СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические материалы для подготовки к ГИА по литературе по теме "Стихотворный размер"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные материалы содержат методические советы и рекомендации для подготовки к ЕГЭ по литературе. Материал разработан в виде курса для учителей с возможностью использовать задания на уроках при работе с учащимися.

Просмотр содержимого документа
«Материалы к занятию № 3 стихотворный размер»

Материалы к занятию № 3. Стихотворные размеры.

Данный тип заданий (№ 14) в экзаменационной работе не является стабильным: такое задание может варьироваться. Варианты задания № 14 в ЕГЭ по литературе:

1.Как на­зы­ва­ет­ся сти­ли­сти­че­ский приём, уси­ли­ва­ю­щий зву­ко­вую вы­ра­зи­тель­ность стиха и свя­зан­ный с ис­поль­зо­ва­ни­ем оди­на­ко­вых со­глас­ных зву­ков («Пройдут твой путь за пядью пядь»)?

2.Определите размер, ко­то­рым на­пи­са­но пуш­кин­ское сти­хо­тво­ре­ние (без ука­за­ния ко­ли­че­ства стоп).

3.Каким размером написано стихотворение С. А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу...»? (Дайте ответ без указания количества стоп.)

4.Назовите изобразительно-выразительное средство, основанное на сопоставлении предметов и явлений: «Как мазь, густая синева // Ложится зайчиками наземь…»

Трудности в выполнении данного задания возникают у тех учеников, которые сами не пробовали писать стихи, не понимают «законы» стихосложения и не видят разницы в ритме стихотворения.

Это задание, действительно, рассчитано на тех, кто любит литературу, поэзию, серьезно относится к подготовке к экзамену и видит себя в будущем, связанным с литературой.

Можно решить проблему, систематически тренируясь в определении стихотворного размера. На самом деле, данный вид заданий не представляет какой-либо сложности: выучить характеристику нескольких стихотворных размеров и «набить руку» в их определении, используя стихи разных авторов.

В теории стихосложения выделяют пять основных стихотворных размеров: двусложные – ямб и хорей, трехсложные – дактиль, амфибрахий и анапест.

Обычно с двусложными размерами трудностей не возникает.

Стопа ямба – это два слога (с двумя гласными), первый из которых безударный, а второй ударный, например, как в словах во-дА, зи-мА. Если мы посчитаем количество ударных слогов в строке, то получим следующую очередность ударных гласных по порядку: 2,4,6,8 и т.д. (то есть ударными будут все чётные гласные).

Ямб – любимый стихотворный размер А.С. Пушкина. Это самый распространенный размер в поэзии, отличается четкостью, простотой.

Определять размер целесообразно по 2-4 строчкам стихотворения. Обращать внимание на логическое ударение, так как частицы, предлоги и союзы тоже могут быть ударными.

Например, проанализируем стихотворение А.С. Пушкина «К Чаадаеву»

Любви, надежды, тихой славы

любвИ надЕжды тИхой слАвы

ударными в данной строчке являются 2,4, 6,8 гласные (выделены)

Недолго нежил нас обман,

недОлго нЕжил нАс обмАн

ударными во второй строке также являются 2,4,6,8 гласные

Исчезли юные забавы,

исчЕзли Юные забАвы

здесь ударными гласными являются 2,4,8

Перед нами пиррихий, который замещает ударную стопу на месте 6 гласного

Как сон, как утренний туман

КаксОн какУтренний тумАн

Здесь мы соединили союз с последующим словом, так как логическое ударение не падает на союз КАК

Здесь так же, как и в третьей строке используется пиррихий на месте 6 гласного.



Сделаем вывод: стихотворение написано 4-х стопным ямбом (4-х стопный, так как в каждой строке 4 ударных слога)

Примечание:

Стихов с пиррихиями больше, чем полноударных. Это объясняется тем, что в русском языке одно ударение приходится в среднем приблизительно на 3 слога. В стопе ямба и хорея два слога. Если пытаться писать сплошь полноударными ямбами или хореями, придется употреблять только короткие слова. Такая речь будет искусственной и сильно ограничит словарь поэта (https://svetagonch.blogspot.ru/2012/07/blog-post_5995.html). 

Стопа хорея - это два слога (с двумя гласными), первый из которых ударный, а второй безударный, например, как в словах лЕ-то, мА-ма. Если мы посчитаем количество ударных слогов в строке, то получим следующую очередность ударных гласных по порядку: 1,3,5,7 и т.д. (то есть ударными будут все нечётные гласные).

Хорей называют «плясовым» размером; он более «энергичный», более подвижный, чем ямб.

Например, проанализируем стихотворения А.А. Фета «Шёпот, робкое дыханье..»

Шепот, робкое дыханье. 

шЁпот рОбкое дыхАнье

ударные гласные 1,3,7 (пиррихий замещает 5 ударную стопу) – 4 стопы в строке

Трели соловья, 

трЕли соловьЯ

ударные гласные 1,5 (пиррихий замещает 3 ударную стопу) – 3 стопы в строке

Серебро и колыханье 

серебрО иколыхАнье

ударные гласные 3,7 (пиррихий замещает 1 и 5 ударную стопу) – 4 стопы в строке

Сонного ручья. 

сОнного ручьЯ

ударные гласные – 1, 5 (пиррихий замещает 3 ударную стопу) – 3 стопы в строке



Сделаем вывод: стихотворение написано хореем, который чередуется в перекрестных строках – 3-х стопный с 4-стопным.

С определением трехсложных размеров труднее: нужно уметь их разграничивать. Здесь можно воспользоваться мнемоническим приемом. Запомнить слово ДАМАН, где ДА – дактиль (первый слог ударный, два следующих – безударные, например, зОлото), АМ – амфибрахий (ударный слог посередине между двумя безударными, например, капУста), АН – анапест (первые два слога безударных, третий – ударный, например, капитАн).

Также можно запомнить трехсложные размеры по очередности ударных гласных по порядку:

Дактиль – 1,4,7,10 и т.д. (прибавляем к первому ударному 3)

Амфибрахий – 2,5,8,11 и т.д. (прибавляем ко второму ударному 3)

Анапест – 3, 6, 9, 12 и т.д. (прибавляем к третьему ударному 3)

Например, проанализируем стихотворение А.С. Пушкина «Узник»

Сижу за решеткой в темнице сырой.

сижУ зарешЁткой втемнИце сырОй

ударные гласные – 2,5,8,11

Вскормленный в неволе орел молодой,

вскормлЁнный вневОле орЁл молодОй

ударные гласные – 2,5,8,11

Мой грустный товарищ, махая крылом,

мойгрУстный товАрищ махАя крылОм

ударные гласные – 2,5,8,11

Кровавую пищу клюет под окном,

кровАвую пИщу клюЁт подокнОм

ударные гласные – 2,5,8,11

Сделаем вывод: стихотворение написано 4-х стопным амфибрахием.

Более подробно о стихосложении можно посмотреть здесь: http://mooseum.ru/Iskusstvo/Literatura/Stix/stix.html

Иногда из-за пиррихия трудно разграничить стихотворные размеры. Например, ударный 5 слог есть и в хорее, и в амфибрахии, но обратите внимание, что в хорее всегда будет первый ударный (и не будет ударного 8), а в амфибрахии никогда не будет 1 ударного.

Можно определить размер, произнося слова с определенным ударением. Например, стихотворение М.Ю. Лермонтова «Тучи» написано дактилем.

Тучки небесные, вечные странники! 
Степью лазурною, цепью жемчужною 
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники 
С милого севера в сторону южную.

Подставьте вместо слов в стихотворении слово «зОлото»:

Золото, золото, золото, золото – ритм повторяется.

Стихотворение Н.А. Некрасова «Тройка» написано анапестом:

Что ты жадно глядишь на дорогу
В стороне от веселых подруг?
Знать, забило сердечко тревогу —
Всё лицо твое вспыхнуло вдруг.

Подставляем вместо слов в стихотворении слово «капитАн»:

Капитан, капитан, капитан – ритм повторяется.

Задание к теме «Стихотворные размеры»:

Посмотрите презентацию по теме «Основы стихосложения» Основы стихосложения.pptx (к сожалению, не знаю автора). Она поможет вспомнить основные понятия стихосложения и пригодится на уроках в 5-9 классах.

В приложении № 6 предлагаем вам отрывки из стихотворений для определения стихотворного размера. Данный материал можно использовать для тренировочных упражнений с учениками.

Определите стихотворные размеры каждого отрывка самостоятельно, сверьтесь с ответами (ключи для самопроверки в приложении 7).



Просмотр содержимого документа
«Приложение 6. Определение стихотворного размера»

Определение стихотворного размера. 1 вариант

Подсказка:

Двухсложные: ямб (2,4,6,8,10…), хорей (1,3,5,7,9,11)

Трехсложные: дактиль (1,4,7,10,13…), амфибрахий (2,5,8,11,14), анапест (3,6,9,12,15…)



  1. Две девочки, две дочки, два сияния,

Два трепетных, два призрачных крыла.

В награду, а скорее в оправдание

Судьба мне, непутевому дала.

Е. Клячкин.



  1. Разруха. Руины. Могилы.

И гибнущий клен за окном.

Замяли. Зарыли. Забыли

Делиться друг с другом теплом.

А.В. Саранчина



  1. С опрокинутым в небо лицом,

С головой непокрытой

Он торчит у ворот

Этот проклятый богом старик.

Н. Заболоцкий



  1. В небе откружил,

В звездах отлетал.

Слишком долго пил –

Сердце потерял.

Г.С. Саранчин



  1. Дождь монотонно стучит в подоконник,

Капли-минутки стекают в часы.

Время плывет. Только ветер-разбойник

Тучи гоняет с трезубцем грозы.

Г.С. Саранчин



  1. ***

Это было у моря, где ажурная пена,

Где встречается редко городской экипаж.

Королева играла - в башне замка - Шопена,

И, внимая Шопену, полюбил ее паж…

И. Северянин







Определение стихотворного размера. 2 вариант

Подсказка:

Двухсложные: ямб (2,4,6,8,10…), хорей (1,3,5,7,9,11)

Трехсложные: дактиль (1,4,7,10,13…), амфибрахий (2,5,8,11,14), анапест (3,6,9,12,15…)



  1. Небо темнеет, сверкают зарницы,

Дождик все реже, но капли крупней.

Загрохотало. Уже не сидится.

Встал у окошка. Здесь звуки сильней.

Г.С. Саранчин



  1. Веселится черный город,

Веселится шумный люд.

Млад и стар, кому под сорок.

Праздник в граде – все снуют.

Г.С. Саранчин



  1. Уж, наверное, ягоды спелые.

Жаль, не вижу ваш маленький сад.

А в квартире моей стены белые,

И в окне розовеет закат.

По мотивам О. Митяева



  1. Ни ветра, ни вздоха, ни всплеска.

Колючая, жесткая даль.

Не видно ни света, ни блеска –

Одна лишь холодная сталь.

А.В. Саранчина



  1. Кусок луны лежал средь звезд далеких,

И желтый свет, как ласковая прядь,

Обнял меня, и я на крыльях легких

Взлетела ангелом в ту ночь опять.

А.В. Саранчина

  1. ***

Было все очень просто, было все очень мило:
Королева просила перерезать гранат,
И дала половину, и пажа истомила,
И пажа полюбила, вся в мотивах сонат.

И. Северянин

Просмотр содержимого документа
«Приложение 7. Ответы к стих. размерам»

Ответы к заданию «Определение стихотворного размера»

Вариант 1.

  1. 5-стопный ямб

  2. 3-стопный амфибрахий

  3. Анапест с чередованием стоп -3-х-2-х-2-х-3-х

  4. З-стопный хорей

  5. 4-стопный дактиль

  6. 4-стопный анапест (определить проще, если увидеть цезуру – пауза между словами, разделяющая строку на части)

Вариант 2

  1. 3-стопный дактиль

  2. 4-стопный хорей

  3. 3-стопный анапест

  4. 3-стопный амфибрахий

  5. 5-стопный ямб

  6. 4-стопный анапест (определить проще, если увидеть цезуру – пауза между словами, разделяющая строку на части)



Просмотр содержимого презентации
«Основы стихосложения»

Поэтическая мастерская Основы стихосложения

Поэтическая мастерская

Основы стихосложения

Стихи и проза Ветер упал, стало тихо повсюду, но тяжелая рожь более не поднялась. Антошка поглядел туда, где живет бабушка, и он увидел ее. А. П. Платонов Нелюдимо наше море, День и ночь шумит оно; В роковом его просторе Много бед погребено. Н. М. Языков Последний день июля месяца. На тысячи верст кругом Россия, родной край. Безветрие, теплынь. Воздух - молоко парное! И. С. Тургенев

Стихи и проза

Ветер упал, стало тихо повсюду,

но тяжелая рожь более не поднялась.

Антошка поглядел туда, где живет

бабушка, и он увидел ее.

А. П. Платонов

Нелюдимо наше море,

День и ночь шумит оно;

В роковом его просторе

Много бед погребено.

Н. М. Языков

Последний день июля месяца.

На тысячи верст кругом Россия,

родной край. Безветрие, теплынь.

Воздух - молоко парное!

И. С. Тургенев

Рифма Ри́фма (этимология не доказана, возможно от др.-греч. ῥυθμός — размеренность, ритм или древне-нем. rim — число) — созвучие в окончании двух или нескольких слов.

Рифма

Ри́фма (этимология не доказана, возможно от

др.-греч. ῥυθμός — размеренность, ритм или

древне-нем. rim — число) — созвучие в

окончании двух или нескольких слов.

Проверьте свой слух, объедините слова парами, в которых они рифмуются:   А) Водой, огонь, носки, тронь, близки, от пыли, молодой, не вы ли. Б) Перчатка, игла, сладко, стержень, была, язык, те же, привык. - Запишите пары в тетрадь. (Работа по вариантам)

Проверьте свой слух, объедините слова парами, в которых они рифмуются:

А) Водой, огонь, носки, тронь, близки, от пыли, молодой, не вы ли.

Б) Перчатка, игла, сладко, стержень, была, язык, те же, привык.

- Запишите пары в тетрадь. (Работа по вариантам)

Подберите рифмы в стихотворении Д.Хармса “ Очень-очень вкусный пирог” Я захотел устроить бал, И я гостей к себе ……. Купил муку, купил творог, Испёк рассыпчатый ……. Пирог, ножи и вилки тут – Но что-то гости ……….. Я ждал, пока хватало сил, Потом кусочек …………. Потом подвинул стул и сел И весь пирог в минуту ……. Когда же гости подошли, То даже крошек ………..

Подберите рифмы в стихотворении Д.Хармса “ Очень-очень вкусный пирог”

Я захотел устроить бал,

И я гостей к себе …….

Купил муку, купил творог,

Испёк рассыпчатый …….

Пирог, ножи и вилки тут –

Но что-то гости ………..

Я ждал, пока хватало сил,

Потом кусочек ………….

Потом подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту …….

Когда же гости подошли,

То даже крошек ………..

Прочитайте самостоятельно и скажите – стихи это или проза.   Под большим шатром голубых небес вижу – даль степей зеленеется. И на гранях их, выше темных туч, цепи гор стоят великанами. По степям в моря реки катятся, и лежат пути во все стороны. И.С. Никитин

Прочитайте самостоятельно и скажите – стихи это или проза.

Под большим шатром голубых небес вижу –

даль степей зеленеется. И на гранях их, выше

темных туч, цепи гор стоят великанами. По

степям в моря реки катятся, и лежат пути во

все стороны.

И.С. Никитин

Так записал свое произведение автор Под большим шатром Голубых небес Вижу - даль степей Зеленеется. И на гранях их, Выше темных туч, Цепи гор стоят Великанами. По степям в моря Реки катятся, И лежат пути Во все стороны. И.С. Никитин

Так записал свое произведение автор

Под большим шатром

Голубых небес

Вижу - даль степей

Зеленеется.

И на гранях их,

Выше темных туч,

Цепи гор стоят

Великанами.

По степям в моря

Реки катятся,

И лежат пути

Во все стороны.

И.С. Никитин

Белый стих Белый стих – это стих без рифмы, но с ритмом. Стихи от прозы отличает не только рифма, а что-то более важное.

Белый стих

Белый стих – это стих без рифмы, но с ритмом.

Стихи от прозы отличает не только рифма, а что-то более важное.

Орнамент, узор

Орнамент, узор

Орнамент, узор

Орнамент, узор

Где мы встречаем ритм в нашей жизни?

Где мы встречаем ритм в нашей жизни?

Запомните! Стихи создает не рифма (хотя в большинстве стихов она есть), а ритм . Ритм в стихах создает и настроение, и образ. Чтобы хорошо прочитать и понять стихи, надо прислушаться к биению ритма, при чтении подчиниться ему.

Запомните!

Стихи создает не рифма (хотя в большинстве

стихов она есть), а ритм . Ритм в стихах

создает и настроение, и образ. Чтобы хорошо

прочитать и понять стихи, надо прислушаться

к биению ритма, при чтении подчиниться

ему.

Ритм стихотворный Ритм – равномерное чередование повторяющихся единиц. В стихе – это ударный и безударный слоги. В стихах мы имеем в виду ритмическое, логическое ударение. Иные слова могут, в отличие от лексического, быть его лишены.

Ритм стихотворный

Ритм – равномерное чередование

повторяющихся единиц. В стихе – это

ударный и безударный слоги. В стихах мы

имеем в виду ритмическое, логическое

ударение. Иные слова могут, в отличие от

лексического, быть его лишены.

Как определять ритм Ударный слог обозначают / Безударный слог обозначают U  Давайте вернёмся к белым стихам И.С.Никитина. Там нет рифмы. Проверим, есть ли ритм.

Как определять ритм

Ударный слог обозначают /

Безударный слог обозначают U

Давайте вернёмся к белым стихам

И.С.Никитина. Там нет рифмы. Проверим,

есть ли ритм.

Под большим шатром U U / U / Голубых небес U U / U / Вижу - даль степей U U / U / Зеленеется. U U / U / И на гранях их, Выше темных туч, Цепи гор стоят Великанами. По степям в моря Реки катятся, И лежат пути Во все стороны.

Под большим шатром U U / U /

Голубых небес U U / U /

Вижу - даль степей U U / U /

Зеленеется. U U / U /

И на гранях их,

Выше темных туч,

Цепи гор стоят

Великанами.

По степям в моря

Реки катятся,

И лежат пути

Во все стороны.

Стихотворный размер Ударные и безударные слоги могут чередоваться в определенном порядке, создавая стихотворный размер. Чередование ударного и безударного слога образует стопу. Выделяют пять основных стихотворных размеров – ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест. Мы остановимся на двух первых размерах.

Стихотворный размер

Ударные и безударные слоги могут чередоваться

в определенном порядке, создавая

стихотворный размер. Чередование ударного и

безударного слога образует стопу.

Выделяют пять основных стихотворных

размеров – ямб, хорей, дактиль, амфибрахий,

анапест. Мы остановимся на двух первых

размерах.

Ямб стихотворная двусложная стопа с ударением на втором слоге. U / U / U / ….  Я Вам пишу письмо,     Чего ж мне написать?..

Ямб

стихотворная двусложная стопа с ударением на втором слоге.

U / U / U / …. Я Вам пишу письмо, Чего ж мне написать?..

Хорей двусложная стопа с ударением на первом слоге / U / U / U / U  Наша Таня громко плачет,     Уронила в речку мячик. 

Хорей

двусложная стопа с ударением на первом слоге

/ U / U / U / U Наша Таня громко плачет, Уронила в речку мячик. 

Тренировочные задания Буря мглою небо кроет,  Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя... В лесу родилась елочка, В лесу она росла. Зимой и летом стройная, Зеленая была.

Тренировочные задания

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя...

В лесу родилась елочка,

В лесу она росла.

Зимой и летом стройная,

Зеленая была.

Домашнее задание   1. Выучить термины (ритм, рифма, стопа, размеры – ямб, хорей). 2. Определить стихотворный размер стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус». 3. Составить стихотворения по рифмам . океан - уши - ураган - суши огонь - ладонь - конь - гармонь стакан - банан - карман - обман сок - молоток - Наташка - чебурашка  

Домашнее задание

1. Выучить термины (ритм, рифма, стопа, размеры – ямб, хорей).

2. Определить стихотворный размер стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус».

3. Составить стихотворения по рифмам .

океан - уши - ураган - суши

огонь - ладонь - конь - гармонь

стакан - банан - карман - обман

сок - молоток - Наташка - чебурашка

 

Пожелание Наполнить ум и душу светом, Про ритм и рифму всё понять, Тогда вы сможете с успехом Стихи прекрасные слагать.

Пожелание

Наполнить ум и душу светом,

Про ритм и рифму всё понять,

Тогда вы сможете с успехом

Стихи прекрасные слагать.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!