СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка занятия "Учимся считать семейные доходы"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие для обучающихся 5-6 классов по финансовой грамотности.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия "Учимся считать семейные доходы"»


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Волгоградский институт управления


Региональный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования

Волгоградской области




ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему:

Учимся считать семейные доходы





Проект выполнили:


Напалкова Е.А.














Старший методист РМЦ:


к.э.н., доцент


Брехова Ю.В.










Волгоград

2021

Содержание


Введение

3

1. Общая характеристика занятия

5

2. Педагогическая характеристика занятия

6

3. Методическая характеристика занятия

8

Заключение

9

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИСТОЧНИКОВ

10

Приложения

11


Введение

Существенно усложнившаяся в последнее время финансовая система, ускорение процесса глобализации и появление широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг сегодня ставят перед людьми весьма сложные задачи, к решению которых они оказываются неподготовленными. Лучшим этапом жизненного цикла человека, на котором ему может быть предоставлена возможность получить навыки финансовой грамотности, является этап получения образования в школе, поскольку в современном мире дети значительно раньше сталкиваются с деньгами, понимают их значение и учатся зарабатывать, школа должна помогать учащимся начинать адаптацию к активной жизни в условиях рынка.

Финансовое образование школьникам дает представление о ценности денег, закладывает фундамент для дальнейшего развития навыков планирования бюджета и сбережений.

В этой связи подготовка школьника к разумному финансовому поведению стоит остро, а это подразумевает в будущем умение принимать решения в финансовой сфере, обеспечить личную финансовую безопасность и собственное благосостояние, а также способность и готовность внести вклад в развитие экономики.

Методическая разработка занятия на тему: «Учимся считать семейные доходы» отражает реализацию основной образовательной программы по финансовой грамотности. Она предназначена для учащихся 5-6 классов общеобразовательных школ и является изучением нового материала.

Основная цель методической разработки заключается в построении модели учебного занятия. Форма проведения занятия – комбинированный урок, основной дидактической целью которого является реализация новых и усвоенных понятий и теорий в практической деятельности учащихся.

Такая форма проведения занятий расширяет кругозор и формирует логическое мышление и рациональное поведение учащихся. Занятие построено на методах моделирования выбора и поведения учеников, помогают находить решения поставленных задач в области формирования семейных доходов.

Тема весьма интересна и важна для рассмотрения.

Актуальность темы заключена в том, что в условиях современной России школьники часто сталкиваются с невозможностью получить желаемое: у родителей не хватает средств для приобретения всех товаров, которые нужны их детям. Поэтому необходимо научить учеников ведению бюджета, пониманию из чего складываются доходы семьи и как их можно увеличить.

Практической значимостью данной темы является то, что ее можно использовать на уроках по финансовой грамотности. В результате школьники в жизни смогут грамотно планировать и эффективно распоряжаться своими финансовыми ресурсами.

1. Общая характеристика занятия

Характеристика условий реализации проекта

  • Объект:

Место: г. Волгоград

Название образовательной организации:

МОУ СШ № 85 Дзержинского района Волгограда;

МОУ СШ № 99 Тракторного района Волгограда;

  • Участники проекта:

Педагог:

Напалкова Елена Александровна, учитель истории и обществознания

Панасюк Ольга Владимировна, учитель истории и обществознания

Учащиеся: 5-6 классов

Другие (консультанты, родители)

  • Название факультатива: Основы финансовой грамотности (школьный компонент)

  • Место занятия в логике реализации предмета (курса, факультатива): изучение нового материала.

  • Вид деятельности учащихся: внеурочная деятельность

  • Количество занятий по теме/ порядковый номер в теме: 1/ 8

  • Тип занятия: комбинированное занятие

  • Оборудование и/ или характеристика образовательной среды:

  • Учебно-методическое обеспечение

    • Учебник и/ или учебное пособие для учащихся:

    • Методические материалы для учителя:

Горлова Л.А. Нетрадиционные уроки, внеклассные мероприятия. М.: Вако, 2016.

Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. М.: ИПО Профиздат, 2011.

Липсиц И. Удивительные приключения в стране Экономика. - М.: Вита-Пресс,2011.






2. Педагогическая характеристика занятия

Тема: «Учимся считать семейные доходы»

Цели занятия: достижение учащимися следующих образовательных результатов

Предметные образовательные результаты

- овладение основными понятиями по теме: «Учимся считать семейные доходы»;

- овладение представлением о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи,

Метапредметные образовательные результаты

Личностные:

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

  • планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

  • понимание личной ответственности за собственные решения и благополучие своей семьи.


Регулятивные:

  • умения выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

  • выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;

  • проявление познавательной и творческой инициативы;


Коммуникативные:

  • слушать одноклассников и обосновывать свое мнение;

  • выражать свои мысли и идеи, обсуждать в рабочей группе информацию;

  • умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;






Описание учебного процесса

Этап

Продолжительность

Действия учащихся при выполнении заданий или типы заданий для учащихся

I. Орг. момент. Мотивация.

2 мин

Беседа. Определяют тему урока.

II. Изучение нового материала

1. Постановка цели

4 мин

Учащиеся составляют схему личных доходов и ставят цели занятия

2. Работа с новыми понятиями

8 мин

Отвечают на вопрос о доходах членов семьи

3. Классификация источников дохода семьи и способов его увеличения

10 мин

Составляют общий перечень на листочке в форме веера.

Решают кроссворд.

Выполняют проблемные задания

4. Первичное закрепление

8 мин

работают с иллюстрациями для определения доходов

5. Закрепление

7 мин





Отвечают на вопросы теста

III. Заключение.

3 мин

Подведение итогов. Рефлексия в форме анкетирования.


Этап

Метод

Типы заданий контрольно-измерительных процедур

I. Орг. момент. Мотивация.

Словестный, наглядный

Вводная беседа.

II. Изучение нового материала.

Словестный, наглядный, практический,

Словарь, карточки

III. Заключение.

Словестный

анкета


3. Методическая характеристика занятия


Перечень методик (технологий, методических приемов), рекомендуемых к использованию на уроке

  1. игровые методы обучения;

  2. визуализация;

  3. работа в группах;

  4. работа с понятием;

  5. создание проблемной ситуации,

Методика оценки педагогической эффективности занятия:


      1. Подведение итогов, выявление степени усвоения понятия (анализ теста).

2. Анкетирование

- Было ли вам интересно на уроке? Является ли полученная информация полезной?

- Что бы вы изменили в занятии?

- Где полученные знания вам могут пригодиться в жизни?


Заключение

Данное занятие по изучению нового материала по теме «Учимся считать семейные доходы» позволяет расширить знания учащихся о доходах семьи, формирует понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; финансовых связей семьи и государства.

Приобретенные в процессе занятия навыки помогут в формировании самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планировании собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка.

Учитель может оценить, не только учеников, но и себя, поинтересоваться у учащихся о понравившихся и запомнившихся элементах занятия и возникших трудностях.






















СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИСТОЧНИКОВ

  1. Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Финансовая грамотность: метод. реком. для учителя. 10–11 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. 80 с.: ил

  2. Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Финансовая грамотность: материалы для учащ. 10–11 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. 400 с.: ил

  3. Горлова Л.А. Нетрадиционные уроки, внеклассные мероприятия. М.: Вако, 2006.

  4. Зайцева О.Н., Ладыгин М.Б. «Литературное образование». М.: «Дрофа», 2000 г.

  5. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. М.: ИПО Профиздат, 2001. 191 с.

  6. Деловой вестник «Ваши личные финансы», издатель ООО «Р-консалт», г. Томск, главный редактор М.С. Сергейчук, 2017 г.

  7. Зозуля, Т. Множественные источники дохода. Источники доходов семьи.



Интернет-ресурсы

1. www.vopreco.ru – журнал «Вопросы экономики».

2. http://dic.academic.ru/dic.nsf/business/7993- Словарь бизнес-терминов












Приложение 1

Сценарий занятия на тему: «Учимся считать семейные доходы»

Цели занятия: достижение учащимися следующих образовательных результатов

Предметные образовательные результаты

- познакомиться с понятием «доход», с источниками дохода, научиться

различать регулярные и нерегулярные источники доходов.

- овладение основными понятиями по теме: «Учимся считать семейные доходы»;

- овладение представлением о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи,

Метапредметные образовательные результаты

Личностные:

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

  • планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

  • понимание личной ответственности за собственные решения и благополучие своей семьи.


Регулятивные:

  • умения выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

  • выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;

  • проявление познавательной и творческой инициативы;

Коммуникативные:

  • слушать одноклассников и обосновывать свое мнение;

  • выражать свои мысли и идеи, обсуждать в рабочей группе информацию;

  • умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

Класс: 5-6 класс

Форма проведения: комбинированное занятие

Оборудование: видеоматериалы, карточки с заданиями, иллюстрации.

Методы: практический, словестный, наглядный.

Предварительная подготовка

Не требуется


Структура и ход занятия:


1. Организационный момент. Мотивация обучающихся. Определение темы и целей занятия.

Преподаватель: Сегодня мы с вами вернемся к вопросу, для чего нужны деньги и где же их взять.

Обучающиеся рассуждают.

Преподаватель: Правильно, мы используем деньги при обмене на необходимые для нас товары и услуги, приобретая которые, мы удовлетворяем потребности, но часто сталкиваемся с проблемой нехватки денег на желаемый для нас товар. Откуда же берутся деньги?

Обучающиеся выполняют задание 1. Составьте схему источников ваших личных доходов.

Преподаватель делает вывод: Ваши личные доходы формируются из тех ресурсов, которые выделяют родители или ваши родственники. А у родителей они откуда?

Обучающиеся отвечают.

Преподаватель: Правильно, родители работают, за свой труд они получают доходы.


2. Этап получения новых знаний:

Преподаватель вводит новое понятие: ДОХОД – это сумма средств, которую мы получаем31. (Презентация , сл. 2.) А за что мы можем получать доход?

Обучающиеся: За труд.

Преподаватель: Какие доходы получаете именно вы?

Обучающиеся: От родителей на карманные расходы.

Преподаватель: Заработная плата ваших родителей также является личным доходом каждого из них.

Семейный доход

Преподаватель: Мы рассмотрели с вами понятие личного дохода. Но существует также и понятие семейного дохода. Давайте вместе поразмышляем, что такое семейный доход?

Обучающиеся отвечают.

Преподаватель: Правильно. СЕМЕЙНЫЙ ДОХОД – сумма денежных доходов,

полученных всеми членами семьи, имеющими самостоятельный источник средств существования. Сумма, полученная мамой, папой, бабушкой, дедушкой и другими членами семьи, составляет семейный доход.

Источники получения доходов: регулярные и нерегулярные

Преподаватель: Мы выяснили, что доходы – это то, что мы получаем. А как вы

думаете, из каких источников мы можем получать доходы?

Сейчас на листе каждый из вас по цепочке напишет известный вам вид дохода

После этого сверните лист по линии так, чтобы следующему не было видно

вашей записи, и передайте другому человеку. В конце у нас с вами получится веер.

Обучающиеся записывают по цепочке.

Преподаватель: Сейчас мы откроем наш веер и посмотрим, какие виды доходов вам известны. А теперь обобщим.

Источниками дохода являются: (Презентация 8, сл. 45.)

 ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА – плата за труд, выполненную работу.

 ПЕНСИЯ – это сумма денег, получаемая людьми, которые не работают в силу

достижения пенсионного возраста (55 лет – женщины, 60 лет – мужчины).

 СТИПЕНДИЯ – доходы студентов за прилежную учебу.

 ДЕНЕЖНЫЕ ПОСОБИЯ – выплаты нуждающемуся населению.

 ДОХОДЫ С ПОДСОБНОГО ХОЗЯЙСТВА – доходы, получаемые от выращивания

и реализации овощей и фруктов, яиц, мяса, молока.

 ДОХОДЫ ОТ НЕДВИЖИМОЙ СОБСТВЕННОСТИ – доходы, получаемые от

продажи и аренды собственности.

 БАНКОВСКИЙ ПРОЦЕНТ – это денежное вознаграждение, которое

выплачивается потребителю, положившему свои денежные средства в банк.

Преподаватель: Вместе с нашими героями определим, на каких жизненных этапах какой вид дохода мы получаем.

(Презентация 8, сл. 6.)

Преподаватель: Попробуем определить источники доходов вашей семьи. Запишите состав вашей семьи, а потом нарисуйте стрелочки и напишите источники доходов. Дома попросите родителей проверить и дополнить схему.

Обучающиеся выполняют .

Преподаватель: Давайте вместе разгадаем кроссворд «Источники доходов».

(Презентация 8, сл. 7.)

Кроссворд «Источники доходов»

Вопросы

1. Вы сдаете свою квартиру в аренду, от этого получаете доход, источником которого

является... (собственность)

2. Вы положили деньги в банк и получаете доход в виде... (процент)

3. Источником дохода бабушки является... (пенсия)

4. Студенты за хорошую учебу получают... (стипендия)

5. Основной источник доходов большинства населения, получаемый за труд

(зарплата)

6. Денежная сумма, которая выплачивается нуждающемуся населению. (пособие)

Преподаватель: За правильно разгаданный кроссворд вы получаете 2 балла. Запишем их в карту достижений.

Преподаватель: Среди всех источников доходов выделяется две группы: регулярные и нерегулярные источники доходов.

РЕГУЛЯРНЫЕ ИСТОЧНИКИ ДОХОДОВ – те доходы, которые мы получаем ежемесячно, регулярно и стабильно.

НЕРЕГУЛЯРНЫЙ ДОХОД – это доход, при котором выплаты за работу производятся нерегулярно и меняются то в сторону уменьшения, то в сторону увеличения. (Презентация 8, сл. 8.)

Давайте попробуем разделить те источники доходов, которые мы рассмотрели, на две группы: регулярные и нерегулярные доходы. Заполните таблицу, разделив предложенные источники дохода на регулярные и нерегулярные доходы: заработная плата, пособия, банковский процент, доходы от собственности, стипендия, пенсия, доходы от подсобного хозяйства (Презентация 8, сл. 9.)

Преподаватель: Давайте обсудим задание, и каждый аргументирует свой выбор.

Пособия относятся к нерегулярным источникам дохода, так как совокупные доходы семьи в любой момент могут возрасти из-за увеличения заработной платы или появления дополнительных источников доходов.

Доходы от подсобного хозяйства являются, как правило, сезонными, зависят от погодных условия и других факторов.

Доходы от собственности приносят доход только в случае сдачи аренды недвижимого имущества, возможно возникновение ситуаций, когда недвижимость перестает арендоваться, а значит, и дополнительный источник дохода исчезает.

За правильное выполнение задания вы получаете по 2 балла.

Пути повышения доходов

Преподаватель: Мы выяснили, что такое доход, и рассмотрели источники его

формирования. Но так как мы постоянно сталкиваемся с ограниченностью ресурсов, и спрос на некий товар становится неплатежеспособным, то возникает вопрос: как увеличить свой доход?

Преподаватель: Напишите в тетради, что вы покупаете или просите купить

родителей для вас. А теперь посмотрите на этот список и вычеркните то, что посчитаете лишним. Как вы думаете, если меньше покупать, что произойдет с доходом?

Обучающиеся выполняют задание.

Преподаватель: Совершенно верно, он увеличится, так как увеличение дохода

происходит за счет сокращения приобретения ненужных товаров.

Поможем нашим героям это сделать.

Рассмотрим ситуации, в которых оказались Ярослав и Татьяна .

Ситуация 1: Татьяна пришла в магазин и купила хлеб, молоко, стиральный порошок, свисток, ковбойскую шляпу, цветную бумагу.

Как вы считаете, что лишнее она приобрела? (Презентация 8, сл. 10.)

Обучающиеся отвечают.

Преподаватель: Правильно, свисток и ковбойская шляпа – мелочи, без которых

можно обойтись. Что было бы с ее доходом, если бы она приобрела только молоко и хлеб?

Обучающиеся: Ее доход бы увеличился.

Преподаватель: В первую очередь, вы можете увеличить свой доход, меньше

потратив денег на многие мелочи, которые вы приобретаете.

Шарик из Простоквашино предлагает другой способ увеличения дохода: продать что- нибудь ненужное.

(Просмотр фрагмента мультфильма «Трое из Простоквашино»: «чтобы продать что- нибудь ненужное, надо сначала купить что-нибудь ненужное».) (Презентация 8, сл. 11.)

Если вы все-таки приобрели ненужный товар, или ваши вещи в хорошем состоянии и они вам больше не нужны, то вы можете их продать и получить от этого некоторую сумму в виде дополнительного дохода.

Ситуация 2: Николай добросовестно трудился, выполнял все поручения руководства, заслуживая похвалу с его стороны. За это он был дополнительно награжден в конце месяца.

Что произошло с его доходом? (Презентация 8, сл. 12.)

Обучающиеся: Его доход увеличился.

Преподаватель: Да, добросовестный труд позволит увеличить свой доход, так как работодатель заинтересован в хороших результатах вашего труда, и, соответственно, если вы отлично справляетесь со своими обязанностями, то он может поощрить вас, выписав премию.

ПРЕМИЯ – это денежная выплата стимулирующего или поощрительного характера сверх основного заработка работника. (Презентация 8, сл. 12.)

Ситуация 3: Николай не отказывался от дополнительной работы и выполнял ее за другого рабочего. Что произошло с его доходом? (Презентация 8, сл. 13.)

Обучающиеся отвечают.

Преподаватель: Доход увеличивается, так как подработка приносит дополнительный доход.

ПОДРАБОТКА – дополнительная работа за дополнительную плату. (Презентация 8,сл. 13.)

Ситуация 4: Николай, получив свою заработную плату, часть денег решил положить в банк под процент. Что стало с его доходом, он уменьшился или увеличился? (Презентация 8, сл. 14.)

Обучающиеся отвечают.

Преподаватель: Конечно, доход увеличивается, поскольку вложение денег в банк под процент позволяет получить дополнительный источник дохода. А значит, и совокупный доход становится больше.

Итак, совместно с нашими героями мы рассмотрели несколько способов увеличения доходов.


3. Закрепление изученного материала.

Преподаватель: ответьте на вопросы теста.

Обведите верный, на ваш взгляд, вариант ответа на каждый вопрос.

1. Из чего складывается семейный бюджет?

а) из заработной платы, пенсии, стипендии; б) из доходов и расходов; в) из денег

2. Деньги, которые поступают в бюджет семьи, – это…

а) расходы; б) проценты; в) доходы

3. Авторское вознаграждение – это…

а) зарплата; б) налог; в) гонорар

4. Деньги, которые тратятся из бюджета семьи, – это…

а) доходы; б) расходы; в) прибыль

5. Правильным ведением бюджета считается то, при котором доходы…

а) больше расходов; б) равны расходам; в) меньше расходов

6. Зарплата, пенсия, стипендия – это разные виды…

а) доходов; б) расходов; в) гонорара




4. Заключение.

1.Подведение итогов, обучающиеся подсчитывают набранные баллы, которые вносятся ими в карту личных достижений.



2. Анкетирование

- Было ли вам интересно на уроке? Является ли полученная информация полезной?

- Что бы вы изменили в занятии?

- Где полученные знания вам могут пригодиться в жизни?















Приложение 1






































Приложение 2





Задание

Напишите, что обычно вы покупаете или просите купить родителей для вас. А теперь посмотрите на этот список и вычеркните то, что посчитаете ненужным. Как вы думаете, если меньше покупать, что произойдет с доходом?

____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________


































Приложение 3


Обведите верный, на ваш взгляд, вариант ответа.

1. Из чего складывается семейный бюджет?

а) из заработной платы, пенсии, стипендии; б) из доходов и расходов; в) из денег

2. Деньги, которые поступают в бюджет семьи, – это…

а) расходы; б) проценты; в) доходы

3. Авторское вознаграждение – это…

а) зарплата; б) налог; в) гонорар

4. Деньги, которые тратятся из бюджета семьи, – это…

а) доходы; б) расходы; в) прибыль

5. Правильным ведением бюджета считается то, при котором доходы…

а) больше расходов; б) равны расходам; в) меньше расходов

6. Зарплата, пенсия, стипендия – это разные виды…

а) доходов; б) расходов; в) гонорара




19


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!