СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические аспекты раскрытия трудных тем по истории: - Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже 19-20 вв

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические аспекты раскрытия трудных тем по истории: - Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже 19-20 вв»

        Методические аспекты раскрытия трудных тем по истории:  - Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже 19-20вв (пр)

Методические аспекты раскрытия трудных тем по истории:

- Идейные течения, политические партии

и общественные движения в России на рубеже 19-20вв (пр)

Реформы Александра II стали толчком к активизации идейных течений на территории всей империи. Причинами активного подъема и активности народных масс стали: непоследовательность реформ, наличие противоречий между сословиями, нерешенность аграрного вопроса, нечеткость и колебания политического курса. Еще до второй половины XIX века общественность сохраняла политическую инертность.   После реформ оформилось три направления: Либерализм; Консерватизм; Радикализм.

Реформы Александра II стали толчком к активизации идейных течений на территории всей империи. Причинами активного подъема и активности народных масс стали: непоследовательность реформ, наличие противоречий между сословиями, нерешенность аграрного вопроса, нечеткость и колебания политического курса. Еще до второй половины XIX века общественность сохраняла политическую инертность.  

После реформ оформилось три направления:

  • Либерализм;
  • Консерватизм;
  • Радикализм.
Движущие силы Центральная идея Активные деятели Отношение к монархии Отношение к реформам Экономический идеал Общественный идеал

Движущие силы

Центральная идея

Активные деятели

Отношение к монархии

Отношение к реформам

Экономический идеал

Общественный идеал

Движущие силы Дворяне, духовенство, купечество, мещане Центральная идея Стабильность и неизменность в развитии российского государства Активные деятели К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой, М.Н. Катков Отношение к монархии За сохранность и стабильность, незыблемость монархии Отношение к реформам Только реформы «сверху», проведение контрреформ Экономический идеал Сохранение помещичьего землевладение, полное отрицание капитализма Общественный идеал Патриархальное общество, религиозное, подчинение власти

Движущие силы

Дворяне, духовенство, купечество, мещане

Центральная идея

Стабильность и неизменность в развитии российского государства

Активные деятели

К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой, М.Н. Катков

Отношение к монархии

За сохранность и стабильность, незыблемость монархии

Отношение к реформам

Только реформы «сверху», проведение контрреформ

Экономический идеал

Сохранение помещичьего землевладение, полное отрицание капитализма

Общественный идеал

Патриархальное общество, религиозное, подчинение власти

Движущие силы Центральная идея Дворяне, духовенство, купечество, мещане Активные деятели Помещики, промышленники, интеллигенция, буржуазия Стабильность и неизменность в развитии российского государства «Западный» путь экономического и государственного развития К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой, М.Н. Катков Отношение к монархии Отношение к реформам К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, В.А. Гольцев, Д.И. Шаховский, Ф.И. Родичев, П.А. Долгоруков За сохранность и стабильность, незыблемость монархии За конституционную монархию Только реформы «сверху», проведение контрреформ Экономический идеал За дальнейшее преобразование общества: демократические свободы, создание Земского собора, расширение прав органов местного самоуправления Общественный идеал Сохранение помещичьего землевладение, полное отрицание капитализма Развитие капитализма, свободного предпринимательства Патриархальное общество, религиозное, подчинение власти Свобода личности, духовного развития, равенство

Движущие силы

Центральная идея

Дворяне, духовенство, купечество, мещане

Активные деятели

Помещики, промышленники, интеллигенция, буржуазия

Стабильность и неизменность в развитии российского государства

«Западный» путь экономического и государственного развития

К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой, М.Н. Катков

Отношение к монархии

Отношение к реформам

К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, В.А. Гольцев, Д.И. Шаховский, Ф.И. Родичев, П.А. Долгоруков

За сохранность и стабильность, незыблемость монархии

За конституционную монархию

Только реформы «сверху», проведение контрреформ

Экономический идеал

За дальнейшее преобразование общества: демократические свободы, создание Земского собора, расширение прав органов местного самоуправления

Общественный идеал

Сохранение помещичьего землевладение, полное отрицание капитализма

Развитие капитализма, свободного предпринимательства

Патриархальное общество, религиозное, подчинение власти

Свобода личности, духовного развития, равенство

Проблемное задание: ? Расскажите об идеологии народников и их деятельности.  Дайте оценку их деятельности с точки зрения закона и морали. Приведите аргументы в защиту и против народников

Проблемное задание:

? Расскажите об идеологии народников и их деятельности.

Дайте оценку их деятельности с точки зрения закона и морали.

Приведите аргументы в защиту и против народников

Найдите правильное соответствие. Народники Основные идеи 1.М. А. Бакунин А. Революция требует долгой и кропотливой подготовки, выработки четкой программы и разъяснительной работы среди народа; она должна свестись к минимуму насилия. Движущаяся сила революции – интеллигентный пропагандист. 2.П. Л. Лавров Б. Революция возможна, как государственный переворот, осуществленный сплоченной, хорошо законспирированной и дисциплинированной группой. Движущаяся сила революции – подпольная партия заговорщиков. 3.П. Н. Ткачев В. Революция – народный бунт, призванный разрушить до основания подавляющее свободу человека государство, создать федерацию самоуправляющихся общин.

Найдите правильное соответствие.

Народники

Основные идеи

1.М. А. Бакунин

А. Революция требует долгой и кропотливой подготовки, выработки четкой программы и разъяснительной работы среди народа; она должна свестись к минимуму насилия. Движущаяся сила революции – интеллигентный пропагандист.

2.П. Л. Лавров

Б. Революция возможна, как государственный переворот, осуществленный сплоченной, хорошо законспирированной и дисциплинированной группой. Движущаяся сила революции – подпольная партия заговорщиков.

3.П. Н. Ткачев

В. Революция – народный бунт, призванный разрушить до основания подавляющее свободу человека государство, создать федерацию самоуправляющихся общин.

Задание по текстам: Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а так же применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Задание по текстам:

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а так же применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из воспоминаний С.Ф. Ковалика « Летучая пропаганда по самому существу своему не могла иметь задачей не только последовательного просвещения народа, но и систематического его революционизирования — она стремилась внести революционное брожение в широкие слои населения... ...Пропагандист заводил знакомства среди ближайших крестьян или рабочих... мало-помалу начинал беседовать с ними на революционные темы и давать им для прочтений... разные революционные книги » .

Из воспоминаний С.Ф. Ковалика

« Летучая пропаганда по самому существу своему не могла иметь задачей не только последовательного просвещения народа, но и систематического его революционизирования она стремилась внести революционное брожение в широкие слои населения...

...Пропагандист заводил знакомства среди ближайших крестьян или рабочих... мало-помалу начинал беседовать с ними на революционные темы и давать им для прочтений... разные революционные книги » .

Из  « Записок революционера »  П.А.   Кропоткина « Различные писатели пробовали объяснить движение [революционных народников в деревню, их пропаганду в среде крестьян] влиянием извне. Влияние эмигрантов — любимое объяснение полиций всего мира... Молодёжь прислушивалась к мощному голосу Бакунина... деятельность Интернационала производила на нас чарующее впечатление. Но причины движения [революционных народников в деревню] лежали гораздо глубже. ...Мы видели, что крестьяне совершенно разорены чрезмерными податями и продажей скота для покрытия недоимок. Мы... тогда уже предвидели то полное обнищание всего населения, которое... теперь стало совершившимся фактом. Мы знали, какой наглый грабёж идёт повсеместно в России. Мы знали о произволе чиновников... Мы постоянно слышали о ночных обысках, об арестованных друзьях, которых гноили по тюрьмам. Мы сознавали поэтому необходимость политической борьбы против этой страшной власти, убивавшей лучшие умственные силы страны... »

Из  « Записок революционера »  П.А.   Кропоткина

« Различные писатели пробовали объяснить движение [революционных народников в деревню, их пропаганду в среде крестьян] влиянием извне. Влияние эмигрантов любимое объяснение полиций всего мира... Молодёжь прислушивалась к мощному голосу Бакунина... деятельность Интернационала производила на нас чарующее впечатление. Но причины движения [революционных народников в деревню] лежали гораздо глубже.

...Мы видели, что крестьяне совершенно разорены чрезмерными податями и продажей скота для покрытия недоимок. Мы... тогда уже предвидели то полное обнищание всего населения, которое... теперь стало совершившимся фактом.

Мы знали, какой наглый грабёж идёт повсеместно в России. Мы знали о произволе чиновников... Мы постоянно слышали о ночных обысках, об арестованных друзьях, которых гноили по тюрьмам. Мы сознавали поэтому необходимость политической борьбы против этой страшной власти, убивавшей лучшие умственные силы страны... »

ВОПРОСЫ 1. Укажите название движения революционных народников, о котором говорится в приведённых отрывках, и год, когда началось это движение. 2. На основе текста и знаний по курсу истории объясните причины возникновения движения народников. Приведите не менее трёх суждений. 3. Каковы были, по мнению авторов, цели участников названного движения? Назовите не менее двух из них.

ВОПРОСЫ

1. Укажите название движения революционных народников, о котором говорится в приведённых отрывках, и год, когда началось это движение.

2. На основе текста и знаний по курсу истории объясните причины возникновения движения народников. Приведите не менее трёх суждений.

3. Каковы были, по мнению авторов, цели участников названного движения? Назовите не менее двух из них.

Политические партии в России в начале XX века

Политические партии в России в начале XX века

В конце XIX века Российская империя считалась могущественным государством в мире с сильной экономикой и устойчивой политической системой. Однако в новом столетии страну ожидала революция и длительная борьба за установление конкретной модели государственности. В начале XX века в стране происходит засилье разнообразных партий с совершенно разными программами и политическими лидерами. Кто же возглавил будущее революционное движение, и какие партии вели наиболее интенсивную и длительную борьбу за власть?

В конце XIX века Российская империя считалась могущественным государством в мире с сильной экономикой и устойчивой политической системой. Однако в новом столетии страну ожидала революция и длительная борьба за установление конкретной модели государственности. В начале XX века в стране происходит засилье разнообразных партий с совершенно разными программами и политическими лидерами. Кто же возглавил будущее революционное движение, и какие партии вели наиболее интенсивную и длительную борьбу за власть?

Задание 11   №   Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквами, выберите номер нужного элемента.     Пропущенные элементы: 1) В.   И. Ленин 2) установление диктатуры пролетариата 3) А.   И. Гучков 4) меньшевики 5) В.   М. Чернов 6) кадеты 7) октябристы 8) единство империи при предоставлении нациям права на культурную автономию 9) сохранение самодержавной власти в её полном объёме   Партии начала XX в. __________(А) Лидеры Программные установки Ю. О. Мартов большевики муниципализация земли __________(Г) __________(Б) эсеры __________(В) П. Н. Милюков __________(Д) ___________(Е) социализация земли с передачей её в распоряжение крестьянских органов самоуправления А   Б   В   Г   Д   Е  

Задание 11    

Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквами, выберите номер нужного элемента.

 

 

Пропущенные элементы:

1) В.   И. Ленин

2) установление диктатуры пролетариата

3) А.   И. Гучков

4) меньшевики

5) В.   М. Чернов

6) кадеты

7) октябристы

8) единство империи при предоставлении нациям права на культурную автономию

9) сохранение самодержавной власти в её полном объёме

 

Партии начала XX в.

__________(А)

Лидеры

Программные установки

Ю. О. Мартов

большевики

муниципализация земли

__________(Г)

__________(Б)

эсеры

__________(В)

П. Н. Милюков

__________(Д)

___________(Е)

социализация земли

с передачей её

в распоряжение

крестьянских органов

самоуправления

А

 

Б

 

В

 

Г

 

Д

 

Е

 

Пояснение. А) Мартов — меньшевики. Б)−В) Ленин — за диктатуру пролетариата. Г)−Д) Милюков — за единство империи при предоставлении нациям права на культурную автономию. Е) Чернов. Задание 11   №   Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквами, выберите номер нужного элемента.     Пропущенные элементы: 1) В.   И. Ленин 2) установление диктатуры пролетариата 3) А.   И. Гучков 4) меньшевики 5) В.   М. Чернов 6) кадеты 7) октябристы 8) единство империи при предоставлении нациям права на культурную автономию 9) сохранение самодержавной власти в её полном объёме   Партии начала XX в. __________(А) Лидеры Программные установки Ю. О. Мартов большевики __________(Г) муниципализация земли __________(Б) эсеры П. Н. Милюков __________(В) ___________(Е) __________(Д) социализация земли с передачей её в распоряжение крестьянских органов самоуправления А   4 Б   1 В Г   2   6 Д   8 Е   5

Пояснение.

А) Мартов — меньшевики.

Б)−В) Ленин — за диктатуру пролетариата.

Г)−Д) Милюков — за единство империи при предоставлении нациям права на культурную автономию.

Е) Чернов.

Задание 11    

Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквами, выберите номер нужного элемента.

 

 

Пропущенные элементы:

1) В.   И. Ленин

2) установление диктатуры пролетариата

3) А.   И. Гучков

4) меньшевики

5) В.   М. Чернов

6) кадеты

7) октябристы

8) единство империи при предоставлении нациям права на культурную автономию

9) сохранение самодержавной власти в её полном объёме

 

Партии начала XX в.

__________(А)

Лидеры

Программные установки

Ю. О. Мартов

большевики

__________(Г)

муниципализация земли

__________(Б)

эсеры

П. Н. Милюков

__________(В)

___________(Е)

__________(Д)

социализация земли

с передачей её

в распоряжение

крестьянских органов

самоуправления

А

  4

Б

  1

В

Г

  2

  6

Д

  8

Е

  5

 Желябов Андрей Иванович Русский революционер, один из руководителей организации «Народная воля».

Желябов Андрей Иванович

Русский революционер, один из руководителей организации «Народная воля».

Со́фья Льво́вна Перо́вская член Исполнительного комитета организации « Народная воля ». Непосредственно руководила убийством российского императора  Александра II

Со́фья Льво́вна Перо́вская

член Исполнительного комитета организации « Народная воля ». Непосредственно руководила убийством российского императора  Александра II

Павел Николаевич Милюков  (1859-1943) — историк прозападного направления, лидер Конституционно-демократической партии (Партии народной свободы, кадетской партии)

Павел Николаевич Милюков  (1859-1943) — историк прозападного направления, лидер Конституционно-демократической партии (Партии народной свободы, кадетской партии)

ГУЧКОВ Александр Иванович В ноябре 1905 г. стал одним из основателей «Союза 17 октября». В мае 1907 г. избран в Государственный совет, в ноябре — в III Государственную думу, председателем которой был с марта 1910 г. по март 1911 г. В Первую мировую войну, в 1915–1917 гг., — председатель Центрального военно-промышленного комитета и член Особого совещания по обороне.

ГУЧКОВ Александр Иванович

В ноябре 1905 г. стал одним из основателей «Союза 17 октября». В мае 1907 г. избран в Государственный совет, в ноябре — в III Государственную думу, председателем которой был с марта 1910 г. по март 1911 г. В Первую мировую войну, в 1915–1917 гг., — председатель Центрального военно-промышленного комитета и член Особого совещания по обороне.

Ве́ра Ива́новна Засу́лич   деятельница российского и международного  социалистического  движения,  писательница . Вначале  народница - революционерка , затем одна из первых российских  социал-демократов .

Ве́ра Ива́новна Засу́лич  

деятельница российского и международного  социалистического  движения,  писательница . Вначале  народница - революционерка , затем одна из первых российских  социал-демократов .

Ю́лий О́сипович Мартов  (настоящая фамилия  Цедерба́ум ;  24 ноября   1873 ,  Константинополь  —  4 апреля   1923 года ,  Шёмберг ,  Германия ) — российский политический деятель, участник революционного движения, один из лидеров  меньшевиков , публицист.

Ю́лий О́сипович Мартов  (настоящая фамилия  Цедерба́ум24 ноября   1873Константинополь  —  4 апреля   1923 годаШёмбергГермания ) — российский политический деятель, участник революционного движения, один из лидеров  меньшевиков , публицист.

  • "Власть, основанная на Насилии, Насилием же и СВЕРГАЕТСЯ "
  • (Дени Дидро)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!