Сампурский филиал
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Сатинская средняя общеобразовательная школа
Методическая разработка занятия по программе дополнительного образования детей
«Я познаю мир»
Тема методического материала
Клеточное строение организмов. Клетка.
Знакомство с увеличительными приборами
Номинация
Составитель Ежаков Михаил Серафимович
Учитель химии
2016 год
Содержание
Аннотация. Актуальность. 3.
Цели и задачи 4.
Основные понятия
Советы учителю
Этапы работы 5.
Технология
Материалы и пособия
Ход занятия
Заключение 7.
Список информационных источников
Аннотация. Актуальность
С самого начала в центре внимания находится клетка, кирпичик живой материи. Учёные предполагают, что впервые клеточная форма жизни зародилась в океане более 4 млрд. лет назад. Одиночные клетки делились и, возможно эволюционировали в многоклеточные формы жизни. С этого момента можно говорить о разнообразии жизни – одноклеточных организмах, животных, растениях, грибах. Животные зависели от растений как источника жизни и развивались в сторону усложнения и появления новых разновидностей, становясь гудками, червями, моллюсками, рыбами.
Безусловным моментом в процессе жизни являются изменения. Мы наблюдаем эти изменения, и наша способность наблюдать отличает нас от других существ. Эту способность иногда называют самосознанием. Понимание изменений, произошедших в прошлом, поможет нам вносить изменения в настоящее и будущее.
Жизнь будет продолжать изменяться, и, возможно её необходимо изменять, чтобы продолжать жить. Сем лучше ребята осознают необходимость процесса изменений, тем легче они могут сделать выбор, который и даст направление их личной жизни.
Цели и задачи обучения
После окончания работы над материалом учащиеся должны уметь:
Сравнивать функционирование отдельной клетки и организма человека.
Разыгрывать различные жизненные функции организма: движение, потребление пищи, рост, старение.
Сравнивать и сопоставлять различные части и функции отдельной клетки и организма человека.
Основные понятия
Клетка – такой способ организации живой материи, при котором наружная оболочка, или стенка, заключает в своих пределах протоплазму, ядро, митохондрии и другие компоненты.
Эволюция – процесс развития живых организмов от простых форм к более сложным в течение миллионов лет.
Адаптация – процесс изменений, происходящих в живых организмах и увеличивающий шансы их выживания.
Инстинкт – тип поведения с которым животные рождаются.
Советы учителю
Стремитесь к тому, чтобы на каждом занятии ребята учились наблюдать, ощущать, определять, сравнивать, анализировать свои ощущения для построения выводов и умозаключений. Для того, чтобы помочь ребятам персонифицировать и соотнести материал занятия с жизнью в более широком контексте:
Поручите каждому ученику ежедневно вести дневник наблюдений под названием «Нити жизни». В конце каждого занятия оставляйте несколько минут для записей в этих дневниках.
Предложите нарисовать плакат, дающий представление об эволюции живой материи на Земле. Рисунки, сделанные детьми, соберите и вывесите в классе.
Установите в классе доску информации и предложите ребятам приносить для неё вырезки из газет с рассказами об эволюции жизни на Земле.
Этапы работы
Первый этап – фронтальная работа
Второй этап – работа малых групп сотрудничества
Выполнение практических заданий в малых группах.
Третий этап – завершение работы
Работа с опросником
ТЕХНОЛОГИЯ ЗАНЯТИЯ
Клетка
На этом занятии учащиеся рассмотрят одноклеточный организм, амёбу в качестве примера первой на Земле клетки и всех одноклеточных организмов. Учащиеся в группах по 10-14 человек смоделируют клетку, чтобы наблюдать, как её различные части помогают ей двигаться, питаться, расти и изменяться.
Материалы и пособия
Изображение клетки, картинки, слайды на компьютере, амёбы или других клеток; микроскопы, микробиологические препараты.
Ход занятия
Ребята изучают картинки с изображением различных видов клеток. Существуют множество различных видов клеток, имеющих различные формы и размеры, различные среды обитания (солёная ил пресная вода, почва, растения, животные), различные способы передвижения (ползание, плавание, летание, ходьба, бег).
Ученическим командам предлагается провести игру – построить из ребят амёбу. Понадобится 10-14 учащихся для создания модели амёбы, которая состоит из следующих частей:
а) наружного покрытия, или оболочки, которая является кожей, делающей клетку единым целым. Она позволяет некоторым веществам, например пище, проходить через себя и не пропускать вещества, которые могут принести клетке вред;
б) ядра – центра клетки, который управляет её действиями. Ядро не думает и не планирует; оно реагирует на то, что происходит вокруг него;
в) митохондрии – небольшого органа (органеллы) в форме сосиски – который помогает клетке превращать пищу в энергию.
3. Попросите команды сравнить отдельную клетку с организмом человека. Для проведения дискуссии воспользуйтесь таблицей, приведённой ниже. Задайте вопросы типа: С какой частью человеческого организма можно сравнить оболочку клетки? С какой частью человеческого организма можно сравнить ядро клетки?
СРАВНЕНИЕ ЧАСТЕЙ КЛЕТКИ С ЧАСТЯМИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОРГАНИЗМА
| Клетка и её части | Части человеческого организма |
1 | Оболочка | Кожа, ногти, волосы, органы чувств |
2 | Ядро | Мозг |
3 | Митохондрия | Желудок, органы пищеварения |
Пусть ученики распределят между собою роли, чтобы играть в «амёбу». От 4 до 7 ребят потребуется на окружающую клетку оболочку; один – чтобы быть ядром и руководить действиями амёбы; ещё один будет митохондрией клетки – «размельчать» пищу; четверо понадобятся для того, чтобы быть «пищей», которая будет раздроблена митохондрией и превратится в дополнительное ядро, вторую митохондрию и материал оболочки. Пищей амёбе служат маленькие клетки с ресничками – тоненькими волосками, которые колышутся взад-вперёд, чтобы захватить пищу. Четыре ученика из группы, изображающей пищу, могут держаться друг за друга одной рукой, а другими загребать вперёд и назад для того, чтобы изображать движение; один из них будет также ядром «пищи».
Расскажите содержание игры каждой команде прежде, чем они разыграют поведение амёбы. Вы можете сделать это в классе или раздать детям листки, содержащие такую информацию.
Вот как выглядит поведение амёбы. В этой игре только ядро может говорить; когда оно видит пищу, оно направляет амёбу в её сторону. У амёбы нет ни верха. Ни низа, ни передней части, ни задней, ни рук, ни ног, ни рта. Она передвигается, выпячивая одну часть клетки, затем остальная часть клетки подтягивается к ней. Ядро чувствует, что поблизости находится пища, и двигается по направлению к ней. Оно выталкивает одну часть клетки, затем другую, чтобы обволакивать пищу и втягивать её внутрь через оболочку. Затем ядро даёт митохондрии поглотить пищу и разделить её на части. Одна часть прикрепляется к ядру, другая становится второй митохондрией, остальные – частью оболочки. Амёба насытилась и выросла. Ядро даёт указание амёбе к делению. Она принимает шарообразную форму и затихает. Внутри её что-то происходит. Ядро растягивается в стороны и делится, новые ядра расходятся в стороны. Обе митохондрии тоже сдвигаются в противоположные части клетки. Оболочка начинает растягиваться в стороны, делясь на две части, формируя две амёбы. Амёба разделилась и изменилась. Воспользуйтесь этим сценарием для подсказки учащемуся, исполняющему роль ядра, и предложите видоизменить игру. Роль пищи, митохондрии и оболочки могут играть большее количество детей.
Пусть команды выступают по очереди, разыгрывая роль амёбы. И каждая команда сама определяет все действия амёбы. После выступления команд проведите совместное обсуждение и проанализируйте увиденное.
Для обсуждения и анализа предложите командам следующие вопросы:
Какие действия выполняла ваша амёба?
Почему жизненные функции являются важными?
В чём функции организма человека и его поступки схожи с деятельностью амёб?
В конце занятия можно устроить забег амёб
Заключение
Учащиеся сделают вывод о том, что такое клетка, расскажут об органоидах клетки, и опишут процессы, которые происходят в клетке на примере амёбы.
Список информационных источников
Бруновт Е. Методика обучения анатомии, физиологии и гигиене человека. М. «Просвещение», 1978. 302 с. с ил.
Вилли К. Биология (биологические процессы и законы), издательство «Мир», М. 1975.822 с. с ил.
Винчестер А. Основы современной биологии. Издательство «Мир», М. 1967. 328с. с ил.
Соколов В.Е. Систематика млекопитающих. Издательство «Высшая школа» М. 1973. 430 с. с ил.