СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка занятия "Тематический натюрморт"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Методическая разработка занятия «Тематический натюрморт» предназначен для детей младшего школьного возраста  7 – 11 лет для закрепления и расширения знаний о жанре изобразительного искусства «Натюрморт». Занятие рассчитано на 1 академический час  (40 минут). Большая часть времени отведена практической работе над натурной постановкой.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия "Тематический натюрморт"»



Звягинцев Александр Евгеньевич,

педагог дополнительного образования

МАУДО «ДДюТ», г. Владимир



Аннотация

Конспект занятия «Тематический натюрморт» предназначен для детей младшего школьного возраста 7 – 11 лет для закрепления и расширения знаний о жанре изобразительного искусства «Натюрморт». Занятие рассчитано на 1 академический час (40 минут). Большая часть времени отведена практической работе над натурной постановкой.

Во время занятия обучающиеся закрепляют свои знания о материалах и предметах необходимых для работы художнику. Закрепляют знания о жанрах изобразительного искусства, знакомятся с этапами рисования натюрморта с натуры.

Предлагаемая методическая разработка адресована учителям и педагогам дополнительного образования, осуществляющих образовательную деятельность по предмету «Изобразительное искусство».



Конспект занятия «Тематический натюрморт»

Цель: Закрепление и углубление представления детей о натюрморте, как жанре живописи, формирование умения рисовать с натуры простой натюрморт

Задачи:

Предметные:

  1. Формировать умение определять формата листа (вертикальный, горизонтальный).

  2. Формировать умение определять расположение предметов на листе (композиции).

  3. Формировать умение определять расположение предметов друг относительно друга (больше, меньше, праве, левее, выше, ниже).

  4. Формировать умение находить светотеневое решение.

  5. Формировать умение рисовать с натуры простой натюрморт, передавать характерные особенности, строение и форму.

Метапредметные:

ЛУУД

  • Воспитывать эстетическую восприимчивость и культуру рисования; личностные качества обучающихся: аккуратность в работе, последовательность выполнения задания, самостоятельность.

РУУД

  • Формировать умение работать по предложенному педагогу (или составленному самостоятельно) плану, схеме, инструкции;

  • Формировать умение осознавать свои трудности и стремление к их преодолению.

КУУД

  • Формировать развитие связной речи у детей (умение отвечать на вопросы распространенными предложениями, поддерживать диалог, анализировать полученные натюрморты, закреплять умение составлять короткий рассказ).

  • Научить слушать и понимать речь других.

  • Научить доносить свою позицию до других.

ПУУД

  • Развивать стремление к участию в творческом, созидательном процессе.


Тип занятия: закрепление и изучение нового материала.

Вид занятия: комбинированное (сообщения новых знаний, практическое задание).

Форма проведения: беседа, творческое задание, самостоятельная работа.

Форма работы учащихся: индивидуальная, фронтальная.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Оборудование и материалы:

Для педагога:

- зрительный ряд: серия натюрмортов педагога;

- музыкальный ряд: известные произведения классической музыки;

- оборудование: колонка для проигрывания музыкальных композиций; предметы для натюрмортов.

Для учащихся:

- заготовки - листы акварельной бумаги формата А3

- простой карандаш, ластик

- салфетки для рук.

План:

1.Организационный момент.

Организация рабочего пространства. Зал оформлен натюрмортами педагога. Для учащихся подготовлена композиция из предметов.

Установление дисциплины; приветствие; сообщение темы занятия, целей и задач, проверка готовности учащихся к занятию, эмоциональная мотивация учащихся к работе. Инструктаж по технике безопасности. (2 минуты)

2.Проверка и повторение ранее изученного материала.

Повторение ранее изученных определений (виды жанров, композиция, светотень). (5 минут)

3. Формирование новых знаний.

Более точное расположение предметов друг относительно друга, нахождение светотеневого решения. (3 минут)

4.Самостоятельная работа. Пальчиковая гимнастика. Индивидуальная проверка и показ для каждого учащегося. Самостоятельное рисование. (20 минут)

5.Просмотр. Каждый высказывает свое мнение насчет своей работы, а также насчёт работ товарищей, в конце занятия следуют обобщения от педагога, выявление положительных сторон и недочетов. (10 минут)

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Как ваше настроение, вы готовы к работе? Давайте проверим, все ли необходимое есть у вас на столах (педагог перечисляет материалы).

Инструктаж по ТБ

Ребята, давайте вспомним правила техники безопасности:

- нельзя размахивать руками, инструментами во время работы;

- работаем аккуратно, четко, без суеты;

- по необходимости вытирайте руки о салфетку.

2. Проверка и повторение раннее изученного материала.

Педагог задает наводящие вопросы по теме

Скажите, какие жанры изобразительного искусства вы уже знаете? (ответы детей)

- Что такое натюрморт?

- Какие натюрморты на представленных картинах вам нравятся больше и почему?

- Какие цвета (тёплые или холодные) преобладают в них? Почему?

- Что объединяет все предметы одного натюрморта? (Тема, принадлежность)

- Как художники передают объём на плоской поверхности картин? Почему более светлые мазки на предметах располагаются с одной стороны, а тёмные – с другой? Какую роль здесь играет солнечный свет?

3. Формирование новых знаний.

Слово «Натюрморт» происходит от французского « natyremorte », что буквально означает – «мертвая природа» - это жанр изобразительного искусства, который посвящен изображению окружающих человека вещей (посуда, сорванные цветы, книги, плоды, снедь), размещенных, как правило, в реальной бытовой среде и композиционно объединенных в группу.

Для того, чтобы художнику нарисовать натюрморт, его нужно правильно составить. При составлении натюрморта надо думать о том, чтобы предметы не только группировались по смыслу, но и составляли интересную в художественном отношении группу, ритмично организованную, хорошо подобранную по цвету и форме, отличающуюся композиционной завершенностью. Многие художники подбирали предметы и составляли натюрморт даже по несколько дней, тщательно обдумывали композиционное и цветовое решение, сопоставляли каждый предмет друг – другу. В мастерской у художника имеется множество различных предметов, из которых он составляет натюрморт. После составления натюрморта, его изображают с натуры.

4.Практическая работа.

Прежде, чем приступить к творческой работе, я думаю, нам нужно немного размять наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Чтоб красиво рисовать

Надо с пальцами играть

Вот- большой ,вот этот –средний,

Безымянный и последний

Наш мизинчик-малышок.

У-у-у указательный забыли

Мы рога козы покажем

И рога оленя даже,

Ушки зайки не забудем,

Пальчиком водить мы будем.

Чтоб красиво рисовать,

Надо с пальцами играть.

Самостоятельная работа (играет фоновая музыка).

Перед вами сегодня композиция из нескольких предметов. Напомню, что в начале карандашом очень светлыми линиями наметим контуры всех предметов. Желательно рисовать без исправления ластиком, во всяком случае, не злоупотреблять им, т.к. разрушенная ластиком фактура бумаги темнит и глушит цвет. Такими же тонкими линиями отметим границы бликов и теней всех предметов натюрморта и среды.

Во время практической работы педагог делает целевые обходы:

1) контроль организации рабочего места;

2) контроль правильности выполнения приёмов работы;

3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.

5. Подведение итогов. Просмотр. Рефлексия.

Учащиеся выставляют работы для просмотра

Каждый по очереди высказывает свое мнение насчет своей работы, а также насчёт работ товарищей, в конце занятия следуют обобщения от педагога, педагог сравнивает каждого учащегося с его предыдущим результатом, анализируем то, что улучшилось в работе, что еще предстоит изучить, ставим цели на будущее.

Педагог: Ребята, посмотрите, какие картины у вас получились. Какие они разные, несмотря на то, что вы рисовали одну постановку. Каждый из вас постарался выдержать форму и пропорции предметов. Выявить объём средствами светотени и цвета.

Давайте вспомним, в каких жанрах изобразительного искусства работают художники? Ребята, кто назовет последовательность рисования натюрморта? (ответы детей).

Продолжите, пожалуйста фразы:

У меня хорошо получилось…

Я смог бы нарисовать лучше….

Сегодня мне пока не удалось…..

Педагог: Спасибо, ребята за ответы, с каждым разом, совершенствуя свои навыки, вы будете творить настоящие произведения искусства.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!