СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка внеклассного занятия "Клетка. Клеточное строение организма. Знакомство с увеличительными приборами"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На этом занятии  учащиеся рассмотрят одноклеточный организм, амёбу в качестве примера первой на Земле клетки и всех одноклеточных организмов. Учащиеся в группах по 10-14 человек смоделируют клетку, чтобы наблюдать, как её различные части помогают ей двигаться, питаться, расти и изменяться.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеклассного занятия "Клетка. Клеточное строение организма. Знакомство с увеличительными приборами"»

Сампурский филиал

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Сатинская средняя общеобразовательная школа









Методическая разработка занятия по программе дополнительного образования детей

«Я познаю мир»

Тема методического материала

Клеточное строение организмов. Клетка.

Знакомство с увеличительными приборами

Номинация





Составитель Ежаков Михаил Серафимович

Учитель химии













2016 год



Содержание

  1. Аннотация. Актуальность. 3.

  2. Цели и задачи 4.

  3. Основные понятия

  4. Советы учителю

  5. Этапы работы 5.

  6. Технология

  7. Материалы и пособия

  8. Ход занятия

  9. Заключение 7.

  10. Список информационных источников





































Аннотация. Актуальность

С самого начала в центре внимания находится клетка, кирпичик живой материи. Учёные предполагают, что впервые клеточная форма жизни зародилась в океане более 4 млрд. лет назад. Одиночные клетки делились и, возможно эволюционировали в многоклеточные формы жизни. С этого момента можно говорить о разнообразии жизни – одноклеточных организмах, животных, растениях, грибах. Животные зависели от растений как источника жизни и развивались в сторону усложнения и появления новых разновидностей, становясь гудками, червями, моллюсками, рыбами.

Безусловным моментом в процессе жизни являются изменения. Мы наблюдаем эти изменения, и наша способность наблюдать отличает нас от других существ. Эту способность иногда называют самосознанием. Понимание изменений, произошедших в прошлом, поможет нам вносить изменения в настоящее и будущее.

Жизнь будет продолжать изменяться, и, возможно её необходимо изменять, чтобы продолжать жить. Сем лучше ребята осознают необходимость процесса изменений, тем легче они могут сделать выбор, который и даст направление их личной жизни.

























Цели и задачи обучения

После окончания работы над материалом учащиеся должны уметь:

  1. Сравнивать функционирование отдельной клетки и организма человека.

  2. Разыгрывать различные жизненные функции организма: движение, потребление пищи, рост, старение.

  3. Сравнивать и сопоставлять различные части и функции отдельной клетки и организма человека.



Основные понятия

Клетка – такой способ организации живой материи, при котором наружная оболочка, или стенка, заключает в своих пределах протоплазму, ядро, митохондрии и другие компоненты.

Эволюция – процесс развития живых организмов от простых форм к более сложным в течение миллионов лет.

Адаптация – процесс изменений, происходящих в живых организмах и увеличивающий шансы их выживания.

Инстинкт – тип поведения с которым животные рождаются.



Советы учителю

Стремитесь к тому, чтобы на каждом занятии ребята учились наблюдать, ощущать, определять, сравнивать, анализировать свои ощущения для построения выводов и умозаключений. Для того, чтобы помочь ребятам персонифицировать и соотнести материал занятия с жизнью в более широком контексте:

  1. Поручите каждому ученику ежедневно вести дневник наблюдений под названием «Нити жизни». В конце каждого занятия оставляйте несколько минут для записей в этих дневниках.

  2. Предложите нарисовать плакат, дающий представление об эволюции живой материи на Земле. Рисунки, сделанные детьми, соберите и вывесите в классе.

  3. Установите в классе доску информации и предложите ребятам приносить для неё вырезки из газет с рассказами об эволюции жизни на Земле.





Этапы работы

Первый этап – фронтальная работа

Второй этап – работа малых групп сотрудничества

Выполнение практических заданий в малых группах.

Третий этап – завершение работы

Работа с опросником

ТЕХНОЛОГИЯ ЗАНЯТИЯ

Клетка

На этом занятии учащиеся рассмотрят одноклеточный организм, амёбу в качестве примера первой на Земле клетки и всех одноклеточных организмов. Учащиеся в группах по 10-14 человек смоделируют клетку, чтобы наблюдать, как её различные части помогают ей двигаться, питаться, расти и изменяться.

Материалы и пособия

Изображение клетки, картинки, слайды на компьютере, амёбы или других клеток; микроскопы, микробиологические препараты.

Ход занятия

  1. Ребята изучают картинки с изображением различных видов клеток. Существуют множество различных видов клеток, имеющих различные формы и размеры, различные среды обитания (солёная ил пресная вода, почва, растения, животные), различные способы передвижения (ползание, плавание, летание, ходьба, бег).

  2. Ученическим командам предлагается провести игру – построить из ребят амёбу. Понадобится 10-14 учащихся для создания модели амёбы, которая состоит из следующих частей:

а) наружного покрытия, или оболочки, которая является кожей, делающей клетку единым целым. Она позволяет некоторым веществам, например пище, проходить через себя и не пропускать вещества, которые могут принести клетке вред;

б) ядра – центра клетки, который управляет её действиями. Ядро не думает и не планирует; оно реагирует на то, что происходит вокруг него;

в) митохондрии – небольшого органа (органеллы) в форме сосиски – который помогает клетке превращать пищу в энергию.

3. Попросите команды сравнить отдельную клетку с организмом человека. Для проведения дискуссии воспользуйтесь таблицей, приведённой ниже. Задайте вопросы типа: С какой частью человеческого организма можно сравнить оболочку клетки? С какой частью человеческого организма можно сравнить ядро клетки?

СРАВНЕНИЕ ЧАСТЕЙ КЛЕТКИ С ЧАСТЯМИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОРГАНИЗМА


Клетка и её части

Части человеческого организма

1

Оболочка

Кожа, ногти, волосы, органы чувств

2

Ядро

Мозг

3

Митохондрия

Желудок, органы пищеварения

  1. Пусть ученики распределят между собою роли, чтобы играть в «амёбу». От 4 до 7 ребят потребуется на окружающую клетку оболочку; один – чтобы быть ядром и руководить действиями амёбы; ещё один будет митохондрией клетки – «размельчать» пищу; четверо понадобятся для того, чтобы быть «пищей», которая будет раздроблена митохондрией и превратится в дополнительное ядро, вторую митохондрию и материал оболочки. Пищей амёбе служат маленькие клетки с ресничками – тоненькими волосками, которые колышутся взад-вперёд, чтобы захватить пищу. Четыре ученика из группы, изображающей пищу, могут держаться друг за друга одной рукой, а другими загребать вперёд и назад для того, чтобы изображать движение; один из них будет также ядром «пищи».

  2. Расскажите содержание игры каждой команде прежде, чем они разыграют поведение амёбы. Вы можете сделать это в классе или раздать детям листки, содержащие такую информацию.

Вот как выглядит поведение амёбы. В этой игре только ядро может говорить; когда оно видит пищу, оно направляет амёбу в её сторону. У амёбы нет ни верха. Ни низа, ни передней части, ни задней, ни рук, ни ног, ни рта. Она передвигается, выпячивая одну часть клетки, затем остальная часть клетки подтягивается к ней. Ядро чувствует, что поблизости находится пища, и двигается по направлению к ней. Оно выталкивает одну часть клетки, затем другую, чтобы обволакивать пищу и втягивать её внутрь через оболочку. Затем ядро даёт митохондрии поглотить пищу и разделить её на части. Одна часть прикрепляется к ядру, другая становится второй митохондрией, остальные – частью оболочки. Амёба насытилась и выросла. Ядро даёт указание амёбе к делению. Она принимает шарообразную форму и затихает. Внутри её что-то происходит. Ядро растягивается в стороны и делится, новые ядра расходятся в стороны. Обе митохондрии тоже сдвигаются в противоположные части клетки. Оболочка начинает растягиваться в стороны, делясь на две части, формируя две амёбы. Амёба разделилась и изменилась. Воспользуйтесь этим сценарием для подсказки учащемуся, исполняющему роль ядра, и предложите видоизменить игру. Роль пищи, митохондрии и оболочки могут играть большее количество детей.

  1. Пусть команды выступают по очереди, разыгрывая роль амёбы. И каждая команда сама определяет все действия амёбы. После выступления команд проведите совместное обсуждение и проанализируйте увиденное.

  2. Для обсуждения и анализа предложите командам следующие вопросы:

  • Какие действия выполняла ваша амёба?

  • Почему жизненные функции являются важными?

  • В чём функции организма человека и его поступки схожи с деятельностью амёб?

  • В конце занятия можно устроить забег амёб

Заключение

Учащиеся сделают вывод о том, что такое клетка, расскажут об органоидах клетки, и опишут процессы, которые происходят в клетке на примере амёбы.

Список информационных источников

  1. Бруновт Е. Методика обучения анатомии, физиологии и гигиене человека. М. «Просвещение», 1978. 302 с. с ил.

  2. Вилли К. Биология (биологические процессы и законы), издательство «Мир», М. 1975.822 с. с ил.

  3. Винчестер А. Основы современной биологии. Издательство «Мир», М. 1967. 328с. с ил.

  4. Соколов В.Е. Систематика млекопитающих. Издательство «Высшая школа» М. 1973. 430 с. с ил.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!