СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка занятия по изобразительной деятельности «Развитие познавательной активности через изучения ритма в природе и в орнаменте»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дошкольный возраст – время становления и интенсивного развития творческого воображения у детей. Они фантазируют, сочиняют истории, придумывают свой собственный язык, намеренно изменяя знакомые им слова. Наиболее естественно происходит развитие творческих способностей в изобразительной деятельности – рисовании, лепке, аппликации.

На раду с развитием творческих способностей у детей дошкольного возраста следует  уделять  внимание развитию:     

ПСИХИЧЕСКОому РАЗВИТИю.  Одной из главных характеристик развития детей в дошкольном возрасте является формирование произвольности ведущих психических процессов:

  • восприятия – дети все рассматривают и за всем наблюдают, чтобы затем проанализировать полученную информацию;
  • памяти – к четырем-пяти годам у дошкольника начинает формироваться произвольная память – сознательное запоминание, например, элементов и правил игры;
  • мышления – для дошколят характерен постепенный переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению и развитие начальных форм рассуждений и логического мышления: в 5 лет мышление предвосхищает действие, в 6-7 лет – действие переносится на схожие ситуации.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.  Поскольку гармоничное развитие эмоций у ребенка дошкольного возраста зависит, в первую очередь, от его окружения, очень важно заполнить его мир яркими событиями и эмоциональными переживаниями: общением со сверстниками, специально организованной деятельностью (музыкальные занятия, театрализованные постановки, чтение сказок и т.д.), играми.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

 Каждый ребенок рождается с уже развитой познавательной направленностью, которая позволяет ему легко адаптироваться к жизни. В дошкольном возрасте врожденная познавательная направленность перерастает в познавательную активность, благодаря которой у ребенка зарождается первичный образ мира. Познавательная активность проявляется в виде:

  • психических процессов (воображение, мышление, внимание, восприятие, память);
  • получения и анализа информации;
  • отношения к окружающему (эмоциональная реакция на явления, людей, предметы или события).

Так как все эти компоненты познавательной активности тесно взаимосвязаны, работа по познавательному развитию дошкольника должна подразумевать под собой работу с каждым из них.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. У детей дошкольного возраста речевое развитие совпадает с развитием мысли. Когнитивные навыки стоят рядом с языковыми, поэтому ребенок, который успешен в развитии и формировании речи, будет также успешен и при изучении других учебных предметов и областей развития.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. Физическое воспитание дошкольника не менее важно, чем его психо-эмоциональное развитие. Двигательная активность и умеренные спортивные нагрузки стимулируют как умственное, так и эмоциональное развитие ребенка.

Данная методическая разработка включает в себя все перечисленные аспекты. В ней заложено и эмоциональная составляющая,  познавательная и двигательная активность, которая  поддерживается в течение всего занятия. Самостоятельная  творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых способствует лучшему усвоению учебного материала. 

Так же в методической разработке «Ритм в природе и в орнаменте» включены такие области познания как окружающий мир и математика.

Актуальность. Данное занятие расширяет представление о насекомых (пчела), уточняет о месте обитания, особенностях внешнего вида, способах передвижения, издаваемых пчелой звуков. Обучающиеся познакомятся с понятием «орнамент», «виды орнамента», «ритм в орнаменте и в жизни», продолжат развивать свои творческие способности.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия по изобразительной деятельности «Развитие познавательной активности через изучения ритма в природе и в орнаменте»»

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования детей «Надежда»

Республика Саха (Якутия)












Методическая разработка занятия по изобразительной деятельности

«Развитие познавательной активности через изучения ритма в природе и в орнаменте»









Автор: Овсяникова Ольга Викторовна,

педагог дополнительного образования, объединение «Студия изобразительного искусства «Палитра»

Предмет (направленность): художественное

Возраст детей: 5-7 лет

Место проведения: МУДО «ЦДО «Надежда»









п. Айхал 2020 г.



Аннотация.

Дошкольный возраст – время становления и интенсивного развития творческого воображения у детей. Они фантазируют, сочиняют истории, придумывают свой собственный язык, намеренно изменяя знакомые им слова. Наиболее естественно происходит развитие творческих способностей в изобразительной деятельности – рисовании, лепке, аппликации.

На раду с развитием творческих способностей у детей дошкольного возраста следует уделять внимание развитию:

ПСИХИЧЕСКОому РАЗВИТИю. Одной из главных характеристик развития детей в дошкольном возрасте является формирование произвольности ведущих психических процессов:

  • восприятия – дети все рассматривают и за всем наблюдают, чтобы затем проанализировать полученную информацию;

  • памяти – к четырем-пяти годам у дошкольника начинает формироваться произвольная память – сознательное запоминание, например, элементов и правил игры;

  • мышления – для дошколят характерен постепенный переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению и развитие начальных форм рассуждений и логического мышления: в 5 лет мышление предвосхищает действие, в 6-7 лет – действие переносится на схожие ситуации.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. Поскольку гармоничное развитие эмоций у ребенка дошкольного возраста зависит, в первую очередь, от его окружения, очень важно заполнить его мир яркими событиями и эмоциональными переживаниями: общением со сверстниками, специально организованной деятельностью (музыкальные занятия, театрализованные постановки, чтение сказок и т.д.), играми. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Каждый ребенок рождается с уже развитой познавательной направленностью, которая позволяет ему легко адаптироваться к жизни. В дошкольном возрасте врожденная познавательная направленность перерастает в познавательную активность, благодаря которой у ребенка зарождается первичный образ мира. Познавательная активность проявляется в виде:

  • психических процессов (воображение, мышление, внимание, восприятие, память);

  • получения и анализа информации;

  • отношения к окружающему (эмоциональная реакция на явления, людей, предметы или события).

Так как все эти компоненты познавательной активности тесно взаимосвязаны, работа по познавательному развитию дошкольника должна подразумевать под собой работу с каждым из них.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. У детей дошкольного возраста речевое развитие совпадает с развитием мысли. Когнитивные навыки стоят рядом с языковыми, поэтому ребенок, который успешен в развитии и формировании речи, будет также успешен и при изучении других учебных предметов и областей развития. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. Физическое воспитание дошкольника не менее важно, чем его психо-эмоциональное развитие. Двигательная активность и умеренные спортивные нагрузки стимулируют как умственное, так и эмоциональное развитие ребенка.

Данная методическая разработка включает в себя все перечисленные аспекты. В ней заложено и эмоциональная составляющая, познавательная и двигательная активность, которая поддерживается в течение всего занятия. Самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых способствует лучшему усвоению учебного материала.

Так же в методической разработке «Ритм в природе и в орнаменте» включены такие области познания как окружающий мир и математика.

Актуальность. Данное занятие расширяет представление о насекомых (пчела), уточняет о месте обитания, особенностях внешнего вида, способах передвижения, издаваемых пчелой звуков. Обучающиеся познакомятся с понятием «орнамент», «виды орнамента», «ритм в орнаменте и в жизни», продолжат развивать свои творческие способности.


Тема занятия: «Ритм в природе и в орнаменте»

Предмет (направленность): художественное

Возраст детей: 5-6 лет.

Количество -12 детей.

Тип занятия: изучение нового материала.

Цель занятия: создание условий для ознакомления детей с орнаментом через шестигранное построение пчелиных сот.

Задачи:

Образовательная:

- познакомить детей с понятием орнамент, ритмом узора.

-обучить использовать цвета и выполнять узоры по схеме;

-познакомить детей с особенностями строения пчел их жизненным укладом;

-упражнять в отчётливом произношении звука «З»;

Воспитательная:

-прививать аккуратность; терпеливое отношение при выполнении работы; побуждать к самостоятельной работе;

- воспитывать бережливое отношение ко всему живому, прививать любовь к природе.

Развивающая:

-развивать творческие и логические способности;

-развивать любознательность, инициативность, пространственное мышление, интерес к природе;

-продолжить развивать мелкую и общую моторику пальцев рук, зрительное внимание, координацию речи с движением;

- активизировать словарь по теме.

Планируемые результаты:

Интегративные качества: эмоционально-отзывчивость, любознательность, активность; соблюдение элементарных общепринятых правил.

Предпосылки УУД:

коммуникативные - умение слушать и отвечать на вопросы, обращаться за помощью, выражать благодарность; участвовать в совместной деятельности;

познавательные - умение работать по заданному алгоритму; понимает пространственные отношения;

регулятивные – умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу; умение слушать взрослого и выполнять его инструкции, учиться отличать правильно выполненное задание от неверного.

личностные – умение оценивать собственную деятельность и свои возможности.

Учебно-материальное оснащение:

- компьютер;

- мультимедиапроектор;

- экран;

Материально-дидактическое оснащение.

Литературный ряд: стихотворение

Зрительный ряд: презентация «Вперед за пчелой!»

Художественные материалы: цветной картон, цветная бумага, клей, ножницы, плакат пчелиных сот, раздаточный материал для выполнения заданий по созданию орнамента, раздаточный материал для отработки звука (З) и выполнения задания «Цветок», шаблоны для выполнения самостоятельной работы.

Музыкальный ряд: звук пчелы в полете, музыкальная композиция «Полет шмеля» Римский Корсаков, видео ролик «Танцуй как Мая» (для проведения музыкальной зарядке).

Методы обучения:

- методы активного обучения;

- методы организации поисковой деятельности (самостоятельная работа детей);

- метод практической передачи и тактильного восприятия (демонстрация приемов работы с бумагой, клеем, ножницами);

- методы словесной передачи (рассказ, эвристическая беседа);

- методы наглядной передачи и зрительного восприятия (презентация, фотографии),

- метод стимулирования познавательной деятельности (игра).

Используемые педагогические технологии:

  • личностно-ориентированные;

  • технология развивающего обучения;

  • игровые технологии;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • информационно-коммуникационные технологии.


Межпредметные связи: окружающий мир, музыка, художественное чтение, математика.

Этапы занятия:

  1. Организационный момент

Проверить явку и готовность воспитанников к занятию.

Создать условия для положительного психологического настроя воспитанников на предстоящее занятие.

- Здравствуйте ребята! Вы слышите какой-то странный звук? (звук жужжания пчелы). Ребята, это же пчела. Давайте проследим за ней и посмотрим, куда она полетела?

На опушке леса, среди цветов и трав, стоит дерево с яркой дверью в стволе. Табличка на этой двери гласит: «Добро пожаловать в мой дом!» (слайд3)

Вот и наша пчела подлетела к домику. Давайте постучимся и узнаем, кто в нем живет. Это же медвежонок и зовут его Пряник.

  1. Актуализация знаний

Что за звук разбудил медвежонка с утра? (слайд 4)

То ли «ж-ж-ж», то ли «з-з-з» - непонятно.

О, пчела! Это значит – за медом пора,

На опушку и быстро обратно.

Хорошо, что большой и красивый горшок

Он почистил и вытер заранее

Но пчелы-то и нет! Пуст любимый лужок,

Только в воздухе слышно жужжание. (слайд 5)

- Ребята давайте проследим за полетом пчелы, проведите, пожалуйста, в воздухе пальчиком словно по линии. Изобразите, как жужжит пчела (отработка звука З-з-з-з)

Так куда же, пчелиный покинув свой рой, (слайд6)

Полетело гулять насекомое?

За опушкой лесной да за дальней горой

Есть места не знакомые!

Может быть, она здесь, под зеленой травой?

Ну-ка, Пряник, взгляни повнимательней!

Может, скрылась пчела за высокой горой?

(Кстати, вид-то с неё замечательный!)

О, нашёл! Вот цветы у лесного пруда. (слайд 7)

- Ребята, давайте сложим нашу мозаику и найдем пчелу (дети складывают цветок из шестиугольников).

А пчела уж домой собирается.

Посмотри – добралась до большого гнезда, (слайд 8)

Что на ивовой ветке качается

Что теперь? По стволу аккуратно залезть, (слайд 9)

Внутрь гнезда заглянуть осторожно…

- Ребята, как вы думаете, почему мы видим только один Мишкин нос?)

Ответы детей

- Молодцы!

Сколько меда! В обед можно плотно поесть, (слайд 10)

И до ужина хватит (возможно) (слайд 11)

  1. Изучение нового материала.


- Ребята как вы думаете, как устроен внутри домик пчел внутри?

Ответы детей

Внутри домик заполнен пчелиными сотами. (слайд 12)

Пчелиные соты — это восковые постройки пчёл, предназначенные для хранения запасов корма (мёда и перги) и выращивания потомства. Пчелиные соты состоят из шестиугольных призматических ячеек, расположенных по обе стороны от общего средостения.

- Посмотрите, правда их постройка похоже на орнамент? (слайд 13)

Орнамент – это украшение, узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов.

Элементы орнамента расположены строго в определенном последовательности и через определенные промежутки. Такое чередование элементов называется РИТМОМ.

В природе ритм – это повторяющиеся действия или явления. Например: дыхание, пульс, ходьба. В природе – смена дня и ночи, времен года, приливы и отливы.

- Ребята рассмотрите внимательно пчелу, есть ли у неё орнамент и ритм?

Ответы детей

- Правильно. У пчелы есть орнамент и это ее полоски, а чередование желтых и коричневых полос является ритмом.

- Ребята, я хочу предложить вам немного поиграть. Посмотрите, у нас расцвела целая поляна цветов. Каждый сейчас подойдет и сорвет себе по цветку. Цветы не простые, открывайте их. В них вы найдете полоски, из которых составите орнамент пчел с определенным ритмом. Но будьте внимательны, так как пчелки захотели вас проверить, правильно ли вы запомнили их орнамент.

Дети составляют узор из полос.

- Итак, все справились с заданием от пчел? Вы все молодцы!

- а знаете ли вы, что…

  • Пчела – это насекомое. Пчёлы не видят красный цвет, в отличие от жёлтого и синего.

  • Пчелы – единственные насекомые, которые производят продукт годящийся в пищу людям и зверям (медведи, куницы, соболь, медоед)

  • Пчелы живут в ульях и гнёздах Целыми колониями. Пчелиная семья состоит в основном из рабочих пчёл. Все рабочие пчёлы в семье — сёстры, произошедшие от одной матки. Рабочие пчёлы выполняют все работы внутри улья и вне его. Они чистят гнездо, выделяют воск и строят новые соты, выкармливают личинок, поддерживают в улье необходимую температуру, охраняют гнездо, собирают с цветков растений нектар и пыльцу и приносят их в улей. Самой главной в пчелиной семье является матка.

  • Пчелы очень полезны, потому что они опыляют цветы.

  • Из пыльцы и нектара пчелы делают мед.


  1. Проведение физкультминутки (выполняется по звуковое сопровождение)

- Пчелы вылетают из улья рано утром и целый день собирают нектар. Пчела, собравшая нектар возвращается в улей и выполняет на соте танец и издает ритмичные звуки, рассказывая о местоположении и дальности цветов с пыльцой.

- А сейчас я предлагаю провести небольшую музыкальную паузу. Но сначала давайте разучим движения, которые совершает пчела на сотах улья, для других пчел. (слайд 14) И исполним танец пчел, а поможет нам в том пчелка Майя Смотрим внимательно и все вместе повторяем движения.

(Музыкальный ролик танец пчелы Майя «Танцуй как Мая»)

- Вы все молодцы!

- Ребята, пчелки обратились к нам с просьбой, выполнить их портреты (слайд 15) и принесли вот эти конверты. Они сказали, что это поможет нам в нашей творческой работе. Давайте же скорее посмотрим, что принесли нам пчелки. (Ребята открывают конверты и достают шаблоны для работы)

- Это шаблоны для нашей творческой работы.

5. Самостоятельная работа обучающихся.

- Для пчелок, которых мы будем изготавливать, нам потребуется (слайд 16):

  1. два желтых круга;

  2. два небольших белых круга;

  3. четыре черных круга;

  4. черные полоски;

  5. один черный треугольник;

  6. четыре белых крыла каплевидной формы.

Практическая работа детьми выполняется согласно составленному алгоритму. Педагог оказывает индивидуальная помощь сильным и слабым учащимся.

Ход работы:

1. Обвести шаблон большого круга на желтом картоне – это будет тельце нашей пчелы.

2. Вырезать ножницами круги. (слайд 17)

- Перед тем как начнем вырезать круги, давайте повторим правила работы с ножницами:

С ножницами не шути,

Зря в руках их не крути

И, держа за острый край,

Другу их передавай.

Лишь окончена работа-

Ножницам нужна забота:

Не забудь ты их закрыть

И на место положить.

3. На черной бумаге обвести четыре маленьких круга, вырезать круги

4. Нарезать полосы для декорирования брюшка пчелы, и усиков. Обвести шаблон и вырезать треугольник для жала пчелы.

5. На белой бумаге обвести два небольших круга и четыре крыла. Вырезать детали.

Сборка пчелы:

- Повторим правила работы с клеем и технику безопасности. (слайд 18)

- не допускать попадание клея в глаза

- передавать клей-карандаш только в закрытом виде

- по окончанию работы клей закрыть и убрать в безопасное место.

- намазываем клеем деталь, а не основание.

6. На большой круг наклеить черные полоски, срезать излишки полосок. (слайд 19)

7. На концы полосок наклеить маленькие черные кружки

8. На белые круги наклеить маленькие черные кружки – глаза

9. С обратной стороны верхней части туловища пчелы приклеить тонкие черные полоски – усики. (слайд 20)

10. Наклеить крылья. Большие части крыльев вверху, меньшие части внизу.

11. В нижней части приклеить черный треугольник острием вниз – жало пчелы.

12. Приклеить с обратной стороны второй большой желтый круг. (слайд 21)

13. Приклеиваем глаза сверху на верхнюю часть желтого круга. Рисуем улыбку.

- Ребята наши пчелки готовы, посмотрите, какие они получились, у всех разные, но очень красивые.

  1. Подведение итогов.

- Вам нравиться? Что именно?

-С какой техникой Вы сегодня работали?

Ответы детей.

- Наши пчелки очень красиво смотрятся, потому что вы выполнили их очень аккуратно и правильно. Настоящие мастера!

- Ребята, никогда не убивайте пчел. Они приносят огромную пользу. Пчёлы никогда не нападают на человека без причины, помните об этом и не обижайте пчёл.

8. Рефлексия.

- У кого сейчас хорошее настроение? Почему?

Ответы детей.

- Ребята давайте поможем нашим пчелкам поострить домик. Посмотрите, пожалуйста, перед вами лежат два шестигранника – один белый – значит пустая ячейка сот и желтый – полный меда. Если занятие вы считаете интересным и полезным, и вы заканчиваете его с хорошим настроением, то вы приклеиваете на соты желтую ячейку – полную меда и вашего хорошего настроения. Если всё наоборот, занятие вам не понравилось, вы считаете, что ничему не научились, вы приклеиваете на соты белую ячейку – пустую. Сейчас по очереди каждый приклеит выбранную ячейку и посмотрим какие у нас получились соты – полные меда или пустые и пчелкам придётся еще потрудиться и наполнить их хорошим настроением и знаниями.

Дети выполняют задание.


- Ребята, вы молодцы: хорошо трудились ручками, активно думали головками, и у вас получились замечательные работы! Молодцы, ребята! Спасибо за работу! Я считаю, что вы все прекрасно справились, можете теперь дома сделать такую же пчёлку или научить друзей делать такую пчелу. Занятие окончено. Теперь приведите свое рабочее место в порядок. До свидание ребята.





Список литературы.


  1. Флеминг, Гарри. Медвежонок Пряник/ Гарри Флеменг; [пер. с анг. Т.В. Белоновский]. – Москва: Эксмо, 2019 – 96 с.: ил.

  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/

  3. https://studopedia.su/8l

  4. https://pups.su/vospitanie/razvitie-tvorcheskih-sposobnostej.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!