СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка внеурочного воспитательного мероприятия: «Алкоголь-разрушитель здоровья и страны».

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка внеурочного воспитательного мероприятия: «Алкоголь-разрушитель здоровья и страны».

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеурочного воспитательного мероприятия: «Алкоголь-разрушитель здоровья и страны».»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска «Средняя школа № 15 имени Героя Советского Союза Д. Я. Старостина»




Номинация: основное общее образование.








Методическая разработка внеурочного воспитательного мероприятия: «Алкоголь-разрушитель здоровья и страны».














Учитель химии и биологии

Анчикова Лариса Федоровна





Российская Федерация, Ульяновск 2019

Тема: «Алкоголь-разрушитель здоровья и страны»


Цели внеклассного мероприятия:

  • профилактика алкоголизма;

  • повышение самосознания учащихся;

  • формирование здорового и позитивного образа жизни;

  • формирование убежденности в нужности каждого для Родины.

Планируемые результаты:

Личностными результатами являются:


  • неприятие вредных привычек;

  • способность оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

  • готовность учащихся к самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями;

  • принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное отношение к собственному здоровью;

  • чувство причастности к судьбе России;

  • чувство ответственности перед Родиной;

  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

  • осознание ответственности учащихся за общее благополучие.

Метапредметными результатами являются:

  • способность самостоятельно формулировать познавательную цель;

  • умение сбирать, обрабатывать, анализировать информацию;

  • умение передавать и оценивать информацию;

  • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

  • умение слушать собеседника;

  • умение аргументировать свою позицию и координировать её с позиции партнёров в сотрудничестве при выборе общего решения в совместной деятельности;

  • умение разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников.

Методическое оснащение:

компьютер, проектор, доска аудиторная, распечатки анкеты «Оценка актуальной ситуации, связанной с потреблением алкоголя в молодежной среде»

Методы:

объяснительно-иллюстративные (рассказ, беседа, демонстрация, сообщение учащихся), частично-поисковый, исследовательский (работа в группах: при проведении опытов, обсуждении вопросов, проведении анкетирования).

План внеклассного мероприятия:

  1. Постановка цели.

  2. Вступительное слово учителя.

  3. Анализ анкетирования.

  4. Практические опыты, подтверждающие вредное воздействие алкоголя на живые организмы.

  5. Статистика.

  6. Заключение.

  7. Список источников и литературы.

Приложение 1

Ход внеклассного мероприятия:

На экране слова Л. Н. Толстого:

 «Трудно себе представить то благотворное изменение, которое произошло бы во всей жизни людской, если бы люди перестали одурманивать и отравлять себя водкой, вином, табаком и опиумом».

  1. Постановка целей.

Учитель: «Ребята, как вы думаете о чём мы сегодня будем разговаривать?»

Ученики: (о вредных привычках)

Учитель: «Да, но не о всех. Тема нашего мероприятия: «Алкоголь-разрушитель здоровья и страны». Давайте вместе попробуем сформулировать цели сегодняшнего мероприятия.»

(Ученики называют разные цели)

Учитель делает вывод.

Цели нашего мероприятия:

  • узнать, почему алкоголь-разрушитель здоровья и страны; какая связь между алкоголем, здоровьем и страной;

  • узнать о влиянии алкоголя на организм живого организма в том числе и человека;

  • узнать причины употребления алкоголя;

  • сформулировать преимущества введения здорового образа жизни.

  1. Вступительное слово.

У кого есть здоровье, есть и надежда,

а у кого есть надежда – есть всё.

(Арабская пословица).

Учитель: «Здравствуйте! При встрече люди обычно говорят это хорошее слово, желая друг другу здоровья. Я хочу начать сегодняшнее мероприятие с вопросов: «Какой вы видите будущее нашей страны, хотите ли вы, чтобы она была сильная, а люди были счастливы и жили в достатке? Вы хотите в будущем выйти замуж(жениться) и иметь детей? Вы хотите быть здоровыми? Что вы можете сделать, чтобы быть здоровыми и для того, чтобы наша страна была сильной? Как вы думаете каким образом связано здоровье каждого из вас с судьбой страны?»

(Ученики делятся на группы по 5-6 человек обсуждают вопросы (5 мин) и один из группы озвучивает мнение, которые были высказаны в группе).

Учитель вместе с учениками делают вывод: «Молодёжь- это будущее любой страны и от того какая она зависит в какой стране мы будем жить. Здоровый человек - это залог здорового общества. Зачем обществу нужны здоровые люди? Потому что только здоровый физически и психологически человек может полноценно учиться, работать и рожать здоровых детей, а это гарантия развития любого общества. Если мы россияне хотим и дальше жить, и развиваться мы должны понять, что только здоровый образ жизни нам это гарантирует. Что значит вести здоровый образ жизни? Это значит не употреблять алкоголь, наркотики, не курить спайс, сигареты, не переедать, заниматься спортом, то есть делать всё, что полезно организму и не делать то, что вредно».

Учитель: «Как вы считайте, что такое привычка?» 

Ответы учеников: (привычка – это особенность человека привыкать к каким-то действиям или ощущениям.) 
Учитель: «Какие бывают привычки?»

Ответы учеников: (хорошие и плохие, вредные и полезные.) 
Учитель: «Какие полезные привычки вы знаете?» 

Ответы учеников: (чистить зубы, делать зарядку, заниматься музыкой, танцами, спортом, собирать грибы и т. п.) 
Учитель: «Какие привычки вредны для человека?» 

Ответы учеников: (курение, пьянство, наркомания, и т. п.) 

Учитель: «Как вы понимайте пословицу: «Бедность – от лени, а болезнь – от невоздержанности?» 

Ответы учеников:сли человек не привык к труду, он будет беден, а если он не привыкнет бороться со своими вредными привычками, он будет болеть).

Учитель: «Итак, ребята, мы выяснили, что плохие привычки появляются от неумения человека сдержать себя. Плохие привычки несут человеку бедность и болезни. Сегодня мы будем говорить об одной вредной привычке».

3.Анализ анкетирования (анкетирование проводилось учащимися, обрабатывалась с помощью учителя)

Учитель: «Ребята, вы знаете, что тысячи лет назад на земле существовали рабовладельческие государства. Эти государства вели постоянные войны, завоевывали соседние земли, а завоёванные народы угоняли в рабство. Рабы строили дороги, дворцы, пирамиды, выполняли самую тяжёлую работу. Жизнь раба ничего не стоила: раба можно было унизит, продать, убить. Прошли века, и человечество избавилось от рабства. Но и в наши дни сохранилось добровольное рабство. В него попадают люди разных национальностей, мужчины и женщины, старики и дети. Все они добровольно становятся рабами вредных привычек. Люди, которые попали к ним в плен, становятся безвольными, жалкими жертвами своих вредных привычек: курения, пьянства, наркомании. Их удел нищета, болезнь, смерть. Но почему же так тянет людей в это тёмное царство?»

(Анализ анкетирования, которое было проведено заранее с помощью учеников 6А класса во всех 6-7 -ых классах)

Ученик: (озвучивает результаты анкетирования) «В основном причинами употребления подростками алкоголя являются:

1. Самоутверждение: (51 %) (нравится, скучно).

2. Символическое участие сверстников (33 %) (друзья тоже пьют).

3. Снятие психического напряжения (6 %) (для смелости, спокойствия)».

Учитель: «Как можно самоутвердиться, снять психическое напряжение другими способами? Обязательно ли подражать сверстникам? К чему может привести употребление алкоголя?»

(Обсуждения в группах и озвучивание выводов, к которым пришли сообща)

Учитель: «Подростковый (пубертатный) возраст — это переход от детства к взрослости, период становления и формирования зрелого организма. Этот возрастной период характеризуется бурным ростом, как отдельных органов, так и всего организма в целом, началом и завершением полового созревания, совершенствованием функций органов и систем организма. В целом деятельность органов и систем организма в пубертатный период отличается функциональной неустойчивостью, поэтому организм подростка оказывается легко уязвимым к воздействию алкоголя, никотина, курительных смесей. Токсическое воздействие на организм подростка в несколько раз сильнее, чем на организм взрослого. Рассказывать, какое влияние оказывают ПАВ на организм человека не буду вы об этом уже много раз слышали я хочу показать на опытах как этанол действует на живой организм».

  1. Практические опыты, подтверждающие вредное воздействие алкоголя на живые организмы.

Учитель: «Из уроков биологии вы знаете, что растения, животные, грибы и бактерии- это всё живые организмы и все они состоят из клеток, а клетки любого живого организма сходны по своему строению и химическому составу. Значит, как алкоголь влияет на все эти организмы так же он будет влиять и на клетки человека».

Опыт 1. Влияние алкоголя на прорастание семян

(опыт закладывался за неделю до внеклассного мероприятия учениками и проводился ими под руководством учителя).

Цель опыта: показать, как алкоголь влияет на зародыш растения и любого живого организма.

Оборудования и реактивы: чашки Петри, марля, 20 семян фасоли, 20 % спирт.

Ход опыта: в две чашки Петри на слой марли помещают по 10 семян фасоли, которые смачиваются раствором по мере высыхания (через день). В первой чашке семена смачиваются чистой водой, во второй чашке семена смачиваются 20% раствором спирта.

Результаты опыта: по истечении 1 недели в первой чашке Петри проросли 8 семян, во второй - семена не проросли совсем (фото 1).

Вывод: Алкоголь негативно влияет на образовательные ткани семени. Прорасти и дать начало новому растению способны только семена с живым зародышем. Во второй чашке зародышевые клетки семени погибли.

Опыт 2. Влияние алкоголя на развитие растений (опыт проводится в течении двух недель учениками).

Цель опыта: показать, как алкоголь влияет на развитие растения и значит на живой организм.

Оборудования и реактивы: две фиалки, в отдельных горшках, 5 % спирт.

Ход опыта: для проведения опыта необходимо две фиалки, в отдельных горшках. Одну из них в течение 14 дней поливают 5% раствором этилового спирта, (такое количество алкоголя содержится в пиве), а другую отстоявшейся водой. Через 14 дней полив алкоголем прекращают.

Результаты опыта: растение продолжает жить, но развитие его сильно отстает от развития фиалки, которую поливали водой (фото2).

Вывод: алкоголь угнетает развитие растения.

Опыт 3. Влияние спирта на белки.

Оборудование и реактивы: пробирки, пипетки, этиловый спирт 70%, вода.

Ход опыта: помещают в две пробирки яичный белок. В одну из них добавляют этиловый спирт.

Результаты: белок уплотняется, и на глазах становятся заметны изменения его структуры (фото 3).

Вывод: спирт денатурирует белок, отнимает у него воду, осаждает и необратимо изменяет его структуру.

Опыт 4. Воздействие этанола на свиную печень.

Оборудование и реактивы: две пробирки, вода, свежая свиная печень, раствор этанола 70%.

Ход опыта: в одну пробирку наливают 5 мл 70% спирта, а в другую –воду и опускают в них свежие кусочки свиной печени.

Результаты: через 3-4 минуты в пробирке со спиртом происходит изменение окраски красно - коричневого цвета печени до более светлой, структура ее стала рыхлой и бесформенной (фото 4).

Вывод: этанол разрушает клетки тканей печени.

Учитель: «Как вы думаете, почему для дезинфекции производят обработку спиртом?»

Ответы учеников: (потому что он убивает микробы, а микробы - это живые существа.)

Учитель: «Почему заспиртованные органические препараты не гниют?»

Ответы учеников: (спирт убивает гнилостные бактерии, а это тоже живые существа).

Учитель: «Так же спирт действует на нас, только заметно это не сразу, потому что мы более крупные существа, чем бактерии. Алкоголь-это яд. Он постепенно убивает человека, но когда их губительное воздействие проявит себя, будет уже поздно. Чем моложе человеческий организм, тем сильнее сказывается на нем действие этого яда. В этом сходство человеческого организма с животным и растительным миром в смысле ответной реакции на вредные воздействия. Иными словами, человеческий организм и всё живое, за весь период своего существования, не успели выработать у себя защиту от этого яда».

  1. Статистика (информацию учащиеся собирали самостоятельно)

Ученик 1: «В России пьет каждый пятый. Если учесть, что люди преклонного возраста, младенцы, дети до 12 лет практически не употребляют алкоголь, картина становится и вовсе пугающей. Всего 15% зависимых от алкоголя могут полностью отказаться от употребления».

Ученик 2: «По официальным данным, от 60 до 90% преступников совершали правонарушения в нетрезвом виде)».

Ученик 3: «Среди всех водителей, попавших в дорожно-транспортное происшествие (ДТП), у 85% было обнаружено повышенное содержание алкоголя в крови».

Ученик 4: «Установлено, что более 60% самоубийц употребляли алкоголь, причем непосредственно перед смертью — лишь 8% из них».

Ученик 5: «Женщина спивается в 3-4 раза быстрее, чем мужчина. С 1980 года количество пьющих женщин увеличилось практически в 3 раза».

Ученик 6: «Ежегодно в России умирают от алкоголизма и сопутствующих ему заболеваний более 900 тысяч людей. Аналитики утверждают, что если в ближайшие 25 лет не найти способ остановить рост количества людей, страдающих алкогольной зависимостью, население Европы может сократиться более чем на 49 млн. человек».

  1. Заключение

Учитель: «Вы узнали сколько бед от привычки употреблять алкогольную продукцию, на опытах убедились, как он влияет на все живые организмы, что всего 15% зависимых могут полностью отказаться от употребления этого яда-это очень мало и им требуется очень большие усилия, чтобы сделать это. Может лучше не начинать или, если уже был опыт употребления, вовремя остановиться?»

  1. Список источников и литературы

  • Колбенева Е.А., Дикарева Т.А., Рябчикова С.А. Методическое пособие для волонтеров, работающих по методу «Равный – Равному». – Ульяновск, 2013 – 48 с.

  • Орлова М., Хмыров А. Методическое пособие для специалистов и волонтеров по проведению тематического занятия «Думай, решай, действуй» (профилактика алкогольной зависимости для учащихся 9-11 классов).- СПб: Взгляд в будущее, 2012.- 24с.

  • Алкоголь и подростки [Электронный ресурс]. Режим доступа http://zdorovaya-life.ru/vse_ob_alkogole/78-alkogol_i_podrostki.html














Приложение 1.

Анкета «Оценка актуальной ситуации, связанной с потреблением алкоголя в молодежной среде»

Ваш возраст______

1. В каком возрасте Вы впервые попробовали алкоголь? 
А) от 8 до 10;

Б) от 11 до 13;

В) от 14 до16;

Г) от 17 до 18;

Д) не пробовал(а) (переходите к вопросу № 6).

2. В какой ситуации Вы первый раз попробовали алкоголь? 
А) в компании с друзьями;

Б) с одноклассниками;

В) с новыми знакомыми;

Г) один/одна;

Д) другое.

3. Какова была причина/повод?

А) праздник;

Б) выходной;

В) встреча с друзьями;

Г) желание снять стресс,

Д) от скуки.

4.Как часто Вы употребляете спиртные напитки? 
А) каждый день;

Б) раз в неделю;

В) редко, но бывает;

Г) только по праздникам или другим поводам.

5. Какие спиртные напитки Вы употребляете?

А) пиво,

Б) вино,

В) шампанское,

Г) крепкие напитки.

6. Какое утверждение, выражающее отношение к алкоголю, вам ближе?

А) алкоголь – часть культуры, традиции, ритуальное употребление алкоголя допустимо,

Б) алкоголь -это лекарство – в малых дозах полезен

В) алкоголь – это быстрый способ установления контактов, вхождение в доверие к человеку,

Г) алкоголь – это способ расслабиться, развлечься, отдохнуть,

Д) алкоголь -это яд и его употребление в любых дозах вредно для здоровья.

7.Как ты думаешь, зачем люди употребляют алкоголь и многие другие вещества, изменяющие сознание?

А) для «кайфа»

Б) за компанию,

В) уйти от проблем,

Г) другое (свой ответ)

8. Каково Ваше отношение к информации о сохранении здоровья подростков?

А) мне определенно нужна такая информация;

Б) неплохо было бы узнать что-нибудь новенькое;

В) я знаю достаточно,

Г) я знаю так много, что еще могу другим рассказать.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!