала с мамой из деревни около фронта? Кто автор?

-Как звали дрессировщицу попугая?

-Откуда строки? Кто автор?

- Защитники! – засмеялся Вова и на всякий случай отошёл подальше от окна. – Чего же вы куклу в окружение не берёте?

-Кто автор произведения «Как получаются легенды»?

Беседа о создании журнала

- На уроках литературного чтения мы изучали тему «Детские журналы». Узнали, что газеты и журналы называют периодикой. Это означает, что они выходят периодически, то есть через одинаковые отрезки времени. Один раз в день, или один раз в месяц, или один раз в неделю. Есть даже такие

журналы, которые выходят один раз в год – ежегодники.

- С каким видом печатных изданий познакомились? Почему журналы называют периодическими изданиями? Как вы поняли, что такое журнал?

- Как называются разделы журналов?

- Какие рубрики журнала вам интересны и чем?

Учебный проект «Создание детского классного журнала»

- Какие журналы вы хотели бы приобрести?

- Каким должен быть детский журнал?

- Что такое иллюстрация?

- Какую информацию должен содержать детский журнал?

- Какие бывают журналы?

- Люди каких профессий трудятся над созданием детских журналов?

- В чем заключается работа редактора, художника и автора журнала?

- Оказывается, чтобы выпустить журнал, нужна целая команда.

-В журнале печатают много развлекательных заданий: загадок, смешные истории. А нам захотелось, чтобы журнал был еще познавательным и поучительным.






Отвечают на вопросы
























Отвечают на вопросы









Отвечают на вопросы

Физкультминутка

-Сейчас мы выполним физминутку.

-Встаньте все из-за парт, задвиньте стулья.

ВИДЕОРАЗМИНКА

-Присаживайтесь.

Выполняют движения

2.3.Самостоятельная работа


-Сегодня мы создадим свой познавательно-развлекательный журнал. В нашем журнале будут свои рубрики.

-Мы будем работать в одной большой группе, каждый будет выполнять свои обязанности.

-По итогу мы получим свой детский журнал.

РАБОТА НАД ЖУРНАЛОМ

Работают самостоятельно в одной группе





2.4. Повторение


- Чему вас научили произведения изученной темы?

-Ребята, будем постепенно заканчивать работу над журналом.

-Сейчас, я предлагаю вам оставить свой отпечаток в этом журнале.

-Выберите цвет гуаши, я подойду и раскрашу вам ладошку.

-Оставьте отпечаток на последней странице журнала.

-Можете взять цветные ручки и оставить свои подписи.

Ответы детей


4.РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

-Итак, наш урок подходит к концу.

-Какова была цель урока?

-Достигли мы её?

-Что мы создали?

-Какие рубрики в этом журнале?

-Оцените свою деятельность на уроке при помощи «Лесенки успеха»

ОЦЕНИВАЮ

-Урок окончен.

Отвечают на вопросы





Оценивают свою деятельность


Конспект урока литературного чтения «Мифы древней Греции. «Храбрый Персей», 3 класс.

Цель: организация деятельности обучающихся по формированию умения определять главную мысль и особенности мифов.

Образовательные задачи:

- формировать умение находить главную мысль произведения устного народного творчества зарубежной литературы.

- способствовать развитию осознанного и правильного чтения;

- содействовать усвоению знаний обучающихся об УНТ зарубежной литературы;

- способствовать развитию положительной мотивации к чтению УНТ, речи, памяти, мышления, внимания обучающихся.

Одна из воспитательных задач-мотивация к чтению устного народного творчества зарубежных стран.

Этап

Содержание урока

Деятельность обучающихся

1.МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


-Доброе утро, ребята!

- Ребята, начинаем урок литературного чтения.

Прозвенел звонок.

Мы начинаем наш урок.

Любознательные в классе дети

Знать обо всем хотят на свете.

С добрым утром!

Начат день.

Первым делом гоним лень.

На уроках не скучать,

А работать и читать!

- Кто готов работать на уроке активно? Поднимите руки.

- Кто готов помогать друг другу?

- Кто готов рассуждать, доказывать свое мнение?

-Это нам необходимо, чтобы у нас всё получилось. Ну а теперь приступаем к работе.

Приветствуют учителя











Поднимают руки



2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ (УМЕНИЙ)


-Ребята, давайте вспомним, что такое фольклор?

-Какие жанры входят в УНТ?

-Верно!

-Ребята, сейчас выполним речевую разминку.

та – та – та – у нас дома чистота;

ты – ты – ты – сметану съели все коты;

то – то – то – стали мы играть в лото.


Отвечают на вопросы


Выполняют речевую разминку

3.ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1.Целеполагание

-Сегодня мы начинаем изучать новый раздел. Его название: «Зарубежная литература». Какие ассоциации возникли у вас, когда вы услышали это словосочетание? Как вы его понимаете?

- Как вы думаете, что мы будем изучать на этих уроках?

- Откройте учебник на с. 189 и прочитайте, с чем мы познакомимся, чему мы научимся, чему мы будем учиться.

-Для того, чтобы определить, произведение какого жанра мы с вами сегодня будем читать и анализировать, я предлагаю вам посмотреть на слайд и разгадать ребус (миф)

- Как вы думаете, что означает слово «миф»?

- Сегодня мы познакомимся с одним из многих мифов Древней Греции про «Храброго Персея» автором которой является народ. Может кто-то уже знает этот миф?

-Тема урока: «Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей».

-Какую цель поставим?

-Верно, узнать об устном народном творчестве зарубежных стран и прочитать миф «Храбрый Персей».


Ответы детей



















Ставят цель

3.2.Открытие нового знания


- Ребята, что вы знаете о Греции?

-Греция – это европейская страна. Её столица – город Афины. В Греции были проведены первые в мире Олимпийские игры. Греция в древности была известна своей архитектурой, учеными и литераторами и т.д. Посмотрите на карту.

- Молодцы, вы очень хорошо запомнили то, о чем мы говорили с вами на уроках окружающего мира, а сегодня нам предстоит познакомиться с литературным наследием этой страны. Мы постараемся выяснить, кого в древности люди считали героями.

-Есть на свете удивительная страна Греция. Но так называем ее мы. А у самих греков она зовется Элладой. В древние времена это было большое государство. Ее история насчитывает пять тысячелетий. Все здесь: крупные города и мелкие деревушки, бесчисленные острова и высокие горы, каждый камень овеян временем, легендами. Много веков назад трудолюбивые жители – эллины создали прекрасные города: Афины, Фивы, Спарту. Все народы Европы считают себя потомками и наследниками величайшей эллинской культуры.

-Но есть и другое наследие, полученное нами от этого народа. Это мифы, созданные эллинами много веков назад. Они открывают перед нами страницы удивительной жизни.

-Именно мифы помогали человеку жить в таинственном и сложном мире, они объясняли причины явлений природы, жизни, смерти, смены дня и ночи. В них говорилось о бессилии человека перед стихией: о борьбе его с враждебными силами, и об умении выжить, как бы то ни было трудно.

-На какие жанры русской литературы похожи мифы? (Устное народное творчество, сказки).

- Кто автор этого произведения?

- Автор не написан, значит это произведение создано народом.

- Ребята, миф относится к устному народному творчеству, так как его придумал народ.

Словарная работа

- Ребята, у вас на столах лежат слова, к которым необходимо подобрать верные определения. Работаем в парах.

-Для того чтобы получился правильный ответ нужно собрать кусочки определения в одно целое.

Вельмо́жа – это знатный, родовитый и богатый сановник, чиновник; важный и знатный человек.

Скита́ться – это переходить, переезжать из одного места в другое, проводить жизнь в странствиях.

По́греб – подземное помещение для хранения продуктов.

По́двиг – самоотверженный героический поступок.

Чтение мифа

- Сейчас мы по цепочке начнём читать на стр. 190 до стр. 195.

-Я начну, а кто-то продолжит.

ЧИТАЕМ МИФ

- Какие эпизоды вам особенно запомнились?



Слушают учителя













Слушают учителя




















Ответы детей









Работают в парах












Читают миф


3.3.Первичное закрепление

- Кто является главным героем и каким он был?

- Найдите подтверждение в тексте.

- С кем пришлось бороться Храброму Персею?

- Найдите в тексте описание Медузы Горгоны.

- Почему Персей решил сразиться с Медузой Горгоной, несмотря ни на что?

- Как действовал Персей?

- Как вы считаете, можно поступок Персея назвать подвигом и почему?

- Значит, в мифах рассказывается о подвигах героев. Каких?

- Какая опасность подстерегала Храброго Персея, когда он отрубил голову Медузе?

- Кто встретил Храброго Персея по дороге?

- Верно! 

Ответы детей











Ответы детей

Физкультминутка

-Сейчас мы выполним физминутку.

-Встаньте все из-за парт, задвиньте стулья.

ВИДЕОРАЗМИНКА

-Присаживайтесь.

Выполняют движения

3.4.Самостоятельная работа


- Сейчас поработаем самостоятельно.

-Я предлагаю вам проиллюстрировать эпизод, который вам понравился больше всего.

-На столах у вас лежат листы.

-Можете приступать к работе.

-Предлагаю устроить выставку.

-Какие прекрасные работы у вас получились!


Иллюстрируют понравившийся эпизод




Устраивают выставку работ

3.5. Повторение и включение в систему знаний

- Как вы думаете, зачем люди слагали мифы?

- Прочитайте пословицы и подумайте, какая из пословиц наиболее точно соответствует этому произведению.

Смелый там найдет, где робкий потеряет.

Двум смертям не бывать, а одной не миновать.

За правое дело своей головы не жалей и чужой не милуй.

Ответы детей


Высказывания детей

4.РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

-Наш урок подходит к концу.

-Какую цель мы ставили в начале урока?

-Мы достигли цели?

-А теперь выберите себе по два предложения и закончите фразу:  

Сегодня на уроке я узнал(а)…

На этом уроке я похвалил(а) себя за …

После урока мне захотелось …

-Откройте свои дневники, ваше домашнее задание: дочитать стр.196-199+пересказ.

ОЦЕНИВАЮ

-Урок окончен.

Отвечают на вопросы




Оценивают свою деятельность



Записывают д/з












Заключение

Представленные фрагменты уроков литературного чтения способствуют не только развитию положительной мотивации к чтению и слушанию художественной литературы и УНТ, но и развитию восприятия, понимание прочитанного, внимания, памяти, мышления младших школьников. Материалы уроков литературного чтения стимулируют интерес к чтению, не только литературы нашей страны, но зарубежной литературы.

Спланированные уроки литературного чтения отражают деятельностный подход в образовании, способствуют формированию умений осознанно воспринимать и понимать текст. Педагогические условия способствуют развитию интереса к чтению на уроках литературного чтения, а также формированию положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и УНТ у младших школьников на уроках литературного чтения.

Составленный сборник направлен развитие читательского интереса у детей и решает те образовательные задачи, которые были заложены в федеральном государственном стандарте начального общего образования.




















Источники

1. Климанова, Л.Ф. Литературное чтение. Рабочие программы. Начальная школа: учебно- методический комплект «Школа России» / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий. - М.: Просвещение, 2017.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2021.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!