СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации для экспертов по оцениванию итогового сочинения по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация составлена на основе методических рекомендаций для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения), в 2019-2020 учебном году.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для экспертов по оцениванию итогового сочинения по литературе»

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования

Требование № 1. «Объем итогового сочинения» рекомендуемое количество слов – от 350 менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом. Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»

Требование № 1. «Объем итогового сочинения»

рекомендуемое количество слов – от 350

менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом.

Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»

При подсчёте слов в сочинении учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» – одно слово, «всё же» – два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» – одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова). При подсчете слов не следует рассматривать слово как лексико-грамматическую или семантическую единицу, необходимо учитывать авторскую орфографию. Например: «Белогорская крепость» – 2 слова; «Александр Сергеевич Пушкин» – 3 слова; «А.С. Пушкин» – 1 слово; «для того чтобы» – 3 слова; «в возрасте двадцати двух лет» – 5 слов; «в возрасте 22 лет» – 3 слова; «влесу (ошибочное слитное написание)» – 1 слово; «черно белый (ошибочное раздельное написание)» – 2 слова.

При подсчёте слов в сочинении учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи.

Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» – одно слово, «всё же» – два слова).

Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» – одно слово).

Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова).

При подсчете слов не следует рассматривать слово как лексико-грамматическую или семантическую единицу, необходимо учитывать авторскую орфографию. Например:

«Белогорская крепость» – 2 слова;

«Александр Сергеевич Пушкин» – 3 слова;

«А.С. Пушкин» – 1 слово;

«для того чтобы» – 3 слова;

«в возрасте двадцати двух лет» – 5 слов;

«в возрасте 22 лет» – 3 слова;

«влесу (ошибочное слитное написание)» – 1 слово;

«черно белый (ошибочное раздельное написание)» – 2 слова.

1.«Соответствие теме»; 2.«Аргументация. Привлечение литературного материала»; 3.«Композиция и логика рассуждения»; 4.«Качество письменной речи»; 5.«Грамотность». Критерии № 1 и № 2 являются обязательными!

1.«Соответствие теме»;

2.«Аргументация. Привлечение литературного материала»;

3.«Композиция и логика рассуждения»;

4.«Качество письменной речи»;

5.«Грамотность».

Критерии № 1 и № 2 являются обязательными!

Критерий № 1 «Соответствие теме» «Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме, в нем нет ответа на вопрос, поставленный в теме, или в сочинении не прослеживается конкретной цели высказывания. При оценке сочинения по данному критерию не учитываются логические ошибки (они выявляются при оценке сочинения по критерию № 3)

Критерий № 1 «Соответствие теме»

«Незачет» ставится только в случае, если сочинение

не соответствует теме,

в нем нет ответа на вопрос, поставленный в теме,

или в сочинении не прослеживается конкретной цели высказывания.

При оценке сочинения по данному критерию

не учитываются логические ошибки (они выявляются при оценке сочинения по критерию № 3)

Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» участник сочинения имеет право привлекать не только художественные произведения, но и дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы ( достаточно опоры на один текст ). в итоговом сочинении, кроме литературного аргумента, могут быть аргументы, связанные с театром, кино, живописью, историческими документами.

Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

участник сочинения имеет право привлекать не только художественные произведения, но и дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы ( достаточно опоры на один текст ).

в итоговом сочинении, кроме литературного аргумента, могут быть аргументы, связанные с театром, кино, живописью, историческими документами.

Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» «Незачет» ставится: сочинение не содержит аргументации; написано без опоры на литературный материал; в нем существенно искажено содержание выбранного текста;  аргументы примерами не подкрепляются; произведение не называется, а лишь передается содержание фрагмента.

Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

«Незачет» ставится:

  • сочинение не содержит аргументации;
  • написано без опоры на литературный материал;
  • в нем существенно искажено содержание выбранного текста;
  • аргументы примерами не подкрепляются;
  • произведение не называется, а лишь передается содержание фрагмента.
Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения» «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно - доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»

«Незачет» ставится при условии,

если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного

или отсутствует тезисно - доказательная часть.

Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 4 «Качество письменной речи» «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 4 «Качество письменной речи»

«Незачет» ставится при условии,

если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения.

Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 5 «Грамотность» В расчет берется общее количество слов, написанных участником итогового сочинения. Если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок, то на 20 слов – одна ошибка. Общее количество слов делится на 20. Полученное число округляется. Например, в работе 370 слов. При делении на 20 получается 18,5. Округляем до 19. Участник итогового сочинения (изложения)может получить «зачет» по Критерию № 5 при 19 ошибках. При 20 ошибках выставляется «незачет». Следует выделять негрубые ошибки .

Критерий № 5 «Грамотность»

  • В расчет берется общее количество слов, написанных участником итогового сочинения.
  • Если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок, то на 20 слов – одна ошибка. Общее количество слов делится на 20. Полученное число округляется.

Например, в работе 370 слов. При делении на 20 получается 18,5. Округляем до 19. Участник итогового сочинения (изложения)может получить «зачет» по Критерию № 5 при 19 ошибках. При 20 ошибках выставляется «незачет».

  • Следует выделять негрубые ошибки .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!