СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка занятия внеурочной деятельности «Я – географ-следопыт» по теме: «Почувствуйте себя геофизиками! Исследуем нагрев подстилающей поверхности»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка занятия внеурочной деятельности «Я – географ-следопыт»

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия внеурочной деятельности «Я – географ-следопыт» по теме: «Почувствуйте себя геофизиками! Исследуем нагрев подстилающей поверхности»»

6 класс Внеурочная деятельность «Я – географ-следопыт» Гусакова О.П.

Занятие внеурочной деятельности № 7

Тема занятия: «Почувствуйте себя геофизиками! Исследуем нагрев подстилающей поверхности»

Цели занятия внеурочной деятельности:

  • продолжить формирование представления о подстилающей поверхности, ее свойствах; исследовать условия ее нагрева опытным путем;

  • развивать первичные практические навыки анализа и обработки результатов исследований, а также использования знаний математической науки для решения прикладных задач;

  • формировать и развивать трудовые качества личности; формировать позитивную «Я – концепцию», коммуникативные и организаторские способности, умения самоорганизации и саморегулирования учебной деятельности.

Оборудование: настольная лампа, 2 листа картона, линейка и ножницы (на каждую группу учащихся), электронный учебник Летягина «География. 6 класс», дневник географа-следопыта (или раздаточный материал).

Тип занятия: практикум.

План-конспект занятия

  1. Организационный момент (1 мин)

Приветствие учащихся. Проверка присутствующих.

  1. Сообщения темы, цели занятия. Мотивация деятельности (2 мин)

Прием «Удивляй!»

Солнце излучает в космическое пространство настоящий океан энергии. С того колоссального потока наша Земля получает лишь толику – всего половину миллиардной доли! Но эта доля немаленькая – только за одну минуту наша планета получает столько солнечной энергии, сколько ее производят все электростанции мира в течение полутора лет! 1 м2 земной поверхности ежеминутно получает столько солнечного тепла, сколько его нужно, чтобы довести до кипения стакан воды, а на 1 га земли каждую секунду попадает такое количество энергии, которое может привести в движение электродвигатели мощностью 10 тыс. киловатт.

О том, для чего нужен термометр и как именно им измеряют температуру воздуха, вам известно с самых ранних лет. На прошлом уроке географии вы также узнали, что температура меняется с высотой. Слушая прогноз погоды, вы, наверное, обратили внимание на то, что температура воздуха в разных районах Земли отличается в одно и то же время. А сможете ли вы объяснить, почему?

Разумеется, да! (ответы учащихся). Это теоретическое обоснование, но, как вы знаете, за теорией всегда стоит практика проведенных исследований, которые подтверждают ее правильность.

Исходя из сказанного, давайте попробуем определить, чему же будет посвящено наше занятие (ответы учащихся). Верно. Отсюда вытекает тема«Почувствуйте себя геофизиками! Исследуем нагрев подстилающей поверхности». А целью занятия будет … продолжите (ответы учащихся). Именно так, цель нашего занятия – сформировать представление о подстилающей поверхности, ее свойствах; исследовать условия ее нагрева опытным путем.

  1. Актуализация и коррекция опорных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения работы (10 мин).

Прием «Географический кросс»

Сейчас я буду зачитывать незавершенные высказывания, а вам я предлагаю их дополнить. Это вам поможет настроиться на выполнение дальнейшей работы.

  1. До земной поверхности достигает только часть солнечного … (тепла и света, около 47%).

  2. Не весь поток солнечной энергии доходит до земной поверхности, потому что … (часть солнечных лучей поглощается, рассеивается в тропосфере и отражается обратно в космическое пространство, а часть расходуется на превращение кислорода в озон).

  3. Солнечные лучи, проходя через атмосферу, почти ее … (не нагревают).

  4. Атмосферный воздух нагревается от … (поверхности Земли, твердых и жидких тел).

  5. Поверхность Земли (почва, вода, снег, лед, растительность), которая взаимодействует с атмосферой, обмениваясь с ней теплом и влагой, называется … (подстилающей поверхностью).

Отлично. Теперь можно переходить к исследованию условий нагрева подстилающей поверхности.

  1. Анализ содержания и последовательности выполнения практических действий (5 мин).

Технология группового обучения

Сейчас вы делитесь на группы по 3 человека. Итого у нас должно получиться 4 группы. Сейчас вам предстоит выбрать руководителя вашей группы, который будет отвечать за процесс выполнения исследования и представлять его итог. Теперь можно приступать к географическому практикуму.

Открываем стр. 126 электронного учебника «Школа географа-следопыта» «Исследуйте условия нагрева подстилающей поверхности» или раздаточный материал 1 «Школа географа-следопыта».

У каждой группы на столах имеется в наличии необходимое оборудование и листы Дневника географа-следопыта. Вам нужно подготовить и собрать модель для выполнения практикума, а также ознакомиться с порядком выполнения работы.

Затем каждая группа будет выполнять исследование во главе с руководителем.

Физкультминутка

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ.

Каждое упражнение выполнять 6 – 8 раз.

  • Движение глаз по горизонтальной линии вправо-влево.

  • Движение глаз по вертикальной линии вверх-вниз.

  • Круговые движения открытыми глазами по часовой стрелке и против часовой стрелки.

  • Сведение глаз к переносице, затем смотреть вдаль.

  • Сведение глаз к кончику носа, затем смотреть вдаль.

  • Сведение глаз ко лбу, затем смотреть вдаль.

  • Упражнение на аккомодацию.

  • Положить ладони на закрытые глаза, сделать резкий глубокий вдох через нос, затем выполняем медленный выдох через рот, через 20-30 секунд убираем ладони и открываем глаза.

  1. Самостоятельное выполнение заданий под контролем и с помощью учителя (при необходимости) (15 мин).

Географический практикум

  1. Обобщение и систематизация знаний (5 мин).

Работа учащихся с Дневником географа-следопыта (отвечают на поставленные вопросы и записывают ответы).

  1. Отчет учащихся о способах и результатах проделанной работы и теоретическая интерпретация полученных результатов) (5 мин).

Руководители групп представляют полученные результаты (ответы на вопросы в Дневнике географа-следопыта), а также выводы (итоги работы) (зачитывают полученный текст). Учитель оценивает их правильность.

  1. Итог занятия (2 мин).

Оценка занятия учащимися

Прием «Незаконченное предложение»

Закончите фразу «Сегодня на уроке я узнал (-ла) (что именно?)…, мне понравилось (что именно?)… (или мне не понравилось (что именно?)».

Оценка занятия учителем

Вывод учителя о групповой работе учащихся.



РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ 1



РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ 2

Дневник географа-следопыта

Исследуем условия нагрева подстилающей поверхности

  • Зарисуйте модель, используемую для исследования.


Модель «Исследование условий нагрева подстилающей поверхности»

Вывод (итоги работы):

5


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!