СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка внеклассного занятия-путешествия «История становления женского образования в дореволюционной России XVIII в., на примере Смольного института благородных девиц»»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка внеклассного занятия разработана с целью  повышения интереса у обучающихся 9-11 классов к занятиям женского направления (рукоделию, моделированию одежды, дизайну причёсок и т.д.), в качестве положительного примера воспитания и образования девушек Смольного института, а именно формирования мировоззрения, жизненных ценностей и поведенческих установок, социальной самореализации, нацеленной на достижение гармонии с обществом; повышения интереса к истории России, всестороннего развития обучающихся обоих полов. 

Целевая аудитория внеклассного мероприятия: учащиеся 9-11 классов.  

 Данная методическая разработка будет  интересна  учителям истории, литературы, МХК, педагам дополнительного образования.

 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеклассного занятия-путешествия «История становления женского образования в дореволюционной России XVIII в., на примере Смольного института благородных девиц»»»

Управление образования администрации города Хабаровска


МУНИЦИПАЛЬНОЕАВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г.ХАБАРОВСКА

ЦЕНТР ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

«ОТРАДА»

(МАУ ДО ЦЭВД «Отрада»)
































Методическая разработка

внеклассного занятия-путешествия



Тема: «История становления женского образования в дореволюционной России XVIII в., на примере Смольного института благородных девиц»»





Автор: Саликова Анна Сергеевна,

педагог доп. образования.









г. Хабаровск 2022

Содержание




Пояснительная записка………………………………………………………....3

План-конспект урока……………………………………………………………5

Список используемой литературы……………………………………………16

Приложение 1..…………………………………………………………...…….17

Приложение 2…………………………………………………………………..20

Приложение 3…………………………………………………………………..24

Приложение 4…………………………………………………………………..



Пояснительная записка


Внеклассное мероприятие предназначено для обучающихся 9-11классов.  

Организация в современной системе дополнительного образования отдельных занятий для девочек от занятий для мальчиков требует обращения к историческому опыту России, изучению лучших традиций образования женщин в разные исторические периоды. Поэтому идея сформировать общее представление об история становления женского образования в дореволюционной России в XVIII в., на примере Смольного института благородных девиц у обучающихся 9-11 классов современной школы важна для повышения интереса к занятиям женского направления (рукоделию, моделированию одежды, дизайну причёсок и т.д.), в качестве положительного примера воспитания и образования девушек Смольного института, а именно формирования мировоззрения, жизненных ценностей и поведенческих установок, социальной самореализации, нацеленной на достижение гармонии с обществом; повышения интереса к истории России, всестороннего развития обучающихся обоих полов.

При проведении «сдвоенного» урока-путешествия информационные технологии выполняют вспомогательную роль, что позволяет педагогу значительно расширить формы работы.

На данном мероприятии используется мультимедиа-презентация, созданная в программе Power Point с текстом и богатым иллюстративным материалом. Этот вид работы способствует вовлечению всех обучающихся в ход урока. А раздаточный материал, выполненный при помощи программы Word, развивает у детей способности к групповой творческой работе.

Информационные технологии также позволяют педагогу решить целый ряд задач, которые весьма трудно реализуются в рамках традиционных подходов. А именно: повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы мероприятия (это интересно, потому что необычно).

Ход урока- путешествия идёт по станциям, очерёдность которых указана на доске с помощью презентации Power Point:

1-Информационная

2-Аналитическая

3- Творческая

На станции «Информационная» обучающиеся получат информацию об истории становления женского образования в дореволюционной России в XVIII в., на примере Смольного института благородных девиц. На этой станции детям нужно будет слушать внимательно и конспектировать информацию. Записи обучающихся будут использованы ими же на следующих станциях.

На станции «Аналитическая»  обучающиеся делятся на три группы и выбирают представителя каждой группы, которые будут представлять интересы своей группы. Каждой группе выдаются листы с текстами и вопросы:

- 1 группе- историческая справка «История становления женского образования в России в начале XVIII века.», где обучающиеся самостоятельно разбирают предпосылки становления женского образования в России в начале XVIII века;

- 2 группе - Устав «Общества благородных девиц»;

-3 группе - воспоминания Елизаветы Николаевны Водовозовой – выпускницы Смольного института.

Обучающимся необходимо вдумчиво прочитать тексты, проанализировать их, а затем опираясь на них ответить на вопросы.

Таким образом, группы делятся информацией друг с другом, узнают самостоятельно новую информацию и повторяют ту, с которой познакомились на предыдущей станции.

На станции «Творческая» обучающимся нужно будет проявить свои творческие способности. Каждой группе нужно будет составить самостоятельно тест из 5 вопросов. Группам поочереди протестировать друг друга следующим образом:

-представитель группы устно озвучивает тест,

-остальные члены групп отвечают на листе бумаге,

-представитель устно озвучивает ответы,

-остальные члены групп проверяют себя самостоятельно, но оценку не ставят;

-листы с ответами собирают представители групп;

Право оценить работы предоставляется учителю истории/обществознания. Оценки будут оглашены на уроке истории/обществознания.

Данная методическая разработка может быть использована педагогами дополнительного образования, учителями истории и обществознания.



Цель урока: Сформировать общее представление об история становления женского образования в дореволюционной России в XVIII в., на примере Смольного института благородных девиц.

Задачи:

Личностные: воспитавать чувства само- и взаимоуважения, гражданственности; повышение интереса девочек к дополнительным занятиям женского направления, истории России; развивать сотрудничества при работе в группах, расширение кругозора обучающихся обоих полов;

Метапредметные: - развивать учебно-познавательные компетенции, речь;

-формировать умения сравнивать, выделять главное; анализировать, обобщать факты и понятия; делать выводы, аргументировать свою точку зрения.

- развивать способность применять ранее изученный материал в нестандартных ситуациях; творческую активность обучающихся;

Предметные: - формировать общее представления об истории становления женского образования в России в XVIII в., на примере Смольного института благородных девиц.


Тип урока:  урок комбинированный (ознакомление с новым материалом и систематизация знаний)

Вид урока: урок-путешествие

Группа: обучающиеся -9-11 кл.

Длительность урока - урок «сдвоенный»- 90 минут.

Межпредметные связи: история, уроки дополнительного образования для девочек по программе «Моделирование и конструирование образа».

Оборудование:

- Проектор;

- ПК;

- Презентация PowerPoint «Урок-путешествие ««История становления женского образования в дореволюционной России XVIII в., на примере Смольного института благородных девиц»»;

- Доска

- Раздаточный материал: листы с текстом исторической справки «История становления женского образования в России в начале XVIII века.», листы с текстом Устава «Общества благородных девиц»- 25 шт.; листы с текстом письма Елизаветы Николаевны Водовозовой выпускницы Смольного института-25 шт.; листы с вопросами для каждой группы – 3шт.; чистые листы бумаги -25 шт. (см. Приложения 1, 2,3)


Основные термины и понятия: см. Приложение 4



План

1.Орг.момент

2. Вводное слово педагога, сообщение темы и целей урока.

3. Ознакомление с новым материалом и систематизация знаний. «Путешествие по станциям».

4. Подведение итога урока

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Педагог: Добрый день!

  1. Вводное слово педагога, сообщение темы и целей урока.

- Тема нашего урока: «История становления женского образования в дореволюционной России XVIII в., на примере Смольного института благородных девиц»».

- Сегодня на уроке мы с вами будем путешествовать в далекое прошлое во времена дореволюционной России в XVIII век. Мы сегодня узнаем много новой информации о женском образовании данного периода времени, о режиме дня, быте, изучаемых предметах, трудностях и особенностях обучения девушек в Смольном институте. Будем анализировать, рассуждать, отвечать на вопросы и выполнять творческие задания. Наше путешествие будет осуществляться по станциям:

1-Информационная

2-Аналитическая

3- Творческая



III Ознакомление с новым материалом и систематизация знаний. «Путешествие по станциям».

  1. Cтанция I «Информационная»

Педагог: На станции «Информационная» мы с вами получим информацию об истории становления женского образования в дореволюционной России в XVIII в., на примере Смольного института благородных девиц. Окунёмся в то далёкое время, когда только зарождалось женское образование. А поможет нам в этом презентация PowerPoint. Вам на этой станции нужно будет слушать внимательно и конспектировать информацию. Это вам поможет на следующих станциях.(Слайд 1)

А) Рассказ педагога с опорой на презентацию PowerPoint.

Педагог: - Когда-то императрица Екатерина Великая решила «дать государству образованных женщин, хороших матерей и полезных членов семьи и общества», и с этой целью учредила новый тип образовательных учреждений – институты благородных девиц.

Екатерина II находилась под влиянием идей Просвещения, полагая, что все неурядицы в Российской империи происходят от невежества ее поданных и отсутствия у них должного воспитания. Императрице очень импонировал заимствованный у французов принцип изоляции ребенка от общества в период его обучения. «Преодолеть суеверие веков, дать народу своему новое воспитание и, так сказать, новое порождение» было решено, в частности, при помощи закрытых институтов благородных девиц.

И.И. Бецкой много лет провел во Франции, встречался с французскими просветителями, знакомился с учреждениями просветительного характера. И.И. Бецкой представил Екатерине доклад об общей реорганизации в России дела воспитания детей. Доклад был опубликован в 1764 году под названием «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» и получил силу закона. В нем говорилось о необходимости воспитать в России «новую породу людей» из всех сословий путем организации закрытых воспитательно-образовательных учреждений.

Слайд №2 По  указу Екатерине II и проекту Ивана Бецкого в 1764 году был основано учреждение Императорского Воспитательного Общества благородных девиц – первое и самое престижное в Российской империи институт благородных девиц, в будущем получившее название  – Смольный институт благородных девиц.

Слайд №3 В начале XVIII века на берегу Невы Петр I  построил Смоляной двор, где добывалась смола для нужд Адмиралтейства, и Летний дворец при Елизавете Петровне (российская императрица, младшая дочь Петра I и Екатерины I), который назвали Смольным. Позднее здесь был основан Воскресенский женский монастырь, ансамбль которого спроектировал Варфоломей Варфломеевич Растрелли (русский архитектор итальянского происхождения, академик архитектуры Императорской Академии художеств (1771)). В 1797 году монастырь был закрыт, в остальных его помещениях была открыта богадельня для дворянских вдов («Вдовий дом»), а для института в 1806–1808 годах по проекту Джакомо Кваренги (архитектор итальянского происхождения) было выстроено специальное трехэтажное здание.

Слайд № 4 - Через семь месяцев после открытия Воспитательного общества благородных девиц 31 января 1765 года было учреждено мещанское отделение при Смольном институте для воспитания дочерей:

  • ремесленников,

  • отставных низших военных чинов,

  • мелких чиновников,

  • мелких торговцев,

  • купцов и мещан.

Это отделение было рассчитано на 240 воспитанниц, также разделенных на четыре возраста. Управление «благородными» и «мещанскими» отделениями было единым. В нем преподавались закон Божий, рукоделие, арифметика, домоводство. Целью училища было воспитание  хороших хозяек и богобоязненных матерей семейств.



Слайд №5 Цель создания учреждений – «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества»

Так в Санкт-Петербурге появился Смольный институт благородных девиц, разместившийся в Воскресенском девичьем Смольном монастыре, здесь планировалось воспитывать девочек дворянского происхождения,  в котором дети должны пребывать с 5-6 лет до 18-летнего возраста. Все это время они должны быть изолированы от окружающей жизни, чтобы не подвергаться «развращающему» влиянию простых людей. Родители могли посещать девочек только в определенные дни и только с разрешения руководства. По мнению И.И. Бецкого: «Корень всему злу и добру - Воспитание».

Слайд №6 - Изначально для поступления в институт было необходимо сдать экзамены:

-немного из французского,

- еще меньше из русского,

- наличие определенного религиозного воспитания

- и пройти отбор по происхождению, изрядно уменьшавший ряды желающих.

В первых наборах рассчитывать на поступление могли лишь дочери тех дворян, чьи роды были внесены в III, V и VI части дворянских родословных книг, или тех, которые имели чины, как минимум, 9-го класса (капитан) на военной службе или 8-го класса (коллежский асессор) на гражданской. Однако немногие из знати были согласны обрекать своих дочерей на безвыездные 12 лет учебы.

Помимо "государственных" мест для воспитанниц, довольно большое количество девушек содержалось за счет специальных стипендий, вносимых как императорской семьей, так и просто богатыми людьми.



Слайд №7 - И. И. Бецкой, изначально стоявший во главе Воспитательного общества, обучал по десять девочек с каждого приема, положив на их имя в банк особый капитал. Делали ежегодные взносы для содержания стипендиаток Орловы и Голицыны, Демидовы и Салтыковы. 

Смолянки, обучаемые на чей-то частный капитал, носили на шее ленточку, цвет которой выбирал благотворитель. Так, у стипендиаток Павла I они были голубые, у Демидовских – померанцевые (оранжево-красные), протеже Бецкого повязывали зеленые, а Салтыкова – малиновые. За тех, кто не мог получить какую-либо стипендию, вносили плату родные. В начале XX века это было около 400 рублей в год. Количество мест для таких учениц, однако, все равно было ограничено.

Слайд №8 - Как любое учебное заведение, Смольный имел свой устав. 

Главный советник Екатерины II по делам образования И.И. Бецкой разделял воспитанниц на четыре возраста, таким образом, что каждая воспитанница, поступив в «Общество» в шестилетнем возрасте, должна была пробыть в нем не менее 12 лет.

Устав определил численность обучающихся в двести девиц благородного дворянского сословия. Во главе учебного заведения ставилась начальница, второй по значимости после нее была правительница — помощница по воспитательной части. По Уставу предусматривалось 12 учительниц на 200 воспитанниц.

Слайды №9, №10, №11,№12 Программа обучения и воспитания была разделена по возрасту:

  • Первый возраст (6-9 лет) преподавали: Закон Божий, русский и иностранный языки (французский, немецкий и итальянский), арифметику, рисование, рукоделие и танцы.

  • Второй возраст (9-12 лет) к вышеперечисленным предметам прибавлялись: история, география, практическое знакомство с домашним хозяйством.

  • Третий возраст (12-15 лет) продолжалось преподавание тех же предметов с прибавлением — словесных наук, опытной физики, архитектуры и геральдики (последняя была исключена из программы в 1783 году).

  • Четвертый возраст (15-18 лет) был посвящен повторению пройденного и усиленным практическими занятиями по домоводству, рукоделию, счетоводству. В последствии сюда добавили геометрию, «педагогическую практику»- обучение девочек младшего (первого) возраста.

В мещанском отделении преподавались закон Божий, рукоделие, арифметика, домоводство. Целью отделения училища было воспитание  хороших хозяек и богобоязненных матерей семейств.



Слайды №13, №14 Воспитательная сторона была подчинена выработанной И.И. Бецким особой системе, которая имела в виду по классификации «Устава»:

  1. Физическое воспитание. Для этого «благородные девицы» были разделены на четыре возраста, и каждый возраст был подчинен особому ритуалу и специальной педагогической выправке. Предписывалось девочкам чаще быть на чистом воздухе и в движении. Воспрещалось кормить детей веществами пряными и возбуждающими и требовалось приучать их «есть все, что есть только можно, и в выборе приправ к кушанью не быть прихотливую; но стараться, чтоб было все, сколько можно, просто».

  2. Физико-моральное воспитание — основывается на тезисах: «праздность есть мать пороков, а отец — всех добродетелей — трудолюбие» и «трудами и непрестанным телодвижением, отгоняя уныние, леность, грусть, они предшественники дурных нравов, человек сохраняет силу, бодрость и веселость духа, столь нужных и для здоровья, и для доброты сердца».

  3. Собственно моральное воспитание — опиралось главным образом на требование: «удалять от слуха и зрения детей все то, что хоть тень порока имеет». Для чего и возникла необходимость учреждать совершенно закрытое учебное заведение.

  4. Дидактическое – посредством обучения.

Слайд 15- фото Дордуара, слайд 16 – Смолянки в столовой, слайд 17 «Урок пения», слайд 18 «Урок игры на арфе», слайд 19 «Хор воспитанниц смольного института», слайд 20 « Урок танцев», слайд 21 «Девушки за шитьем», слайд 22 «Урок рисования», слайд 23 «Урок гимнастики», слайд 24 «Экзамен на знание хороших манер», слайд 25 «На катке», слайд 26 «Преподавательский состав Смольного института».

Слайд №27Каждому возрасту соответствовал определенный цвет одежды.

Учениц низшей ступени или первого возраста называли «кофейницами»: они носили платьица кофейного цвета с белыми передниками. Жили они в дортуарах по девять человек; в каждом дортуаре проживала также приставленная к ним дама. Кроме того, имелась также классная дама — надзор был строгий, почти монастырский.

Средняя группа или девочки второго возраста — «голубые» — носили форму голубого цвета. Они славилась своей отчаянностью. «Голубые» всегда безобразничали, дразнили учительниц, не делали уроков. Это — девочки переходного возраста, и сладу с ними не было никакого.

В третьем возрасте форма была серого цвета, а в четвертом возрасте носили платья белого цвета.

А в четвертом возрасте девочек старшей группы называли «белые», хотя на занятиях они носили зеленые платья. Белые платья — бальные. Этим девушкам разрешалось уже в институте устраивать балы, где они танцевали «шерочка с машерочкой» и — только в особых случаях — с ограниченным числом придворных кавалеров (на такие «балы» приезжали и великие князья).

Отношение смолянок к занятиям во многом зависело от положения их семей. Девушки победнее учились, как правило, очень прилежно, потому что институтки, занявшие первое, второе и третье места, получали при выпуске «шифр» (так назывался украшенный бриллиантами вензель императрицы). Смолянки, окончившие с шифром (особенно хорошенькие девушки), могли надеяться стать фрейлинами, а это для бедной девушки было, конечно, очень важно. Что же касается институток из семей знатных, то они хотели, окончив институт, выйти замуж и только. Учились они часто спустя рукава.

Слайд 28 Устав особое место уделяет религиозному, нравственному, физическому, художественному, трудовому воспитанию девочек. Все высокие нравственные качества Устав Смольного института предполагал прививать детям, в первую очередь, личным примером всего педагогического персонала, начиная с его начальницы, которой «…. следовало поступать во всем с крайним благоразумием и кроткостью, тем паче, что собственным примером она должна одобрять всех прочих, к воспитанию молодых девиц определенных, а особливо учительниц, от которых зависит все совершенство доброго воспитания и обучения». Умеренность, кротость и благоразумие должны быть главными качествами воспитателей.

Слайды 29, 30 Для подготовки будущих хозяек и матерей воспитанниц обучали ведению домашнего хозяйства, вышиванию, шитью. Но главной целью воспитания было формирование «новой дворянской женщины», образованной, эстетически развитой, занимающей видное место в светской жизни. С 13 лет воспитанниц готовили к светской жизни. По указанию Екатерины II и в самом институте, и в домах петербургских вельмож  устраивались балы, спектакли, на которых присутствовали  воспитанницы института. Торжественно проходили  собрания  по окончанию учебного года.

Слайды 31, 32,33 Приглашались придворные, иностранные послы, знатное дворянство, высшие военные чины.

Екатерина II даже обращалась к Вольтеру и Дидро с просьбой написать для этой цели специальные пьесы – как в свое время Расин писал для Сен-Сира.

Все это развивало в девушках определенное «стремление к роскоши, что в то время оправдывалось желанием создать противовес грубости нравов и способствовать развитию вкуса и более утонченного склада жизни»

Слайд 34 Смольный институт благородных девиц просуществовал до 1919 года.

Слайд 35 Фото «Аттестат»

Слайд 36 Постепенно количество институтов благородных девиц увеличивалось: в Москве, Казани, Харькове, Астрахани, Нижнем Новгороде, Одессе, Саратове, Оренбурге, Тифлисе, Киеве  и других городах.

В 1783 цели образования в Смольном институте были изменены – увеличено количество учебных часов на изучение русского языка, вводилось преподавание всех дисциплин на русском языке.

Кроме Мещанского училища для девушек среднего сословия были образованы Мариинский институт, Дом трудолюбия на 13-й линии Васильевского острова, Сиротский институт по набережной Мойки в Петербурге, а также сиротские дома в Москве, Кронштадте и Иркутске, петербургские, московские, симбирские дома трудолюбия.

Слайд 37,38 Выводы

Педагог: Какие же выводы можно сделать?

Екатерина Великая сумела к концу своего правления изменить дворянский быт, окружавшее человека пространство. А ведь одно неотделимо от другого: человек, изменяясь сам, изменял свою среду и, наоборот, сама среда диктовала определённый стиль бытового поведения.

Итак, образец был задан. Образованная современная русская женщина отныне - это особа, которая владеет одним-двумя иностранными языками, умеет прекрасно излагать свои мысли и в разговоре, и на бумаге. Она следит за новинками науки, литературы и искусства, читает журналы - российские и зарубежные. Она занимается самообразованием всю жизнь. Такая женщина умеет поддержать разговор на любую тему, и разговор этот будет приятен собеседнику. Она играет на музыкальных инструментах, танцует, может сделать портретный набросок и сочинить эпиграмму. Образованная женщина модно и всегда уместно одета. Её манеры безупречны. Она любит прогуляться в саду и, может быть, даже заняться физическими упражнениями. ...Минувшие эпохи, стремительно меняющаяся жизнь и по сей день вносит в этот образец лишь некоторые поправки.


2. Станция II- «Аналитическая»



Педагог: - На аналитической станции необходимо разделиться на 3 группы. Выбрать представителя от каждой группы, которые будут представлять интересы своей группы. У каждой группы свой текст и свои вопросы.

Вам нужно будет вдумчиво прочитать тексты, проанализировать их, а затем опираясь на тексты ответить на вопросы.

-Мы сегодня с вами в основном разобрали становления женского образования во второй половине XVIII в. А вот предпосылки становления женского образования в России в начале XVIII века вам нужно будет узнать самостоятельно из подготовленной мною исторической справки «История становления женского образования в России в начале XVIII века.». Текст с ней достанется 1 группе.

2 группе - Устав «Общества благородных девиц».

3 группе - воспоминания Елизаветы Николаевны Водовозовой – выпускницы Смольного института.


Вопросы для 1 группы (опора на текст исторической справки: «История становления женского образования в России в начале XVIII века.»):

1.Какие попытки были предприняты Петром I первой половине XVIII века для развития женского образования в России?

2.Что предписал Петр I, издав Указ 24 января 1724 г. ?

3.Какие были основные направления в развитии женского образования в России в первой половине XVIII века?

4.Как характеризовали приезжие иностранцы русских женщин?

5.Каким был уровень образования?

6.Какие предметы изучались? Приведите примеры из текста.

7.Какую роль сыграло для становления женского образования в России - домашнее образование и создание частных женских школ и пансионов, по вашему мнению?


Вопросы для 2 группы(опора на Устав «Общества благородных девиц»):

1.Со скольки лет принимали в Институт благородных девиц? Какие документы необходимо было предоставить при поступлении?

2.Как оформляли девушек при приёме в институт?

3.Кого не принимали в институт?

4.До какого возраста обучались девушки в институте? Почему была нужна их изоляция?

5.На сколько возрастов делили воспитанниц? И какие предметы были подготовлены для изучения (опираясь на текст Устава)?

6.Сколько было начальниц и надзирательниц над девушками?

7.Что говорится в уставе об отношение к девушкам?

8.Что через воспитание и знания девушки получали для себя?

9.Как предполагалось прививать навыки заботы своём здоровье и чистоте?

10.Что говорится об особом месте, когда кто то из девушек заболеет?


Вопросы для 3 группы (опора на воспоминания Е.Н. Водовозовой):


    1. Каков был режим дня?

    2. Какова была окружающая обстановка в Смольном институте (привести строки из воспоминаний Е.Н. Водовозовой)

    3. Какое было меню в столовой? Достаточное ли было питание для юных воспитанниц? Если нет, то почему?

    4. Соблюдали ли пост девушки в смольном институте?

    5. На каких языках разговаривали классные дамы с институтками?

    6. Использовались ли грубость и брань классные дамы при воспитании девушек?

    7. Велик ли был процент смертности среди воспитанниц?

    8. Отправляли ли в лазарет заболевших девушек?




Педагог: - Группы готовы? Вот сейчас мы послушаем представителей групп, которые в процессе совместного анализа текстов и обсуждения ответили на вопросы.

- В зависимости от выступления представителей групп на экран будут выведены вопросы обозначенные в слайдах 39, 40,41 презентации PowerPoint.

(Заслушиваются ответы на вопросы)



3. Станция III «Творческая»

Педагог: На станции «Творческая» вам нужно будет проявить свои творческие способности.

Задание следующее:

1.Необходимо каждой группе составить самостоятельно тест из 5 вопросов.

2. Группам поочереди протестировать друг друга:

-представитель группы устно озвучивает тест,

-остальные члены групп отвечают на листе бумаге,

-представитель устно озвучивает ответы,

-остальные члены групп проверяют себя самостоятельно.

-листы с ответами собирают представители групп.


Педагог: Итак, все готовы к тестированию? Представители тестируют.

Представители дают ответы. Все остальные себя проверяют. Неверный ответ необходимо зачеркнуть. Листы с ответами собрать представителям и сдать. Ваш преподаватель выставит вам оценки.



IV Подведение итога урока



Педагог: Итак, в какое время мы с вами сегодня окунулись? Что нового узнали об истории развития женского образования в России?

-Какой институт был первым истории становления среднего женского образования?

-Совершенно верно, мы узнали как воспитывали девочек в учреждении Императорского Воспитательного Общества благородных девиц, каковы особенности набора и обучения в институте, внутренний уклад, правила и обычаи институтской жизни.

 

Литература

  1. Днепров Э.Д., Усачева Р.Ф. Среднее женское образование в России.учебное пособие М.:2009-250с.

  2. Гуркина Н.К. История образования в России (X -XX век): Учебн.пособие/СПб ГУАП.СПб.2001-64с.

  3. Институтки: Воспоминания воспитанниц институтов благородных девиц. М., 2003. С. 35-66

  4. В.О. Михневич «Русская женщина XVIII столетия» М.: ПАНОРАМА, 1990. - 404 С. (РЕПРИНТНОЕ ИЗДАНИЕ 1895 Г.)

  5. Информация и фото : https://spbarchives.ru/spb_education_1 архивы






Приложение 1

Историческая справка


«История становления женского образования в России в начале XVIII века.»


В первой половине XVIII века в России, как и в Западной Европе, женское образование входило лишь косвенно в круг государственных интересов и государственной деятельности. Оно не было вовлечено в общую официальную образовательную систему. Его существование и развитие по сути было всецело предоставлено частной инициативе – личной и общественной. Мысль о создании в России первого женского учебно-воспитательного заведения, «питомцы которого, вступая в общество, вносили бы в него зачатки гражданских и семейных добродетелей» принадлежала Петру I. Основав орден св. Екатерины, он хотел устроить под его покровительством одноименное женское училище. С этой целью, будучи во Франции, Петр осматривал в 1717 г.знаменитое женское учебное заведение в Сен-Сире (деревне, расположенной менее чем в одной миле от Версальского дворца). Оно было основано в 1686 г. г-жой Ментенон (не объявленной, но законной женой Людовика XIV).

Намерение Петра создать женское училище осталось неосуществленным; его черед пришел только через полвека. Однако Петр все же не оставил мысли о женском образовании. 24 января 1724 г. он издал Указ, в котором предписал «монахиням воспитывать сирот обоего пола и обучать их грамоте, а девочек, сверх того, пряже, шитью и другим мастерствам». Этот Указ, по существу, также отразил лишь намерение, оказав весьма незначительное влияние на развитие женского образования.

В целом, несмотря на благие намерения, государство в первой половине XVIII века практически ничего не предприняло для развития женского образования в России. И, тем не менее, женское образование постепенно зарождалось и делало первые шаги.

Двумя основными направлениями его развития были домашнее образование и создание частных женских школ и пансионов. Единичные школы для девочек существовали при церквах: в Москве – при лютеранской церкви (с 1694 г.), в С.-Петербурге – при церкви св. Петра (с 1703 г.). Это были школы в основном для детей иностранцев.

Женское домашнее образование оставалось преобладающим на протяжении почти всего XVIII века. Уровень его был весьма различен, что обусловливалось и разным характером образовательных запросов и высокой стоимостью обучения. Как отмечал автор известного исследования, посвященного русской женщине XVIII века, В.О. Михневич, «хорошее женское образование было в те времена редкой роскошью, которою могла пользоваться только богатая знать, и, следственно, являлось вполне аристократическим. Масса женщин среднего класса усваивала только внешнюю оболочку образования, и, главное, светскости, а в сущности стояла на крайне низком уровне умственного развития»

Воспоминания одной из наиболее просвещенных русских женщин того времени княгини Е.Р. Дашковой дают представление о том, что в XVIII веке называлось «превосходным воспитанием»: обучение четырем языкам, музыке, танцам, рисованию, светским манерам и т.д. «При таком модном внешнем образовании, – пишет Дашкова, – кто бы мог усомниться в совершенстве нашего воспитания? Но что было сделано для того, чтобы облагородить сердце и развить наш ум? Решительно ничего».

При всех своих выдающихся достоинствах Дашкова не была редким исключением. Любознательность и обширная начитанность отличала многих передовых женщин XVIII столетия.

Не случайно в воспоминаниях иностранцев, посещавших в то время Россию, нередко отмечалось, что русские женщины были подчас более развиты и стояли выше по образованию, нежели мужчины. «Многие из них знали до полдюжины разных языков, умели играть на различных музыкальных инструментах и близко знакомы с творениями лучших поэтов Франции, Германии, Англии»

Столь же различным – по уровню и характеру – было образование женщин и в разных частных пансионах, которые в середине XVIII века, со времен Елизаветы, получили довольно широкое распространение, особенно в Москве и Петербурге. Основная часть этих пансионов содержалась иностранцами, преимущественно французами и француженками. В некоторых из них девочки и мальчики учились вместе, и при том, по словам Г.Р. Державина, это были дети «лучших благородных людей». Позднее стали преобладать пансионы с раздельным обучением.

Обычное женское «пансионное» образования той эпохи состояло из следующих предметов – иностранные языки, предпочтительно гуманитарно-эстетический цикл предметов, необходимые девушкам правила поведения и вопросы, связанные с домоводством и «домостроительством». При почти полном отсутствии аналогичных русских учебных заведений содержимые иностранцами пансионы сыграли заметную роль в развитии образования в России, и прежде всего – женского.

Педагогическая профессия начинает складывается в России лишь к концу XVIII века.

Первые серьезные шаги в деле организации женского образования были предприняты Екатериной II. Они стали органической и даже в определенной мере опережающей частью ее крупных учебных реформ, которые, по замыслу Екатерины, призваны были решить не только важнейшие образовательные, но и социальные задачи.







Вопросы для 1 группы (с опорой на текст историческая справки: «История становления женского образования в России в начале XVIII века.»:

1.Какие попытки были предприняты Петром I первой половине XVIII века для развития женского образования в России?

2.Что предписал Петр I, издав Указ 24 января 1724 г. ?

3.Какие были основные направления в развитии женского образования в России в первой половине XVIII века?

4.Как характеризовали приезжие иностранцы русских женщин?

5.Каким был уровень образования?

6.Какие предметы изучались? Приведите примеры из текста.

7.Какую роль сыграло для становления женского образования в России - домашнее образование и создание частных женских школ и пансионов, по вашему мнению?







Приложение 2

Как воспитывали благородных девиц. Из воспоминаний Елизаветы Николаевны Водовозовой (урожденной Цевловской, по второму мужу - Семевской; 1844-1923) - выпускницы Смольного института:

«Теперь даже трудно себе представить, какую спартанскую жизнь мы вели, как неприветна, неуютна была окружающая нас обстановка. Особенно тяжело было ложиться спать. Холод, всюду преследовавший нас и к которому с таким трудом привыкали "новенькие", более всего давал себя чувствовать, когда нам приходилось раздеваться, чтобы ложиться в кровать. В рубашке с воротом, до того вырезанным, что она нередко сползала с плеч и сваливалась вниз, без ночной кофточки, которая допускалась только в экстренных случаях и по требованию врача, еле прикрытые от наготы и дрожа от холода, мы бросались в постель. Две простыни и легкое байковое одеяло с вытертым от старости ворсом мало защищали от холода спальни, в которой зимой под утро было не более восьми градусов. Жидкий матрац из мочалы, истертый несколькими поколениями, в некоторых местах был так тонок, что железные прутья кровати причиняли боль, мешали уснуть и будили по ночам, когда приходилось повертываться с одного бока на другой. Как только утром в шесть часов раздавался звонок, дежурные начинали бегать от кровати к кровати, стягивали одеяла с девочек и кричали: "Вставайте! торопитесь!»

Кроме раннего вставания и холода, воспитанниц удручал и голод, от которого они вечно страдали. 

В завтрак нам давали маленький, тоненький ломтик черного хлеба, чуть-чуть смазанный маслом и посыпанный зеленым сыром,- этот крошечный бутерброд составлял первое кушанье. Иногда вместо зеленого сыра на хлебе лежал тонкий, как почтовый листик, кусок мяса, а на второе мы получали крошечную порцию молочной каши или макарон. Вот и весь завтрак. В обед - суп без говядины, на второе - небольшой кусочек поджаренной из супа говядины, на третье – драчена (мучное блюдо.) или пирожок скромным вареньем из брусники, черники или клюквы. Эта пища, хотя и довольно редко дурного качества, была чрезвычайно малопитательна, потому что порции были до невероятности миниатюрны. Утром и вечером полагалась одна кружка чаю и половина французской булки. И в других институтах того времени, сколько мне приходилось слышать, тоже плохо кормили, но, по крайней мере, давали вволю черного хлеба, а у нас и этого не было: понятно, что воспитанницы жестоко страдали от голода. Посты же окончательно изводили нас: миниатюрные порции, получаемые нами тогда, были еще менее питательны. Завтрак в посту обыкновенно состоял из шести маленьких картофелин (или из трех средней величины) с постным маслом, а на второе давали размазню с тем же маслом или габер-суп {овсяный суп (от нем. Haber).}. В обед - суп с крупой, второе - отварная рыба, называемая у нас "мертвечиной", или три-четыре поджаренных корюшки, а на третье - крошечный постный пирожок с брусничным вареньем.

Институт стремился сделать из своих питомиц великих постниц. Мы постились не только в рождественский и великий посты, но каждую пятницу и среду. В это время воспитанницы чувствовали такой адский голод, что ложились спать со слезами, долго стонали и плакали в постелях, не будучи в состоянии уснуть от холода и мучительного голода. Этот голод в великом посту однажды довел до того, что более половины институток было отправлено в лазарет. Наш доктор заявил наконец, что у него нет мест для больных, и прямо говорил, что все это от недостаточности питания. Зашумели об этом и в городе. Наряжена была наконец комиссия из докторов, которые признали, что болезнь воспитанниц вызывается недостаточностью пищи и изнурительностью постов. И последние были сокращены: в великом посту стали поститься лишь в продолжение трех недель, а в рождественском - не более двух, но по средам и пятницам постничали по-прежнему.

Грубость и брань классных дам, под стать всему солдатскому строю нашей жизни, отличались полною непринужденностью. Наши дамы, кроме немки, говорившей с нами по-немецки, обращались к нам не иначе, как по-французски. Они, несомненно, знали много бранных французских слов, но почему-то не удовлетворялись ими и, когда принимались нас бранить, употребляли оба языка, предпочитая даже русский. Может быть, это происходило оттого, что выразительною русскою бранью они надеялись сильнее запечатлеть в наших сердцах свой чистый, поэтический образ! Как бы то ни было, но некоторые бранные слова они произносили не иначе, как по-французски, другие не иначе, как по-русски. Вот наиболее часто повторяемые русские выражения и слова из их лексикона: "негодница", "дурында-роговна", "колода".

Единственным утешением и отдыхом от неприглядной институтской жизни служил лазарет. Весь его служащий персонал - доктор, надзирательница, лазаретная дама - были простые, добрые существа, стоявшие в стороне от институтских интриг; все они обращались с нами участливо и добропорядочно. Доктор прекрасно понимал, что причиною малокровия и лихорадок, которыми воспитанницы страдали в первый год своей институтской жизни, были скудное питание и суровая жизнь, и охотно держал в лазарете слабых здоровьем, а по выходе из него многим прописывал молоко или на некоторое время больничную пищу, - более он ничего не мог сделать. Лазарет, в котором воспитанницы могли выспаться вволю, где они отдыхали душой и телом, спасал многих из них от преждевременной гибели.

Несмотря на крайне неблагоприятные условия институтской жизни того времени, процент смертности среди воспитанниц был сравнительно ничтожен. По словам одного врача, серьезно занимавшегося исследованием причин этого явления, это происходило прежде всего от того, что при самом ничтожном заболевании лихорадкою, головною болью, незначительным расстройством желудка воспитанниц немедленно отправляли в лазарет и укладывали в кровать, - таким образом, в самом начале заболевания мешали дальнейшему развитию болезни. Сильному распространению зараз и заболеваний препятствовали также чистота и опрятность хорошо вентилируемых помещений, регулярная жизнь и строго определенное время для сна и еды, что в сильной степени ослабляло возбужденное, нервное состояние воспитанниц. Но если процент смертности среди воспитанниц был сравнительно невелик, зато было чрезвычайно много болезненных, исхудалых, малокровных и нервных». 



Вопросы для 2 группы (опора на воспоминания Е.Н. Водовозовой):


    1. Каков был режим дня?

    2. Какова была окружающая обстановка в Смольном институте (привести строки из воспоминаний Е.Н. Водовозовой)

    3. Какое было меню в столовой? Достаточное ли было питание для юных воспитанниц? Если нет, то почему?

    4. Соблюдали ли пост девушки в смольном институте?

    5. На каких языках разговаривали классные дамы с институтками?

    6. Велик ли был процент смертности среди воспитанниц?

    7. Отправляли ли в лазарет заболевших девушек?







Приложение 3


Устав «Общества благородных девиц» был издан 5 мая 1764 года:

О ДОЛЖНОСТЯХ ГОСПОДПОПЕЧИТЕЛЕЙ И О ПРИНЯТИИ В ОБЩЕЖИТИЕ БЛАГОРОДНЫХ ДЕВИЦ

1

Кроме госпожи начальницы надлежит быть еще четырем знатным особам из господ сенаторов или других именитых чинов, которые должность свою отправляют попеременно из одной чести и любви к ближнему, заседая в собрании как для совета и свидетельства дворянства молодых девиц, так и для экономии.

2

Число девиц первого приема состоять будет из 50, не свыше 5-ти 6-ти лет. По принятии же оных в первый год в следующие потом два года, хотя и убылые места случатся, ни единым более принимать не дозволяется, но оный прием возобновлять по прошествии трех лет.

3

При каждом приеме должны отцы и матери, а в случае сиротства сродники или свойственники помянутых молодых девиц прежде вступления их достоверно доказать в учрежденном совете воспитательного общества дворянства их, и сколь скоро доказательства их о том достаточными признаны будут, то за подписанием господ, заседающих в собрании, дается им письменное в том утверждение.

4

Еще надлежит им о своем возрасте иметь свидетельство от священников, коими крещены, или от воспреемников с показанием имени, прозванья и лет, також чина и имени отцовского. А поелику сие учреждение более преимущество дает таким благородным девицам, коих отцы и матери пред прочими мало достаточны, то ежели похотят, прописывать могут отцовскую службу, был ли он ранен или и убит на войне и имени родителей.

5

Такое свидетельство о их состоянии не будет, однако ж, никому известно, кроме госпожи начальницы; а в случае какого-либо сомнительства довольно, когда оное утверждено будет подписанием кого из тамошнего дворянства или знатной в том городе или уезде особы.

6

По утверждении и признания дворянства девицы представляются госпоже начальнице, которая получа все потребные свидетельства о дворянстве, имени и прозвании принимаемой девицы; что она не старее шести лет и была ли на ней оспа, запечатает их печатью сего дома и, внеся оные в список принимаемых, имеет отдать с нумером в архив, которые в оном храниться будут до того времени, как воспитуемая девица из сего общества отпустится.

7

Принятая вышеписанным порядком девица тотчас преручится в ведомство учительницы назначенного ей класса и получает всю одежду сего дома.

8

Все оное разумеется о здоровых девицах; а увечные, слабые и тому подобное, тако же имеющие какую болезнь, которая другим вредить может, принимаемы не будут.

9

При вручении молодых девиц госпоже начальнице родители их или ближние родственники в то же время должны дать ей порядочное обязательство в том, что они по собственному своему произволению и видя будущую дочерям их и по сего воспитания пользу препоручают в опеку совершенно до 18-ти лет возраст, так что до исходу того двенадцатилетнего времени ни под каким видом обратно их требовать не станут.

10

Ежели иногда случится, что девица по прошествии урочных лет осиротеет или других каких ради причин в оном обществе сама остаться пожелает, оное ей дозволяется, но не более как на два или на три года, не в числе классных.

О РАЗДЕЛЕНИИ ПРИНИМАЕМЫХ ДЕВИЦ НА ЧЕТЫРЕ ВОЗРАСТА

I Возраст от шести до девяти лет

Учение

  1. исполнение закона и катехизм

  2. все части воспитания и благонравия

  3. российский и

  4. иностранный языки

  5. арифметика

  6. рисование

  7. танцевание

  8. музыка вокальная и инструментальная

  9. шитье и вязание всякого рода

II Возраст от девяти до двенадцати лет

Учение

  1. география

  2. история

  3. некоторая часть экономии, или домостроительства

III Возраст от двенадцати до пятнадцати лет

Учение

Продолжение всего прежнего. При том

  1. словесные науки, к коим принадлежит чтение исторических и нравоучительных книг

  2. часть архитектуры и геральдики

  3. зачинают действительно вступать в экономию по очереди

 IV Возраст от пятнадцати до восемнадцати лет

Учение

  1. знание совершенное закона

  2. все правила доброго воспитания, благонравия, светского обхождения и учтивости

  3. повторение всего прежнего, в чем совершенного знания еще не имеют

  4. во все части экономии вступают по очереди



О ГОСПОЖЕ НАЧАЛЬНИЦЕ

1

Как скоро госпожа начальница…определена будет, то и получает она от того часа всю власть в распоряжениях всего дома и над всеми в должностях при оном находящимися.

2

Она печется с крайним прилежанием о сохранении, наставлении воспитываемого младого стада… Поелику же она над всем оным обществом имеет полную власть, то и долженствует непременно верно и обстоятельно ведать о всем, что в нем ни происходит, не пренебрегая ни малейшей подробности, кроме разве таких случаев, в которых она положиться может на госпожу правительницу, коей исправность и неусыпное смотрение ей известны быть должны.

3

…она…при выпуске их из сего общества дает им свидетельства об их поведении…

4

Паче всего старается она содержать предписанный в уставе порядок, которому прочие госпожи в воспитании и наставлении молодых девиц без всякой отмены следовать должны. Чего ради часто в разные и неожиданные времена посещает классы, дабы присутствием своим тем надежнее содержать каждую при своей должности.

О ГОСПОЖАХ НАДЗИРАТЕЛЬНИЦАХ

1

Госпож надзирательниц для двухсот девиц определяется четыре: в каждом классе по одной. Должность их состоит в том, чтобы прилежно смотреть за девицами ее класса при всех случаях; и если которая из них в чем преступит, то поправлять ее с благопристойною кротостию, а сверх сего, долженствуют они вспомоществовать госпожам учительницам в преподаваемых ими наставлениях. А буде которая за болезнью или для другой какой законной причины при классе быть не может, тогда надзирательница занимает на то время ее место.

2

В сем случае госпожи надзирательницы следуют в обучении девиц тому же порядку, какому следовали учительницы, и для того держатся они и всех прочих до того принадлежащих правил, не отлучаясь уже от девиц ни во время учения, ни во время отдохновения, но исполняют во всем должность учительницы.

3

Имеют они преимущество над учительницами, но ограниченное. Главная их должность непрестанно быть при них и смотреть, чтоб благопристойность, во всем надлежащий порядок, успехи, чистота и учтивость наблюдаемы были в высшей степени, приобучая к тому девиц таким образом, что они сделанную в таких нежных летах привычку не покинут до глубокой старости.

4

Сего ради неусыпным трудолюбием каждая в своем классе приводить оное в совершенство старается. От ее глаз и примечания не должны скрываться и малейшие подробности.



О ВОСПИТАНИИ ВООБЩЕ

2

…Светские же добродетели суть: «Повиновение начальствующим, взаимная учтивость, кротость, воздержание, равенственное в благонравии поведение, чистое, ко добру склонное и праводушное сердце, а напоследок благородным особам приличная скромность и великодушие, и одним словом удаление от всего того, что гордостию и самолюбием называться может». Сие краткое многих важных качеств наименование, добрым оных употреблением и слиянием, долженствует произвести совершенное молодых девиц воспитание…

5

О учении. Надлежит им истолковать ясно по летам и по нежности естественного сложения, рассуждая и по незрелому их уму, все части закона, то есть катехизм, догматы православной веры и все, что касается до прямого содержания оной.

6

Сверх сего, должно их обучать российскому и чужестранным языкам, дабы на оных исправно читать, писать и говорить умели; арифметике, географии, истории, стихотворству и отчасти архитектуре и геральдике, а в художествах наставлять рисованию, миниатюре, танцеванию, музыке вокальной и инструментальной, шитью всякого рода, вязанию и плетению шелковому, нитяному, шерстяному и бумажному, а к сему присовокупить надлежит и все части экономии.

7

Сверх предписанного здесь вообще обучения наукам и художествам, третьего возраста по две девицы ежедневно по очереди присматриваться должны на поварнях ко всем работам, какие на они приближаясь к часу своего выпуска, уже неотменно иметь должны, наипаче содержать всегда в твердой памяти, что от самого юношества и до возраста приучаемы были к добродетелям, к учтивости, ласковым и приятным разговорам не токмо с равными но и с самыми последними, какого б звания кто ни был. Чрез такое доброе поведение и поступки при первом их в свет вступлении учинятся они отличными в обществе; благоразумными ж в сем возрасте размышлениями, воспитанием подкрепляемыми, получат себе для переду как в науках, так и в честном обхождении руководство. Одним словом в сие время надлежит им стараться о приобретении всего, чего иногда к совершенству их воспитания и обучения еще недостает…

11



Весьма натурально, чтоб девицы сего возраста чрез воспитание и полученные в науках знания приобретали себе должную честь и почтение; то посему и от самых госпож начальниц справедливо предпочтены быть должны прочим особливыми уважениями. Первые же знаки отмен, принадлежащих им в гражданском обществе, состоять будут в особливых награждениях по достоинствам и успехам каждой… А для большей привычки к честному обхождению, то есть чтоб придать девицам надлежащую и приличную смелость в поведениях, необходимо установить должно в сем обществе по праздничным или воскресным дням собрания для приезжающих из города дам и кавалеров и других почтительных люде с дозволения госпожи начальницы. Сии собрания назначены будут: одно — для концерта, девицами составленного, другое – для какой ни есть драматической или пасторальной игры, ими ж представляемой, а третье – для обыкновенных собраний. При всех оных девицы двух последних классов хозяйствуют и стараются показать всем надлежащее удовольствие, будучи украшением и приятностию оных, дабы через то навыкнуть могли к непринужденному и учтивому поведению, какое честной природе и доброму воспитанию особливо приличествует, то есть не иметь застенчивости и в случае о всем пристойно и благородно изъясняться…

15

Госпожи надзирательницы и учительницы должны девицам указывать приемы, как при столе порядочно и часто кушать, також приличную осанку и приятную между собою в словах учтивость, чтоб они ласковыми поступками умели снисходить и к самым служащим своим.

16

Они же наблюдать долженствуют, чтоб девицы после кушанья руки умывали, а особливо во рте б полоскали. Одним словом, начальницы всевозможное старание прилагать обязаны о чистоте и опрятности молодых девиц.

17

Столовое белье потому же во всякой чистоте и исправности содержать должно, и оное ежедневно переменять, а для последних двух классов во время обеда и ужина.

18

Впрочем всякая излишняя нега из сего общества вовсе изгнана быть долженствует, поелику оное единственно в том намерении учреждено, чтоб молодых девиц порядочно и совершенно воспитать; следовательно, все тому противное весьма отрешается; противопоставляемая для девиц пища и всякое кушанье иметь быть самое здоровое и в таком количестве, чтоб для удовольствия всех было достаточно, и ничего съестного на поварню прежде не отпускать, пока прилежно одною из госпож надзирательниц или госпожею правительницею осмотрено не будет, о чем так, как и о прочем содержании, в особливых экономических наставлениях в своем месте пространнее показано будет.

19

Когда определенное число девиц наполнится и оные, как выше сказано, на четыре возраста разделятся, тогда для отличия каждого надлежит делать одежду особливого цвета, а именно: первого возраста девицам – кофейного или коричневого, второго – голубого, третьего – сероватого, а четвертого – белого цветов, который возраст и качеством отличен будет.

20

Обыкновенное для учебных дней платье будет камлотное, а для воскресных и праздничных такого же цвета шелковое, по рассуждению госпожи начальницы, так, как и прочие уборы девиц на ее же волю оставляются.

21

 Весьма нужно, чтобы девицы прогуливаясь в садах, питалися свежим и здоровым воздухом, особливо когда время к тому удобно; ибо ничто не пользует их здравие, того как скоро оное настанет, довольствоваться тем имеют; а в худое время в особливых к тому устроенных местах.

22

Для всего воспитываемого общества не меньше нужны невинные забавы, которые в удовольствие их стараться изыскивать, а от благорассмотрения госпожи начальницы зависит оные так учреждать, чтоб по склонностям и по времени изобретаемы были.

23

Между тем госпожи надзирательницы и учительницы от девиц хотя не отлучаются, однако ж отнюдь ни в чем не препятствуют, паче же при всех их непорочных играх и забавах являются, будто бы оных и не примечают…

25

Сколь скоро девицы в общество приняты будут, то с того часа до самого выступления их из оного как родители, так и прочие сродственники чрез все время пребывания их в воспитательном обществе от всякого о них попечения свободны.

26

Чтоб воспитание девиц с надлежащим порядком всегда происходило и отнюдь бы ни в чем препятствуемо не было в рассуждении обучения и прочих упражнений, то для сего родители посещать их могут только в назначенные дни с позволения госпожи начальницы, в присутствии самой или которой-нибудь из подчиненных е, а во время обучения в классах или других упражнений приходить им совсем не дозволяется.

27

Дабы спальные комнаты всегда были под непременным надзиранием, надлежит учредить каждый класс между покоями госпож надзирательниц и учительниц.

28

В оных комнатах, для впускания свежего воздуха весьма нужны и полезны отдушины и камины, что разумеется о временах, в которых окон отворять не способно. Також и топить должно с умеренностию и по термометру, ибо великая теплота и жар во всякое время здоровью вредительны, а наипаче во время сна…

30

Наконец, распределить должно и время, как долго девицам спать надлежит, смотря по различию лет их. Для сего первому детскому классу спать дозволить 9 часов, второму – 8, третьему – 7 ½, а четвертому – 6 ½ . и хотя все оне вставать должны в одно время, но спать ложиться по классам часом ранее.

31

Употребление мыльни нужно; почему и должно иметь оную для всех девиц и госпож начальниц. Поелику же сложение одной бывает противно сложению другой, то всем случае надлежит полагаться на искусство и предписания определенных доктора и лекаря, когда и каким образом мыльни с пользою употребляемы быть могут и обыкновенным ли образом или с какою отменою.

32

Когда предписанные…средства к сохранению здоровья прилежно наблюдаемы будут, то надеяться можно, что труды господ и лекаря, також и иждивение, употребляемое на лекарство, нарочито убавятся.

33

 Однако ж для случающихся в сем обществе больных отведено будет особливое место, которое бы наиболее способствовало к облегчению их болезни, близ сада или имеющее положение к какому-либо другому увеселительному виду.

34

Как скоро которая из девиц действительно заболеет, то оная тотчас со всякою осторожностию туда относится и пользуется тамо во все время ее болезни с крайним рачением, не щадя ни трудов, ни иждивения… А прочие девицы ни под каким видом в оное место не допускаемы и отнюдь никакого сообщения с больными иметь не будут, наипаче если болезни таковы, что и к другим приставать могут…

35

Оным должно быть двоим, кои, наподобие швейцаров, живут подле ворот и никого ни в дом, ни обратно из оного не пропускают без особливого приказа от госпожи начальницы или в небытность ее госпожи правительницы.

36

Как скоро назначенной час ударит, то содержат они ворота на запоре и за замком, ибо за все сами ответствовать должны.



Вопросы для 3 группы(опора на Устав «Общества благородных девиц»):

1.Со скольки лет принимали в Институт благородных девиц? Какие документы необходимо было предоставить при поступлении?

2.Как оформляли девушек при приёме в институт?

3.Кого не принимали в институт?

4.До какого возраста обучались девушки в институте? Почему была нужна их изоляция?

5.На сколько возрастов делили воспитанниц? И какие предметы были подготовлены для изучения (опираясь на текст Устава)?

6.Сколько было начальниц и надзирательниц над девушками?

7.Что говорится в уставе об отношение к девушкам?

8.Что через воспитание и знания девушки получали для себя?

9.Как предполагалось прививать навыки заботы своём здоровье и чистоте?

10.Что говорится об особом месте, когда кто-то из девушек заболеет?








Приложение 4

Словарь терминов и выдающихся имён


Ива́н Ива́нович Бе́цкой -видный деятель русского Просвещения, личный секретарь императрицы Екатерины II (1762—1779), президент Императорской Академии художеств (1763—1795), инициатор создания Смольного института и Воспитательного дома. Возглавлял комиссию по каменному строению в Санкт-Петербурге и Москве.

Варфоломей Варфломеевич Растрелли (русский архитектор итальянского происхождения, академик архитектуры Императорской Академии художеств (1771)).

Джа́комо Анто́нио Доме́нико Кваре́нги- архитектор итальянского происхождения.  Почётный вольный общник Императорской Академии художеств.

Богаде́льня (от слов Бога дѣля, то есть ради Бога) — благотворительное заведение для содержания нетрудоспособных лиц (престарелых, немощных, инвалидов, калек и выздоравливающих). 

Меща́нство (польск. mieszczanin — горожа́нин) — в Российской империи до 1917 года — сословие, низший разряд городских обывателей. Мещане относились к податным сословиям, несли рекрутскую и податную повинность, могли подвергаться телесным наказаниям.

Катехизм- краткое изложение вероучения в вопросах и ответах.

Камлотное (платье) –изделие из шерстяной, полушерстяной и хлопчатобумажной ткани обычно тёмного цвета. Камло́т (от фр. camelot — «ткань из шерсти ангорской козы») 

Дортуар - общая спальня для учащихся в закрытых учебных заведениях.

Мочало- лубяная часть коры молодой липы, вымоченная в воде и разделенная на узкие полоски, идущие на изготовление рогож и других изделий.

Драчена - блюдо русской и белорусской кухни. Готовится из яиц, замешанных на молоке.

Орловы-Давыдовы — русский графский род, по мужской линии происходящий от Давыдовых, а по женской — от Орловых.

Голи́цыны — русский княжеский род из числа Гедиминовичей, ветвь князей Патрикеевых.

Демиловы - русские горнозаводчики, из тульских кузнецов, основали более 50 заводов (40% чугуна в стране). Родоначальник династии — Никита Демидов, получивший от Петра I во владение Невьянский и Каменский заводы на Урале.

Салтыко́вы (иногда Солтыковы) — обширный русский дворянский род, ветвь боярского рода Морозовых.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!