СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические разработка по теме "Разработка учебных заданий по истории для формирования предметных, метопредметных и личностных результатов освоения образовательной программы"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические разработка по теме "Разработка учебных заданий по истории для формирования предметных, метопредметных и личностных результатов освоения образовательной программы"»

Рябцева Ю.В. МБОУ «Лицей №35», г.Майкоп

Методическая разработка по теме «Разработка учебных заданий по истории для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы.»

  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. 

     Образовательные стандарты нового поколения призваны стать основой процесса модернизации общего образования. Реализовать новый стандарт, ориентированный на развитие личности ребенка, невозможно без формирования универсальных учебных действий (УУД) как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком, собственно психологическом, смысле универсальные учебные действия — это совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания.  

Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирование психологических особенностей учащегося.

Среди основных видов УУД можно выделить четыре блока:

1. Личностные.

2. Регулятивные.

3. Познавательные.

4. Коммуникативные.

    Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

   Регулятивные – обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения;

   Познавательные УУД включают общеучебные,  логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

    Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

      «Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, а также ценностно – смысловых оснований личностного морального выбора. Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.

   Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться.

   Какие УУД можно формировать на уроках истории?  Предмет дает возможность формирования всех 4-х видов УУД. И сразу возникает вопрос  – как сформировать эти умения?

   У каждого учителя  ярко выражено стремление не только научить, передать ученику все свои знания, но и стремление раскрыть удивительный мир . Мир, который не укладывается ни в один учебник и поэтому познавать его каждый будет всю свою жизнь, даже уйдя из школы. А для этого необходимо научиться добывать знания.

Описание требований к выполнению

Личностные и метапредметные результаты (уровень владения уни­версальными учебными действиями) предлагается определять с помо­щью четырёх тестов, стандартизированных на репрезентативной выбор­ке российских учащихся:

№ теста

УУД

Количество заданий

Время работы

1.

Познавательные УУД

8

45 минут

2.

Коммуникативные УУД (чтение и работа с информацией)

5

30 минут

3.

Регулятивные УУД

5

25 минут

4.

Личностные результаты

6

25 минут

Каждый тест состоит из 1 варианта. Каждому ученику выдаётся отдельный экземпляр теста, который он должен подписать до начала работы (кроме теста «Личностные резуль­таты», который, в соответствии с требованиями ФГОС, не должен об­рабатываться как индивидуальный, в совокупности с результатами других учеников он покажет общую ситуацию в классе). У каждого ученика должна быть ручка - это единственное, что понадобится в хо­де тестирования. Вся работа выполняется непосредственно на листах с заданиями теста. Основная задача учителя во время тестирования - обеспечить само­стоятельную работу каждого ученика, минимизировать влияние «кол­лективного разума» на результаты тестирования. С этой целью нужно обратить внимание учеников на то, что при оценивании результатов те­стирования будет учтена самостоятельность выполнения заданий.

Необходимо формировать у учеников максимально положительное отношение к тестированию, нацелить их на достижение высоких ре­зультатов, ободрить их и объяснить, что в тесте могут встретиться за­дания, которые они не сумеют сразу выполнить. К этим заданиям мож­но вернуться в конце работы после того, как выполнены все осталь­ные задания.

Лучше выполнять работу в той последовательности, которая предло­жена в тесте, не задерживаясь слишком долго на одном задании. Ес­ли ученик не может выполнить очередное задание, он должен перей­ти к следующему.

На вопросы по содержанию заданий учитель может ответить после того, как все ученики сдали работы.

Проверка и оценка работ проводится с помощью приложенных к каждому тесту верных ответов и ключей оценивания .

Выполнение заданий допускает несколько вариантов, групповая работа или в форме проектов. Главное достичь результата.


 Типовые задания  по формированию универсальных учебных действий.

 1. Типовые задания по формированию личностных УУД.

Задание № 1 «Галерея славных предков»

Цель: развитие способности к осмыслению исторического опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в  обществе.

Возраст:11-14 лет.

Форма выполнения: индивидуальная и групповая работа

Описание задания: Представьте, что вам поручено сделать фотовыставку выдающихся людей нашей страны. Кого вы бы выбрали для выставки и почему?

Критерии оценивания:

- умение полно и адекватно  давать оценку историческим личностям

- убедительная аргументация

- выразительность представления примеров.

Задание № 2 «Справедливость древних»

Цель: развитие способности к анализу содержания законов древнего времени и аргументация их справедливости.

Возраст: 10–12 лет

Форма выполнения: индивидуальная и групповая работа

Описание задания: учащимся, индивидуально или поделенным на группы по 2–3 человека, предлагается оценить, справедливыми ли были законы царя Хаммурапи. При выступлении необходимо устно аргументировать свой ответ.

Документ: «Из законов Хаммурапи».

«Если человек украл имущество храма, он должен быть казнен.

Если человек украл осла, овцу или раба, он должен быть казнен.

Если человек ударил отца, ему следует отрубить руку.

Если человек выбил зуб человеку, ему самому следует выбить зуб.

Если человек выколол глаз человеку, ему самому следует выколоть глаз.

Если человек не укрепил насыпь на своей земле и вода затопила поля соседей, пусть возместит им убытки. Если ему нечем платить, следует продать все его имущество и его самого, а полученное серебро пусть соседи разделят между собой».

Критерии оценивания:

- умение полно и адекватно характеризовать содержание законов;

- умение аргументировать свой ответ;

- последовательность.

Задание № 3 «Спартанское воспитание»

Что в воспитании древних спартанцев, на ваш взгляд, является положительным, а что – отрицательным? Объясните свой выбор.

Цель: формирование действий нравственно-этического оценивания

Возраст:11 лет

Форма выполнения: индивидуальная и групповая работа.

Описание задания: Ребятам необходимо проанализировать информацию, осмыслить её и в яркой убедительной форме представить аргументы, обосновывающие, почему одни моменты спартанского воспитания являются положительными, а другие – отрицательными. Остальные ученики участвуют в обсуждении как в качестве оппонентов, так и в качестве защитников данной версии.

1 группа – учебник А.А.Вигасина «История Древнего мира» §31

2 группа – дополнительный материал. «Отец был не в праве сам распорядиться воспитанием ребенка — он относил новорожденного на место, называемое «лесхой», где сидели старейшие сородичи по филе. Они осматривали ребенка и, если находили его крепким и ладно сложенным, приказывали воспитывать, тут же назначив ему один из девяти тысяч наделов. Если же ребенок был тщедушным и безобразным, его отправляли к Апофетам (так назывался обрыв на Таигете), считая, что его жизнь не нужна ни ему самому, ни государству, раз ему с самого начала отказано в здоровье и силе. По той же причине женщины обмывали новорожденных не водой, а вином, испытывая их качества: говорят, что больные падучей и вообще хворые от несмешанного вина погибают, а здоровые закаляются и становятся еще крепче. Кормилицы были заботливые и умелые, детей не пеленали, чтобы дать свободу членам тела, растили их неприхотливыми и не разборчивыми в еде, не боящимся темноты или одиночества, не знающими, что такое своеволие и плач. Поэтому иной раз даже чужестранцы покупали кормилиц родом из Лаконии.

Едва мальчики достигали семилетнего возраста, Ликург отбирал их у родителей и разбивал по отрядам, чтобы они вместе жили и ели, приучаясь играть и трудиться друг подле друга. Во главе отряда он ставил того, кто превосходил прочих сообразительностью и был храбрее всех в драках. Остальные равнялись на него, исполняли его приказы и молча терпели наказания, так что главным следствием такого образа жизни была привычка повиноваться. За играми детей часто присматривали старики и постоянно ссорили их, стараясь вызвать драку, а потом внимательно наблюдали, какие у каждого от природы качества — отважен ли мальчик и упорен ли в схватках. Грамоте они учились лишь в той мере, в какой без этого нельзя было обойтись, в остальном же все воспитание сводилось к требованиям беспрекословно подчиняться, стойко переносить лишения и одерживать верх над противником. С возрастом требования делались все жестче: ребятишек коротко стригли, они бегали босиком, приучались играть нагими. В двенадцать лет они уже расхаживали без хитона, получая раз в год по гиматию, грязные, запущенные; бани и умащения были им незнакомы — за весь год лишь несколько дней они пользовались этим благом. Спали они вместе, по илам и отрядам, на подстилках, которые сами себе приготовляли, ломая голыми руками метелки тростника на берегу Эврота. Зимой к тростнику подбрасывали и примешивали так называемый ликофон: считалось, что это растение обладает какою-то согревающей силой».

Критерии оценивания:

- умение полно и адекватно характеризовать нормы и обычаи спартанцев;

- характер, убедительность и последовательность аргументации;

- умение прислушиваться к аргументам других участников дискуссии и учитывать их в своей позиции.

Задание № 4 «СССР в Великой Отечественной войне» - проект.

Цель: осознание вклада советского народа в борьбу с фашизмом, осмысление подвига народа для нынешнего поколения.

Возраст:15 лет

Форма выполнения: индивидуальная, групповая и коллективная работа.

Описание задания: Актуальность темы в свете современных событий. Выбор направлений поисковой деятельности. Формирование микрогрупп и их работа. Составление мультимедийных презентаций. Использование краеведческого материала. Презентация работы для одноклассников и младших школьников. Анализ и самоанализ.

Критерии оценивания:

- вклад каждого ученика в общее дело;

- социальная значимость работы;

- осознание своего участия в работе коллектива.

Задание № 5: Какие нравы и обычаи германских племён, на ваш взгляд, являлись положительными, а какие – отрицательными? Объясните свой выбор.

Цель: Формирование действий нравственно-этического оценивания.

Возраст: 12-13 лет

Форма выполнения: индивидуальная и групповая работа.

Описание задания: Необходимо обдумать и представить аргументы, обосновывающие, почему одни нормы и обычаи положительны, а другие – отрицательны. Остальные ученики участвуют в обсуждении, как в качестве оппонентов, так и в качестве защитников данной версии.

Обычаи и нравы германских племён:

«Верность своему племени была превыше всего: считалось позором пережить в битве вождя. Германцы отличались от кельтов также тем, что жили не в укрепленных городах, а в деревнях, причем дома их стояли отнюдь не кучно. Основными занятиями германцев были охота, рыболовство и земледелие. Походили же германцы на кельтов своим пристрастием к спиртным напиткам, но если кельты пили средиземноморское вино, то германцы в огромных количествах поглощали национальное - пиво.

Политическое устройство западных германцев отличалось демократичностью: вождей своих они выбирали по заслугам, однако разрешение гражданских дел и наложение наказаний находилось в руках священнослужителей, как если бы к наказанию человек приговаривался не по приказу вождя, а по воле божества, неотступно присутствовавшего рядом во время битвы. Таким образом, можно говорить скорее о культе символического искупления вины, чем об индивидуальной ответственности, (о друидах говорили, что они приносили в жертву невинных, если преступников не хватало»

Критерии оценивания:

- умение полно и адекватно характеризовать нормы и обычаи славян;

- характер, убедительность и последовательность аргументации;

- умение прислушиваться к аргументам других участников дискуссии и учитывать их в своей позиции.

Задание № 6 «Справедливость закона»

Цель: развитие способности к анализу содержания законов Киевской Руси и аргументация их справедливости.

Возраст: 15-16 лет

Форма выполнения: индивидуальная и групповая работа

Описание задания: учащимся, индивидуально или поделенным на группы по 2–3 человека, предлагается оценить, справедливыми ли были законы Русской правды. При выступлении необходимо устно аргументировать свой ответ.

Документ: «Из Русской правды»

«Бьёт муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сестры; если не будет никто мстить, то 40 гривен за убитого.

Если убитый-русин, или гридин, или купец, или ябедник, или мечник, или же изгой, или словенин, то 40 гривен уплатить за него. 3) если кто кого-либо ударит палкой, жердью, ладонью, чашей, рогом или тылом оружия, платить 12 гривен. Если потерпевший не настигнет того (обидчика), то платить, и этим дело кончается.

5) Если же ударит по руке, и отладёт рука, или отсохнет, то 40 гривен, а если (ударит по ноге), а нога останется цела, но начнёт хромать, тоща мстят дети(потерпевшего).

6) если кто отсечёт какой-либо палец, то, тот платит З гривны за обиду.

7) А за усы 12 гривен, за бороду 12 гривен.

8) если кто вьшет меч, а не ударит, то тот платит гривну.

13) Если кто опознаёт у кого-либо (свою пропавшую вещь), то её не берет, не говори ему- это моё, но скажи ему так: пойди на свод, где ты её взял. Если тот не пойдёт, то пусть (представит) поручителя в течение 5 дней.

16) Если холоп ударит свободного мужа и убежит в хоромьи своего господина и тот начнёт его не выдавать, то холола,  взять и господин платит за него 12 гривен, а затем, где холопа застанет тот удареiшьий человек, пусть бьёт его.

Критерии оценивания:

- умение полно и адекватно характеризовать содержание законов.

 

   2. Типовые задания по формированию регулятивных УУД.

 Задание №1 «Группировка»

Цель: формирование умения планировать свою деятельность, опираясь на изученный материал

Возраст:10-12 лет.

Форма выполнения: индивидуальная и групповая работа

Описание задания:  понятия на доске: Евфрат, Тигр, Двуречье, Междуречье, шумеры, Ур, Урук, клинопись

- В течение 5 секунд прочитайте внимательно и запомните слова, записанные на доске;

- Запишите понятия в тетрадь по памяти;

- Сосчитайте ваши слова, сколько слов вам удалось запомнить;

- Выберите среди понятий такие, которые каким-то образом между собой связаны;

- Проведите классификацию и подберите к каждой группе обобщающее слово.

Задание № 2 «Работа с проектом».

Цель: формирование умения планировать по времени проектную деятельность, составление перспективного плана работы над проектом.

Возраст: 15–18 лет.

Форма выполнения: индивидуальная работа.

Описание задания: составление перспективного плана работы над проектом по истории. Проверка корректности планирования времени. Учащемуся предлагается перед началом работы над проектом составить перспективный план работы, обозначив временные рамки основных этапов проектной деятельности (определение названия и цели, поиск информации, работа с содержанием, подготовка к защите, презентация и защита проекта, самоанализ и самооценка). Во время работы над проектом учащийся сверяется с перспективным планом. После защиты проекта производится анализ соответствия достигнутых результатов с запланированными и выявляется причина несоответствия, если таковая есть.

Задание № 3 «Реформы Петра Великого» - составить развёрнутый план.

Цель: умение организовать  работу с учебным материалом и корректировать записи на этапе контроля.

Возраст:13-14 лет

Форма выполнения: индивидуальная и коллективная работа.

Описание задания: учащиеся самостоятельно изучают текст  учебника «История России» 7кл. Составляют развёрнутый план. Сравнивают с образцом учителя, задают вопросы, вносят поправки. На основе использования записей, излагают изученный материал.

Задание № 4 «Верно - неверно» - игра «крестики-нолики» по теме «Пунические войны».

Цель: контроль  в форме сличения  результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений, оценка и самооценка.

Возраст:11 лет

Форма выполнения: индивидуальная  работа.

Описание задания: заполнить поля игрового поля. Х-высказывание верное, 0-предложение содержит ошибочное утверждение. Полученный результат сравнивается с образцом, ученик сам оценивает свою работу.

1. Первую войну с Карфагеном римлянам не удалось выиграть (0, нет, выиграли)

2. В 218 году до н.э. Ганнибал вышел из Испании вместе с войском и направился через Альпы. (Х)

3. Переход через Альпы легко дался войску Ганнибала (0, тяжело, с большими потерями)

4. Галлы ненавидели покоривших их римлян, поэтому вступили в войско Ганнибала (Х)

5. Битва при Каннах началась в 212 г. до н.э. (0, в 216 г.)

6. Ганнибал построил свою армию в виде полумесяца выпуклой стороной к противнику (Х)

7.  В ходе битвы римляне сумели победить Ганнибала (0, проиграли)

8. В 202 г. до н.э.  началась битва у города Зама (Х)

9. В ходе этой битвы ( у Замы) войска римского полководца Сципиона  были разбиты полностью (0, войска Ганнибала были разбиты).

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Критерии оценки:

Менее 4  - «2»

От 5 до 6 – «3»

От 7 до 8 – «4»

9  -  « 5»

 3. Типовые задания по формированию познавательных  УУД.

Задание № 1  «Проблемы на карте»

Цель: развитие умения искать информацию в тексте, включая прием постановки перед собой вопроса и поиска ответа на него.

Возраст: 10–12 лет.

Форма выполнения: индивидуальная работа.

Описание задания: учащимся предлагается карта с изображением страны и хаотично расположенными информационными точками (надписями, названиями, понятиями, изображениями). Учащимся необходимо самостоятельно сформулировать вопрос по каждой информационной точке и найти на него ответ в тексте учебника или дополнительного текста.

Критерии оценивания:

- умение формулировать вопрос

- умение выделять главное в тексте

- умение грамотно формулировать ответ.

Задание № 2 «Средневековый замок» - после знакомства с устройством средневекового замка выяснить, какие же функции выполнял средневековый замок.

Цель: умение организовать  работу с учебным материалом и корректировать записи на этапе контроля.

Возраст:12 лет

Форма выполнения: групповая и коллективная работа.

Описание задания: каждая группа будет работать с определенным текстом в течение 5 минут, затем произойдет обмен информацией.

Текст №1

В 9 - 11в. наблюдается новая волна нашествий на Западную Европу - нападения арабов, венгров, нормандцев. Для того, чтобы отразить эти грозные, непрекращающиеся атаки, нужно было возводить укрепления нового типа, каких не знали ни римляне, ни германцы – каменные замки и крепости с постоянными гарнизонами в них. Каждый замок располагает собственным гарнизоном, представляющим собой хотя бы малочисленное, но все же войско. Лишь в случае самых крупных крепостей, эта численность составит несколько десятков или сотен человек. Этим и объясняется то внимание, которое уделялось собственно самим сооружениям.

Текст №2

Теоретически постройка замка предполагается из соображений обороны, но сеньор хорошо знает, что, как только он окажется за своими укрепленными стенами, он завоюет независимость. Ведь каждый сеньор является, в свою очередь, вассалом другого, однако, если он перестает подчиняться своему господину, то может укрыться в собственном замке.

«Крупному замку и крупный сеньор» - таков символ могущества. Феодальный замок – символ авторитета. Многие укрепленные замки будут впоследствии превращены в тюрьмы, как, например, Тауэр.

Текст №3

Точно так же, как жители города чувствуют себя под защитой, находясь внутри крепостных стен, люди в сельской местности при необходимости находят себе укрытия в замке и обращаются для решения любых спорных вопросов к своему сеньору. Таким образом, укрепленный феодальный замок не является только лишь военным лагерем, он активизирует жизнь целой округи, обеспечивающей его существование, будь она мала или велика. Поэтому, выбирая место для строительства замка, хозяин никогда не забывает, что феодальный замок делается для защиты окружающего населения от военных действий. Под сенью стен замка также становится иногда возможным и развитие городов.

Текст №4.

Для путника замок служит прибежищем и гарантией безопасности, а для сельского населения – центром притяжения и развлечений. В замке устраиваются многочисленные праздники. Каждое событие в семье сеньора (помолвка, свадьба, рождение ребенка) является хорошим поводом, чтобы устроить пир. Случается даже, что сеньор и его жена принимают участие в семейном празднике какого-нибудь крестьянина. На протяжении всех Средних веков жители деревень и замка собираются вместе, чтобы отпраздновать многочисленные праздники, а их – свыше 100 дней в году.

В замках также проводятся конные состязания и многочисленные турниры.

Текст №5.

Вплоть до 10-го века сеньор зачастую малообразован, редко когда он умеет читать или писать. Но культура охватывает все новые слои: выдающиеся личности, подобно герцогу Аквитанскому Гийому Трубадуру или графам Анжуйским, слагают стихи, сочиняют песни, составляют хроники своих семей или округи. Владелец замка содержит местных артистов или старается пригласить их со стороны. Один поэт по имени Гийом де Прованс смог описать восемьдесят шесть замков, в которых он был принят тамошними сеньорами. Таким образом, мы можем сказать, что замок становится сосредоточением культуры.

Каждая группа, руководствуясь полученным текстом, называет функции, которые выполнял средневековый замок:

оборона от неприятеля;

символ авторитета и независимости сеньора;

защита окружающего населения;

центр развлечений;

сосредоточение культуры.

Учащиеся делают вывод о том, что в Средние века замок выполнял множество функций и был сосредоточением жизни целой округи.

Задание № 3  «Работа с документом».

Цель: Формирование познавательных действий на основе текста.

Возраст: 12–15 лет.

Форма выполнения задания: индивидуальная, работа в парах или в группах по 3–4 человека.

Описание задания: учащимся, сидящим парами, предлагается изучить высказывания и ответить на вопросы.

Прочитайте отрывки из сочинений историков и ответьте на вопросы.

I. «...А жаловать своих холопов мы всегда были вольны, вольны бы­ли и казнить... Ничем я не горжусь и не хвастаюсь и ни о какой гордо­сти не помышляю, ибо я исполняю свой царский долг и не делаю того, что выше моих сил. Скорее это вы надуваетесь от гордости, ибо, будучи рабами, присваиваете себе святительский и царский сан, поучая, запре­щая и повелевая... вы не захотели жить под властью бога и нас, данных богом государей, слушать и повиноваться нам, а захотели жить по своей воле».

II. «...Вместо избранных и достойных мужей, которые не стыдясь го­ворили тебе всю правду, окружил ты себя сквернейшими прихлебателя­ми и маньяками, вместо доблестных воевод и полководцев... кромешниками, или опричниками кровожадными, которые несравнимо отврати­тельней палачей... И если погибают цари и властелины, составляющие жестокие законы и неисполнимые предписания, то уж тем более дол­жны погибнуть со всем домом своим те, которые не только составляют невыполнимые законы или уставы, но и опустошают свою землю и губят подданных целыми родами, не щадя и грудных младенцев, а должны были бы властелины каждый за подданных своих кровь свою проливать в борьбе с врагами...»

1.Определите, кто является автором фрагмента I, фрагмента II?

2.Что отстаивает каждый из участников «словесного поединка»: старые порядки или новые устои? Чьи интересы защищают спорящие? От чьего имени выступают?

3.В чем оппоненты видят главное предназначение царской власти?

Критерии оценивания:

- умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

- уметь осуществлять сопоставительный анализ

 Задание № 4  «Определи историческую личность» .

Задание для учащихся (На работу в группах отводится 20 минут)

Цель: формирование познавательных действий на основе текста

Возраст: 15–16 лет.

Форма выполнения задания: индивидуальная

Описание задания: учащимся, предлагается изучить текст и ответить на вопросы об исторической личности, исторических событий, явлений.

Критерии оценивания:

обоснованность избранных в качестве ведущих критериев оценивания работы;

умение связать критерии оценивания работ с теми целями, которые ставят учащиеся в учебной деятельности.

Задание № 5 «Работа с документом».

Цель: формирование познавательных действий на основе текста

Возраст: 15–16 лет.

Форма выполнения задания: индивидуальная, работа в парах или в группах по 3–4 человека.

Описание задания: учащимся, сидящим парами, предлагается изучить высказывания и ответить на вопросы.

«Царь забрал в опричнину Суздальский, Можайский и Вяземский уезды, а также около десятка других совсем мелких. Уездные дворяне были вызваны в Москву на смотр. Опричная дума во главе с Басмановым придирчиво допрашивала каждого о его происхождении, о родословной жены и дружеских связях. В опричнину отбирали худородных дворян, не знавшихся с боярами. Аристократия взирала на «новодельных» опричных господ с презрением. Их называли не иначе, как «нищими и косолапыми мужиками» и «скверными человеками». Сам царь, находившийся во власти аристократических предрассудков, горько сетовал на то, что вынужден приближать мужиков и холопов. Впавшему впоследствии в немилость опричнику Василию Грязному он писал: «...tio грехом моим учинилось, и нам того как утаити, что отца нашего князи и бояре нам учали изменят, и мы и вас, страдников, приближали, хотячи от вас службы и правды». Укомплектованное из незнатных детей боярских опричное войско должно 'было стать надежным орудием в руках самодержца.»

Вопросы к историческому документу.

1. О каком историческом событии рассказывает исторический документ?

2. С именем какого исторического деятеля связан этот исторический документ?

3. О каком политическом режиме свидетельствует исторический документ?

4. Кто автор данного исторического документа?

Критерии оценивания:

- умение формулировать вопрос

- умение выделять главное в тексте

- умение грамотно формулировать ответ

  4. Типовые задания по формированию коммуникативных   УУД.

Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

- составь задание партнеру;

- групповая работа по составлению кроссворда;

- «отгадай, о ком говорим»;

- диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);

- проектная деятельность;

-уроки-дебаты;

- игровые технологии.

Задание №1 « Квартет»

Цель: формирование коммуникативных действий, направленных на структурирование, объяснение и представление информации по определенной теме, умение сотрудничать в процессе создания общего продукта совместной деятельности.

Возраст: 11–15 лет

Форма выполнения: групповая работа

Описание задания: Заготовить 32 одинаковых по размеру карточки (по 4 «квартета»  на каждую из 2-х команд).  Каждой команде  дают 4 перемешанных  «квартета» .Задание:  сложить «квартеты» и объяснить. Пример одного « квартета»

На 8 карточках  изображение личностей правителей, ещё на 8 - годы их жизни или правления, на других 8 – дата связанная с годами его правления и на последних 8 карточках  - событие.  Содержание карточек  может быть и другим ,на усмотрение учителя, главное,  чтобы «квартет» объединял один общий смысл (герои поэм Гомера, деятели культуры, культура позднего средневековья и т.д).

Критерии оценивания:

- продуктивность совместной деятельности оценивается по сложности вопросов;

- взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от общего замысла, как на них реагируют;

- взаимопомощь по ходу обсуждения;

- эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (оба партнёра работают с удовольствием и интересом), нейтральное.

Задание № 2 «Бумажная презентация»

Цель: формирование коммуникативных действий, направленных на структурирование, объяснение и представление информации по определенной теме, умение сотрудничать в процессе создания общего продукта совместной деятельности.

Возраст: 10–14 лет.

Форма выполнения: групповая работа.

Описание задания: каждой группе (паре) учащихся предлагается создать бумажную презентацию из заранее подготовленных учителем иллюстраций по определенной теме. Задача учащихся – распределить обязанности (вырезание, приклеивание, поиск информации в тексте) внутри группы для наиболее оптимального выполнения работы. Полученные бумажные презентации демонстрируются всему классу и защищаются. Оценивание понятности и полноты представления темы происходит совместно с классом.

Критерии оценивания:

- продуктивность совместной деятельности

- умение презентовать свой продукт

- взаимный контроль по ходу выполнения работы

- взаимопомощь

Задание № 3  «Эпоха Брежнева: застой или стабильность» - урок-дебаты

Цель: умение организовать  работу с учебным материалом, работать в группе, выступать публично, уметь доказывать свою точку зрения, слушать и уважать мнение оппонента.

Возраст:14-15 лет

Описание задания: после изучения темы класс делится на две группы, которые готовят аргументы в защиту той или иной точки зрения. Учащиеся сами распределяют роли и обязанности.

Задание № 4 «Исторический кроссворд»

Цель: Включение школьников в эту интеллектуальную игру, позволяет учителю в нетрадиционной форме проверить их знания, прочность и глубину усвоения пройденного, выявить, какие именно вопросы нуждаются в разъяснении и закреплении.

Возраст: 11-13 лет.

Форма выполнения задания: групповая работа.

Описание задания: разделить учеников на 2 команды, задача каждой команды разгадать кроссворд   

По горизонтали:

1. Народное собрание на Руси

2. Система содержания должностных лиц за счет местного населения

3. Ханская грамота, дававшая право русским князьям властвовать в своих княжествах

4. Наследственное земельное держание

5. Назначаемый или выборный глава местной власти

6. Титул главы Русской православной церкви

7. Религиозные верования, отличающиеся тем, что у каждого народа, племени было множество собственных богов

8. Часть русского города, обычно вне городской стены, населенная купцами и ремесленниками

9. Присвоение результатов чужого труда

10. Биография человека, причисленного церковью к лику святых

По вертикали:

1. Особый порядок управления страной при Иване Грозном

2. Район на окраине города, заселенный ремесленниками одной специальности

3. Старший дружинник, крупный землевладелец, владелец вотчины

4. Место сбора дани

5. Денежный сбор с крестьян при уходе от феодала в Юрьев день

6. Объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани

7. Натуральный или денежный побор с покоренных племен и народов

8. Представитель ордынского хана на Руси

Ответы на кроссворд.

По горизонтали:

1. Вече

2. Кормление

3. Ярлык

4. Вотчина

5. Посадник

6. Митрополит

7. Язычество

8. Посад

9. Эксплуатация

10. Житие

По вертикали:

1. Опричнина

2. Слобода

3. Боярин

4. Погост

5. Пожилое

6. Полюдье

7. Дань

8. Баскак

Критерии оценивания:

- способность логического мышления;

- грамотность написания математических терминов

Задание № 5 «Журналист»

Цель: Формирование коммуникативных действий по постановке вопросов.

Возраст: 12–15 лет.

Форма выполнения  задания: индивидуальная, групповая по 3–4 человека.

Описание задания: Представьте, что вы – журналист. Вам представилась возможность переместиться с помощью машины времени в прошлое и взять интервью у царя Петра I . Составьте 10 вопросов, которые вы задали бы этой исторической личности. Не забудьте, что вопросы следует составлять и задавать с учетом образа жизни и событий того времени, когда правил данный князь.

Критерии оценивания:

- продуктивность совместной деятельности оценивается по сложности вопросов;

- взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от общего замысла, как на них реагируют;

- взаимопомощь по ходу обсуждения;

- эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (оба партнёра работают с удовольствием и интересом), нейтральное.

Задание № 6 «Отгадай, о ком говорим»

Цель: формирование коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).

Возраст: 10–15 лет.

Форма выполнения задания: работа в парах или в группах по 3–4 человека.

Описание задания: учащимся, сидящим парами, предлагается придумать и создать общими усилиями характеристику исторической личности

Инструкция: учащимся предлагается в качестве домашнего задания

найти описание конкретных исторических деятелей и все, что с ними связано (высказывания других людей, памятники в их честь и т.д.). Учащиеся делятся на группы и пользуясь своими материалами составляют общий портрет героя. Учитель определяет количество вопросов для группы (например, не более 10)

Царь

Ему принадлежат слова: «Благосостояние государств не играет никакой роли в управлении делами. Существует только неограниченная власть, которая все творит шиворот-навыворот…Выбор исполнителей основан на фаворитизме…Хлебопашец обижен, торговля стеснена, свобода и личное благосостояние уничтожены. Вот картина современной России…».

В его правление к России были присоединены Восточная Грузия, Финляндия, Бессарабия, Азербайджан, герцогство Варшавское.

Осуществлял попытки проведения либеральных реформ. Им увлекались женщины. В отношениях с ними он был безупречным рыцарем. А.С. Пушкин писал о нем:

Властитель слабый и лукавый,

Плешивый щеголь, враг труда,

Нечаянно пригретый славой,

Над нами царствовал тогда…

Наполеон Бонапарт характеризовал его так: «Это истинный византиец, тонкий притворщик, хитрец. Он гораздо умнее, чем о нем думают». Философ Н.А. Бердяев называл его «царем-интеллигентом, всю жизнь искавшим правды, в молодости – врагом самодержавия и крепостного права, но человеком раздвоенным и не сильным».

А. И. Герцен сравнил его с «коронованным Гамлетом».

Критерии оценивания:

- продуктивность совместной деятельности оценивается по сложности вопросов;

- взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли обучающиеся друг у друга отступления от общего замысла, как на них реагируют;

- взаимопомощь по ходу обсуждения;

- эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (оба партнёра работают с удовольствием и интересом), нейтральное.

Выводы

     Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися УУД создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умение учиться. Это обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

    Формирование всех УУД во многом зависит от педагогически правильного взаимодействия учителя и ученика, эффективности их коммуникативной деятельности.

      Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Что дают универсальные учебные действия?

- обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;

- создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;

обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

      Изучение истории как науки, а не просто учебного предмета, в принципе не может быть осуществлено в рамках только одного подхода, концепции или технологии. изучение истории настоятельно требует сочетания компетентностного подхода с системным освоением "знаниевой составляющей".

    В связи с этим имеет смысл уточнить: что следует понимать под "способностью использовать знания и умения в реальной жизни" применительно к истории, которая в принципе-то изучает "дела минувших дней"? Ответ на этот вопрос действительно важен с точки зрения организации познавательной деятельности на уроках истории, Действительно, история изучает «дела минувших дней», но в то же время имеет важное «прикладное» значение - например, рассказывает о чужих ошибках, на которых, как известно, желательно учиться. Ее изучение способствует приобретению полезных и необходимых навыков умственной деятельности, развитию умения выделять главное, что является основным показателем интеллекта.

     Историческая наука учит критически воспринимать политическую реальность, кроме того, грамотный в историческом плане человек неплохо умеет вычленять правду из потока сфальсифицированной информации.

     Получается, что здесь следует говорить не столько о формировании способности использовать исторические знания в реальной жизни сколько о вкладе этого учебного предмета в развитие личности ученика. Важно научить детей высказывать свое мнение, вступать в полемику, причем красиво и доказательно-  это пригодиться им и в  жизни, и на других уроках.   Уроки истории  дают  возможность  научить наших учеников  способности к самостоятельному усвоению новых знаний, добыванию информации. Причем научить детей добывать информацию там, где это нужно.

     «Практикоориентированность" исторического знания и связанных с ним способов анализа социальной действительности заключается в том, что они позволяют лучше понимать сегодняшний мир, в котором мы живем и принимать осознанные самостоятельные решения в нем.

      В тоже время, история – это "знаниеориентированной" учебный предмет. Стандартные КИМы государственной итоговой аттестации по истории в 9 и 11 классах содержат как задания, направленные на проверку формализованных знаний, так и задания требующие умений находить, анализировать, сравнивать, обобщать, преобразовывать историческую информацию ,поэтому в своей практической деятельности учитель должен использовать эти задания. Разумеется, пока история является предметом для сдачи государственной аттестации по выбору, такие задания нужно предлагать прежде всего учащимся, мотивированным на изучение предмета. - но элементарная база должна закладываться именно в основной школе.  Хорошим подспорьем в развитии УУД  являются  рабочие тетради к  УМК. .Дело в том, что они вклячают в себя целый ряд таких типов заданий, которые затруднительно включить в сам учебник. Это, например: 1) "умные" тесты, проверяющие не столько знание фактов, сколько понимание каких-то характерных черт, признаков, тенденций развития исторических явлений (каждое такое тестовое задание может стать затем основой для короткого обсуждения , позволяющего скорректировать представления учащихся); 2) заполнение систематизирующих и сравнительных таблиц, логических схем; 3) задания на анализ цифровой информации; 4) задания, требующие использования информации одновременно из нескольких предлагаемых в рабочей тетради источников; 5) задания на определение персоналий по приведенной характеристике .                                                                                            

Безусловно, учитель играет ведущую роль в формировании УУД. Все выше перечисленное вынуждает учителя уходить от привычной структуры урока, традиционных педагогических технологий. ФГОС-2021 требуют перехода от репродуктивных способов и методов передачи знаний к конструкторским и исследовательским. Следовательно, и построение урока должно быть соответствующим.

Ссылка на источники:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования 2021 г.

2. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе.

3. Е.А. Крючкова. Рабочая тетрадь к учебнику Е.В. Агибаловой и Г.М.Донского

«История  Средних веков» 6 класс .-М. « Просвещение» 2020 г.

https://open-lesson.net/3349/Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания  Автор: Гарифулина Елена Ивановна.



ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ



Фамилия, имя________________________________________________________



Задание 1

Оцени данные в списке поступки.

A. Так нужно делать всегда.

Б. Чаще всего так нельзя делать.

B. Так можно делать иногда.

Г. Так делать нельзя ни в коем случае.

Запиши буквы (А, Б, В, Г), соответствующие твоим оцен­кам, в квадратиках рядом с номерами поступков.

Список поступков

Подсказывать на уроке своему товарищу.

Опаздывать на встречу с товарищем.

Вступать в разговор двух взрослых людей.

Обращаться на «ты» к незнакомому взрослому человеку.

Прерывать беседу, если звонит сотовый телефон.

Читать чужие SMS-сообщения и письма.

После еды говорить: «Спасибо».

Есть мороженое в переполненном автобусе.



Задание 2

Ниже в таблице приведён список поступков.

1) Оцени данные в списке поступки:

а) хороший поступок;

б) плохой поступок.

Запиши соответствующие буквы (а, б) в первой колонке таблицы.

2) Найди для каждой оценки объяснение и запиши соответ­ствующие буквы (А, Б, В, Г) во второй колонке таблицы.

А. Потому что обманывать нельзя.

Б. Потому что это поддержит человека.

B. Потому что это унизит человека.

Г. Потому что это пресечёт несправедливость.

Оценка (а, б)

Объяснение (А, Б, В, Г)

Поступки



1. Помочь другу в трудной ситуации.



2. Не признаться в своём плохом поступке.



3. Смеяться над человеком, который заикается.



4. Помочь или позвать на помощь, когда на твоих глазах бьют другого человека.

Задание 3

Какие правила из приведённого списка очень важны для тебя и всех людей, а какие — нет? В квадрати­ках рядом с правилами запиши буквы (А, Б), соответству­ющие твоим представлениям.

А. Очень важно.

Б. Не важно.

Список правил

Брать зонтик на улицу.

Защищать слабых и маленьких.

Каждый вечер играть в компьютерные игры.

Не брать чужого.

Уважать старших.

Кататься зимой на коньках.

Носить костюм и белую рубашку.

Ухаживать за больным родственником.



З адание 4

Ты нашёл в школе сотовый телефон последней модели, о котором давно мечтаешь. Исходя из общеприня­тых правил поведения, выбери поступки, которые, на твой взгляд, допустимы в данной ситуации. В квадратиках рядом с номерами поступков запиши буквы (А, Б), соответству­ющие твоим представлениям.

А. Допустимый поступок.

Б. Недопустимый поступок.

Никому не скажу, что нашёл телефон. Оставлю его
себе.

Спрячу телефон, пока его не перестанут искать.

Отдам телефон учителю.

Найду владельца и верну телефон.

  1. Расскажу родителям о своей находке.

Напишу объявление об утере телефона.

Скажу родителям, что нашёл телефон на улице, а
это затрудняет поиски владельца.

Буду ждать, когда владелец телефона позвонит.



Задание 5

На школьном празднике Петя случайно задел стол, на котором стояли чашки. Две из них упали и разби­лись. Этого никто не видел, но все обернулись на шум. Организатор крикнула: «Кто это сделал?» Немного помол­чав, Петя сказал: «Извините, я случайно». Он пошёл выбра­сывать осколки и услышал, как взрослые и дети говорят о нём. Выбери ОДНУ оценку, с которой ПОЛНОСТЬЮ мож­но согласиться. (Обведи одну букву: А, Б, В, Г).

Оценки

A. Какой хороший мальчик!

Б. Этот мальчик всегда говорит только правду и никогда не обманет!

B. Вот глупый! Если бы промолчал, было бы лучше!
Г. Молодец, правильно поступил!



Задание 6

Дай оценку поступкам людей, чьи имена выде­лены жирным шрифтом. Какие из этих поступков хорошие, какие плохие, а какие нельзя однозначно назвать хорошими или плохими? В квадратиках рядом с описанием поступка запиши буквы (А, Б, В).

A. Однозначно хороший поступок.
Б. Однозначно плохой поступок.

B. Поступки, которые нельзя однозначно назвать плохи­ми или хорошими.

Список поступков

Света разбила мамину чашку и сказала родите­лям, что это сделал её младший брат.

Антон не дал списать домашнюю работу своему однокласснику.

Младший брат жалуется Полине, что его обижает одноклассник. Полина отругала одноклассника бра­та и дала ему подзатыльник.

У мужчины из кармана выпали деньги. Инна уви­дела это, окликнула мужчину и сказала ему: «Вы уронили деньги».

Настя не хочет, чтобы её подруга получала отмет­ки лучше, чем она. Поэтому Настя подсказала од­нокласснице неправильное решение задачи.

Петя увидел мальчика, который замахнулся на спящую дворовую собаку палкой. Петя вырвал у мальчика палку и пригрозил ему.



ВЕРНЫЕ ОТВЕТЫ И КЛЮЧИ ОЦЕНИВАНИЯ

Личностные результаты

Задание 1 проверяет умение оценивать по­ступки с позиции нравственных ценностей.

Верные ответы

1

2

3

4

5

6

7

8

Б

Б

В

В

В

Г

А

Г

Ключ оценивания

0-8 - по числу верных ответов.

Задание 2 проверяет умение объяснять оценку поступка с позиции нрав­ственных ценностей.

Верные ответы

Оценка - а

1.

Объяснение - Б

1.

Оценка - б

2.

Объяснение - А

2.

Оценка - б

3.

Объяснение - В

3.

Оценка - а

4.

Объяснение - Г

4.

Ключ оценивания

0—8 — по числу верных ответов.

Задание 3 проверяет умение определять важные для себя и окружающих правила пове­дения.

Верные ответы

1

2

3

4

5

6

7

8

Б

А

Б

А

А

Б

Б

А

Ключ оценивания

0- 8 - по числу верных ответов.

Задание 4 проверяет умение выбирать пове­дение, соответствующее общепринятым пра­вилам.

Верные ответы

1

2

3

4

5

6

7

8

Б

Б

А

А

А

А

Б

А

Ключ оценивания

0-8 - по числу верных ответов.

Задание 5 проверяет умение отделять оцен­ку поступка от оценки самого человека.

Верный ответ – Г

Ключ оценивания

  1. не приступал к выполнению задания или указал неверный ответ;

  2. указал верный ответ.

Задание 6 проверяет умение определять по­ступок как неоднозначный (его нельзя одно­значно оценить как хороший или плохой).

Верные ответы

1

2

3

4

5

6

Б

В

В

А

Б

А

Ключ оценивания

  1. 6 - по числу верных ответов.



ИНСТРУКЦИЯ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ СХЕМ АНАЛИЗА РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЯ

Для каждого теста предусмотрена своя схема анализа результатов тестирования. Всего их четыре. В каждой из них указаны проверяемые умения и способы подсчёта результатов. Обращаем внимание педагогов, что тест «Личностные результаты» не оценивается индивидуально! Его результаты представляются только в целом по классу.

В первой строке каждой схемы анализа указаны номера заданий со­ответствующего теста, во второй строке - умения, проверяемые этими заданиями. В строках ниже фиксируются результаты выполнения со­ответствующего варианта теста, проставляется количество баллов, на­бранных учеником за выполнение заданий теста в соответствии с клю­чами оценивания заданий.

Последняя строка схемы анализа предназначены для подсчёта общих результатов класса. Вначале указывается максимальный балл, который ученик может получить за выполнение задания. Потом необходимо впи­сать число учеников, выполнявших тест, подсчитать сумму баллов, ко­торую они могли набрать и которую реально набрали, и перевести её в проценты. Полученный показатель можно сравнить со средними данны­ми по всероссийской выборке, приведёнными в предпоследней строке.

Фамилия ученика (которой он подписывает тест, кроме теста «Лич­ностные результаты») записывается учителем в первом столбце схемы анализа (кроме теста «Личностные результаты»).

Баллы, полученные каждым учеником, не переводятся в отметки и не выставляются в классный журнал. Для учителя и родителей они яв­ляются показателем того, на каком уровне развития находится соответ­ствующее умение у ученика и что нужно сделать, чтобы помочь ему в дальнейшем продвижении. Увидеть уровень развития можно путём со­поставления результатов каждого ученика с его собственными преды­дущими результатами. Личностно ориентированный подход не предполагает сравнения результатов ученика с результатами его одноклассников. Однако общий результат класса в це­лом по тесту или по отдельным умениям можно сравнить с репрезен­тативной выборкой российских учащихсяДля этого надо произвести расчёты в нижних строках схемы анализа, следуя указанным там формулам.

Перед началом заполнения схемы анализа к каждому тесту целесо­образно разложить работы по двум вариантам. Учитель берёт стопку работ первого варианта и заполняет схему анализа, поочередно прове­ряя работы этих учеников. Потом также проверяются работы второго варианта. В последнем столбце таблицы вычисляется сумма баллов для каждого ученика.

Тест 1. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД.

Учебный год_______________________ Класс _____________________________ Учитель ___________________________



Номера заданий и проверяемые умения













Ученики

1

2

3

4

5

6

7

8

Итог

Определять, какая

информация нужна

для решения задачи

Отбирать источники

информации, необходимые

для решения задачи

Извлекать информацию

из текстов, таблиц, схем, иллюстраций



Сравнивать и

группировать

факты и явления

Определять

причины явлений

и событий

Делать выводы

на основе

обобщения знаний

Представлять

информацию в виде

таблиц, схем, диаграмм

Сумма баллов

за все познавательные

умения

1










2










3










4










5










6










7










8










9










10










Макс.балл за задание (М)

3

6

6

7 +7 = 14

5

5

4

43

Число учеников, писавших тест (Ч)










Макс. возможный балл всех учеников

(В = МхЧ)










Сумма баллов всех учеников, писавших текст (С)










Процент успешных решений всего класса

(= С/ (В/100)










Средний общероссийский уровень

52%

62%

77%

79%

60%

57%

82%

67%

Сравнение с общероссийским уровнем (+/-)











Тест 2. КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД. (Чтение и работа с информацией)



Учебный год________________ Класс _______________ Учитель ___________________________





Номера заданий и проверяемые умения













Ученики

1

2

3

4

5

Итог



Вычитывать информацию, данную в явном виде



Объяснять смысл слова (словосочетания)



Вычитывать информацию, данную в неявном виде



Понимать смысл текста в целом (главную мысль)



Истолковывать текст (через творческий пересказ)



Сумма баллов за все коммуникативные умения

1







2







3







4







5







6







7







8







9







10







Макс.балл за задание (М)

1

1

2

1

2

7

Число учеников, писавших тест (Ч)







Макс. возможный балл всех учеников

(В = МхЧ)







Сумма баллов всех учеников, писавших текст (С)







Процент успешных решений всего класса

(= С/ (В/100)







Средний общероссийский уровень

81%

72%

63%

59%

48%

69%

Сравнение с общероссийским уровнем (+/-)













Тест 3. РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД.



Учебный год_______________________ Класс _____________________________ Учитель ___________________________





Номера заданий и проверяемые умения













Ученики

1

2

3

4

5

Итог



Самостоятельно формулировать цель деятельности



Составлять план действий



Действовать по плану



Сверять действия с целью, находить и исправлять ошибки



Проверять и оценивать результаты работы



Сумма баллов за все регулятивные умения

1







2







3







4







5







6







7







8







9







10





















Макс.балл за задание (М)

1

4

6

3

8

22

Число учеников, писавших тест (Ч)







Макс. возможный балл всех учеников

(В = МхЧ)







Сумма баллов всех учеников, писавших текст (С)







Процент успешных решений всего класса

(= С/ (В/100)







Средний общероссийский уровень

89%

43%

80%

73%

51%

62%

Сравнение с общероссийским уровнем (+/-)











Тест 4. ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Учебный год_______________________ Класс _____________________________ Учитель ___________________________



Номера заданий и проверяемые умения















Ученики

1

2

3

4

5

6

Итог



Оценивать поступки с позиции нравственных ценностей

Объяснять оценку поступка с позиции нравственных ценностей



Определять важные для себя и окружающих правила поведения



Выбирать поведение, соответствующее общепринятым правилам



Отделять оценку поступка от оценки самого человека

Определять поступок как неоднозначный (его нельзя однозначно оценить как хороший или плохой)



Сумма баллов за все личностные умения

1








2








3








4








5








6








7








8








9








10
























Макс.балл за задание (М)

8

8

8

8

1

6

31

Число учеников, писавших тест (Ч)








Макс. возможный балл всех учеников

(В = МхЧ)








Сумма баллов всех учеников, писавших текст (С)








Процент успешных решений всего класса

(= С/ (В/100)








Средний общероссийский уровень

69%

92%

85%

96%

53%

65%

77%

Сравнение с общероссийским уровнем (+/-)















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!