Материалы к занятию № 3. Стихотворные размеры.
Данный тип заданий (№ 14) в экзаменационной работе не является стабильным: такое задание может варьироваться. Варианты задания № 14 в ЕГЭ по литературе:
1.Как называется стилистический приём, усиливающий звуковую выразительность стиха и связанный с использованием одинаковых согласных звуков («Пройдут твой путь за пядью пядь»)?
2.Определите размер, которым написано пушкинское стихотворение (без указания количества стоп).
3.Каким размером написано стихотворение С. А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу...»? (Дайте ответ без указания количества стоп.)
4.Назовите изобразительно-выразительное средство, основанное на сопоставлении предметов и явлений: «Как мазь, густая синева // Ложится зайчиками наземь…»
Трудности в выполнении данного задания возникают у тех учеников, которые сами не пробовали писать стихи, не понимают «законы» стихосложения и не видят разницы в ритме стихотворения.
Это задание, действительно, рассчитано на тех, кто любит литературу, поэзию, серьезно относится к подготовке к экзамену и видит себя в будущем, связанным с литературой.
Можно решить проблему, систематически тренируясь в определении стихотворного размера. На самом деле, данный вид заданий не представляет какой-либо сложности: выучить характеристику нескольких стихотворных размеров и «набить руку» в их определении, используя стихи разных авторов.
В теории стихосложения выделяют пять основных стихотворных размеров: двусложные – ямб и хорей, трехсложные – дактиль, амфибрахий и анапест.
Обычно с двусложными размерами трудностей не возникает.
Стопа ямба – это два слога (с двумя гласными), первый из которых безударный, а второй ударный, например, как в словах во-дА, зи-мА. Если мы посчитаем количество ударных слогов в строке, то получим следующую очередность ударных гласных по порядку: 2,4,6,8 и т.д. (то есть ударными будут все чётные гласные).
Ямб – любимый стихотворный размер А.С. Пушкина. Это самый распространенный размер в поэзии, отличается четкостью, простотой.
Определять размер целесообразно по 2-4 строчкам стихотворения. Обращать внимание на логическое ударение, так как частицы, предлоги и союзы тоже могут быть ударными.
Например, проанализируем стихотворение А.С. Пушкина «К Чаадаеву»
Любви, надежды, тихой славы
| любвИ надЕжды тИхой слАвы ударными в данной строчке являются 2,4, 6,8 гласные (выделены) |
Недолго нежил нас обман,
| недОлго нЕжил нАс обмАн ударными во второй строке также являются 2,4,6,8 гласные |
Исчезли юные забавы, | исчЕзли Юные забАвы здесь ударными гласными являются 2,4,8 Перед нами пиррихий, который замещает ударную стопу на месте 6 гласного |
Как сон, как утренний туман | КаксОн какУтренний тумАн Здесь мы соединили союз с последующим словом, так как логическое ударение не падает на союз КАК Здесь так же, как и в третьей строке используется пиррихий на месте 6 гласного. |
Сделаем вывод: стихотворение написано 4-х стопным ямбом (4-х стопный, так как в каждой строке 4 ударных слога)
Примечание:
Стихов с пиррихиями больше, чем полноударных. Это объясняется тем, что в русском языке одно ударение приходится в среднем приблизительно на 3 слога. В стопе ямба и хорея два слога. Если пытаться писать сплошь полноударными ямбами или хореями, придется употреблять только короткие слова. Такая речь будет искусственной и сильно ограничит словарь поэта (https://svetagonch.blogspot.ru/2012/07/blog-post_5995.html).
Стопа хорея - это два слога (с двумя гласными), первый из которых ударный, а второй безударный, например, как в словах лЕ-то, мА-ма. Если мы посчитаем количество ударных слогов в строке, то получим следующую очередность ударных гласных по порядку: 1,3,5,7 и т.д. (то есть ударными будут все нечётные гласные).
Хорей называют «плясовым» размером; он более «энергичный», более подвижный, чем ямб.
Например, проанализируем стихотворения А.А. Фета «Шёпот, робкое дыханье..»
Шепот, робкое дыханье. | шЁпот рОбкое дыхАнье ударные гласные 1,3,7 (пиррихий замещает 5 ударную стопу) – 4 стопы в строке |
Трели соловья, | трЕли соловьЯ ударные гласные 1,5 (пиррихий замещает 3 ударную стопу) – 3 стопы в строке |
Серебро и колыханье | серебрО иколыхАнье ударные гласные 3,7 (пиррихий замещает 1 и 5 ударную стопу) – 4 стопы в строке |
Сонного ручья. | сОнного ручьЯ ударные гласные – 1, 5 (пиррихий замещает 3 ударную стопу) – 3 стопы в строке |
Сделаем вывод: стихотворение написано хореем, который чередуется в перекрестных строках – 3-х стопный с 4-стопным.
С определением трехсложных размеров труднее: нужно уметь их разграничивать. Здесь можно воспользоваться мнемоническим приемом. Запомнить слово ДАМАН, где ДА – дактиль (первый слог ударный, два следующих – безударные, например, зОлото), АМ – амфибрахий (ударный слог посередине между двумя безударными, например, капУста), АН – анапест (первые два слога безударных, третий – ударный, например, капитАн).
Также можно запомнить трехсложные размеры по очередности ударных гласных по порядку:
Дактиль – 1,4,7,10 и т.д. (прибавляем к первому ударному 3)
Амфибрахий – 2,5,8,11 и т.д. (прибавляем ко второму ударному 3)
Анапест – 3, 6, 9, 12 и т.д. (прибавляем к третьему ударному 3)
Например, проанализируем стихотворение А.С. Пушкина «Узник»
Сижу за решеткой в темнице сырой. | сижУ зарешЁткой втемнИце сырОй ударные гласные – 2,5,8,11 |
Вскормленный в неволе орел молодой, | вскормлЁнный вневОле орЁл молодОй ударные гласные – 2,5,8,11 |
Мой грустный товарищ, махая крылом, | мойгрУстный товАрищ махАя крылОм ударные гласные – 2,5,8,11 |
Кровавую пищу клюет под окном, | кровАвую пИщу клюЁт подокнОм ударные гласные – 2,5,8,11 |
Сделаем вывод: стихотворение написано 4-х стопным амфибрахием.
Более подробно о стихосложении можно посмотреть здесь: http://mooseum.ru/Iskusstvo/Literatura/Stix/stix.html
Иногда из-за пиррихия трудно разграничить стихотворные размеры. Например, ударный 5 слог есть и в хорее, и в амфибрахии, но обратите внимание, что в хорее всегда будет первый ударный (и не будет ударного 8), а в амфибрахии никогда не будет 1 ударного.
Можно определить размер, произнося слова с определенным ударением. Например, стихотворение М.Ю. Лермонтова «Тучи» написано дактилем.
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
Подставьте вместо слов в стихотворении слово «зОлото»:
Золото, золото, золото, золото – ритм повторяется.
Стихотворение Н.А. Некрасова «Тройка» написано анапестом:
Что ты жадно глядишь на дорогу
В стороне от веселых подруг?
Знать, забило сердечко тревогу —
Всё лицо твое вспыхнуло вдруг.
Подставляем вместо слов в стихотворении слово «капитАн»:
Капитан, капитан, капитан – ритм повторяется.
Задание к теме «Стихотворные размеры»:
Посмотрите презентацию по теме «Основы стихосложения» Основы стихосложения.pptx (к сожалению, не знаю автора). Она поможет вспомнить основные понятия стихосложения и пригодится на уроках в 5-9 классах.
В приложении № 6 предлагаем вам отрывки из стихотворений для определения стихотворного размера. Данный материал можно использовать для тренировочных упражнений с учениками.
Определите стихотворные размеры каждого отрывка самостоятельно, сверьтесь с ответами (ключи для самопроверки в приложении 7).