СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка внеурочной деятельности "Основы предпринимательской деятельности"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка предназначена для обучения в рамках внеурочной деятельности в 5 классах. Содержит в себе основы предпринимательской деятельности. Данный курс помогает учащимся лучше освоить понятие предпринимательства, его основы, что в последующем положительно скажется на изучении основного предмета "обществознание".

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеурочной деятельности "Основы предпринимательской деятельности"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Ульяновска

«Средняя общеобразовательна школа № 75»

«Рассмотрено»

на заседании ШМО

________________________

ПРОТОКОЛ №

от «___»________20___ г.


«Согласовано»

Заместитель директора по

ВР МБОУ СШ №75

___________ /

от «___»___________20__г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ СШ №75

___________/

Приказ № ______

от «___» _________ 20___ г.



Рабочая программа

внеурочной деятельности

«ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

5 класс











Составитель:


Машина Наталья Юрьевна,

учитель истории и обществознания









2019 г.


Содержание


1. Пояснительная записка 3

2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности 4

3. Содержание курса внеурочной деятельности 6

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 16

5. Список рекомендуемой литературы 18













































I. Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы предпринимательской деятельности» для учащихся 5 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в российской Федерации»;

2. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ.

Предпринимательство в общеобразовательной школе следует рассматривать, прежде всего, как предпринимательское отношение к созидательному труду в целом, в зависимости от того, какую роль придется выполнять школьнику во взрослой жизни – предпринимателя, управленца или прости работника по найму. Содействие развитию цивилизованного предпринимательства, формирование в общественном мнении позитивного отношения к предпринимательской деятельности; содействие формированию нового поколения молодых людей, понимающих предпринимательство и бизнес не как способ личной наживы, а как общественно востребованную самореализацию, и способных взять на себя ответственность за претворение этой цели в жизнь. Человек предприимчивый осознает свои желания и возможности, действует в соответствии с ними и достигает результата.

Отличительной особенностью программы данного курса является то, что он базируется на системно–деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно–познавательную позицию учащихся. У них формируется не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые учения, компетенции, личные характеристики и установки.

Цели и задачи программы

Предполагаемая программа имеет своей целью сформирование у учащихся предпринимательские качества, а так же знания, умения и навыки, необходимые для любой деятельности:

– основы знаний в области менеджмента, маркетинге, финансов, юриспруденции;

– навыки постановки целей и планирования своей деятельности;

– навыки получения и анализа информации;

– навыки управления проектами, в том числе бизнес-планирование;

– навыки эффектных коммуникаций (умение слушать и задавать вопросы, доносить информацию без потерь, аргументировать свою точку зрения, корректно реагировать на мнение, отличное от собственного);

– умение находить нестандартные решения и креативно мыслить.


Сроки реализации программы – 5 лет


Объем часов, отпущенных на занятия – 35 часов в год при 1 часе в неделю.


Формы реализации программы


Для реализации поставленных целей предлагаются следующие формы организации учебного процесса:

Дискуссия, проектно-исследовательская деятельность учащихся, деловая игра, практическая работа, юридическая консультация, правовая консультация, познавательная беседа, интерактивная беседа, мини-проект, мини-исследование, круглый стол, ток-шоу, творческая работа, викторина, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, выступление учащихся с показом презентаций, игра-путешествие, правовая игра. Дидактическая игра, решение практических и проблемных ситуаций, решение практических и экономических задач, игра с элементами тренинга, работа с документами, аналитическая работа, конференция, конкурсы, экскурсии на предприятия, встречи с действующими предпринимателями.


Методы обучения


На уровне основного общего образования создаются условия для освоения учащимися образовательных программ, делается акцент на умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) на развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся.

В процессе обучение используются:

1. Приёмы актуализации субъектного опята учащихся;

2. Методы диалога и полилога;

3. Приёмы создания коллективного и индивидуального выбора;

4. Игровые методы;

5. Методы диагностики и самодиагностики;

6. Технологии критического мышления;

7. информационно-коммуникационные технологии;

8. Технологии коллективного метода обучения.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи

с курсами экономики, истории, обществознания, географии, литературы, искусства.


II. Результаты освоения курса внеурочной деятельности


Планируемые результаты:

личностные результаты;

метапредметные результаты;

предметные результаты.


Личностным результатам при изучении курса «Основы предпринимательской деятельности» являются:

– приобретение знаний о предпринимательстве, как важной сфере человеческой деятельности;

– осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

– овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

– развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.


Метапредметными результатами при изучении курса «Основы предпринимательской деятельности» являются:


1. Познавательные:

– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

– использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

– формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);

– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

– овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.


2. Регулятивные:

– понимание цели своих действий;

– планирование действий с помощью учителя и самостоятельно;

– проявление познавательной и творческой инициативы;

– оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

– адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.


3. Коммуникативные:

– составление текстов в устной и письменной формах;

– готовность слушать собеседника и вести диалог;

– готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

– умение излагать своё мнение; аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

– определение общей цели и пути её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

– адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


Предметными результатами при изучении курса «Основы предпринимательской деятельности» являются:

– понимание основных принципов предпринимательской деятельности: представление о роли предпринимательства в обществе;

– развитие предпринимательской инициативы школьников, их потенциальных возможностей и способностей в сфере экономики и предпринимательства, в том числе способности к самообразованию и саморазвитию;

– освоение приёмов с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;

– освоение технологии создания собственного дела, определение наиболее выгодных сфер бизнеса, планирование предпринимательской деятельности и составление бизнес-плана;

– выработка навыков проведения исследований экономических явлений в сфере предпринимательства: анализ, синтез, обобщение экономической информации, прогнозирование развития явления и поведения людей и предпринимательских фирм, сопровождение графической интерпретацией и их критическим рассмотрением;

– развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

– развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.



III. Содержание курса внеурочной деятельности


5 класс ( 35 часов)


Раздел 1. Творческое и креативное мышление (4 часа).


Суть творческого процесса – соединить известное в новой комбинации. Мышление – процесс познавательной деятельности. Оригинальность, необычайность идей. Способность использовать разные идеи в неопределенной ситуации.


Раздел 2. Гибкие навыки (Soft skills) ( 4 часа).


Тайм менеджмент. Умение учиться. Время – богатство, отпущенное природой человеку безвозмездно. Неутомимый слуга времени – часы. Я и мое время. Образец режима дня. Основные «ловушки» времени.


Раздел 3. Финансовая грамотность (2 часа).


Сколько денег нужно, чтобы начать бизнес. Составление бизнес-плана «Собственный бизнес». Ролевая игра «Возможности работы по найму и собственного бизнеса». «Сюжетно-ролевая игра «Примеры бизнеса, которым занимаются подростки». Разработка бизнес-плана. Решение логических задач. Проект «Личный финансовый план».


Раздел 4. Структура предприятия (2часа).


Разделение труда на предприятии. Виды разделения труда. Общественное разделение труда. Вертикальное разделение труда. Функциональное разделение труда.


Раздел 5. Предприимчивость (2 часа).


Чем отличаются предприимчивые люди от остальных. Способность быстро и эффективно решить проблему, реализовать поставленную цель. Деловую активность, изобретательность, готовность к риску, находчивость.


Раздел 6. История предпринимательства. (2 часа).


Раздел 7. Бизнес-модели (3 часа)


Купил – перепродал. Фактор пользы или выгоды. Фактор стоимости и фактор прибыли.


Раздел 8. Анализ рынка. Выбор рыночной ниши. (4 часа).


Ниша рынка: что это и как в неё устроиться. Важные этапы анализа рынка. Самые доступные и простые исследования рынка.


Раздел 9. Маркетинг и продвижение (4 часа).


Что такое реклама? «Как корабль назовёшь…». Продвижение товара (услуг). Важнейшие функции продвижения. Практика рекламной деятельности.


Раздел 10. Командообразование. (4 часа).


Сила команды. Роли в команде. Что означает умение работать в команде? Какие преимущества дает бизнесу наличие слаженной команды? Процесс командообразования.


Раздел 11. Налоги. Бухгалтерия для начинающих. (2 часа ).


Что такое налоги и зачем они нужны. Кто такой бухгалтер. Моя мама – бухгалтер. Отчетность и первичная документация.


Раздел 12. Юридические вопросы для начинающих (2 часа).


Что такое договор? Зачем фиксировать договоренность на бумаге. Партнёрский договор. Договор с клиентом.



Учебно – тематический план


5 класс (35 часов)




Наименование темы

Количество часов

Всего

Аудит.занятия

Лекции

Практические занятия

1.

Творческое и креативное мышление.

4

2

2

2.

Гибкие навыки (Soft skills).

4

2

2

3.

Финансовая грамотность.

2

2


4.

Структура предприятия.

2

2


5.

Предприимчивость.

2

2


6.

История предпринимательства.

2

2


7.

Бизнес-модели.

3

3


8.

Анализ рынка. Выбор рыночной ниши.

4

2

2

9.

Маркетинг и продвижение.

4

2

2

10.

Командообразование.

4

2

2

11.

Налоги. Бухгалтерия для начинающих.

2

2


12.

Юридические вопросы для начинающих.

2

2



Итого

35

25

10


Практические занятия


Номер темы

Наименование практического занятия

Кол-во часов

1

Практикум «Поиск нестандартных идей»

2

2

Практикум «Фотография дня»

2

8

Ситуационный кейс «Анализ рынка»

2

9

Практика «Разработка логотипа, слогана и выбор каналов рекламы»

2

10

Деловая игра «Кораблекрушение». Предзащита проектов

2


Итого

10



Список рекомендуемой литературы


1. Акмаев Р.И. Инновационный менеджмент малого предприятия, работающего в научно-технической сфере: Учебное пособие / Р.И. Акмаева – Рн/Д: Феникс, 2012. – 541 с.

2. Балашов А.П. Основы менеджмента: Учебное пособие / А.П. Балашов. – М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2012. – 288 с.

3. Барден Ф. Взлом Маркетинга. Наука о том, почему мы покупаем / Ф. Барден. – МИФ, 2014.

4. Барышева А. «Продажи по-взрослому. 19 инструментов управления» – ЛитРес, 2013 г.

5. Беляев Ю.М. Инновационный менеджмент: учебник для бакалавров / Ю.М. Беляев. – М.: Дашков и К, 2013. – 220 с.

6. Березин И. Маркетинговые исследования : инструкция по применению / И. Березин. – М.: Юрайт, 2012.

7. Бест Р. Маркетинг от потребителя / Р. Бест. – М.: МИФ, 2015.

8. .Бизнес-планирование: Учебник для вузов/ Под ред. В.М. Попова, С.И. Ляпунова, С.Г. Млодика. – М.: Финансы и статистика, 2012 – 816 с.

9. Бугаков В.М. Управление персоналом: Учебное пособие / В.П. Бычков, В.М. Бугаков, В.Н. Гончаров; Под ред. В.П. Бычков. – М.: НИЦ ИНФРА – М, 2013. – 237 с.

10. Варламов А. Командообразование или мысли о командном строительстве. // Менеджмент в России и за рубежом. – 2004. – №9.

11. Веснин В.Р. Основы менеджмента: учебник / В.Р. Веснин – М.: проспект, 2013. – 320 с.

12. Вишняков Я.Д. Инновационный менеджмент. Практикум: Учебное пособие / Я.Д. Вишняков, К.А. Кирсанов, С.П. Киселёва. – М.: КноРус, 2013 – 326 с.

13. Гукасьян Г.М. Экономическая теория: Учебник и практикум / Г.М. Гукасьян, Г.А. Маховикова, В.В. Амосова. – М.: Юрайт, 2013 – 573 с.

14. Джеффри М.,Макетингш, основанный на данных / Мю: МИФ. 2013.

15.Иванов В.В. Антикризисный менеджмент в гостиничном бизнесе / В.В. Иванов, А.Б. Волов. – М.: ИНФРА – М, 2013 – 336 с.

16. Иванов Л. Маркетинговый конвейер / Л. Иванов – М.: Иванов и партнеры, 2014

17. Иванова С, «Продажа на 100%. Эффективные техники продвижения товаров и услуг» – 3-е изд. – М,: Альпина Бизнес Букс, 2007 – 274 с. – (Серия «Бизнес на 100%»).

18. Ким, У, Чан. Стратегия голубого океана: Как создать свободную нишу и перестать бояться конкурентов/ У. Чан Ким, Р. Моборн. – 3-е изд. – М.: Hippo, 2008.

19. Кови С. Семь навыков лидера . Минск: Вегапринт, 2010.

20. Котлер Ф. Основы маркетинга / Ф.Котлер, Г.Амстронг, В. Вонг, Дж. Сондерс. – 5-е европейское издание. – ИД Вильямс, 2014.

21. Кукушкина В.В. Антикризисный менеджмент: Монография / В.В. Кукушкина. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 328 с.

22. Лайкен А. искусство успевать. – М.: Издательство Рефл – Бук, 2011.

23. Линдром М. Buy-ology. Увлекательное путешествие в мозг современного потребителя / пер. с англ. – М.: ЭСИМО, 2010.

24. Липсиц И.В. Ценообразование / И.В. Липсиц. – М.: Юрайт, 2013.

25. Лукевичева Л.И. Управленчиские решения: учебник – Л.И. Лукичева. – М.: ОМЕГА-Л 2014. – 383 с.

26. Маховикова Г.А. Экономическая теория: Учебник и практикум / Г.А. Маховикова. – Люберцы: Юрайт. 2015. – 573 с.

27. Мескон М.Х. основы менеджмента / М.Х. Месон, М. Альберт, Ф. Хедоури; (пер. с анг. О.И. Медвевь). – М.: Вильямс, 2012. – 672 с.

28. Нисимчук А.С. Экономическое образование школьников. Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2011.

29. Основы управления персоналом. / Под ред. Б.М. Генкина. – М.: СПб.: Питер, 2002. – 368 с.

30. Построение команды по Мередиту Белбину (интервью с М. Белбиином).// Менеджмент в России и за рубежом. – 2005. – № 3.

31. Рэкхем Н. «СПИН-продажи. Практическое руководство», – Манн, Иванов, Фербер, 2009 г.

32. Соловьев Б.А. Макетинг: учебник / Б.А. Соловьев, А.А. Мешков, Б.В. Мусанов. – М.: Инфра-М, 2014.

33. Стелзнер М. Контент-маркетингш / М. Стелзнер. – МИФ, 2012.

34. Сьюэлл К. Клиенты на всю жизнь / К. Сьюэлл. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2005.

35. Чернецова Н.С. Экономическая теория: Учебное пособие / Н.С. Чернецова, В.А. Скворцова, И.Е. Медушевская. – М.: КноРус, 2013. – 264 с.

36. Шевченко Д.А, Реклама. Маркетинг. Р R / Д.А. Шевченко. – М.: РГТУ, 2014.

37. Шишкин А.Ф. Экономическая теория. В 2 т. Т.1 / А.Ф. Шишкин, Н.В. Шишкина. – М.: КДУ, 2013. – 816 с.

38. Экономическая теория. Концептуальные основы и практика: Научное издание. / Под ред. В.Ф. Максимовой. – М.: ЮНИТИ, 2015. – 751 с.



Интернет – ресурсы:

1. Центральный Банк Российской Федерации www.cbr.ru

2. Министерство финансов РФ www.minfin.ru/ru

3. Федеральная налоговая служба www.nalog.ru

4. Пенсионный фонд РФ www.pfrf.ru

5. Роспотребнадзор www.rospotrebnadzor.ru

6. http://openbusiness.ru

7. http://buznet.ru

8. http://vseidei.biz

9. http://1000ideas.ru

10. http://www.e-xecutive.ru

11. www.hobiz.ru

12. http://www.opora.ru

13. http://adbusiness.ru

14. http://www.hr-portal.ru

15. http://www.smallbusiness.ru

16.https://www.business-class.pro






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!