СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка внеклассного мероприятия " Непокоренный Сталинград"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка предназначена для проведения внеклассных мероприятий, классных часов в старших классах. Она посвящена очень важному перелому в Великой Отечественной войне - Сталинградской битве, а также памятной дате РФ- 2 февраля 1943 года- Победа в Сталинградской битве.  

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеклассного мероприятия " Непокоренный Сталинград"»

Непокоренный Сталинград

Цель занятия: Познакомиться с историей Сталинградской битвы, узнать, как проходила оборона города, познакомиться с героями – защитниками Сталинграда. Выяснить, почему фашисты так ожесточённо хотели захватить город.

Задачи:

- познакомить с историей памятной даты «Победа в Сталинградской битве 2 февраля 1943 года»;

- формировать нравственные и гражданско- патриотические качества школьников;

- формировать уважительное отношение к истории и культуре

Отечества;

- воспитывать уважение к мужеству советских солдат, защитников Сталинграда.

Оборудование: компьютер, муз. колонки, мультимедийная презентация «Сталинградская битва», экран, карточки, детские рисунки, гвоздики, солдатская форма, песни военных лет: «Огонек», «Вставай страна огромная», «Катюша», большая георгиевская лента, письма – треугольники.

Ход занятия:

Орг. Момент: Ребята, какое сегодня число?

Правильно, 2 февраля 2022 года. Может кто- то знает, чем известна эта дата?

Ребята, сегодня 2 февраля 2022 года в нашей стране отмечается памятная дата «Победа в Сталинградской битве 2 февраля 1943 года». Цель нашего занятия: Познакомиться с историей Сталинградской битвы, узнать, как проходила оборона города, познакомиться с героями – защитниками Сталинграда. Выяснить, почему фашисты так ожесточённо хотели захватить город.

Воспитатель: 17 июля – 18 ноября 1942 г. –начался оборонительный этап. Фашисты плотно подступили к Сталинграду. Битва за Сталинград продолжалась 200 дней. Тысячи молодых ребят - комсомольцев добровольцами отправлялись на фронт. Родина - мать зовет. Наше Отечество в опасности!

(Театральная инсценировка «Родина мать зовет» под песню

«Вставай страна огромная»)

Воспитатель 1: июль 1942 года- немцы рвутся к Сталинграду. 23 августа 1942 враг обрушил на город первый бомбовый удар колоссальной силы. За несколько часов целые кварталы превратились в развалины. В течение дня было произведено 2 тысячи вылетов самолётов. Город был разрушен на 90%, в этот день погибло более 40 тысяч мирных жителей. Немцы продолжали сосредотачивать свою военную технику и солдат к Сталинграду.

Воспитатель 2: Вот как об этом вспоминает ребенок войны Григорий Матвеевич Кулешов: «В ноябре 1942 года немцы, наступая на Сталинград, проходили через весь наш Пролетарский район. Немецкие солдаты шли на Сталинград веселые, радостные, как будто на праздник, чувствовали себя хозяевами нашей земли. Повсюду разносился веселые песни, которые немцы играли на своих губных гармошках и смех. 18 ноября 1942 г. – закончился оборонительный этап Сталинградского сражения, и началось наступление Красной Армии, которое закончилось окружением немецкой армии Паулюса и поражением немцев».


Воспитатель 1: А сейчас, давайте познакомимся с командующими фронтов. Итак, внимание на экран.


Воспитатель 1: Бои за Мамаев курган начались 14 сентября 1942 года.

Сто сорок дней и ночей не утихала ожесточенная битва на Мамаевом кургане. В сводках Совинформбюро курган назывался высотой «102,0». С ее вершины открывается панорама города, большой участок Волги, заволжские леса, где в то время находились тылы советских войск.

Воспитатель 2: несмотря на страшную усталость, бои и звуки канонады, солдаты, если выдавалась минутка отдыха пели любимые песни, думая о победе и о своих близких и родных, представляя, как они вернуться домой, к своим любимым.

Песня «Огонек» (Стрельцова Ф.М., Гекель Владислав)

Воспитатель 1: А сейчас, внимание на экран. Ребята, давайте сравним силы сторон советской и гитлеровской армий. ( Слайд 14)

Воспитатель: Как же трудно приходилось солдатам Красной Армии. Но они мужественно продолжали бороться с ненавистным врагом. Поддерживать боевой дух солдат помогали письма из дома и стихи, написанные на войне. Каждый солдат мечтал дожить до победы, надеялся, что его дома ждут.

Стихотворение К. Симонов «Ты жди меня, и я вернусь» Инсценировка Читает Стрельцова Ф.М.


Константин Симонов


Жди меня, и я вернусь…

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, -
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

1941 г.

Воспитатель: Давайте подробнее познакомимся с именами защитников Сталинграда: ( слайды 24, 25, 26)

Дом сержанта Якова Павлова (слайд 24)

Это четырехэтажное здание в центре Волгограда является ныне символом мужества, стойкости и героизма. Свое название дом получил от руководителя группы разведчиков, старшего сержанта Якова Павлова. Завладев во время боевого столкновения этим домом, имевшим большое стратегическое значение, Яков Федотович с небольшой группой бойцов почти два месяца удерживал там оборону, не давая врагу пробиться к Волге. На личной карте Паулюса этот дом был отмечен как крепость. «Эта небольшая группа, – отмечал В. И. Чуйков, – обороняя один дом, уничтожила вражеских солдат больше, чем гитлеровцы потеряли при взятии Парижа».

Воспитатель: Пытка семью секундами( слайд 34)

Советская пропаганда умело использовала человеческие слабости противника. Например, любовь к музыке. Из громкоговорителей, установленных у передовой, неслись старые мелодии, которые буквально выворачивали души немцев. Они перемежались сообщениями о прорывах русских на том или ином участке фронта, антигитлеровскими лозунгами.

Но одной из самых действенных психологических атак было монотонное тиканье часов, сопровождавшееся комментарием о том, что каждые семь секунд на фронте погибает один немецкий солдат. После этого над заснеженной степью звучала мелодия танго... Или Катюша!

Источник: «Комсомольская правда», 2003, 27 января.


Воспитатель: сейчас я предлагаю Вам всем вместе исполнить любимую песню наших бойцов, которая помогала бить врага ненавистного. Это известная песня Блантера «Катюша»



Звучит песня «Катюша»

Воспитатель: 19 ноября 1942г. – 2 февраля 1943 г. контрнаступление, окружение и разгром немецких войск. Ребята, давайте посмотрим, кто же руководил Сталиградской битвой, запомним хорошо их имена и фамилии. Итак, кто был, кто в Сталинградской битве. Посмотрим силы сторон. 200-й, последний день Сталинградского побоища – второе февраля 1943 года. В этот день по всей Германии был объявлен трёхдневный национальный траур, были приспущены государственные флаги со свастикой. Германская армия ещё не знала таких катастроф. Гитлер никогда не испытывал такого позора. Товарищ Сталин, давая оценку этой битве, впоследствии скажет: «Сталинград был закатом немецко-фашистской армии.».

Воспитатель:

Воспитатель: 2 февраля 1943 г. в 16 часов историческая Сталинградская битва закончилась победой войск Красной Армии. Итак, давайте вместе подведем итоги Сталинградской битвы. Что дала победа советской армии? Какой урок получила нацистская Германия? Давайте вместе выскажемся, поговорим. Давайте более подробно познакомимся с потерями обеих сторон (Слайд 42) Ценой огромных потерь, жертв советская армия одержала победу под Сталинградом 2 февраля 1943 года.

Воспитатель:

И снова вернемся к воспоминаниям детей войны. Вот что они вспоминают.

«И вот февраль 1943 года. Оставшиеся части немецкой армии бежали из разбитого Сталинграда назад, через нашу станицу. Зрелище было удручающим: ободранные, заросшие, голодные, с обезумевшими глазами люди…Едва ли они походили на тех бравых, веселых солдат, которыми были еще недавно, не было даже намека на всесильную армию. Уже не было веселья и губных гармошек».

Воспитатель:

Сейчас мы с вами выполним следующее задание:

Я прочту вопрос и ответ на него, а вы должны взять свои карточки и стать с ними у доски в соответствии с правильным ответом. (Карточки)

Когда закончилась Сталинградская битва?

2 февраля 1943 года советская армия одержала победу в Сталинградской битве (Все ребята с карточками строятся возле доски с правильным ответом)

Воспитатель:

Город – герой

8 мая 1965 г. Президиум Верховного Совета СССР издал Указ об утверждении Положения о почетном звании, в этот же день с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» оно было присвоено городу Волгограду.

10 ноября 1961 г. Президиум Верховного Совета РСФСР постановил переименовать город Сталинград в город Волгоград.

Воспитатель 2:

В память о героизме и мужестве защитников Сталинграда внести Георгиевскую ленту. Прошу всех встать и почтить минутой молчания память всех погибших защитников Сталинграда.

Проводится минута молчания.

Воспитатель: А сейчас, давайте вместе с вами подведем итоги нашего занятия «Непокоренный Сталинград» Карточки).

Итак , что значила победа в Сталинградской битве для советской армии и Советского союза? Сейчас, я вам раздам карточки на которых написано значение этой битвы. А вы с карточкой будете выходить к доске и зачитывать свой ответ.

Победа в Сталиградской битве – это:
- Начало коренного перелома в ходе войны, стратегическая инициатива перешла в руки советских войск.

- Красная армия впервые осуществила наступательную операцию группы фронтов по окружению и уничтожению крупной вражеской группировки.

- Гибель лучших немецких войск под Сталинградом вызвала упадок морального духа солдат Германии

- Победа в Сталинграде вызвала подъем национально-освободительного движения в странах порабощенных фашистами

- Возрос международный авторитет СССР, это являлось важным фактором дальнейшего укрепления антигитлеровской коалиции



Воспитатель:

Второе февраля – Победа в Сталинградской битве!

Курган, скульптура Матери-Отчизны, тишина…

И как в немом… и чёрно-белом, старом фильме

Печален шаг Потомков… Сердце… и Душа…

Здесь не чеканят шаг. Здесь всё открыто…

Идут и Ветераны, Деды и Отцы…

И преклоняются к Фамилиям убитых

За Жизнь что после… Матери… Сыны…

Звенят Медали… Алые гвоздики -

На мрамор Памяти от всех Живых!

И Русское, извечное Простите…

На склоне… в Храме Всех Святых…

Минута длится… в Слёзы верить…

И Жизнь, как Покаяние – длинна!

А Подвиг Ваш… конечно не измерить…

Всё потому… что Родина… Одна!



Молодцы ребята, спасибо за память о ВОВ.

Спасибо за внимание.











Карточки

Победа Советской армии в Сталиградской битве – это:
- Начало коренного перелома в ходе войны, стратегическая инициатива перешла в руки советских войск.

- Красная армия впервые осуществила наступательную операцию группы фронтов по окружению и уничтожению крупной вражеской группировки.

- Гибель лучших немецких войск под Сталинградом вызвала упадок морального духа солдат Германии

- Победа в Сталинграде вызвала подъем национально-освободительного движения в странах порабощенных фашистами

- Возрос международный авторитет СССР, это являлось важным фактором дальнейшего укрепления антигитлеровской коалиции












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!