СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе для 7-8 классов интеллектуальная игра «Умники и умницы»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе для 7-8 классов интеллектуальная игра «Умники и умницы»»

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №571 с углубленным изучением английского языка Невского района Санкт-Петербурга











Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе для 7-8 классов интеллектуальная игра

«Умники и умницы»





Составила:

Учитель русского языка и литературы

Протасевич Ольга Владимировна






г. Санкт-Петербург

2022

Цель: развитие познавательного интереса к изучению русского языка и литературы и мотивация на дальнейшее их изучение

Задачи:

1. обобщить полученные знания по русскому языку и литературе;

2. развивать творческие способности и обобщать словарный запас у учащихся;

3. развивать навыки самостоятельной коллективной работы;

4. развивать логическое мышление, внимание, активность и инициативность;

Оборудование: ноутбук, мультимедийная доска или проектор, презентация, раздаточный материал, музыкальное сопровождение

Время: 45 минут

Правила игры:

  • Игра состоит из 8 раундов;

  • за каждый правильный ответ – 1 балл;

  • время на обсуждение вопроса – 30 секунд;

  • если у игрока нет правильного ответа, дается время на обсуждение другой команде – 10 секунд;

  • после истечения времени команда должна дать ответ;

  • победитель – команда, которая набрала большее количество баллов













Ход игры


I. Организационное начало

Учитель:

Доброе утро, дорогие ребята.  Сегодня мы собрались с вами, чтобы посоревноваться и поделиться своими знаниями друг с другом, получить положительные эмоции и весело провести время. Наша интеллектуальная игра «Умники и умницы» посвящена русскому языку и литературе.


Русский язык

С кириллицы начав родное слово,

И изучив его от А до Я,

Нет лучшего, чем языка родного,

Пока звучит родимая земля.

Она звучит Есенина стихами,

Здесь Маяковский, словом режет звук,

Любимый Пушкин ежедневно с нами,

И Фет, и Тютчев, с ними нет разлук!

А сколько в прозе русского звучанья,

Толстой и Гоголь, Шолохов, друзья,

Ведут нас, словом к радости сознанья,

Что русские они все, как и я!

Благодарю Мефодия, Кирилла

За буквы, звуки, благозвучность слов,

Что к языку нам русскому привили

Огромную, бескрайнюю любовь!

О.Яковенко



II. Основная часть

Сегодня в нашей игре принимают участие 3 команды. Пожалуйста, придумайте название и девиз своим командам.

1 раунд «Разминка» Загадки

У вас есть 5 секунд на обдумывание ответа. Если команда не знает, то очередь переходи к следующей ккоманде.

Все вы назовете их едва,

Самые короткие слова.

Отчего они так важны, не пойму?

«По», «на», «за», «в», «от» и «у».

(Ответ: Предлоги)


Искусство читать и искусство писать

Сложнее чтения, сложней математики.

Наука, что может язык изучать,

Называется просто — …

(Ответ: Грамматика)


А по русскому у нас

Очень сложная программа.

Мы в словах из разных фраз

Ищем дружно …

(Ответ: Орфограммы)


Зовут его крылатым словом,

Его значение всем знакомо,

Название звучно с афоризмом.

Его зовем …

(Ответ: Фразеологизмом)


Часть слова, известная всем.

Не быть его может совсем,

Оно может быть звуковое,

А может быть и нулевое.

(Ответ: Окончание)


В текст слова чужие вставим,

И в кавычки их поставим.

Вы же знаете, ребята,

Что в кавычках, то …

(Ответ: Цитата)


Если корень выделяем,

Суффикс мы определяем

И приставку мы найдём,

Окончание обведём.

Наши действия — не вздор,

По составу то…

(Ответ: Разбор)


Мы давно позабыли такие слова:

«Чело» — это лоб, а «глава» — голова.

Редко встречаются, не надоевшие,

Эти слова мы зовем …

(Ответ: Устаревшие)


«Иван Родил Девчонку,

Велел Тащить Пеленку».

По первым буквам прочитай,

Все шесть братишек называй.

Их имена скорей скажи.

Конечно, это …

(Ответ: Падежи)


С вопросом предложения

Я обозвал «спросительные».

Я позабыл в волнении

Название …

(Ответ: Вопросительные)


Если первое — «Я», «Мы»,

Если третье — «Он», «Они»,

А второе если, значит, «Ты» и «Вы».

И не иначе.

(Ответ: Лицо)


Она выражает значение слова

И называется просто — …

(Ответ: Основа)


Слова означают одно и то же,

Но между собою они не похожи.

По-разному пишутся и говорятся…

Как называются? Кто догадался?

(Ответ: Синонимы)

2 раунд «Пословица – сохранившийся обломок древней философии» Аристотель

( соедините 2 половины одной пословицы)

Перед вами «разорванные» пословицы. Найдите продолжение к каждой из них

1. Что написано пером, не вырубишь топором.

2. Книгу читать как на крыльях летать.

3. Мир освещается солнце, а человек знанием.

4. Не спеши языком, торопись делом.

5. Дело мастера боится.

6. Делу время, а потехе час.

7. Семь раз отмерь… один раз отрежь.

8. Ученье свет, а неученье – тьма.

9. Труд человека кормит, а лень портит.

10. Кто много читает, тот много знает.

11. Язык мой - враг мой.

12. Без русского языка не сколотишь и сапога.

13. Слово — серебро, молчание — золото.

14. Не ножа бойся, языка.

15. Перо всегда смелее языка.

3 раунд «Художественные произведения»

Соедините слова попарно, назовите автора, произведение.

1. Степан Парамонович

2. Андрий

3. Алёна Дмитриевна

4. Феврония

5. Олег

6. Змея

7. Платов

8. Илюша

9. Хрюкин

10. Охотник

11. Петр

12. Татарка

13. Левша

14. Очумелов

4 раунд. Блиц-опрос

1. Кто спас генералов, которые оказались на необитаемом острове? (Мужик).

2. Какой рассказ Тургенев назвал кличкой собаки? («Муму»).

3. С кем воевали казаки в повести «Тарас Бульба»? (С поляками).

4. Какими строками начинается поэма Пушкина «Руслан и Людмила»? («У лукоморья дуб зелёный...»).

5. Фамилия Хамелеона? (Очумелов).

6. Местность на реке Днепр, куда Т. Бульба решил отправиться со своими сыновьями? (Запорожье).

7. Кто написал «Песнь о вещем Олеге»? (А.С.Пушкин

8. Из чего сделал мужик силки, чтобы накормить генералов? (Из волос).

9. Герои рассказа Тургенева «Бежин луг»? (Мальчики-пастухи).

10. Автор «Песни о купце Калашникова»? (М.Ю. Лермонтов).

11. Что выдернул Андрий из-под головы спящего брата? (Мешок).

12. Что скрыл Кирибеевич от царя на пиру? (Алёна Дмитриевна – замужняя женщина).

13. На чём генералы вернулись домой? (На корабле).

14. Какими строками начинается стихотворение Лермонтова «Бородино»? («Скажи-ка, дядя...»).

15. Кого укусила собака в рассказе Чехова «Хамелеон»? (Хрюкина).

5 раунд «Ребусы» Писатели

Ответ: Солженицын



Ответ: Крылов

Ответ: Маршак

Ответ: Грибоедов

Ответ: Пушкин

Ответ: Лермонтов

Ответ: Некрасов

Ответ: Толстой




6 раунд « Угадай по рифме»

  1. Буря мглою небо… … кроет,

Вихри снежные… …крутя,

То, как зверь, она… … завоет,

То заплачет, как… …дитя.

( А.С. Пушкин. «Зимний вечер»)


  1. Белеет парус… …одинокий

В тумане моря… … голубом,

Что ищет он в стране… …далёкой,

Что кинул он в краю… …родном?

( М.Ю. Лермонтов « Парус»).



  1. У меня растут… … года,

Будет мне… … 17,

Где работать мне… …тогда,

Чем мне… … заниматься?


( В.В. Маяковский « Кем быть?»).


  1. Однажды в студёную зимнюю… …пору,

Я из лесу вышел, был сильный… …мороз.

Гляжу, поднимается медленно… …в гору

Лошадка, везущая хворосту… … воз.

( Н.А. Некрасов. «Мужичок с ноготок»).



7 раунд «Поэт»

Команды соревнуются в знании стихотворений наизусть. Оценивается количество и качество исполнения, артистичность. За каждое стихотворение жюри присуждает по 5 баллов.

8 раунд «Пантомима»

С помощью пантомимы изобразить:

- следующие жанры: детектив, трагедию, комедию, сказку.

- профессию: художник, писатель, критик, композитор.

III. Организационный конец.

Подведение итогов. Рефлексия Награждение победителя.

Дорогие друзья! Наша игра подошла к концу. Спасибо всем за активное участие, ваши знания и сообразительность. Давайте послушаем результаты. Что вам понравилось и запомнилось больше всего? В каком настроении вы уходите(выберите смайлик перед выходом). До новых встреч!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!