СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«методические особенности рисования натюрморта на занятиях в изостудии»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

 «МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РИСОВАНИЯ НАТЮРМОРТА НА ЗАНЯТИЯХ В ИЗОСТУДИИ»

Просмотр содержимого документа
««методические особенности рисования натюрморта на занятиях в изостудии»»

17









«МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РИСОВАНИЯ НАТЮРМОРТА НА ЗАНЯТИЯХ В ИЗОСТУДИИ»

«ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ЛЕБЕДИНСКАЯ ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА




















г. Красный Сулин

2018


СОДЕРЖАНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ РИСОВАНИЯ С НАТУРЫ ПО ТЕМЕ НАТЮРМОРТ

1.1. Краткая история натюрморта

1.2. Композиционные основы составления натюрморта

1.3. Возможности личного показа педагога

Глава II. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ занятий РИСОВАНИЯ С НАТУРЫ (НАТЮРМОРТ)

2.1. Особенности преподавания натюрморта с натуры в условиях системы дополнительного образования (поэтапность выполнения)

2.2. Повышение качества выполнения рисунка натюрморта обучающимися (из личного опыта работы)


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


ЛИТЕРАТУРА




















ВВЕДЕНИЕ

Нередко считается, что творчество – дар избранных. Это не так. В любом творчестве можно выделить компоненты, определяющие его состав, а значит, представить себе его алгоритм.

Изобразительное искусство - это искусство, которое создает на плоскости или плоскости в пространстве наглядное и осязаемое изображение видимого мира. Изобразительное искусство, как и любой другой вид искусства, - это ярко выраженная творческая деятельность, в процессе которой создаются художественные образы – конкретно-чувственные образы, отражающие действительность.

Искусство представляет собой специфическую область познания реальной действительности. Специфичность этого познания заключается в том, что искусство отражает мир в особой форме в художественных образах. Искусство - специфическая область прекрасного. Оно отображает многообразные явления жизни: прекрасные и безобразные, трагические и комические, возвышенные и низменные. Действительно, чувство прекрасного, потребность к красоте живут в человеке с начала зарождения самого человека. А наиболее восприимчивы к проявлению прекрасного дети. Рисуя, дети начинают лучше понимать мир, а лучше понимать и знать – значит больше дорожить любить. Ведь искусство – это, прежде всего, воспитание души, воспитание чувств, уважение к духовным ценностям. Оно учит ценить уникальность человеческой личности. Суть предлагаемой программы заключается в освоении воспитанниками законов, норм, правил, разнообразных видов художественной творческой деятельности, приобретение детьми жизненного опыта, способности увидеть окружающую действительность средствами изобразительной грамоты и художественного конструирования.

Роль натюрморта в обучении определяется его наглядностью и доступностью. Особенно необходимо овладеть рисунком натюрморта, будуще­му педагогу дополнительного образования, где натюр­морт занимает одно из центральных мест в учебной работе с детьми, поэтому и выбрана тема «Методические особенности рисования натюрморта на занятиях ИЗО в системе дополнительного образования.»

В качестве объекта исследования данной творческой работы мы рассматриваем особенности рисования натюрморта на занятиях изобразительного искусства.

Целью творческой работы является углубленное изучение возможностей преподавания рисования натюрморта на занятиях ИЗО в системе дополнительного образования.












Глава I. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ РИСОВАНИЯ С НАТУРЫ ПО ТЕМЕ НАТЮРМОРТ

1.1. Краткая история натюрморта

Натюрморт в переводе с французского – «мертвая при­рода». Этим словом называют сложный и разнообразный жанр изобразительного искусства, а также отдельное произведение, художественно воспроизводящее домашнюю утварь, музы­кальные инструменты, цветы, фрукты, овощи, битую дичь и другие неодушевленные предметы.

Возник натюрморт, в связи с развитием реализма в жи­вописи и по мере расширения технических и познавательных возможностей художников определился в XVII в. как само­стоятельный жанр. Замечательные школы натюрморта сло­жились в Голландии, Франции, Испании, России. Традиции русской школы натюрморта развиваются в советском ис­кусстве.

Голландские мастера выработали строгие схемы и компо­зиционные приемы, определили правила выбора предметов и палитры красок. Они видели в вещах «тихую жизнь» и назвали натюрморт «стиллевен». Действительно, изображая цветы, «завтраки», «охотничьи трофеи», художник неторопли­во наблюдал то тихую, то шумную борьбу света и тени в ярких бликах металлических кувшинов и темных бархатисто-глу­боких тонах тяжелой узорчатой скатерти и таинственного фо­на; он видел переливчатую игру цвета на перламутровой ра­ковине, густые багряные отсветы вина в прозрачном бокале, холодный блеск фарфора и теплоту румяных персиков; ощу­щал сытость и довольство бюргера в его пузатых кувшинах, наполненных вином, и в широкогорлых бокалах, лежащих на боку; ему виделось в трепетных извивах стеблей и лепест­ков цветов стремление вырваться на свободу, к свету; его взор привлекали самодовольство тяжелых кувшинов, высокомерие узких бокалов, тихая покорность в складках брошенной на стол салфетки.

Натюрморт выполняет различные функции. Например, декоративный натюрморт, запечатлевая красочность, изяще­ство и пышность природных форм, показывая богатство и роскошь плодов земли и вод, украшает интерьер; символиче­ский натюрморт, изображая свечи, череп, песочные часы и другие предметы-символы, напоминает о быстротечности чело­веческой жизни.

К натюрмортному жанру обращаются многие художники. Они прославляют в натюрмортах красоту мира вещей и природы, окружающих нас, рассказывают о сегодняшнем дне, о нашем образе жизни, выражают мысли и чувства человека строителя коммуни­стического общества.

Натюрморт в качестве учебного задания для рисовальщика крайне необходим. Он дает возможность изучить основные поло­жения реалистического рисунка, способствует развитию творче­ских способностей каждого обучающегося.

Рисунок натюрморта предусматривает более сложные учебные задачи, чем изображение отдельных предметов; и дело здесь по только в количестве предметов, но и в том сочетании учебных за­дач, которые решать уже приходится по-разному. При изображе­нии натюрморта нельзя прорисовывать все предметы в одинаковой степени. Каждый предмет натурной постановки требует к себе осо­бого отношения: одни предметы (переднего плана) требуют более внимательного анализа формы, более детальной проработки; дру­гие (дальнего плана) могут быть изображены в общих чертах, до­статочно выразить характер формы.

Рисуя натюрморт из различных предметов, обучающийся глубоко усваивает принципы линейно-конструктивного построения фор­мы, широко знакомится с теорией перспективы, получает возможность творчески использовать полученные знания и умения. И, кроме того, в рисунке натюрморта художник должен передать не только объем предметов, но и их фактуру (материальность— гипс, бархат, шелк, стекло, металл и т.д.), а это требует известного мастерства, дальнейшего развития технических навыков.

1.2. Композиционные основы составления натюрморта

Предмет композиции тесно связан с преподаванием рисунка и живописи. Работа с натуры направлена на освоение основ профессионального мастерства. В процессе исполнения длительных постановок, этюдов, композиционных эскизов, предваряющих дли­тельные задания, обучающиеся знакомятся с такими понятиями, как «формат» ,«точка зрения», «колорит», «тон», изучают правила изображения на плоскости.

В содержании натюрморта могут быть раскрыты самые различные стороны жизни человека. По замыслу художника он может быть интимным, лирическим, но может иметь мону­ментальный характер или символическое звучание. Большие декора­тивные полотна Ф. Снейдерса, воплощающие идею изобилия, монументальны в своей основе. Близки к ним работы И. Машкова ( «Снедь московская. Хлебы», «Снедь московская. Мясо, дичь») .Среди работ А. Никича мы встречаем натюрморт «Торжествен­ный», звучащий как вдохновенный гимн подвижническому труду художника.

Каждая вещь имеет свой неповторимый индивидуальный облик. Одни привлекают наше внимание красотой формы, другие будят воспоминания, навевают мысли о чем-то дорогом или, наоборот, напоминают о событиях, которые оставили глубочайший след в жизни целого поколения людей. С глубоким поэтическим чувством написан П. Кончаловским натюрморт «Окно поэта», навеянный мыслями о жизни и творчестве русских поэтов. Суровое время первых послереволюционных лет, наполненных тяжелыми лишения­ми, голодом и разрухой, воскрешает в нашей памяти натюрморт К. Петрова-Водкина «Селедка».

Тема войны раскрывалась посредством изображения личных вещей воинов, предметов фронтовой и тыловой обстановки. Как эхо того далекого времени и сегодня звучат натюрморты, написанные на тему войны современными художниками. Одним из ярких примеров может служить натюрморт А. Кириллова «Говорит Москва».

За основу создания художественного произведения берется конкретное жизненное событие — сюжет, но в нем передаются и подчеркиваются такие черты, которые отражают более широкий круг явлений. Важно при этом, не утрачивая верности натуре, придать этим чертам символическое звучание. В натюрмортах К. Петрова-Водкина «Селедка», И.Машкова «Снедь московская. Хлебы» зритель видит отражение двух совершенно - отличных друг от друга жизненных явлений. В одном случае художник рисует нам время первых лет революции, отмеченных печатью суровых испыта­ний и материальных лишений (натюрморт «Селедка» написан в 1918 году). Совсем другие приметы времени мы видим в натюрморте И. Машкова, написанного в 1924 году, когда в стране наметился определенный сдвиг в преодолении материальных трудностей.

Работа над художественным образом предполагает, наряду с умением тонко подмечать характерные явления в жизни, создание выразительной формы, мастерское владение законами реалистиче­ской композиции.

Композиция, как одно из действенных средств создания художественного образа, позволяет сознательно строить картину, располагать все ее элементы таким образом, чтобы зритель легко мог воспринять заложенную в ней идею.

Термин композиция (от лат. compositio) означает сочинение, соединение частей в целое. Основываясь на жизненных впечатлениях, художник создает картину, соединяя в ней разрозненные элементы в единую изобразительную форму, подчиняя ее своему идейному замыслу.

Изучение богатейшего опыта классического искусства вооружает обучающихся знаниями общих законов композиции. Конкретные сведения о действии этих законов воспитанники получают на теоретиче­ских занятиях. На практических занятиях исследуются частные случаи применения этих законов, изучаются способы, правила, приемы, которыми пользуются художники при создании художе­ственных произведений.

Курс композиции натюрморта является начальным этапом формирования композиционных знаний и навыков. В образной структуре натюрморта мы можем выделить такие составные, как тема, сюжет, композиция, а также свойственные всем жанрам станкового искусства закономерности и правила композиции: ритм, композиционный центр, колорит и т. д. Изучив эти правила и закономерности, на примере натюрморта, обучающиеся получают необходимую теоретическую основу для изучения особенностей композиции в других жанрах искусства.

Отличительная черта творческого натюрморта — полная подчи­ненность всех элементов композиции выражению темы. При выборе предметов, предназначенных для составления группы, происходит тщательный отбор по тематическому признаку. В натюрморте П. Кончаловского «Красный поднос и рябина» сочетание красных гроздьев рябины, спелых яблок, красного с синими цветами подноса и красной с белыми узорами драпировки дает ясное представление о замысле художника. Натюрморт представляет собой цельную, хорошо подобранную и по набору предметов и по цветовой гамме группу, в основу которой заложена идея о красной осени, ее изобилии. Часто такую группу можно видеть в природе, в окружаю­щей обстановке.

Многие натюрморты И. Грабаря написаны с естественных мотивов. Среди них назовем широко известные «Неприбранный стол» и «Хризантемы». Естественный подбор предме­тов придает произведениям большую смысловую убедительность, живость и непосредственность композиции.

Однако не каждая группа, увиденная в натуре, может быть «перенесена» на холст. Природа редко дарит художнику готовый мотив. Щедрая в своих проявлениях, она, тем не менее, предстает перед нами часто в таком виде, что ее приходится приводить в соот­ветствующий замыслу художника порядок. Природный мотив, как правило, бывает, скрыт деталями, и надо обладать достаточно развитым зрением, чтобы суметь выделить нужную группу среди множества подобных нагромождений.

По опыту известно, чтобы создать выразительную композицию, нет необходимости изображать все, что попадает в поле зрения, достаточно отобрать наиболее характерное и придать ему порядок, то есть установить композиционные связи. Уже в простейших сочетаниях немногих предметов (иногда двух-трех) намечаются связи, ярко выражающие смысловое содержание произведения. Подбирая и сочетая различным образом предметы, художник добивается направленного действия этих связей. Сами по себе предметы, являясь продуктом жизнедеятельности человека и приро­ды, хотя и вызывают в нас ассоциативные представления, но не несут художественного образа. Таковыми они становятся, будучи соеди­ненными вместе, вступая в смысловое взаимодействие друг с другом. Ярким примером таких связей служит уже названный натюрморт «Селедка». Каждый из предметов — клубни картофеля, кусок черного хлеба, селедка — ничего не говорят ни о социальной характеристике человека, ни о времени, в котором он живет. Но волею художника они оказались изображенными вместе и созда­ли выразительный художественный образ.

Радостное чувство вос­хищения красотой жизни рождают в нас натюрмор­ты из цветов, фруктов, ово­щей. Вспомним великолеп­ные натюрморты из цветов и фруктов на фоне морских далей, пронизанных щед­рыми лучами южного солн­ца, исполненные К. Коро­виным, живописные на­тюрморты И. Грабаря, на­писанные на даче — в саду, на фоне зелени или на веранде. Эти и многочисленные другие натюр­морты русских и советских мастеров позволяют представить себе, какой неисчерпаемой темой для выражения мыслей и чувств художника является русская природа, щедрой рукой вознаграждаю­щая людей за их творческий труд и талант.

Понятие «темы» в натюрморте не ограничивается только сюжетно-литературным рассказом. Проблема решения натюрморта широка и разнообразна. Художника привлекает не только повество­вательная сторона дела, но и решение чисто профессиональных задач. Вместе с тем живописец стремится раскрыть и поведать зрителям о внутренних эстетических связях, в которых находятся материальные вещи. Эти связи красноречиво говорят о жизни, непосредственно участвуя в этих отношениях.

Тема органически связана с идейными и творческими устремлени­ями художника. Она рождается на основе живых и непосредственных связей мастера с жизнью и является отражением его мыслей, раздумий, настроений.

Сюжет.

Конкретным выражением темы в изобразительном искусстве является сюжет. В натюрмортном жанре тема находит сюжетное развитие в группировке предметов, объединенных единым смысло­вым содержанием. В сюжете или, как еще принято говорить, в мотиве, выражается тематическая завязка, устанавливаются смы­словые и пластические связи: масштабные, тоновые, цветовые, намечается и выделяется композиционный центр.

В учебном натюрморте подбор предметов, их пластическая связь обусловлены учебными целями. Однако и здесь смысловая (сюжетная) связь не должна нарушаться.

Эмоционально смысловое звучание произведения усиливается, если предметы, его составляющие, имеют функциональную связь между собой. Обратимся к примеру. Взаимодействие телефонного аппарата и лежащей рядом с ним на столе телефонной трубки в на­тюрморте Ю. Пименова «Ожидание» сообщило изображению четкое смысловое действие. Мы видим, как эти два предмета живут не только в пространстве, но и во времени, в сюжетной связи. Холодный серый колорит, капли дождя, стекающие по стеклу, тревожный извив телефонного шнура — все это создает конкретное психологическое настроение. По-своему динамически острое, «сюжетное» наполнение приближает натюрморт к тематической картине.

В разработке сюжетно-пластических связей существует ряд приемов и способов, которые помогают создать цельную и вырази­тельную композицию. Так, предметы могут быть расположены фронтально, параллельно картинной плоскости, размещаться по кругу или иметь диагональное движение вглубь пространства. Каждый раз, руководствуясь замыслом, рисующий придает изобра­жению то спокойно уравновешенное построение, то сообщает ему асимметричное, диагональное движение и т. д. Вместе с тем, применяя ту или иную графическую схему построения композиции, художник придает ей черты жизненной убедительности.

Мы уже отметили один из важнейших моментов создания выразительной композиции — тщательный отбор предметов по смысловому признаку. Кроме того, характеризуя произведения А. Бейерена, мы употребили такие понятия, как «композиционный центр», «точка зрения», «ритм», «равновесие», «формат», «цветовая гамма». К этому следует добавить еще один важный элемент композиции — колорит. Все они вместе взятые и составля­ют арсенал художественных средств, позволяющих художнику выражать свои замыслы. Часть из них решается уже на стадии создания натурной постановки, другие — в процессе работы над эскизом или оригиналом. Прежде чем перейти к рассмотрению методов работы над созданием натурной постановки и эс­киза, кратко остановимся на характеристике некоторых наиболее существенных элементов композиции натюрморта.

Композиционный центр.

Устанавливая смысловые и пластические связи в композиции натюрморта, прежде всего, необходимо выделять в ней наиболее важную в тематическом отношении часть и стремиться подчинить ей второстепенные детали. Такая часть явится композиционным центром, который возьмет на себя основную смысловую нагрузку. Отсутствие отбора, наличие в работе нескольких смысловых или зрительных акцентов создает путаницу, лишает произведение цельности. В хорошо организованном изображении должны быть соблюдены нормы соответствия всех элементов композиции закону цельности, подчинения второстепенного главному.

Чаще всего тематический центр бывает сдвинут с центральной оси или же далеко отнесен в сторону. В натюрморте П. Класа «Завтрак» бокал с ви­ном является самым высоким предметом. Он смещен к левому краю полотна. В этом случае остальные предметы — поднос с ры­бой, фрукты на переднем плане, занявшие правую часть натюр­морта, — уравновешивают композицию, придают ей устойчивый характер.

С размещением в натюрморте композиционного центра, когда последний сильно смещен в сторону от центральной оси, связана проблема равновесия, то есть создания в картинной плоскости определенного зрительного равенства левой и правой сторон картинного поля. Если композиционный центр сильно смещен вле­во, правая сторона должна быть уравновешена тональноцветовыми контрастами. Естественно, уравновешенной композицией можно считать симметрично построенную схему. Ассиметричная схема обязательно включает такой элемент, как зрительный противовес.

Сдвиги композиционного центра могут происходить как в пределах фронтальной плоскости картины, так и в третьем измерении — вглубь. Классическая схема композиции отводит центральной части место на втором плане. Современная живопись внесла определенные поправки в эту схему и более свободно обращается с элементами композиции.

Композиционный центр может занимать различное положение в пространстве. От этого зависит линейная и цветовая схема произве­дения. Поставленный в центре группы, он заставит решать постановку по принципу геометрического равновесия, симметрии. В этом случае предметы разместятся строго симметрично, в схеме равнобедренного треугольника, как это сделано в натюрморте Шардена «Натюрморт с бутылью и овощами». Центр компози­ции - темная бутыль, вокруг которой расположились другие части натюрморта: блюдо с персиками - с левой стороны, баклажаны с правой. На переднем плане - стакан с водой. Аналогичная схема лежит в основе натюрморта И. Машкова «Камелия», где строго в центре поставлен цветок, а слева от него — ваза с пирожными, спра­ва — крендель с пирогами. Передний план точно в центре занимает блюдо с фруктами. Строго симметричное построение придает композиции спокойный уравновешенный характер. Но это лишь частный случай. Центральное положение, занимаемое главным предметом, может развить и асимметричную композицию.

Интересным примером комплексного использования художественных средств служит натюрморт В. Стожарова «Московская сдоба». Здесь смысловой и зрительный акцент сосредоточен ни модно-золотистом самоваре, стоящем на фоне деревянной стены. Он выделен размером (самый крупный предмет натюрморта), монолитным силуэтным пятном, четко читающимся на светлом фоне. Ему отводится главная роль в разработке образной структуры произведения. Воплощая в себе черты домовитости, уюта, он как бы предводительствует всей группой расположенных рядом с ним предметов и от их лица говорит о жизненном благополучии своих хозяев, крепости семейного уклада. Ярко начищенные золотистые бока его излучают блеск и радость — радость бытия, которую обрел человек в труде. Это настроение передается и всему остальному окружению: оно заметно и в забавных позах животных, их мимике, в нарядных сочетаниях цвета. Место композиционного центра сильно сдвинуто в правую часть картины. По законам восприятия противовесом ему служат многочисленные фигурные сдобы, разместившиеся и дна яруса слева. Своими поворотами они направлены в правую сторону. Ритмы, расположение фигурок из теста, их движение — все направлено к самовару.

В зависимости от характера поставленных задач художник определяет и композиционную схему, каждый раз находя новые решения. Так, сосредоточив свое внимание на фактурной и простран­ственной проработке материала изображаемых предметов, И. Гра­барь решительно отнес композиционный центр — цветы и яблоки в хрустальной вазе — на глубокий задний план, чем освободил место для свободной расстановки элементов переднего плана. Поднимая несколько выше обычного уровня точку зрения, он увеличил изображаемое поле, и это позволило ему наполнить натюрморт многими интересными фактурными вещами (хрусталь, мягкая ткань, деревянный стол, блестящие фарфоровые тарелки, фрукты с глянце­вой поверхностью и т. д.)

Существует несколько способов выделения композиционного центра. Он может быть выделен размерами, интересной с точки зрения изображения формой, цветом, тоном или представлять группу предметов, ярко выражающих тему натюрморта. В на­тюрморте Бейерена «Завтрак» центральную часть составляют два самых крупных предмета, все остальные элементы композиции распределены таким образом, чтобы и линейно и тонально подвести глаз к этой группе.

Другим часто применяемым приемом в творческой работе является использование тоновых и цветовых контрастов. Ярким примером служит «Натюрморт с белым лебедем» Ф. Снейдерса, где всю центральную часть полотна занимает красивое белое пятно лебедя с раскрытыми крыльями. Выполняя роль зрительного акцента, он в то же время — ядро образного решения натюрморта. В красивой белой птице выражены представления художника о мире животных. Развивая намеченный образ, живописец помещает лебедя в окружении разнообразных представителей фауны — птиц, жи­вотных, обитателей рек и морей. Здесь же мы видим изображения фруктов, фигуры человека, собаки. Все это разнообразие форм и красок не только не уводит зрителя от центрального белого пятна лебедя, но делает его еще более значимым, подчеркивает его главенствующее значение.

Действие цветовых контрастов, направленных на выделение композиционного центра, можно проследить на многочисленных примерах натюрмортного искусства. Однако, рассматривая различ­ные - способы и приемы выделения композиционного центра, мы лишь условно выделяем их в самостоятельные группы, поскольку на практике они используются в совокупности.

Говоря о значении композиционного центра и его месте в изображении, надо иметь в виду, что хотя он и является важным, но все же не универсальным элементом композиции. Можно назвать немало примеров, когда натюрморт создается и без ярко выраженного центра. Так, натюрморт М. Сарьяна «Ереванские цветы» был построен на основе равенства входящих в композицию элементов.

3. РАЗМЕЩЕНИЕ НАТЮРМОРТА В ФОРМАТЕ

Специальные упражнения на развитие зрительной памяти, работа по представлению, целевые краткосроч­ные этюды, связанные с развитием творческих способностей, содействуют формированию композиционных навыков. Создание художественного произведения требует развития образных пред­ставлений, умения цельно видеть и передавать в изображении обобщенный на основе выделения главного образ.

Развитие образного мышления в учебном процессе занимает столь же важное значение, как и обучение методам изображения реалистической формы. Это сложная и ответственная часть программы обучения искусству.

Образное видение всегда отличало хорошего художника от ремесленника. Критерием этого отличия является способность выделять из большого многообразия форм и явлений наиболее яркие.

Поскольку почти все окружающие нас предметы быта в схеме весьма близки, то стоит задача с определенной точки зрения как бы вычленить такую часть замкнутого пространства (картины), которое включало бы в себя не только все предметы, входящие в натурную постановку, но и определенную часть окружающей их среды. Таким образом, практической работе должна предшествовать мыслительная дея­тельность, связанная с выбором формата, когда обучающийся мысленно вписывает натюрморт в раму с соответствующими размерами сторон.

В процессе этой работы рисовальщику необходимо уяснить, что формат является неотъемлемой частью композиционного решения рисунка натюрморта, и каждая натурная постановка требует своего определенного формата. В одном случае это должен быть прямоу­гольник, в другом — квадрат, в третьем — формат, приближающий­ся к квадрату. Все зависит от того, как сгруппированы предметы натурной постановки, какую часть пространства занимает на­тюрморт в окружающей среде. Классическим примером выбора формата в его связи с предметным содержанием являются натюрморты французского художника Ж.-Б. Шардена.

Важное место в композиционном решении рисунка натюрморта занимает величина изображения группы предметов в целом по отношению к плоскости выбранного формата. При решении этой весьма важной задачи со стороны ученика должно быть активное отношение не только к изображаемым предметам, но и к среде, которая окружает их (фон, предметная плоскость). Изображаемые объекты должны закомпоновываться в плоскость формата так, чтобы им не было «тесно», своими крайними точками они не должны очень близко подступать к границам формата. Слишком крупное изображение создает впечатление разрушения плоскости листа, предметы как бы «вываливаются» из картинной плоскости. Слишком мелкое изображение натюрморта, теряясь в плоскости листа, становится как бы второстепенным и тем самым не отвечает основной учебной задаче.

Итак, формат и величину изображения следует рассматривать как единое целое композиционного решения рисунка натюрморта, что, собственно говоря, и является первоначальной основой организации плоскости формата. Последующий этап организации плоскости формата связан с размещением предметов, входящих в натюрморт, относительно зрительного и геометрического центра. Предметы надо группировать таким образом, чтобы рисунок был уравновешен как по массам, так и тональным пятнам. Поиск формата и организация плоскости должны решаться через эскизы композиционного характера.

Часто можно наблюдать, когда этот вид работы обучающийся начинает не с определения границ формата, а с контурного изображения предметов и только потом приступает к решению формата, очерчивая набросок натюрморта рамкой того или иного размера. Такой путь кадрирования говорит о пассивном отношении к среде, окружающей предметы.

1.3. Возможности личного показа педагога


Педагогический рисунок – одно из важнейших средств наглядности обучения. Рисование педагога одновременно с его обстоятельствами объяснениями, с одной стороны детальнее раскрывает и конкретизирует слово педагога, с другой – показывает приемы построения изображения, что так важно для обучающегося. Поэтому обучение педагогическому рисунку, будет ли оно проходить на занятиях академического рисунка или на специальных занятиях по методике преподавания, должно обязательно сопровождаться словом рисующего. Молчаливое рисование педагога не даст должного результата, здесь важно выработать координацию между движением руки рисовальщика и его словом.

Соблюдая принцип наглядности, педагог должен вести обучение так, чтобы оно было ясным, понятным и убедительным. Обучающимся необходимо разъяснить и показать на примере, где это только возможно, как применять те или иные законы и правила рисования.

Педагогический рисунок помогает не только восприятию и пониманию отдельных фактов, но и осознанию тех мыслительных и графических процессов, без которых не возможна работа рисовальщика.

Высоко оценивая педагогический рисунок, широко применяя его, надо в то же время помнить, что педагогический рисунок является не самоцелью, а только вспомогательным средством для достижения основной цели – твердого усвоения теоретических и практических навыков обучающимися.

В основном педагогический рисунок применяется для раскрытия закономерностей строения формы и сложных основ правильного, реалистического построения изображения. Поэтому все задания по педагогическому рисованию, предусмотренные программой, должны сопровождаться словесными пояснениями обучающихся, независимо от того, будут ли они работать дома самостоятельно или в присутствии педагога.

Рисунок для ребенка на классной доске или на бумаге по своему назначению – разъясняющий. Он должен быть четким и ясным по форме и грамотным.

Такое рисование заставит воспитанника сразу же подыскивать необходимые слова. Начинающему надо учесть очень важный педагогический и психологический момент. Начав объяснять. Рисовальщик заметит, что рука перестает его слушаться, и рисунок не получается; заострив все внимание на рисунке, он перестает говорить. Здесь важно поступить следующим образом: начните говорить очень медленно и не торопитесь делать свой рисунок, объясняйте каждую черту, каждую линию на своем рисунке. Тогда вы попадете в ритм движения руки и своего слова.











Глава II. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ занятий РИСОВАНИЯ С НАТУРЫ (НАТЮРМОРТ)

2.1. Особенности преподавания натюрморта с натуры в системе дополнительного образования (поэтапность выполнения)

В ходе работы над рисунком натюрморта педагогу приходится решать целый комплекс задач — от размещения предметов на плоскости до выявления их характеристики тоном с учетом освещения и среды. Чтобы успешно подойти к конечному результату (к завершенности рисунка), необходимо выбрать правильный путь, то есть определить такую последовательность ведения рисунка, которая способствовала бы продвижению в работе. П. П. Чистяков, говоря о значении «порядка» в рисовании, указывал: «Каждое дело... требует неизменного порядка, требует, чтобы все начиналось не с середины или конца, а с начала, с основания... нарушение по­рядка в делах приносит вред и ведет к совершенной неверности и пу­танице...».

«Порядок» в рисовании натюрморта заключается в соблюдении последовательности процесса работы от начальной стадии рисунка до его завершения через промежуточные этапы, каждый из которых дает воспитаннику возможность сознательно строить рисунок на каждой его стадии.

При выполнении рисунка натюрморта количество этапов определяется сложностью натурной постановки, однако основными этапами принято считать:

предварительный анализ постановки;

1) композиционное размеще­ние изображения всей группы и отдельных предметов на плоско­сти листа;

2) конструктивное решение формы предметов с учетом их пространственного положения;

3) светотеневое решение большой формы и установле­ние основных тональных отно­шений;

4) детальная проработка формы тоном;

5) обобщающий этап работы над завершением рисунка.

Остановимся на каждом из перечисленных этапов подроб­нее.

Сначала надо рассмотреть натюрморт с различных точек зре­ния и выбрать наиболее интересную. Обратить внимание на эф­фекты освещения — с какой точки зрения более интересно выгля­дят формы предметов. Обычно формы предметов выглядят более интересно и выразительно при боковом освещении. Садиться про­тив света не рекомендуется.

Следует продумать, как лучше скомпоновать натюрморт на ли­сте бумаги — вертикально или горизонтально. Например, если бы в нашей постановке мы захотели включить в композицию край стола, его угол, то лист бумаги следовало бы положить вертикаль­но, в данном случае лучше горизонтальная композиция.

Альберти писал: «Никогда не берись за карандаш или кисть, пока ты как следует не обдумал, что тебе предстоит сделать».

В основу первого этапа должен быть положен наи­более удачный предварительно выполненный эскиз. Руководст­вуясь эскизом, сначала находится общий абрис всей группы натур­ной постановки. Определив об­щее местоположение будущего изображения на листе, переходят к поиску места для каждого предмета и установлению основных про­порциональных величин между ними. Первый этап рекомендуется вести легкими линиями, без лишней загрузки бумаги.

Второй этап работы начинается с конструктивного построения отдельных предметов, с одновременным уточнением пропорций и характера форм. Особое внимание должно быть уделено положению каждого предмета в пространстве с учетом перспектив­ного сокращения поверхностей, образующих объем. С этой целью следует выполнить «сквозную» прорисовку оснований предметов, что позволит правильно определить положение на горизонтальной плоскости одного предмета относительно другого и тем самым распределить их по планам в глубину.

После построения больших форм переходят к работе над более мелкими деталями с учетом их взаимосвязи с основной формой.

Третий этап работы над рисунком связан с выявлением большой формы при помощи светотени, установлением основных тональных отношений, как между предметами, так и фоном. Оп­ределив на рисунке границы светотеневых градаций, вначале следует легким тоном проложить собственные тени на всех предметах. Причем прокладку тени надо начинать с самого темного объекта, что дает возможность правильно определить силу тона собственных теней на других предметах. Чтобы придать устойчивость предметам на плоскости и обозначить саму плоскость, вслед за прокладкой собственных теней надо проло­жить падающие тени.

Прокладка собственных те­ней дает возможность вести сравнение больших объемов ри­сунка с натурой и тем самым по­зволяет уточнить пропорции. После уточнения и, если необхо­димо, исправления допущенных ошибок в пропорциях следует проложить полутени и усилить по тону собственные и падаю­щие тени. Основные светотене­вые прокладки необходимо ре­шать не к белой бумаге, а к фону, поэтому работа над фо­ном должна идти одновременно с выявлением объема.

Этому этапу работы над ри­сунком натюрморта должно быть уделено самое серьезное внимание. Ведь от того, на­сколько верно решена большая форма, насколько правильно найдены основные тональные отношения, зависит дальнейшая детальная проработка всей груп­пы предметов.

Четвертый этап связан с тщательной проработ­кой формы каждого предмета, с выявлением светотеневых оттен­ков, материальных качеств всех элементов натюрморта. Однако, прорабатывая от­дельные предметы или детали, не следует доводить их до пол­ной завершенности сразу, надо все время вести сравнение их как между собой, так и с натурой, следя за тональными отношениями.

Рисующий не должен забывать о рисовании от целого к частям, и от части к целому. В ходе детальной проработки рисунка натюрморта может оказаться, что отдельные части будут переделаны, благодаря чему рисунок воспринимается дробно. Пестрота в рисунке может быть и за счет нарушения тональных отношений между предметами, первого и последующих планов. Поэтому пятый этап работы над рисунком натюрморта должен быть направлен на установление целостности изображения, что достигается, с одной стороны, обобщением, как второстепенных деталей, так и предметов, находящихся на заднем плане, с другой — конкретизацией предметов первого плана.

2.2. Повышение качества выполнения рисунка натюрморта обучающимися (из личного опыта работы)

В ходе занятий в группах (1 года и 2 года обучения) ИЗОстудии «Штрих» было проведено исследование. На первом этапе исследования была проведена входная диагностика по выявлению уровня знаний обучающихся. Было дано следующее задание: выполнить рисование натюрморта с натуры. Результаты показали, что уровень знаний обучающихся группы 1 года обучения немного ниже, чем у группы 2 года обучения. В группе 1 года обучения возникли следующие сложности:

  • не владение основами композиции,

  • сложности в использовании метода визирования,

  • некачественное решение натюрморта в тоне.

Так как результативность группы 1 года обучения оказалась слабее, чем у группы 2 года, поэтому я решила группу 1 года обучения сделать экспериментальной. Следующим этапом исследования стало изучение степени влияния применения практических навыков при рисовании с натуры на общее мастерство изображения натюрмортов. Задача состояла в том, чтобы наиболее сильные обучающиеся в изостудии 1 год, выбранные мною, принимали активное участие в ходе занятия. В данном случае обучающиеся не только принимали активное участие в обучении рисования натюрморта в графике с натуры, но и с интересом работали в практической деятельности, в данном случае осуществляли личный показ поэтапного выполнения натюрморта в графике, что имело очень большое значение для развития практических навыков обучающихся в данной деятельности.

Личный показ осуществлялся несколькими обучающимися под руководством педагога (Валиева, Сивцова, Коваленко). Первые два этапа выполнял один обучающийся. Он осуществлял личный показ, который сопровождался речью педагога. Вторые два этапа выполнял педагог, а теорию сообщал следующий помощник. Последние два этапа аналогично первым двум этапам.

В ходе занятия были замечены следующие изменения, что группа 1 года обучения с большим интересом слушали своих товарищей, они старались выполнять работу аккуратно и качественно, следуя инструкциям своих товарищей, т.к. помощники педагога были хорошо подготовлены к занятию, четко и понятно излагали материал по данной теме, а так же очень ответственно отнеслись к этому заданию.

По окончанию занятия группа 1 года обучения хорошо справились с поставленной задачей занятия. Были замечены изменения в лучшую сторону, такие как: размещение изображения на листе, они научились правильно использовать метод визирования, усвоили навыки выполнения натюрморта в тоне. Так как группа 2 года обучения не являлась экспериментальной, занятие прошло по традиционной методике. Результаты исследования показали следующее: группа 1 года обучения, которая являлась в начале моего исследования слабее группы 2 года обучения, то по окончанию исследования он поднялся по уровню развития практических навыков на одну ступень выше группы, которая обучается 2 год.

Исходя из этого, следует вывод, что выполнение натюрморта в графике с натуры действительно занимает важное место в обучении, он способствует развитию творческих способностей, практических навыков моторики руки, глазомера, логического мышления и формирует способы научного анализа, активизирует познавательную деятельность.

НАЧАЛО ИССЛЕДОВАНИЯ ОКОНЧАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы убедились, что в процессе обучения изобразительному искусству рисование натюрморта занимает весьма важное место. Прежде всего, следует отметить, что учебные постановки натюрморта помогают понять и практически усвоить такие основы изобразительной грамоте, как перспектива, линейно – конструктивное построение формы на плоскости, законы распределения светотени на форме в зависимости от ее конструкции.

Натурные постановки, составленные из предметов различной окраски, являются наиболее подходящим материалом для изучения светосилы и диапазона тональных отношений. Кроме того, натюрморт, как многопредметная постановка, ставит обучающихся перед проблемой обязательного решения поставленных задач.

При написании данной творческой работы была изучена необходимая литература. На педагогической практике проведено небольшое исследование о возможностях улучшения практических навыков в рисовании натюрморта в графике с натуры. Все это нашло отражение в содержании работы.





ЛИТЕРАТУРА
  1. Беда Г.В. «Основы изобразительной грамоты» М.: Просвещение, 1981.-239 с.

  2. Костерин Н.П. «Учебное рисование.- М.: Просвещение» М 1984.- 240 с.

  3. Кузин В.С. «Основы обучения изобразительному искусству в школе» М.: Просвещение, 1977. - 242 с.,

  4. Пучков А.С. «Методика работы над натюрмортом» – М.: Просвещение, 1982. - 138 с.

  5. В.Н. Стасевич «Изобразительное искусство в школе»- 47 с.

  6. Н.Н.Ростовцев «Методика обучения рисованию» - 253 с.

  7. В.Н. Романенко. «Художественная школа» - 46 с.





























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!