СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка выступления по теме "Песня как средство формирования активной позиции школьников" на семинаре по теме "Формирование гражданской идентичности школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке показано, что песне доступно воспитание таких нравственных качеств как гражданственность и патриотизм

Просмотр содержимого документа
«список песен»

Пожелание друзьям (Давайте восклицать)

Давайте восклицать, друг другом восхищаться,

Высокопарных слов не надо опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты,

Ведь это всё любви счастливые моменты.


Давайте горевать и плакать откровенно,

То вместе, то поврозь, а то попеременно.

Не будем придавать значения злословью,

Поскольку грусть всегда соседствует с любовью.


Давайте понимать друг друга с полуслова,

Чтоб ошибившись раз, не ошибиться снова.

Давайте жить во всем друг другу потакая,

Тем более, что жизнь короткая такая.


Что такое школа
Что такое школа — это стены,
спортзал и столовая и классы
Школа - это здание и мы его наполним-
Добротой, заботой и любовью.
Припев:
Школа, наша, лучшая ты.
Школа, наша, мир доброты.
Счастье знания здесь получать,
В спорте всех побеждать.

Что такое школа — это дети.
Школа это разные науки.
Школа это дом для многих поколений,
Всех кто плакал школу покидая.
Припев
Что такое школа — это знания,
Классные часы, уроки, танцы.
Школу никогда мы не забываем,
С нею мы не сможем распрощаться
Припев


Перемена

Вот утро настает – идем с тобой мы в школу –

Поскорей, поскорей!

Ведь школа – это мир, и шумный, и веселый –

Он открыт для друзей!

Вот звонок на урок, –

Но не пройдет и часа – снова

Зазвенит звонок!

Ты слышишь

Это перемена!

Снова перемена!

Это перемена -

Наша перемена!

Ах, сколько нужно нам решить задач нелегких,

Сколько книг прочитать!

Ах, как же долго длятся сложные уроки –

Некогда помечтать!

Вот звонок на урок, -

Но не пройдет и часа – снова

Зазвенит звонок –

Ты слышишь










Дорогому учителю

  1. Всем известно, школьная пора
    В нашей жизни очень много значит.
    Пишем и читаем мы с утра
    И решаем сложные задачи.
    Учимся красиво выводить
    Цифры и слова в своих тетрадках,
    Жить, смеяться, верить и любить,
    Чтобы было всё в порядке

Припев. Пусть бывает порой
Наш учитель родной с нами очень строгий.
Мы на верном пути,
Нам по жизни идти по одной дороге.
Сколько разных вопросов
Вы решаете с нами каждый день.
Нам понять всё не просто,
Вам учить нас не лень.

Родина – мать

Через тернии к звездам, через радость и слезы,

Мы проложим дорогу, и за всё — слава Богу.

И останутся в песнях наши лучшие годы,

И останется в сердце этот ветер свободы.

Припев:

Головы вверх гордо поднять, за тебя - Родина-мать!

Мы до конца будем стоять, за тебя - Родина-мать!

Мы будем петь, будем гулять, за тебя - Родина-мать!

И за страну - трижды "Ура!" За тебя - Родина-мать!


Я люблю тебя, мама. Со мною прошла ты этот путь.

Ты ведь верила, знала - терпение и воля все перетрут.

Мама, как ты учила - я верил, я бился, я шел до конца.

Мама, мы победили! Я верил, знал, что так будет всегда.


Мама моя любимая рядом со мной идет,

мама моя красивая в школу меня ведет.
Солнышко нам смеется, птицы поют для нас.
Мамочка мне улыбнется и скажет: "В добрый час!"

Припев:
Мамины глаза, мамина улыбка
Дарят мне любовь, нежный добрый свет.
Мамины глаза, мамина улыбка,
Лучше моей мамочки во всем мире нет!


2. Мама моя все может: строить, варить, побеждать.
Людям добром поможет, умеет не унывать.
Я быть хочу похожей на милую маму мою.
Нежную и хорошую, самую добрую.

Припев

Спасибо, мамы, за доброту за нежность, ласку и теплоту

За жизнь, что подарили нам, спасибо, мамы, вам!

Мамы, ласковые мамы, счастье, что вы есть у нас

Доверяем вам тайны и секреты без прикрас

Достижениями своими вас порадовать спешим,

За любовь и пониманье,за терпенье и вниманье

Вам спасибо говорим!

Припев

Спасибо, мамы, за доброту

За нежность, ласку и теплоту

За жизнь, что подарили нам,

Спасибо, мамы, вам!

Спасибо мамы за каждый час

Когда, волнуясь, вы ждете нас

Что всё прощаете вы нам. Спасибо, мамы вам!






Просмотр содержимого документа
«текст к слайдам»

Городской семинар «Формирование гражданской идентичности школьников»

Текст к выступлению «Песня как средство формирования активной позиции школьников»


Слайд 2.

Одной из важных социально-педагогических проблем является проблема формирования гражданской идентичности обучающихся. На слайде вы видите основные качества, составляющие гражданственность: патриотизм, законопослушность, доверие к государственной власти, ответственность за поступки, добросовестность, дисциплинированность, чувство собственного достоинства, внутренняя свобода, уважение к согражданам, социальная ответственность, активная гражданская позиция, гармоническое сочетание патриотических, национальных, интернациональных чувств и др.

Слайд 3

О песне. Считаю, что формирование этих качеств доступно настоящей песне. Песня воспитывает душу ребенка, вызывает сильный эмоциональный отклик, (переживание, сочувствие, понимание), воздействует на процесс становления его нравственных качеств.

Слайд 4

При подборе песен отдаю предпочтение таким критериям,

Щелчок

как его художественная ценность, воспитательная значимость, педагогическая целесообразность, песни гражданственной и патриотической направленности.

Поэтому наши песни такие

Это песни о школе, о родине, о мире на земле, дружбе и, конечно, песни о маме. В процессе разучивания произведений я постоянно обращаю внимание учащихся именно на раскрытие идейной стороны произведения.


Слайд 5 (песня звучит с начала слайда)

Принято считать, что путь воспитания любви к Отечеству выстраивается в логике “от близкого к далекому” - от любви к родителям (точнее к родному дому), к детскому саду, к школе, к улице, к городу до любви к родной стране.

Такая система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:


семья

Детский сад, школа

ш

ш

Родная улица, район






Права и обязанности (Конституция)

Страна, столица, государство

Родной город







Любимая советская песня «С чего начинается Родина» Вениамина Баснера и Михаила Матусовского тоже помогает понять, как формировать такое чувство как патриотизм у наших детей.

Слайд 6

В 5 классе мы говорили о любви к маме, к семье и разучили пени «Мама моя любимая», «Мамины глаза» и приготовили мероприятие о маме.

Содержание этих песен направлено на формирование гражданского отношения к семье: любви, уважению, заботе о всех членах своей семьи, умению поддерживать доброжелательную обстановку в доме, приносить своими делами счастье и радость. Ведь от того, какие чувства будут развиты у детей по отношению к членам семьи, зависит, какими гражданами они станут.

Слайд 7

Двигаясь по этапам развития патриотизма, в 6 классе я выбрала песни, воспитывающие положительное отношение к школе и учению, уважение к учителям и сверстникам. Исполнение таких песен содействует позитивному отношению детей к школе, к урокам, знаниям, к учителям.

В следующем году мы будем более полно говорить о взаимоотношениях в классе, осознанию ребятами принадлежности к классному коллективу, умению сочетать личные и общественные интересы, строить доброжелательные и уважительные отношения к окружающим людям. И это будет еще одна ступень в формировании патриотизма, гражданственности – любить, уважать и стараться понимать друзей и одноклассников, тех, кто рядом. Для этого в нашем багаже уже есть песня Булата Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты».

Слайд 8

После выбора песен следует второй этап – разбор текста, анализ содержания песни. Содержание этих песен становится основой большого разговора. Строку за строкой мы стараемся понять, объяснить с помощью собственных примеров.

щелчок

Например, обсуждаем песню о школе.

Школа, наша, лучшая ты.
Школа, наша, мир доброты.
Ребята, почему школа – мир доброты?

Ответы:

- В школе мы учим то, что нам необходимо для жизни, для нашей будущей работы.

- Любая работа должна быть необходима людям, должна приносить людям добро.

- Только с умным добрым сердцем можно уважительно, правильно относиться к людям.

- Умный человек – он воспитанный, правильно, по-доброму относится к людям.

Счастье знания здесь получать,

- Нам нравиться получать знания в этой школе, потому что здесь хорошие учителя. Они любят детей.

- Мы понимаем их объяснения.

- Нам нравятся их уроки.

К работе над песней могут относиться и рисунки (прикреплены на доске)





Слайд 9

Итак…

Коневец

Прозвенит звонок веселый, и откроется тетрадь,

Вот и школа, вот и школа нас зовет к себе опять.

Где-то спит любимый мячик, Каждый снова ученик.

Улыбается задачник, и пятерок ждет дневник.


щелчок

Борзов

Школа к учебному году сверкала,

Окна блестели, смотря на восток.

Новая роспись на стенах спортзала,

В актовом зале портьера – восторг!


Школа подумала: « Ах, как мне нравится

жить в тишине, Без забот и тревог!

Жаль, что недолго я буду красавицей,

Скоро затопчут меня сотни ног.

щелчок

Бадулина

Снова звонки зажужжат, словно пчелы.

Снова польются потоки речей.

Как утомительно, если ты – школа,

Или гимназия, или лицей.

Вот и сентябрь. По знакомой дороге

Школе несут за букетом букет.

Сердце любое не выдержит, дрогнет,

Школа кивнула ребятам: «Привет!»

Столько приятных сюрпризов за дверью!

Мой вам поклон, молодые умы!

Как же соскучилась я по веселью…

Ну, а ворчала – старею, увы!



Слайд 10 - 13

Песня о школе

Что такое школа — это стены,
спортзал и столовая и классы
Школа - это здание, и мы его наполним
Добротой, заботой и любовью.
Припев:
Школа, наша, лучшая ты.
Школа, наша, мир доброты.
Счастье знания здесь получать,
В спорте всех побеждать.

Что такое школа — это дети.
Школа - это разные науки.
Школа - это дом для многих поколений,
Всех, кто плакал, школу покидая.
Припев

Щелчок после движений, перед последним куплетом.
Что такое школа — это знания,
Классные часы, уроки, танцы.
Школу никогда мы не забываем,
С нею мы не сможем распрощаться
Припев

Слайд 14 (музыка продолжается)


Хован




Школа – это светлый дом, Мы учиться будем в нем.

Там научимся писать, складывать и умножать.

В школе многое узнаем: о своем любимом крае,

О горах и океанах, о материках и странах.

И куда впадают реки, и какими были греки,

И какие есть моря, и как вертится земля.

В школе мастерские есть, интересных дел не счесть!

И звонок веселый – вот что значит школа!


Щелчок

Шубина

Школьное время прекрасно. Школьное время – мечта,

Годы пройдут не напрасно, если учеба дана,

Если ты учишь уроки, если стремишься к мечте,

Будет в семье твоей счастье, нужный достаток в семье.


Но на занятиях у нас пока не все так ладно, как хотелось бы. –

Все ученики уходят, остаются Филимонов Д. и Сарычев К.

Слайды 15 – 18 (Щелчки после каждого куплета)


Частушки


  1. Начался учебный год,
    Часики затикали,
    А меня вопрос гнетет,
    Скоро ли каникулы.

  2. На уроках наших Слава
    Не поет и не шумит,
    Но визжит на переменах
    И гремит, как динамит.

  3. Вот сижу я на уроке,
    Во все стороны верчусь,
    Сколько девочек красивых –Я никак не насмотрюсь!

  4. Наш Егор и там и тут,
    Всех перебивает,
    А Егора перебьют,
    Он переживает.

  5. Долго «телик» я смотрю,
    Допоздна гуляю.
    Откровенно говоря-–
    В школе засыпаю!

  6. Утомился наш дружок,
    От урока просто взмок.
    Почему ж он так устал?

Весь урок звонка прождал.

  1. Мой дневник, как верный друг
    Для меня старался:
    Я не выучил урок-
    Дома он остался.

  2. А еще ребята есть -
    Книжки не читают.
    И поэтому они
    Ничего не знают.

  3. А учительница наша
    Целый день нас мучает,
    Не пускает погулять,
    Всё чему-то учит!

(Все вместе)


Слайд 16

Главным человеком в школе для ребят является, конечно же, учитель.

Большой разговор состоялся у нас по содержанию песни «Учитель». Подобную беседу вы сегодня слышала по припеву песни «Наша школа».

Щелчок

Потом ребята написали небольшие сочинения о любимом учителе. – ещё один вид работы над песней.

- Ребята, кто хочет познакомить нас со своими сочинениями?

(Я вызываю учеников по одному. Ученики рассказывают свои сочинения и остаются стоять у доски).

После такого разбора ребята не только быстро запоминают текст, но и стараются исполнять песню осознанно, от души, она действительно работает на их воспитание.

Щелчок

Стихи

Филимонов

Как я люблю я школу, мама,

Утром шумною гурьбой

В класс приходим самый – самый,

Этот класс, конечно, мой!

Нет на свете школы краше,

Здесь уютно и тепло

И с учительницей нашей

Нам, признаюсь, повезло!


Коневец

Учитель! Какое высокое слово!

Его повторяем мы снова и снова.

Наш старший товарищ, наш искренний друг,

Он – ключ, открывающий кладезь наук.


Слайд 17 (песня начинается сразу, без щелчка)

Во время вступления песни выходят остальные ученики

Песня об учителе

  1. Всем известно, школьная пора
    В нашей жизни очень много значит.
    Пишем и читаем мы с утра
    И решаем сложные задачи.
    Учимся красиво выводить
    Цифры и слова в своих тетрадках,
    Жить, смеяться, верить и любить,
    Чтобы было всё в порядке

Припев. Пусть бывает порой
Наш учитель родной с нами очень строгий.
Мы на верном пути,
Нам по жизни идти по одной дороге.
Сколько разных вопросов
Вы решаете с нами каждый день.
Нам понять всё не просто,

Вам учить нас не лень.



  1. С вами мы становимся сильней,

Добрый и любимый наш учитель.

Это очень важно для детей,

Чтобы рядом кто-то как родитель.

Пишем и читаем мы с утра

И решаем сложные задачи.

Только знает точно детвора,

что учитель много значит.

Припев. Наша школьная жизнь,

Каждый школьный урок- это очень важно!

От проблем небольших до серьезных забот

Всё поймем однажды.

Сколько разных вопросов

Вы решаете с нами каждый раз,

И в своей жизни взрослой будем помнить о вас.

(По окончании 2 припева убрать звук. Хован рассказывает на слайде «Учителя. Кременецкая»)

Хован

Можно в жизни всему научиться,

Воплотить много новых идей.

Но учителем надо родиться,

чтобы жить на земле для детей!

Слайд 18

Наконец, мы дожидаемся перемены (все вместе).


Кауфман

Перемена! Перемена!

Пляшет пол! Трясутся стены!

Вперемешку Гоши, Лены,

Куртки, книги, рюкзаки!


Силантьева

Кто вовсю резвится в прятки,

Кто уложен на лопатки,

Кто измятые тетрадки

Разрывает на куски?



Щелчок

Песня

Вот утро настает – идем с тобой мы в школу –

Поскорей, поскорей!

Ведь школа – это мир, и шумный, и веселый –

Он открыт для друзей!

Вот звонок на урок, –

Но не пройдет и часа – снова

Зазвенит звонок!

Ты слышишь (смотреть друг на друга)

Это перемена!

Снова перемена!

Это перемена -

Наша перемена!

Ах, сколько нужно нам решить задач нелегких,

Сколько книг прочитать!

Ах, как же долго длятся сложные уроки –

Некогда помечтать!

Вот звонок на урок, -

Но не пройдет и часа – снова

Зазвенит звонок –

Ты слышишь (смотреть друг на друга)


Слайд 19

В результате беседы по содержанию этой песни мы сформулировали правила поведения на перемене. – и это еще один вид работы по изучению, пониманию песни – сделать определенный вывод по песне. Вы можете ознакомиться. Они на слайде. (Ученики расходятся со сцены и садятся за парты)

Слайд 20

Желание выступить с нашей песней развивает у детей чувство ответственности за себя и за коллектив в целом. Так, мы уже выступали с литературно-музыкальной композицией о маме перед нашими родителя, учителями. Мы выбрали время для репетиции песен – каждый день за 15 минут до начала нашей II смены. Регулярно приходить вовремя, принимать участие в обсуждении – так развивается гражданское чувство ответственности за общее дело, самодисциплина.

Слайд 21

Наш багаж песен работает. Мы используем его в повседневной жизни.

Ребята, какую песню мы вспомним, чтобы напомнить, как надо относиться друг к другу?

Ученики отвечают: «Давайте говорить друг другу комплименты».

Щелчок. (Звучит песня, и ребята выходят к доске).


Пожелание друзьям (Давайте восклицать)

Давайте восклицать, друг другом восхищаться,

Высокопарных слов не надо опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты,

Ведь это всё любви счастливые моменты.

Слайд 22

Давайте горевать и плакать откровенно,

То вместе, то поврозь, а то попеременно.

Не будем придавать значения злословью,

Поскольку грусть всегда соседствует с любовью.


Давайте понимать друг друга с полуслова,

Чтоб ошибившись раз, не ошибиться снова.

Давайте жить, во всем друг другу потакая,

Тем более, что жизнь короткая такая.


Слайд 22 (во время песни)

Вывод. Гражданское воспитание с использованием песни явно имеет хорошие перспективы. Поэтому, нам следует

- особое внимание уделить богатейшему потенциалу, заключенному в песне, и

- как можно полнее использовать её возможности в своей работе,

- помогая детям пережить и осмыслить как национальные, так и общечеловеческие ценности,

- осознать себя гражданами своей страны.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!