СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические приёмы подготовки к ГИА в 9 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важнейшей целью являются формирование интереса к предмету,заинтересованность самих учащихся в сдаче экзамена.

Просмотр содержимого документа
«Методические приёмы подготовки к ГИА в 9 классе.»

«Методические приёмы подготовки обучающихся 9 класса к ГИА на уроках истории и обществознания».

С 2016-2017 учебного года учащиеся 9х классов проходят обязательную ГИА по четырём предметам, два из которых они выбирают самостоятельно, а два определяет государство. Наиболее частым предметом по выбору является обществознание.

Данная ситуация прослеживается на протяжении нескольких лет и не имеет тенденции к количественному снижению, что ставит перед учителем проблему подготовки к экзамену большого количества учащихся с разной степенью мотивации.

Условно, учащихся, сдающих экзамен по выбору, можно разделить на 4 группы:

  1. Мотивированные ученики, предполагающие и в 11 классе выбирать экзамен по обществознанию для поступления в вузы;

  2. Ученики-гуманитарии, кому нравится предмет, они успешны в его изучении, но не определились, какие предметы им понадобятся для дальнейшего образования;

  3. Ученики, считающие, что предмет обществознание лёгок в изучении и у них не будет проблем со сдачей экзамена (не зависимо от их успехов по предмету);

  4. Ученики, не понимающие, какой предмет они могут выбрать и, следовательно, выбирающие обществознание («Мы попробуем сдать экзамен»).

Первые две группы учащихся к подготовке к экзамену относятся серьёзно в силу своей мотивированности и успешности. Для учителя сложность представляют 3 и 4 группы, так как их отношение к подготовке к экзамену трудно назвать ответственным. И не смотря на то, что в рамках урока мы непосредственно не готовим учеников к сдаче экзамена, а изучаем новый материал, формируем и развиваем учебные навыки, социализируем и развиваем учащихся, на учителе лежит ответственность за уровень подготовки ученика к экзамену.

Решение данной задачи на уроке может достигаться с помощью различных методов и приёмов работы.

  1. Систематическая работа на уроке с понятиями и определениями (запись в тетрадях, работа по карточкам, задания на приведение примеров с использованием понятий и определений).

  2. Использование тестовых заданий к учебнику по обществознанию, с тестами на каждый параграф, в качестве проверки Д/З. Такие тесты обычно состоят из 3х частей. 1 и 2 части используются в качестве опроса на уроке (на их выполнение даётся 10 минут), 3-я часть задаётся как Д/З тем, кто планирует сдавать экзамен и желающим получить дополнительные навыки, знания, компетенции, оценку.

  3. В качестве Д/З постоянные задания по подбору материалов по теме из СМИ с умением их презентовать на уроке.

  4. Проведение контрольных и проверочных работ с использованием материалов из открытой базы вопросов КИМов ФИПИ, т.к. практика показала, что многие ученики не пользуются ею для самостоятельной подготовки.

  5. Отдельное внимание нужно уделять работе с текстом, составлению плана, использованию контекстных знаний для приведения примеров на предложенную тему ( составить план пункта параграфа, текста из открытой базы ФИПИ) как на уроке, так и в качестве Д/З.

Важнейшей целью в своей работе главным считаю формирование интереса к предмету. Практика показывает, что при достаточно интенсивной подготовке учащегося к экзамену, при наличии у него заинтересованности в максимально успешной сдаче ГИА результат не будет высоким, если у ребёнка отсутствует интерес к предмету.

Основная подготовка учеников к ГИА идет не только в 9-х, типовые задачи следует начинать решать уже с 6-го класса. Очень важным этапом такой подготовки работа по подбору заданий к уроку, чтобы наиболее полно учесть особенности мотивации и психолого-возрастные особенности учащихся.

Правильный подбор упражнений для занятий позволяет детям активно участвовать во всем, что происходит на занятии; не узнавать о чужих открытиях, а открывать новое самим (занимать активную исследовательскую позицию); осознавать результаты занятий для группы и для самого себя. Важное условие эффективности образовательного процесса – включенность всех сфер личности ребенка и поддержание интереса и активности в течение всего занятия.

Что движет учеником в процессе исторического познания?

В 5-7 классах это может быть интерес к предмету в целом, возможность получить положительную отметку, завоевать авторитет в глазах учителя, родителей, желание быть успешным. Формы проявления интереса, активности разнообразны: яркие ответы, системность в подготовке домашнего задания, активное изучение дополнительной литературы.

В 8-9 классах ситуация усложняется, подобная активность постепенно угасает. Детская непосредственность трансформируется в подростковый нигилизм. Мотив достижения успеха в учебе практически не развивается, познавательный интерес только у высокомотивированных.

В 5-7 классах наиболее эффективны командные развивающие игры, несущие в себе соревновательный элемент, а в 8-9 классах – деловые игры и семинары.

Одним из эффективных методов является индивидуальная практическая работа разных уровней сложности. Ее лучше выполнять письменно, особенно в старших классах – это способствует развитию письменной речи и готовит к новому формату экзаменов. Данный вид работы наиболее целесообразен на уроках закрепления нового материала и развития умений и навыков, иногда – в качестве домашнего задания (естественно, объём домашней работы не должен быть слишком большим). При этом, кроме уже традиционных заданий по составлению планов и таблиц, хороший эффект дает использование метода «незаконченных предложений», когда учащимся необходимо подобрать дополнительную недостающую информацию к уже имеющимся сведениям (Например, по обществознанию – « Разумными потребности человека будут тогда, когда….»)

Еще одним методом подготовки учащихся к итоговой аттестации является регулярное изучение нормативных документов по ОГЭ; изменений, вносимых в структуру КИМов; аналитических отчетов ФИПИ по результатам экзаменов текущего года, в которых дается не только качественный анализ заданий и типичных ошибок, допущенных выпускниками, но и даются ценные методические рекомендации по подготовке к экзаменам в следующем году.

Предлагаю вашему вниманию несколько педагогических приемов, исходя из типичных ошибок учащихся в экзаменационных работах.

1) В ГИА выпускники часто допускают ошибки в операциях с понятиями: неоправданное расширение или сужение значения рассматриваемого понятия, подмена понятий, использование «понятий-кентавров», объединяющих признаки близких по значению, но качественно различных понятий.

Поэтому очень важно вести работу по формированию ведущих понятий курса. Для этого, начиная с младших классов, учащиеся могут вести специальные словари терминов, по которым следует проводить регулярные письменные контрольные работы и устные опросы на каждом уроке в качестве дополнительных заданий при ответе у доски. Таким образом, происходит закрепление понятийного минимума, как отдельным учеником, так и класса в целом. Однако в особую группу понятий уместно выделить многозначные понятия (общество, культура и др.). Важно фиксировать различные значения этих понятий, выявлять их соотнесенность, иерархичность.

2) Опыт последних лет проведения ГИА показал, что по-прежнему высок (около20%) уровень невыполнения заданий на анализ и интерпретацию текста, предполагающих умение осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию информации по определенной теме.

Поэтому, важнейшим моментом подготовки к ГИА является работа над пониманием учащимися формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос. В процессе этой работы рекомендуется использовать различные упражнения, сутью которых является анализ формулировки вопроса и подбор правильного ответа, т.е. соответствующего данной формулировке.

3) Отдельно следует остановиться на задании по обществознанию 26. Оно требует составления плана по конкретной теме курса.

Учащиеся усваивают этот прием не сразу, не на одном уроке, а постепенно. Работа над приемом требует от учителя настойчивости и терпения. Я считаю, что основная работа по этому направлению, должна проводиться в 5-7 классах, быть систематической и последовательной.

Подготовка к выполнению данного задания должна охватывать значительный период обучения в основной школе. В течение этого периода учащиеся должны научиться: обобщать и формулировать в виде небольшой фразы основное содержание фрагмента текста; проводить отбор материала, необходимого для раскрытия темы или ее части; «вписывать» отобранные факты в контекст заданной темы; определять логику, последовательность изложения материала. Каждое из названных умений является достаточно сложным для освоения и, конечно, требует отдельной работы над его формированием. Нельзя, не отработав каждое из названных умений по отдельности, сразу требовать от учащихся выполнения заданий по составлению сложного плана по определенной теме. Необходимо отметить, что для составления плана необходимо не только обладать умениями, но и хорошо знать предмет.

При анализе работ учащихся над планами в младших классах следует выявить типичные недостатки у каждого ученика. Познакомив учащихся с этими недостатками, направить самостоятельную работу учеников по определению правильного способа деятельности, но не оставлять их работу без внимания. В результате, к старшим классам у учеников вырабатывается определенная последовательность действий при составлении плана.

Для формирования умения раскрывать предложенную тему в виде сложного плана целесообразно попробовать использовать следующий прием. Учащимся предлагается при изучении ряда тем одновременно формулировать пункт плана и тезисно раскрывать знание, стоящее за этим пунктом. Этот методический прием позволит, во-первых, исключить «пустые» пункты, не обеспеченные содержанием. Во-вторых, такая работа позволит выработать видение изучаемых тем, как на уровне целостного восприятия, так и на уровне основных идей, содержательных составляющих. Выделение основных идей первоначально может проводиться по тексту учебника и, желательно, вместе с учителем, с разбором вслух каждого предлагаемого учащимися пункта и подпункта.

Очень хороший эффект дает при подготовке к ГИА проектная деятельность, которая соответствует деятельностно-компетентностной парадигме образования и ориентирована на подготовку информационных и предметных компетенций.

На уроках и во внеурочной деятельности применение проектной технологии способствует развитию ключевых компетентностей обучающихся (учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой), что повышает самооценку ребенка и помогает ему самореализоваться. В ходе проектной деятельности формируются и развиваются следующие умения: ставить цель, планировать и выбирать виды деятельности, осуществлять отбор содержания материала и т.д., используя для этого возможности компьютера. Проекты часто выходят за рамки предметного содержания и носят характер междисциплинарного исследования, следовательно, переходят на уровень социально-значимых результатов.

Таким образом, при подготовке к ГИА по обществознанию, считаю необходимым, прежде всего, использовать системно-деятельностный подход и поэтапную подготовку учащихся к ГИА. Такая поэтапная подготовка позволяет учителю организовать учебный процесс как самостоятельный, творческий поиск самого ученика в партнёрском взаимодействии с учителем.

А теперь остановлюсь на том, как проходит работа непосредственно с 9 классом.

В ходе изучения курса усиливаю внимание к выработке широкого круга общеучебных и предметных умений. Практически на каждом занятии используются задания на сравнение сходных процессов, явлений; классификацию социальных объектов; установление соответствия двух рядов информации; на поиск недостающего звена для подкрепления нужного вывода и т.п. Отдельные уроки проводятся в форме занятий-практикумов. В ходе занятий-практикумов учащиеся с опорой на учебник, на объяснение учителя, с привлечением материалов СМИ, выполняют разнообразные познавательные задания, задачи, работаем с заметками из газет, Интернет источников. Еженедельно на уроках проходят информационные минутки, с обсуждением текущих событий, исторических дат. Использую видеоматериалы по историческим событиям, показываю фрагменты художественных фильмов (обращаю внимание к просмотру того или иного фильма), включаю в работу краеведческий материал. Широко использую Интернет ресурсы для расширения кругозора: виртуальные экскурсии, электронные ресурсы; тесно взаимодействую с сельской администрацией, библиотекой, Домом культуры.

Важнейшим моментом подготовки к экзамену является работа над пониманием учащимися формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос. Для этого применяю обучающие тесты, когда ученики ищут ответы в учебниках.

Для успешного выполнения заданий нужна постоянная тренировка в решении этих заданий. Чем больше учащиеся проработают заданий прошлых лет, тестов из всевозможных учебных пособий, Интернет источников, тем больше у них будет опыта, и тем меньше возможных неприятных неожиданностей их будет ожидать во время экзамена.

Большое внимание уделяем разбору заданий, вызвавших наибольшее затруднение. Составляю работу по вариантам, разбираем их на уроке вместе с учениками, отрабатываем с детьми их решение.

Очень важно, чтобы дети усвоили одну простую истину: подготовка к ОГЭ - это тяжёлый труд, для успешной подготовки учащиеся и их родители должны очень хорошо понять, всю сложность и важность подготовки к этому экзамену (хотя пока он не влияет на аттестат).

На консультациях на данном этапе мы проводим тренировочные работы, постоянно отрабатываются сложные темы, повторяем пройденные.

При решении тестов на выбор ответа учу пользоваться интуицией, методом исключения, если недостаточно знаний. Очень часто именно интуитивно полученный ответ, а не тот, который основан на нечётких знаниях, оказывается верным. Интуиция, как правило, подсказывает правильный ответ сразу, как только человек прочитал задание, поэтому изменять ответ нужно только в том случае, если ученик вспомнил материал и совершенно уверен, что его первоначальный ответ был неправильным.

Это основные принципы, которыми я руководствуюсь. Конечно, существует ещё много тонкостей работы с различными типами заданий.

1. Мониторинг в учебной деятельности (уровень компетентности учащихся по предметам)

2. Консультации (система подготовки к ОГЭ)

3. Организация занятий с мотивированными и слабоуспевающими учащимися (индивидуальный подход)

4. Участие в общешкольных предметных неделях, районных мероприятиях, олимпиадах (актуализация знаний, повышение уровня мотивации)

5. Организация работы с использованием ИКТ-технологий на уроках и внеурочное время (совершенствование педагогического мастерства, применение ЭОРов, Цоров)

Методика написания эссе по предмету ПОПС:

  • П-позицию (объясняет, в чем заключена его точка зрения, предположим, “Я считаю, что смертная казнь не нужна…”);

  • О-обоснование (не просто объясняет свою позицию, но и доказывает, начиная фразой типа: “Потому что увеличивается количество тяжких преступлений, изнасилований, убийств…”);

  • П-пример (при разъяснении сути своей позиции пользуется конкретными примерами, используя обороты типа: “Я могу подтвердить это тем, что рост преступности наблюдается за последние годы…”;

  • С-следствие (делает вывод в результате обсуждения определенной проблемы, например, “В связи с этим (сохранением смертной казни, мы не наблюдаем уменьшения роста преступности…”).

Самое главное, что дает применение данной технологии, ученики высказывают свою точку зрения, отношение к предложенной проблеме.

Разработаны рекомендации учащимся и родителям.










План подготовки к итоговой аттестации обучающихся 9 класса
(ОГЭ) по обществознанию (2018-2019 уч.год)

Мероприятия

Сроки проведения

Кол-во часов

Форма реализации

Роспись учителя

Роспись ученика

1

Ознакомление учащихся с Положением о ОГЭ





Сентябрь


Беседа




2

Индивидуальная работа по подготовке к ОГЭ по плану на уроках и во внеурочное время


Индивидуальная работа




3

Обучение заполнению бланков, проведение тренировочных работ


Практическая работа



4

Составление индивидуального плана «Я готовлюсь к сдаче ОГЭ по обществознанию» (под руководством учителя)


Практическая работа



5

Использование Интернет-ресурсов

В течение учебного года


Индивидуальная работа



6

Работа с терминологией

По графику проведения консультаций


Групповая работа



7

Выполнение тестов

В течение учебного года


Индивидуальная работа



8

Консультация по теме: «Человек и общество», «Экономическая сфера», «Социальная сфера», «Политическая сфера», «Человек и его права», «Духовная сфера».

По индивидуальному плану подготовки учащихся к ОГЭ


Индивидуальная консультация



9

Выполнение демонстрационного материала

В течение учебного года


Практическая работа









п/п


Наименование раздела и тем

Дата проведения

Форма реализации

Роспись учащегося

Роспись учителя

1.

Вводное занятие






Раздел 1. Человек и общество

5




2.

Общество, его признаки и строение. Взаимосвязь природы и общества.



Индивидуально-практическая работа



3.

Типология общества. Социальный прогресс и развитие общества.




4.

Личность и социальная среда. Потребности человека.




5.

Социализация и воспитание. Социально-психологический процесс общения.




6.

Тренировочное тестирование по теме «Человек и общество». Заполнение бланков


Тест в форме ОГЭ




Раздел 2. Экономическая сфера

8




7.

Сущность и структура экономики.




Индивидуально-практическая работа



8.

Товар и деньги.




9.

Спрос и предложение




10.

Рынок, цена и конкуренция




11.

Предпринимательство. Роль государства в экономике




12.

Бюджет государства и семьи




13.

Труд, занятость, безработица




14.

Тренировочное тестирование по теме «Экономическая сфера». Заполнение бланков


Тест в форме ОГЭ




Раздел 3. Социальная сфера

4




15.

Социальная структура. Социальная стратификация.


Индивидуально-практическая работа

Тест в форме ОГЭ



16.

Богатые и бедные. Этнос: нации и народности. Межнациональные отношения




17.

Конфликты в обществе. Семья




18.

Тренировочное тестирование по теме «Социальная сфера».
Заполнение бланков





Раздел 4. Политическая сфера

4




19.

Власть. Государство. Национально-государственное устройство


Индивидуально-практическая работа



20.

Формы правления. Политические режимы




21.

Гражданское общество и правовое государство. Голосование, выборы, референдум. Политические партии




22.

Тренировочное тестирование по теме «Политическая сфера».
Заполнение бланков






Раздел 5. Человек и его права

7




23.

Право. Закон и власть




Индивидуально-практическая работа



24.

Конституция




25.

Право и имущественные отношения. Потребитель и его права. Труд и право




26.

Права ребенка




27.

Семья и право.




28.

Правонарушения и виды юридической ответственности




29.

Тренировочное тестирование по теме «Человек и его права». Заполнение бланков


Тест в форме ОГЭ




Раздел 6. Духовная сфера

3




30.

Культурные нормы. Формы культуры. Религия.


Индивидуально-практическая работа



31.

Искусство. Образование. Наука




32.

Тренировочное тестирование по теме «Духовная сфера». Заполнение бланков


Тест в форме ОГЭ



33-34.

Тестирование в форме ГИА

2








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!