СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая рекомендация по использованию модульных массажных (ортопедических) ковриков и дорожек для профилактики плоскостопия и укрепления здоровья детей дошкольного возраста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка составлена на основе практического опыта использования массажных (ортопедических) ковриков и дорожек, для профилактики плоскостопия и для укрепления здоровья детей дошкольного возраста.

Авторы предлагают виды массажных ковриков и дорожек, рекомендации по их использованию в дошкольных образовательных учреждениях.

Просмотр содержимого документа
«Методическая рекомендация по использованию модульных массажных (ортопедических) ковриков и дорожек для профилактики плоскостопия и укрепления здоровья детей дошкольного возраста.»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 4 муниципального образования Щербиновский район село

Ейское Укрепление.













Методическая рекомендация

по использованию модульных массажных (ортопедических) ковриков и дорожек для профилактики плоскостопия и укрепления здоровья детей дошкольного возраста.































С. Ейское Укрепление

2022год.


Старых Елена Львовна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 4 муниципального образование Щербиновский район село Ейское Укрепление, [email protected]





Аннотация

Методическая разработка составлена на основе практического опыта использования массажных (ортопедических) ковриков и дорожек, для профилактики плоскостопия и для укрепления здоровья детей дошкольного возраста.

Авторы предлагают виды массажных ковриков и дорожек, рекомендации по их использованию в дошкольных образовательных учреждениях.





































Содержание

  1. Пояснительная записка…………………………………………4

  2. Основная часть ………………………………………………….6

Общие сведения, по использованию модульных массажных

(ортопедических) ковриков и дорожек

  1. Список литературы…………………………………………......10

  2. Приложение…………………………………………………......13



















































Пояснительная записка

Главной ценностью человека, а в особенности, ребенка дошкольного возраста является здоровье.

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Одной их наиболее эффективных форм укрепления здоровья детей является закаливание.

Закаливание детей - это не только обливания водой, физические упражнения и прогулки на свежем воздухе. Укрепление растущего детского организма можно проводить и путем массажа особых «жизненных» точек, которые влияют на работу внутренних органов.

В своей практике по закаливанию детского организма мы отводим ведущее место одному из нетрадиционных видов - это закаливание при помощи массажных ковриков и дорожек. Выбранный нами метод закаливания помогает решить следующие задачи:

  1. Закаливать организм ребенка;

  2. Восполнить нехватку тактильных ощущений у детей;

  3. Проводить профилактику и коррекцию плоскостопия ребенка;

  4. Развивать чувства равновесия и координацию у дошкольников.

Упражнения с нестандартным оборудованием способствуют совершенствованию функции равновесия и двигательного контроля, формируют правильную осанку. И, что особенно важно, такие упражнения нравятся детям, они выполняют их на высоком эмоциональном уровне.

Актуальность методической рекомендации по использованию массажных (ортопедических) ковриков и дорожек для профилактики плоскостопия и укрепления здоровья детей дошкольного возраста, состоит в том, что знакомит педагогов ДОУ с использованием нестандартного оборудования для решения оздоровительных задач, посредством воздействия на биологически активные точки стопы.

Цель составления методической рекомендации – помочь педагогам ОУ достичь новых, образовательных результатов в работе по укреплению здоровья посредством профилактических мероприятий, используя модульные массажные коврики, дорожки.

Ожидаемый результат от использования данной методической рекомендации состоит в том что, в работу педагогов будет внедрена новая технология, которая повысит уровень образовательного процесса, сформирует у педагогов ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепления здоровья воспитанников.

Будут созданы условия для возможности корректировки технологии, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребёнку, будут сформированы положительные мотивации у педагогов и детей.

У воспитанников будут развиваться:                 

  • развитие чувства равновесия и координации движений;

  • восполнение нехватки тактильных ощущений;

  • способствование закаливанию организма;

  • улучшение кровоснабжения организма.

Особенность и новизна предлагаемой разработки заключается в том,

что данная рекомендация предлагает четкий поэтапный план овладения

педагогами ДОУ и детьми (по принципу нарастающего интереса) основам использования различных видов модульных (ортопедических) массажных ковриков и дорожек.





















Основная часть.

В дошкольном возрасте важно проводить профилактику плоскостопия. Одним из действенных способов педиатры признают ходьбу босиком по неровной поверхности. Летом полезно бегать по песку и траве, а вот в зимнее время, да и в городских условиях отличной заменой природных «тренажеров» становится массажный коврик, дорожка. Его рельефная поверхность оказывает максимально эффективное оздоравливающе воздействие.

Упражнения с массажными ковриками и дорожками создают у ребят положительный настрой, повышают настроение, дают заряд бодрости и энергии.

Ортопедические коврики, дорожки имитируют разнообразие земной поверхности, к которой эволюционно приспособлена человеческая стопа.

Во время ходьбы по разнообразным поверхностям ортопедических ковриков, дорожек происходит механическое воздействие на точки стопы. Это стимулирует соответствующие органы, улучшая приток крови и повышая общий тонус тела.
Каждый коврик направлен на проработку определенной группы мышц. Вот как работают некоторые коврики из набора:

  • Коврик «Волна» укрепляет мышцы голеностопного сустава, учит детей держать равновесие.

  • Коврик «Лесенка» хорошо прорабатывает середину детской стопы.

  • Коврик «Островок» подходит для глубокой проработки точек детской стопы.

Упражнения с нестандартным оборудование способствуют совершенствованию функции равновесия и двигательного контроля, формируют правильную осанку, укрепляют мышцы свода стопы. Основные принципы использования массажных ковриков и дорожек:

  • Оборудование используется во время гимнастики после сна и в самостоятельной двигательной деятельности с учетом индивидуальных возможностей детей и уровня их физической подготовки.

  • Упражнения выполнять от простых к сложным, добавлять новые движения.Полезно использовать дыхательные упражнения на расслабления мышц.

  • Развитие основных функций стоп; обучение правильной постановке стопы при ходьбе; повышение тонуса, уменьшение длины передней большеберцовой, длинного разгибателя пальцев, длинного разгибателя 1 пальца, коротких мышц стоп; увеличение длины, устранение гипертонусов трехглавой мышцы голени; укрепление сумочно-связочного аппарата и увеличение подвижности суставов стоп; улучшение кровообращения стоп; улучшение координации движений.

  • С целью развития воображения, памяти и речи необходимо предлагать детям самим придумывать упражнения и игры с нестандартным оборудованием.

Упражнения с массажными ковриками и дорожками создают положительный настрой, повышают настроение, дают заряд бодрости и энергии. Ходьба по дорожкам и коврикам - обычная, на носках, на пяточках, на внешней стороне стопы, на внутренней, прыжки, бег.

При ходьбе на ножку ребенка действуют разные раздражители – мягкие и жесткие, давая различные ощущения стопе.

Как правильно заниматься на массажном коврике для детей?

Гимнастика на коврике положительно скажется на здоровье Вашего ребенка. Чтобы занятия не навредили, помимо выполнения упражнений, нужно соблюдать элементарные правила:

  • Придерживайтесь чистоты – перед занятиями мойте ноги, а после – промывайте коврик под проточной водой с мылом.

  • Упражнения делаются босиком.

  • Выполняя упражнения, важно не сутулиться и не напрягать тело.

  • Жесткость коврика должна соответствовать возрасту.

  • Начните с трех минут основных упражнений, постепенно увеличивайте время и интенсивность тренировки.

  • Если появляется боль при выполнении определенного упражнения – пропустите его.

Дети с удовольствием выполняют простые упражнения на одной или обеих ногах, топчутся и имитируют животных. Вот несколько примеров заданий, которые может повторить ваш ребенок:

 Косолапый мишка. Малыш ставит ноги на наружный свод стопы, держа при этом руки на поясе, и переминается в течение 30-60 секунд.

• Ходим по-гусиному. Присев на корточки, нужно топтаться на месте около 40 секунд.

• Перекаты. Стоя на обеих ногах, малыш раскачивается с пятки на носок. Можно усложнить задание: ставить правую ногу на носок, а левую на пятку и наоборот.

Пятерня. Ребенок приподнимает пальцы ноги, растопыривает их и удерживает в таком положении 10 секунд. Повторить 5-10 раз.

• Топтание на носках или на пятках. Выполняется одновременно на обеих ногах. Малыш переступает на коврике около 30 секунд в каждом положении.

Выполняя комплекс упражнений в течение 3-5 минут несколько раз в день, ребенок укрепляет свод стопы, формирует правильный изгиб, красивую походку. Регулярные нагрузки поддерживают мышцы в тонусе, способствуют развитию опорно-двигательного аппарата, а игровая форма поднимает настроение и положительно влияет на общее эмоционально состояние малыша.

Игра — это хорошо, потому что в игре происходит развитие ребенка. Игра – великий механизм, придуманный природой для того, чтобы ребенок мог получить информацию о сложном мире. При этом он не отвлекается и не устает. Игра как метод обучения и развития настолько эффективна, что уже и для взрослых широко используются игровые тренинги.

Если хотите чему-нибудь научить ребенка – играйте с ним.

Играйте в то, что ему интересно, сделайте интересными игры, которые будут полезны для него.

Наша идея — увлечь ребенка в игре, выполняя упражнения на массажных ковриках для лечения и профилактики плоскостопия.

Детский массажный коврик — это плоская поверхность с выступами и пупырышками различного размера и жесткости, обеспечивающими акупунктурное воздействие на стопу за счет рельефности. Покупные изделия сделаны из резины, силикона или ПВХ. Они могут быть как цельными, так и модульными. Однако те из них, что подешевле, отличаются недолговечностью и бывают, жестковаты для ножек.

















































Литература:

1. Воротилкина И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении.-Москва: Энас, 2006. – 144с.

2. Пензулаева Л.И.Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет). Москва: ВЛАДОС, 2005.

3. «Использование нестандартного оборудования на физкультурных занятиях как метод укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста» Режим доступа: pandia.ru/78/449/64215.php Социальная сеть работников образования (Электронный ресурс).

4. Яковлева Л.В. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. – М.: Гуманитарное Издательство Центр ВЛАДОС, 2004. – 315с.

Интернет источники.

  1. https://o-krohe.ru/detskaya-komnata-kovry/massazhnye/

  2. https://almaua.com/ru/blog/novosti/uprazhneniya-na-detskom-massazhnom-kovrike

  3. https://www.1urok.ru/categories/19/articles/27852





















Приложение 1

Модели

Производители предлагают множество различных моделей.

Давайте рассмотрим несколько самых популярных (по отзывам родителей и статистике продаж) моделей и производителей:

«Тривес М 514» (камушки). Эта модель подходит для всей семьи, она имитирует морские камни, такое изделие можно постелить в ванной и ходить по нему перед купанием. Фактура имеет среднюю степень жесткости. Аппликатор прекрасно подходит для улучшения кровоснабжения ног, для массажа стоп.

«Морское дно». Эти эластичные и относительно мягкие коврики производятся в России из каучуковой резины. Внешне изделие действительно сильно напоминает подводный мир. Есть коврики с морскими коньками, с кораллами, с причудливыми узорами водорослей, морских камушков. Ребенку наверняка понравится играть с таким ковриком в воде, его можно постелить на дно надувного бассейна, ванны или тазика. Производители допускают такое использование.

«Пазл 1+». Это популярный детский ортопедический коврик, состоящий из 8 модулей. Он сделан из полимеров. Такой коврик можно купить и годовалому малышу, и пятилетнему непоседе. Он полезен для профилактики и лечения плоскостопия и у детей более старшего возраста, изделие выдержит даже вес взрослого человека за счет толстой и плотной базовой основы (части под неровной поверхностью).

«FOSTA». Под этим названием кроется целый ряд моделей напольных аппликаторов, самые «любимые» мамами – «Fosta F 0810» и «Fosta F0109». Эти коврики можно комбинировать, а можно купить в виде восьмимодульного покрытия. Они не слишком жесткие, это дает возможность при занятиях чувствовать комфорт.

«Орто». Модульное покрытие «Орто» – это плотный резиновый микс из разных фактур. В одном аппликаторе могут быть элементы с имитацией морских камней, гальки, мягкой лесной тропинки с ворсинками, шипов или округлых бугорков, шишек, пупырышков и т. д. Коврик ребенку можно скомпоновать самостоятельно, купив отдельные модули «Орто». Можно также сконструировать покрытие любого размера. Произведено в России.

«Коврик Ляпко». Эластичный резиновый коврик с иглами из цинка, меди, серебра, никеля. Покрытие разработал рефлексотерапевт Николай Ляпко. Изделие сочетает в себе две полезных процедуры – массаж и иглоукалывание. В детских вариантах такое покрытие имеет яркие расцветки.































Приложение 2

Игры для детей с использованием массажного коврика

Из-за непривычного рельефа коврика ребенок может отказываться от занятий. Наличие ярких элементов, геометрических фигур, разноцветных выпуклостей коврика можно использовать для игры. Игра привлечет детское внимание и будет стимулировать к выполнению упражнений.

Игра “Жук”

В этой игре ребенок должен обыграть действия в стишке. В игровой форме произойдет массаж стоп и ладоней.

На цветочке два жучка танцевали гопачка – маршируем на месте,

Правой ножкой топ-топ – топаем правой ногой 2 раза,

Левой ножкой топ-топ-топ – топаем левой ногой 3 раза,

Крылышки подняли вверх: “Кто летит быстрее всех?” – нужно спрыгнуть и оббежать коврик,

Вот и прилетели, на цветочек сели – возвращаемся на место, приседаем и дотрагиваемся ладонями к коврику.

Игра “Охотники за сокровищами”

Это групповая игра, тренирует стопы и направлена на профилактику плоскостопия.

По коврику раскидываем монеты или другие игровые элементы. Дети ждут стартовый сигнал и собирают “сокровища” пальцами ног. Выигрывает тот, кто соберет их больше всего.

Игра “Гуси”

Игра укрепляет мышцы туловища, рук и стоп.

Старт – в начале коврика. Дети должны пройти по коврику “гусиным” шагом на корточках. Выигрывает тот, кто быстрее дойдет к концу коврика.


Игра “Зайчики-попрыгунчики”

Игра развивает внимание игроков.

Дети должны слушать стишок и на слово “прыг” запрыгивать на коврик, а на “скок” – спрыгивать с него. Для поддержания внимания иногда вместо “скок”, говорите “прыг”. Кто ошибется, тот выбывает из игры.

Шел зайка - попрыгайка

Увидел пенек – “прыг” на него

Надоело сидеть на пеньке – “скок” с пенька

Дальше идет

Видит лису-красу – “прыг” на пенек

Лиса ушла – зайка “скок” с пенька и т.д.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!