СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические основы музыкальной импровизации

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе раскрыты виды музыкальной импровизации для детей школьного возраста

Просмотр содержимого документа
«Методические основы музыкальной импровизации»

 Методические основы использования импровизации на уроке музыки.

Виды музыкальной импровизации.





 Само слово импровизация происходит от латинского «импровизиус» - «внезапный», «неожиданный». Музыкальная импровизация – искусство изобретения и одновременного исполнения музыки. Она исключает письменную фиксацию (композиция) и исполнение произведений (интерпретация).  На этом основано творчество музыкантов в странах Востока, ансамблевая игра на ударных инструментах в странах Африки, джазовая музыка. При этом музыкант должен вызвать определенное эмоциональное состояние, особое настроение у слушателей, вовлечь их в исполнение.

Музыкальная импровизация как форма учебной работы с детьми занимает все более прочное место в практике. Импровизацию можно рассматривать как деятельность, в которой музыкальные навыки и умения формируются через самостоятельный инициативный поиск нужных средств музыкальной выразительности.

Виды музыкальной импровизации, применяемые на уроках музыки, довольно разнообразны. Это:

  • речевые импровизации, связанные с развитием у детей чувства жанровой принадлежности стиха, ощущения его музыкальности, передачи эмоционально- образного характера и настроения;

  • пластические импровизации, нацеленные на создание пластических образов и музыкально-ритмических движений;

  • инструментальные импровизации позволяют детям создавать оркестровые и ритмические партитуры;

  • изобразительные импровизации, целью которых является создания произведений изобразительного творчества под музыку;

  • вокальные импровизации, которые включают в себя импровизирование мелодий без текста, мелодизация текстов, сочинение подголосков к известным песням.

Первым этапом к освоению импровизации являются речевые импровизации, в которых ребёнок пытается передать образ, настроение стихотворения в соответствующем выразительном тоне: радостно, светло, тревожно, устало и т. п.. Затем дети сочиняют окончания к стихотворениям, лучше использовать фрагменты из классического и народного творчества:

В небе звёздочки горят

В речке струйки говорят.

К нам в окно луна глядит…( малым деткам спать велит)

А. Блок.

-Мышка, мышка, что не спишь?

Что соломкою шуршишь?

- Я боюсь уснуть, сестрица,

(Кот усатый мне приснится).

Параллельно с заданием досочинить стихотворение необходимо продумывать и то, с какими интонациями- маршевыми, песенными, танцевальными, можно озвучить данное стихотворение. «Песенные» стихи рекомендуется исполнять нараспев, «танцевальные» - с характерными для танца движениями рук, ног, корпуса, подчёркивая речевыми интонациями акценты, «маршевые» - с соответствующими этому жанру призывными интонациями, изображая шаги на воображаемых барабанах или «маршируя» пальцами по столу или ладони.

Например,

  • Бабочки сели в траву отдыхать,

А, отдохнув, понесутся опять.

( жанр вальса)

  • По небу голубому

Проехал грохот грома.

( жанр марша)

Внутри одного жанра могут быть темы разного характера, например,

Песня-колыбельная, частушка, хороводная, народная закличка, песня- считалка и т.д..Это требует разнообразия музыкальных интонаций при исполнении.

Далее учащиеся пробуют сочинять стихи на несложные короткие мелодии разного характера и жанра:

  • Баю, баю

Мишеньку качаю.

  • Чик, чирик,

Воробей с дороги прыг.

и т. д.

В пластических импровизациях взаимодействуют музыка и движение. Здесь развивается природная музыкальность детей, виден их эмоциональный отклик на музыку с помощью двигательных реакций, способность осмысленно, осознанно воспринимать и исполнять музыкальное произведение. Такими импровизациями могут быть:

  • свободное дирижирование ( дети дирижируют собственным пением, выделяют логические ударения, кульминацию, передают характер песни; затем можно перейти к дирижированию инструментальными пьесами, при этом не следует добиваться точного подражания дирижёрской схеме, дирижирование должно быть свободным)

  • имитация игры на музыкальных инструментах (следует выбирать пьесы с ярко выраженным тембровым звучанием каких- либо инструментов);

пластические этюды (например, волнообразными движениями рук дети могут изображать картину моря, волнующуюся хлебную ниву, раскрывая ладони; ладони, движущиеся вверх - раскрывающийся цветок, поднимающееся солнце и т. д.);

  • танцевальные движения ( кружение в вальсе, шаг польки, поклоны и реверансы в менуэте, дробные шаги в народных плясках);

  • инструментальные импровизации связаны с освоением простейших элементарных инструментов: ударных- для свободного ритмического сопровождения к пьесам, песням, музыкальным сказкам, речевым импровизациям; звуковых-(флейты, металлофоны, триолы и др.)- подбор подголосков, аккомпанемента к исполняемым произведениям;

  • изобразительные импровизации иллюстрируют музыкальные впечатления детей. Это могут быть рисунки на сюжеты музыкальных произведений, лепка из глины персонажей сказок, спектаклей, оформление программ и афиш концертов, создание эскизов костюмов и декораций.

Можно также рекомендовать приём изображения на бумаге линий, соответствующих характеру звучания музыки( направление движения мелодии, смена динамики, темпа);

  • типы вокальных импровизаций весьма разнообразны. Чаще всего используются следующие:

  1. озвучивание имён( пропеваются вопросы- задания),

  2. вопросы- ответы( музыкальный диалог, беседа),

  3. завершение мелодии ( вначале надо разучить с классом песню- попевку с опорой на ритмическую основу). Ритм той фразы, которую дети будут сочинять сами, можно написать на доске или на карточке. При выборе мелодий необходимо помнить, что они должны отличаться мелодической и ритмической ясностью, ладовым колоритом, понятным для детей.

Существует несколько интересных форм работы над вокальной импровизацией в начальных классах. Это:

  • мини-рассказы, в ходе которыхвключена импровизация( учитель читает или нараспев рассказывает сюжет. Задача детей- в нужных местах вставить свои примеры для вокальных импровизаций: например,

«Настало утро, пропел петушок….. Часы пробили шесть раз….Стало слышно, как пастушок заиграл на рожке…..Коровы стали собираться в стадо и мычать …»(11; с. 90-94)

  • импровизация на заданный текст.

Условно эту работу можно поделить на следующие этапы:

  • вслушивание в слово, предложенное учителем, понимание его смысла и характеристика его будущего художественного образа;

  • активные действия со словами( распев фразы, в которой обозначено действие, сочинение её логической интонации). Детям предлагаются контрастные сочетания, где герои прибывают в определённом поступке.

Например, сначала дети импровизируют мелодию фразы « Вот улитка к нам ползёт», а затем «Вот олень, он бежит».В подобном контрасте по отношению друг к другу находятся также фразы типа « Засвистела птичка весело на ветке», и «Бедная лягушка вымокла в болоте».

  • Сочинение мелодии в заданном жанре. ( Выполнять сочинение на слоги «тра- та- та» -марш, «а- а» -вальс, «ля- ля»- полька, пение с закрытым ртом м- м- м-песня);

  • Работа с использованием стихов. Такая работа начинается с разучивания слов. Далее рекомендуется предварительная беседа об особенностях поэтического настроения и характера предполагаемой музыки.

Стихотворные и литературные тексты отбираются по следующим принципам:

  • лаконизм и яркость художественного образа;

  • художественная и педагогическая ценность;

  • возможность использования жизненного опыта ребёнка;

  • напевность, музыкальность, удобство для музыкального воплощения (небольшой объём, короткие строфы, удобный текст);

  • разнообразие характера;

  • доступность для самостоятельного повторения.

Освоение видов импровизации происходит через освоение четкого алгоритма в следующей форме:

Речевые импровизации

………………………………………………………

Пластические импровизации

………………………………………………………………………..

Музыкальный театр

Инструментальные импровизации

....................................................................................

Вокальные импровизации

................................................................................................................

Режиссёрские импровизации

…………………………………………………………………………

Инсценирование народных сказок ( «Репка», «Колобок», « Теремок», Курочка Ряба» и многих др.), сочинение несложных партий их действующих лиц продолжает линию развития навыков вокальных импровизаций, к которым естественным образом примыкают импровизации пластические и инструментальные.

Виды импровизаций на уроке могут совмещаться. Примером таких интегрированных импровизаций является упражнение «снежинки- ручейки». Его можно рассматривать как театральный этюд, игру по озвучиванию, ритмическое задание, социальное упражнение, когда ребёнок учится держать пространство соседа, учитывать движения остальных. Необходимо вспомнить с детьми снегопад в тихую погоду- снежинки не задевают друг друга. Даже во время сильного ветра они движутся в своём ритме и, если обгоняют друг друга, то делают это плавно, огибая соседок. «Снегопад» может сопровождаться игрой на колокольчике, металлофоне. С окончанием музыки дети замирают в любой позе или садятся и «засыпают». В это время можно рассказать, что наступило утро, выглянуло солнце и растопило снежинки. Начинают играть, например, изображая движение воды. «Снежинки» тают и превращаются в ручеёк. При движении снежинок важна индивидуальность, состоятельность движений, при движении ручейка- стремление слиться в общем потоке, дети интуитивно подчиняются лидеру.

Таким образом, предлагается большое разнообразие видов импровизаций, которые можно использовать и по отдельности, и в комбинированном варианте.

Особенности использования импровизации в современной программе «Музыка» авторов Е. Критской, Г. Сергеевой, Т. Шмагиной.



Импровизации на уроке в 1 классе отводится значительное место. Начинается работа с речевой импровизации: дети учатся мелодекламации: чтению нараспев на примере разных поэтических жанров: считалок, закличек, колыбельных, песенок-дразнилок. Работа над речевой импровизацией продолжается в подборе и передаче настроения при выразительном чтении стихов. Включена работа над ритмической импровизацией: подбор и имитация звуков природы, в частности, стука капель дождя.

Наибольший интерес для детей представляют пластические импровизации: например, при разучивании и разыгрывании песни Книппера « Почему медведь зимой спит» дети должны не только показать образ неуклюжего медведя, но и отобразить смену его настроения, с помощью пластики – возмущённую лису, рассудительного дятла, даже шум качающихся деревьев в лесу…От доступных каждому ребёнку интонаций, дети переходят к более сложным жанрам, так, например, в детской опере « Волк и семеро козлят» дети не только поют, но и изображают героев, исполняют ритмическое сопровождение. Поиск созвучных музыке художественных ассоциаций связан с изобразительной импровизацией, когда дети создают собственные рисунки( рисование портретов главных героев музыкальной фантазии « Бременские музыканты», элементы костюмов стран Прибалтики в песне « У каждого свой музыкальный инструмент»).

Работа над вокальной импровизацией начинается с определения образа «унылого, тоскливого, надоедающего дождя», выразительного чтения стиха со сменой настроения; мелодекламации по строкам стихотворения, пропевание текста по фразам, цепочке, кругу. При ритмической импровизации дети сначала выбирают тот или иной музыкальный инструмент и в соответствии с характером произведения ) например, металлофон и колокольчик в песне « Скворушка прощается», ложки, трещотки при инструментовке русской народной песни и т. д.) и сочиняют ритмическое сопровождение по упрощённой схеме: иллюстрируют окончание фраз или «отбивают» сильную долю. Так, исполнение песни « У каждого свой музыкальный инструмент» может сопровождаться танцевальными движениями: притопами, прихлопами, ведением хоровода.

Таким образом, уже в 1 классе происходит знакомство со всеми видами импровизации: речевой, изобразительной, вокальной, ритмической, инструментальной, пластической.

Во втором классе в работу также активно включены все виды творческих импровизаций. Знания и умения, полученные в 1 классе, закрепляются на новом музыкальном материале: в программу включена музыка разных направлений и стилей. Активно используются пластические импровизации к таким сложным жанрам, как балет «Золушка» С. Прокофьева, «Картинки с выставки» М. Мусоргского, симфоническая сказка « Петя и волк» С. Прокофьева, детская опера- сказка « Волк и семеро козлят» М. Коваля; художественные импровизации- при знакомстве с произведениями сказочного характера, где дети создают портреты главных персонажей, рисуют афиши, передают в цвете, линиях, рисунках свои впечатления от пьес (М. Мусоргский « Картинки с выставки»),передают в цвете развитие музыки (С. Прокофьев «Золушка»). В сказке « Теремок» дети сочиняют небольшие мелодии- темы для каждого персонажа, используя образную характеристику с ритмической партитурой, делают первые попытки создания ритмического сопровождения( русские народные песни, Детская музыка П. Чайковского и С. Прокофьева).

В 3 классе совершенствуются и расширяются умения и навыки, полученные во 2 классе. Дети осваивают разнообразные виды импровизаций на основе музыки разных народов, стилей, направлений и форм. Сложные музыкальные жанры ( опера, балет, кантата, симфония, концерт и т.д.) познаются в сравнении, задания усложняются, повторение изученных произведений происходит на качественно новом уровне. В вокальных импровизациях дети импровизируют на заданную интонацию в определённом жанре ( в жанре романса, русской народной песни); пластические импровизации используются при знакомстве с новыми балетами( « Ромео и Джульетта» С Прокофьева, «Спящая красавица» П. Чайковского и др.), художественные импровизации – при знакомстве с творчеством русских и зарубежных композиторов. Обучающиеся продолжают работу по созданию ритмических партитур ( М. Глинка « Марш Черномора», хор «Славься»), используют игру в шумовом оркестре.

В 4 классе дети сочиняют ритмические партитуры к песням народов разных стран (украинская, белорусская, грузинская, итальянская и т. д.); пластические импровизации используются при знакомстве с русской и зарубежной классической музыкой (например, восточные танцы). Дети совершенствуются в режиссёрской постановке, пишут эскизы костюмов, составляют афиши, инсценируют отрывки из опер и балетов( «И. Стравинский балет «Петрушка»).

На примере учебной работы в каждом классе можно сделать вывод, что освоение основных навыков и умений по импровизации идёт по линии усложнения и поэтапно; творческая активность и самостоятельность в процессе работы повышается, приобретённые на первоначальном уровне знания и умения на близком и доступном материале используются в 3 и 4 классе уже в произведениях более сложных форм и жанров. Оперируя знаниями и навыками самостоятельно на знакомом понятном материале, применяя их на новом материале, ребёнок приобретает уверенность в своих силах, раскрепощается, ему хочется проявить себя разнообразно. Всё это творчески активизирует ребёнка, развивает его инициативность и самостоятельность.

Список литературы.

  1. Асафьев Б.В. О музыкально- творческих навыках у детей./ из истории музыкального воспитания. – М., 1990 г.

  2. Сергеева Г. П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе.- М.,2000.-127 с.

  3. Румер М. А. О детском музыкальном творчестве. Из истории вопроса./ Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия/ Составитель О.А. Апраксина.

  4. Глебов И.О. О музыкально- творческих навыках у детей./ Вопросы музыки в школе.

  5. Баренбойм Л. А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л., 1974-254 с.

  6. Леонтьева О. Т. Карл Орф. М., 1984.-160 с.

  7. Макаровская Ф. Творческое музицирование как метод музыкального образования. М., 1981.-284 с.

  8. Музыка. Рабочие программы. Предметная линия учебников. Авторы Критская, Сергеева, Шмагина. М., Просвещение, 2011 г.

  9. Юдина Е.И. Азбука музыкально- творческого саморазвития. М. « Виконт» 2011 г.

  10. Новикрва Г.П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей.- Москва6 АРКТИ, 2002.-219 с.

  11. Кабалевский Д. Б.Основные принципы и методы экспериментальной программы по музыкедля общеобразовательной школы. Советская музыка. 2000, №1

  12. Дмитриева. Детское музыкальное творчество. Музыкальное воспитание в школе. М., 1996,№ 13.-140 с.

  13. Тютюнникова Т. Всему своё время. Искусство в школе. М., 1999, №6.- 80 с.























































14





-75%

Курсы повышения квалификации

Интерактивные методы в практике школьного образования

Продолжительность 72 часа







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!