Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Ново-Томышевская основная школа
им. Героя Советского Союза И.Ф. Жукова
Новоспасского района
Ульяновской области
Методическая разработка внеурочной деятельности по ОБЖ для учащихся 7– 9 классов
по теме: «Будь осторожен с огнем!».
Составила:
Муталибова В.А.
учитель ОБЖ
МОУ Ново-Томышевской ош
с. Новое Томышево
2023 год
Внеклассное мероприятие по ОБЖ для учащихся 7– 9 классов
по теме: «Будь осторожен с огнем!».
Цель: выработка у учащихся активной жизненной позиции, знакомство с основными причинами пожаров, привитие элементарных навыков борьбы с огнем и умение правильно действовать в случае обнаружения пожара.
В игровой форме закрепить знания учащихся по правилам пожарной безопасности;
формировать социальные и коммуникативные компетентности;
развивать умения действовать в экстремальной ситуации; желание правильно использовать знания по пожарной безопасности в жизни.
воспитывать ответственность, дисциплинированность.
Оборудование: спортивный зал, плакаты по пожарной безопасности, боевая одежда пожарного, 2 катушки с прочной нитью, 2 детских автомобиля с кузовом, 2 стакана емкостью 200 мл, 2 куклы, 2 повязки на глаза, раздаточный материал, вода.
Ход мероприятия.
Ведущий: Дорогие ребята! Сегодня мы поговорим с вами об огне и пожарной безопасности.
Пожар. Что представляет он собой сегодня? Может, только в прошлом огонь был страшен людям? Может, современный человек, вооруженный знаниями и мощной техникой, уже справился с этим бедствием?
Ведь в самом деле, многие за всю жизнь так и не увидят ни одного реального пожара и, встретив на улице мчащуюся красную машину, лишь удивленно посмотрят ей в след.
Большая часть пожаров происходит по вине самих людей, из-за их беспечности. А примерно каждый шестой пожар в жилом секторе происходит по вине детей и подростков.
Вы сейчас слушаете и думаете, что лично к вам это не относится, вы лично со спичками не играете и друзьям своим не позволяете этого делать. И тем не менее количество пожаров растет.
Часто, не понимая опасности подобных игр с огнем, ребята разжигают костры вблизи строений, поджигают баки с мусором, старую траву, тополиный пух, пускают горящие « самолетики» и тем самым становятся виновниками пожаров.
Кроме этого, есть случаи, когда ребята, решив побаловаться, набирают номер пожарной охраны по телефону «01» и дают дежурному диспетчеру ложные сведения о пожаре. А задумывались ли вы над тем, что в это время нужна настоящая помощь пожарных подразделений в другом месте, что шалость может привести к тяжелейшим последствиям, наказанию в административном порядке ваших родителей и вас самих.
Ученик:
Он всегда бывает разным
Удивительный огонь:
То буяном безобразным,
То тихоней из тихонь.
То он змейкой торопливой
По сухой скользит траве,
То косматой рыжей гривой
Полыхает на заре…
Ученица:
Нам без доброго огня обойтись никак нельзя
Он надежно дружит с нами:
Гонит холод, гонит мрак,
Он приветливое пламя поднимает, будто флаг.
Всем огонь хороший нужен
И за что ему почет,
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь и хлеб печет.
Ведущий:
Но случается, что огонь из верного друга превращается в беспощадного недруга, уничтожающего в считанные минуты все на своем пути.
Сегодня мы проверим свои знания по правилам поведения в борьбе со злым огнем.
Перед нами две команды:
Команда «Брандспойт»
Команда «Гидрант»
Представляем членов жюри:
1.Старший вожатыйчыяяяяяяяяя – председатель
2.Учителя и учащиеся – члены жюри.
№ | Вопрос (верный ответ – 1 балл) | Гидрант | Брандспойт |
1 конкурс - Пословицы и поговорки. (Команды по очереди называют пословицу или поговорку об огне, пламени, пожаре. Повторять нельзя!) |
Гидрант | | | |
Брандспойт | | | |
Всего: | | |
2 конкурс - Веселая эстафета (каждый этап -2 балла, штраф – 0,5 балла) |
1-й этап | Из предложенных изображений нужно быстро и правильно укомплектовать пожарный щит | | |
2-й этап | Получив эстафету, второй участник должен быстро подбежать к стулу, на котором сложена боевая одежда пожарного, и быстро надеть ее. | | |
3-й этап | После передачи эстафеты участник третьего этапа подбегает к следующему стулу, садится, берет в руки катушку и, наматывая на нее веревочку, «ведет» детскую автомашину, на которой стоит стакан с водой. Задание считается выполненным, когда машина поравняется с передней ножкой стула и в стакане останется не менее половины начального количества воды. Участник получает и передает эстафету. | | |
4-й этап | Участник с завязанными глазами проходит по лабиринту из стульев и находит выход из «задымленного помещения». Если лабиринт пройден с нарушениями, участник возвращается на исходные позиции. | | |
5-й этап | Найти ребенка в горящем доме. Участник с завязанными глазами должен найти куклу и вынести ее из «горящей комнаты». | | |
6-й этап | Эвакуация из задымленного помещения. Двое участников эвакуируют третьего из задымленного помещения, они должны проползти с потерпевшим 10 м, используя подручные средства. | | |
7-й этап | Участник седьмого этапа из деталей, полученных на старте своего этапа, собирает изображение огнетушителя. | | |
Всего: | | |
3 конкурс – Брей – ринг (верный ответ- 1 балл) |
1 | По какому номеру телефона нужно сообщить о пожаре? | | |
2 | Можно ли бить стекла в комнате во время пожара? | | |
3 | Для возникновения горения необходимы определенные условия. Назови их. | | |
4 | Почему горящий бензин нельзя тушить водой? | | |
5 | Какая бочка опаснее - наполненная бензином или порожняя из-под него? | | |
6 | Если в квартире произошла утечка газа, можно ли включить свет? | | |
7 | Почему в детских учреждениях выходы из помещений устраиваются открывающимися наружу? | | |
8 | Почему нельзя бросать в огонь незнакомые предметы в аэрозольной упаковке? | | |
9 | Как потушить горящую одежду на человеке? | | |
10 | Почему в домах с печным отоплением дымоходы на чердаке всегда побелены? | | |
11 | На сковороде загорелось масло. Какими должны быть ваши действия? | | |
12 | Как нужно поступить, если во время телепередачи из телевизора пошел дым? | | |
13 | Можно ли поджигать прошлогоднюю траву? | | |
14 | Можно ли тушить водой горящую электропроводку? | | |
15 | Какой тканью можно окутывать электрическую лампочку? | | |
16 | Назовите первичные средства пожаротушения. | | |
17 | Что нужно сделать, если при приготовлении пищи загорелся жир на сковороде? | | |
18 | Какие виды огнетушителей вы знаете? | | |
19 | Если вы зажигаете газовую колонку или духовку газовой плиты и спичка погасла, не успев зажечь газ, что вы будете делать? | | |
20 | Если вы увидели, что маленькие дети бросают в огонь бумагу, незнакомы предметы, аэрозольные упаковки, как вы должны поступить? | | |
Всего: | | |
Суммарные баллы за первый и второй и третий конкурс: | | |
Ведущий: Пока жюри подводит итоги, мы получаем удовольствие от просмотров номеров художественной самодеятельности, которые приготовили наши команды.
Ведущий: Жюри, вам слово. (Подведение итогов соревнования. Награждение команд).
Ведущий: Запомните, дети, правила эти:
Ученик:
Ты о пожаре услыхал –
Скорей об этом дай сигнал
Ученик:
Пусть помнит каждый гражданин
- пожарный номер 101!
Ведущий:
Ребята! Соблюдайте правила пожарной безопасности. Вы сбережете
свою жизнь, государственную и личную собственность, здоровье и
жизнь людей.
Учитель:
Обратите внимание на рисунки наших ребят, оценим их.
Мы надеемся, что каждый из вас после этого конкурса закрепил свои знания по правилам пожарной безопасности и будет их соблюдать, и учить других это делать.
И все-таки помните, что пожар легче предупредить, чем погасить, и что маленькая спичка может обернуться большой бедой.
Ведущий:
Всем спасибо!!!
Приложение.
Замена в 6-м этапе: если ползание участников не возможно, по каким либо причинам, заменить на прохождение 10 м на корточках (гусиным шагом) с определением значения условных указательных знаков.
|
1 | По какому номеру телефона нужно сообщить о пожаре? | По телефону «101». |
2 | Можно ли бить стекла в комнате во время пожара? | Нельзя, через разбитые стекла в помещение будет поступать свежий воздух, что способствует ускорению горения. |
3 | Для возникновения горения необходимы определенные условия. Назови их. | Горючее вещество, окислитель, воспламенитель. |
4 | Почему горящий бензин нельзя тушить водой? | Бензин легче воды. Вода опускается вниз, не оказывая должного огнетушащего эффекта. |
5 | Какая бочка опаснее - наполненная бензином или порожняя из-под него? | Опаснее порожняя бочка. Внутри нее может образоваться взрывоопасная концентрация поров бензина с воздухом. |
6 | Если в квартире произошла утечка газа, можно ли включить свет? | Нельзя – может произойти взрыв газа, если при включении будет высечена искра. |
7 | Почему в детских учреждениях выходы из помещений устраиваются открывающимися наружу? | Потому что в случае пожара в дверях не создается большое скопление людей. |
8 | Почему нельзя бросать в огонь незнакомые предметы в аэрозольной упаковке? | Потому что аэрозольные упаковки взрывоопасны. Можно получить травму. |
9 | Как потушить горящую одежду на человеке? | Нужно остановиться, упасть и катиться, сбивая пламя. Можно обернуться одеялом или плотной тканью, но в этом случае может произойти отравление угарным газом. |
10 | Почему в домах с печным отоплением дымоходы на чердаке всегда побелены? | На побеленной поверхности легче обнаружить трещины и щели, через которые огонь может проникнуть на чердак. |
11 | Эвакуация из задымленного класса | Дисциплина, выходим строем, последний учитель с журналом, перекличка и быстрая эвакуация по плану (план на каждом этаже). |
12 | Как нужно поступить, если во время телепередачи из телевизора пошел дым? | Отключить телевизор. Позвонить в пожарную охрану и позвать на помощь взрослых. |
13 | Можно ли поджигать прошлогоднюю траву? | Нельзя. Это может привести к пожару и наносит вред насекомым, живущим в земле. |
14 | Можно ли тушить водой горящую электропроводку? | Нельзя. Вода – проводник электрического тока. Это опасно для жизни. |
15 | Какой тканью можно окутывать электрическую лампочку? | Никакой. Это может стать причиной пожара. |
16 | Назовите первичные средства пожаротушения. | Вода, песок, кошма. |
17 | Что нужно сделать, если при приготовлении пищи загорелся жир на сковороде? | Выключить газ, накрыть крышкой или мокрым полотенцем. |
18 | Какие виды огнетушителей вы знаете? | Пенные, углекислотные, порошковые. |
19 | Если вы зажигаете газовую колонку или духовку газовой плиты и спичка погасла, не успев зажечь газ, что вы будете делать? | Перекрою газ и проверю тягу. |
20 | Если вы увидели, что маленькие дети бросают в огонь бумагу, незнакомы предметы, аэрозольные упаковки, как вы должны поступить? | Остановлю, объясню, что это опасно. |
Раздаточный материал для 2-го конкурса 1-ого этапа
Пожарный багор
Пожарное ведро
Пожарный топор
Огнетушитель
Пожарная лопата
Кочерга
Швабра Утюг
ОГНЕННЫЕ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
● От искры сыр-бор загорается.
● От искры Москва загорелась.
● Берегись, не обожгись!
● Не подкладывай к огню соломы, не поджигай, так и не сгорит.
● Не шути с огнем, обожжешься.
● Огонь не вода — охватит, не выплывешь.
● Огонь не вода — пожитки не всплывают.
● От искры пожар рождается.
● Искра мала велик пламень родит.
● Пока искра в пепле, тогда и туши.
● Огонь да вода все сокрушат.
● В огне и железо плавко.
● Не играй, кошка, с огнем – лапу обожжешь.
● Искру туши до пожара, беду отводи до удара.
● Слёзы пожара не тушат.
● Плох мир огня с водою.
● Красный петух прошёлся.
● Сену с огнём не ужиться.
● Дерево с огнем не дружит.
● Спички не игрушка, огонь не забава.
● Упустишь огонь – не потушишь.
● Где огонь, там и дым.
● Дыма без огня не бывает.
● Дорого при пожаре и ведро воды.
● Огонь хороший слуга, но плохой хозяин.
● Как бы мал огонёк не был, всегда от него дым.
● Спичка – невеличка, а огонь великан.
● И малая искра сжигает города.
● Каждый человек загодя думает о пожаре.
● Лучше костёр маленький, чем пожар большой.
● Один на пожаре не боец.
● Пламя – это благо и жизнь, если не забыть потушить его вовремя.
● С огнем воюют, а без огня горюют.
● Человек без огня не живет ни единого дня.
● При огне как при солнце светло, при огне и зимою тепло.
● Огонь – друг и враг человека.
● От искр пожар рождается.
● Не шути с огнем – можешь сгореть.
● Спички не тронь – в них огонь.
● Не имей привычки носить в кармане спички.
● Жжется печь, ее не тронь, потому что в ней – огонь.
● Маленькая спичка сжигает большой лес.
● Спичка – невеличка. Огонь – великан.
● Все прошло, как огнем сожгло.
● Огонь да вода все сокрушат.
● От огня и камень треснет.
● В избе искра проказлива.
● Водой пожар тушат, а умом - предотвратят.
● В руках спичка была, да изба сплыла.
● Огонь – судья беспечности людей.
● Бояться, как огня.
● Пожарному делу учиться – вперед пригодится.
● Утром, вечером и днем осторожен будь с огнем.